Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение зарплаты госслужащим в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Повышение зарплаты госслужащих в 2022 году планировалось, но, к сожалению, не было проведено в нужном количестве. Именно поэтому был выпущен Указ Президента, в котором описаны меры повышения окладов государственных гражданских служащих.
Надбавки за особые условия
Обещанное повышение зарплаты госслужащим будет еще более ощутимым в 2023 году, если учесть, что сотрудникам федерального аппарата полагаются доплаты за особые условия:
Размер доплаты | Группа должностной гражданской службы |
до 20% оклада | младшая группа |
20-30% оклада | старшая группа |
30-40% оклада | ведущая группа |
40-50% оклада | главная группа |
50-70% оклада | высшая группа |
Распределение по должностям
К примеру, распределение зарплаты по различным должностям можно посмотреть в следующей таблице:
Должность | Оклад до указа и процент премии | Новый оклад |
Специалист 1 разряда | 2200 ₽, а также 2,5% от оклада – это премия | 12400 ₽, где 0,9 от оклада – это премия |
Специалист эксперт | 2600 ₽, а также 2,5% от оклада- премия | 14600 ₽, где 0,9 от оклада- это премия |
Заместитель министра | 5600 ₽, а также 10,5% от оклада – это премия | 31 000 ₽, где 3,5 от оклада – это премия. |
Как видно, теперь основной доход госслужащих будет приходиться именно на оклад, на не на получение премии.
Стоит обратить внимание ,что государственные служащие, которые работают на федеральный аппарат, могут рассчитывать на повышение доплат за особые условия работы. В частности, для младшей группы должностей повышение будет находиться на уровне 20% от оклада, для старшей группы должностей – от 30%, для ведущей группы – 40%, а главной группы – от 50%.
Также будут проиндексированы оклады за классные чины. К примеру, референт 3 класса будет в 2023 году получать порядка 9500 рублей, а советник 2 класса – 12 300 рублей.
Кто такие бюджетники в России
Юридические лица в России могут создаваться не только гражданами или другими организациями, но и Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями. От имени этих публичных образований предприятия создаются уполномоченными органами (департаментами, отделами, другими подразделениями). За счет бюджетов могут прямо или косвенно финансироваться:
- казенные предприятия, чье имущество полностью принадлежит государству или муниципалитету, а все доходы перечисляются в бюджет;
- унитарные предприятия в различных отраслях деятельности, которые используют переданное имущество для получения дохода;
- государственные и муниципальные учреждения культуры, образования, здравоохранения, спорта, иных сфер деятельности.
Унитарные предприятия могут сами зарабатывать доходы, которые могут идти и на выплаты бюджетникам. Но даже если доходов не будет, зарплата зарплаты гарантирована бюджетами соответствующих уровней.
Кто считается бюджетником?
К бюджетникам принято причислять всех работников, которые получают зарплату из государственного бюджета (учителя, учёные, чиновники, работники силовых структур и т.д.). Однако, не совсем правильно будет объединять всех таких людей в одну категорию. Поэтому бюджетников принято делить на следующие группы:
- Государственные служащие. Сотрудники государственных органов и учреждений.
- Работники бюджетной сферы. Сюда можно отнести учителей, врачей, воспитателей в детских садах, работников культуры и некоторых других.
Отличие между этими двумя категориями бюджетников кроется в уровне их материального и социального обеспечения. Уровень окладов государственных служащих регулируется отдельным законом и в большинстве случаев он заметно выше, чем у работников бюджетной сферы. Государственные служащие также нередко получают надбавки за звания, ранги, чины.
Общее количество бюджетников в России составляет 33 миллиона человека, то есть примерно 30% от всего работоспособного населения (количество трудоспособного населения в России 83 миллиона человек). Количество государственных служащих и работников бюджетной сферы примерно равное.
В России 33 миллиона бюджетников — это примерно 30% от всего трудоспособного населения.
Размер заработной платы бюджетников может существенно отличаться в зависимости от стажа, региона и других параметров. Средние значения примерно следующие:
Профессия | Оклад |
Социальные работники | Около 35 тысяч рублей |
Средний медицинский персонал | Около 39 тысяч рублей |
Учителя средних школ | Около 45 тысяч рублей |
Воспитатели в детских садах | Около 35 тысяч рублей |
Младший медицинский персонал | Около 35 тысяч рублей |
Врачи имеющие высшее образование | Около 75 тысяч рублей |
Преподаватели в ВУЗах | Около 90 тысяч рублей |
Новые правила индексации зарплат
По общему правилу работодатели должны регулярно повышать зарплату своим сотрудникам. Это прописано в Трудовом кодексе. Однако законодательная формулировка достаточно расплывчата, поэтому сейчас в Госдуме обсуждаются изменения.
В частности, текст планируют дополнить уточнением частоты повышения зарплаты, например, не реже одного раза в год. Конкретный размер индексации должен определяться специальным документом, а при его отсутствии — уровнем инфляции.
В то же время есть интересное дополнение. Коммерческие организации должны повышать зарплату своим сотрудникам только при наличии прибыли за предыдущий отчетный период. Таким образом, законодательная норма не гарантирует, что вы сможете рассчитывать на увеличение своего дохода. Но, если компания не индексирует зарплаты намеренно, от нее потребуют выплаты штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Недавно президент Российской Федерации подписал очередной указ по поводу того, чтоб увеличить оклады федеральных госслужащих. Они должны вырасти в 1,03 раза, то есть на 3 %. Такой рост затронет оклады федеральных служащих, а также тех людей, которые трудятся в дипломатических представительствах и консульствах.
Причём говоря о таком повышении, нужно сказать, что она запланирована на 2021 год – все мероприятия начнутся 1 октября, но уже сегодня ведутся разговоры по поводу того, что в следующем году необходимо повторить такую же манипуляцию, то есть присутствуют все шансы на то, что увеличение зарплаты государственным гражданским служащимбудет произведено в октябре 2021 года.
Сколько зарабатывают в ПФР (пенсионном фонде)?
На зарплату работников ПФР влияют следующие факторы:
- Должность. Главы отделений и члены правления получают больше обычных работников фонда. Так, например, главный специалист-эксперт Управления ПФР №1 г. Москвы зарабатывает 264 000 рублей за год.
- Опыт работы. Без опыта работы специалист может рассчитывать на зарплату от 11 280 рублей. Если опыт работы более 2 лет, то оклад возрастает до 15-18 тысяч рублей.
- Тип пенсионного фонда. В государственных пенсионных фондах зарплата ниже, чем в негосударственных. Так, например, специалист НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления получает в месяц от 60 000, а вот специалист Главного управления ПФ РФ № 5 по Москве и Московской области зарабатывает от 15 до 20 тысяч рублей.
Теперь остановимся на вопросе, кто на сегодняшний день, в соответствии с законами России, относится к категории государственных служащих.
Сразу отметим, что к разряду госслужащих причисляются далеко не все работники учреждений, относящихся по правовому статусу к государственной собственности. К такой категории сейчас относятся работники:
- законодательной деятельности (сенаторы, депутаты различных собраний);
- исполнительных служб (работники аппарата Президента, мэрий городов, таможни, министерств Российской Федерации, налоговых, миграционных и пограничных служб, сотрудники Роструда, Росреестра, Роспотребнадзора);
- судебного производства (суды всех инстанций, прокурорские работники).
Этой же концепцией предусматривается сокращение материального стимулирования госслужащих в 2021 году. Значит, количество премий, прочих прибавочных выплат, будет постепенно сокращаться, при общей тенденции постепенного повышения окладов государственных служащих.
Но определённые льготы, однако, будут сохранены. В частности, будет сохранено число дней ежегодного отпуска – сейчас у чиновников их на 2 дня больше, чем у простых российских граждан. Более того, в грядущем году продолжительность отпуска будет расти в зависимости от проработанного на госслужбе стажа:
- если человек проработал 1-5 лет – отпуск увеличен на один день;
- общий стаж более 5 лет – отпуск увеличен на пять дней;
- более 10 лет – отпуск увеличен на семь дней;
- при стаже больше 15 лет – отпуск увеличен на десять дней.
Как видим, это серьезная мотивационная составляющая.
Правительство приняло решение отказаться от повышения зарплат госслужащим в 2021 году и пересмотреть оклады только военнослужащих.
Впрочем, это временная мера, как утверждают представители Министерства финансов. Планируемая индексация будет отложена на 2022 год.
Повышение зарплаты госслужащим в 2021 году
Перед тем как обсуждать, как изменится зарплата госслужащих в 2021, необходимо вначале разобраться с тем, какие именно категории жителей относятся к данному сегменту. Нормативная трактовка гласит о том, что представителями категории значатся работники, которые трудятся с пользой для исполнительной, законодательной, а также судебной власти.
Обобщая, можно сказать, что это сотрудники аппарата президента и налоговых инспекций, специалисты миграционной и пограничной служб, работники таможенных органов, мэрии, депутаты и т. д.
Ранее уже упоминалось о существовании моратория на повышение зарплаты госслужащим в 2021. В начале 2016 года президент страны издал указ, который закрепил эту норму, а уже через год его пролонгировали. Причиной этому послужило множество факторов, связанных с внутренними и внешними неблагоприятными экономическими явлениями, а также с ростом инфляции и безработицы. Конкретно этот указ стал продолжением созданного прежде запрета.
Вследствие запрета еще в 2014 году была отменена индексация заработных плат госслужащих. Однако уже есть предположения, что, скорее всего, зарплаты госслужащих в 2020–2021 годах стремительно будут повышаться. Такой рост будет представлять собой компенсацию того ущерба, который ощутили на себе работники вследствие нескольких годов моратория, сумма повышения будет равняться 38% от той величины оплаты, что действует на данный момент. Информация, которую предоставляют источники, показывает величину зарплаты на текущий момент, она приблизительно выглядит следующим образом:
наиболее высокий оклад получают работники, выполняющие свою работу в администрации президента, их ежемесячный заработок приблизительно равен 216000 рублей за каждый месяц, число таких работников больше 1700;
среди органов исполнительной власти почетное место занимают специалисты Спецстроя, величина заработной платы которых приравнивается к 122000. В этом же органе число трудящихся равно 150;
наиболее престижные зарплаты начисляются высшим чинам МЧС, они получают каждый месяц до 114000. В этом ведомстве величина штата насчитывает 428 работников;
также велико вознаграждение за труд у служащих в федеральных судах и сотрудников прокуратуры. Величина среднемесячного оклада у работников Конституционного суда, которых насчитывается 251 человек, приравнивается к 135000 рублей, 862 человека, занимающие свои должности в Верховном суде, получают приблизительно 119000;
работники счетной палаты, чья численность более 1 тыс., каждый месяц получают 122000.
Вероятность повышения оклада госслужащим
Уровень зарплаты госслужащих в 2021 предстоящем году в какой-то мере поменяется. Помимо того, что повысится обусловленная часть окладов, еще данная сфера будет подвержена инновационным изменениям. Их целью будет выявить, насколько соответствует величина заработной платы той эффективности, которую может предложить определенный работник, трудящийся в госсекторе. Законопроект о бюджетной политике на предстоящий год утверждает, что необходимо увеличить оклад ровно вдвое государственным служащим.
Известно, что на данный момент величина заработной платы определяется:
окладом, установленным в зависимости от занимаемой должности;
надбавкой, начисляемой за выслугу лет, ее величина равняется 10% за стаж продолжительностью от года до пяти, если стаж 5-10 лет, то проценты повышаются до 15%, еще на пять процентов выше будет оценен стаж в 10-20 лет, коэффициент будет равен 30%, если выслуга превышает 30 лет;
наличием дополнительных выплат в связи с засекреченностью и сложностью работы, доплата может составлять до 60% от изначального оклада, если речь идет о работнике невысокой должности, а уж если должность высокая, то коэффициент может достигать 60-120%.
В новых законодательных нормах говорится о том, что дабы должностное лицо получило максимальный оклад и дополнительные выплаты, потребуется, чтобы были выполнены все установленные требования. Предварительно этот специалист обязан подписать договор о труде, где четко прописаны нормативы и показатели, их обязательно нужно будет придерживаться. А еще там указываются критерии, которые оценивают эффективность труда работника.
В бюджетных организациях индексация — явление само собой разумеющееся. Зарплата ежегодно подрастает на уровень инфляции. Бывает, что прибавка выходит и больше.
— Что касается коммерческих организаций, то здесь всё-таки стоит руководствоваться локальными нормативами и уставом конкретно взятой компании. Во-первых, процесс индексации происходит не всегда непосредственно с 1 февраля. Зачастую зарплату повышают до конца первого квартала текущего года, и это нормальная практика. Во-вторых, в нынешних экономических условиях позволить себе даже пятипроцентную прибавку для каждого сотрудника могут далеко не все компании, — говорит Павел Уткин.
По его мнению, это чревато уводом зарплатного фонда в тень и новым витком перехода в серую бухгалтерию. Поэтому маловероятно, что все 100% предприятий, особенно коммерческих, в обязательном порядке поднимут зарплату сотрудникам. Но в следующем году, считает юрист, за этим могут очень пристально следить и Роструд, и ФНС.
Бюджетные организации проводят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами.
— При этом отсутствие установленного порядка не может являться основанием для отказа от индексации. Работодатель в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платёжеспособности вправе определить периодичность перерасчёта. Он также может установить сумму прибавки и перечень выплат, подлежащих индексации. Таким образом, работодатель (не бюджетная организация) вправе в локальном нормативном акте компании самостоятельно установить размер коэффициента индексации зарплаты, — рассказал Эрдни Манджиев.
В целом вопрос заработной платы в бизнесе острый. Малый и средний бизнес в большей своей части по-прежнему устанавливает минимальную заработную плату, ориентируясь на МРОТ. После его повышения проводит индексацию, чтобы не привлекать внимание ИФНС.
— Цена вопроса — 3–5% от окладов — объём несущественный. Компании, заботящиеся о персонале, регламентируют размер обязательной индексации внутренними актами и, как правило, конкретными цифрами, а не процентами — и проводят её планово. Причём размер прибавки может быть больше, чем уровень инфляции. Допустим, у сотрудника оклад 50 000 рублей. Если ориентироваться на индексацию, прибавка должна быть порядка 5%, это 2500 рублей. Те, у кого всё же кризисное положение, возможно, выпустят «приказ» о частичном выборочном поощрении персонала или об индексации на минимальном уровне, — говорит основатель и руководитель консалтингового агентства «Одинград» Елена Одинцова.
Увеличение МРОТ на 2021 год не следует считать индексацией. Индексация проводится независимо от повышения МРОТ.
Работодатели, у которых кто-либо из сотрудников получает меньше МРОТ, должны повысить им зарплату до МРОТ на 2021 год. По Трудовому кодексу, запрещено платить работающим на условиях полного трудового дня зарплату ниже МРОТ.
Требование индексировать зарплату в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги заложено в статью 134 ТК РФ. Индексация зарплаты работников – это обязанность, а не право работодателя.
В статье 130 ТК РФ повышение заработной платы относится к основным государственным гарантиям.
Сколько получают госслужащие
Приведем примеры зарплата федеральных госслужащих в 2021 году:
- Оклад замминистра составляет 10 305 руб. Также он получает ежемесячное денежное поощрение в размере 10,5 оклада и ежемесячную надбавку за особые условия службы до 200% оклада. Итого около 150 тыс. руб.
- Оклад помощника министра — 9119 руб., его ежемесячное денежное поощрение — 4 оклада, а надбавка за особые условия службы — до 200% оклада. Итого выходит больше 60 тыс. руб.
- Пример из младшей группы должностей: оклад специалиста 1-го разряда — 4014 руб., его ежемесячное денежное вознаграждение — 2,5 оклада, а надбавка за особые условия службы — до 60%. Итого порядка 16 тыс. руб.
В приведенных выше примерах оплаты труда госслужащих в 2021 году не учитывается ряд других выплат.
Так, оклад за классный чин составляет, например:
- для действительного госсоветника РФ 1-го класса — 3377 руб.;
- советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса — 1735 руб.;
- секретаря государственной гражданской службы РФ 3-го класса — 824 руб.
Также напомним, что заработная плата госслужащих в 2021 году включает надбавку за выслугу лет — до 30% должностного оклада.
В 2021 году заработная плата госслужащих с доступом к гостайне включает такие надбавки:
- за саму работу со сведениями, содержащими гостайну, — до 75% должностного оклада;
- стаж работы с гостайной — до 20% должностного оклада.
Частичная компенсация
Несмотря на то, что повышение зарплат госслужащим в 2021 году точно не предвидится, правительство обещает компенсировать недополученные зарплаты к 2023 году. Заморозка индексации будет действовать только в следующем году. Через год, кроме планируемого увеличения окладов, начнется выплата недополученных чиновниками заработных плат.
Согласно предварительным расчетам, за три года зарплаты государственных служащих вырастут минимум на 5%. Изначально размер ежегодных отчислений в фонд оплаты труда рассчитывался с учетом повышения на 3-4% (параметр зависит от уровня инфляции). Но, как стало известно, Минфин скорректировал сумму отчислений и в следующем году оставил их размер без изменений. А в 2023 году планируется индексация окладов на 5%, что соответствует сумме вычетов за два предыдущих года.
Зарплата бюджетников в 2021 году в России
Нет смысла напоминать о негативных последствиях для России кризиса в экономики, от которого страдает, в первую очередь, население страны. После введения антироссийских санкций уровень жизни снизился, поэтому президент Путин и правительство РФ приняли решение о замораживании индексаций зарплат государственных служащих. Незадолго до этого, наоборот, рассматривались перспективы роста зарплаты чиновникам, а к 2018 году большая часть «низкооплачиваемых» служащих должна была получать в среднем 60 тыс. рублей. Осуществлению планов правительства помешали известные события 2014-го года.
К 2021 году, и за 4 года страна научилась жить в условиях кризиса: экономика развивается, строительный рынок выходит из кризиса, люди богатеют, ипотека дешевеет. Возникает логичный вопрос, когда же будет проведена, наконец, индексация заработных плат государственных служащих. Служащие госучреждений уже поддержали один раз экономику России, ведь, несмотря на «бешеную» инфляцию (а она доходила до 12%) люди получали неиндексированные зарплаты и часто просто выживали. Теперь повышение им выплат кажется делом очевидным, ведь с момента последнего повышения прошло 4 года. Это особенно важно сделать сейчас, ведь именно госслужащие, благодаря своему профессионализму, приложили руку к будущему процветанию России.
Рассмотрение вопроса относительно проведения индексации и повышения заработной платы государственным служащим было открыто еще в конце 2017-го. Против этого активно выступало руководство Минфина, но «процесс пошел», хотя не все будет так гладко, как хотелось бы. Программа по увеличению зарплаты федеральным госслужащим рассчитана на период с 2016-го по 2018 годы, а первоначально планировалось, что она будет повышена примерно на 38%.
В настоящее время экономика России переживает уже не худшие свои времена, а по итогам 2017 года уровень инфляции был рекордно низкий, при этом вряд ли в бюджете найдется сумма, необходимая для восполнения потерь в виде сотен миллиардов рублей. Не секрет, что многие государственные «мужи» имеют зарплату в 100-200 тысяч рублей и более. Если к этой зарплате добавить еще 40 тыс. руб., получится «неподъемная» для государства сумма.
Ожидаемого повышения гарантированно не произойдет, тем более что не стоит всех служащих ставить в один ряд. К примеру, существует первая категория служащих, зарплата которых едва превышает 25-30 тыс. рублей, и это притом, что уровень цен в Москве самый высокий по стране. Сложно сказать, что стало причиной того, что заработная плата специалистов среднего звена и руководства отличается в десятки раз.
Учитывая такое расхождение в зарплатах, российское правительство сделало первый шаг в этом направлении – заработная плата служащего высшего звена не может отличаться более чем в 10 раз, хотя расхождение в 5 раз может считаться оптимальным.
Министр труда и социальной защиты РФ подтвердил тот факт, что ожидать масштабного повышения на 38% в 2021 году не приходится, так как этого не выдержит федеральный бюджет.
Что касается реального повышения, то его уровень составит не более 4%.
Среди госслужащих много тех, для кого даже такое повышение будет многое значить, особенно учитывая, что с 2013 года зарплаты учителей и представителей других социально значимых профессий не индексировались. В связи с этим правительством РФ разработан ряд мер, но стоит учитывать, что уровень повышения зарплаты теперь будет зависеть от нескольких факторов:
- во избежание появления «уравниловки» в процессе индексации будут учитываться конкретные показатели трудовой деятельности, то есть претендовать на повышение могут только ответственные сотрудники;
- правительство предусматривает в перспективе заключение новых трудовых договоров (контрактов), в которых и будут прописаны критерии служебного соответствия;
- в Федеральном законе о «Государственной службе» появятся другие важные дополнения и изменения.
Учитывая грядущие перемены, связанные с увеличением заработной платы бюджетникам, многие государственные служащие задаются вопросом – а не станет ли это поводом для сокращения количества рабочих мест. Несмотря на уверения властей о том, что массового увольнения не планируется, будут изменены полномочия служб, во избежание дублирования выполняемых ими функций. Таким образом, сокращения штата можно ожидать с большой долей вероятности.
Ранее специалисты государственных служб часто получали зарплату без учета конкретного вклада каждого специалиста, с введением новых трудовых договоров ситуация должна измениться коренным образом. Теперь доходы госслужащих будут напрямую зависеть от того, сколько они сами заработают. Человек, справляющийся в полном объеме со своими должностными обязанностями, будет получать максимальный оклад (с учетом индексации), а сотрудники, не справляющиеся с работой, наоборот, будут лишаться премий и надбавок. Такие служащие с большой долей вероятности со временем будут уволены.
По большому счету, измененный контракт во многом напоминает трудовой договор, но для госслужащих в нем будут прописаны специальные требования, которым они должны соответствовать. Естественно, требования, предъявляемые к федеральным служащим, не будут выходить за рамки действующего законодательства. Зарплата госслужащего состоит из собственно оклада, выслуги лет, разных надбавок и премий, при этом в основе лежит оклад, который и планировали повышать первично, однако от этой идеи пришлось отказаться, учитывая затратность мероприятия.
Поэтому правительс��во решило действовать иначе – вместо увеличения оклада будут повышаться премий и надбавок, что также прописывается в контракте.
Кому были проиндексированы зарплаты
Запланированную прибавку к зарплате 1 октября уже получили многие бюджетники в РФ. С интервалом в один год аналогичное повышение зарплат госслужащих должно было произойти в 2021 году. Но, судя по последним новостям, работникам бюджетной сферы придется довольствоваться только текущей индексацией в 3%. Соответствующее распоряжение было подписано премьер-министром РФ 4 сентября.
Прибавку получили сотрудники автономных, бюджетных и федеральных организаций. В количественном подсчете речь идет о 33 млн российских граждан. Повышенные зарплаты теперь выплачиваются специалистам, которые работают в:
- детских садах;
- высших учебных учреждениях;
- больницах и поликлиниках;
- среднеобразовательных школах;
- культурных учреждениях;
- научных институтах и т. д.
Прибавку к зарплате 1 октября также получили работники школ, которые выполняют функциональные обязанности классных руководителей. Ежемесячно им будет выплачиваться доплата в 5 тыс. руб.
Оплата труда гражданского служащего
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.
Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:
размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;
размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;
уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);
размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);
размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
Недавно президент Российской Федерации подписал очередной указ по поводу того, чтоб увеличить оклады федеральных госслужащих. Они должны вырасти в 1,03 раза, то есть на 3 %. Такой рост затронет оклады федеральных служащих, а также тех людей, которые трудятся в дипломатических представительствах и консульст��ах.
Причём говоря о таком повышении, нужно сказать, что она запланирована на 2020 год – все мероприятия начнутся 1 октября, но уже сегодня ведутся разговоры по поводу того, что в следующем году необходимо повторить такую же манипуляцию, то есть присутствуют все шансы на то, что увеличение зарплаты государственным гражданским служащим будет произведено в октябре 2021 года.
Как таковой, информации по поводу того, будет ли сокращение федеральных госслужащих в 2021 году в прессе не появляется. Напротив, не так давно штат некоторых высших органов власти был расширен за счёт того, что на работу пришли новые люди.
В этой сфере деятельности всегда есть некая текучка кадров, но официально о волне сокращения государственных служащих речь не идёт. Никто не отменяет того факта, что сотрудник может потерять свои рабочие места в результате несоответствия занимаемой должности или некачественного выполнения трудовых обязанностей, но это естественный процесс.
Ранее власти принимали решение по поводу сокращения с целью экономии бюджетных средств, но практика показывает, что подобная методика не самым благоприятным образом отражается на состоянии структуры, поэтому на сегодняшний день такой метод не рассматривается.
Обсуждая тему заработных плат для федеральных служащих необходимо уделить некое внимание тому, какое предложение недавно сделала партия «Единая Россия». Они предлагают увеличить долю оклада в зарплате всех бюджетников. Причём сделать это так, чтобы он стал равен 70 %.
По словам Андрея Турчака, который является секретарём Генерального совета, это позволит реформировать систему оплаты труда в целом.
В комментариях говорится о том, что предлагается также ввести в обиход ряд неких компенсационных и стимулирующих выплат. При этом соотношение базовых и стимулирующих выплат должно составлять 70 на 30, и ставка федерального госслужащего на 2021 год в РФ также попадет под эти правила.
Перед тем как обсуждать, как изменится зарплата госслужащих в 2021, необходимо вначале разобраться с тем, какие именно категории жителей относятся к данному сегменту. Нормативная трактовка гласит о том, что представителями категории значатся работники, которые трудятся с пользой для исполнительной, законодательной, а также судебной власти.
Обобщая, можно сказать, что это сотрудники аппарата президента и налоговых инспекций, специалисты миграционной и пограничной служб, работники таможенных органов, мэрии, депутаты и т. д.
Уровень зарплаты госслужащих в 2021 предстоящем году в какой-то мере поменяется. Помимо того, что повысится обусловленная часть окладов, еще данная сфера будет подвержена инновационным изменениям. Их целью будет выявить, насколько соответствует величина заработной платы той эффективности, которую может предложить определенный работник, трудящийся в госсекторе. Законопроект о бюджетной политике на предстоящий год утверждает, что необходимо увеличить оклад ровно вдвое государственным служащим.
Известно, что на данный момент величина заработной платы определяется:
- окладом, установленным в зависимости от занимаемой должности;
- надбавкой, начисляемой за выслугу лет, ее величина равняется 10% за стаж продолжительностью от года до пяти, если стаж 5-10 лет, то проценты повышаются до 15%, еще на пять процентов выше будет оценен стаж в 10-20 лет, коэффициент будет равен 30%, если выслуга превышает 30 лет;
- наличием дополнительных выплат в связи с засекреченностью и сложностью работы, доплата может составлять до 60% от изначального оклада, если речь идет о работнике невысокой должности, а уж если должность высокая, то коэффициент может достигать 60-120%.
В новых законодательных нормах говорится о том, что дабы должностное лицо получило максимальный оклад и дополнительные выплаты, потребуется, чтобы были выполнены все установленные требования. Предварительно этот специалист обязан подписать договор о труде, где четко прописаны нормативы и показатели, их обязательно нужно будет придерживаться. А еще там указываются критерии, которые оценивают эффективность труда работника.
Теперь правительство будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, определять компенсационные и стимулирующие выплаты, а также условия их назначения. По словам замглавы Минтруда Андрея Пудова, это «позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах». Ожидается, что это приведет к росту зарплат.