Оказание бюджетным учреждением платных услуг

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оказание бюджетным учреждением платных услуг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В отличие от бюджетных учреждений, право которых оказывать платные услуги в рамках государственного (муниципального) задания прописано в ч. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», аналогичное право для АУ в Законе № 174-ФЗ в явном виде не установлено. Однако в бюджетном законодательстве говорится о том, что государственное (муниципальное) задание на оказание услуг должно содержать в числе прочего предельные цены (тарифы) на оплату этих услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, определенных законодательством РФ (п. 1 ст. 69.2 БК РФ). Иными словами, возможность предоставления автономным учреждением каких-либо государственных (муниципальных) услуг за плату в рамках задания в действующем законодательстве все-таки предусматривается, но только в определенных случаях, указанных в федеральных законах. При этом речь здесь идет только об услугах, но не о работах.

Правила оказания платных услуг.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

  • образовательные и медицинские услуги;

  • социальные услуги;

  • гостиничные услуги;

  • консультационные услуги;

  • издательская деятельность;

  • деятельность, связанная с торговлей;

  • предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

  • платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));

  • услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);

  • платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);

  • гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);

  • платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Как обосновать, что услуга является платной

Если бюджетное учреждение выполняет задачи в соответствии с уставом, указаниями и поручениями учредителя, однако не получает на это средств в виде субсидий или компенсаций, то все отношения с юрлицами в данной сфере правоотношений устанавливаются в соответствии с ГК РФ на основе договорных отношений, то есть услуга предоставляется за плату. В качестве пояснения рассмотрим Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 N 09АП-36803/2012-АК по делу N А40-98860/12-92-911.

ФАС возбудила дело по признакам нарушения федеральным бюджетным учреждением «Служба морской безопасности» (далее — ФБУ) ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции . По мнению антимонопольного органа, ФБУ взимало с хозяйствующих субъектов не предусмотренную законодательством плату за экспертизу — данная услуга должна была предоставляться на безвозмездной основе. Исключив экспертизу из перечня платных услуг (работ) по основным видам деятельности и разместив соответствующую информацию на своем сайте, ФБУ обратилось в суд, полагая, что решение и предписание ФАС нарушают его права и законные интересы учреждения.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Экспертиза, проводимая ФБУ, не входит в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг . Таким образом, указанная услуга не является государственной услугой в смысле Закона о предоставлении госуслуг. Поэтому бюджетные денежные средства на проведение экспертизы ФБУ не получает.

Утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 352 вместе с Правилами определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.

С учетом того что в ходе проведения экспертизы ФБУ оплачивает деятельность сотрудников по изучению и проверке документов, за предоставление оказанной услуги ФБУ в соответствии с уставом и на основании заключенных договоров взимает денежные средства.

Судом принято во внимание и то, что данный вид деятельности не включен в ведомственный перечень государственных услуг, а также то, что указанный вид деятельности не установлен в качестве государственного задания (п. 3 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях), в связи с чем на него финансовое обеспечение ФБУ в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ не предусмотрено (п. 6 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Читайте также:  В Ульяновской области сохранят льготы для женщин и мужчин, достигших 55 и 60 лет

Согласно уставу ФБУ экспертиза относится к основным видам деятельности учреждения и осуществляется за плату. Обязанность ФБУ проводить такую экспертизу определена распоряжением учредителя (Росморречфлота). Методика расчета размера платы за услугу тоже определена учредителем. Перечень оказываемых ФБУ за плату услуг утвержден приказом начальника ФБУ. Право Росморречфлота передать ФБУ полномочия по оказанию данной услуги определено приказом Минтранса.

Позиция судебных органов

В силу ст. ст. 6, 69.2 БК РФ под государственными (муниципальными) услугами понимаются услуги, оказываемые в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными некоммерческими организациями. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о предоставлении госуслуг основным принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является правомерность взимания с заявителей государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона о местном самоуправлении установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Внимание. Перечень платных медицинских услуг, включает в себя утверждённый главным врачом список услуг, отличных от предлагаемых госпрограммой, где указывается номер, код и вид услуги, её единица (посещение, операция, манипуляция, процедура).

В списке обозначена стоимость каждого вида помощи. В примечании может быть отмечен способ лечения или врач, ведущий приём.

Заболевания указываются по разделам:

  • травматология-ортопедия;
  • физиотерапия;
  • функциональная диагностика;
  • рентгенография;
  • массаж;
  • лечение в дневном стационаре;
  • дерматовенерология и другие.

Список довольно большой, рассмотрим некоторые из коммерческих услуг:

  1. анонимное лечение и диагностика;
  2. консультации, лечение и диагностирование, проводимые на дому;
  3. лечение сексуальных расстройств;
  4. логопедическое лечение для пациентов взрослых поликлиник;
  5. профвакцинация, кроме обязательной;
  6. искусственное оплодотворение;
  7. санаторное лечение, кроме детского и специализированного взрослого;
  8. стоматологические услуги;
  9. помощь психолога;
  10. услуги косметолога.

Территориальная доступность медицинской организации для населения

В ст. 10 Основ охраны здоровья граждан в Российской Федерации перечислены конкретные меры, которые должны помочь обеспечить территориальную доступность населения к медицинским организациям. Так, согласно указанной статье, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
3) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинскими работниками средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.

Территориальная доступность медицинской организации означает, что каждый человек может обратиться к врачу в пределах границ своего населенного пункта либо в течение разумного времени передвижения до медицинского учреждения с учетом доступных транспортных средств.
Особенности территории РФ таковы, что санитарная авиация — подчас единственная надежда жителей отдаленных местностей (или мегаполисов с затрудненным движением) получить скорую медицинскую помощь. Распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р субъектам РФ рекомендовано использовать при развитии социальной инфраструктуры методику определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры. Данные методические рекомендации исходят из признания несоответствия существующей сети учреждений социально-культурной сферы и объема оказываемых ими услуг потребностям населения, а также сокращения числа учреждений социально-культурной сферы.
Методика определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах здравоохранения, в отличие от аналогичной методики в области образования, не устанавливает параметров географической доступности (например, радиус обслуживания дошкольных учреждений составляет от 300 м в городе и до 500 м — в сельской области, для иных учреждений образования в расчет берется соотношение между числом обучающихся и численностью жителей). Исходя из уровней обслуживания, где за единицу отсчета принимается отделение на 25 коек для стационара или врачебная должность для амбулатории Методика помогает рассчитать потребность в госпитализации, но не доступность медицинской помощи. В связи с этим для разных территорий Российской Федерации складывается своя территориальная доступность медицинской помощи. Но это не значит, что органы власти не должны стремиться к улучшению доступности медицинской помощи. При этом, необходимо не только осуществлять строительство и открытие новых организаций здравоохранения, но и улучшать доступность к объектам здравоохранения посредством ремонта и строительства дорог, улучшения транспортного обслуживания населения.

Зачем государственные больницы взялись оказывать платные услуги

«Это не только у вас, это, судя по всему, по стране в целом происходит. К специалистам нужно записываться за месяц, талонов нет, а чтобы сдать анализы – за три месяца. за деньги – в любое время. Это криминал», – выговаривал губернатору Амурской области Александру Козлову президент Владимир Путин, лично инспектировавший в начале августа дальневосточные территории. Козлов в этой трудной беседе действительно был вынужден отдуваться за всех своих коллег – коммерциализация государственной медицины идет повсюду, но уж больно тернистым, а довольно часто (с Путиным тут не поспоришь) и нелегитимным путем. однако, как убедился Vademecum, балансировать на грани дозволенного и разумного операторам госсектора приходится в силу обстоятельств непреодолимой силы – недофинансирования индустрии, ущербной нормативной базы, невнятной тарифной политики регуляторов и в принципе отсутствия у всех участников процесса понимания, зачем государственным медучреждениям нужна такая опция, как платные услуги.

Читайте также:  Уголовно-правовая характеристика торговли людьми

Соблюдение стандартов медицинской помощи при оказании платных медуслуг

Минздрав в Письме указал, что платные медицинские услуги можно оказывать в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента частично:

  • в виде осуществления отдельных консультаций
  • отдельных медицинских вмешательств.

Также возможно оказывать медуслугу в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.

Платные услуги в перечне услуг медорганизаций, участвующих в реализации программы бесплатного оказания гражданам медпомощи возможны.

В соответствии с пунктом 7 Правил (Постановлению Правительства РФ от 04.10.2012 №1006) такие медорганизации могут оказывать платные медицинские услуги в 4 случаях:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

  • установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;
  • применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

По итогам опросов населения…

Проведённый опрос показал, что почти половине респондентов из числа опрошенных граждан различных населённых пунктов приходилось обращаться за платными медицинскими услугами. В основном пациентами частных клиник становятся люди с высшим образованием, сравнительно высоким уровнем дохода, часто страдающие хроническими заболевания. Причинами обращения в такие учреждения являются: более достойное качество обслуживания, больший комфорт и сервис. Причиной отказа от платных услуг является их непомерная стоимость. Около трети опрошенных людей вынуждены отказываться от приобретения дорогостоящих медикаментов. Каждому десятому приходится пожертвовать диагностикой и консультациями.

Платные услуги полностью удовлетворяют лишь 42% граждан. Но большинство при этом готово платить и дальше – за приём на дому или без очереди, диагностику, консультации и т. д. Тех, кто пользуется услугами медицинского учреждения на платной основе вынужденно, – 34%. Из них люди старшего возраста составляют 61%.

В случае нарушения договора

Соответственно закону РФ «Об охране здоровья граждан» при ненадлежащем исполнении или неисполнении обязательств по договору потребитель должен обратиться к исполнителю с претензией. её необходимо выразить в письменном виде. В этом документе должно содержаться указание одного из требований, предусмотренных ФЗ «О защите прав потребителей». Законом права пациента защищены. Исполнитель, нарушивший договор, должен по требованию потребителя или безвозмездно исправить недостатки оказанной помощи, или уменьшить стоимость, или выполнить работу повторно, или возместить понесённые расходы по исправлению недостатков оказанной услуги. Если нарушены права пациента, в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан возместить в полном объёме ущерб, нанесённый его жизни или здоровью.

Частная медицина и ОМС – понятия совместимые?

С 2011 года российская медицина стала страховой – оказанные гражданам медицинские услуги оплачивают страховые компании. По сути, для населения мало что изменилось – медицина остается безоплатной, но со всех работающих ежемесячно взимается по 5,1% от зарплаты на финансирование ОМС.

Но главное, что дал переход на страховую медицину в России – возможность выбирать между поликлиниками, врачами и больницами. Так, для получения помощи от терапевта достаточно прикрепиться к поликлинике и записаться на прием к врачу.

Что интересно, необязательно идти в привычную районную поликлинику. В системе ОМС появляются частные медицинские организации – и, если у такой организации в штате есть врачи общей практики или врачи-терапевты, к ней можно прикрепиться.

Какие услуги обычно предлагают частные клиники по ОМС

Клиники, включенные в программу территориальных гарантий, получают деньги или по подушевому нормативу, или за фактически оказанные медицинские услуги. Пока они получают не очень много денег – чуть больше 5% от общего бюджета фондов обязательного медицинского страхования.

Учитывая особенности работы по ОМС, частные клиники ориентируются на сложные и дорогостоящие виды лечения, вроде:

  • КТ и МРТ;
  • гемодиализ;
  • экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО);
  • лечение онкологических заболеваний (хирургия, лучевая терапия, химиотерапия);
  • стоматология;
  • офтальмология, и т.д.

То есть, организовывать прием терапевта или невролога по ОМС может только крупная клиника, которая экономит за счет масштабного потока пациентов. Купить же и установить аппарат для МРТ могут многие – тогда как для государства это все еще очень дорого.

Правила предоставления платных медуслуг

  • Платные медицинские услуги – медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования (далее — договор)
  • Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
  • ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
  • В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» с лицензией на осуществление медицинской деятельности на платной основе осуществляются следующие виды медицинских услуг:
Читайте также:  ​Пособие по инвалидности в 2022 году

456940, Россия, Челябинская область, г. Куса, ул.8-Марта, д.3

  1. Проведение медицинских осмотров профилактических.
  2. Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
  3. Доврачебная медицинская помощь:
  4. — акушерская помощь
  5. — вакцинация
  6. — лабораторная диагностика
  7. — лечебное дело
  8. — рентгенология
  9. — физиотерапия
  10. — функциональная диагностика
  11. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь, в том числе:
  12. а) первичная медико–санитарная помощь по :
  13. — вакцинация
  14. — инфекционным болезням
  15. — контроль качества медицинской помощи
  16. — клинической лабораторной диагностике
  17. — неврологии
  18. -оториноларингологии
  19. — офтальмологии
  20. — рентгенологии
  21. -терапии
  22. — физиотерапии
  23. — функциональной диагностики
  24. — хирургии
  25. — эндокринологии
  26. б) специализированная медицинская помощь по:
  27. — предварительным медицинским осмотрам
  28. — периодическим медицинским осмотрам
  29. — медицинскому (наркологическому) освидетельствованию
  30. — неврологии
  31. — профпатологии
  32. — психиатрии
  33. — психиатрии-наркологии
  34. — экспертизе на право владения оружием
  35. Стационарная медицинская помощь, в том числе:
  36. а) первичная медико–санитарная помощь по:
  37. — хирургии
  38. б) при осуществлении медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов по:
  39. — акушерству и гинекологии
  40. в) специализированная медицинская помощь по:
  41. — акушерству и гинекологии
  42. — хирургии

456940 Россия, Челябинская область, г. Куса ул. Олимпийская, д.71

  • Стационарная медицинская помощь, в том числе при осуществлении
  • первичной медико–санитарной помощи по:
  • — инфекционным болезням
  • — педиатрии

456940, Россия, Челябинская область, г. Куса, ул. Ленина, д.4а

  1. Доврачебная медицинская помощь
  2. — акушерское дело
  3. — стоматология
  4. Амбулаторно–поликлиническая помощь
  5. а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по:
  6. — стоматология
  7. — ультразвуковая диагностика
  8. — эндоскопия
  9. б) при осуществлении медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов по:
  10. — акушерству и гинекологии

456940,Россия,Челябинская область, г. Куса, ул. Бубнова, д.13

  • Доврачебная медицинская помощь
  • — стоматология
  • Амбулаторно–поликлиническая помощь при осуществлении специализированной медицинской помощи по:
  • — стоматология терапевтическая

456940, Россия, Челябинская область, г.Куса, ул. Ленина, д. 21

Амбулаторно–поликлиническая помощь при осуществлении специализированной медицинской помощи по:

— дерматовенерология

456940, Россия, Челябинская область, г. Куса, ул. Ленина, д.6

  1. Амбулаторно–поликлиническая помощь при осуществлении специализированной медицинской помощи по:
  2. — медицинскому (наркологическому) освидетельствованию
  3. Стационарная медицинская помощь, в том числе:
  4. а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи по:
  5. — педиатрии
  6. — терапии
  7. б) при осуществлении специализированной медицинской помощи по:
  8. — бактериологии
  9. — медицинскому (наркологическому) освидетельствованию
  10. — терапии
  11. — неврологии
  12. — педиатрии;
  13. — эндокринологии

Что в общих чертах представляет собой госпитализация по квоте на ВМП?

Чтобы понимать как это устроено, лучше самостоятельно изучить Приказ Минздрава, с ежегодными коррективами, в котором детально описываются все основные виды хирургических вмешательств и других видов медицинской помощи, включенных в список ВМП. В каждом стационаре, получившем лицензию Минздрава или территориального органа здравоохранения, разрешен свой перечень видов ВМП.

Поскольку для получения квоты ВМП Вам необходимо получить подтверждение авторизованной медицинской организации о том, в чем вы именно нуждаетесь. Для этого вы проходите 3 последовательных этапа.

В первую очередь, вы опять обращаетесь в территориальную поликлинику по месту жительства, где вам повторно назначат список анализов и обследований, чтобы решить, действительно ли вы настолько больны, как вам кажется. После прохождения этого обследования ваши документы будут представлены на комиссию врачей, выносящей вердикт без вашего участия, о необходимости получения лечение в рамках ВМП. Если это решение будет в вашу пользу, то, вы вместе с протоколом консилиума врачей обращаетесь за выделением квоты в Департамент здравоохранения Москвы (при наличии московской регистрации). Если же вы не москвич, хотя и прикреплены к московской поликлинике, то комиссия порекомендует вам обращаться в региональный Минздрав.

Медицинская помощь в государственных ЛПУ — по полису ОМС или за деньги? Что нужно знать, чтобы сделать правильный выбор?

Маленькие секреты устройства государственной системы стационарной медицинской помощи. Государственный коечный фонд достался нам из СССР. Однако, к 1990 году в СССР проживало 290 млн.чел., а сейчас меньше 150. При этом государственные медицинские стационары федерального и ведомственного значения, включая научно-исследовательские институты, госпитали силовых ведомств, клиники управделами Президента РФ, лечебные учреждения ОАО «РЖД», гражданской авиации и другие, построенные из расчета в два раза большего населения и бесплатной медицины, остаются фактически востребованными лишь наполовину. Ведь за последние 28 лет сокращению и ликвидации подверглись лишь больницы медсанчастей при крупных заводах и фабриках вместе с самими заводами и фабриками. Поэтому с одной стороны московский рынок медицинской помощи формально перенасыщен предложениями со стороны федеральных, ведомственных и государственных клиник, с другой стороны — качество оказания медицинской помощи и их контроль оставляет желать лучшего.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...