Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аргументы: «Преступление и наказание – вечная тема» из жизни и литературы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» особое внимание уделяется теории центрального персонажа Родиона Романовича Раскольникова, которая гласит, что все люди делятся на «тварей дрожащих», которые выступают в качестве «строительного материала» для «право имеющих», которые могут «переступить через кровь» ради всеобщего блага. Чтобы проверить свою теорию, Раскольников идет на преступление, однако спланированное убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны дополняется случайным убийством ее беременной сестры Лизаветы. Кроме того, Раскольников преднамеренно крадет у старухи-процентщицы деньги и другие ценности, думая о том, что он с их помощью сможет помогать таким же «униженным и оскорбленным», как и он. Все эти три деяния Раскольникова являются противозаконными, именно за эти преступления его осуждают и отправляют на каторгу на восемь лет.
Нравственным преступлением против человеческой жизни является сама теория Раскольникова о «право имеющих» и «тварях дрожащих». Думая, что он относится к первой категории, Раскольников несправедливо дает себе право распоряжаться чужими жизнями, на что не имеет права ни один человек.
Совершает Родион Раскольников преступление и против самого себя. Он преднамеренно убивает старуху-процентщицу, несмотря на то что он не является «право имеющим». Главный герой убивает Лизавету, хотя не хотел этого делать. После совершения преступлений Раскольников терзается внутренними переживаниями, постепенно приходя к выводу о том, что теория, которую он придумал, несостоятельна.
Еще одно и, пожалуй, главное преступление Раскольникова состоит в том, что он идет против самого Бога. Главный герой нарушает евангельскую заповедь «Возлюби ближнего своего», а также лишает нескольких людей самого ценного – жизни. Авторская позиция выражается в словах Сонечки Мармеладовой о том, что ни один человек не имеет права решать, кто заслуживает и кто не заслуживает жизни. В романе выражается мысль о том, что преступление против Бога намного серьезнее других преступлений, поскольку без него Раскольников бы не совершил убийство старухи-процентщицы и ее сестры и даже не подумал бы об этом.
Судебному решению относительно наказания Раскольникова в повествовании уделяется не так много внимания, в основе повествования лежат внутренние терзания центрального персонажа, которые наблюдаются еще до совершения преступлений и даже во время нахождения на каторге. Именно внутренние переживания и конфликт с самим собой стали главным наказанием Раскольникова. Ф.М. Достоевский показывает, что нравственное наказание намного сильнее отбывания на каторге. Главное – внутренне осознать свою неправоту и признать вину, а не отсидеть положенный по закону срок.
М. Горький «Старуха Изергиль»
Тема преступления и наказания наблюдается в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
Автор показывает, что Ларра находится вне социума, так как с рождения его окружал только один человек – его мать. Воспитывался Ларра своим отцом – орлом. Когда герой вместе с матерью пришел к племени, в котором до похищения орлом жила мать Ларры, он продемонстрировал неуважение к племени. Самоуверенный и горделивый Ларра не понимал жизненных принципов представителей племени, он не уважал их. Ларра считает себя лучше всех людей.
Конфликт между Ларрой и племенем обостряется, когда Ларра из-за отказа девушки быть с ним убивает ее. Именно преступление против жизни человека становится причиной, по которой племя решает наказать Ларру. Решало, какое именно избрать Ларре наказание, племя очень долго, пока они не поняли, что главным наказанием для гордеца будет вечная свободы. Поскольку для его отца свобода была приятна, так как он был орлом, то для Ларры свобода вскоре стала наказанием, поскольку он был человеком. Существование Ларры нельзя было назвать настоящей жизнью, его тело превратилось в тень. Герой начал мечтать о смерти и всячески искать ее, однако люди не хотели давать ему облегчения души, поэтому никогда не убивали его. В финале легенды говорится о том, что Ларра был наказан за свою гордость, которая и явилась его главным преступлением.
В повествовании говорится о том, что именно племя наказало Ларру свободой. Однако Ларра был обречен не столько свободой, сколько вечной свободой. Ларра предпринимает многочисленные попытки встретить смерть, однако все они оказываются тщетными, поскольку он не имеет возможности умереть. М. Горький показывает, что сама Вселенная поддерживает то наказание, которое дали Ларре представители племени. Именно она не дает Ларре умереть от старости, именно с ее помощью наказание приобретает вечный характер. В повествовании говорится о том, что при предложении мудрейшего из племени наказать Ларру вечным одиночеством ему вторит с небес гром, как бы соглашаясь с данным предложением. Это заставляет задуматься над тем, что главным наказанием для человека является не те меры, которые были приняты по отношению к нему другими людьми, а те душевные страдания, которые испытывает преступник до самого конца своих дней.
А.П. Чехов «Злоумышленник»
В основе рассказа А.П. Чехова «Злоумышленник» лежит поступок крестьянина Дениса Григорьева, который откручивает гайку с рельсов, чтобы сделать грузила для ловли рыбы.
Денис Григорьев совершает преступление, поскольку отсутствие гаек на железнодорожных путях может привести к настоящей катастрофе. Выкручивая гайки, Денис Григорьев подвергал опасности жизни людей, находящихся в поездке, который мог в любой момент сойти с рельс. Кроме того, забрав открученные гайки для собственного пользования, Денис Григорьев совершил кражу. За совершенные преступления судебный следователь отправляет Дениса Григорьева в тюрьму.
А.П. Чехов показывает, что Денис Григорьев совершает преступление неосознанно, он не понимает, что из-за его действий может сойти с рельс поезд, что приведет к гибели многих людей. Но из-за того, что главный герой не знал, к чему мог привести его поступок, его нельзя полностью оправдать, поскольку незнание законов не освобождает человека от ответственности.
Однако рассказ «Злоумышленник» построен так, что нельзя однозначно ответить на вопрос относительно вины Дениса Григорьева. В повествование включена статья из «Уложения о наказаниях», где говорится о том, что виновным является тот человек, который совершает повреждение железной дороги с умыслом. Судебный следователь называет Дениса Григорьева злоумышленником, однако у крестьянина не было злого умысла, поскольку он не знал о возможных последствиях своего поступка. В соответствии с определением понятия «злоумышленник» и согласно статье из «Уложения о наказаниях», поступок Дениса Григорьева нельзя считать преступлением.
А.П. Чехов показывает, почему Денис Григорьев отвинчивает гайку с рельс: чтобы использовать ее в качестве грузила для ловли рыбы. Выкручивание гаек для Дениса Григорьева и других крестьян является одним из способов находить себе и своей семье пропитание и заработок. Крестьяне находятся в тяжелом положении, поэтому им приходится пользоваться тем, что они видят в повседневной жизни. Судебный следователь не способен понять простого русского мужика, поскольку он не думает о том, как прокормить семью, не имея при этом огромных возможностей.
Рассказ «Злоумышленник» заставляет задуматься над тем, что один и тот же поступок человека можно рассматривать с нескольких сторон. Если для интеллигентского мира поступок крестьянина являлся преступлением, то для мира крестьянского – не являлся.
М.А. Шолохов «Судьба человека»
В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека», который был написан, когда в общественно-политической жизни было время оттепели, при описании судьбы центрального персонажа Андрея Соколова важное место занимает его нахождение в немецком плену, в который он попадает после неудачной попытки «проскочить» мимо наступающих немцев, чтобы доставить своим товарищам снаряды. Описание плена не было характерным для советской литературы, поскольку пленных во время Великой Отечественной войны негласно было принято считать предателями. В этом плане М.А. Шолохов был настоящим новатором, поскольку описанию плена в повествовании уделяется большое внимание.
В рассказе «Судьба человека» не было ни единого намека на то несправедливое отношение советской власти к бывшим военнопленным, которое наблюдалось во время Великой Отечественной войны. Центральный персонаж Андрей Соколов, сбежав из плена, не оказывается в тюрьме, как это было принято в соответствии с инструкцией, наоборот, он получает от полковника отпуск. Отсутствие проблемы несправедливого отношения власти к находившимся в плену неслучайно, автор не хочет, чтобы у читателя возникла хотя бы одна мысль о предательстве и преступлении Андрея Соколова, который изображен как настоящий герой, искренне стремившийся защитить свою Родину от врага. М. А. Шолохов на примере Андрея Соколова показывает, что предателями были далеко не все находившиеся в плену, главный герой оказывается в немецком плену не по собственной воле, он отказывается служить врагу и остается верным Родине, несмотря на риск смерти.
Преступление против жизни человека совершает Андрей Соколов, когда пленных привели ночевать в разрушенную церковь. Главный герой слышит разговор двух военнопленных, один из которых обещает сдать второго немцам, поскольку тот был офицером. Андрей Соколов не понимает, как можно пытаться купить себе право на жизнь, жертвуя при этом чужой жизнью, предав своего соотечественника и, следовательно, Родину. Андрей Соколов душит предателя Крыжнева. М.А. Шолохов показывает, что главному герою дается это нелегко, однако он понимает необходимость данного дела, поскольку такие люди, как Крыжнев ради спасения собственной жизни предадут не одного человека. Двойственные чувства Андрея Соколова прослеживаются здесь: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель». Автор заставляет читателя оправдать поступок Андрея Соколова, который понимал, что для борьбы с врагом и для защиты Отечества необходимо единение всех представителей советского народа.
Примеры из художественной литературы
1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» проблема преступления и наказания является одной из главных. Ярче всего эта проблема раскрывается в Ершалаимских главах, где автор показывает сцену причинения зла. Используя приём психологизма, писатель передает читателям внутреннюю борьбу и хаос в душе прокуратора Иудеи после того, как он подписал смертный приговор бродячему философу Иешуа Га-Ноцри. Понтий Пилат казнит себя за трусость, которую проявил во время допроса и принятия решения. Такая деталь, как ласточка, влетевшая в окно, говорит о том, что прокуратор готов был отпустить арестованного. Однако после некоторого осмысления и осознания, он понял, что это может стоить ему должности или даже жизни. Так, Пилат Понтийский все-таки подписывает смертный приговор философу. Именно в этот момент ласточка вылетает из дворца, унося за собой и свободу невинного человека.
Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от власти. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности и совести. Таким образом, Булгаков показывает парадокс, к сожалению, часто происходящий во все времена: бесстрашный правитель, жестокий и безжалостный, струсил перед вышестоящей властью, испугался потерять свои власть и богатство.
Тему трусости автор развивает, сопоставляя сцены в Ершалаиме с библейским сюжетом распятия Христа. Совершив преступление против не только невинного человека, но и самого себя, прокуратор обрекается на долгое, двухтысячелетнее наказание, и заключается оно в бессмертии. Прокуратор наказан за осознанный выбор, который человек делает в своей жизни. И главная проблема заключается в том, что этим выбором руководили мелочные страхи.
В итоге автор приводит прокуратора к духовному перерождению и восстановлению истинной человеческой сущности — способности к милосердию. Понтий Пилат понимает, что чего-то не договорил тогда, четырнадцатого месяца нисана, и хочет вернуться назад, чтобы все исправить. Вечное существование Пилата нельзя назвать жизнью, это мучительное состояние, которое не заканчивается. Освобождение и прощение приходит к нему только в последней главе романа по просьбе Мастера и Маргариты, и он уходит по лунной дороге, беседуя с Иешуа.
Понтий Пилат прощён тем, против кого совершил преступление. Прокуратор уже отбыл свое наказание, и ему воздалось по делам его. Таким образом, становится понятна мысль М.А. Булгакова: только тот, кто искренне раскаялся и искупил вину страданием, может быть прощён. За любым преступлением следует наказание.
2. А.С. Пушкин «Моцарт и Сольери»
Какие чувства могут заставить человека пойти на преступление? История, рассказанная А.С. Пушкиным в трагедии «Моцарт и Сольери» — отзвук реально бытовавшей в его время легенды о гибели Моцарта от рук другого великого композитора Сальери. Однако автора интересует не столько интерпретация легенды, сколько причина убийства. Он изображает двух композиторов как две противоположности. Моцарт — легок и беспечен, как дух музыки. Сальери — мрачен и безжалостен, отрекся от всего ради искусства. Музыка давалась ему с трудом, и лишь упорными занятиями, превратив ее в ремесло, он достиг успехов.
Для Сальери создание произведения — тяжелая и кропотливая работа, поэтому Моцарта, которому все давалось слишком легко, он считает легкомысленным и недостойным звания музыканта. Сальери непонятна причина славы Моцарта, он завидует его таланту. Моцарт, по его мнению, всего лишь гуляка, и его музыка прославлена, а он, Сальери, всю жизнь отдавший святому делу творчества, остается не у дел. Это кажется ему несправедливым и гложет его изнутри.
Таким образом, Сальери движет именно чувство зависти к более успешному композитору. И, как бы он ни маскировал это чувство словами о желании избавить мир от того, кто оскорбляет само понятие искусства — именно зависть становится причиной убийства. Не случайно, совершив свое деяние, Сальери произносит знаменитую фразу: «Гений и злодейство — две вещи несовместные». «Злодейство» — то, что может совершить человек под влиянием зависти к другому. Вот в чем опасность этого чувства.
3. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Из шести частей романа «преступлению» отведена только первая часть, а «наказанию» – пять остальных и эпилог. Это говорит об особой важности для Достоевского проблемы наказания. Подвергая Раскольникова различным формам наказания и самобичевания, Достоевский не только противопоставляет плохому Родиону хорошую Соню, но и сопоставляет две стороны самого Раскольникова: отрицательную и положительную. Таким образом, отображая напряженную борьбу внутри самого героя: борьбу между убийцей и гуманистом. Между этими двумя контрастными психологическими состояниями ведется непрекращающаяся яростная дискуссия «за» и «против» убийства. Примечательно, что Раскольников, пытаясь объяснить мотивы своего преступления, не исповедуется перед Соней в привычном для нас представлении.
Ему не нужно, чтобы его поняли другие, прежде всего, ему необходимо понять самого себя: зачем, почему и для чего он убил старуху? Раскольников сам этого точно не знает и, пытаясь понять мотивы своих действий, рассматривает различные версии убийства, из которых каждая последующая опровергает предыдущую. Так, он в начале думал, что убил, для того чтобы помочь бедным, затем, для того чтобы помочь матери и сестре. Еще одной версией была проверка своей и теории и самого себя на право называться человеком высшего разряда.
Такая смена версий убийств составляет одну из черт композиции романа. А сам Раскольников находится в процессе постоянного самопознания, потому что он не простой убийца, а убийца-теоретик, идеолог, мыслитель, испытатель идеи, которого интересует судьба всего мира.
Новаторством Достоевского в рассмотрении проблемы наказания и преступления явилось то, что он первый показал преступления и наказание не только как нарушение уголовного закона, но и как определенное состояние души преступника, болезненное состояние его сознания. Наказание – это не столько судебный процесс, приговор, тюрьма, каторга, сколько напряженные внутренние мучения человека, нарушившего, прежде всего, не уголовный, а нравственный закон. Объективность этого нравственного закона проявилась в том, что наказание в романе начинается не после, а еще до совершения преступления: колебания, неуверенность, сомнения, терзания героя, показывающие, что любое преступление чревато наказанием. Отсюда следует, что преступление и наказание связаны между собой не только причинно-следственной зависимостью, они, словно две стороны одной медали, а потому любое преступление приводит к наказанию.
Важно, что через наказание проводятся и другие герои, многие из которых в определенном смысле тоже преступники. Каждый из них несет свое наказание, соответствующее преступлению: самоубийство Свидригайлова, разоблачение Лужина, гибель Алены Ивановны. Тем не менее, в этой атмосфере всеобщей преступности убийство человека – самое страшное преступление. Таким образом, автор хотел донести, что нельзя никогда, ни при каких условиях, ни под каким предлогом лишать жизни никакого, даже самого ужасного, ничтожного человека! Эта мысль о защите человеческой жизни как высшей и священной ценности и является основной мыслью романа и всего творчества Достоевского.
4. М. Горький «Старуха Изергиль»
Рассказ М. Горького «Старуха Изергиль» состоит из трех частей: «Легенда о Данко», «Легенда о Ларре» и рассказ о судьбе самой Изергиль. Ларра – главный герой первой легенды. Он является сыном простой женщины и орла. Орел украл женщину из племени и забрал с собой, но спустя двадцать лет орел умер, и женщина вернулась с сыном обратно в свое племя. Однако Ларра был воспитан не по людским законам, поэтому презирал окружающих и считал себя лучше всех остальных людей. Он был слишком гордым, как и его отец орел.
Тест по роману Ф.М.Достоевского
Далее Достоевский сделал еще один шаг, также вполне необычный. Это «Записки из подполья» — совершенно своеобразное произведение, где главный герой сам рассказывает о себе. Достоевского, помимо социальной проблематики, помимо сочувствия, интересуют такие глубины психики и души, которых раньше, кажется, никто не касался. Достоевский впервые показал, что маленький человек может быть еще и страшен.
Сюжет романа «Преступление и наказание» прост: молодой человек, студент Раскольников, создавший теорию, по которой все люди делятся «на право имеющих» и на «тварей дрожащих», в качестве эксперимента убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Герою приходится «сражаться» с умным следователем Порфирием Петровичем, который понимает, кто истинный убийца.
Естественно, что есть и конфликт Раскольникова с окружающим миром и окружающим обшеством, которые несправедливы, жестоки и бездушны. Именно конфликт с окружающей действительностью и толкает Раскольникова на создание его теории и порождает новый конфликт.
Цитаты для направления «Преступление и наказание – вечная тема»
- «Невежество – мать всех преступлений. Преступление – прежде всего неразумение». Оноре де Бальзак
- «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления». Вальтер Скотт
- «Общество готовит преступление, преступник совершает его». Бокль Генри Томас
- «Бедность – источник возмущений и преступлений». Аристотель
- «Самый отъявленный злодей старается извинить себя и уговорить, что совершенное им преступление не особенно существенно и обусловлено необходимостью». Готхольд Эфраим Лессинг
- «Общество часто прощает преступника, но не мечтателя». Оскар Уайльд
- «Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ». Франсуа де Ларошфуко
- «Раскаяние требует жертв». Мишель де Монтень
- «Преступников убивает не закон, их убивают люди». Бернард Шоу
- «За каждым богатством кроется преступление». Оноре де Бальзак
Эпилог в романе Преступление и наказание
В романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» эпилог заключает в себе очень большой смысл, ведь именно в нём раскрывается дальнейшая судьба героев произведения, а главный герой произведения, Родион Романович Раскольников, приоткрывает нам частичку своей души и своего внутреннего мира.
Невозможно переоценить значение данной части романа, в которой Родион Романович раскрывается как персонаж с совершенной новой и чистой стороны, своим примером показывая, что у каждого человека есть шанс на новую жизнь.
Эпилог «Преступления и наказания» можно разделить на две части – событийную и непосредственно психологическую. В событийной части Достоевский рассказывает нам, что происходило в жизни Родиона Раскольникова после признания в совершённом преступлении.
Сосланный в Сибирь после вынесения приговора, Раскольников замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, и лишь присутствие любимой, Сонечки Мармеладовой, даёт главному герою силы двигаться дальше. Жизнь остальных героев романа течёт размеренно и предсказуемо – Дунечка, сестра Родиона, выходит замуж за Разумихина, а пожилая Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, умирает, так и не дождавшись встречи со своим сыном.
В более глубокой части эпилога, которую, на мой взгляд, можно назвать психологической, Фёдор Михайлович впускает читателей в душу Раскольникова, открывая нам мир его мыслей и переживаний. Можно заметить, насколько сильно меняется Родион Романович во время отбывания наказания в Сибири.
Главный герой понимает, насколько он счастлив, ведь у него есть любимая девушка, с которой он проживёт долгую и счастливую жизнь, как только выйдет на свободу, что впереди – долгие и долгие годы, которые он может прожить так, как захочет. Возникает ощущение, что Раскольников, слепой ранее, внезапно прозревает – настолько кардинально меняется его мировоззрение и отношение к жизни вообще.
Помимо всего прочего, в жизни Родиона Раскольникова находится место и для религии – обратившись к христианству, Раскольников понимает, что и у его души есть шанс на спасение, несмотря на то преступление, которое он совершил в минуту душевного замешательства.
Его привлекает идея жизни в гармонии с самим собой, окружающим миром и Богом, и именно это и помогает главному герою романа окончательно навести порядок в собственной душе, а Евангелие становится верным другом и вечным спутником Родиона Романовича в течение всего дальнейшего жизненного пути.
Я полагаю, что произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» показывает читателям, что у каждого из нас есть шанс измениться к лучшему, и что совершённые ошибки, пускай и самые тяжёлые, не ставят крест на судьбе человека, не выносят ему пожизненный приговор.
Всегда есть шанс на очищение, стоит лишь осознать свою готовность к этому, раскаяться, понести своё наказание, а после, возродившись, продолжить свою жизнь, стремясь проживать её в гармонии и балансе.
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» речь идет о бедном студенте Родионе Раскольникове, о его действиях и мыслях. В какой-то момент молодой человек совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, которая является человеком добродушным и безобидным. Преступление, безусловно, страшное, но стоит ли воспринимать Раскольникова как отрицательного персонажа? Попробуем найти ответ на этот вопрос.
Родион это красивый молодой человек, в чьих словах и действиях мы видим внутреннее достоинство, благородство и бескорыстие. Молодой человек готов помочь каждому – он вытаскивает детей из пожара, делится последними крохами с отцом погибшего друга и дает деньги на похороны совершенно незнакомого ему человека. Раскольников ненавидит тех, кто способен пройти мимо страдающего человека. В герое таких черт нет. Но, внезапно, он совершает тяжкое преступление. Как же так? Достоевский показывает нам, что Родион, будучи человеком гуманным и радеющим за каждого, совершает свое злодеяние из-за некой своей идеи. А эта идея родилась в душе героя из-за жесточайшей несправедливости в обществе того времени. Состояние, в котором находился Раскольников, породила абсурдную теорию, которая, в конце концов, вылилась в преступление.
Раскольников желает следовать своей теории, где все дозволено, но вместе с тем, в его сердце находится огромная любовь к людям. Из этого вытекает жестокое противоречие. Раскольников всей душей ненавидит так называемых «хозяев жизни», но его идеи все больше и больше сближают героя с негодяями Лужиным и Свидригайловым. Оба этих персонажа искренне верят в то, что правда всегда за сильным, а значит сильному все дозволено.
Свидригайлов говорит Раскольникову о том, что они очень похожи, и Родион, с ужасом понимает, что это так, пусть их преступления и совершены по разным мотивам. Свидригайлов человек противоречивый: с одной стороны он добрый, ему не чужды честь и честность, он помогает детям Мармеладовых, совершает много добропорядочных поступков. Но, вместе с тем, не стоит забывать, что именно он оскорбил честь Дуни. Да и смерть супруги персонажа была весьма странная. Свидригайлова нельзя причислить ни к плохим, ни к хорошим. Но и серым назвать его также нельзя. Это персонаж, в котором борются добро и зло, но, в конце концов, победителем становится именно зло – Аркадий Иванович совершает самоубийство.
А вот Лужин намного более простой человек. Он ничтожество, которое мечтает унизить каждого, кто осмелится сказать ему хоть слово. Этого персонажа никак нельзя противопоставить Родиону.
Теория, которая должна была вывести Раскольникова из тупика, наоборот завела его в самый беспросветный тупик. Герой страдает, он не может находиться рядом с близкими людьми, его ничего не радует, он будто бы отрешен от всего, что происходит вокруг.
Достоевский, будучи тонким психологом, сумел раскрыть своего персонажа со всех сторон, обнажить все его помысли и мотивы. И мы жалеем Раскольникова, который желая помочь миру, сам оказался в таких глубинах, из которого уже не смог выбраться.
Аргументы по теме цели и средства в преступлении наказании
Но на самом деле нельзя действовать во благо, применяя всевозможные, даже преступные способы.
И герой, в конце концов, осознаёт это: Раскольников не чувствует никакого удовлетворения от того, что попытался изменить этот мир и себя, он мучается, понимая, на что он пошел ради этого.
Цель определяется средствами, которые мы используем для ее достижения.
Цель может казаться благородной внешне, но ее последствия бывают ужасны.
Доказательством может служить повесть Михаила Булгакова » собачье сердце». профессор преображенский преследует высокую цель, он инноватор. но что становится результатом его alt=»Аргументы по теме цели и средства в преступлении наказании»>
Здесь разыгрывается кошмарная сцена убийства лошади, первая символическая аналогия будущего убийства.
Уводит от окровавленной лошади – отец. «Папочка! – звучит здесь. – За что они… убили!»: это очень важное обращение к отцу, скорее всего, как к возможному защитнику, носителю добра и одновременно силы.
И во всей этой сцене важен оттенок именно бессилия отца в картине торжества зла. «Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем! – говорит отец. Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит» (65). Не из-за этого ли бессилия следующим, кто будет вести Раскольникова за руку будет уже сам дьявол: «Как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений» (77).
Сын не может принять в отце всего лишь маленького человека, и в его сознании рождается мечта, как он сам выразился, о роли Наполеона, о роли спасителя, право имеющего.
Отца уже нет у Раскольникова, он сирота, а для героев Достоевского спасительным будет присутствие даже слабого отца.
Преступление и наказание аргументы для сочинения егэ
Итоговое сочинение 2020: аргументы по произведению «Преступление и наказание» для всех направлений– Честь и бесчестие;– Победа и поражение;– Ошибки и опыт;– Разум и чувства;– Дружба и вражда.
Честь и бесчестие.Герои: Родион Раскольников, Соня МармеладоваЛитературный пример: Раскольников решается на преступление ради своих близких, ведомый жаждой мести за всех обездоленных и бедных людей того времени. Им руководит великая идея -помочь всем униженным, обездоленным и поруганным современным обществом.
Однако реализовывается это стремление не совсем благородно.
Решение проблемы безнравственности и беззакония не было найдено. Раскольников стал частью этого мира с его нарушениями и грязью. ЧЕСТЬ: Соня спасла Раскольникова от душевного падения. Это для автора самое главное. Можно заблудиться и запутаться. Но выйти на правильный путь – дело чести.НазадПобеда и поражение.Герои: Родион Раскольников, Соня МармеладоваЛитературный пример: В романе Достоевский оставляет победу не за сильным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: страдание очищает.
Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, покорности.
«Преступление и наказание» содержит глубокую правду о невыносимости жизни в капиталистическом обществе, где побеждают Лужины и Свидригайловы с их лицемерием, подлостью, эгоизмом, а также правду, вызывающую не чувство безысходности, а непримиримую ненависть к миру лицемерия.НазадОшибки и опыт.Герои: Родион РаскольниковЛитературный пример: Теория Раскольникова является античеловеческой по своей сути.
Герой размышляет не столько о возможности убийства как такового, сколько об относительности нравственных законов; но не учитывает того, что «заурядный» не способен стать «сверхчеловеком». Таким образом, Родион Раскольников становится жертвой собственной теории. Идея вседозволенности, приводит к разрушению человеческой личности или к порождению чудовищ.
Обнажается ошибочность теории, что составляет сущность конфликта романа Достоевского.НазадРазум и чувства.Герои: Родион РаскольниковЛитературный пример: Либо поступок совершает человек, ведомый чувством, либо поступок совершается под влиянием разума персонажа. Поступки, совершенные Раскольниковым, обычно великодушны и благородны, тогда как под влиянием разума герой совершает преступление (Раскольников оказался под влиянием рациональной идеи и захотел проверить ее на практике). Раскольников инстинктивно оставил деньги на подоконнике Мармеладовых, но потом пожалел об этом.
Противопоставление чувств и рациональных сфер очень важно для автора, который понимал личность как соединение добра и зла.НазадДружба и вражда.Герои: Родион Раскольников, Дмитрий Прокофьевич РазумихинЛитературный пример: ДРУЖБА: Достоевский вводит в роман образ Дмитрия Прокофьевича Разумихина. Это верный товарищ Родиона по университету, который поддерживает его. Дружба Раскольникова и Разумихина противопоставлена в романе показу разобщенности людей в целом.
Разумихин и Раскольников противопоставлены при помощи своих говорящих фамилий («разум» — «раскол») по принципу отношения к жизни. У этих друзей есть и нечто общее, что их и сблизило: они умные, образованные, глубокие, благородные, способные на искренние чувства молодые люди.
Итоговое сочинение по литературе аргументы преступление и наказание
Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского – это роман, поднимающий важные социальные проблемы того времени. Основным конфликтом в романе выступает противостояние добра и зла.
По мнению писателя, зло зарождается действительностью (например, как ответная реакция на несправедливость вокруг себя), а добро заключается в духовном начале человека, его «натуре», которая противостоит попаданию в неё идей зла и насилия. Значимое место в романе отведено категории свободы.
Человек свободен в выборе что ему совершать – добро или зло. Родион Раскольников – центральный персонаж романа, в нем присутствуют оба начала – и темное, и светлое. Он беден, но зато умен и образован. Автор показывает причины злобы Раскольникова.
Она скопилась от оскорблений и унижений, попирающих его человеческое достоинство. На него также оказывают влияние и произошедшие на его глазах события.
Преступление и наказание аргументы для сочинения егэ
Отзывчивость — это емкое понятие, вмещающее в себя человеческие доброту, милосердие, добросердечность, любовь к людям, сострадание, понимание и жертвенность. Но как это слово воплощается в действиях? И что же на самом деле значит быть отзывчивым?
Отзывчивость является своеобразным индикатором человека, имеющего иммунитет к жестоким реалиям нашего времени, либо человека, только начинающего жить. Ведь ни для кого не секрет, что на первых порах каждый из нас живет с распахнутой душой.
Кто из людей, будучи ребенком, не был отзывчивым и готовым отдать все, что у него есть, если у кого-то в этом возникает необходимость?
ВИДЕО ПО ТЕМЕ: ДОБРОТА И ЖЕСТОКОСТЬ- Итоговое сочинение 2020 [IrishU] Что значит быть отзывчивым?
Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом.
Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.
В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию «двух разрядов людей», которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание «идеи крови по совести», когда любого человека можно убить ради высших целей и принципов.
Рекомендуем прочесть: Магазины портнеры в чапаевсе по халве
Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает злодейское убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную нравственную свободу человека, что, по существу, означает вседозволенность.
Это приводит к тому, что границы зла перестают существовать.
Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро.
Примеры сочинений по направлению Преступление и Наказание — вечная тема
Сочинение на тему: Что значит жить по совести?
Давайте сначала разберемся, что такое совесть.
Совесть – это качество человека, позволяющее правильно оценить свои поступки и не совершать плохие действия по отношению к окружающим.
Совесть – это наш помощник и советчик.
Люди не всегда задумываются о совершенных действиях, но каждый из нас хотя бы раз чувствовал, как его «мучает» совесть. Люди очень часто стараются добиться успеха разными способами, не обращая внимания на свою жестокость. И только когда человек начинает осознавать свою вину, к нему приходит чувство совести. Совесть помогает человеку найти правильный путь в жизни, благодаря которому добро не обойдет вас стороной.
Жить по совести – значить быть честным, добрым, отзывчивым и справедливым. Человек, у которого есть совесть, никогда не будет ставить себя выше других. Он никогда не причинит никому вреда. Совестливый человек всегда задумывается о последствиях его поступков и о влиянии их на окружающих. Совершая плохие действия, человек понимает, что так делать нельзя, и дает себе обещание, что такого больше не повторит. Многие ищут оправдание своим поступкам и не хотят признавать свою вину. При этом они вовсе не будут чувствовать угрызение совести. В основном это зависит от воспитания человека и от того, что его окружает.
Далеко не всем людям нравится испытывать чувство совести, но только благодаря совести можно стать достойным человеком. Она помогает человеку понять свою нравственную сущность. Если человек совершил плохой поступок, угрызение совести заставить его исправить ситуацию, для того чтобы в глазах других людей остаться хорошим человеком. Каждому из нас просто нужно научиться оценивать ситуацию и ее последствия, а также научиться жить так, чтобы о нас остались лишь хорошие воспоминания.
В наше время многие задумываются только о своих интересах, не обращая внимания на других. Такие качества человека как доброта, забота, радость, любовь отошли на второй план. Каждый думает только о себе. Каждый человек может воспитать в себе хорошие качества и стать достойным жителем нашей планеты. Все мы знаем, что очень трудно жить честно. Но когда каждый из нас станет таким, жизнь станет намного лучше. Если вы смогли воспитать в себе хорошие человеческие качества, то жизнь прожита не зря.
Совершая добро, не прося ничего взамен, поможет вам оставить о себе лишь хорошие воспоминания. Время, в которое мы сейчас живем, превращает людей в жестоких эгоистов. Но никогда не поздно остановиться и задуматься обо всем том, что вы совершили.
Люди не всегда совершают только правильные и справедливые поступки. Это происходит из-за того, что эмоциональное состояние души человека часто диктует ему нелогичные и иррациональные вещи. Также, бывает так, что перед человеком стоит крайне непростой выбор, результат которого зависит от того, насколько развито в человеке чувство ответственности и справедливости. В принятии таких решений играет роль и то, насколько человек является честным и порядочным. Совокупность факторов, которые влияют на данное решение, говорит о том, что человеком движет совесть, и то, насколько она развита, отодвигает принятие решения в сторону человечности и доброты. Стоит заметить, что не всегда только логически правильные решения говорят о том, что человек поступает правильно. Бывают такие случаи, когда люди принимают решения, которые они не должны были принимать, но решили помочь окружающим, и, поэтому, поступили по совести.
Важным моментов в данном вопросе является субъективное отношение человека к данному вопросу, так как он способен самостоятельно выявлять те вопросы, которые относятся к факторам, влияющих на его выбор. То есть, то, что движет человеком при процессе принятия решений, является крайне индивидуальной особенностью. Также, это касается и совести человека, по которой они стараются жить. Когда человек поступает в противовес своим суждениям и принципам, у него в душе возникает неприятное чувство того, что он предал себя. Именно поэтому, в большинстве случаев стоит поступать по совести.
Конечно, существует ряд ситуаций, когда поступить по совести не получается. Это может быть связано со служебным долгом, или профессией, которая не терпит поблажек и смягчений. Однако, стоит учитывать и такие ситуации, и по возможности, до конца оставаться человечным и добрым. В процессе воспитания важным шагом является то, чтобы привить ребенку чувство ответственности за свои поступки. Именно так он сможет понять, что не все действия можно совершать, и не все слова говорить. Взывая его к совести и ответственности в некоторых случаях, можно воспитать доброго и понимающего человека, который будет приносить только пользу для общества.
Сочинение на тему: Свобода означает ответственность
Между свободой и ответственностью связь лежит самая прямая и непосредственная: последнее является следствием первого. Если человек волен делать свободный выбор, то и отвечать за него — тоже его обязанность.
Я совершенно согласен с этим и считаю: готовность встретить последствия своих решений должна диктоваться человеку в первую очередь его совестью, а во вторую – словом закона. Подтверждением этому служит немало примеров из литературы и общественной жизни.
Катерина Кабанова, главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», как никто понимает, что содеянные поступки требуют ответа. Совершив непростительный для замужней женщины 19 века поступок, полюбив другого мужчину, она не может найти себе прощения и, находясь в безвыходной ситуации, бросается в реку. Конечно, не одна только совесть дала ей силы совершить это, однако она явилась мощным катализатором к осознанию всей неправоты поступка. Катерина не может избежать ответственности и прекрасно это понимает, а потому сама объявляет себе самый строгий приговор.
Вторым примером может послужить то, с чем каждый день сталкивается множество граждан – преступления, и обязанность за возложение ответственности за такие деяния лежит уже на плечах закона. Ежедневно люди ступают по неверной тропе и совершают аморальные, антигуманные действия, нарушая общественный порядок, нормы права и законы государства. За это они, будучи пойманными, привлекаются к административной, гражданской или уголовной ответственности, а наказанием служит им лишение свободы, именно той, которой они так фривольно и небрежно распорядились, нарушив границы свободы окружающих.
Связь ответственности и свободы нельзя отрицать, нельзя её забывать. Во все времена литераторы, общественные деятели, просветители обращали внимание людей на эту проблему, говоря, что неизбежно за выбором следует обязанность вынести бремя ответственности за него.
Сочинение на тему: Чувство вины
Чувство вины – это внутреннее состояние человека, основанное на страданиях и угрызениях совести, когда человек осознает, что совершил неправильный поступок. Чувство вины тесно связано с такими понятиями, как совесть, стыд и раскаяние. Человеку становится стыдно, он признает то, что поступил неправильно, и старается загладить свою вину. Когда человек чувствует свою вину, он встает на путь очищения, ведь признать свои ошибки может не каждый. Если у человека появляется чувство вины, значит, в нем происходит борьба добра и зла. Тот, кто почувствовал вину, в следующий раз будет думать о том, как ему поступить в подобной ситуации.
Проблема чувства вины поднимается в тексте А.Н. Рыбакова. Она раскрывается через ситуацию из жизни мальчика Миши. Лежа на кровати забинтованным, Миша просил свою маму отпустить его на улицу. После того как мама ответила ему запретом, Миша подумал о том, чтобы убежать из дома. Подумав об этом, герой начал представлять то, что будет чувствовать его мама, когда увидит, что он ушел. Размышляя над этим, Миша начал думать о том, какой его мама является на самом деле: доброй, заботливой, трудолюбивой и решительной. Только сейчас Миша понимает, что мама бросила все, чтобы приехать заботиться о нем, что на протяжении всей жизни мама делала все, чтобы он ни в чем не нуждался. Миша, осознавая, что мама искренне любит его и старается делать для него все возможное и невозможное, постепенно начинает чувствовать вину за те мысли, которые его посещали ранее. В тексте отмечается: «Миша вдруг понял, что не может простить себе того, как холодно и безразлично он порою относился к своей маме». Герой начал вспоминать все моменты, когда он поступал по отношению к матери несправедливо и неправильно. В предложенном тексте есть фраза: «Пока он думал о матери, в душе его зародилось чувство вины». С каждым разом рожденное чувство вины за то, что раньше он не обращал внимание на то, что мама делает для него, стало возрастать. Миша понял, насколько сильно его любит мама и насколько сильно он любит ее. Пытаясь сгладить свою вину за прежние поступки, мальчик выражает всю силу своей любви к маме.
Сочинение на тему: Чувство вины
Мне кажется, что здесь все зависит от человека. Некоторые чувствуют вину, когда переходят дорогу в неположенном месте, а другие выбрасывают котенка или щенка на улицу, зная заранее, что, скорее всего, они погибнут, и при этом их не мучит даже совесть. Все люди разные. Вина – это сильное чувство, которое может преследовать человека много лет, а иногда – и всю жизнь. И не важно, вину он испытывает от несказанно или несделанного.
Но часто мы себя мучаем виной совершенно зря. За день мы становимся свидетелями множества событий и не всегда приятных. Доносить о них кому-то – это сугубо лично дело каждого. Сегодня каждый человек привык жить для себя, ему не хочется разбираться в чужих проблемах, поскольку своих достаточно.
Однако если увиденное может что-то изменить кардинально, спасти кому-то жизнь или поможет избежать от серьезных проблем, то об этом, конечно же, лучше рассказать. В такой ситуации не стоит проявлять безразличность. В то же время стоит на 100% быть уверенным в правдивости увиденного, поскольку в противном случае это окажется обычной сплетней и тогда чувство вины будут еще сильнее.
Часто мы видим все неправильно, ведь и глаза могут обманывать. Поэтому если уж рассказывать о чем-то, то здесь нужно убедиться в правдивости и достоверности. Чтобы это не стало обманом. Ведь довольно часто так случается, что человеку хочется сделать как лучше, а получается наоборот. По этой причине стоит всегда убеждаться в достоверности своих слов.
Нельзя отрицать и то, что молчаливость всегда считалась достоинством человека. Нужно всегда знать и понимать то, что говоришь. Люди много разговаривают не по делу. Такой собеседник неинтересен и его хочется избегать.
Мне кажется, что нам свойственно чувствовать вину не за то, что мы не сказали, а, наоборот, за то, что казали. Ведь именно слова могут сделать больно, могут ранить, разочаровать, расстроить. Слово – это мощное оружие. Миллионы людей испытывают вину за то, что сказали лишние, и лишь единицы за то, что промолчали об увиденном.
Из этого нужно делать соответственные выводы:
— рассказывать необходимо только о достоверном,
— рассказывать стоит, если это не приведет к тяжелым последствиям.
Таким образом, человек не будет испытывать вину, когда расскажет правду, чтобы помочь избежать кому-то серьезных проблем. В противном случае чувство вины может оказаться настолько сильным, что может не только расстраивать, но и испортить жизнь. Есть много людей, которые очень впечатлительны, они часто страдают из-за неправильных поступков. К тому же многое зависит от ситуации и времени, поскольку рассказать о чем-то важном увиденном через год не имеет смысла. Все следует делать правильно и в свое время. Только тога это не будет приносить сожаления, обиды и вины.
Сочинения по роману Достоевского Преступление и наказание |
Аргументы — Сайт Поповой Галины Николаевны
2. На страницах произведений русской литературы найдется немало героев, главное качество которых – духовность, нравственность. Вспоминаю строки рассказа А. И.
Солженицына «Матренин двор». Главная героиня — простая русская женщина, которая «не гналась за обзаводом», была безотказной и непрактичной. Но именно такие, по мнению автора, — праведники, на которых держится наша земля.
3. К сожалению, современное общество больше стремится к материальному, чем к духовному.
Неужели все повторяется? Вспоминаю строки В.В. Маяковского, который сетовал на то, что «из Петрограда исчезли красивые люди», что многих не волнует чужая беда, они думают «нажраться лучше как», спрятаны, подобно дамочке из стихотворения «Нате!» в «раковину вещей».
1 Проблему отношения к своей малой родине поднимает В.Г.
Сопоставление тем прозы С2 в ЕГЭ по литературе
В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с Печориным из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Социально-философская и нравственная проблематика; особенности конфликта (внешний – внутренний); трагический характер конфликта между идеологиями, социальными слоями; психологизм как средство создания центрального образа – персонажа; соотношение теоретических идей и их практического выражения; идея гармонии бытия, всеобщего единства на фоне видимой противоречивости; человечность, гуманизм как главный критерий оценки мыслительной и практической деятельности человека; авторская позиция и формы её выражения. При всём различии, в характерах названных персонажей можно выделить черты сходства: движение к цели, деловитость, практическая энергия; рассудочность, эгоизм, отсутствие
«равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа»
; отсутствие общественного идеала; замкнутость на собственных интересах.
Рекомендуем прочесть: Разрешение опеки на продажу кто выдает
Сочинение на тему спора поколений в литературе 19 века
Вера кажется Евгению пережитком прошлого и ассоциируется с представлением об Илье-пророке, громыхающем колесницей по небесным хлябям во время грозы.
Мир представляется ему не храмом, но мастерской.
Рекомендуем прочесть: Правила поведения в коммунальной квартире
Любое, даже самое малое дело, для него бесконечно важнее изящного слова или парадоксального суждения.
Чтение Пушкина представляется герою романа не более чем потерей времени. Он полагает, с чем впоследствии соглашался и Чехов, что усилия следует направлять на облегчение реальной жизни русского мужика. Такие взгляды казались не во всем верными не только Базаров-отцу, но и автору романа.
Книга оканчивается смертью главного героя. Но будет ошибкой считать такой финал поражением Евгения Базарова.
Пожалуй, более точной станет мысль о том, что Тургенев понимал: рождение и смерть свойственны не только людям, но и идеям.