«Это не генетика, а травма» – 5 главных особенностей детей-сирот

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Это не генетика, а травма» – 5 главных особенностей детей-сирот». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Интернаты бывают различных типов. Зачастую детей без лишения родительских прав сдают в учреждения пятидневного ночного пребывания. На выходных ребенок отправляется обратно к родителям, а в будни круглые сутки, в том числе ночью, остается в школе или детском саду. Конечно, в учебном учреждении несовершеннолетнему предоставляют питание и место для сна.

Сроки пребывания ребенка в интернате

Сроки нахождения ребенка в специальном учреждении строго регламентированы. Согласно нормам, они должны составлять минимум 3 месяца, максимум – один год. Сроки четко прописываются в соглашении с интернатом. Помимо сроков пребывания в учреждении, указываются также обязанности всех сторон, в том числе и родителей.

Если родители не будут выполнять свои обязанности (забрать ребенка на выходные, оплатить обучение и проживание, поддерживать с ним связи и т.д., условия выбираются индивидуально), после истечении срока договора они лишаются родительских прав.

Есть возможность оставить ребенка в интернате дольше, чем на один год. Для этого по истечении 12 мес. после отправки необходимо продлить соглашение. Для этого придется снова привлечь ООП и подписать уже новый договор. Такая мера целесообразна только в том случае, если родители за время пребывания несовершеннолетнего в интернате уже начали улучшать жилищные условия, получили более высокооплачиваемую работу и т.д. Если положение семьи остается таким же бедственным, возможно лишение родительских прав.

Как сохранить место в очереди на жилье при переводе в другой детдом?

  • Достаточно часто случаются ситуации (самые разнообразные), когда сироту переводят из одного интерната в другой, причем в каком-то другом регионе. При этом возникает следующая проблема, ребенок, который в предыдущем учреждении был, например, на третьем месте в очереди на получение жилья, становится вдруг пятнадцатым.
  • Либо же после интерната подросток, не достигший совершеннолетия, отправляется учиться в другой город, и становится последним в очереди, ведь перед ним уже есть «свои», местные ребята.
  • К сожалению, панацеи от такой проблемы нет, нужно договариваться с чиновниками в каждом конкретном случае и обязательно предварительно обсуждать данный аспект.

Какие проблемы возникают у сироты после получения жилья?

  • К сожалению, многие сироты, попавшие во взрослую жизнь после детского дома, попросту не умеют правильно пользоваться полученным жильем.
  • Из-за трудностей с социализацией могут начаться проблемы с соседями.
  • Из-за элементарного неумения детдомовцы не контролируют свои счета за коммуналку, наращивая задолженность, как снежный ком, и тогда начинаются нелицеприятные переговоры с управляющей компанией, иногда с привлечением правоохранительных органов.
  • Чтобы избежать подобных неприятностей, неплохо было бы получать соответствующие навыки в интернате от педагогов, но на деле каждый сирота справляется с трудностями взрослой самостоятельной жизни индивидуально. Главное – не потерять с таким трудом приобретенное жилье!

Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве

Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) – школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.

Читайте также:  Какие пособия на детей вы можете получать, но не знаете об этом

Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.

В бытовом плане воспитанники имеют даже больше того, что могут позволить детям в обычных, небогатых семьях. Особенно если говорить о столичном регионе. Летом их вывозят на море, в лагеря. Им дарят айфоны и дорогие игрушки. Водят на спектакли и концерты, так часто, что поток впечатлений дети не в состоянии осмыслить.

Собственно, их даже и не спрашивают, хотят ли они получать эти впечатления. Жизнь в коллективе не учитывает индивидуальных потребностей ребенка. Уточнять у Димы или Светы, хотят ли они обедать/спать/гулять сейчас или позже, нереально.

«Обратная реакция взрослому не нужна, не интересна, без нее проще управлять группой детей, — рассказывает Мария Рыльникова. — С младенчества воспитанники детдома перестают осознавать свои потребности, телесные и эмоциональные. Они могут чувствовать дискомфорт, беспокойство, гнев, но даже не понимают, с чем это связано. Человек, которому никогда не предлагали выбор, не спрашивали: «А это тебе нравится? Что ты хочешь сейчас, спать или пить?», не научается прислушиваться к себе». Одна из задач наставника — помочь подростку разбираться в своих эмоциях и узнать о своих желаниях.

«Мы часто ходили в одинаковой одежде и обуви, потому что вещи закупали оптом»

В детдоме жизнь течёт по расписанию: подъём, умывание, завтрак, школа. После занятий — уроки. Иногда нас привлекали и к хозяйственным делам — например, мы помогали в столовой, чистили картошку. Чаще всего этим занимались девочки. В свободное время играли или занимались творческой самодеятельностью. Нам давали немного карманных денег, и мы могли сходить в магазин и купить себе сладостей.

Одежду выдавали раз в месяц. Воспитатели составляли список того, что нужно каждому ребёнку, эти вещи покупали и раздавали нам. Существовали квоты: например, осенняя куртка выдавалась на год и её заменяли только в случае, если старая совсем порвётся. Нижнее бельё выдавали почти каждый месяц. Мы часто ходили в одинаковой одежде и обуви, потому что вещи закупали оптом.

История возникновения

В Российской империи дабы искоренить проблему, связанную с социализацией беспризорников, принято было строить различные приюты и воспитательные дома, которые в свою очередь находились под надзором особой организации, она была представлена в виде Ведомства Учреждений Императрицы Марии. Немного позднее образовалась система Ольгинских приютов для беспризорных детей.

Систему приютов реорганизовали сразу же после Октябрьской революции. Особую систему обучения и воспитания беспризорников написал великий и талантливый русский педагог Антон Семенович Макаренко. Собрав весь имеющийся у него материал, он написал знаменитый на весь сегодняшний мир учебник по воспитанию «Педагогическую поэму».

Новая система образования и трудового воспитания, обращенные на беспризорников, описанная Макаренко долго не просуществовала, так как ее не приняло советское руководство. Правительство СССР выступило с резкой критикой эксплуатации детского труда: дети, не достигшие 16-тилетнего возраста трудиться не должны.

Благотворительность: частные приюты для детей

Жертвование средств на благотворительность всегда было в обычае у русских. Это была не мода, а образ мыслей: благами надо делиться. Поэтому состоятельные граждане жертвовали не только «десятину на церковь», но и солидные суммы на помощь нуждающимся.

Читайте также:  Права иждивенцев. Кто входит в категорию и какие выплаты им положены

В XVIII-XIX веках десятки воспитательных домов и приютов были открыты и долгие годы содержались на частные средства. Сеть приютов была создана с непосредственным участием внука Павла I — Петра Георгиевича, принца Ольденбургского, посвятившего всю жизнь благотворительности. Помимо открытия множества богаделен и больниц, Петр Георгиевич основал на собственные средства первое в России Училище правоведения, а также способствовал расширению сети учебных заведений для девочек, продолжая дело своей бабушки — императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I.

Более 70-ти лет содержал на собственные средства детский приют и барон Штиглиц. В Сокольниках действовал приют, обеспечиваемый семьей Бахрушиных, а богатейший уральский горнозаводчик Демидов хоть и был известен своим крутым нравом, но открыл несколько сиротских приютов и не оставлял их своим вниманием.

Система детских домов в советское время

В январе 1923 года был учрежден фонд помощи детям имени В.И. Ленина. Но одного фонда было недостаточно, так как революция разрушила складывавшийся веками патриархальный уклад общества. Несмотря на усилия правительства, проблема беспризорности оставалась. Система воспитательных домов и приютов разрушилась, а восстановление требовало времени и средств, которых у молодой страны Советов не было. Благотворительность новой властью осуждалась, как пережиток, и была запрещена, частная собственность ликвидирована, что прекратило и личные пожертвования. Источников финансирования прежней системы государственного призрения не осталось.

Детей-сирот устраивали в другие семьи, в немногочисленные детские дома, но к началу Великой Отечественной войны беспризорников на улицах было все еще очень много. А последующие тяжелые годы многократно увеличили их количество. Сотни тысяч детей лишились семьи и крова.

Еще одной формой помощи беспризорным детям были трудовые коммуны, известные многим по произведениям А. Макаренко. В трудовых коммунах дети получали образование и специальность, что позволяло им адаптироваться после выпуска в обществе и найти свое место под солнцем. Но таких коммун было немного, и решить проблему глобально они не были способны.

В 1930 году сохранившиеся детские дома были прикреплены к заводам, фабрикам и колхозам, что несколько улучшило их материальную базу и решило вопрос о трудоустройстве выпускников. Вместе с работой молодые люди получали место в общежитии.

Во время Великой Отечественной войны к детям-сиротам стали относиться, как к жертвам войны, их нужды в общественном сознании приравнивались к нуждам фронта. Это привело к фактическому возрождению благотворительности, хотя этот термин и не употреблялся. Люди просто перечисляли средства на открывающиеся специальные счета, деньги из которых передавались в детские дома.

В послевоенные годы началось переоформление детских домов в систему школ-интернатов, в которых жили и обучались не только сироты, но и дети из семей с тяжелым материальным положением, дети родителей, постоянно занятых на производстве и т. д. Для малышей создавались детские сады-семидневки, откуда детей забирали в лучшем случае раз в неделю на выходные.

Наталье Пигасовой 26 лет. Она сидит на диване в своей новой квартире. Нет, не той, которую ей в соответствии с законом предоставило государство: часть пищеблока в заброшенном деревенском детском саду. Наталья сидит в своей собственной квартире, купленной в новом доме на свои собственные деньги. Да, в кредит, да, в Раменском, да, час на электричке до Москвы, но эти 40 квадратных метров — результат собственных усилий.

Наташа не слышит моих вопросов, она как будто чем-то оглушена, она вылавливает из пространства нотки незнакомого ей до сих пор состояния и сдержанно улыбается, как Ума Турман. Девушка словно только что вернулась с долгой войны и все никак не может понять, как жить, когда никто в тебя не стреляет.

Читайте также:  Недееспособность частичная и полная

Это моя вторая встреча с Пигасовой. Первая состоялась семь лет назад в офисе компании, владелец которой, Андрей Захаров, в те времена помогал детским домам, причем не только деньгами, но и возможностями. Он взял на работу 19-летнюю выпускницу детдома из города Шуя Ивановской области, хотя на ее зарплату можно было бы нанять гораздо более опытного офис-менеджера. В первые же дни Наталья шокировала весь коллектив тем, что в свободное время не торчала в аське, а ходила по офису и протирала столы.

— А если тебя все-таки уволят, ты в Шую вернешься? — спросил я ее семь лет назад.

— Нет, не вернусь, — ответила Наталья. — Мне нравится в Москве. Здесь так тихо, спокойно.

— Спокойно?!

— Ну, в смысле никто тебя не знает и можешь стать такой, какой ты хочешь стать. А в Шуе все тебя знают такой, какая ты есть. Там тебе просто не дадут измениться.

Сегодня она работает бухгалтером в Московской теплосетевой компании и учится сразу в двух вузах: на социолога и экономиста. А семь лет назад Наталья первый раз в жизни увидела паркет — в комнате, которую нашла по объявлению: «Пожилые пенсионеры сдадут жилье одинокой девушке». На месте оказалось, что пенсионеры уехали на лето на дачу, а вместо них — пара молодых и здоровых «внуков». Это отлаженная схема по вовлечению в проституцию наив­ных провинциалок. И если бы Наталья пришла в эту комнату одна, ее судьба была бы предрешена. Но с ней были мурзики — люди, которые знают, что чудес не бывает.

Документы на оформление ребенка в детдом

Родители должны четко уяснить, что отдать ребенка в детский дом можно только при условии лишения родительских прав. Если у малыша есть и мать, и отец, они должны оба от него отказаться. Если у такого малыша имеются другие родственники, возраст и состояние здоровья которых не препятствует им оформить опекунство, но они этого делать не желают, тогда ребенок признается круглым сиротой. Заботу о нем берет на себя государство.

Независимо от возраста ребенка, он является полноправным гражданином страны, в которой проживает. Поэтому при оформлении его в детский приют необходимо предоставить пакет документов.

Узнать полный список необходимых бумаг можно в органах опеки и попечительства по месту жительства. Они также смогут дать ответ на любые возникающие вопросы, касающиеся процедуры отказа от ребенка.

Как сдать в детский дом в России своего ребенка?

В РФ в детдом могут попасть дети, которые остались без родителей или без их обеспечения. Также принимаются дети, от которых отказались опекуны и близкие родственники. Прием ребенка осуществляется по решению органов опеки. Чтобы сдать детей в такое учреждение в России предусмотрен следующий порядок:

  1. Должно быть написано заявление на оформление ребенка в детдом.
  2. Документ о лишении родительских прав.
  3. Предоставляются копии свидетельства о рождении детей и паспорт (для 14- летних).
  4. Копии личных документов родителей или опекунов.
  5. Сведения о детях и их родственниках.
  6. Акт о жилищных условиях, где находился ребенок.
  7. Справка о психологическом состоянии малыша.
  8. Программа реабилитации (для детей -инвалидов).

Решение о приеме ребенка в госучреждение выдается после изучения сложившейся ситуации, предоставленных документов и заключения органов опеки.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...