Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Индексация ЕДВ осуществляется на величину фактической инфляции, определенной по итогам прошедшего года. То есть с 1 февраля 2023 г. размер выплат увеличат на столько процентов, на сколько за 2022 год выросли потребительские цены.
ЕДВ инвалидам в 2023 году
Запланированное повышение ЕДВ на 12,4% с 1 февраля 2023 года коснется и всех категорий инвалидов. Выплаты по инвалидности будут установлены в следующих размерах:
- 4980,11 руб. — инвалидам 1 группы;
- 3556,58 руб. — детям-инвалидам и инвалидам 2 гр.;
- 2847,09 руб. — инвалидам 3 гр.
Для тех, кто сохранил право на НСУ, из указанных сумм будет удерживаться денежный эквивалент предоставляемых льгот. Каким в таком случае будет размер ЕДВ по инвалидности в 2023 г., можно определить по следующей таблице:
Размер ЕДВ по инвалидности с 01.02.2023 г. в зависимости от льгот, предоставляемых в натуральном виде | ||
---|---|---|
1 гр. | 2 гр. и дети-инвалиды | 3 гр. |
полный НСУ (лекарства + санаторий + проезд) | ||
3503,80 | 2080,27 | 1370,78 |
лекарства + санаторий | ||
3667,12 | 2243,59 | 1534,10 |
лекарства + проезд | ||
3679,71 | 2256,18 | 1546,69 |
лекарства | ||
3843,03 | 2419,50 | 1710,01 |
проезд + санаторий | ||
4640,88 | 3217,35 | 2507,86 |
санаторий | ||
4804,20 | 3380,67 | 2671,18 |
проезд | ||
4816,79 | 3393,26 | 2683,77 |
По словам управляющего ПФР по Новосибирской области, объединение фондов позволит гражданам быстрее и удобнее обращаться сразу за несколькими мерами поддержки. Объединение ПФР и ФСС позволит сократить сроки ожидания выплат.
«Существует немало ситуаций, когда человеку для получения полного объема социальной помощи необходимо обращаться и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования, – говорит Александр Терепа. – Пенсия по инвалидности, например, выплачивается ПФР, а средства реабилитации выдаются ФСС. Пособие по уходу за детьми до 1,5 лет работающие мамы получают в ФСС, а материнский капитал – в ПФР. Для распоряжения набором социальных услуг нужно подавать заявление и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования: в ПФР – о получении денежной компенсации услуг, в ФСС – о получении непосредственно самих услуг, например путевки в санаторий. Благодаря объединению все услуги по линии ПФР и ФСС можно будет получить в одном месте в рамках «одного окна», что позволит существенно упростить порядок получения выплат».
ЕДВ инвалидам в 2023 году
Запланированное повышение ЕДВ на 12,4% с 1 февраля 2023 года коснется и всех категорий инвалидов. Выплаты по инвалидности будут установлены в следующих размерах:
- 4980,11 руб. — инвалидам 1 группы;
- 3556,58 руб. — детям-инвалидам и инвалидам 2 гр.;
- 2847,09 руб. — инвалидам 3 гр.
Для тех, кто сохранил право на НСУ, из указанных сумм будет удерживаться денежный эквивалент предоставляемых льгот. Каким в таком случае будет размер ЕДВ по инвалидности в 2023 г., можно определить по следующей таблице:
Размер ЕДВ по инвалидности с 01.02.2023 г. в зависимости от льгот, предоставляемых в натуральном виде | ||
---|---|---|
1 гр. | 2 гр. и дети-инвалиды | 3 гр. |
полный НСУ (лекарства + санаторий + проезд) | ||
3503,80 | 2080,27 | 1370,78 |
лекарства + санаторий | ||
3667,12 | 2243,59 | 1534,10 |
лекарства + проезд | ||
3679,71 | 2256,18 | 1546,69 |
лекарства | ||
3843,03 | 2419,50 | 1710,01 |
проезд + санаторий | ||
4640,88 | 3217,35 | 2507,86 |
санаторий | ||
4804,20 | 3380,67 | 2671,18 |
проезд | ||
4816,79 | 3393,26 | 2683,77 |
Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов
Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
Логика Конституционного Суда
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Какие выплаты предусмотрены?
Все вышеперечисленные категории льготников обладают правом на социальную помощь. Они будут получать:
- Доплату к текущему окладу до 100% оплаты труда, который они имели до того, как были вынуждены сменить работу из-за ухудшившегося состояния здоровья.
- 100% прежней оплаты труда, если из-за аварии произошла полная утрата трудоспособности.
Ежемесячно чернобылец и его дети старше 14 лет получают целевую дотацию в размере 881,25 руб., которую можно потратить только на покупку продуктов питания. Размер ежемесячных выплат в зависимости от приобретенной группы инвалидности составляет:
- 1-я группа – 18 425,94 руб.;
- 2-я группа – 9 212,98 руб.;
- 3-я группа – 3 685,17 руб.
Начисление пенсии гражданам проживающим в зоне повышенного радиационного риска
Прошу дать разьяснения какими нормативно-правовыми документами и постановлениями правительства регулируется исчисление трудового стажа, для жителей г. Усть-Каменогорска, проживающих в зоне повышенного радиоционного риска?
Сотрудница нашей оганизации пошла на пенсию достигнув пенсионного возраста (58 лет) 04.09.2021 г. При этом ее( подтвержденный) трудовой стаж на 01.01.2021 г. составил 26 лет. Весь период она проживала в Усть-Каменогорске и не осуществляла трудовою деятельность за его пределами. Сотрудница получала хорошую зарплату и ее доход за три года привышал необходимый придел 39 МРП в месяц (39*1731*36 месяцев= 2 430 324 тг.). Но к сожалению она так и не получила максимальной пенсии, .т.к. при расчете трудового стажа для жителей Усть-Каменогорска применяется коэффициент 1,5 (льгота по исчислению стажа).
Рекомендуем прочесть: Компания оплачивает продление патента иностранному работнику
Таблица повышения пенсионного возраста
- Для работников, трудящихся в районах Крайнего Севераи местностях, приравненных к таким районам. Для данной категории граждан пенсионный возраст также увеличится на5 лет. По истечении переходного периода работники Севера будут выходить на пенсию не в 50 и 55 лет, а в 55и 60 летсоответственно.
- Возможность досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. Женщины, у которых трое детей, смогут выйти на пенсию на три года раньше установленного срока, если четверо детей — раньше на четыре года, для женщин с пятью и более детьми сохранится возможность выхода на пенсию в 50 лет.
- Льготы для граждан, которые по старому законодательству должны были выйти на пенсию в следующие два года, — право оформить пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста.
- Установление для работодателей административной или даже уголовной ответственности за увольнение сотрудников предпенсионного возраста или за отказ в приеме на работу таких граждан по причине их возраста.
- Увеличение максимального размера пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста с 4900 рублей до 11280 рублей, начиная с 1 января 2021 года, период выплаты установлен в один год.
- Оставить прежними действующие условия назначения пенсии для коренных малочисленных народов Севера.
- Введение 25‑процентнойнадбавки к страховой пенсии для неработающих пенсионеров, проживающих вселе, стаж которых в сельском хозяйстве составляет не менее 30-ти лет.
- Уменьшение трудового стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию на три года, то есть для женщин он будет составлять 37 лет, а для мужчин — 42 года.
- Сохранение всех федеральных льгот на недвижимость, а также налоговых льгот, действующих на 31 декабря 2021 года, в течение всего переходного периода.
Напомним, в 2021 году, перед началом действия реформы, женщины могли оформить страховую пенсию по старости с 55-ти лет, а мужчины — с 60-ти лет (не считая льготных категорий граждан, пенсия которым может быть установлена досрочно).
В случае, если студент подпадает под социальную категорию (сирота, инвалид, малообеспеченная семья и т.д.), ему первоначально следует обратиться в органы, осуществляющие социальную защиту населения. Нужные отделения данной государственной структуры для оформления выплат располагаются по месту проживания лица-заявителя. В эти органы необходимо принести следующий перечень документов:
Справка студента заказывается в деканате университета. Либо можно взять ее в некоторых случаях в бухгалтерии или контрактном отделе. Все зависит от того, какие правила действуют в вузе. Желательно взять с собой лицензию и аккредитацию учебного заведения. Подойдут заверенные копии документов. Только справка студента должна быть в оригинале.
Повышение ЕДВ с 1 февраля 2022 года: смотрите таблицы с новыми суммами
Получателям ЕДВ могут предоставляться социальные услуги. При этом размер ЕДВ уменьшается на их стоимость. Условно, НСУ можно разделить на 3 составляющие: на лекарства, на проект и на лечение в санатории. Приводим таблицу со стоимостью набора НСУ до и после индексации с 1 февраля 2022 года, чтобы можно было понять размер прибавки.
Этот перечень установлен на федеральном уровне, но каждый регион самостоятельно дополняет перечень социальных льгот для данной категории.
Решение о предоставлении ежемесячной компенсации формируется в информационной системе, оператором которой является Пенсионный фонд Российской Федерации, и размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее — Единая информационная система).
Если ввиду взрыва на АЭС гражданин потерял трудоспособность, он может получать пенсию по инвалидности в размере 18130,84 р, назначается до снятия инвалидности или бессрочно.
При подготовке проекта бюджета ПФР были предусмотрены денежные средства, необходимые для индексации ЕДВ с 1 февраля 2022 года на 5,8%. Именно такой уровень инфляции прогнозировало Минэкономразвития во время разработки законопроекта. Однако уже сейчас очевидно, что фактически инфляция будет гораздо выше.
Какая пенсия у ликвидаторов ЧАЭС в 2022 году
- Ежемесячная выплата на каждого ребенка*
- до достижения возраста полутора лет — в размере 3 959,24 руб.;
- в возрасте от полутора до трех лет — в размере 7 918,48 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 7 статьи 18 Закона РФ N 1244-I (указанная норма действует с 01 июля 2016 года).
- Пособие по временной нетрудоспособности
- В размере 100% среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности
Основание для назначения:
- Пункт 6 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
- Единовременное пособие беременным женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение
- 183,89 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 6 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
- Единовременное пособие гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения (включая детей), в связи с переездом на новое место жительства на каждого переселяющегося члена семьи
- 1839,06 руб.
Основание для назначения:
- Пункт 5 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
- Пособие на погребение
- 13994,72 руб.
Основание для назначения:
- Часть четвертая статьи 14 Закона РФ N 1244-I
С 1 февраля 2022 года социальные пособия чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2021 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 73 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году” в размере 1,084.
В случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 % заработка, из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
*) Указанная норма будет действовать для граждан, которые указаны в пунктах 7, 8 и 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30 июня 2016 года, до наступления оснований прекращения его выплаты.
С 1 июля 2016 года вступили в силу Положения статьи 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», согласно которой пункт 7 части первой статьи 18 изложен в следующей редакции:
«7) ежемесячная выплата на каждого ребенка:
до достижения возраста полутора лет — в размере 3 000 рублей;
в возрасте от полутора до трех лет — в размере 6 000 рублей;».
Причем, такая выплата будет производится при условии постоянного проживания или работы её получателя непосредственно перед датой рождения ребенка, по уходу за которым назначается ежемесячное пособие: в зоне отселения — не менее 1 года; в зоне проживания с правом на отселение — не менее 3 лет; в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — не менее 4 лет.
Назначение указанной ежемесячной выплаты на каждого ребенка гражданам будет осуществляться при обращении за ней после 1 июля 2016 года, при этом указанная ежемесячная выплата лицам, продолжающим получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет, не осуществляется.
- 27.02.2017 г. Пенсии в России в 2017 году: военным и работающим пенсионерам, последние новости о индексации с 1 апреля
В 2017 году пенсионное обеспечение российских граждан должно быть проиндексировано несколько раз. По-крайней мере такие обещание были даны правительство перед началом года и реализованы 1 февраля, когда индексация затронула сразу несколько прослоек населения из числа пенсионеров.
- 12.07.2016 г. В правительстве прокомментировали реформирование пенсионной системы
В правительстве сейчас не обсуждается идея повышения пенсионного возраста, как и изменения, связанные с накопительной компонентой в пенсионной модели. Кроме того, не обсуждается и реформирование пенсионной системы в целом. Об этом сообщили «Российской газете» в аппарате вице-премьера России…
- Ежемесячные денежные выплаты
- Материнский семейный капитал
- Государственные социальные пособия
- Ежемесячные выплаты на детей
- Государственные стипендии
- Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение
- Социальные пенсии
- Ежемесячные доплаты к пенсии
- Ежегодные денежные выплаты
- Единовременные денежные выплаты
- Социальные субсидии
- Компенсационные выплаты
- Государственная социальная помощь
- Региональный материнский капитал
- Организация отдыха и оздоровления детей
- Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
Пенсия ЧАЭС в 2022 году с 1 апреля
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Часть вторая. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 409-ФЗ)
Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)
Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:
1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).
3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.
Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.
5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
- Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
- инвалидам I группы — 33930,80 руб.
- инвалидам II группы — 23751,58 руб.
- инвалидам III группы — 16965,45 руб.
Основание для назначения:
- Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
- Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
- семьям, потерявшим кормильца — 33930,80 руб.
- родителям погибшего — 16695,45 руб.
Основание для назначения:
- Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I
Решение о порядке предоставления НСУ можно изменять путем подачи заявления в Пенсионный фонд РФ в срок до 1 октября. Порядок, указанный в заявлении, будет действовать с 1 января следующего года после обращения в ПФР. То есть, если обратиться до 1 октября 2022 г., порядок оказания социальных услуг изменится с 1 января 2022 года.
Согласно вышеуказанному документы к зоне отчуждения относятся некоторые поселения Брянской области, а именно Заборский, Медведевский и Барсуковский сельсоветы, а также поселки Барсуки, Князевщина, Прогресс и Нижняя Мельница (Красногорский район).
- получившие или перенесшие заболевания в результате событий на ЧАЭС;
- получившие инвалидность вследствие вышеупомянутой катастрофы;
- ликвидировавшие последствия аварии в период с 1986 по 1990 год;
- трудящиеся в зоне отчуждения;
- эвакуированные и переселенные, в том числе дети, находящиеся на этапе внутриутробного развития;
- живущие или трудящиеся в зоне проживания с правом отселения или зоне со льготным статусом;
- покинувшие зону проживания с правом отселения в добровольном порядке;
- являющиеся нетрудоспособными родственниками погибшего кормильца;
- пострадавшие вследствие техногенных или радиационных катастроф.
- несовершеннолетних детей;
- совершеннолетних детей в возрасте до 25 лет при соблюдении определенных условий;
- супруга, на иждивении которого есть ребенок в возрасте до 14 лет;
- нетрудоспособного супруга;
- нетрудоспособных родителей;
- нетрудоспособных бабушку и дедушку.
Целевым назначением рассматриваемого типа выплат является компенсация неблагоприятных последствий для здоровья, которые зафиксированы по причине вредного воздействия факторов радиационного и техногенного характера. В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.
Кто имеет право на получение
Целевым назначением рассматриваемого типа выплат является компенсация неблагоприятных последствий для здоровья, которые зафиксированы по причине вредного воздействия факторов радиационного и техногенного характера. В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.
Чтобы узнать, кто имеет право на пенсию чернобыльцам, обратимся к ст. 13 Закона № 1244-1.
В составе получателей пенсии чернобыльцам указанной нормой выделено 12 категорий, в том числе:
- субъекты, у которых была диагностирована лучевая болезнь или иные заболевания, непосредственно связанные с воздействием радиации при катастрофе на ЧАЭС либо при выполнении работ по ликвидации последствий аварии;
- субъекты, получившие инвалидность из-за воздействия радиационных факторов от аварии на ЧАЭС;
- субъекты, принудительно или добровольно эвакуированные из зон отчуждения или отселения;
- субъекты, занятые на работах в зоне отчуждения;
- иные категории льготников, перечисленные в ст. 13 Закона № 1244-1.
Обратите внимание! Помимо регламентированных зон отселения и отчуждения, законодательство устанавливает перечень районов, проживание в которых дает право на отселение.
Также отдельные районы, подвергшиеся воздействию радиации, получили статус зон с льготным социально-экономическим статусом.
Чернобыльская пенсия: условия назначения
Одним из основных условий назначения пенсии по старости для чернобыльцев является пенсионный возраст. Законом 1244 и законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ (закон 166-ФЗ) устанавливаются разные границы пенсионного возраста для разных категорий чернобыльцев.
- возраст 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) устанавливается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, при обязательном условии наличия трудового стажа продолжительностью не менее 5 лет;
- возраст 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин) устанавливается: а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы, б) гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет), в) гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, независимо от продолжительности нахождения в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет).
Пенсионное обеспечение в виде материальной поддержке отчисляется в зависимости от принадлежности пострадавшего лица к определенной категории. В России на 2021 год вступили в силу обновления по порядку формирования социальных дотаций.
- если лица нуждаются в жилой площади, то государство обеспечивает этот вопрос;
- оплата 50% от цены на приватизированную квартиру или муниципального жилья;
- скидка 50% на оплату коммунальных платежей;
- оставаться на трудовом месте, если на предприятии происходит сокращение штата;
- право первого претендента на вступление в гаражные, жилищные, садоводческие кооперативы;
- ежемесячные компенсации расходов на покупку продовольственных товаров;
- путевки на лечение в санаториях и курортной зоне;
- медобслуживание и устройства без очереди в дома престарелых, инвалидов или ветеранов;
- получение места работы без очереди в момент переселения на новый адрес проживания;
- устройство детей в детский сад с компенсацией питания;
- получение дотации по потере кормильца;
- иные выплаты.
Рекомендуем прочесть: Льготы Многодетным Семьям В Чернобыльской Зоне 2021
- имеющим лучевую болезнь – 2 162, 67 руб.;
- получившие после аварии инвалидность – 2 701, 62 руб.;
- ликвидаторы, которых облучило сверх нормы – 2 701, 62 руб.;
- иные типы ликвидаторов – 2 162, 67 руб.;
- экстренно эвакуированные из опасной зоны – 2 162, 67 руб.;
- живущие на территории поражения – 540, 66 руб.;
- дети – эвакуированные, живущие – 1 350, 82 руб.;
- молодые люди и дети, получившие разные группы инвалидности после аварийной ситуации – 2 701,62 руб.;
- дети, заболевшие после событий – 2 162,67 руб.;
- дети, живущие в регионе с льготным экономическим и особым социальным статусом – 811, 88 руб.;
- рабочие и сотрудники МЧС и МВД, ставшие инвалидами – 2 701,62 руб. Если они получили болезни, но без инвалидности, выплата составит 2 162,67 руб.
Отчисления переводятся на счет льготника по его желанию. Этот человек имеет право сохранить за собой льготы и не получать положенные начисления. Но нередко чернобыльцы не идут по данному пути, так как сложно использовать льготы или в них нет необходимости, и проще взять денежные средства.
В зависимости от выбранных льгот, будет зависеть сумма получаемой выплаты.