«Мне угрожают в Сети»: как реагировать, правила безопасности и советы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Мне угрожают в Сети»: как реагировать, правила безопасности и советы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В широком понимании, шантаж – это ультиматум, требование выполнить определенные действия, с угрозой применения санкций за неподчинение. Как правило, шантажист угрожает разоблачением, обнародованием неких данных, скрываемых жертвой, требует за молчание денег, но возможны и другие варианты. В случае, если жертва откажется выполнять его требования, в арсенале шантажиста может оказаться достаточно широкий спектр вариантов.

Шантажист не обязательно требует денег: это может быть какая-то услуга, либо иное действие со стороны жертвы. А вот вариантов реакций на требование шантажиста может быть несколько. Но если прогнуться, будет только хуже, считает психиатр.

«С точки зрения правил поведения, прогибаться ни в коем случае нельзя, потому что это приведет лишь к одному: шантажист распалится, и вероятность того, что он начнет выдвигать эти требования повторно, очень велика. Шантажист – это существо, которому нельзя доверять вообще. Кроме того, любые попытки с ним договориться будут структурно абсурдными: теряется смысл. Если договорился с шантажистом, в чем тогда идея?», – говорит эксперт.

Ранее ту же мысль озвучила ведущий российский профайлер и полиграфолог, автор нескольких методик по выявлению лжи, разработчик методик по распознаванию серийных убийц, президент Научно-исследовательского центра корпоративной безопасности Анна Кулик.

«Если упущены все прочие моменты, и чек уже предъявлен, нужно понимать: заплатив один раз, попавшись на этот крючок, человек автоматически дает мошеннику «право» доить его дальше. Мошенник не успокоится, его цель – приучить жертву платить. Поэтому чем раньше придет осознание, что эта история надолго, вроде абонентского обслуживания, тем лучше», – поясняла она.

Нужно уверенно стоять на своем, согласен Александр Федорович. «Требуется взвесить эту ситуацию и понять: что принесет большую проблему? Суть этой проблемы сводится к элементарному объединению составляющих. Жертва так или иначе попадает в зависимость и все равно рискует раскрыться в этой ситуации. Шантажист требует денег или услуг, они ему передаются либо оказываются, но все равно не может быть никакой уверенности в том, что эта история закончилась. Поэтому и говорят, что играть в эту игру категорически нельзя, потому что выйти из нее будет гораздо сложнее, и потери начинаются с первого шага, уступки, с первого финансового транша или каких-то иных действий. С шантажистом не принято разговаривать именно потому, что потери будут сильно превышать возможный положительный исход», – поясняет врач.

В зависимости от уровня шантажа, могут быть разными и последствия. «Если это какая-то очень серьезная тема, то, в принципе, шантажиста находят потом в канаве с перерезанным горлом. Так что для самого шантажиста эта тема очень непроста, и в ситуации столкновения с какими-то серьезными криминальными возможностями оппонента он рискует оказаться жертвой. И в большинстве случаев именно так и бывает. Либо шантажиста подводят под монастырь. Человек пишет заявление о вымогательстве, берет деньги, идет их передавать, а вокруг – оперативники, которые закрывают злоумышленника на 8 лет, но не за шантаж, а за вымогательство», – говорит эксперт.

Специальной меры ответственности за кибербуллинг в российском законодательстве пока не существует. В то же время этот пробел не является основанием для безнаказанности действий интернет-агрессора. Наиболее распространенным видом ответственности за кибербуллинг в судебной практике является привлечение к административной ответственности по статье 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Данная статья предусматривает административную ответственность в виде штрафа за совершение оскорбления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть интернет.

К ответственности за кибербуллинг можно привлечь по следующим статьям:

  • Клевета (статья 129 УК РФ).

  • Нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ).

  • Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (статья 119 УК РФ).

  • Доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ).

  • Оскорбление (ст. 5.61 КоАП РФ).

  • Вымогательство и шантаж.

Что делать, если моему другу угрожают в Сети

Ольга также дала подробный список советов, который подскажет, что делать, если твой друг или близкий попал в такую ситуацию и решил рассказать об этом, с целью получить помощь и осветить ситуацию.

Вот список важных советов, которые помогут поддержать и помочь:

  • НЕ ОБЕСЦЕНИВАТЬ Когда вы пишете «Это просто баловство и просто интернет» — я вам отвечу что автору сообщения 19 лет. Абсолютно реальный живой человек.
  • НЕ ПРОСИТЬ ЗАМОЛЧАТЬ Когда вы говорите «Ничего страшного» — вы хотите чтобы жертва успокоилась и вы за нее не тревожились. Подумайте лучше, что будет, если она успокоится, а агрессор – нет. Что тогда? Что напишите если?..
  • НЕ СМЕЩАТЬ ВНИМАНИЕ Не переносите на жертву вину за ваши эмоции по поводу происходящего, не сбивайте фокус внимания. Обсуждать в этой ситуации нужно агрессора.
  • ЭМПАТИЯ ЭТО ХОРОШО Больно, но важно и хорошо, не нужно от эмпатии пытаться заткнуть того, кто уже что-то делает.
  • НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬ слабого, усиливать ее или его поддержкой.
Читайте также:  Программа переселения соотечественников в Краснодарский край в 2022 году

Примеры провокационных действий

Приведем несколько примеров, как провокатор может действовать, чтобы вызвать нужную ему реакцию оппонента.

Самыми распространенными способами провокаций являются:

  • «слабо». Этот детский способ до сих пор действенный и многие на него ведутся, даже осознавая, что это абсолютно «неприкрытая» прямая манипуляция. Доказать манипулятору, что он не отличается от других, — именно то поведение, которое и ждет провокатор.
  • лесть. Лесть может быть явной или завуалированной. Таким способом провокатор «втирается в доверие», вызывает к себе расположение и побуждает человека вести себя определенным образом.
  • ссора. Создать открытый конфликт, поссорить вас с кем-нибудь другим и выступить впоследствии «миротворцем» — стратегия истинного манипулятора.
  • сочувствие. Часто под видом сочувствия провокатор говорит гадости и неприятные вещи.
  • тайна. Действенный способ, чтобы узнать у другого человека какие-то сокровенные данные. Психологическое побуждение рассказать секрет на ответный секрет.
  • соблазнение. Дело может касаться как провоцирования в интимном плане (например, жена может специально проверить мужа на верность), так и нет.
  • жалость и вина. Вызвать чувство жалости и вины — тоже распространенная «техника» манипулятора. Часто это женские провокации, но и мужчины могут ими пользоваться.

Знать или не знать — вот в чем вопрос!

Некоторые потенциальные клиенты оценивают специалиста именно с точки зрения того, насколько откровенен он в интернете. Что за чувства испытывает тот, кто принципиально ничего не хочет знать о специалисте как о человеке и выбирает психолога по принципу «если нет в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) — значит, точно хороший профессионал»?

«Я ничего не хочу о тебе знать» означает «Я хочу, чтобы ты был идеалом», — объясняет Анастасия Долганова. — Даже психоаналитики, для которых отсутствие самораскрытия долгое время было существенной частью профессиональной техники, теперь не относятся к этому принципу категорично. Психически и психологически здоровый человек способен выносить рядом с собой другого, не идеализируя его, — и это часть роста и развития, задач, которые будет преследовать любая глубокая психотерапия».

Работа — это только часть личности. За плечами любого специалиста — преодоления и переживания, ошибки и победы, боль и радость. Он и правда может любить дурацкие комедии, валяние из войлока и подледную рыбалку. И писать об этом — тоже может. Так стоит ли подписываться на обновления своего терапевта? Решение, как обычно, за нами.

Какие интернет-риски актуальны для несовершеннолетних

Интернет глубоко проник в нашу жизнь, однако вместе с возможностями он несет и специфические угрозы. Допустим, девушка-подросток по просьбе своего молодого человека сделала и отправила ему несколько своих «смелых» фотографий с ясной договоренностью, что он никому их не покажет. Через какое-то время они ссорятся, и парень размещает эти фото в групповом чате школы. Какие чувства испытывает девушка? Стыд, тревогу, уязвимость, нежелание общаться с окружающими, а иногда и вообще жить.

Или, к примеру, старшеклассник в многопользовательской игре подружился с кем-то из игроков, а тот предлагает заработать и постепенно втягивает его в противозаконные действия. А на его попытки отказаться угрожает, что обо всем узнают родители, школа и полиция. В результате подросток в отчаянии, не знает, что делать и к кому обращаться.

Как и в случае с большинством заболеваний психической сферы, точных причин развития тревожно-фобического расстройства специалисты назвать не могут. Но однозначно можно сказать, что этому способствует целый комплекс факторов:

  1. Наследственность. Очень часто в семейном анамнезе больного присутствую предки со склонностями к излишним неконтролируемым реакциям на какой-либо раздражитель, невротическими отклонениями. Это позволяет утверждать, что такая патология может передаваться генами с заложенными нарушениями в протекающих в ЦНС биохимических процессах.
  2. Особенности личности – ранимость, склонность к депрессии, мнительность, тревожность, подозрительность, неспособность бороться со стрессом. Люди с таким типом характера и темпераментом зависят от мнения окружающих, не уверены в себе, не любят критику. В их привычке – длительный анализ ситуации, фиксация на внутренних ощущениях. Даже совсем небольшие изменения они считают опасными.
  3. Депрессия, невроз, ипохондрия, развивающиеся на фоне долгого одиночества, затворничества, потери близкого человека, расставания с любимым.
  4. Особенности воспитания. Ребенок «впитывает» в себя специфику поведения родителей, у него вырабатывается аналогичный алгоритм ответа на стрессовую ситуацию. Если его близкие родственники фокусируются на определенном раздражителе и боятся его, то и у малыша зафиксируется такая же глубина переживаний по поводу этого же объекта или ситуации. Свою негативную лепту в формирование фобий также вносят наказания, семейные конфликты, плохое финансовое состояние, смерть родителя.
  5. Гормональная «встряска» организма – пубертатный период, беременность, послеродовой период.
  6. Нарушение производства медиаторов и их обмена. Дефицит биологически активных веществ приводит к сильному аномальному страху среди прочих невротических реакций.
  7. Употребление психотропов, наркотических веществ, спиртных напитков, курение (никотин имеет возбуждающее свойство).
  8. Хронические болезни. Этот фактор пока имеет статус гипотезы, но вполне заслуживает признания. При гликемии человек испытывает навязчивый страх, беспокойство без видимой причины, возбуждение, иррациональную тревогу. А это симптомы тревожно-фобического расстройства. Почти то же самое происходит при избыточной секреции тиреоидных гормонов, феохромоцитоме (опухоли мозгового слоя надпочечников). Панические атаки свойственны и больным с пролапсом митрального клапана.

Какие бывают формы депрессивных состояний

У каждого здорового человека есть некий уровень тревожности. Он необходим для того, чтобы эффективно приспособляться к действительности и к вызовам в обществе. Развитие невротической депрессии приводит к возникновению в человека различных патологических состояний:

  1. Реактивная форма невротической депрессии возникает в результате воздействия внешних факторов.
  2. Личностная форма депрессии формируется с детского возраста, зависит от личностных особенностей, наличия конфликтных ситуаций.
  3. Неэндогенная депрессия формируется постепенно, на фоне тех или иных событий.
  4. Непсихотическая депрессия не сочетается с нарушениями процессов восприятия окружающего мира. Оно, как правило, остается трезвым и разумным.

Последствия невротического расстройства

Депрессия сначала не нарушает работоспособность человека и его социальные связи. Поначалу он еще усердно работает. Такая работоспособность связана с включением механизма бегства от стрессовой или психотравмирующей ситуации.

Однако симптомы депрессии постепенно нарастают, и через несколько лет качество жизни больного заметно ухудшается. Страдают личностная, образовательная, социальная сферы, человек все больше замыкается в себе.

Заболевание может травмироваться в невротическое расстройство личности. У больного есть риск развития наркомании. Лица с депрессией чаще подвержены суициду в 70 – 80 процентах случаев. Статистика приводит ошеломляющие данные: более 90% людей, умерших в результате суицида страдали депрессией.

Один из доказанных симптомов депрессии – это суицидальная идеация. Это понятие означает осознанность человека в планировании и совершении самоубийства.

Неэффективные реакции

Чтобы лучше понять различия между общением в процессе терапии и тем, как мы общаемся в других ситуациях, когда играем другие социальные роли — родителей и детей, преподавателей и студентов, друзей и любовников, коллег и просто случайных знакомых, — рассмотрим такие типичные реакции, которые обычно оказываются неэффективными, и постараемся понять, почему они неэффективны.

НЕИСКРЕННЕЕ ПОДБАДРИВАНИЕ. Слова «Уверен, что вы найдете другую работу» воспринимаются клиентом как ложь. Для того чтобы что-то изменилось, клиент должен верить, что это возможно. Клиент часто приходит на терапию с ощущением безнадежности. Несмотря на наше желание обнадежить его, неискреннее подбадривание имеет противоположный эффект; оно только еще больше его расстроит. Если сказать ему, что другие в аналогичной ситуации добивались успеха, это не поднимет его дух, а наоборот, может породить уныние. Из жизненного опыта мы знаем: если умерла надежда, то бессмысленно ожидать какого-то прогресса. Вы не сможете помочь клиенту обрести надежду, если будете пытаться неискренне ободрять его, говорить банальности или приводить в пример других. Надежда приходит изнутри, а не в результате выслушивания чужих советов и сентенций. Консультант, который уподобляется родителям, пусть даже хорошим, стремящимся приободрить своего ребенка, лишь дискредитирует себя в глазах клиента.

ОТРИЦАНИЕ — это самая заманчивая из ответных реакций. Когда мы слышим то, что нам не нравится, или то, что мы не одобряем, когда мы видим страдающего человека или когда его боль напоминает нам о собственной боли, тогда возникает сильное желание сказать клиенту, что на самом деле его негативные убеждения или чувства — ошибочны: «Конечно же, ваши родители вас любят», или «На самом деле вы любите свою жену», или «Разговоры о самоубийстве — чепуха. Вам есть ради чего жить». В этом случае у клиента есть только два варианта поведения: притвориться, что он согласен с вами, чтобы не разонравиться вам, либо спорить, приводя все больше примеров для объяснения, почему он испытывает эти чувства, и надеясь, что вы наконец его поймете. Ни то, ни другое не поможет самому клиенту; и то, и другое в конце концов выведет вас из себя.

ВИНИТЬ КЛИЕНТА можно как явно, так и косвенно, причем последнее особенно опасно для наиболее уязвимых клиентов: «Чем вы так рассердили начальницу, что она вас уволила?» Теперь клиент уверен, что не только начальница, но и психотерапевт считает его виновным.

СВЕТСКИЕ РЕПЛИКИ. Они так легко сходят с языка, что мы часто поддаемся соблазну сказать что-то бесполезное или даже вредное. Реакции, уместные в ситуации светского общения, обычно неприемлемы для психотерапии. Например, своему знакомому вы можете сказать: «Вот увидишь, завтра все будет хорошо». И ему действительно станет легче. Но клиента это только расстроит. Он знает, что завтра ничего не изменится. Другой пример. Вы говорите: «Я вас понимаю. Со мной было то же самое. Помню, как-то раз…» Клиент в полной растерянности: кому нужна помощь — ему или вам?

СОВЕТЫ порождают чувство фрустрации; обычно люди не следуют советам, особенно таким, как: взять себя в руки, смотреть на жизнь более оптимистично, вспомнить, в чем в жизни повезло. Давая совет, вы попадаете в ловушку. Человек может сказать «да», вроде бы считая совет ценным. А потом добавит «но…» и объяснит, почему совет не годится. Начинается обмен репликами: «Почему бы вам не…» — «Да, но…» Иногда от совета трудно удержаться, особенно если вы действительно знаете, что надо делать клиенту. Но помните: то, что человек говорит себе сам, гораздо ценнее того, что можете сказать ему вы, даже если ваши слова правильнее. Ваша задача — помочь ему сказать себе все полезное для изменения его взглядов и поведения, а не говорить это за него.

Читайте также:  Как составить агентский договор

Иногда мы должны сказать то, что похоже на совет, но, по сути, им не является. Например, сообщить необходимую клиенту информацию: «По соседству с вами есть агентство, там работают хорошие люди, которые могут помочь в уходе за пожилым человеком». Дающий совет заинтересован в нем, а получающий его предположительно должен ему последовать. При этом нам часто хочется проверить, был ли наш совет «выполнен». Когда же мы даем информацию, то клиент волен делать с ней то, что считает нужным. Совет принадлежит тому, кто его дает, а информация — тому, кто ее получает.

Итак, суммируем: в процессе первичной консультативной встречи можно ограничиться тремя описанными выше основными формами реакций, пока вы не совладали со своей собственной тревожностью, пока не появилась уверенность, что вы действительно слушаете клиента, и пока у вас еще не появилось ощущение, что вы достигли такого уровня понимания клиента, что можете переходить к более глубокому вмешательству.

Вопросы клиента к психотерапевту

Что вам делать, если вопросы задает клиент? Есть старый анекдот о психологе, которому задали вопрос, а он отвечает: «Интересно, почему вы задаете этот вопрос». И все-таки, что же делать, когда клиент задает вопрос? Иногда, конечно, нужно просто ответить на него. Клиент спрашивает: «Другим людям тоже бывает одиноко?», и психотерапевт отвечает: «Каждый человек иногда испытывает одиночество». Однако и для вас, и для клиента будет лучше, если вы не станете отвечать на вопрос, а попытаетесь выяснить, что за ним стоит. Клиент спрашивает: «Как вы думаете, что мне делать?», а терапевт отвечает: «Очень трудно принять решение, когда стоишь перед таким тяжелым выбором». Клиенту придется продолжить разговор; скорее всего, он сам и ответит на собственный вопрос. Дело в том, что на самом деле он не хотел, чтобы вы отвечали. Если бы вы ответили, то он, возможно, сказал бы вам, что ваше решение не годится. Вот еще несколько примеров:

Клиент: Разве я был неправ?

Психотерапевт: Наверно, очень трудно чувствовать себя «правым», когда брак на грани распада, даже если развода хотите не вы.

Клиент: А как другие поступают в такой ситуации?

Психотерапевт: Когда понимаешь, что не ты один через это прошел, то становится легче.

Итак, если клиент задает вопрос, старайтесь понять, что за ним стоит, а не отвечайте на него.

Ученые о психопатии и психопатах

Психопатия – это стойкое расстройство личности, которое складывается в раннем возрасте и длится на протяжении всей жизни. Данная патология выражается в искажении цельности личности, что является причиной расстройства адаптации и осложнения отношений между людьми.

Психопаты – это люди, которые, со слов К. Шнайдера, из-за своего особенного безумия страдают сами и подвергают страданию окружающих. Их отклонения в поведении могут либо сглаживаться, либо усиливаться. Человек с расстройством личности не осознает, что болен и нуждается в психиатрической помощи.

Существует тормозимые и возбудимые психопатии. К тормозимым относят ананкастных, психастенических, сенситивных шизоидов и астенических психопатов. В группу возбудимых входят эпилептоидные, эксплозивные, паранойяльные, неустойчивые, истерические и гипертимные психопаты.

Признаки психологических расстройств или проблем у детей: основания для консультации у психотерапевта

Расстройства поведения и неврозы у детей являются отдельным направлением психотерапии. Следует отметить, что клиентом психотерапевта ребёнок может стать только по достижению им трёхлетнего возраста, а до этого времени лечением малыша занимается невролог.

Родители должны обращать внимание на возможные симптомы или проявления, свидетельствующие о некоторых нарушениях сознания, психики, восприятия. Среди них:

  • плохая успеваемость;
  • неадекватное поведение (проявления гнева, агрессии, беспричинное хамство, грубость, жестокость, чрезмерная возбудимость, гиперактивность);
  • общая пассивность, нежелание общаться с окружающими;
  • нервные заболевания (энурез, детские страхи).

Методики лечения, которые применяет психотерапевт

Несмотря на то, что этот специалист имеет право назначать медикаментозную терапию для своих клиентов, лекарства назначаются в процессе психотерапии достаточно редко, в качестве поддержки общего направления лечения.

Основной же техникой помощи клиенту является общение. Именно в процессе общения доктор может использовать некоторые приёмы психотерапии, направленные на лечение, такие как:

  • психоанализ;
  • метод экзистенциальной психотерапии, когда доктором и клиентом анализируется не конкретное, отдельно взятое проявление или событие, а вся картина жизни в целом;
  • гештальт-терапия: основывается на принципах саморегуляции психики, её самоответственности и самоосознанности;
  • танцевально-двигательная терапия;
  • телесно-ориентированная терапия.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...