Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Публичные и частноправовые должностные лица и их статус». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На основании действующего права допускаются различия правового положения должностных лиц федерального органа гос. власти и государственных органов субъектов Российской Федерации. В последнем случае данными лицами занимаются должности, которые устанавливаются исключительно на основании конституций и уставов субъектов Федерации.
Комментарии к ст. 2.4 КОАП РФ
1. Статья посвящена должностным лицам как специальным субъектам административных правонарушений. В большинстве статей КоАП РФ в числе возможных субъектов административной ответственности названы должностные лица.
2. Административная ответственность должностных лиц играет важную роль в обеспечении законности и дисциплины в управлении. Основанием для привлечения таких лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая установка КоАП РФ никоим образом не ставит знак равенства между дисциплинарным и административным правонарушением, между дисциплинарной и административной ответственностью. КоАП РФ лишь презюмирует, что невыполнение должностными лицами обязанностей по службе может быть не только дисциплинарным проступком, но и административным правонарушением. Причем не любой дисциплинарный проступок, если он совершен должностным лицом, может автоматически считаться административным правонарушением. Для признания его таковым необходимо, чтобы данное правонарушение было зафиксировано в конкретной статье Особенной части КоАП РФ. Законодатель при формулировании составов со специальным субъектом ответственности руководствовался определенным ограничителем: административным правонарушением признается нарушение лишь таких служебных правил (обязанностей), которые имеют надведомственный характер и охраняют государственный интерес.
Сложная правовая природа таких служебных обязанностей обусловила то обстоятельство, что государство, во-первых, охраняет их с помощью не одного, а нескольких видов ответственности и, во-вторых, учредило соответствующие контрольно-надзорные органы, призванные следить за выполнением этих правил.
3. В комментируемой статье впервые в законодательстве об административных правонарушениях закреплено понятие должностного лица как субъекта административной ответственности. В своей основе оно совпадает с определением должностного лица, данным в Уголовном кодексе РФ, если принять во внимание обобщающую формулировку ст. ст. 201, 285, 318 УК РФ (см. комментарий к ст. 19.28 КоАП РФ).
Прежде всего, данная статья относит к должностным лицам представителей власти, т.е. лиц, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Речь идет о должностных лицах правоохранительных и контролирующих органов. Функции представителя власти могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. К должностным лицам отнесены работники, полномочные выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, т.е. полномочные совершать в пределах своей компетенции властные действия, имеющие юридически значимые последствия (например, издавать правовые акты, давать обязательные указания, нанимать и увольнять работников, управлять государственным имуществом, распоряжаться денежными средствами).
В качестве должностных лиц (кроме должностных лиц, являющихся государственными или муниципальными служащими, служащими государственных учреждений и организаций) рассматриваются также руководители и иные работники иных (т.е. негосударственных) организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Ныне перечень таких лиц дополнительно конкретизирован применительно к ряду статей Особенной части КоАП РФ. Речь идет об ответственности членов советов директоров, коллегиальных исполнительных органов, счетных, ревизионных, ликвидационных комиссий юридических лиц и руководителей организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, за нарушение требований законодательства о хранении документов (ст. 13.25), за нарушение законодательства о биржах и биржевой торговле (ст. 14.24), за нарушения законодательства о ценных бумагах (ст. ст. 15.17 — 15.22), а также за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 15.23.1, 15.24.1, 15.29 — 15.31, ч. 9 ст. 19.5 и рядом других статей КоАП РФ.
Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ к числу должностных лиц отнесены также лица, осуществляющие функции члена конкурсной комиссии, котировочной комиссии или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком, уполномоченным органом, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ.
По ответственности приравнены к должностным лицам и индивидуальные предприниматели, т.е. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Это общее правило, но из него законом может быть сделано исключение. Такое исключение установлено, например, в примечании к ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, где говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные гл. 16 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
4. Наличие у должностных лиц права совершать действия властного характера предопределяет и особенности их административной ответственности. К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, во-первых, при нарушении своими собственными действиями установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих вразрез с требованиями этих правил; в-третьих, за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг служебных обязанностей конкретного должностного лица.
5. Противоправное поведение должностного лица при наличии у него властных полномочий может причинить больший вред, нежели административное правонарушение обычного гражданина. Поэтому в конкретных статьях Особенной части Кодекса, в которых в качестве возможных субъектов ответственности названы как гражданин, так и должностное лицо, установлен повышенный размер штрафных санкций, применяемых к должностному лицу.
6. Тот факт, что административное правонарушение должностного лица одновременно является и нарушением служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, обусловливает вопрос о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух мер наказания: и административного наказания, и дисциплинарного взыскания. В КоАП РФ общего решения этого вопроса нет. Однако исходя из того что меры и дисциплинарной, и административной ответственности имеют характер наказания, вряд ли целесообразно обязательное одновременное применение к должностному лицу за совершение им противоправного деяния, содержащего признаки и дисциплинарного, и административного правонарушения, двойного наказания. Такое наказание допустимо, во-первых, лишь за отдельные виды правонарушений, социальная вредность которых достаточно велика, и, во-вторых, если об этом есть специальное указание в законе.
В случае причинения нарушителем еще и материального ущерба возможно одновременное применение за одно и то же деяние и административной, и материальной ответственности, поскольку последняя, в отличие от первой, выполняет лишь правовосстановительную функцию.
7. Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ существенно расширен круг государственных и муниципальных учреждений (бюджетных учреждений), на которые распространяются порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, и оказание услуг, установленный Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (с изм. и доп.). В связи с этим служащие бюджетных учреждений, на которых возложены функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии бюджетного учреждения — заказчика, также приравниваются к должностным лицам и, следовательно, несут ответственность, предусмотренную ст. ст. 7.29 — 7.32 настоящего Кодекса.
Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц
Несмотря на неспецифичный порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц, особенности имеются. Формально являясь физлицами, рассматриваемые субъекты наделены особым правовым статусом, наличие которого говорит о большей общественной опасности совершенного ими нарушения и необходимости применения более строгой меры ответственности.
К особенностям административной ответственности должностных лиц можно отнести:
- Необходимость доказывания их статуса, например факта работы в компании, наличия определенных обязанностей, которые не выполнены надлежащим образом.
- Обязательность наличия в санкции указания на то, что к ответственности по ней может привлекаться именно должностное лицо. Например, в санкции ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ прямо указано, что нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет штраф для рассматриваемой категории лиц в размере 25 000 рублей.
- Ограниченный перечень мер наказания (подробнее этот момент осветим далее).
- Невозможность привлечения к ответственности, если должностное лицо надлежащим образом выполняло свои обязанности. Соответственно, правоприменителям всегда требуется проверять конкретные полномочия, должностные инструкции и т. д. и соответствие действий должностных лиц их требованиям.
Могут ли привлечь к административной ответственности должностное лицо после увольнения со службы (уволенное на момент рассмотрения дела)
Любой человек может уволиться или перейти на другую должность. Возможно ли привлечение к административной ответственности уволенного должностного лица, если во время рассмотрения дела оно уже утратило соответствующий статус?
Ответ на этот вопрос дан в Обзоре практики ВС РФ от 27.09.2006 (вопрос 10). Верховным судом сделан вывод о том, что увольнение не освобождает от ответственности, так как нарушение было допущено в период исполнения обязанностей. На момент совершения деяния имелись все признаки состава нарушения, соответственно, должностное лицо должно нести ответственность.
***
Таким образом, должностные лица — специальные субъекты административной ответственности, которые привлекаются к ней в общем порядке, однако с некоторыми особенностями, предусмотренными КоАП РФ.
***
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.
Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России определяются Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ. Названные федеральные законы определяют и особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в России.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином понимается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а под лицом без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Нарушение прав должностными лицами
В одной из частей Административного кодекса присутствует более 400 пунктов. Из которых более 300 отражают предмет ответственности должностного лица. Большая часть статей отражает аспекты бизнеса и управления. При этом стоит выделить некоторые области, в которых регулируется данный вопрос:
- Контроль управления (в 19 главе 19 статей).
- Ущемление гражданских прав (в 5 главе 50 статей).
- Контроль военного обеспечения (в главе 21 4 статьи).
- Защита имущества (в 7 главе 29 статей).
- Область таможни (в 16 главе 21 статья).
- Обеспечение защиты экологии и природопользованию (в 8 главе 38 статей).
- Информационные технологии и связь (в 13 главе 23 статьи).
- Бизнес, налоги и финансы (в 14 и 15 главах 59 статей).
- Животноводство и сельское хозяйство (в 10 главе 14 статей).
- Покушение на государственные органы власти (в 17 главе 10 статей).
- Энергетика (в 9 главе 14 статей).
В итоге получаем целый комплекс мер для ответственности государственных служащих, которые отражают почти все возможные сферы деятельности человека.
Выборное должностное лицо должно иметь хорошее чувство предвидения, возможность контролировать ситуацию, понимать справедливость и поощрять безопасность. В должностном лице должны быть все положительные характеристики полицейского, адвоката, судьи, бухгалтера, репортера, спортсмена и дипломата. Они также выступают теми, кто может быть наделен полномочиями и нести ответственность, не обладая властью. Все это возможно благодаря ряду шагов:
- быть всегда компетентным по принимаемым вопросам и важным решениям;
- быть готовым к неожиданностям и форс-мажорным обстоятельствам;
- помнить о данных обещаниях;
- уметь учитывать риски и юридические издержки;
- быть культурным вне зависимости от ситуации.
Изучая, наблюдая и применяя все эти шаги, руководитель как должностное лицо всегда будет пользоваться уважением и иметь большой потенциал к карьерному росту.
Понятие должностного лица
Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооружённых Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).
В Российской Федерации установлен специальный правовой статус государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности. Не все лица, занимающие должности в государственных органах, являются государственными служащими.
Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Легальные дефиниции коммерческих и некоммерческих организаций содержатся в гражданском законодательстве.
Другой комментарий к статье 2.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. Дефиниция должностного лица в комментируемой статье базируется на синтезе двух определений, содержащихся соответственно в ст. 201 и 285 УК: лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностного лица.
Таким образом, в отличие от УК, данная статья КоАП, основанная на рецепции названных дефиниций, определяет обобщающее понятие должностного лица, единое для всего КоАП; тем самым предпринята попытка устранить логическое несоответствие статуса должностного лица в сферах частного права и публично-правовых отношений.
Об административной ответственности должностных лиц, возглавляющих юридическое лицо, см. п. 2 комментария к ст. 2.1.
2. По смыслу комментируемой статьи статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности, а также на индивидуальных предпринимателей (см. п. 6 данного комментария).
Действующее законодательство отождествляет понятия «юридическое лицо» и «организация» (см. дефиниции организации, установленные ст. 11 НК, ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», ст. 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»). В соответствии с ГК юридическим лицом является организация, наделенная правомочиями, установленными п. 1 ст. 48 ГК.
Таким образом, лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в общественных объединениях, не имеющих статуса юридического лица, например лица, осуществляющие указанные функции в религиозных группах, не относятся к должностным лицам и несут ответственность, установленную санкцией соответствующей статьи Особенной части КоАП для граждан.
Административная ответственность должностных лиц по КоАП возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей.
Административная ответственность за проступки должностных лиц предусмотрена также отдельными федеральными законами. В ст. 289 — 306 БК, определяющих виды правонарушений бюджетного законодательства, понятие «должностное лицо» не упоминается, однако правонарушителями в указанных случаях являются лица, наделенные государственно-властными полномочиями, руководители хозяйственных и муниципальных органов и иные лица, осуществляющие функции должностных лиц в том смысле, как это предусмотрено дефиницией должностного лица, содержащейся в примеч. 1 к ст. 285 УК. К правонарушителям — должностным лицам, как правило, относятся государственные и муниципальные должностные лица. Санкции за налоговые правонарушения чаще применяются к должностным лицам коммерческих организаций. Санкции, определенные БК и НК, в отличие от КоАП, не предусматривают дифференциации наказаний, совершенных должностными лицами и лицами, не наделенными правомочием должностного лица: так, при выявлении обстоятельств, отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, принимается во внимание лишь повторное совершение указанного проступка лицом, к которому уже были применены налоговые санкции.
Административная ответственность должностных лиц в соответствии с КоАП, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» должностные лица организаций, принимающих в РФ иностранных граждан, обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в РФ, а также порядка их регистрации, оформления документов на право пребывания или проживания иностранных граждан в РФ, их передвижения в пределах РФ, изменения ими места жительства в РФ, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.
О статусе иностранного гражданина см. п. 1 комментария к ст. 2.6. Административная ответственность за нарушение должностным лицом организации, принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в РФ установлена ч. 1 ст. 18.9 КоАП (см. комментарий к указанной статье).
3. При квалификации преступлений должностных лиц, определенных ст. 285 — 293 УК, наряду с противоправным бездействием учитываются также и действия должностного лица. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» под указанными деяниями понимаются действия должностного лица, осуществляемые в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями; под незаконными действиями должностного лица подразумеваются неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения.
В соответствии с указанным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо уполномоченным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).
Согласно данному Постановлению Пленума Верховного Суда РФ к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД и ФСБ, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспектора и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).
По смыслу рассматриваемого Постановления Пленума Верховного Суда РФ к организационно-распорядительным функциям, осуществляемым постоянно или временно должностным лицом, относятся, например, руководство коллективом, расстановка и подбор кадров, организация труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены функции по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий (принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.).
К лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, относятся также поверенные, представляющие в соответствии с договором интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности (см. п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
К вопросу об определении должностного лица в административном праве (Кондратьев С
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) отдельно выделены такие специальные субъекты административной ответственности, как должностные лица, которые подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ). Вместе с тем во многих случаях статьи Особенной части КоАП РФ содержат одновременно санкции для физических и должностных лиц. В таких статьях содержатся одновременно и простой, и квалифицированный состав правонарушения (применительно к должностным лицам), и признак специального субъекта — должностного лица выступает здесь квалифицирующим. Подобная юридическая техника позволяет четко излагать правовые нормы в содержательном плане и экономно по форме выражения. Также в санкциях ряда норм КоАП РФ нет прямого указания на специальный субъект ответственности (в нашем случае — на должностное лицо), но их анализ приводит к такому выводу — это, например: ст. 5.1, ч. 2 ст. 5.6, ст. ст. 5.22, 5.24, 5.45, ч. ч. 2 и 4 ст. 7.30 .
Должностное лицо в административном праве
Таким образом, для того, чтобы определить, является ли конкретный государственный или муниципальный служащий должностным лицом, необходимо выяснить, обладает ли он правом осуществлять управление людьми, организациями или вещами. Такие полномочия могут указываться как в должностном регламенте и служебном контракте, так и в общих компетенционных актах (например, в положении о государственном органе, в котором он работает). Управление в данном случае обозначает возможность совершения действий, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение тех или иных правоотношений в отношении физических лиц (например, назначение конкретного лица на должность в государственной организации), юридических лиц (например, составление акта проверки организации), а также совершение юридически значимых действий по изменению правового статуса материальных объектов (например, списание имущества, находящегося на балансе организации).
Правонарушения должностных лиц
В КОАП 330 статей (¾ от общего количества) описывают возможные правонарушения, совершаемые должностными лицами.
Соответствующие разделы освещают злодеяния в следующих аспектах:
- прохождение таможни;
- управленческая сфера;
- охрана имущества;
- постановка на воинский учет;
- посягательство на представителей власти;
- экология;
- ветеринария;
- налоги;
- сельское хозяйство;
- строительство;
- мелиорация;
- предпринимательская деятельность;
- связь;
- энергетика.
Согласно КОАП ответственность должностных лиц за правонарушения предусматривается практически повсеместно. ОВД рассматривает около 50 разновидностей злодеяний, относящихся к охране порядка или к пренебрежением инструкциями дорожного движения.
Статус как право к действию
Кто является должностным лицом по закону? Ответить можно, только обозначив статус должностного лица. Все это возможно по средствам присвоенных полномочий и сферы деятельности. Важно учитывать, что статус не влияет на поставленные задачи и наделенные функции.
Лицо, наделенное властью, может исполнять доверенные права или воздержаться от их исполнения. При этом обязанности остаются неотделимыми. То есть в этой области присутствует равенство между диспозитивными и императивными началами юридической практики. На административных началах присутствует вероятность отказа от публичной и частной деятельности, относящаяся к полномочиям должностного лица. А вот в уголовной области лицо вправе осуществлять только публичные компетенции.
Соотношение обычных и должностных лиц
По закону можно понять, что должностное лицо выступает как представитель государственного органа, так и определенные категории рядовых сотрудников. И в этом понимании рождается разногласие, так не совсем ясно, какое отличие несут между собой эти два понимания.
Исходя из закона об административных правоотношениях, категория должностного лица определяется лицами, которые работают в правительственных и смежных структурах, выполняя комплекс полномочий управленческого характера. Плюс ко всему этому можно приписать рядовых лиц, которые выполняют деятельность по предпринимательству, т. е. индивидуальных предпринимателей или привычных ИП. И на фоне этого сравнения образуется ряд споров и вопросов, что к чему относится, и кто за что отвечает.
На первый взгляд собственный бизнес под юридически оформленным индивидуальным предпринимательством видится далеким от привычного понимания, что такое должностное лицо. Вся деятельность ИП нацелена на получение прибыли, и по своей природе больше похожа на организацию юридического лица. Однако причины нарушений, характер поступков и мотивы могут указать на индивидуальность ИП по сравнению с юридическим или должностным лицом. Такая закономерность не случайна. За последние несколько лет правительство все больше и больше отодвигает грани отождествления должностного лица и ИП. А практика показывает, что ответственность ИП формируется с гарантом на собственный бизнес. Все это не проходит без изменений тем самым меняя и корректируя законы и нормативные документы. Так, например, нарушение вопросов пользования земельным имуществом для ИП будет расцениваться, как категория юридической силы с последующими штрафами и наказаниями.
Соотношение обычных и должностных лиц
По закону можно понять, что должностное лицо выступает как представитель государственного органа, так и определенные категории рядовых сотрудников. И в этом понимании рождается разногласие, так не совсем ясно, какое отличие несут между собой эти два понимания.
Исходя из закона об административных правоотношениях, категория должностного лица определяется лицами, которые работают в правительственных и смежных структурах, выполняя комплекс полномочий управленческого характера. Плюс ко всему этому можно приписать рядовых лиц, которые выполняют деятельность по предпринимательству, т. е. индивидуальных предпринимателей или привычных ИП. И на фоне этого сравнения образуется ряд споров и вопросов, что к чему относится, и кто за что отвечает.
На первый взгляд собственный бизнес под юридически оформленным индивидуальным предпринимательством видится далеким от привычного понимания, что такое должностное лицо. Вся деятельность ИП нацелена на получение прибыли, и по своей природе больше похожа на организацию юридического лица. Однако причины нарушений, характер поступков и мотивы могут указать на индивидуальность ИП по сравнению с юридическим или должностным лицом. Такая закономерность не случайна. За последние несколько лет правительство все больше и больше отодвигает грани отождествления должностного лица и ИП. А практика показывает, что ответственность ИП формируется с гарантом на собственный бизнес. Все это не проходит без изменений тем самым меняя и корректируя законы и нормативные документы. Так, например, нарушение вопросов пользования земельным имуществом для ИП будет расцениваться, как категория юридической силы с последующими штрафами и наказаниями.
Нарушение прав должностными лицами
В одной из частей Административного кодекса присутствует более 400 пунктов. Из которых более 300 отражают предмет ответственности должностного лица. Большая часть статей отражает аспекты бизнеса и управления. При этом стоит выделить некоторые области, в которых регулируется данный вопрос:
- Контроль управления (в 19 главе 19 статей).
- Ущемление гражданских прав (в 5 главе 50 статей).
- Контроль военного обеспечения (в главе 21 4 статьи).
- Защита имущества (в 7 главе 29 статей).
- Область таможни (в 16 главе 21 статья).
- Обеспечение защиты экологии и природопользованию (в 8 главе 38 статей).
- Информационные технологии и связь (в 13 главе 23 статьи).
- Бизнес, налоги и финансы (в 14 и 15 главах 59 статей).
- Животноводство и сельское хозяйство (в 10 главе 14 статей).
- Покушение на государственные органы власти (в 17 главе 10 статей).
- Энергетика (в 9 главе 14 статей).
В итоге получаем целый комплекс мер для ответственности государственных служащих, которые отражают почти все возможные сферы деятельности человека.
Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
Сущность административного права:
– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.
В основе разделения отраслей права лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:
– управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и местного самоуправления;
– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной, судебной власти и органов прокуратуры;
– управленческие отношения внутриорганизационно-го характера в сфере негосударственных образований.
Воздействие административного права на общественные отношения:
– регулирует отношения во всех сферах общественных отношений – в экономике, административно-политической, социально-культурной и т. д.;
– определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
– устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);
– за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.
Методы административного права: 1)метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;
2) метод рекомендации, при котором обязательных для исполнения указаний не дается, но предлагается вариант поведения, наиболее благоприятный в определенной ситуации;
3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;
4) метод равенства – в некоторых источниках называется как подвид метода согласования;
5) метод дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;
6) метод запрета – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.