В России могут ввести оплату за обращение с ТКО по факту, а не по нормативу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России могут ввести оплату за обращение с ТКО по факту, а не по нормативу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если договор не заключен, это не повод не платить за вывоз ТКО. Компания не имеет оснований отказать потребителю в обслуживании, следовательно, платить придется. Когда человек отсутствовал более пяти суток, можно обратиться за перерасчетом.

Как правильно установить мусорные контейнеры около частных домов

Если учесть все без исключения правила, выбрать место, которое одновременно устроит жителей частного сектора, и не будет противоречить параграфам СанПиН, довольно сложно. И в этом случае одним из решений могут стать индивидуальные мусорные баки небольшой вместимости, поставленные у каждого частного домовладения.

Не стоит забывать и о реформе, проводящейся в России – раздельный сбор твердых коммунальных и бытовых отходов подразумевает установку двух баков минимум: для сухих (синие контейнеры) и пищевых, органических видов ТБО (серые накопители). Сортировка непищевых видов отходов также может производиться в отдельные накопители.

Но ещё один важный аспект, который стоит помнить – наличие в частном секторе возможности самостоятельной утилизации большей части пищевых отходов. Основную часть органических остатков используют для производства компоста, натурального удобрения. Это главная причина, по которой пропорции в составе мусорной массы существенно отличаются для собственников ИЖС и жителей городских многоквартирных товариществ. Такая особенность ведения хозяйства является весомым основанием к расположению около каждого дома только одного, личного мусорного контейнера, для органических отходов.

В «ТоргКомс-Групп» можно заказать любой из представленных баков разной вместимости

120 литров 140 литров 240 литров 360 литров

Если вариант с расположением малых индивидуальных накопителей для пищевых отходов устраивает жителей улицы, для сбора сухих видов ТБО – стекло, пластик, бумага и картон, металл – стоит организовать установку соответствующих (синих) баков в удобном для всех месте. Обратите внимание, что санитарные нормы не будут нарушены, даже если контейнеры для непищевых видов ТБО будут удалены от домов менее чем на 20 метров.

Сухие отходы не разлагаются, не привлекают уличных животных, насекомых в теплые сезоны, не имеют характерного гнилостного запаха.

Отчего зависит размер платы за вывоз мусора

Как было раньше? Изначально вывоз мусора относили к жилищной услуги и им занимались ТСЖ и управляющие компании. Сейчас же будут на конкурсной основе выбирать операторов (предприятия), которые и будут выполнять эту функцию.

Логичный вопрос: а как будут начисляться платежи? Ответ прост и очень интересный.

  • во-первых, по количеству членов семьи. Этим никого не удивишь, сколько человек прописано, на столько и рассчитываются показатели. Эта система работает по другим коммунальным счетам.
  • во-вторых, вывозить мусор будут на полигоны. Казалось бы, что тут необычного. А теперь смотрим дальше: действительны только те полигоны, которые занесены в соответствующий реестр. Из этого следует, что километраж увеличится в неопределенное количество раз и естественно возрастет цена за оказываемую услугу.

После такого, вряд ли кто-то из жильцов будет сидеть тихо и смирится с таким произволом, нужно не молчать, а требовать перерасчет коммунальных платежей в случае нарушения прав плательщика.

С какими проблемами сталкиваются люди в частном секторе?

Вывозить мусор самостоятельно могут не все люди, которые проживают в частном секторе. В таком случае можно обратиться в специализированную компанию, которая возьмет на себя организационные вопросы. Эта проблема не должна игнорироваться, потому что она может стать масштабной в плане экологии.

Если устроить свалку в неразрешенном месте, сезонно сжигать отходы, то можно нанести вред природе и людям, которые проживают рядом. Когда человек доверяет вывоз мусора специализированной компании, то решается сразу несколько проблем одновременно:

  • спил деревьев по сезонам;
  • уборка строительного мусора;
  • вывоз габаритного и крупного мусора контейнером, утилизация старой мебели, которая уже не пригодится в хозяйстве;
  • сезонная уборка листьев.

Согласно санитарным инструкциям твердые отходы должны вывозиться своевременно и утилизироваться правильно. Со специализированной компанией можно заключить договор. Когда частное лицо самостоятельно вывозит отходы, то все расходы не возмещаются.

Правда ли, что теперь за вывоз мусора платить будут все?

Да, платить будут все, кто так или иначе производит твердые коммунальные отходы: жители многоквартирных домов, собственники нежилых зданий и помещений, жители частных домов, садоводческие товарищества и др.

Исключение предусмотрено лишь для собственников машино-мест в многоквартирных домах.

Если вы прописаны в вашем дачном доме, то вы будете платить за обращения с ТКО как житель жилого дома, исходя из написанных выше нормативов. Если же вы не прописаны на даче, то расчет размера оплаты будет производиться исходы из объема вывезенных контейнером с мусором, определенного в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (Постановление Правительства РФ от 06.03.2016 № 505)

При этом, собственники индивидуальных жилых домов, жители многоквартирных домов, находящихся на непосредственном управлении, владельцы нежилых помещений в жилых домах, управляющие компании, ТСЖ, СНТ, ДНТ и т. д. обязаны будут заключить договоры с региональными операторами по обращению с ТКО. А если такие договоры не были заключены, то договор автоматически считается заключенным в форме типового договора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.

Что такое твердые коммунальные отходы?

Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юр.лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. (абз. 21 ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Также определено понятие «крупногабаритные отходы» – это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах (п. 2 Правил обращения с ТКО). Эти отходы также относятся к ТКО, и региональный оператор обязан их вывозить.

Как можно будет сэкономить?

Как и в случае с любой другой коммунальной услугой, кроме отопления, если расчет за нее ведется по нормативам, то за период временного отсутствия потребителя (более 5 дней) можно будет потребовать перерасчет и снизить размер платы (п. 148.44 Правил оказания коммунальных услуг).

Также, если коммунальную услугу по обращению с ТКО вам оказывают ненадлежащего качества, например, не каждый день вывозят мусор, вы также вправе в соответствии с Правилами оказания коммунальных услуг составить акт, о том что услуга оказана некачественно, и затем уже на основании этого акта снизить размер платы за обращение с ТКО (п. 148.45 Правил оказания коммунальных услуг).

Также на коммунальную услугу по обращению с ТКО распространяется право на получение субсидии для малоимущих горожан. Она полагается всем, чья ежемесячная плата за услуги ЖКХ превышает 22 процента от общего дохода семьи. Получить такую субсидию можно в органах социальной защиты населения.


Не пользуешься – не плати

Командировка, отпуск, болезнь – основания потребовать вернуть часть платы за коммунальные услуги. Перерасчет сделают, если потребитель отсутствовал по месту регистрации больше пяти дней.

Читайте также:  Приватизация квартиры в Москве в 2022: документы, инструкция, сроки и адреса
При временном отсутствии потребителя коммунальных услуг более пяти календарных дней подряд можно требовать перерасчета платы за услуги (в соответствии с п. 86 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства от 06.05.2011 №354).

Какие нужны документы?

Факт временного отсутствия в квартире подтверждают следующие документы:

– копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку, или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

– справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

– проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии, счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

– справка о временной регистрации или ее заверенная копия;

– справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающую начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

– справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

– справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

– справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения товарищества;

– иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Почему не нужен бумажный договор с каждым потребителем

Собственники обязаны заключить договор на вывоз ТКО с регоператором. А регоператор, в свою очередь, не может отказать в этом потребителям, если они живут в зоне его деятельности. То есть хотят собственники и операторы этого или нет, но договор между ними будет.

Правительство утвердило типовой договор для услуги по вывозу мусора, который потребители и регоператор могут дополнить. Например, стороны могут договориться, что мусор будет вывозиться чаще, а потому услуга будет стоить дороже. Но не наоборот.

Поскольку хранить тысячи одинаковых договоров с собственниками для коммунальщиков сложно, то письменно заключать их необязательно. Обычно регоператоры выкладывают на своих сайтах типовые договоры, которые действуют для всех. Это законно. Но если собственник захочет, регоператор обязан выдать ему подписанный договор.

В целом договор с регоператором считается заключенным в двух случаях:

Вот аналогия: если в квартиру поступает холодная вода, автоматически считается, что жильцы ею пользуются. Собственнику квартиры не нужен бумажный договор с водоканалом, договор между ними действует автоматически по общим для всех правилам. Юристы называют такую схему заключением договора через конклюдентные действия, иначе говоря, через молчаливое согласие.

Можно встретить ошибочное мнение, что конклюдентными действиями для услуги по вывозу ТКО будет первая плата за мусор по квитанции. На самом деле это не так. В правилах предоставления коммунальных услуг сказано, что договор с регоператором начинает действовать с момента, когда оператор начал вывозить мусор, а вы стали собственником дома или квартиры.

Исключение — периоды, когда был договор на вывоз мусора с другой организацией. Это не означает, что вы можете договориться с кем-то другим вместо регоператора. Но если регионального оператора не было или вы платили другому регоператору, то не должны платить за услугу повторно.

То есть начало работы регионального оператора — это и есть отправная точка для начисления платы, а конклюдентные действия — сам факт приобретения права собственности на жилой дом.

Перерасчет объема платы за коммунальную услугу при временном отсутствии

Правила содержат норму, на основании которой при отсутствии проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по вывозу мусора рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Указанная норма оспаривалась в Верховном суде Российской Федерации по причине противоречия положениям Гражданского кодекса и Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей».

Истец, оспаривавший данную норму, ссылался на то, что потребитель обязан оплачивать только те услуги, которые ему были оказаны. Верховный суд в удовлетворении иска отказал. Однако указал, что при временном (более пяти полных календарных дней подряд) отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за услугу по вывозу мусора в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

Есть ли способы сэкономить на плате за обращение с ТКО?

  • Организовать раздельный сбор мусора.
    Для домов, которые используют раздельные накопление и сбор мусора, плата за обращение с ТКО рассчитывается не по нормативам, а в зависимости от объема вывезенных контейнеров. Благодаря раздельному сбору ТКО, вы сможете платить за реальное количество мусора, а не по абстрактным нормативам.
  • Сообщать в УК / региональному оператору об изменении числа жильцов.
    В постановлении №354 сказано, что потребитель обязан сообщать об уменьшении или увеличении числа временно и постоянно проживающих граждан в течение 5 рабочих дней. Если в вашем регионе плата за обращение с ТКО рассчитывается от числа жильцов, не забывайте сразу же сообщать в УК или региональному оператору о том, что теперь вас в квартире живет меньше.
  • Оформлять перерасчет при длительных отъездах в отпуск или на дачу.
    При временном отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) подавайте заявление о перерасчете платы за услугу по обращению с ТКО. Это возможно по п.148(44) ПП №354.
  • Жаловаться на некачественный вывоз мусора.
    Когда услугу по обращению с ТКО оказывают плохо, мусор вывозится значительно реже, чем по нормативам и условиям договора, можно писать претензию и требовать уменьшения платы за эту услугу. По п.148(45) ПП №354 можно получить вплоть до 100% освобождения от оплаты услуг по обращению с ТКО. За каждые сутки отклонения от нормативов можно добиться снижения рассчитанной за месяц платы за обращение с ТКО на 3,3%.

Плата за мусор за квадратный метр

Плата за ТКО с квадратного метра не запрещена для установления в регионах. При этом Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” содержит норму о том, что

При установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относительно их экономически обоснованного уровня для других потребителей не допускается.

То есть руководствуясь нормативами накопления, рассчитывая тариф за мусор с квадратного метра, необходимо соблюдать принцип равенства применения такого тарифа, не усугубляя другим методом расчета положения других потребителей коммунальной услуги по вывозу ТКО.

Начисление с квадратного метра незаконно

Региональные власти Кировской области в лице министерства энергетики и ЖКХ стали ответчиками в судебном разбирательстве по иску гражданина, оспорившего плату за мусор с “квадрата”. В своем исковом заявлении он просил отменить распоряжение министерства «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов» в части, которая устанавливает нормативы с квадратного метра для кировчан.

Истцы уверены, что плата за мусор с «квадрата» нарушает их право на равенство граждан независимо от места жительства, закреплённое в Конституции РФ. Кроме того, они полагают, что нарушена методика определения нормативов накопления ТКО, утверждённая федеральным правительством

По итогам процесса суд отменил плату с квадратного метра, установленную пунктом 2.1 распоряжения Министерства от 26.12.2018 №67 «Об утверждении нормативов накопления ТКО». Этот пункт гласит: «В муниципальных образованиях «Город Киров» и «Город Кирово-Чепецк» для жилого фонда вне зависимости от степени благоустроенности оплата коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, предоставленной потребителю в жилом помещении, осуществляется исходя из общей площади жилого помещения, на основании нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Кировской области с 1 квадратного метра общей площади».

Читайте также:  Как правильно подать на развод в 2022 году?

Судья отменила также норматив для Кирова с 1 кв. метра в размере 0,0621 кубометра в год. Кроме того, в пользу истцов с Министерства взысканы госпошлины по 300 рублей каждому.

Кто теперь может не платить за вывоз мусора: новые решения суда

Установление нормативов накопления ТКО относится к полномочиям субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта РФ).

Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов установлены Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 “Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов”.

Норматив накопления ТКО – среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени.

Нормативы определяются исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу соответственно. В свою очередь, расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

  1. Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:
  2. территорий субъекта Российской Федерации – муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  3. категорий потребителей услуги по обращению с отходами – физических и юридических лиц;
  4. категорий объектов, на которых образуются отходы;
  5. видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

В течение 2017 года субъекты РФ должны были завершить работу по разработке и установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов с учетом четырех сезонов.

Нормативы могут устанавливаться дифференцировано по численности населения, проживающего в поселении/городском округе, по категориям потребителей, а также по категориям объектов.

В аналитических целях для сопоставимости значений нормативов накопления ТКО субъектов РФ эксперты использовали значения нормативов, установленных для индивидуальных и многоквартирных домов.

Нормативы накопления ТКО в субъектах РФ различаются по форматам исходных данных: в одних субъектах РФ нормативы накопления устанавливаются исходя из расчета на одного человека, в других – исходя из расчета на квадратный метр, в-третьих – возможны оба случая. Кроме того, в некоторых субъектах РФ нормы накопления установлены для всей территории субъекта, а в некоторых – устанавливаются отдельно для каждого из городов, вплоть до самого небольшого муниципального района. Есть случаи, когда нормативы накопления в разных субъектах РФ указаны в различных единицах измерения. Аналогичная ситуация выявлена в случае анализа единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО. Нормативы накопления ТКО устанавливаются в м3 или кг на расчетную единицу. Расчетной единицей является один проживающий или 1 кв. м общей площади.

В большинстве субъектов РФ расчетной единицей норматива накопления является один проживающий.

Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО, исходя из общей площади жилого помещения, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. м. общей площади жилого помещения.

В случае если размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, то в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении.

Формулы для расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые определены в приложении № 2 к Правилам № 354, применяются в зависимости от принятого в субъекте Российской Федерации порядка оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Согласно пункту 148(30) Правил № 354 в отношении потребителей в жилых помещениях (жилой дом, квартира) коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, а в случае если введено раздельное накопление сортированных ТКО – расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

При этом раздельное накопление сортированных ТКО следует считать организованным в случае утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядка раздельного накопления ТКО и фактического выполнения потребителями разделения ТКО по установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельных контейнерах для соответствующих видов ТКО.

Чтo тaкoe кoммyнaльныe oтxoды и чтo oтнocитcя к кoммyнaльным oтxoдaм пo зaкoнy?

3aкoн 24.06.1998 гoдa № 89-Ф3 oпpeдeляeт oтxoды пpинaдлeжaщиe к TКO пpи cлeдyющиx кpитepияx:

  • пpeдмeты, кoтopыe yтpaтили тoвapный вид вo вpeмя экcплyaтaции иx людьми в жилищax, чтoбы yдoвлeтвopить личныe и бытoвыe нyжды;
  • вo вpeмя дeятeльнocти юpидичecкиe лицa и пpeдпpинимaтeли тoжe oбpaзyют TКO, c пoдoбным cocтaвoм, кaк c жилыx пoмeщeний.
  • ocтaтoк пищeвыx oтxoдoв;
  • paзнaя yпaкoвoчнaя тapa;
  • иcпopчeнныe бытoвыe пpeдмeты, элeктpичecкиe пpибopы, paзличнaя
  • мeбeль;
  • мycop, coбpaнный нa yлицax и c paзличныx тeppитopий;
  • oтxoд, oбpaзoвaнный вo вpeмя yбopки caдa и oгopoдa;
  • мycop пocлe yбopки oфиcoв, тpaнcпopтныx cpeдcтв.

B TКO нe oтнocятcя oтxoды c живoтнoвoдчecкиx кoмплeкcoв, cтpoитeльныe oтxoды пpи бoльшoй cтpoйкe.

TКO пo пpoиcxoждeнию бывaют биoлoгичecкими и cинтeтичecкими. Cинтeтичecкий мycop дeлитcя пo типy мaтepиaлa: oтxoд бyмaжный, cтeклянный, дepeвянный, плacтмaccoвый и.т.д.

TКO pacшифpoвывaeтcя кaк твepдыe кoммyнaльныe oтxoды. Нa caмoм дeлe этo бытoвыe oтxoды, кoтopыe пoпaдaют в кoнтeйнepы и мycopoпpoвoды.
ЧTO тaкoe TКO в плaтeжкe зa квapтиpy? Дo нaчaлa этoгo гoдa oтдeльнoй гpaфы в квитaнции пo oтxoдaм нe былo, зa этy ycлyгy oплaтa былa включeнa в oбщeдoмoвыe pacxoды или в cтpoкy oбcлyживaниe жилoгo пoмeщeния.

Коммунальные отходы и обращение с ними: кто, когда, за чей счет?

Договор об оказании услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ (п. 5 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Такой типовой договор может быть дополнен, но не изменен и данные дополнения должны быть достигнуты соглашением сторон.

То есть, они не могут быть установлены исключительно по требованию потребителя, региональный оператор должен согласиться на внесение указанных дополнений в договор, объяснил суд.

ТСЖ просило установить 10-дневный срок уведомления регоператора в случае изменения сведений, предоставленных при заключении договора. Однако согласно подпункту «з» пункта 34 Правил № 354, потребитель обязан информировать исполнителя об увеличении или уменьшении числа граждан, проживающих (в том числе временно) в занимаемом им жилом помещении, не позднее 5 рабочих дней со дня произошедших изменений.

При этом потребитель, заключив договор, обязан руководствоваться его условиями и положениями действующего законодательства, регулирующего правоотношения по обращению с ТКО, в том числе положениями Правил № 354.

Отсюда при исполнении потребителем (ТСЖ) своей обязанности по информированию регоператора об изменении количества граждан, проживающих в жилом помещении, как это предусмотрено действующим законодательством, исключается вероятность (необходимость) обращения ТСЖ с заявлением о перерасчете.

Также регоператор исходит из того, что договор заключен с ТСЖ, которое является представителем собственников квартир в многоквартирных домах и исполнителем коммунальной услуги для жителей многоквартирного жилого дома, в отношении которых регоператор будет оказывать услугу по обращению с ТКО.

Таким образом, обязанности потребителей, закрепленные нормами действующего законодательства, транслируются на исполнителя в отношениях с региональным оператором либо ресурсоснабжающей организацией, подчеркнул суд.

Возможность вести учет объема и (или) массы ТКО расчетным способом исходя из количества и объема контейнеров определяется принятым в каждом конкретном субъекте РФ порядком оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО.

В данном случае спорная ситуация по договору возникла в Тюменской области. Поскольку в настоящий момент раздельный сбор отходов в этом регионе не введен, вести учет ТКО исходя из объемов и количества контейнеров в Тюменской области невозможно.

Поэтому суд отклонил довод ТСЖ о том, что жильцами спорного МКД самостоятельно ведется сортировка ТКО, и данное обстоятельство является основанием для заключения договора именно с учетом расчетов по объему и количеству контейнеров.

У регоператора в настоящее время отсутствуют законные основания для определения объема ТКО в рамках договора исходя из объема и количества контейнеров, вне зависимости от того сортируют ли жильцы ТКО или не сортируют, отметил суд.

В итоге суде решил отказать ТСЖ в удовлетворении заявленных требований.

Читайте также:  Маткапитал в 2023 году: сколько можно получить и на что потратить

2019 год принес россиянам немало сюрпризов. Один из них — мусорная реформа. Предполагается, что после ее реализации с территории страны исчезнет большая часть полигонов для захоронения ТБО. Мусор планируется перерабатывать или сжигать для получения тепла.

В областях, краях и республиках выбраны региональные операторы. Они имеют право собирать отходы, сортировать и перевозить на свалки или специализированные предприятия. Но жителей страны взволновало многократное повышение цен на услуги. Ранее с квартиры площадью 50-60 метров за вывоз ТКО платили 100-150 рублей, теперь такая сумма взимается с человека.

Чем руководствовались регионы и операторы, поднимая цены, непонятно. По маленьким и большим городам России прошли многочисленные митинги противников реформы. Но ничего не изменилась. В почтовые ящики опускаются квитанции с суммами по 500-600 рублей на семью, на контейнерных площадках стоят те же баки. О раздельном сборе мусора речь не идет.

Как заключить договор на вывоз мусора?

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

В соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребитель (лицо, заключившее договор с рег. оператором) обязан:

обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»;

подпункт б) пункта 13

Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.

В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.

пункт 7 раздела II «Коммерческий учет объема и (или) массы твердых
коммунальных отходов»

Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется (пункт 5 Правил):

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

пункт 5 Правил

Таким образом, собственники ТКО обязаны осуществлять коммерческий учет ТКО по одному из вышеперечисленных способов.

Между предприятием и рег. оператором заключается публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Рег. оператору достаточно договор на оказание услуг по обращению с ТКО опубликовать в прессе.

В соответствии со статьей 435 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.

В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил.

Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) — 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) — 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из вышеизложенного получается, что если в адрес потребителя (указанный в выписке ЕГРЮЛ) рег.оператором был направлен договор на оказание услуг по обращению в твердыми коммунальными отходами , и при этом подписанный вариант договора, либо мотивированный отказ от подписания рег. оператору в установленные законом сроки не поступали — договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.

Обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО прописана в договоре:

производить оплату по настоящему договору в порядке, размере и сроки, которые определены настоящим договором

пункт в) раздела IV Типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами

Все что написано выше, в отношении ИП подтверждает Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 28.10.2019 по делу № А36-254/2019:

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 октября 2019 г. по делу N А36-254/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2019

Постановление изготовлено в полном объеме 28.10.2019

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего Егоровой С.Г.

судей Елагиной О.К., Козелкина И.И.

при участии в судебном заседании:

от истца — ООО «Чистый город» Сорокин Д.В. (дов. N 12 от 25.06.2019);

от ответчика — ИП Бодакин С.Е. Хамхоев Р.Ю. (дов. N 2 от 19.03.2019); Бодакин М.С. (дов. от 22.08.2019);

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бодакина Сергея Евгеньевича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 по делу N А36-254/2019,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Чистый город» (далее — истец, ООО «Чистый город», ОГРН 1064802000889, ИНН 4802009478) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бодакину Сергею Евгеньевичу (далее — ответчик, ИП Бодакин С.Е., ОГРНИП 308480205000046, ИНН 480200227963) о взыскании суммы задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 58 678 руб. 72 коп. (включая НДС) за период июль, август, сентябрь, октябрь 2018 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации — далее АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 исковые требования удовлетворения в полном объеме.

Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Брянской области от 21.08.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2019 и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В обоснование доводов жалобы кассатор ссылается на то, что договор с истцом не был заключен; считает, что истцом в расчетах принята неверная площадь имущества; обращает внимание суда на то, что в настоящее время им оспаривается примененный в расчетах норматив.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...