Перечень товаров подлежащих утилизации и уплате экологического сбора 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перечень товаров подлежащих утилизации и уплате экологического сбора 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если не заплатить экологический сбор, Росприроднадзор пришлёт требование о добровольном погашении задолженности. У должника будет 15 календарных дней, чтобы её погасить. Не заплатит – долг взыщут через суд.

Что будет, если не заплатить или не отчитаться

За неуплату в срок плательщика могут оштрафовать по ст. 8.41.1 КоАП РФ:

  • должностных лиц организаций — от 5 000 руб. до 7 000 руб.;
  • ИП — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 250 000 руб.;
  • организацию — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 500 000 руб.

За несдачу или пропуск сроков сдачи расчёта экологического сбора ответственности пока нет. За опоздание или несдачу отчётности о выполнении нормативов и декларации о выпущенных товарах и упаковки установлены штрафы по ст. 8.5.1 КоАП РФ:

  • для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб;
  • для ИП — от 50 000. до 70 000 руб;
  • для юрлиц — от 70 000 до 150 000 руб.

Ответственность за неуплату экологического сбора

Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:

  • Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
  • На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.

Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.

Сроки подачи отчетности и уплаты экологического сбора:

Срок Что нужно сделать Форма установлена документом:
До 1 апреля 2021 года Сдать декларацию о количестве выпущенных товаров Постановление Правительства РФ от 24.12.2015 №1417
До 1 апреля 2021 года Сдать отчет о выполнении нормативов утилизации отходов Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 №1342
До 15 апреля 2021 года Сдать суммы экологического сбора и уплатить экосбор в бюджет Приказ Росприроднадзора от 22.08.2016 №488

Расчет суммы утилизационного сбора за 2020 год

Сумму сбора рассчитывают по формуле:

Сумма экологического сбора

=

Ставка экологического сбора

×

Масса готового товара или количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории России, либо масса упаковки, использованной для производства такого товара (объем)

×

Норматив утилизации, выраженный в относительных единицах

Порядок и срок уплаты экологического сбора

В соответствии с п. 17 ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ и п. 12 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2010 отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным. Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2010 отчетным периодом для представления отчетности признается календарный год.

Пунктом 2 ст. 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, для которых установлены нормативы утилизации, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным.

Оплата требуется осуществлять в территориальное управление (ТУ) Росприроднадзора по месту нахождения объекта. В случае если одно юридическое лицо одновременно является и производителем, и импортером товаров, отчетность представляется в центральный аппарат Росприроднадзора.

В пакет документов входит:

  1. заполненная форма расчета суммы экологического сбора;

  2. копии платежных документов об уплате экологического сбора;

  3. документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика на осуществление действий от имени плательщика (в некоторых случаях).

С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.

Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.

Читайте также:  ТОП 5 торговых весов 2020 г

Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.

Поправки создают задел на будущее

Поправки коснутся не только юридических, но и физических лиц. Например, в них прописана обязанность граждан соблюдать требования о раздельном сборе отходов и накоплении вторичных ресурсов на мусорных площадках. «Удивительно, но принятие такого важного закона, который в прямом смысле напрямую коснется каждого жителя РФ, прошло относительно незаметно. Это несколько беспокоит, поскольку многие положения вступают в силу довольно скоро и готовиться к ним необходимо уже сейчас — как организациям, так и физическим лицам», — отметила в разговоре с «ЭЖ» Олеся Кужель, директор экологического движения «ДОМ» Проектного офиса развития Арктики.

При этом она подчеркнула, что закон, безусловно, важный и нужный. Последние годы власти много говорят про экономику замкнутого цикла и стараются двигаться к ней — каждый регион в том темпе, который обусловливают географические условия и плотность населения. Поэтому закон, закрепляющий определение вторсырья и вторичных ресурсов, а главное, обязательность их утилизации, нужен был давно.

По словам О. Кужель, при ознакомлении с поправками может сложиться ощущение, что они немного опережают время. Это выражается в двух ключевых моментах.

Во-первых, далеко не во всех населенных пунктах сегодня отлажен процесс раздельного сбора и накопления отходов. Особенно эта проблема актуальна для удаленных территорий. Отсутствие развитой инфраструктуры может демотивировать людей, которые должны, согласно новому закону, обеспечивать раздельное накопление или сдавать в места сбора вторичные ресурсы — то есть сортировать отходы дома. Сегодня многие и так скептически относятся к раздельному сбору, а если он будет внедряться там, где нет прозрачной инфраструктуры и логистической цепочки для утилизации, этот скептицизм явно укрепится, полагают специалисты.

При этом они надеются, что к моменту вступления в силу всех положений закона ситуация изменится или появятся разъяснения властей, как тем, кто находится на территориях, где должной инфраструктуры еще нет, выполнять данные предписания. Поправки, обязывающие юрлица и ИП утилизировать вторичные ресурсы, а физические лица — сортировать отходы, вступают в силу в марте 2023 г., а полный запрет на захоронение вторичных ресурсов — только с 2030 г. Полноценную инфраструктуру чиновники также планируют подготовить к 2030 г.: предполагается, что к этому сроку будут построены или реконструированы 868 объектов обращения с отходами, а регионы с помощью государства закупят необходимое количество контейнеров для раздельного сбора.

Второй момент напрямую связан с первым — это вопрос готовности общества и экологической грамотности как людей, так и организаций. «На мой взгляд, это едва ли не важнейшая проблема внедрения раздельного сбора. Здесь важно не просто информировать, что и как можно сдать на переработку — хотя и это объемная работа, которая потребует постоянной коммуникации. Не менее важно донести до людей и компаний, почему именно необходимо сортировать и утилизировать отходы, как наши сегодняшние действия или бездействие в этой сфере влияют на нашу жизнь, жизнь наших детей и планеты в целом», — подчеркнула О. Кужель.

Ставка и утилизационные нормативы 2021 года

Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки, и утилизационные нормативы. Сведения основаны на постановлениях правительства от 09.04.2016 №284, от 31.12.2020 №3721-р и №3722-р.

Номер группы Наименование группы товаров Утилизационный норматив на 2021 год Ставка экосбора на 2021 год, рублей за 1 тонну
1 Изделия текстильные готовые (кроме одежды) 10 16 304
2 Ковры и ковровые изделия 10 16 304
3 Спецодежда 10 11 791
4 Одежда верхняя прочая 10 11 791
5 Белье нательное 10 11 791
6 Одежда прочая и аксессуары 10 11 791
7 Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие 10 11 791
8 Тара деревянная 20 3 066
9 Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона 45 2 378
10 Мешки и сумки бумажные 20 2 378
11 Тара, упаковка бумажная и картонная прочая 20 2 378
12 Изделия хозяйственные из бумаги или картона 20 2 378
13 Принадлежности канцелярские бумажные 20 2 378
14 Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона 10 2 378
15 Издательская продукция печатная 20 2 378
16 Нефтепродукты 25 3 431
17 Шины, покрышки и камеры резиновые 30 7 109
18 Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины 10 8 965
19 Изделия из резины прочие 30 8 965
20 Изделия пластмассовые упаковочные 20 3 844
21 Изделия пластмассовые прочие 15 4 156
22 Зеркала стеклянные 10 2 858
23 Стекло полое 25 2 564
24 Бочки и аналогичные емкости из черных металлов 30 2 423
25 Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов 30 2 423
26 Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия 20 2 423
27 Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование 15 26 469
28 Мониторы, приемники телевизионные 15 26 469
29 Оборудование коммуникационное 15 26 469
30 Техника бытовая электронная 15 26 469
31 Приборы оптические и фотографическое оборудование 15 26 469
32 Элементы первичные и батареи первичных элементов 20 33 476
33 Аккумуляторы свинцовые 20 2 025
34 Батареи аккумуляторные 20 33 476
35 Оборудование электрическое осветительное 15 9 956
36 Приборы бытовые электрические 15 26 469
37 Приборы бытовые неэлектрические 15 26 469
38 Инструменты ручные с механизированным приводом 15 26 469
39 Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное 15 26 469
40 Фильтры для двигателей внутреннего сгорания 15 3 037
41 Упаковка металлическая из стали 30 2 423
42 Упаковка металлическая из алюминия 20 2 423
43 Упаковка из полимерных материалов, не содержащих галогены 20 3 844
44 Упаковка из полимерных материалов, содержащих галогены 20 3 844
45 Упаковка из комбинированных материалов 20 3 844
46 Упаковка из гофрированного картона 45 2 378
47 Упаковка из бумаги и негофрированного картона 20 2 378
48 Упаковка стеклянная 25 2 564
49 Упаковка деревянная и пробковая 20 3 066
50 Упаковка из текстильных материалов 10 16 304

Отходы от использования товаров: новые требования к обращению с отходами производства и потребления

Начиная с 1 января 2015 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», устанавливающие требования к утилизации отходов от использования товаров.

В соответствии с определением, предусмотренным данными изменениями, отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

В соответствии с названными изменениями Правительство РФ наделено полномочием устанавливать перечень готовых товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. На момент подготовки настоящей публикации такой перечень не утвержден, однако уже существует проект соответствующего постановления Правительства РФ «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

В соответствии с данным проектом в перечень товаров, подлежащих утилизации входит достаточно широкий спектр товаров, в том числе бумага и изделия из нее, изделия резиновые и пластмассовые, металлы, компьютерное, электронное, оптическое и электрическое оборудование и другие.

Таким образом, новые требования по утилизации отходов от использования товаров коснутся широкого круга промышленных производителей, являющихся представителями как малого и среднего, так и крупного бизнеса, а также импортеров такой продукции, т.е. в том числе многих участников рынка розничной торговли, самостоятельно осуществляющих импорт продаваемой ими продукции.

В соответствии с внесенными изменениями на производителей и импортеров возлагается обязанность самостоятельно обеспечивать утилизацию отходов от готовых товаров.

Закон предусматривает, что приоритетным способом исполнения вышеупомянутой обязанности является самостоятельное обеспечение производителями/импортерами утилизации произведенных отходов в рамках одного из трех вариантов:

  • организация собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке и утилизации отходов от использования таких товаров;
  • заключение договоров с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами;
  • создание объединений (союзов) производителей, импортеров товаров, включенных в перечень.

При этом самостоятельная утилизация должна осуществляться в соответствии с нормативами утилизации, которые будут установлены Правительством РФ.

Ставки экологического сбора на 2022 год

Вокруг ставок экологического сбора было много разговоров. Планировалось, что с 2022 года ставки резко поднимутся. Однако, размер ставок изменился в конце 2022 года согласно постановлению Правительства №1293 от 31.10.2022года и до настоящего времени остаются неизменными. Рассмотрим некоторые из них в таблице.

Номер группы товаров Название товара или вид упаковки Ставка сбора за 1 тонну, руб.
3 Спецодежда 11791,00
14 Канцелярские товары из бумаги 2378,00
24 Прочие изделия из пластмассы 4156,00
30 Металлическая легкая тара 2423,00
32 Компьютерная техника, переферия 26469,00
42 Бытовые электроприборы 26469,00
50 Упаковка из гофрокартона 2378,00
51 Упаковка из бумаги 2378,00
53 Упаковка из дерева и пробки 3066,00

Как предполагает Правительство, такие ставки помогут пополнить бюджет и стать стимулом для производителей самостоятельно утилизировать подобные отходы.

Также предполагается, что с 2022 года ставки сбора будут умножаться на специальный коэффициент, который будет учитывать реальное изменение потребительских цен.

Как определить, нужно ли платить экологический сбор и сдавать отчетность?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть перечень товаров и упаковки, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.17 № 2970-р. В зависимости от того, являетесь ли вы производителем или импортером товаров и упаковки, включенных в этот перечень, возможны три варианта действий.

  1. Если в этом перечне нет товаров или упаковки, которые вы производите или импортируете, то отчетность по экологическому сбору вам сдавать не нужно;
  2. Если в нем есть товары, которые вы производите или импортируете, то вам необходимо формировать отчетность и рассчитывать сумму экологического сбора. При этом платить экологический сбор надо в том случае, когда организация или ИП либо вообще не утилизирует товары, либо утилизирует их в объеме, который не соответствует нормативу, установленному для данного вида товаров на отчетный год. Если же норматив утилизации выполняется в полном объеме, то достаточно формировать отчетность и подтверждать документами проведенную утилизацию, а сам платеж будет нулевым.
  3. Если вы являетесь производителем или импортером упаковки из данного перечня, учитывайте следующие нюансы:
  • экологический сбор за упаковку товаров платят производители этих товаров только в том случае, если реализуют ее конечному потребителю. Об этом сказано в Правилах взимания экологического сбора (утв. постановлением Правительства от 08.10.15 № 1073 в ред. от 23.08.18; далее — Правила взимания экологического сбора). Например, производитель картонных коробок поставил их в розничные магазины для продажи конечным потребителям. В этом случае заплатить экологический сбор за упаковку должен производитель коробок. Если же коробки были реализованы на хлебозавод для упаковки печенья, то экологический сбор за них должен заплатить хлебозавод, поскольку он упаковывает в них свой товар;
  • экологический сбор за многооборотную упаковку платят ее производители. Например, хлебозавод упаковывает печенье в картонные коробки, которые затем ставит на поддоны. В этом случае экологический сбор за картонные коробки платит хлебозавод, а за поддоны — производитель поддонов.

В какой орган Росприроднадзора необходимо сдавать «экологическую» отчетность?

Ответ на этот вопрос зависит от того, кто является плательщиком экосбора:

  • производители сдают декларации и другие формы «экологической» отчетности в территориальный орган РПН по месту своего нахождения;
  • импортеры — в центральный аппарат РПН (г. Москва);
  • организации и предприниматели, которые одновременно являются производителями, и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва).
Читайте также:  Налоговый вычет на ребенка в 2023 году

Такой порядок установлен в пункте 13 Положения о декларировании (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417, действует в ред. от 25.07.18).

Обратите внимание: существует два способа сдать отчетность в РПН.

Первый: купить сертификат электронной подписи в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, сформировать и подписать отчетность, после чего самостоятельно загрузить ее на приемный шлюз Росприроднадзора.

Второй: подключиться к системе для сдачи отчетности, которой можно заполнить отчет с использованием всех актуальных параметров, проверить его и отправить на сайт РПН.

Сдача отчетности через систему имеет два огромных плюса.

  1. Вам не придется самостоятельно «стучаться» на приемный шлюз РПН. Как показывает практика сдачи отчетность по НВОС, шлюз может работать с серьезными перебоями. Поэтому велика вероятность, что вам придется потратить не один час для успешной загрузки отчетов. А вот при сдаче через систему вы один раз отправляете отчет на сервер оператора электронного документооборота (ЭДО), и дальше робот сам грузит его на шлюз РПН.
  2. При сдаче через систему оператор ЭДО фиксирует время загрузки отчета. А это дает вам документ, который подтверждает, что вы сдали отчет в определенное время. Это очень пригодится в случае возникновения спора о времени сдачи отчета. Судебная практика показывает, что при наличии подтверждения от оператора ЭДО, суды обычно принимают решения в пользу декларанта.

На основании пункта 1 статьи 24.1 Закона 89-ФЗ утилизацию отходов от использования товаров, утративших потребительские свойства, обязаны обеспечивать их производители либо импортеры. Но чтобы выполнить это требование, отходы нужно собрать. Производители, импортеры товаров могут либо самостоятельно организовать сбор, обработку, утилизацию отходов от использования аналогичных товаров, либо заключить соответствующий договор с лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (п. 4 ст. 24.1 Закона 89-ФЗ).

Производитель (импортер), не осуществляющий утилизацию вышеозначенными способами, уплачивает экологический сбор.

Как рассчитать сумму экологического сбора?

Формула для расчета экологического сбора приведена в пункте 6 Правил взимания экологического сбора. В общем случае сумма экосбора равна произведению массы товара (упаковки) на ставку сбора и на норматив утилизации, установленный на отчетный год. При этом учитывать надо массу товара (упаковки), реализованного для внутреннего потребления на территории РФ за календарный год, предшествующий отчетному периоду. В зависимости от вида товара вместо его массы в формуле используется количество единиц товара.

Если плательщик экосбора утилизировал товары, но в меньшем объеме, чем положено по нормативу, то для расчета суммы сбора надо сначала определить разницу между установленным и фактически значением количества утилизированных товаров за отчетный год. Полученную величину нужно умножить на ставку сбора (п. 8 Правил взимания экологического сбора).

Ставки экологического сбора устанавливаются ежегодно. При подготовке отчетов за 2021 год следует руководствоваться ставками, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.04.16 № 284 (ред. от 31.10.18).

Пример

Издательство выпустило и реализовало на территории РФ за 2018 год 100 тонн журналов.

Норматив утилизации журналов на 2021 год составляет 15%.

Утилизация журналов в 2021 и 2021 годах не производилась.

Ставка экологического сбора за 2021 год в отношении издательской печатной продукции равна 2 378 руб. за тонну.

Сумма экологического сбора за 2021 год составит 35 670 руб. (100 тонн х 15% х 2 378 руб. за тонну).

Автоматически сформировать платежку на уплату экосбора по данным из декларации и сдать всю отчетность по сбору Подать заявку

Как уплатить в сроки без штрафов

  • Для начала определите, попадает ли предприятие в список тех субъектов, кто должен платить экологический сбор. Это можно установить, сверяя список видов деятельности по ОКВЭД с перечнем, указанным в Постановлении 2970-р. Если таких видов несколько, экосбор нужно считать по каждой из них.
  • До 1 апреля составьте отчет (декларацию) по экологическому сбору и отправьте ее в электронном виде в Росприроднадзор. Теперь это можно сделать через официальный сайт ведомства.
  • Вычислите сумму платежа и оплатите его в установленный законодательством срок — до 15 апреля следующего за отчетным года.

При расчете суммы сбора к уплате нужно учитывать действующие в отчетный период ставки и нормативы утилизации также по каждому виду товаров или упаковки. Если отходы предприятия собирает и утилизирует сторонняя организация, нужно проверить наличие действующего договора, чтобы предъявить его проверяющим при необходимости.

Компания ЭкоПромЦентр предлагает предприятиям в Санкт-Петербурге и по всей России заключить договор на экологическую поддержку. Эта услуга позволит:

  • Избежать ошибок при заполнении отчетности, нарушения сроков ее сдачи.
  • Снизит вероятность возникновения рисков, связанных с изменением законодательства. Ведущий ваше предприятие эколог ЭкоПромЦентра вовремя предупредит о новых вступающих в силу положениях, касающихся организации.
  • Поможет оптимизировать затраты. Используя рекомендации экологов, предприятия в некоторых случаях могут выполнить утилизационный норматив с меньшими затратами. Делается это с помощью нахождения оптимального баланса утилизации своими силами и привлеченными специализированными компаниями по переработке, переходом на другой тип упаковки или технологию.
  • Разгрузит штатных экологов предприятия. Передача сторонней организации части их функций повысит качество работы сотрудников за счет снижения их нагрузки.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...