Как получить информацию о категории субъекта предпринимательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить информацию о категории субъекта предпринимательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Субъекты малого предпринимательства — это ИП и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, имеющие среднегодовую численность работников не более 100 человек и среднегодовой доход не свыше 300 000 — кратного МРП (на 1 января 2021 года — 785 100 000 тенге).

Статус субъекта предпринимательства (малый, средний, крупный бизнес)

7. В процессе оказания государственной услуги услугодатель корректирует сведения услугополучателя при выявлении их несоответствия Правилам ведения и использования реестра субъектов предпринимательства, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1091 и Правилам расчета среднегодовой численности работников и среднегодового дохода субъектов предпринимательства, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года № 1128.

Какие привилегии дает статус субъекта малого предпринимательства? Законом №209-ФЗ предусмотрены специальные меры для поддержки бизнеса малым предприятиям. Так, ст.7 Закона №209-ФЗ такие предприятия могут применять:

  • специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • упрощенный порядок ведения кассовых операций;

Малые предприятия могут не устанавливать лимит кассы. И даже в случае, если у компании был утвержден кассовый лимит, а в определенный период времени она стала соответствовать малому предприятию, то компания вправе отказаться от лимита. В этом случае необходимо издать приказ руководителя об отмене ранее установленного лимита хранения денежной наличности в кассе со ссылкой на п.2 Указания №3210-У, иначе компанию могут оштрафовать за нарушение кассовой дисциплины по п.1 ст.15.1 КоАП РФ.

  • упрощенный порядок составления статистической отчетности;
  • льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество.

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены особенности участия в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд – государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% совокупного годового объема закупок у них.

За оказанием поддержки субъектам малого предпринимательства необходимо заполнить форму заявления, утвержденную Приказом Минэкономразвития РФ от 10.03.2016 г. №113.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Инфолист. Предоставление информации о категории субъекта предпринимательства

В региональном разрезе наибольшее количество ликвидированных компаний приходится на город Алматы – 26 предприятий, что составляет 17,6%.

Далее следует Астана, где приостановили свою деятельность или закрылись 20 организаций, 13,5% и Костанайская области – 19 компаний ликвидировано, или 12,8%.

Наименьшее количество ликвидированных компаний в Казахстане зафиксировано в Западно-Казахстанской и Павлодарской областях – по 2 предприятия, 1,4% и Жамбылской области – 1 предприятие, 0,7%.

Таблица No 6
Изменение количества ликвидированных организаций

Регион Текущий период Изменение к предыдущему периоду, % Предыдущий период
1 Алматы 26 73,33 15
2 Астана 20 -4,76 21
3 Акмолинская область 6 -14,29 7
4 Актюбинская область 8 300,00 2
5 Алматинская область 6 500,00 1
6 Атырауская область 5 100,00 3
7 ЗКО 2 -50,00 4
8 Жамбылская область 1 -50,00 2
9 Карагандинская область 18 350,00 4
10 Костанайская область 19 111,11 9
11 Кызылординская 3 -50,00 6
12 Мангистауская область 5 -44,44 9
13 ЮКО 14 -12,50 16
14 Павлодарская область 2 -60,00 5
15 СКО 5 66,67 3
16 ВКО 8 60,00 5

О выдаче справки, подтверждающей статус малого предпринимательства

К такой категории не могут относиться лица, осуществляющие:

  • деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; оборотом радиоактивных материалов; оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему;
  • производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;
  • деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах;
  • проведение лотереи;
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);
  • аудиторскую деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность кредитных бюро;
  • охранную деятельность.

Справка о принадлежности к субъектам малого предпринимательства

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2021 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода.

Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Укажем эти критерии в таблице.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) – это организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых внесены в единый реестр таких субъектов.

Нормативная основа – Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 №209-ФЗ.

I.I. Чтобы хозяйственное общество, хозяйственное товарищество, хозяйственное партнерство было отнесено к субъектам малого и среднего предпринимательства, оно должно соответствовать трем критериям:

1. Требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала (должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований):

а. Участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • Российская Федерация,
  • субъекты Российской Федерации,
  • муниципальные образования,
  • общественные организации,
  • религиозные организации (объединения),
  • благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов)

владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций АО.

При этом участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества

  • иностранные юридические лица и (или)
  • юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства,

должны владеть суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций АО.

Если перечисленные субъекты не являются участниками хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, данный критерий также считается соблюденным.

Ограничение в отношении суммарной доли участия:

  • общественных объединений инвалидов,
  • иностранных юридических лиц и (или)
  • юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства

не распространяется на:

  • участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает 2 млрд рублей, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает 250 человек включительно (за исключением иностранных юридических лиц, государством постоянного местонахождения которых являются офшорные зоны;
  • на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным ниже (пп. «б»-«е» включительно).
Читайте также:  Как оформить материальную помощь в 1С 8.3 Бухгалтерия

б. Акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ от 22.02.2012 №156 «Об утверждении Правил отнесения акций и облигаций российских организаций, а также инвестиционных паев, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики».

в. Деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования.

г. Хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»».

д. Учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. №1459-р).

е. Участниками ООО являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем 25%.

Условие соответствия хозяйственного общества, хозяйственного товарищества, хозяйственного партнерства какому-либо из указанных выше требований является первоочередным. Если организация не удовлетворяет ни одному из указанных критериев, проверка на соответствие последующим критериям не осуществляется.

  • Основной причиной является то, что организацией или ИП были нарушены сроки предоставления сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговой отчетности, которая позволяет определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год. Поэтому крайне важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности. Кроме того, непредставление отчетности является основанием для исключения сведений об организации и ИП из реестра.
  • Не исключена также и техническая ошибка ФНС, либо непредставление сведений уполномоченными органами.

Реестр субъектов предпринимательства

1. Кадровый учет

Главой 48.1 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что работодатели-микропредприятия вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и др.).

При этом вопросы, которые должны регулироваться соответствующими локальными нормативными актами, должны быть включены в трудовые договоры с работниками. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора, которая в настоящее время утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 №858 (актуальная редакция от 15.11.2019).

Как только микропредприятие переходит в категорию малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае необходимо будет в течение четырех месяцев утвердить все необходимые кадровые документы.

2. Учет и отчетность

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

3. Закупки

3.1. По Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

a. Правила обеспечения контракта для закупок среди субъектов малого предпринимательства.

При закупках у субъектов малого предпринимательства размер обеспечения рассчитывается исходя из цены контракта, а не начальной (максимальной цены контракта). При этом обеспечение не может быть меньше размера аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной (максимальной) цены контракта (ч. 6 ст. 96 Федерального закона №44).

b. Победитель может вовсе не предоставлять обеспечение.

Субъекты малого предпринимательства, в соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Федерального закона №44, могут не предоставлять обеспечение исполнения контракта, если у них есть опыт исполнения госконтрактов, который подразумевает, что:

  • контрактов должно быть не меньше трех в течение последних трех лет до даты подачи заявки,
  • контракты должны быть исполнены без применения к субъекту малого предпринимательства штрафов и неустоек,
  • сумма цен контрактов должна быть не меньше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

c. Заказчик должен вернуть обеспечение контракта и оплатить товары/работы не позже 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (ч. 8 ст. 30 Федерального закона №44).

3.2. По Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

a. Правила об обеспечении [2]. Если в документации о закупке, участниками которой являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, установлено требование:

  • к обеспечению заявки на участие, сумма обеспечения заявки не может превышать 2% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота);
  • к обеспечению исполнения договора, сумма обеспечения договора не может превышать 5% от начальной (максимальной) цены договора (цены лота) или должна быть равна сумме аванса (если договором предусмотрена выплата аванса).

b. Максимальный срок оплаты по договору с субъектами малого и среднего предпринимательств составляет 15 рабочих дней со дня подписания акта-приемки [3]. При условии, если

  • закупка была проведена на общих основаниях,
  • участвовать в ней могли только субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • субъекты малого и среднего предпринимательства выступали субподрядчиками.

4. Упрощенный порядок ведения кассовых операций [4]

Индивидуальные предприниматели, а также субъекты, отнесенные к малым предприятиям и микропредприятиям, вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе.

5. Имущественная поддержка субъектов МСП

5.1. Предоставление имущества, находящегося в публичной собственности, во владение/пользование.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ, органы исполнительной власти (и федерации, и субъектов), а также органы местного самоуправления утверждают перечни (а также до 1 ноября текущего года дополняют перечни) государственного имущества и муниципального имущества, которое используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам МСП.

5.2. Приобретение арендуемого публичного имущества [5].

По общему правилу, арендатор публичной собственности из числа субъектов МСП может без торгов выкупить это имущество, если:

  • оно находится в аренде не менее двух лет на день подачи заявления;
  • отсутствует задолженность по арендной плате и неустойкам;
  • имущество не включено в перечень имущества для поддержки малого бизнеса.

Более подробно об особенностях выкупа арендуемого публичного имущества читайте в материале Романа Речкина, старшего партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Разрешение споров».

1. Снижены ставки по страховым взносам [7] в период с 01.04.2020 года до 31.12.2020 для плательщиков страховых взносов – организаций и ИП, включенных в реестр субъектов:

  • на обязательное пенсионное страхование – 22% (если выплата меньше МРОТ); в пределах лимита или свыше – 10% вместо 22%;
  • на обязательное медицинское страхование – 5% вместо 5,1%;
  • взносы в ФСС (по нетрудоспособности и материнству) не уплачиваются.

Пониженные ставки коснулись только выплат в пользу физического лица, которые определяются по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ (федеральный МРОТ на начало года –
12 130 руб.).

2. Льготное кредитование [8]:

  • Банк России расширил программу рефинансирования по кредитам субъектам МСП.
  • 27.04.2020 снижена процентная ставка по кредитам Банка России, направленным на поддержку кредитования субъектов МСП с 4% до 3,5% годовых.

3. Снижение надзорной нагрузки [9]: с 01.04.2020 до 31.12.2020 года действует мораторий на проведение проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, внесенных в единый реестр субъектов МСП.

К исключениям относятся проверки, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Также об указанных выше мерах поддержки субъектов МСП, введенных в связи с распространения COVID-19, читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».

4. Отсрочка внесения арендных платежей за федеральное имущество [10].

Организации и ИП, включенные в единый реестр субъектов МСП, арендующие федеральное имущество, вправе воспользоваться правом на отсрочку уплаты арендных платежей за апрель – июнь 2020 года на срок не позднее 31 декабря 2021 года.

Некоторые категории арендаторов могут быть и вовсе освобождены от внесения арендных платежей за апрель – июнь 2020 года при соблюдении дополнительных условий:

a) осуществление деятельности в сфере:

  • авиаперевозок,
  • аэропортовой деятельности,
  • автоперевозок,
  • культуры,
  • организации досуга и развлечений,
  • физкультурно-оздоровительной деятельности и спорта,
  • туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма,
  • гостиничного бизнеса,
  • общественного питания,
  • дополнительного образования (в т.ч. негосударственные образовательные учреждения),
  • организации конференций и выставок,
  • оказания бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).
Читайте также:  Выход учредителя из НКО — пошаговая инструкция в 2022 году

b) договором аренды предусмотрено предоставление в аренду федерального имущества в целях его использования для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности);

c) наличие документов, подтверждающих использование соответствующего имущества для осуществления указанного вида деятельности (видов деятельности).

Аналогичные меры правительство рекомендовало реализовать по договорам аренды муниципального и регионального имущества.

5. Временные правила обеспечения контракта, обеспечения гарантийных обязательств для закупок по Федеральному закону №44-ФЗ от 05.04.2013 [11].

До 31 декабря 2020 года при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №434 (последняя редакция – от 18.04.2020) был утвержден перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в пострадавшей отрасли определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.

Для бизнеса в этих отраслях предусмотрены дополнительные меры поддержки.

1. Продлены сроки уплаты налогов [12]:

a. На шесть месяцев продлен срок уплаты налога на прибыль организаций, УСН, ЕСХН за 2019 год.

b. Срок уплаты налогов (за исключением НДС, налога на профессиональный доход, налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента) (авансовых платежей) за отчетные периоды, приходящиеся:

  • на 1 квартал 2020 года – продлен на шесть месяцев,
  • на полугодие (2 квартал) 2020 года – продлен на четыре месяца.

c. Срок уплаты налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, приходящийся на 2 квартал 2020 года, продлен на четыре месяца.

d. Срок уплаты НДФЛ за 2019 год, уплачиваемый ИП в соответствии с п. 6 ст. 227 НК РФ (срок уплаты до 15 июля 2020 года), продлен на три месяца.

e. Сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу перенесены:

  • за 1 квартал 2020 года – не позднее 30 октября 2020 года,
  • за 2 квартал 2020 года – не позднее 30 декабря 2020 года.

2. Продлены сроки уплаты страховых взносов [13]:

  • исчисленных с выплат за март-май 2020 года – на шесть месяцев,
  • исчисленных с выплат за июнь-июль 2020 года – на четыре месяца,
  • исчисленных индивидуальным предпринимателем за 2019 год с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., – на четыре месяца.

    Также о продлении сроков уплаты налогов и страховых взносов читайте в материале Юлии Курмамбаевой, партнера INTELLECT, руководителя группы практик «Коммерческое право», руководителя практики «Налоговое право».

    3. Кредитные каникулы [14].

    3 апреля 2020 года вступил в силу закон о кредитных каникулах, в соответствии с которым субъекты МСП вправе по заявлению получить льготный период по заключенным с ними до 03.04.2020 кредитным договорам. Льготный период подразумевает под собой, что:

    a) на срок до 6 месяцев не допускается:

    • начисление неустойки (штрафа, пени);
    • предъявление требования о досрочном исполнении обязательства по кредитному договору;
    • обращение взыскания на предмет залога или предмет ипотеки по соответствующему кредитному договору;
    • обращение с требованием к поручителю (гаранту).

    b) Если на момент обращения с требованием о предоставлении кредитных каникул обязательства по кредитному договору просрочены и кредитором были начислены проценты, неустойка (штраф, пени), то их сумма фиксируется на день установления льготного периода и подлежит погашению по истечении льготного периода.

    По окончании льготного периода проценты, которые не были уплачены в льготный период, будут включены в сумму основного долга.

    В случае если заемщик на время льготного периода требовал не приостановления исполнения обязательств, а уплаты платежей в меньшем размере, то сумма обязательств по процентам, включаемая в сумму обязательств заемщика по основному долгу, уменьшается на размер обязательств по процентам, исполненных за счет платежей, уплаченных заемщиком в течение льготного периода.

    Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2021 году

    Определение категории субъектов, относящихся к малому или среднему бизнесу, определяется по наивысшему значению численности работников и доходной составляющей деятельности. Изменению категория подлежит только в случае, если «пиковые» показатели превышаются в течение 2-х лет подряд.

    Численность работников рассчитывается с учетом всех сотрудников, даже тех, которые работают по трудовым соглашениям или по совместительству, берется усредненное количество за отчетный период.

    Предпринимательская деятельность в России представлена огромным разнообразием. Определить назначение можно по законодательно сформированным признакам: сфера деятельности, форма собственности, количество собственников, использование наемного персонала.

    Разделение по виду деятельности неоднозначно. Одна организация может одновременно совмещать несколько сфер. Самый распространенный пример — совмещение торговой деятельности и оказание услуг.

    По форме назначения предпринимательство делится на производственное, коммерческое, финансовое или консультативное.

    Официальное разделение по форме собственности выглядит следующим образом:

    • частная, то есть находится во владении частного лица или группы лиц;
    • муниципальная. Все активы принадлежат муниципальной организации;
    • государственная. Деятельность полностью контролируется государством;
    • общественная.

    Важно! Не следует забывать про законодательные ограничения для частной формы собственности. Суммарное участие государства в капитале организации не может превышать 25 %

    Предприятия делятся согласно количеству собственников на индивидуальные и коллективные. Разница зависит от того, сколько людей участвует в бизнесе. Если бизнес принадлежит одному частному лицу, он будет считаться индивидуальным. Коллективная собственность может быть долевой или совместной.

    Внимание! Существует различие между индивидуальным предпринимательством и описанной выше правовой формой собственности.

    Существует две формы использования наемного труда:

    • Если предприниматель сам осуществляет свою деятельность и не вовлекает в работу наемных сотрудников.
    • В штатном списке присутствуют работники, осуществляющие свою деятельность, например, по законодательно оформленным трудовым договорам.

    Получение сведений о категории субъекта предпринимательства

    • Cубъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства;
    • Cубъекты среднего предпринимательства;
    • Cубъекты крупного предпринимательства.

    При определении категории субъекта предпринимательства используются несколько критериев:

    1. Для целей государственной статистики используется только критерий среднегодовой численности работников.
    2. Для целей оказания государственной поддержки и применения иных норм законодательства Республики Казахстан используются два критерия: среднегодовая численность работников и среднегодовой доход.

    Среднегодовая численность работников субъектов предпринимательства определяется с учетом всех работников, включая работников филиалов, представительств и других обособленных подразделений данного субъекта, а также самого индивидуального предпринимателя.

    Среднегодовой доход — это сумма совокупных годовых доходов или доходов субъектов предпринимательства, применяющих в соответствии с Республики налоговым законодательством Казахстан специальный налоговый режим на основе патента или упрощенной декларации, за последние три года, поделенная на три.

    Субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше трехсоттысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

    ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ ИП?

    Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

    К субъектам малого предпринимательства и микропредпринимательства не могут быть отнесены предприниматели, осуществляющие:

    1) деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

    2) производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции;

    3) деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах; 4) проведение лотереи;

    5) деятельность в сфере игорного бизнеса;

    6) деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов;

    7) банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента);

    8) аудиторскую деятельность;

    9) профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

    10) деятельность кредитных бюро;

    11) охранную деятельность;

    12) деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

    Предприниматели, осуществляющие деятельность по вышеуказанным направлениям относятся к субъектам среднего и крупного предпринимательства.

    Субъектами крупного предпринимательства являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие предпринимательство и отвечающие одному или двум из следующих критериев: среднегодовая численность работников более двухсот пятидесяти человек и (или) среднегодовой доход свыше трехмиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

    • Регистрация ИП
    • Индивидуальным предпринимателям
    • Изготовление печатей
    • Обязательное страхование
    • Разработка веб-сайтов
    • Новости

    Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

    К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

    Читайте также:  Алименты в браке без развода: какие документы нужны?

    В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

    1 для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

    2 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

    от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно:

    3 доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Что дает этот статус для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), предприятия или организации

    Данное положение имеет весьма привлекательные стороны, потому что со стороны государства для этого вида бизнеса предусмотрено ряд весомых льгот в виде скидок и бонусов. Назначены они не случайно, именно таким образом решено было достигнуть следующих целей:

    • Снижение напряженности населения за счет повышения благосостояния, путем создания новых рабочих мест.
    • Обеспечение комфортный вывод из тени различных самозанятых объектов, которые трудятся по модели фриланса.
    • Развитие новейших видов деятельности, к примеру, в области инноваций, которые не требуют никаких особых затрат.
    • Уменьшение выплат из бюджета, к примеру, на пособия по безработице, пенсионному и медицинскому страхования лиц, которые не трудоустроены.

    Легче всего было добиться достижения таких целей, пройдя процедуру регистрирования максимально простой и комфортной. Таким образом, административное воздействие и налоговая нагрузка на предприятие небольшого размера было значительно снижено. Кроме того, подразумевается также целевое финансирование на деятельность начинающих предпринимателей в виде субсидирования, не требующего возврата средств в итоге.

    Принципы формирования

    Единожды попав в такой реестр, предприятию или частному лицу больше не нужно подтверждать собственный статус. Например, чтобы принимать участие в госпрограммах поддержки, раньше нужно было обязательно предоставлять также годовой налоговый и бухгалтерский отчет, сведения о количестве сотрудников, финансовые результаты за прошедшие двенадцать месяцев. Однако, если в другие инстанции сведения поданы не были, соответственно, субъект может быть не включен в этот список.

    Все предоставленные сведения обычно обновляются каждый год в определенную дату (10 августа). Однако следует понимать, что все данные будут учтены, согласно состоянию на 1 июля. Нарушившие сроки в более поздний период в этот список попасть уже не смогут. Что именно будет проверено и изменено при потребности в такие сроки:

    • Общие сведения.
    • Информация о новых (вновь созданных) ИП, а также юридических объектах.
    • Данные о тех, кто прекратил свою работу, согласно установленным нормам, которые регулируются пунктами 5 и 7 части 5 статьи 4.1 ФЗ, выпущенного 24 июля 2007-го за номером 209.
    • Перечень производимых или заказанных продуктов, товаров, оказанных услуг, выполненных работ и пр.

    Статус субъекта малого предпринимательства

    В соответствии с Законом № 44-ФЗ, при проведении процедуры определения поставщика, СМП не наделен обязанностью иметь и предъявлять свидетельство о своем присутствии в соответствующем реестре, например, региональном. Вместе с тем, в подаваемой на конкурс заявке участник обязан продекларировать свою принадлежность и соответствие субъектам малого предпринимательства.

    Необходимо отметить, что закон ряда субъектов РФ (например, Москвы) предусматривает наличие реестров СМП. Однако, в соответствии с Законом, нахождение или отсутствие предпринимателя в таком реестре юридически не влияет на его статус как малого предпринимателя. Единственный критерий того, как подтвердить статус малого предприятия, это фактически соответствовать необходимым критериям его определения и заявить об этом в декларации.

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Что такое реестр МСП и как в него попасть

    Кроме вышеописанного дохода, в учет должно приниматься также количество трудоустроенных работников. Причем речь может идти только о тех, с кем заключены трудовые договоры. При это нет никакой необходимости в сведениях о том, присутствовали люди физически на своих рабочих местах: находится ли человек на больничном или в отпуске, он все равно должен считаться.

    Категория

    Максимальная число сотрудников

    Комментарий

    Микропредприятие

    15

    Малое

    16—100

    Среднее

    101—250

    251—1000

    Для хозяйственных обществ, что соответствуют условиям Постановления за номером 1412, входящих в перечень Минопторга, а также работающих в области легкой промышленности.

    1500

    Для организаций общепита, основным видом деятельности которых является класс 56.

    Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2022 году

    Выписка из ЕГРМСП позволяет оперативно узнать или подтвердить статус бизнес-субъекта. Это необходимо, если компания желает принять участие в госзакупках или реализовать свое право на господдержку и специальные льготы. Самой же компании благодаря этому ресурсу стало намного проще найти и оценить конкурентов.

    Выписка из единого реестра субъектов МСП позволяет получить доступ к следующей информации:

    • наименование или ФИО предпринимателя;
    • категория субъекта;
    • юридический адрес компании или место регистрации ИП;
    • количество персонала;
    • вид деятельности;
    • данные о выпускаемой продукции (в т.ч. инновационной);
    • время занесения сведений о предприятии в ЕГРМСП;
    • участие в закупках и наличие государственных контрактов;
    • имеющиеся лицензии.

    Признаки таких субъектов

    1. Легитимация. То есть эти лица должны зарегистрировать свою деятельность в установленном законом порядке, чтобы работать легально.
    2. Хозяйственная правосубъектность. Сводится к тому, что после легитимации субъект наделяется правами и обязанностями. Те определяются законодательно и касаются его деятельности (чем лицо может заниматься, какие сделки совершать и др.). Стоит отметить, что правосубъектность подразделяется на несколько видов.
    • общая — это права и обязанности, которыми наделяются субъекты для занятия предпринимательством в рамках закона;
    • ограниченная — в этом случае права и обязанности ограничиваются учредительными документами, в которых прописывается цель работы предприятия (соответственно, если в работе учредители выйдут за рамки своих прав и обязанностей, учреждение могут привлечь к ответственности);
    • специальная — о ней говорят, если субъекты планируют заниматься деятельностью, цели которой по закону должны быть закреплены в учредительных документах (прежде всего это касается некоммерческих организаций);
    • исключительная — ею наделяются субъекты, выбравшие деятельность, на которую государство накладывает определённые запреты (например, деятельность кредитных учреждений не разрешается совмещать с другими видами деятельности).
    1. Обособленное имущество. Субъекты должны иметь отдельную имущественную базу (ту, которую им передадут учредители, либо ту, что будет куплена в процессе работы) для ведения своей деятельности. Объекты учитываются на балансе.
    2. Имущественная ответственность. Имуществом субъекты отвечают по своим обязательствам перед контрагентами и государством.


    Похожие записи:

    Напишите свой комментарий ...