Контроль за условиями труда на рабочих местах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Контроль за условиями труда на рабочих местах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обычно инспекторы заранее ознакамливают компанию с перечнем вопросов и документации, которые будут проверять. Поэтому необходимые копии приказов, распоряжений, инструкций нужно приготовить заранее. Позаботьтесь о том, чтобы ответственные за помещения, которые интересуют инспектора, были на местах.

Проверка едет точно к нам, что делать?

И снова инженеру по охране труда не стоит паниковать. Нужно проверить, что написано в распоряжении или приказе на проведение проверки. Инспектор вправе проверять только те аспекты работы компании, которые указаны в этих документах:

  • если проводится плановая проверка трудовых правоотношений, то инспектор едет не в охрану труда, а в кадры. Справедливо и обратное: если инспектор едет проверять состояние безопасности и охраны труда, проверять все, что с охраной труда не связано, ему запрещено;
  • при внеплановой проверке проверяется только то, что стало предметом обращения. Например, работник пожаловался, что с ним не заключили трудовой договор. Приехала проверка из ГИТ и проверяет кадры. И тут работник вспоминает, что ему еще и респираторы недовыдали, и требует проверить еще и охрану труда. Инспектор в рамках данной проверки это сделать не сможет – у него полномочия проверить только первую жалобу. По жалобе насчет респираторов должна быть отдельная проверка.

Для чего нужен контроль условий труда на рабочих местах?

Контроль на рабочих местах является важной составляющей системы управления охраны труда в организации и осуществляется с целью предупреждения несчастных случаев на производстве.

Контроль на рабочих местах направлен на:

  • выявление соответствия условий на рабочих местах нормативно-правовым актам по охране труда;
  • выявление потенциально опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • соблюдение всеми работниками организации требований охраны труда;
  • соблюдение ответственными за охрану труда лицами своих должностных обязанностей;
  • обнаружение нарушений по охране труда и отклонений от требований законодательства;
  • определение и принятие эффективных мер по устранению нарушений условий труда на рабочих местах.

Таким образом, работодатель может самостоятельно определить:

  • лиц, ответственных за осуществление контроля условий труда на рабочих местах;
  • уровни контроля (рабочее место, подразделение, организация);
  • виды контроля – целевые проверки на рабочих места, внеплановые проверки, проверки по графику и т.д.;
  • периодичность контроля (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально);
  • формы документов для ведения контроля и фиксирования нарушений и несоответствий.

Проверка выполнения законодательных и нормативно-правовых актов – это проверка выполнения работодателем всех положений законодательства по сохранению жизни и здоровья людей на производстве и предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных условиях труда, а также выполнение законодательных норм по охране труда женщин и работающих в возрасте до 18 лет.

Предметом проверки являются:

  • проведение периодических медицинских осмотров работающих в установленные законодательством сроки;

  • проведение мероприятий по результатам медицинских осмотров – перевод на другую работу, изменение распорядка дня, внесение изменений в инструкции по мерам безопасности, санаторно-курортное лечение и т.п.;

  • перечень санитарно-бытовых помещений и устройств (оборудование раздевалок, душевых, туалетов, комнат отдыха, мест обогрева (для работающих на открытом воздухе)) и т.п.;

  • выплаты компенсаций за работу во вредных условиях труда;

  • предоставление дополнительных дней отпуска для работающих во вредных условиях труда;

  • установление сокращенного рабочего дня работающих во вредных условиях труда, а также работающих сотрудников моложе 18 лет;

  • определение перерывов в работе для лиц, работающих за компьютером, на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях при температуре ниже или выше установленной;

  • предоставление специальной одежды, питья и других элементов для работающих в тяжелых температурных условиях;

  • выдачу специального питания (молока) для работающих во вредных условиях труда.

Читайте также:  Как написать заявление на налоговый вычет

Проверку выполнения законодательных и нормативно-правовых актов проводится комиссией в составе инженера отдела охраны труда и представителя профсоюза или отдельно инженером по охране труда. Проверка проводится по графику, утвержденному руководителем. При планировании проверок выполнения законодательных и нормативно-правовых актов график должен учитывать все проводимые проверки, работы, т.е. занятость как проверяющих, так и руководителей производства.

Запросите в отделе кадров штатную расстановку. По ней составьте список работников, которых нужно направить на обучение в учебный центр. В этот список войдут руководители и специалисты, на которых впоследствии возложите обязанности по охране труда. Например, директор, руководители подразделений, технические руководители, главные специалисты, а также сотрудники, которые выдают наряды-допуски, проводят стажировку, занимаются осмотром инструмента (п. 2.3.2 постановления Минтруда и Минобразования от 13.01.2003 № 1/29; далее — Порядок № 1/29). Составьте приказ о направлении работников на обучение в учебный центр.

После того как руководители работ пройдут обучение, назначьте их приказом ответственными за проведение инструктажей на рабочем месте по подразделениям соответственно. Остальных сотрудников, которые не войдут в список, обучайте в своей организации внутренней комиссией. Назначьте ее приказом, а регламент работы пропишите в положении о СУОТ. Специалист по охране труда также проходит обучение в установленном порядке. В первый год может не проходить, если имеет непрерывный стаж работы пять лет (пп. 1.5–1.6 Порядка № 1/29).

Шаг 3. СОУТ, СИЗ, медосмотры

Если производственные факторы на рабочих местах еще не оценили, начните процедуру по проведению специальной оценки условий труда. Ее проводят эксперты независимой аккредитованной организации, с которой работодатель заключает договор. Непосредственно в компании за организацию СОУТ отвечает комиссия, которую утверждают приказом по предприятию. Эксперты лаборатории делают исследования на рабочих местах предприятия и готовят отчет с рекомендациями для работодателя. Отчет отображает, какие вредные и опасные факторы присутствуют на рабочих местах организации (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ).

Если СОУТ провели до вашего прихода в организацию, ознакомьтесь с результатами и используйте их в работе. Проверьте, нет ли необходимости провести внеплановую спецоценку из-за введения новых рабочих мест или по другим причинам из статьи 17 Закона № 426-ФЗ.

Предварительные и периодические медосмотры проводите на основании перечней вредных и опасных производственных факторов и видов работ (Перечни, утв. приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н; далее — Приказ № 302н). Вредные и опасные факторы на рабочем месте устанавливают по результатам спецоценки.

Если результатов СОУТ пока нет, можно определить производственные факторы с помощью эксплуатационной, технологической и другой документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, которые применяют в организации при производственной деятельности.

Также проверьте, как на предприятии организовали работу со средствами индивидуальной защиты. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ определен Трудовым кодексом и Межотраслевыми правилами (утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н).

Если в компании есть работы с вредными или опасными условиями труда, работы, которые выполняют в особых температурных условиях или которые связаны с загрязнением, обязательно контролируйте работу со средствами индивидуальной защиты в организации. Для этого в положении о СУОТ между должностными лицами организации распределите обязанности по закупке, хранению, выдаче и уходу за СИЗ.

Проведите в первое полугодие своей работы медосмотр, обучение по охране труда и спецоценку, во втором полугодии организуйте производственный контроль за санитарно-гигиеническими условиями. Также периодически проверяйте, чтобы работников обеспечивали СИЗ в полном объеме.

Подготовка к аудиту по охране труда

Во время аудита специалисты непосредственно будут взаимодействовать с работниками предприятия. Именно поэтому необходимо провести подготовительные работы, которые включают в себя не только работу с документами, но и разъяснительные беседы с руководителями подразделений и рядовыми работниками.

Очень важно в период проведения аудиторской проверки не приукрашивать действительность, а показать реальную обстановку. В противном случае конечная цель не будет достигнута.

Главными целями аудиторской проверки являются:

  • Проверка и оценка качества работы службы охраны труда (или специалиста по охране труда, если организация менее 100 человек);
  • Комплексная оценка разработанных и проводимых на предприятии мероприятий, направленных на снижение рисков получения производственных травм, развития профессиональных заболеваний и общее улучшение условий труда. В том числе обеспеченность работников необходимыми СИЗ, и соответствуют ли выдаваемые СИЗ нормам;
  • Проверка пакета документов по охране труда. Проверка , правильности составления и ведения журналов учета различных инструктажей и отчётов. Помимо этого, аудиторы могут проводить независимое тестирование работников по охране труда, чтобы определить уровень реальных знаний и оценить правильность выполнения порядка действий, предписанного инструкциями;
  • Оценка соответствия квалификации работников к допускаемым работам, обеспеченность персонала необходимыми инструкциями, а также проверка документов на оборудование.

Как плановая, так и внеплановая проверки могут иметь две формы:

  • документарная;
  • выездная.

Документарную проверку ревизор ГИТ осуществляет на своем рабочем месте. Он запрашивает у компании интересующие его бумаги, которые имеют отношение к задачам проверки. Предприятию дается 10 дней на исполнение запроса. Все документы предоставляются в виде копий, заверенных подписью уполномоченного лица и печатью, или в электронном виде с удостоверенной электронной подписью. Внимание: инспектор не имеет права забирать оригиналы или просить нотариальное заверение документов.

Если в ходе проверки документов инспектор находит ошибки или нестыковки в представленной информации, он требует предоставить организацию дополнительные письменные пояснения. Срок предоставления таких пояснений – 10 рабочих дней.

Выездная проверка осуществляется по месту нахождения фирмы, на производстве или в офисе, когда:

  • инспектору необходимо удостовериться в соответствии поданных фактов действительности;
  • следует оценить, отвечает ли деятельность компании требованиям законодательства.

Основанием для внеплановой проверки по ОТ может служить:

  • окончание срока исполнения предписания, ранее выданного ГИТ;
  • обращения граждан, юридических лиц, ИП или информация от органов исполнительной власти, местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях требований законодательства, которые могут причинить вред жизни и здоровью работников;
  • поданных и зарегистрированных в установленном порядке жалоб о нарушении прав работников;
  • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • приказ (распоряжение) руководителя ГИТ в связи с поручением Президента, Правительства РФ или требованием Прокуратуры.

Правовая основа СУОТ

В соответствии со статьей 217 Трудового Кодекса РФ, система управления охраной труда — это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда. Положение о системе управления охраной труда должно быть разработано на основе требований охраны труда, утвержденного Приказом Минтруда России №776н от 29.10.2021 «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» и статьи 217 Трудового Кодекса РФ.

Плановые проверки проводятся в соответствии с утверждённым сводным графиком на год, который размещается на сайте Генпрокуратуры. В этом графике указывается вид проверки (документарная или выездная), область проверки (или несколько) и принимающие в ней участия надзорные органы.

Плановые проверки могут проводиться не раньше 3 лет с даты государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или уведомления соответствующего органа исполнительной власти о начале отдельного вида деятельности. Плановые проверки не могут проводиться чаще, чем 1 раз в 3 года, за исключением некоторых сфер деятельности (например: здравоохранение, образование, теплоснабжение, электроэнергетика и т.д.).

Проверяющие органы обязаны уведомить о начале проверки минимум за 3 рабочих дня.

Каким должен быть контроль охраны труда в организациях?

  1. Эффективным. Проверка состояния охраны труда должна проводиться не для галочки, а для выявления и устранения существующих недочетов.
  2. Объективным. Контроль охраны труда должен проводиться квалифицированными специалистами. Должны быть проверены все факты и явления в компании, чтобы в результате была дана объективная оценка существующей системы охраны труда.
  3. Систематичным. Для поддержания должного состояния системы охраны труда в организации требуется регулярная проверка соблюдения всех правил.
  4. Своевременным. Проверка состояния охраны труда на предприятии должна проводиться тогда, когда есть время и возможность исправить все недостатки. Важно понимать, что от качества организации контроля на производстве зависит здоровье, безопасность и жизнь работников.
Читайте также:  Процедура банкротства физического лица в 2022 году: пошаговая инструкция

Оперативная проверка по охране труда

Целью оперативных проверок является усиление внимания работодателя к безопасности труда своих работников. Этот вид проверки осуществляется непосредственно на предприятии специалистом по охране труда, руководителями цехов, председателем участкового комитета профсоюза и старшим общественным инструктором по охране труда.

■Оперативные проверки разделили на три степени. Оперативный контроль 1 степени осуществляется каждый день перед началом рабочего дня. Проводит его работник предприятия, который занимается охраной труда. Осматриваются рабочие места, а найденные нарушения записывают в специальный журнал оперативного контроля 1 степени.

■Оперативный контроль 2 степени осуществляется руководителями цехов, председателем участкового комитета профсоюза и старшим специалистом по охране труда. Они раз в десять дней проверяют цеха, надзирают за выполнением контроля 1 степени, устанавливают сроки устранения неполадок, назначают исполнителей. Выявленные проблемы записывают в журнал контроля 2 степени.

■Оперативный контроль 3 степени осуществляется раз в месяц и проводит его комиссия, в которую входит глава предприятия, председатель профкома, инженер по охране труда и главные специалисты. Комиссия производит проверку всех подразделений предприятия, принимает отчеты руководителей подразделений, отслеживает исполнение определений из журналов контроля 1 и 2 степени. Результаты проверки оформляются в виде протокола.

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр. №438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.

Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:

  • о распределении ответственности;
  • об организации контрольных мероприятий;
  • об образцах локальной документации в сфере контроля.

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.

Аудит системы управления охраной труда

Любая организация должна разрабатывать и проводить своевременную корректировку планов и методов проведения аудита СУОТ.

Аудит системы управления охраной труда проводят с целью:

  • определения наличия в организации функционирующей системы управления охраной труда, определения ее соответствия требованиям охраны труда и положениям политики в области охраны труда;
  • определения ее качества, оценки результативности достижения поставленных целей и выполнения требуемых задач по охране труда, своевременности их корректировки;
  • рассмотрения и учета результатов предыдущего аудита СУОТ;
  • представления требуемых данных по результатам аудита системы управления охраной труда руководству организации.

План проведения аудита данной системы должен основываться на результатах оценки производственных рисков и анализе результатов предыдущих внутренних проверок СУОТ.

Методы ее аудита должны быть сообразны требованиям к их проведению и назначению, периодичности и уровню квалификации (компетентности) лиц, которые осуществляют аудит СУОТ.

Аудит СУОТ следует проводить лицам, не несущим прямой ответственности за охрану труда в организации, результатом чего являются соответствующие отчеты.

Порядок проведения проверки различных производствах

Существуют различные виды надзора:

  1. Технический — относится к материальной стороне производства. При этом проверяются предметы труда, условия производства.
  2. Социальный — способ контроля предназначен для оценки трудовой деятельности работников предприятия.

Можно также провести классификацию по тому, кто может быть инициатором таких проверок:

  1. Ведомственный способ контроля — производится по указанию вышестоящей организации. В этом случае мероприятия по контролю могут носить регулярный, систематический характер, а могут быть выполнены в соответствии с официальным обращением с просьбой о проведении проверочных мероприятий.
  2. Общественный контроль за соблюдением техники безопасности — инициатором проверок в данном случае, обычно, выступает профсоюзная организация на предприятии, которая действует в интересах или по просьбе сотрудников.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...