Отпуска госслужащих в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отпуска госслужащих в 2021 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предусматривается, что для всех работников, вне зависимости от места осуществления деятельности, применяется единый порядок ухода на отдых. Это говорит о том, что каждый год необходимо формировать акт, где отражено, когда и кто идет в отпуск. Данный документ в последующем применяется для оформления отдыха для отдельно взятого сотрудника.

Сколько дней отпуска положено за выслугу

Говоря о выслуге, стоит отметить, что под ней понимается время, на протяжении которого лицо на непрерывной основе трудилось в государственных структурах и обладало правом на использование специальных льгот, надбавок и гарантий. Перечисленные положения находятся в полной зависимости от того, сколько лет лицо отработало в указанной системе. Если рассматривать дополнительный отдых, то он урегулирован положениями трудового законодательства. Кроме того, в этом направлении применимы акты, изданные конкретным ведомством.

На сегодняшний день применим такой порядок назначения дополнительных дней отдыха:

  • когда лицо отработало от года до пяти лет, то прибавляется 1 день;
  • если стаж равняется от пяти до десяти лет, то отпуск станет больше на пять дней;
  • при продолжительности от 10 до 15 лет отпуск увеличивается на семь дней;
  • более 15 лет выслуги предусматривают использование дополнительно десяти дней для отдыха.

Использовать при расчете требуется показатели стажа отдельно взятого сотрудника. Если человек работал в другой отрасли – это время не учитывается при вычислении выслуги. Кроме того, многие государственные служащие трудятся в условиях ненормированного дня. Это говорит о том, что они также наделены возможностью использовать дополнительные дни отдыха.

Перечень должностей, по которым предусматриваются такие условия труда, отражается в документации, разработанной на локальном уровне. За это устанавливается дополнительное время отдыха в размере трех дней.

Дополнительный отпуск госслужащим

Важнейшим нюансом, связанным с предоставлением дополнительных отпускных дней, является возможность их использования только в том случае, если сотрудник в текущем году располагает правом на очередной отпуск.

Российские госслужащие имеют социальную гарантию в виде как оплачиваемого, так и неоплачиваемого дополнительного отпуска. При этом отпуска, не подлежащие оплате, оформляются на основании заявлений сотрудников в случае уважительной причины. Наличие таких причин определяют работодатели, однако традиционно к ним относится:

  • курортное лечение;
  • исполнение общественных обязанностей;
  • семейные обстоятельства;
  • наличие оснований, предусмотренных ч.2 ст.128ТК РФ.

Помимо предоставляемого ежегодно основного оплачиваемого отпуска, госслужащие пользуются правом на оплачиваемые дополнительные отпуска. Так, в силу ст.116ТК РФ предусмотрена обязанность по предоставлению дополнительных оплачиваемых отпусков для следующих категорий сотрудников:

  • занятых на работах, для которых характерны вредные условия труда;
  • имеющих особенный характер трудовой деятельности;
  • работающих в зоне Крайнего Севера и приравненных к ней районов.

Дополнительные дни за ненормированный рабочий день

Значительному количеству госслужащих полагается дополнительный отпуск за работу в условиях ненормированного рабочего дня. В силу ст.101ТК РФ под ненормированным рабочим днем понимается специальный режим трудовой деятельности, в рамках которого по приказу работодателя сотрудники могут эпизодически привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей вне границ официально установленной длительности рабочего времени.

Список должностей, для которых характерен ненормированный день, определяется локальными нормативными актами либо коллективными договорами.

Особенность подобного рабочего режима предполагает подчинение работников общему распорядку, который установлен в учреждении. Однако при необходимости такие работники могут либо начинать свой рабочий день до официально установленного момента его начала, либо задерживаться по его завершении.

Подобный ненормированный режим является залогом предоставления государственному служащему дополнительного отпуска длительностью 3 суток.

Дополнительные гарантии госслужащим

Деятельность, связанная с государственной службой, обладает определенными издержками, подлежащими компенсации. При этом под издержками подразумевается комплекс запретов и требований, налагающий значительные ограничения на жизнь госслужащих. В России эта компенсация гарантирована на государственном уровне: работникам органов власти предоставляются специальные льготы и преференции.

Читайте также:  Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году

В главе II Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года приведен перечень компенсаций. Законодательство рассматривает их в качестве государственных гарантий в целях обеспечения:

  • повышения служебной мотивации госслужащих;
  • социальной и юридической защищенности специалистов;
  • укрепления кадрового состава;
  • минимизации коррупционных проявлений.

Принято выделять основную и дополнительную группу государственных гарантий. Основная группа предназначена для всех категорий госслужащих, дополнительная – для специалистов отдельных регионов или государственных органов. В числе гарантий выделяют:

  • оптимизацию порядка прохождения службы;
  • установление научно обоснованных трудовых норм;
  • обеспечение охраны труда;
  • оптимизацию режимов труда и отдыха.

Оптимизация режимов отдыха и труда достигается, благодаря:

  • установлению временных границ трудовой деятельности (40-часовой рабочей недели);
  • выделению праздничных и нерабочих дней;
  • предоставлению ежегодных отпусков, в том числе, дополнительных.

Дополнительный отпуск госслужащим

Важнейшим нюансом, связанным с предоставлением дополнительных отпускных дней, является возможность их использования только в том случае, если сотрудник в текущем году располагает правом на очередной отпуск.

Российские госслужащие имеют социальную гарантию в виде как оплачиваемого, так и неоплачиваемого дополнительного отпуска. При этом отпуска, не подлежащие оплате, оформляются на основании заявлений сотрудников в случае уважительной причины. Наличие таких причин определяют работодатели, однако традиционно к ним относится:

  • курортное лечение;
  • исполнение общественных обязанностей;
  • семейные обстоятельства;
  • наличие оснований, предусмотренных ч.2 ст.128ТК РФ.

Помимо предоставляемого ежегодно основного оплачиваемого отпуска, госслужащие пользуются правом на оплачиваемые дополнительные отпуска. Так, в силу ст.116ТК РФ предусмотрена обязанность по предоставлению дополнительных оплачиваемых отпусков для следующих категорий сотрудников:

  • занятых на работах, для которых характерны вредные условия труда;
  • имеющих особенный характер трудовой деятельности;
  • работающих в зоне Крайнего Севера и приравненных к ней районов.

Отдых за ненормированный рабочий день

Многие работники государственной службы работают в режиме ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ). Это означает, что по указанию работодателя сотрудники должны выйти вне своего рабочего времени. Должности, которым может быть установлен данный режим работы, указываются в локальных нормативных актах организации.

Такие сотрудники выполняют свои обязанности по общему распорядку, принятому в учреждении. Но при этом при возникновении производственной необходимости они могут начинать рабочий день раньше или задерживаться после его окончания. Государственным служащим, относящимся к данной категории, дается 3 дополнительных дня отдыха.

Как уже было сказано ранее, ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя. В статье 123 ТК РФ говорится, что очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. При этом о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.

Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.

Кроме этого, при составлении графика отпусков необходимо учитывать положения ст. 122 ТК РФ, которой установлен порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. В ней сказано, что оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. При этом право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

Обращаем ваше внимание на то, что до истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:

— женщинам — перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

Читайте также:  Как ИП платить страховые взносы в 2021 году?

— работникам в возрасте до 18 лет;

— работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;

— в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Напомним, кому отпуск должен быть представлен в удобное для них время, так как это установлено федеральными законами:

— Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы (ст. 6 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»);

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы (ст. 8 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»);

— инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов (ст. 14-19 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»);

— супруги военнослужащих — им отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих (ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

— граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»);

— граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);

— лица, награжденные знаком «Почетный донор России» (ст. 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»);

— женщины, имеющие двух и более детей в возрасте до 12 лет (п. 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 N 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей»).

Основной отпуск госслужащим: сколько дней полагается и каков порядок предоставления

Порядок предоставления отпусков госслужащим урегулирован законом «О государственной гражданской…» от 27.07.2004 № 79-ФЗ. С 02.08.2016 вступили в силу положения закона «О внесении изменений в статьи 45 и 46 федерального закона ”О государственной гражданской службе Российской Федерации в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе”» от 02.06.2016 № 176-ФЗ. Унифицирован порядок расчета продолжительности отпуска для всех замещающих гражданские должности лиц.
В отличие от прошлой градации продолжительности времени отдыха в зависимости от категории должности служащего, ч. 3 ст. 46 закона № 79-ФЗ установлено иное правило определения, сколько дней отпуск у госслужащих.

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска на гражданской службе в настоящий момент составляет 30 дней, исчисляемых календарно.

Отпуск госслужащих основывается на следующих правилах, установленных ст. 46 закона № 79-ФЗ:

  • должен предоставляться ежегодно;
  • его период определяется на основании графика отпусков, который утверждается не позднее чем за 2 недели до наступления года, в котором отдых должен быть предоставлен;
  • отпуск может быть предоставлен частями, но хотя бы одна из них не может быть короче 2 календарных недель;
  • служащий должен использовать не менее 28 дней в одном году;
  • превышающая 28 дней часть отпуска в случае острой необходимости может быть перенесена на следующий год, в котором должна быть использована в обязательном порядке.

По желанию служащего и с согласия нанимателя дни отпуска свыше 28 можно не брать, а получить за них денежную компенсацию.

Дополнительный отпуск муниципальным и госслужащим

Допотпуск для государственных или муниципальных служащих предоставляется на основании закона №25-ФЗ и №79-ФЗ, соответственно для муниципальных и государственных служащих.

Сегодня госслужащим предоставляется ежегодный отпуск одинаковой продолжительности, который не зависит от того, какую именно должность они занимают. Если ранее отпуск предоставляли в 35 и 30 дней, для высших должностей и иных служащих соответственно.

На сегодня в закон внесены изменения и отпуск сократили всем до 30 календарных дней, должность служащего учитываться при этом не будет. Помимо 30 дней ежегодного отпуска служащие вправе рассчитывать и на дополнительный отпуск, предоставляется который в зависимости от выслуги лет.

Читайте также:  Все про налоговый вычет для пенсионеров при покупке квартиры

Ранее продолжительность такого отпуска определялась следующим образом: 1 день отпуска за 1 год службы. Сегодня отпуск предоставляется следующей продолжительностью:

Общий стаж службы, лет Дополнительный отпуск, календарных дней
1-5 1
5-10 5
10-15 7
Более 15 10

Эксперты видят предпосылки нововведений в сложившейся экономической ситуации. Трудности с наполнением федеральной и региональной казны диктуют свои правила, главными из которых являются урезание финансирования, оптимизация кадров, сокращение отпусков. Госслужащие не стали исключением, а многие общественные деятели заметили, что реформа носила мягкий характер. Минимальный период отдыха в 30 дней – довольно солидный срок при не самом утомительном графике и обязанностях.

Не пропустите: Продажа алкоголя: изменения и запреты

Согласно подсчетам финансистов, проведенная реформа позволит экономить ежегодно до 3 млрд. рублей из бюджета. Эти средства планируется направить на социально-экономические программы, в частности на повышение зарплат бюджетникам, ремонт и возведение медицинских учреждений, модернизацию инфраструктуры. Также новые правила формирования отпусков помогут значительно снизить социальную напряженность, ведь в российском обществе на протяжении нескольких десятилетии превалирует стереотип о богатой и легкой жизни чиновников.

Дополнительный отпуск за стаж муниципальной службы

Существенные изменения при расчете отпуска для госслужащих вступили в действие в текущем году, и будут отражаться на продолжительности отдыха в 2017 году.

Нововведения властей позволят достичь нескольких целей: экономия государственных средств и стандартизация продолжительности отпуска для различных госучреждений.

При этом для рядовых госслужащих это обернется фактическим сокращением продолжительности отпуска.

Основной оплачиваемый отпуск госслужащего в следующем году не может превышать 30 дней. Ранее ежегодный отдых для высших категорий госслужащих достигал 35 дней, что не в полной мере отвечало принципам справедливости. В следующем году управленцы высшего звена останутся без дополнительных преимуществ при расчете ежегодного отпуска.

На какие отпуска имеют право гражданские служащие? Как исчисляется общая продолжительность ежегодного отпуска сейчас и как будет исчисляться с августа 2016 года? Какой порядок предоставления ежегодных отпусков установлен для служащих с начала 2016 года? Каковы условия перенесения отпуска на следующий год? В каких случаях отпуск может быть заменен денежной компенсацией?

14.07.2016Автор: Л. В. Куревина

С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа начнут действовать другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

Удержание из денежного довольствия сумм излишне начисленных отпускных

На практике нередко возникают случаи, когда отпуск гражданскому служащему предоставлен авансом, а после выхода из отпуска служащий увольняется. При увольнении может сложиться ситуация, что суммы денежного довольствия недостаточно и удержать излишне выплаченную сумму отпускных за неотработанные дни отпуска невозможно ввиду недостаточности средств на лицевом счете гражданина. Может ли наниматель вернуть излишне выплаченные служащему денежные средства посредством обращения в суд?

Если наниматель не может удержать излишне выплаченную сумму за неотработанные дни отпуска в связи с отсутствием или недостаточностью суммы выплаты, причитающейся бывшему служащему при увольнении, последний может возместить ее в добровольном порядке. Основания для взыскания образовавшейся задолженности в судебном порядке у нанимателя отсутствуют в силу ч. 4 ст. 137 ТК РФ, поскольку недобросовестности в действиях работника или счетной ошибки нет. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение ВС РФ от 14.03.2014 N 19-КГ13-18, Апелляционные определения Нижегородского областного суда от 14.03.2017 по делу N 33-2578/2017, Верховного суда Республики Башкортостан от 09.11.2016 по делу N 33-22500/2016).

Следовательно, орган государственной власти РФ, субъекта РФ после увольнения гражданского служащего не вправе обратиться в суд для взыскания суммы, подлежащей удержанию из его заработной платы.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...