Ответственность за нецелевое использование земельных участков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нецелевое использование земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одним из видов незаконных действий с участками является их самозахват. Ответственность за такие действия предусматривается согласно Статьи 7.1 КоАП. Кроме непосредственного самозахвата данной статьей предусмотрена ответственность за эксплуатацию земель без надлежащих документов (основания для выполнения каких-либо действий с ней), отсутствие документальных разрешений на производимые работы.

Перевод земель с/х угодий или земельных участков в составе таких земель из земель с/х назначения в иные категории относится к наиболее трудным задачам. Совсем нет желания в этой связи упоминать известную русскую пословицу, про то, что «гладко было на бумаге, да забыли про овраги», но в данном случае она очень точно отражает суть вещей.

Отказ власти по включению участка сельхозугодий могут спровоцировать различные объективные обстоятельства:

  • в заключении органа местного самоуправления о целесообразности включения земельного участка в границы населённого пункта содержатся сведения об отсутствии подъездных путей к участку или невозможности подключения объектов, которые будут построены на нём, к сетям энерго- , водо- и газоснабжения
  • участок сельхозугодий находится в границах особо охраняемых территорий или установленной охранной зоны скотомогильника
  • целая масса других фактов, которые ставят под сомнение целесообразность изменения статуса сельхозугодий

Изъятие земель у собственника

Основания и порядок осуществления данной процедуры детально регулируется нормами Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Иные нормативные правовые акты также включают в себя общие нормы, указывающие на возможность изъятия земель.

Закон выделяет несколько оснований для проведения процедуры изъятия:

  • снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
  • не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения органами госземнадзора;
  • эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.

Изъятие земельных участков может осуществляться у любых правообладателей, независимо от вида права. При этом такое изъятие может выражаться в прекращении арендных правоотношений.

Непосредственной причиной для изъятия служит неисполнение предписания органа земндзора, которое выдано в одно время с привлечением владельца к административной ответственности. При этом если административного наказания не было, предписание не может считаться действующим, и оно подлежит отмене по заявлению лица, которому оно выдано.

При выявлении факта неисполнения предписания начинается процедура изъятия.

  1. Инспектор подает необходимую информацию в региональную администрацию.
  2. Этот орган обращается в суд с иском об изъятии земли.
  3. По истечению полугода после вынесения положительного решения суда организуется процедура публичных торгов.
  4. Все полученные средства от продажи поступают бывшему собственнику, но из суммы вычитаются реально понесенные убытки на организацию торгов.

Законодательство о понятии “земли сельскохозяйственного назначения” и пользовании ими

Ст. 77 ЗК РФ дает определение данной универсалии. Сельскохозяйственные земли – территория, которая:

  • располагается за пределами населенного объекта;
  • предоставляется для необходимости осуществления сельскохозяйственного функционирования;
  • предназначается исключительно для сельскохозяйственных целеустановок.

ЗК РФ, Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

  • Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
  • В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
  • Упомянутый текст разъясняет состав аграрных земель:

  • Сельскохозяйственные угодья.
  • Земельная площадь, на которой размещаются:
    • внутрихозяйственная система дорог;
    • коммуникационная составляющая;
    • лесные посадки, обеспечивающие защитную функцию;
    • объекты водного хозяйства;
    • здания и строения, предназначенные для агропромышленного производства продуктов, спецхранения и первоначальной обработки.
  • Ст. 78 ЗК РФ определяет, как реализуется использование земельной территории сельскохозяйственного предназначения, а именно:

    • для проведения процесса сельхозпроизводства;
    • для выращивания лесонасаждений с предохранительными функциями;
    • для воплощения в жизнь научных исследований в данной области;
    • организации учебного производственного процесса;
    • реализации идей рыбоводства.

    Кому допускается передавать для использования земли сельхозназначения?

    Закон гласит, что после передачи земельных территорий проводить свою работу на них могут:

    • крестьянские или фермерские хозяйства;
    • граждане, работающие на ЛПХ, занимающиеся садоводческим и огородническим процессом, выращиванием скота;
    • коммерческие предприятия, кооперативные товарищества, унитарные предприятия федерального и муниципального уровней, хозяйственные сообщества;
    • некоммерческие организационные образования, религиозные общины, потребкооперативы;
    • казачьи сообщества;
    • научные организации, ведущие изучающую, экспериментальную, производственную деятельность по направлениям сельского хозяйства;
    • общеобразовательные организации;
    • образовательные организации, готовящие специалистов изучаемой отрасли;
    • общины малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, хранящие исторически сложившийся образ жизнедеятельности и занимающиеся народными промыслами.
    Читайте также:  Медицинская комиссия: дейтеранопия и водительские права

    Комментарии к ст. 8.8 КОАП РФ


    1. Цель данной статьи состоит в обеспечении охраны земли как важнейшего фактора жизнеобеспечения населения и средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей народного хозяйства, а также как элемента окружающей среды, находящегося в сложной взаимосвязи с другими ее составляющими -водными ресурсами, лесами, животным и растительным миром. Сфера применения норм данной статьи охватывает деятельность промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных, строительных, транспортных и других предприятий и организаций, частных предпринимателей и граждан, как использующих землю в процессе производства, так и оказывающих на нее антропогенное воздействие.

    2. Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства. Объем законодательства и нормативных предписаний весьма велик. Основными актами являются: Земельный кодекс РФ (см. гл. I.1 «Земельные участки»); Федеральные законы от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм. и доп.); от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве»; от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота».

    3. Комментируемая статья содержит составы административных правонарушений, различающиеся по объективной стороне. Объектом всех правонарушений являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).

    4. Использованием земель не по целевому назначению, т.е. не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого-либо объекта, и т.п.

    5. Часть 2 данной статьи определяет состав административного правонарушения, объективную сторону которого составляет невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства в течение срока, установленного федеральным законом, — противоправное деяние в виде бездействия. Объективная сторона данного правонарушения состоит в невыполнении собственником, арендатором или владельцем земельного участка принятых на себя в законном порядке обязательств по использованию такого участка в предназначенных целях и в установленный законом срок. При этом необходимо учитывать признак обязательности цели использования земельного участка: производство сельскохозяйственной продукции, иная деятельность, связанная с этим производством, а также временной признак, поскольку факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока.

    6. Субъективная сторона — вина в форме умысла или неосторожности.

    7. Дела рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель (ст. 23.21).

    Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

    8. С 1 июля 2011 г. вступает в силу ч. 1.1 комментируемой статьи, предусматривающая административную ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по его целевому назначению — для ведения сельскохозяйственного производства или иной деятельности, связанной с этим производством. Имеется в виду земельный участок, на который распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    Судебная практика по статье 8.8 КоАП РФ:

    Решение Верховного суда: Постановление N 5-АД16-246 от 08.11.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Решение Верховного суда: Определение N 310-АД16-21238 от 27.02.2017 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД15-3776 от 18.05.2015 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Решение Верховного суда: Определение N ВАС-71/13 от 25.03.2013 Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Решение Верховного суда: Постановление N 308-АД16-3007 от 30.05.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Решение Верховного суда: Постановление N 77-АД17-6 от 22.05.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Решение Верховного суда: Постановление N 14-АД17-6 от 03.08.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Решение Верховного суда: Постановление N 310-АД16-11870 от 09.11.2016 Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Решение Верховного суда: Постановление N 78-АД16-34 от 27.10.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Решение Верховного суда: Постановление N 14-АД17-5 от 26.06.2017 Судебная коллегия по административным делам, надзор

    • Первая
    • «
    • Последняя

    Особенности принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

    Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.

    Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.

    Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:

    • факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
    • с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
    • доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.
    Читайте также:  Перечень документов для восстановления военного билета

    Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.

    Когда можно перевести земли в другую категорию

    Для использования земель сельскохозяйственного назначения в иных целях их необходимо перевести в другую категорию. Ведь земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке, если он ненадлежаще его использует или не использует в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (ст. 284, 285 Гражданского кодекса РФ). Правомерность такого изъятия подтверждают и арбитры (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 августа 2010 г. № 17АП-7586/2010-ГК).

    Порядок перевода земель из одной категории в другую установлен Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ).

    При этом перевод сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

    1) с консервацией земель;

    2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения. Для создания туристско-рекреационной зоны и перевода земель сельскохозяйственной категории в «земли особо охраняемых территорий и объектов» должно быть принято постановление Правительства РФ о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории РФ, где расположен земельный участок (постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 декабря 2010 г. № 07АП-10686/10, ФАС Северо-Западного округа от 21 сентября 2010 г. № А66-14704/2009);

    3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

    4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения объектов;

    5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного или водного фонда, земель запаса;

    6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

    7) с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;

    8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

    9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона № 172-ФЗ не допускается перевод земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на 50 процентов и более превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса РФ.

    Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

    Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ). Они в основном используются сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции.

    В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

    Чем нельзя заниматься

    Согласно действующему законодательству, на землях сельхозназначения строго запрещено вести какую-либо коммерческую деятельность.

    Например, если вы построите на участке жилое помещение, которое оборудуете в хостел, то придется платить большой штраф.

    Если земля принадлежит к категории с/х назначения, то на нее распространяется несколько ограничений, нарушение которых приведет к ответственности. Размер штрафа будет определен в соответствии с КоАП:

    • физ. лицо — 0,5–1 %, но сумма не может превышать 10 000 р.;
    • должностное лицо — 1–1,5 %, но сумма не может превышать 20 000 р.;
    • юридическое лицо — 1,5–2 %, но сумма не может превышать 100 000 р.
    Читайте также:  Оплата труда в ночное время: положения ТК РФ и правила расчета

    Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

    Определение 1

    Земли сельхозназначения – это земли, расположенные за пределами населенных пунктов и предназначенные специально для нужд и целей сельского хозяйства.

    Категория земель сельхозназначения включает в себя 2 субкатегории, каждая из которых имеет собственный дифференцированный правовой режим:

    1. сельскохозяйственные угодья (сюда относится пашня, сенокос, пастбище, залежи, земельные участки с многолетними насаждениями такие, как сады, виноградники и пр.). Они обладают приоритетом в использовании и подлежат тщательной охране (причем можно говорить о конкретных отличиях в правовом режиме, к примеру, пашни и сенокосы или пастбища и виноградники). Если сельхозугодия относятся к разряду мелиорированных, в таком случае на правообладателей данных участков земли накладываются дополнительные обязанности;
    2. несельскохозяйственные угодья (сюда относят земли, на которых располагаются внутрихозяйственные дороги, коммуникации, лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от влияния отрицательных (вредных) климатических, антропогенных и техногенных явлений, водные объекты, а также здания, строения, сооружения, используемые для производственных нужд, хранения и первичной переработки сельхозпродукции).

    Об использовании земель сельхозназначения в вопросах и ответах

    — Кроме увеличения размеров штрафов, на которые мы уже обратили внимание, следует сказать, что при неиспользовании земельного участка сельхозназначения размер штрафа зависит от кадастровой стоимости неиспользуемой части земельного участка и составляет для физических лиц до 0,5 % от данной стоимости, но не менее 3000 рублей. Для должностных лиц соответственно до 1,5 %, но не менее 50000 рублей и для юридических лиц — до 10 %, но не менее 200000 рублей.

    — Параллельно законодатель наряду с ужесточением штрафных санкций предусмотрел не возможность, а именно обязанность замены штрафа на предупреждение. Но эта норма действует только в отношении субъектов малого и среднего бизнеса и их работников в случае, если правонарушение совершено впервые и оно не причинило вред окружающей среде.

    Основные типы разрешённого использования земельного надела

    В зависимости от целевого назначения земель каждый участок в свою очередь имеет свой вид разрешённого использования с присвоением соответствующего числового кода. Так, градация данных земель выглядит следующим образом:

    • Земли для ведения сельскохозяйственной деятельности – код 1, подразделяется на 18 категорий, в соответствии с которыми на данной земле можно заниматься животноводством, растениеводством, возводить постройки сельхозназначения, проводить различные селекционные и прочие мероприятия в соответствии со статусом земли.
    • Земли поселений – код 2, содержит 7 основных подтипов, а именно– индивидуальная жилая застройка, многоквартирные дома высокой, средней и малой этажности, личное приусадебное хозяйство для организации садоводства в личных целях и т. д.
    • Участки, предполагаемые под размещение общественных зданий и сооружений, код 3, включает 10 подпунктов и предполагает под собой право на размещение объектов коммунального обслуживания, медицинских учреждений, школ, ДОУ, вузов, зданий, предназначенных для соцобеспечения населения и другие подобные объекты.
    • Земли, предназначенные для ведения бизнеса и прочей коммерческой деятельности, имеющие классификатор под номером 4, включающим в себя 10 типов объектов, в частности, предприятия торговли, гостиничного бизнеса, придорожного сервиса, общественного питания и т. д.
    • Участки, отведённые под рекреационные и парковые зоны, предназначенные для размещения подобных, в том числе спортивных сооружений. Записаны в реестр под кодом 5 и содержат в себе 5 пунктов.
    • Земли промышленного назначения для строительства на них заводов, фабрик и объектов их инфраструктуры, подсобных построек, код 6, состоит из 11 типов.
    • Участки для освоения под транспортную инфраструктуру, код 7, включающий 5 категорий.
    • Земли для размещения объектов военного и стратегического значения расположены под шифром 8, состоят из 3 пунктов.
    • Последний шифр среди видов разрешённого использования – 9, включающий 2 подпункта и предполагающий занятие деятельностью по охране природных объектов.

    Откуда берутся новые земли сельхозназначения

    Процедура территориального зонирования предполагает выделение фонда перераспределения участков. Его статус предусмотрен п. 1 ст. 80 ЗК РФ и продиктован необходимостью иметь резерв для удовлетворения потребности мелких сельхозпроизводителей в земельных участках оптимального качества. Такие земли обычно перераспределяются для дачных участков, устройства и расширения фермерских хозяйств, создания ЛПХ, под сады, плантации, огороды, сенокосы, пастбища.

    Создание такого фонда было продиктовано сложностями переходного периода земельной реформы конца XX века. Первоначально в него включались земли изъятые у владельцев и пользователей не выполнявших обязанностей по целевому и эффективному использованию, переведённые в угодья с низким и средним уровнем кадастровой стоимости, изъятые из оборота по другим основаниям. Все эти условия формирования фонда сохраняются и сейчас. Однако современные земельные отношения определяются уже несколько иными реалиями — в фонд поступают земли, приобретённые органами федеральной и региональной власти, а также муниципалитетами.


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...