Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги в странах мира в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Узбекистан не является государством с высоким уровнем безработицы. Среди прочих он занимает только 105 место. По официальным данным, безработным является менее 10 процентов трудоспособных жителей. Большая часть из них это молодёжь, большой процент также составляют женщины.
Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц
Место в рейтинге | Название страны | Ставка подоходного налога (в %) |
1 | Албания | 10 |
2 | Босния и Герцеговина | 10 |
3 | Болгария | 10 |
4 | Казахстан | 10 |
5 | Беларусь | 12 |
6 | Макао | 12 |
7 | Россия | 13 |
8 | Иордания | 14 |
9 | Коста-Рика | 15 |
10 | Гонконг | 15 |
11 | Литва | 15 |
12 | Маврикий | 15 |
13 | Сербия | 15 |
14 | Судан | 15 |
15 | Йемен | 15 |
16 | Венгрия | 16 |
17 | Румыния | 16 |
18 | Ангола | 17 |
19 | Украина | 18 |
20 | Черногория | 19 |
21 | Словакия | 19 |
C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.
Услуга: Калькулятор налога на доходы
1. Сохраняются круг налогоплательщиков, а также порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических лиц.
В отношении зданий и сооружений (за исключением линейных объектов и объектов незавершенного строительства) вводится порядок, в соответствии с которым при исчислении налога на имущество налоговая база по этим объектам не может быть ниже минимальной стоимости, установленной в абсолютной величине за 1 кв.м. в следующих размерах:
- в городе Ташкенте — 2,5 млн сумов;
- в городе Нукусе и областных центрах — 1,5 млн сумов;
- в других городах и сельской местности — 1 миллион сумов.
Налогоплательщикам предоставлено право привлечь оценщиков для проведения оценки стоимости недвижимости в случае, если стоимость 1 кв.м объекта ниже установленной минимальной стоимости. Результаты независимой оценки будут признаваться в качестве налоговой базы.
Если результаты оценки стоимости окажутся больше установленной минимальной стоимости 1 кв.м, налогоплательщики вправе применить в целях исчисления налога установленную минимальную стоимость в расчете на 1 кв.м.
Налогоплательщики вправе:
а) предоставить справку о сумме налога на имущество юридических лиц за 2022 год без учета минимальных размеров стоимости 1 кв.м объектов недвижимого имущества до 1 февраля, с последующим предоставлением уточненной справки о сумме налога на имущество юридических лиц за 2022 год до 1 апреля, без применения к ним мер ответственности в виде пени. Уплата части суммы налога также осуществляется до 1 февраля.
При этом налогоплательщики до 1 апреля вправе осуществить сверку площади объектов недвижимого имущества с органами кадастра, а также обязаны уведомить налоговые органы о запланированном проведении независимой оценки стоимости объектов недвижимого имущества;
б) провести независимую оценку стоимости недвижимого имущества до 1 октября 2022 года в случае, если стоимость объекта 1 кв.м ниже установленной минимальной стоимости, с представлением в налоговые органы в течении 30 дней по завершению независимой оценки уточненной справки о сумме налога на имущество юридических лиц за 2022 год, а также результатов независимой оценки.
2. Снижается ставка налога на имущество юридических лиц с 2% до 1,5%. Снижается также и налоговая ставка по незавершенным в нормативный срок объектам строительства с 4% до 3%.
3. Сохраняется порядок налогообложения объектов, по которым законодательством могут применяться меры воздействия путем установления повышенных ставок налога на имущество юридических лиц. При этом налоговые льготы, указанные в статье 414 Налогового кодекса, на эти объекты не распространяются.
4. Предусматривается освобождение от налога на имущество юридических лиц новых нефтяных и газовых скважин в первые два года, начиная с месяца ввода их в эксплуатацию. По завершению действия данной налоговой льготы в отношении этих новых скважин в течении трех лет применяется налоговая ставка, сниженная на 50% от установленной.
1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц.
2. Налоговые ставки, действовавшие в 2021 году, индексируются в 1,1 раза по объектам жилого фонда, а также машиноместа, неразрывно связанного с многоквартирным домом. Это обусловлено тем, что для физических лиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения, определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в 2018 году.
В 2022 году для физических лиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2021 год, более чем в 1,3 раза.
3. Сохраняется порядок налогообложения объектов налогообложения, используемых для предпринимательской деятельности, либо при сдаче их в аренду юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а также объектов недвижимого имущества нежилого назначения, предназначенные для предпринимательской деятельности и (или) извлечения доходов, с применением к этим объектам ставок налога на имущество, установленных для юридических лиц (1,5%).
4. Предусматривается освобождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от налога на имущество физических лиц. Льгота распространяется на жилые помещения, выделяемые государством для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими 23-летнего возраста.
1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.
2. Базовые ставки земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения, действовавшие в 2021 году индексируются в среднем в 1,07 раза. При этом сохраняется порядок определения конкретного размера налоговых ставок органами государственной власти на местах на основании базовых ставок, с применением повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от их экономического развития и престижности района.
3. В 2022 году для физических лиц (за исключением ИП) сумма налога не должна превышать сумму налога, начисленного в 2021 году, более чем в 1,3 раза, с целью недопущения резкого роста налогового бремени в 2022 году.
4. Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой налоговой ста��ки, путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,25 до 0,3. При этом в отношении юридических лиц, единственными участниками которых являются общественные объединения инвалидов сохраняется коэффициент 0,25 к ставке земельного налога, с целью сохранения для этой категории налогоплательщиков налоговой нагрузки на уровне 2021 года.
В отношении линейных объектов (абзацы второй-пятый части шестой статьи 429 Налогового кодекса) коэффициент 0,3 применяется к налоговой ставке, установленной в среднем по каждому району и городу республики.
Среднюю налоговую ставку по каждому району и городу определяет налоговый орган по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения на основании налоговых ставок, установленных Кенгашами народных депутатов районов и городов, и до 5 января доводит ее до сведения налогоплательщиков.
5. Исключается из объекта налогообложения земельным налогом с юридических лиц земельные участки, отведенные для проведения геологоразведочных и (или) изыскательских работ.
6. Налогоплательщикам предоставляется право представления налоговой отчетности по земельному налогу по землям несельскохозяйственного назначения за текущий налоговый период до 1 февраля 2022 года. При этом уплата этого налога налогоплательщиками, не относящимися к плательщикам налога с оборота, осуществляется до 1 февраля 2022 года в размере одной двенадцатой части годовой суммы налога.
1.Порядок исчисления и уплаты налога за пользование водными ресурсами сохраняется.
2. Налоговые ставки, действовавшие в 2021 году, индексируются в среднем в 1,1 раза, а для отдельных отраслей экономики (за исключением предприятий промышленности, электростанций и коммунального обслуживания) — в 1,3 раза, и установлены в следующих размерах:
№ |
Налогоплательщики и объекты налогообложения |
Налоговая ставка за 1 куб.м (в сумах): |
||
поверхностные источники водных ресурсов |
подземные источники водных ресурсов |
|||
1. |
Предприятия всех отраслей экономики (за исключением указанных в пунктах 2 и 3), а также индивидуальные предприниматели |
240 |
290 |
|
2. |
Предприятия промышленности |
520 |
620 |
|
3. |
Электростанции и предприятия коммунального обслуживания |
80 |
100 |
|
4. |
Объем воды, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства |
40 |
40 |
|
5. |
Объем воды, используемой для мойки автотранспортных средств |
2 190 |
2 190 |
|
6. |
Объем воды, используемой для производства безалкогольных напитков и алкогольной продукции, кроме пива и вина. |
27 700 |
27 700 |
В мире есть ряд государств, в которых отсутствует подоходный налог, то есть физические лица не обязаны ничего выплачивать со своей заработной платы в государственный бюджет.
Страны, в которых отсутствует данный вид платежа, являются весьма богатыми и экономически развитыми. Большая часть из таких государств богата природными ресурсами, в частности, нефтью и природным газом. Благодаря добыче полезных ископаемых и весьма развитой экономике государство не нуждается во взыскании подоходного налога с граждан своей страны.
Методика расчета налога и обязательных взносов с доходов физических лиц
Налоговое законодательство Узбекистана включает в себя налоговое законодательство, утвержденное Законом № 396-1 от 24 апреля 1997 года и другими законами, регулирующими отношения в области налогов и сборов.
Другие законы и нормы Налогового кодекса, содержащиеся в других законах, регулируются налоговым законодательством.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые включены в налоговое законодательство, применяются правила международного договора.
Налоговое законодательство определяет правовые рамки налоговой системы, права и обязанности налогоплательщика, а также устанавливает порядок производства налогов и ответственность за налоговые нарушения.
Государственными налоговыми органами являются Государственная налоговая комиссия Республики Узбекистан, главные государственные налоговые органы Республики Каракалпакстан, государственные налоговые органы города Ташкента и области, а также местные, городские и местные налоговые инспекторы.
Государственные органы налоговой службы были созданы для обеспечения полноты и своевременности поступлений в бюджет налогов, сборов и других платежей.
Специальные административно-ревизионные подразделения в составе Государственной налоговой комиссии Республики Узбекистан для надзора за финансово-хозяйственной деятельностью субъекта и проведения документальных проверок и проверок, а также правительств, работающих в государственных налоговых службах с территориальными подразделениями и специальные подразделения для HR были созданы.
Государственные налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, «Федеральным законом о государственных налогах», другими законодательными актами и международными договорами Республики Узбекистан.
Государственные налоговые органы действуют в соответствии с законом и независимо от органов государственной власти и местного самоуправления.
Решения, принятые в пределах полномочий государственных налоговых органов, обязательны для всех юридических и физических лиц.
Структура и организация деятельности Государственной налоговой комиссии Республики Узбекистан определяются правилами Государственной налоговой комиссии Республики Узбекистан, утвержденными министрами Республики Узбекистан.
Налогообложение организаций и компаний имеет несколько характеристик с точки зрения налогообложения и методологических принципов.
Основным фактором, учитываемым при разработке метода налогообложения для компании или организации, является ее капитал. Это объясняет важную основу их экономической и финансовой деятельности. С этой точки зрения учитываются финансовые характеристики, такие как форма и источник формирования капитала, размер капитала, взаимоотношения учредителей, ликвидация, момент формирования пула резервов, сумма распределенного дохода, форма распределения и т. д. С точки зрения офисного управления организациям и предприятиям необходимо вести большое количество нормативных документов (книги, тетради) и вести бухгалтерский учет в установленном законом порядке.
Налогоплательщиком налога на прибыль является корпорация, имеющая налогооблагаемый доход (прибыль) в финансовом году.
Корпорации-резиденты Республики Узбекистан облагаются налогом на доходы (прибыль), полученные из источников как в Республике Узбекистан, так и за рубежом.
Юридические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом на доходы (прибыль), полученные из узбекских источников.
Налогооблагаемой статьей является доход (прибыль), рассчитанный как разница между вашим валовым доходом и вычетом, определенным в соответствии с налоговым законодательством.
При налогообложении доходов физических лиц необходимо учитывать такие факторы, как личность плательщика, социальный статус плательщика, статус брака и размер минимальной заработной платы, и на основе этих факторов должен быть разработан налоговый метод. Налогообложение физических лиц учитывает взаимосвязь и баланс между доходом и личными потребностями, а также разницу между доходом, полученным от ручного труда, и доходом от капитала.
Плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, которые имеют налогооблагаемый доход в финансовом году.
Физическое лицо, постоянно проживающее в Республике Узбекистан или находящееся в Узбекистане не менее 183 дней в течение периода до 12 месяцев в начале или конце финансового года, считается резидентом Республики Узбекистан и получает доход от источника деятельности. Вы будете облагаться налогом как против Республики Узбекистан, так и за рубежом.
Нерезиденты Республики Узбекистан облагаются налогом на доходы, полученные из узбекских источников.
НДФЛ, или налог на доходы физических лиц, в России платят (или должны платить) практически все граждане, получающий тот или иной вид дохода.
Исключений не так много, и эти исключения обычно связаны с теми случаями, когда человек получает доход от самого государства в виде тех или иных мер соцподдержки. К примеру, не облагаются НДФЛ пенсии, пособия, материнский капитал и т.п.
В остальных случаях этот налог обязателен к уплате. Что будет с налогом на доходы физических лиц в 2021 году, какие ставки НДФЛ будут действовать, изменится ли шкала налога.
Время нахождения в стране не прерывается, человек не выезжает за пределы государства для кратковременного (меньше полугода) обучения либо лечения. В противном случае, при нахождении менее 183 календарных дней на территории РФ, налогоплательщик получает статус нерезидента. Ставка НДФЛ в 2021 году у нерезидента/резидента.
Зачастую доходы резидентов облагают по ставке 13%, а нерезидентов – 30%. Однако на протяжении года налоговый статус сотрудника может поменяться. Когда нерезидент станет резидентом, налог требуется взимать в соответствии со ставкой 13 процентов.
О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2021 год Статья 1.
Внести в Закон Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 года № 938–XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г. № 9, ст. 338; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г. № 12, ст. 269; 1997 г.
№ 4–5, ст. 126; 2021 г. № 9, ст. 181; 2021 г. № 5, ст. 112; 2021 г. № 5, ст. 89; 2021 г. № 4–5, ст. 74; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2021 г. № 5, ст. 152; 2021 г. № 12, ст.ст. 590, 608; 2021 г. № 12, ст. 640; 2021 г. № 5, ст. 178, № 9, ст. 334, № 12, ст.
472; 2021 г. № 1, ст. 4; 2021 г. № 10, ст. 263; 2021 г. № 12, ст. 341; 2021 г. № 4, ст. 125)
•• Минимальный размер заработной платы (МРЗП) в январе составляет 96 105 сумов (установлен Указом Президента «О повышении размеров заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий» (от 2.12.2021 г. N УП-4582) .
••• В течение всего года при расчете НДФЛ и кратных МРЗП льгот применяется МРЗП, установленный на 1 января 2021 года, – 96 105 сумов (часть первая статьи 186 Налогового кодекса, далее – НК) .
•••• Ставка обязательных ежемесячных взносов на ИНПС граждан в 2021 году сохранена в размере 1% от налогооблагаемой суммы начисленной заработной платы (доходов) работника (приложение N 8 к Постановлению N ПП-2099) .
••••• Обязательные взносы на ИНПС вычитаются из начисленного НДФЛ (пункт 3 Положения о порядке начисления и уплаты работодателями обязательных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан, утвержденного постановлением МФ, ГНК и правления ЦБ, зарегистрированным МЮ 6.10.2021 г.
В соответствии с НК Российской Федерации, к налоговым резидентам относятся люди, которые находятся на ее территории больше 183 дней на протяжении последних 12 месяцев. Если иностранец получил этот статус, тогда с него удерживаются налоги в тех же суммах, что и с граждан России. Таким образом, НДФЛ с временно проживающего иностранца в 2021 году удерживается так же, как с нерезидента.
НДФЛ с иностранца, работающего по патенту, удерживается следующим образом: сначала работник после оформления патента платит фиксированный аванс, затем работодатель берет в фискальном органе справку, подтверждающую возможность уменьшить налог на сумму оплаченного аванса. После подтверждения – это занимает не больше 10 дней – бухгалтеру, начисляющему иностранцу зарплату, можно спокойно уменьшать размер платежа в бюджет на сумму аванса.
- О нас
- Правила
- Конфиденциальность
- Гаджеты
- Реклама
Ставка подоходного налога | 23 % | 2018 |
Соотношение зарплаты и расходов на жизнь
Средняя зарплата в Узбекистане не совсем соответствует уровню цен, что заставляет многих жителей страны ограничивать себя в тратах и экономить. С другой стороны, ситуация в Ташкенте и других городах отличается друг от друга. Если жителям столицы в целом хватает суммы среднего заработка на оплату жилья, продуктов и прочих нужд, и они еще могут себе позволить развлечения, то в регионах доходы и обязательные траты часто почти сопоставимы.
В Ташкенте аренда квартиры в спальных районах начинается от 200 долларов. Поход в магазин с покупкой фруктов, риса, курицы, хлеба и молока обойдется примерно в 15 долларов. Поездка по городу выйдет приблизительно в 2-3 доллара, а за коммунальные услуги (жилплощадь в 80 квадратных метров) придется отдать около 90 долларов. Налоги составят около 15 процентов от зарплаты.
Нахождение в стационаре стоит около 10-20 долларов в сутки (как в платных, так и в бесплатных клиниках). Из развлечений: билет в кино – 1 доллар, поход в кафе – 2 доллара с человека.
Кто и с чего должен платить НДФЛ
1.1. С 1 января 2020 года отменяются:
- а) упрощенный порядок исчисления и уплаты НДС.
- При переходе с упрощенного порядка исчисления и уплаты НДС на общеустановленный налогоплательщики вправе отнести к зачету сумму НДС по остаткам товарно-материальных запасов на 1 января 2020 года;
Пример. Предприятие, уплачивавшее в 2019 году НДС в упрощенном порядке, с 2020 года становится плательщиком налога по ставке 15%. На 1 января 2020 года на балансе предприятия числятся:
ТМЗ, приобретенные с НДС, в сумме 100 млн сум. Из них ТМЗ, приобретенные за последние 12 месяцев,
основные средства, приобретенные с НДС, с остаточной стоимостью 200 млн сум. Из них остаточная стоимость приобретенных в 2019 году составляет 50 млн сум;
объект незавершенного строительства стоимостью 300 млн сум.,
На 1 января 2020 года предприятие вправе отнести в зачет суммы НДС, приходящиеся на:
- остатки ТМЗ в сумме 80 млн сум.;
- основные средства с остаточной стоимостью 50 млн сум.;
- товары и услуги, включенные в стоимость объекта незавершенного строительства, на сумму 150 млн сум.
При этом суммы НДС уменьшают стоимость товарно-материальных ценностей и услуг в соответствии со ставками, указанными поставщиками при их приобретении.
- б) возможность добровольной уплаты НДС плательщиками налога с оборота.
1.2. Независимо от величины дохода от реализации товаров НДС уплачивают:
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющих ввоз (импорт) товаров через таможенную границу Узбекистана;
- юридические лица, производящие подакцизные товары (услуги) и (или) лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых;
- юридические лица — сельскохозяйственные товаропроизводители, при наличии у них орошаемых сельскохозяйственных угодий площадью 50 гектаров и более;
- юридические лица, осуществляющие реализацию бензина, дизельного топлива и газа;
- юридические лица, осуществляющие деятельность по организации лотерей;
- доверенное лицо — участник простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества, — по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества;
- юридические лица — собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа;
- юридические лица, выполняющие строительство объектов (за исключением текущего и капитального ремонта) за счет централизованных источников финансирования.
1.3. С 1 января 2020 года плательщиками НДС становятся:
- постоянные учреждения иностранных юридических лиц (независимо от размера дохода от реализации товаров (услуг)). Постоянные учреждения также вправе отнести в зачет сумму НДС по остаткам товарно-материальных ценностей на 1 января 2020 года;
- иностранные юридические лица, реализующие товары (услуги) на территории Узбекистана, если местом реализации таких товаров (услуг) признается Узбекистан.
- Для получения регистрационного кода плательщика НДС, налогоплательщикам, у которых обязательство по переходу на НДС возникает с 1 января 2020 года, рекомендуется подать соответствующее заявление о переходе на НДС до 10 января 2020 года.
1.4. Вводится порядок уплаты НДС налоговыми агентами.
Уплата НДС в этом случае осуществляется независимо от размера дохода от реализации товаров (услуг), как налогового агента, так и лица, которое реализует товары (услуги)
Налоговыми агентами для целей уплаты НДС признаются:
- а) уполномоченный орган по представлению в аренду государственного имущества — при представлении органами государственной власти и управления в аренду государственного имущества на территории Республики Узбекистан.
- Налоговый агент обязан удержать НДС из суммы арендной платы, установленной договором, и перечислить его в бюджет. Таким образом, в цене договора уполномоченный орган по предоставлению государственного имущества в аренду должен предусмотреть сумму НДС. Плательщики НДС сумму налога по таким договорам относят в зачет в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
- б) юридические лица либо индивидуальные предприниматели — при приобретении товаров (услуг) от иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Узбекистан в качестве плательщиков НДС.
- В случае осуществления реализации товаров (услуг) иностранными лицами на основании договоров поручения, комиссии или других посреднических договоров, налоговыми агентами признаются комиссионер либо поверенный.
1.5. Пересмотрен порядок определения места реализации услуг и их налогообложения НДС. В частности, оказание услуг, местом реализации которых не признается Узбекистан, теперь не рассматривается в качестве необлагаемого оборота.
Хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги, местом реализации которых не признается территория Узбекистана, получат право на зачет НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически оказанным услугам.
Необлагаемыми оборотами в соответствии с новым порядком признаются только обороты, освобожденные от налогообложения.
Преимущественным принципом при определении места реализации услуг является место осуществления деятельности лица, которое их получает.
1.6. Оптимизируется перечень оборотов по реализации товаров (услуг).
В частности, безвозмездная передача товаров (услуг), признанная экономически оправданной, не будет считаться оборотом по реализации товаров (услуг) и облагаться НДС.
2.1. Плательщиками налога на прибыль являются:
- юридические лица — резиденты Узбекистана;
- нерезиденты, осуществляющие деятельность через постоянные учреждения и получающие доходы из источников в Узбекистане;
- юридические лица — ответственные участники консолидированных групп налогоплательщиков;
- индивидуальные предприниматели, добровольно перешедшие на уплату налога на прибыль, а в случае превышения дохода за налоговый период 1 млрд сумов — в обязательном порядке;
- доверенные лица по договорам простого товарищества (договорам о совместной деятельности).
2.2. Не являются плательщиками налога на прибыль предприятия, уплачивающие налог с оборота.
2.3. Отменяются льготы с 1 апреля 2020 года:
- а) для подразделений охраны Национальной гвардии;
- б) в части освобождения прибыли, полученной от:
- производства протезно-ортопедических изделий, инвентаря для инвалидов, а также оказания услуг инвалидам по ортопедическому протезированию, ремонту и обслуживанию протезно-ортопедических изделий и инвентаря для инвалидов;
- оказания услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом (кроме такси, в том числе маршрутного);
- осуществления работ по реставрации и восстановлению объектов материального культурного наследия.
2.4. Сохраняется льготное налогообложение, предусматривающее освобождение:
- доходов по государственным облигациям и иным государственным ценным бумагам, а также доходов по международным облигациям юридических лиц — резидентов;
- доходов, получаемых Народным банком от использования средств на ИНПС граждан. Теперь эти доходы облагаются по нулевой ставке.
2.5. Срок переноса убытков увеличивается с 5 до 10 лет, предельный размер переносимого убытка — с 50% до 60% от налоговой базы.
Вместе с тем, налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка, образовавшегося до 1 января 2020 года, на будущее в течение не более пяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Совокупная сумма переносимого убытка, учитываемая в каждом последующем налоговом периоде, не может превышать 50 процентов налоговой базы текущего налогового периода.
2.6. Сохраняется ставка налога в размере 20% для банков, производителей цемента и полиэтиленовых гранул, а также операторов сотовой связи. Налоговая ставка в размере 20% распространена на рынки и торговые комплексы.
2.7. Устанавливается ставка налога на прибыль в размере 0%:
- для сельхозтоваропроизводителей по прибыли от реализации собственной сельхозпродукции. При этом объем реализации собственной сельхозпродукции должен составлять более 90%;
- для социальной сферы;
- для бюджетных организаций. До 1 января 2023 года предусматривается применение нулевой ставки к доходам из дополнительных источников при условии целевого использования на укрепление материально-технической и социальной базы, материальное стимулирование работников;
- по прибыли от реализации товаров (услуг) на экспорт. Доходы от экспорта должны составлять более 15%. Для этого должно быть документальное подтверждение экспорта и поступление доходов не позднее 180 дней со дня экспорта. Нулевая ставка не распространяется на экспорт сырьевых товаров по перечню, утвержденному указом президента от 29 ноября 2018 года № УП-5587, а также на международные перевозки (за исключением автотранспортных), транспортировку по трубопроводам и газопроводам.
2.8. Устанавливается пониженная ставка в размере 7,5% для предприятий, осуществляющих электронную торговлю. При этом объем электронной торговли должен составлять не менее 90%.
2.9. Для всех остальных налогоплательщиков ставка налога на прибыль устанавливается в размере 15%.
2.10. Отменяется каскадное налогообложение дивидендов путем внедрения механизма зачета по ранее обложенным суммам такого дохода.
2.11. Вводится порядок единовременных амортизационных вычетов при приобретении технологического оборудования или объектов недвижимости с отменой льготы в части уменьшения налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направляемых на их приобретение.
2.12. Сроки представления квартальной налоговой отчетности установлены не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Срок представления годовой налоговой отчетности — не позднее 1 марта года, следующего за налоговым периодом.
Предприятия с совокупным доходом за предыдущий налоговый период не более 5 млрд сумов — уплачивают налог в сроки представления налоговой отчетности. Если доход за предыдущий налоговый период превышает 5 млрд сумов, то предприятие уплачивает ежемесячно авансовые платежи не позднее 23 числа.
При этом авансовые платежи исчисляют налоговые органы исходя из совокупного дохода за предыдущий отчетный период, а в первом квартале — исходя из текущих платежей за последний квартал предыдущего налогового периода. Справка по авансовым платежам не представляется.
Уплата авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 квартал 2020 года определяется и уплачивается следующим образом.
3.1. Предусматривается перевод отдельной категории физических лиц (индивидуальные предприниматели, ремесленники, члены субъекта семейного предпринимательства) на уплату налога на доходы физических лиц взамен уплаты фиксированного налога.
��дновременно предусматривается предоставление им права выбора уплаты налога на основании декларации о совокупном годовом доходе.
3.2. Пересматривается порядок определения совокупного дохода физических лиц. Так, отдельные виды доходов физических лиц, в настоящее время включаемые в совокупный доход физического лица и впоследствии вычитаемые при определении налогооблагаемой базы (такие как пенсии, стипендии, социальные пособия, алименты и другие), с 1 января 2020 года не будут включаться в совокупный доход налогоплательщика.
Кроме того, предусматривается норма, что не рассматриваются в качестве доходов налогоплательщика доходы в денежной или натуральной форме в виде перечисляемых на банковский счет физического лица денежных средств и (или) полной или частичной оплаты товаров и (или) услуг организациями, полученные в результате участия физического лица в программах лояльности указанных организаций.
3.3. Сохраняются ставки налога на доходы физических лиц, действовавшие в 2019 году:
- а) для физических лиц — резидентов:
- основная ставка налога на доходы физических лиц — в размере 12 процентов. Доходы в виде дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 5 процентов;
- б) для физических лиц — нерезидентов:
- дивиденды и проценты — 10%;
- доходы от предоставления транспортных услуг при международных перевозках (доходы от фрахта) — 6%;
- доходы, полученные по трудовым договорам (контрактам) и договорам гражданско-правового характера, другие доходы — 20%.
3.4. Предусматривается оптимизация отдельных льгот по налогу на доходы физических лиц путем:
- а) пересмотра порядка предоставления льгот в части средств, направляемых на оплату страховых премий, выплачиваемых юридическим лицам, имеющим лицензию на осуществление страховой деятельности по долгосрочному страхованию жизни, а также на погашение ипотечных кредитов и начисленных на них процентов (устанавливается предельный размер налогового вычета в течение налогового периода);
- б) распространения льготы в части средств, направляемых на оплату за обучение (свое или своих детей в возрасте до двадцати шести лет), также на оплату обучения за супруга (супруги) в возрасте до двадцати шести лет;
- в) отмены отдельных льгот в части освобождения от налогообложения:
- остающейся в распоряжении собственника частного предприятия, участника семейного предприятия и главы фермерского хозяйства суммы прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей;
- выходного пособия, выплачиваемого при прекращении трудового договора в пределах двенадцатикратного размера минимальной заработной платы;
- сумм доходов учредителей (участников) юридических лиц, направляемых добровольно ликвидируемому субъекту предпринимательства — юридическому лицу на исполнение его обязательств;
- доходов иностранных работников акционерных обществ, полученных от их деятельности в качестве управленческого персонала;
- г) упразднения льготы по освобождению от налогообложения физических лиц, имеющих лицензию на право осуществления концертно-зрелищной деятельности — по доходам, полученным от этой деятельности; а также состоящих в трудовых отношениях с индивидуальным предпринимателем — по доходам, полученным ими от выполнения работ по заключенному с индивидуальным предпринимателем трудовому договору;
3.5. В связи с введением показателей базовой расчетной величины, применяемой при определении размеров налогов, и минимального размера оплаты труда, льготы, установленные в кратных размерах минимальной заработной платы, пересматриваются исходя из базовой расчетной величины и минимального размера оплаты труда соответственно.
3.6. В связи с переводом отдельной категории физических лиц на уплату налога на доходы физических лиц взамен фиксированного налога и предоставления им права выбора уплаты налога на основании декларации о совокупном годовом доходе:
- предусматриваются особенности уплаты налога в фиксированном размере;
- детализируется порядок уплаты ими налога на основании декларации о совокупном годовом доходе (порядок представления предварительной декларации по аналогии с физическими лицами, получающими доходы от сдачи имущества в аренду).
3.7. Предусматривается унификация сроков представления налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц и социальному налогу — ежемесячно, не позднее 15 числа.
При этом устанавливается порядок, в соответствии с которым уплата исчисленной суммы налога осуществляется налоговым агентом одновременно с выплатой доходов физическому лицу, но не позднее сроков представления налоговой отчетности.
3.8. Предусматривается самостоятельное представление налоговой отчетности и, соответственно, уплата исчисленных сумм налога филиалами и обособленными подразделениями с численностью работников более 25 человек — в отношении работников этих филиалов и обособленных подразделений, в налоговый орган по месту учета таких филиалов и обособленных подразделений.
3.9. Для индивидуальных предпринимателей установлен следующий порядок выбора и уплаты налога на��основе декларации либо в фиксированной сумме.
1) Общие положения.
4.1. Отменяются льготы в части доходов в виде оплаты труда, получаемых за счет средств грантов, а также иностранных работников акционерных обществ, привлеченных в качестве управленческого персонала.
4.2. Ставка социального налога снижается с 25 до 12% для государст��енных предприятий, юридических лиц с долей государства в уставном фонде в размере 50% и более, а также для юридических лиц, в уставном фонде которых 50% и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50% и более, и их структурных подразделений.
4.3. Фиксированные ставки налога, установленные для отдельной категории физических лиц в кратных размерах минимальной заработной платы, пересматриваются исходя из базовой расчетной величины.
Указанной категории физических лиц предоставляется право уплаты социального налога на основе декларации о совокупном годовом доходе исходя из фактически полученного дохода и общеустановленной ставки, по аналогии с уплатой налога на доходы физических лиц.
4.4. Предусматривается порядок исчисления и уплаты социального налога на добровольной основе на основе декларации о совокупном годовом доходе.
5.1 Пересматривается перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом принятых решений по отмене единого земельного налога и введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков.
Таким образом, следующие лица не вправе применять налог с оборота:
- действующие юридические лица и индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период превысил 1 млрд сумов;
- индивидуальные предприниматели, доход которых от реализации товаров (услуг) за налоговый период не превышает 100 млн сумов;
- импортеры товаров — с первого числа месяца, следующего за заключением импортного контракта;
- производители подакцизных товаров (услуг) и (или) осуществляющие добычу полезных ископаемых;
- сельхозпроизводители при наличии у них орошаемых сельхозугодий площадью 50 га и более — с первого числа месяца, следующего за получением сельхозугодий;
- юридические лица, осуществляющие реализацию бензина, дизельного топлива и газа — с первого числа месяца, следующего за началом ведения данной деятельности;
- юридические лица, осуществляющие деятельность по организации лотереи;
- доверенные лица, по деятельности в рамках договора простого товарищества;
- собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа, правомочного выдавать заключение о нереализации инвестиционного проекта. Они обязаны перейти на уплату налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором вынесено заключение;
- предприятия, выполняющие строительство объектов (за исключением текущего и капремонта) за счет централизованных источников финансирования. Они обязаны перейти на уплату налогов на добавленную стоимость и прибыль с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором заключен договор на такое строительство.
5.2. Лица, на которых не распространяется уплата налога с оборота, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль с 1 января 2020 года.
Такие лица обязаны в срок до 1 февраля 2020 года уведомить налоговые органе о переходе на уплату данных налогов.
5.3. Сохраняется предельный размер годового оборота в размере 1 млрд сумов в целях применения налога с оборота. Наряду с этим, детализируется порядок перехода с уплаты налога с оборота на уплату налога на прибыль и НДС.
5.4. При длительном технологическом цикле — в строительстве, проектных и иных работах, если условиями заключенных контрактов не предусмотрена поэтапная сдача услуг, доход от реализации признается равномерно.
Для определения дохода на конец отчетного периода:
- в первую очередь, рассчитывается удельный вес расходов, понесенных с начала выполнения контракта, в общей сумме расходов на выполнение контракта;
- затем полученный показатель умножается на общую сумму дохода по контракту (цену контракта).
При определении дохода от реализации услуг за текущий отчетный период ранее учтенные доходы по данному контракту вычитаются.
5.5. Сохраняются ставки налога с оборота действовавшие в 2019 году, за исключением деятельности по предоставлению в аренду имущества. По указанному виду деятельности предусматривается снижение налоговой ставки с 30 до 8%.
Юридические лица, основной деятельностью которых не является предоставление в аренду имущества, по доходам от сдачи имущества в аренду уплачивают налог с оборота с применением налоговой ставки, установленной в пункте 1 статьи 467 Налогового кодекса.
5.6. Устанавливаются унифицированные сроки представления налоговой отчетности для всех налогоплательщиков:
- не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом — по итогам отчетного периода;
- не позднее 15 февраля, следующего за истекшим налоговым периодом — по итогам налогового периода.
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Ставка подоходного налога | 12 % | 2021 |
- Подоходный налог для физических лиц в Узбекистане остался без изменений и составил 12 % в 2021. Максимальная ставка достигала 29 %, а минимальная 12 %.
- Данные публикует Ежегодно Государственный налоговый комитет.
Данные Период Дата
12 | 2021 | 18.02.2021 |
23 | 2018 | 10.02.2018 |
23 | 2016 | 11.08.2017 |
23 | 2015 | 31.12.2015 |
22 | 2014 | 31.12.2014 |
22 | 2013 | 31.12.2013 |
22 | 2012 | 31.12.2012 |
22 | 2011 | 31.12.2011 |
Налоги в Узбекистане в 2021 году: что изменилось
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.
Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:
- стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
- рынки и торговые комплексы.
Налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, снижается с 25% до 13%.
Для остальных категорий налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.
Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части 4 статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2% до 0,4%. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физлиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в 2018 году.
При этом в 2021 году для физлиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.
Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.
При этом Жокаргы Кенесу Каракалпакстана и кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физлиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе. Подробнее.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения, в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.
При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета).
Данная категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозугодий, с установлением ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.
Исчисление налога по землям сельскохозназначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.
К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.
Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов страны.
Конкретный размер налоговых ставок за земли несельскохозяйственного назначения определяется в следующем порядке:
- Жокаргы Кенес Каракалпакстана и кенгаши народных депутатов областей устанавливают налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основании базовых налоговых ставок, установленных в Налоговом кодексе, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2;
- кенгаши районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3 к налоговым ставкам, установленным Жокаргы Кенесом и кенгашами областей, а для Ташкента — к базовым налоговым ставкам, установленным в Налоговом кодексе, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.
При этом кенгаши районов и городов имеют право устанавливать повышенные до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в пользовании физических лиц площадью более 1 га, расположенных в туристских зонах.
Налоговые ставки на 2021 год кенгаши районов и городов представляют до 31 декабря 2020 года в налоговые органы по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения.
Налоговые органы по месту нахождения земельного участка в течение 5 дней обязаны дове��ти до сведения налогоплательщиков эти налоговые ставки для исчисления земельного налога с юридических лиц за земли несельскохозяйственного назначения.
При этом, юридические лица налоговую отчетность по землям несельскохозяйственного назначения за 2021 год представляют в налоговые органы до 10 января 2021 года.
В 2021 году сумма налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем на 30%.
В Налоговый кодекс переносятся также отдельные нормы, связанные с применением налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.
Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,1 до 0,25. Понижающий коэффициент к ставкам земельного налога был введен с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
Исключается из объекта налогообложения земельным налогом с юрлиц земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации.
Отменяется налоговая льгота для юридических лиц в части земель, занятых:
- санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах;
- местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.
При этом Жокаргы Кенесу и кенгашам областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
Расширяется налоговая льгота по внедрению водосберегающих технологий за счет включения в нее других видов водосберегающих технологий. До 1 января 2021 года налоговой льготой могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые использовали систему капельного орошения.
С 1 января 2021 года от уплаты налога освобождаются также земли, на которых внедрены другие виды водосберегающих технологий орошения (дождевальное, дискретное и другое (включая капельное), — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена водосберегающая технология орошения. Данная льгота предоставляется на основании заключения уполномоченного органа в области водопользования и водопотребления.
Как изменятся налоговые ставки в 2021 году
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Ставка подоходного налога | 23 % | 2018 |
- Подоходный налог для физических лиц в Узбекистане остался без изменений и составил 23 % в 2018. Максимальная ставка достигала 29 %, а минимальная 22 %.
- Данные публикует Ежегодно Государственный налоговый комитет.
Данные Период Дата
23 | 2018 | 10.02.2018 |
23 | 2016 | 11.08.2017 |
23 | 2015 | 31.12.2015 |
22 | 2014 | 31.12.2014 |
22 | 2013 | 31.12.2013 |
22 | 2012 | 31.12.2012 |
22 | 2011 | 31.12.2011 |
22 | 2010 | 31.12.2010 |
Налогообложение в Узбекистане в 2021 году
К списку социальных взносов относят отчисления на ИНПС, которые составляют 2 процента от официальной зарплаты работника за вычетом минимальной суммы, не облагаемой НДФЛ (172 240 сум).
Страховые взносы во внебюджетный Пенсионный фонд составляют 8 процентов от официальной суммы дохода работника.
Налогами не облагаются:
- Денежные средства, потраченные на выплату ипотеки и процентов с нее;
- Суммы материальной поддержки;
- Доход, полученный от продажи частной собственности, за исключением ценных бумаг;
- Выходное пособие;
- Стипендии;
- Пенсии;
- Компенсации по возмещению вреда в результате увечий или смерти кормильца;
- Суммы, полученные за участие в донорской программе.
Средняя зарплата в Узбекистане не совсем соответствует уровню цен, что заставляет многих жителей страны ограничивать себя в тратах и экономить. С другой стороны, ситуация в Ташкенте и других городах отличается друг от друга. Если жителям столицы в целом хватает суммы среднего заработка на оплату жилья, продуктов и прочих нужд, и они еще могут себе позволить развлечения, то в регионах доходы и обязательные траты часто почти сопоставимы.
В Ташкенте аренда квартиры в спальных районах начинается от 200 долларов. Поход в магазин с покупкой фруктов, риса, курицы, хлеба и молока обойдется примерно в 15 долларов. Поездка по городу выйдет приблизительно в 2-3 доллара, а за коммунальные услуги (жилплощадь в 80 квадратных метров) придется отдать около 90 долларов. Налоги составят около 15 процентов от зарплаты.
Нахождение в стационаре стоит около 10-20 долларов в сутки (как в платных, так и в бесплатных клиниках). Из развлечений: билет в кино – 1 доллар, поход в кафе – 2 доллара с человека.
Патент для иностранных граждан в 2022 году
Следует понимать правила прохождения финансовых транзакций с использованием банковского счёта. Несмотря на технологичность процесса, не нужно ориентироваться на дату выдачи патента, следует заранее совершить оплату. Оптимально платить за следующий месяц за 10 дней до даты окончания срока действия разрешения, чтобы была возможность проверить онлайн продление патента на следующий месяц.
Рассмотрим всегда актуальные вопросы прибывающих в Россию на работу иностранцев. Сколько стоит патент по некоторым субъектам РФ для иностранных граждан, которые трудоустраиваются по гражданско-правовым договорам к физическим лицам (няни, сиделки — например), и трудовым договорам к индивидуальным предпринимателям, в т.ч. занимающимся частной практикой, в организации?
Что делать за границей
Когда налоговый резидент России надолго уезжает из страны, он, очевидно, лишается этого статуса. Но как именно работает законодательство при таком сценарии?
Обычно россияне становятся налоговыми резидентами другого государства после полугода проживания на его территории, рассказал доцент кафедры финансового менеджмента в государственном секторе департамента политики и управления НИУ «Высшая школа экономики» Владимир Тютюрюков.
Для примера возьмём несколько стран, куда в последние недели граждане России уезжали наиболее активно.
- Турция: резидентом станет человек с законным адресом регистрации или намерением проживать в стране, если по этим критериям статус резидента спорный, то резидентом признают того, кто непрерывно прожил в стране шесть месяцев в календарном году;
- Грузия: резидентом станет тот, кто проживает в стране 183 дня или более в течение 12 месяцев;
- Армения: 183 дня или более в течение 12 месяцев или имеет в стране центр жизненных интересов;
- Азербайджан: свыше 182 дней в течение 12 месяцев, есть место постоянного проживания или центр жизненных интересов;
- Узбекистан: 183 дня или более в течение 12 месяцев (либо меньше 183 дней, но больше, чем в любой другой стране), при этом можно получить статус и раньше, если подать заявление с копией долгосрочного трудового договора.
Методика расчета налога на доходы физических лиц за январь 2019 года
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.
Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:
- стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
- рынки и торговые комплексы.
Налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлторскую деятельность, снижается с 25% до 13%.
Для остальных категорий налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.
Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части 4 статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2% до 0,4%. Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза. Это обусловлено тем, что для физлиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в 2018 году.
При этом в 2021 году для физлиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.
Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.
При этом Жокаргы Кенесу Каракалпакстана и кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физлиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом. Данный объект облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе. Подробнее.
Сохраняется порядок исчисления и уплаты земельного налога с юридических и физических лиц, а также налоговая ставка, установленная по землям сельскохозяйственного назначения, в размере 0,95% к нормативной стоимости сельхозугодий.
При этом для плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией, а также для дехканских хозяйств отменяется порядок исчисления налога исходя из базовой налоговой ставки земельного налога на орошаемые и неорошаемые сельскохозяйственные угодья и поправочного коэффициента, учитывающего качественную характеристику земельного участка (балл бонитета).
Данная категория налогоплательщиков переводится на уплату налога исходя из нормативной стоимости сельскохозугодий, с установлением ставки земельного налога как для земель сельскохозяйственного назначения.
Исчисление налога по землям сельскохозназначения, предоставленным для ведения дехканского хозяйства, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка на основании данных органа, определяющего нормативную стоимость сельскохозяйственных угодий, за вычетом земельных участков сельскохозяйственного назначения, не подлежащих налогообложению.
К приусадебным земельным участкам, предоставленным физическим лицам для индивидуального жилищного строительства и благоустройства жилого дома, применяется налоговая ставка, установленная для земельных участков, занятых под индивидуальное жилищное строительство.
Налоговым кодексом устанавливаются базовые налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения (в абсолютной величине) для юридических и физических лиц, в разрезе регионов страны.
Конкретный размер налоговых ставок за земли несельскохозяйственного назначения определяется в следующем порядке:
- Жокаргы Кенес Каракалпакстана и кенгаши народных депутатов областей устанавливают налоговые ставки за земли несельскохозяйственного назначения в разрезе районов и городов в зависимости от их экономического развития на основании базовых налоговых ставок, установленных в Налоговом кодексе, с применением понижающих и повышающих коэффициентов от 0,5 до 2;
- кенгаши районов и городов вводят понижающие и повышающие коэффициенты от 0,7 до 3 к налоговым ставкам, установленным Жокаргы Кенесом и кенгашами областей, а для Ташкента — к базовым налоговым ставкам, установленным в Налоговом кодексе, в разрезе квартала, массива, махалли, улицы, расположенных на их территории.
При этом кенгаши районов и городов имеют право устанавливать повышенные до 3-кратного размера ставки земельного налога в отношении отдельных земельных участков, а также земельных участков, находящихся в пользовании физических лиц площадью более 1 га, расположенных в туристских зонах.
Налоговые ставки на 2021 год кенгаши районов и городов представляют до 31 декабря 2020 года в налоговые органы по месту нахождения земельного участка несельскохозяйственного назначения.
Налоговые органы по месту нахождения земельного участка в течение 5 дней обязаны довести до сведения налогоплательщиков эти налоговые ставки для исчисления земельного налога с юридических лиц за земли несельскохозяйственного назначения.
При этом, юридические лица налоговую отчетность по землям несельскохозяйственного назначения за 2021 год представляют в налоговые органы до 10 января 2021 года.
В 2021 году сумма налога, взимаемого с физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей), не должна превышать сумму налога, начисленного в 2020 году, более чем на 30%.
В Налоговый кодекс переносятся также отдельные нормы, связанные с применением налоговых ставок, которые были предусмотрены в законе о госбюджете на 2020 год.
Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки до базовой путем увеличения понижающего коэффициента, применяемого к налоговым ставкам для юридических лиц в отношении земельных участков, занятых отдельными объектами, предусмотренными в статье 429 Налогового кодекса, с 0,1 до 0,25. Понижающий коэффициент к ставкам земельного налога был введен с 1 января 2020 года, в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.
Исключается из объекта налогообложения земельным налогом с юрлиц земельные участки, отведенные для хранения всех видов отходов и их утилизации.
Отменяется налоговая льгота для юридических лиц в части земель, занятых:
- санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах;
- местами отдыха и оздоровления матерей, домами отдыха.
При этом Жокаргы Кенесу и кенгашам областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.
Расширяется налоговая льгота по внедрению водосберегающих технологий за счет включения в нее других видов водосберегающих технологий. До 1 января 2021 года налоговой льготой могли воспользоваться только те налогоплательщики, которые использовали систему капельного орошения.
С 1 января 2021 года от уплаты налога освобождаются также земли, на которых внедрены другие виды водосберегающих технологий орошения (дождевальное, дискретное и другое (включая капельное), — сроком на пять лет с начала месяца, в котором внедрена водосберегающая технология орошения. Данная льгота предоставляется на основании заключения уполномоченного органа в области водопользования и водопотребления.
В случае, если система водосберегающих технологий орошения будет не пригодна к использованию или демонтирована в течение пяти лет с начала месяца, в котором она была внедрена, действие налоговой льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога за весь период применения налоговой льготы.
1. Упраздняется право обращения налоговых органов по взысканию суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов.
2. Усилена ответственность налоговых органов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов.
Излишне взысканные суммы налогов и финансовых санкций подлежат возврату с учетом процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка.
По аналогии, внедряется механизм своевременного возврата суммы излишне уплаченного налога и зачета (возврата) суммы излишне взысканного налога.
При этом предусматривается уплата процентов налогоплательщику налоговым органом за каждый просроченный день возврата суммы налога.
3. Предусматривается новый порядок проведения налогового контроля, предоставляющий право налоговым органам на основе риск-анализа назначать камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки и налоговый аудит.
Налоговые проверки смогут осуществляться налоговыми органами только после принятия нормативно-правовых актов, предусмотренных кодексом и регулирующих порядок их проведения.
В частности, предусмотрены следующие виды налоговых проверок:
- а) камеральная налоговая проверка (изучение в налоговом органе отчетности налогоплательщика и ее сопоставление с данными таможенных органов, банков, энергопредприятий, кадастра и др.), по итогам которой налогоплательщик должен внести изменения в налоговую отчетность либо предоставить обоснованные доводы.
- Для проведения камеральной налоговой проверки нужен приказ руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом должностному лицу налогового органа в рамках проведения камеральной налоговой проверки предоставляется право истребования у налогоплательщика необходимых документов для подтверждения правильности начисления того или иного налога.
- По итогам камеральной налоговой проверки финансовые санкции не применяются, но могут начисляться пени;
- б) выездная налоговая проверка (изучение с выездом на место отдельных показателей налогоплательщика), целью которой является фиксация фактов. Выездная налоговая проверка осуществляется для сбора информации по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязательств.
- По итогам выездной налоговой проверки доначисление налогов не производится;
- в) налоговый аудит — полноценное изучение соблюдения налогового законодательства налогоплательщиком, имеющим высокую степень риска при значительных оборотах. Налоговый аудит проводится у налогоплательщиков, отобранных на основании результатов анализа факторов риска неуплаты налогов.
- По ре��ультатам налогового аудита могут осуществляться доначисление налогов и применяться финансовые санкции.
Вместе с тем, до 1 января 2022 года вводится порядок, в соответствии с которым налоговые органы уведомляют бизнес-омбудсмена о назначении налогового аудита.
4. Конкретизирован порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, а также установлены меры ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения.
При этом решения налоговых органов, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
5. В Налоговом кодексе предусмотрены:
- внедрение новых инструментов обеспечения уплаты налогов, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов на платной основе без участия коллегиальных органов (комиссий);
- установление норм по противодействию уклонения от налогообложения, включая правила по «переквалификации сделок», отмену «лжесделок», непредставление вычетов по мошенническим сделкам.
6. Налоговым кодексом в новой редакции предусматривается, что после 1 января 2020 года льготы по налогам могут предоставляться только Налоговым кодексом.
При этом налоговые льготы по отдельным налогам, за исключением налога на добавленную стоимость, акцизного налога при производстве и (или) реализации подакцизной продукции и налога за пользование недрами, могут предоставляться решениями президента только в виде снижения установленной налоговой ставки, но не более чем на 50% и сроком не более чем на три года.
Льготы по НДС, в том числе при импорте, не могут предоставляться с условием направления высвобождаемых от налогообложения средств на определенные цели.
7. Нормы, касающиеся налогообложения прибыли при трансфертном ценообразовании, контролируемых иностранных компаний, консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу с 1 января 2022 года.
1.1. С 1 января 2020 года отменяются:
- а) упрощенный порядок исчисления и уплаты НДС.
- При переходе с упрощенного порядка исчисления и уплаты НДС на общеустановленный налогоплательщики вправе отнести к зачету сумму НДС по остаткам товарно-материальных запасов на 1 января 2020 года;
Пример. Предприятие, уплачивавшее в 2019 году НДС в упрощенном порядке, с 2020 года становится плательщиком налога по ставке 15%. На 1 января 2020 года на балансе предприятия числятся:
ТМЗ, приобретенные с НДС, в сумме 100 млн сум. Из них ТМЗ, приобретенные за последние 12 месяцев,
основные средства, приобретенные с НДС, с остаточной стоимостью 200 млн сум. Из них остаточная стоимость приобретенных в 2019 году составляет 50 млн сум;
объект незавершенного строительства стоимостью 300 млн сум.,
На 1 января 2020 года предприятие вправе отнести в зачет суммы НДС, приходящиеся на:
- остатки ТМЗ в сумме 80 млн сум.;
- основные средства с остаточной стоимостью 50 млн сум.;
- товары и услуги, включенные в стоимость объекта незавершенного строительства, на сумму 150 млн сум.
При этом суммы НДС уменьшают стоимость товарно-материальных ценностей и услуг в соответствии со ставками, указанными поставщиками при их приобретении.
- б) возможность добровольной уплаты НДС плательщиками налога с оборота.
1.2. Независимо от величины дохода от реализации товаров НДС уплачивают:
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющих ввоз (импорт) товаров через таможенную границу Узбекистана;
- юридические лица, производящие подакцизные товары (услуги) и (или) лица, осуществляющие добычу полезных ископаемых;
- юридические лица — сельскохозяйственные товаропроизводители, при наличии у них орошаемых сельскохозяйственных угодий площадью 50 гектаров и более;
- юридические лица, осуществляющие реализацию бензина, дизельного топлива и газа;
- юридические лица, осуществляющие деятельность по организации лотерей;
- доверенное лицо — участник простого товарищества, на которого возложено ведение дел простого товарищества, — по деятельности, осуществляемой в рамках договора простого товарищества;
- юридические лица — собственники незавершенных строительством объектов и неиспользуемых производственных площадей, по которым вынесено заключение уполномоченного органа;
- юридические лица, выполняющие строительство объектов (за исключением текущего и капитального ремонта) за счет централизованных источников финансирования.
1.3. С 1 января 2020 года плательщиками НДС становятся:
- постоянные учреждения иностранных юридических лиц (независимо от размера дохода от реализации товаров (услуг)). Постоянные учреждения также вправе отнести в зачет сумму НДС по остаткам товарно-материальных ценностей на 1 января 2020 года;
- иностранные юридические лица, реализующие товары (услуги) на территории Узбекистана, если местом реализации таких товаров (услуг) признается Узбекистан.
- Для получения регистрационного кода плательщика НДС, налогоплательщикам, у которых обязательство по переходу на НДС возникает с 1 января 2020 года, рекомендуется подать соответствующее заявление о переходе на НДС до 10 января 2020 года.
1.4. Вводится порядок уплаты НДС налоговыми агентами.
Уплата НДС в этом случае осуществляе��ся независимо от размера дохода от реализации товаров (услуг), как налогового агента, так и лица, которое реализует товары (услуги)
Налоговыми агентами для целей уплаты НДС признаются:
- а) уполномоченный орган по представлению в аренду государственного имущества — при представлении органами государственной власти и управления в аренду государственного имущества на территории Республики Узбекистан.
- Налоговый агент обязан удержать НДС из суммы арендной платы, установленной договором, и перечислить его в бюджет. Таким образом, в цене договора уполномоченный орган по предоставлению государственного имущества в аренду должен предусмотреть сумму НДС. Плательщики НДС сумму налога по таким договорам относят в зачет в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
- б) юридические лица либо индивидуальные предприниматели — при приобретении товаров (услуг) от иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Узбекистан в качестве плательщиков НДС.
- В случае осуществления реализации товаров (услуг) иностранными лицами на основании договоров поручения, комиссии или других посреднических договоров, налоговыми агентами признаются комиссионер либо поверенный.
1.5. Пересмотрен порядок определения места реализации услуг и их налогообложения НДС. В частности, оказание услуг, местом реализации которых не признается Узбекистан, теперь не рассматривается в качестве необлагаемого оборота.
Хозяйствующие субъекты, оказывающие услуги, местом реализации которых не признается территория Узбекистана, получат право на зачет НДС, уплаченного (подлежащего уплате) по фактически оказанным услугам.
Необлагаемыми оборотами в соответствии с новым порядком признаются только обороты, освобожденные от налогообложения.
Как рассчитать НДФЛ и ИНПС за декабрь 2021 года
Место в рейтинге | Название страны | Ставка подоходного налога (в %) |
1 | Албания | 10 |
2 | Босния и Герцеговина | 10 |
3 | Болгария | 10 |
4 | Казахстан | 10 |
5 | Беларусь | 12 |
6 | Макао | 12 |
7 | Россия | 13 |
8 | Иордания | 14 |
9 | Коста-Рика | 15 |
10 | Гонконг | 15 |
11 | Литва | 15 |
12 | Маврикий | 15 |
13 | Сербия | 15 |
14 | Судан | 15 |
15 | Йемен | 15 |
16 | Венгрия | 16 |
17 | Румыния | 16 |
18 | Ангола | 17 |
19 | Украина | 18 |
20 | Черногория | 19 |
21 | Словакия | 19 |
C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.
В мире есть ряд государств, в которых отсутствует подоходный налог, то есть физические лица не обязаны ничего выплачивать со своей заработной платы в государственный бюджет.
Страны, в которых отсутствует данный вид платежа, являются весьма богатыми и экономически развитыми. Большая часть из таких государств богата природными ресурсами, в частности, нефтью и природным газом. Благодаря добыче полезных ископаемых и весьма развитой экономике государство не нуждается во взыскании подоходного налога с граждан своей страны.