Федеральная государственная собственность

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральная государственная собственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство. Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно. Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.

Комментарий к ст. 214 ГК РФ

1. В законодательстве советского периода признавалась лишь единая государственная собственность как основная форма социалистической собственности (ст. 94 ГК РСФСР). В Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» было закреплено двухуровневое деление государственной собственности и выделена в качестве самостоятельной формы собственности муниципальная собственность, что вызвало необходимость разграничения единой государственной собственности «по уровням» — собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и муниципальная собственность. Такое разграничение было закреплено Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». При этом, если не предусмотрено иное, в отношениях публичной собственности действует презумпция принадлежности государственного имущества Российской Федерации в целом. Данное правило позволяет исключить появление бесхозяйного публичного имущества и позволяет определять принадлежность конкретных объектов публичной собственности, не распределенных между субъектами публичной собственности.

2. Пункт 2 закрепляет принцип принадлежности земли и других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, государству. Данное положение фактически должно исключать существование бесхозяйных природных ресурсов.

3. Пункт 3 комментируемой статьи отсылает к ст. 125 ГК РФ, устанавливающей, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Компетенция государственных органов определяется специальными законами и положениями о соответствующих государственных органах.

4. В п. 4 выделены два типа имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; 2) иное имущество (имущество, составляющее казну Российской Федерации и казну субъектов РФ, в том числе бюджетные средства). Российская Федерация и ее субъекты свободно распоряжаются и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет соответствующую государственную казну. Имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями, не может быть произвольно изъято у указанных субъектов и на него не может быть обращено взыскание по долгам Российской Федерации и субъектов РФ.

5. В соответствии с п. 5 порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ должен определить специальный закон. До его принятия сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.

Порядок и процедура изъятия, а также передача в федеральную собственность устанавливается земельным законодательством. Согласно статьям 279-281 ГК РФ, данный процесс представляет собой соблюдение следующих этапов:

  1. После принятия решения об изъятии земель для муниципальных или государственных нужд государственные структуры отправляют письменное уведомление владельцу в период не позже одного года до осуществления выкупа.
  2. При этом обеспечиваются определенные гарантии гражданам, согласно которым участок не может изыматься без соответствующей воли субъекта по любым причинам в установленный период.
  3. Затем выполняется процедура торгов, при которых государственные органы и собственник надела земли выкупают интересующую территорию.

Если, по мнению владельца, подобное изъятие носит незаконный характер, он вправе обратиться в суд для защиты своих интересов.

Основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:

  • проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
  • осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
  • разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;
  • осуществление полномочий собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
  • защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;
  • осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.
Читайте также:  Уплата налога на имущество за 3 квартал 2022 года

Понятие «государственная собственность» и «государственное имущество»

Правовой режим государственной собственности в Российской Федерации регламентирован Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ, — под государственной собственностью в Российской Федерации, принято понимать имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации) — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы государственной власти в пределах их компетенции (ст. 215 ГК РФ). Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.

Право государственной собственности

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Право собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут также юридические лица и граждане. Так, функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 77 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на подготовку заключений по отчетам оценщиков в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также осуществляет полномочия собственника имущества должника — федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

Находящееся в государственной собственности имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Это имущество составляет базу для участия государственных организаций в гражданском, коммерческом обороте в качестве самостоятельных юридических лиц.

Коммерческие организации, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними собственником, называются унитарными предприятиями. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию. Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяются Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.).

От имени Российской Федерации или ее субъекта права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и должно иметь самостоятельный баланс.

Собственником в юридическом праве называют физическое или юридическое лицо, которое владеет, пользуется и распоряжается имуществом на основании подтверждающего данное право документа. При этом предмет пользования может находиться в единоличной или общей собственности, что влияет на регламент его отчуждения.

Читайте также:  Въехал в машину сзади, как доказать невиновность?

Владельцем в рамках правового поля считается лицо, которое обладает вещью фактически, но при этом может и не иметь на неё документально подтверждённое право собственности.

В юридической практике так именуют в основном граждан, имеющих право пользования имуществом с возможностью его передачи. Например, автомобилем можно владеть в рамках генеральной доверенности, но при этом не являться его собственником.

Правообладателем считается физическое или юридическое лицо, обладающее правом владения имуществом на основании договора о переходе прав. Арендаторы — лица, владеющие и пользующиеся имуществом по договору аренды или субаренды.

Виды операций, связанных с реализацией государственного и муниципального имущества

Поступления от реализации государственного и муниципального имущества (далее — ГМИ) отражают (Приказ Минфина России от 8 декабря 2006 г. N 168н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее по тексту — Приказ N 168н)):

  • по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации группы 000 1 14 00000 00 0000 000 «Доходы от продажи материальных и нематериальных активов»;
  • по кодам классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации группы 000 05 00 00 00 00 0000 630 «Продажа (уменьшение стоимости) акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности» и группы 000 06 00 00 00 00 0000 430 «Продажа (уменьшение стоимости) земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности».

В состав доходов от продажи материальных и нематериальных активов включают кассовые поступления в бюджеты от:

  • продажи квартир, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • реализации продуктов утилизации кораблей, вооружения, военной техники и боеприпасов;
  • реализации имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • реализации имущества, находящегося в оперативном управлении государственных и муниципальных учреждений;
  • реализации военного имущества, осуществляемой в Порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 24 июня 1998 г. N 623);
  • реализации иного имущества, формирующего казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (за исключением акций и земельных участков);
  • распоряжения имуществом, обращенным в доход Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, и его реализации.

По кодам классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ отражают кассовые поступления в бюджеты от:

  • продажи земельных участков федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
  • приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, осуществляемой путем преобразования последнего в открытое акционерное общество;
  • продажи акций открытых акционерных обществ, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Вышеуказанное распределение видов кассовых поступлений по кодам бюджетной классификации зависит исключительно от значения кода экономической классификации, соответствующего данному виду операций по реализации имущества (если код ЭК — 410, 420, 440, то кассовые поступления от проведения таких операций отражают в составе доходов общего покрытия по кодам классификации доходов бюджетов РФ; если код — 430, 630, то кассовые поступления отражают по кодам источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов). Здесь важно отметить, что иных критериев распределения видов кассовых поступлений от реализации имущества по кодам бюджетной классификации в бюджетном законодательстве нет. Так, в соответствии со ст. 43 Бюджетного кодекса кассовые поступления от продажи ГМИ относят к доходам общего покрытия, в то время как согласно ст. ст. 94, 95, 96 Кодекса кассовые поступления от продажи ГМИ относят к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Кто является администратором поступлений от реализации ГМИ

Крайне неоднозначным представляется вопрос об определении администратора поступлений от реализации государственного и муниципального имущества. Проблема заключается в том, что к указанным операциям имеют отношение как бюджетное учреждение — балансодержатель (распорядитель) ГМИ, так и его собственник.

С точки зрения учетной политики администратором поступлений должен быть балансодержатель, а с точки зрения законодательного наделения полномочиями по контролю за распоряжением ГМИ — собственник (для федерального имущества — Росимущество). В течение 2005 — 2006 гг. превалировала позиция, когда администратором поступлений от реализации ГМИ являлся собственник. Однако если обратиться к анализу порядка исполнения функций администратора поступлений, утвержденных ст. 20 Бюджетного кодекса, то нетрудно убедиться, что администратором поступлений от реализации ГМИ должен являться балансодержатель. Ведь при исполнении функции администратора поступлений отсутствуют какие-либо рычаги контроля за распоряжением ГМИ. Тем самым исполнение функций администратора поступлений от реализации ГМИ в отличие от администрирования налогов сопряжено исключительно с ведением бюджетного учета указанных поступлений. В то же время собственнику ГМИ необходима оперативная информация о кассовых поступлениях от реализации имущества, которая напрямую предоставляется администраторам поступлений территориальными органами Федерального казначейства (Приказ Минфина России от 16 декабря 2004 г. N 116н). В связи с этим при полной передаче полномочий по администрированию поступлений от продажи федерального имущества балансодержателям Росимуществу необходимо утвердить дополнительный порядок информационного обмена с администраторами (территориальными органами Федерального казначейства) для получения оперативной информации о кассовых поступлениях в федеральный бюджет.

Три особенности государственной формы собственности

Государственная собственность может быть представлена в трех формах:

  • Государственные управленцы принимают участие в оборотном процессе обмена имуществом, опираясь на собственную компетенцию, конкретное государственное образование.
  • Субъект государственных владений – соответствующее публичное, правовое, государственное образование Российской Федерации, или входящие в их состав элементы.
  • Объект владений государства, имеющий особый статус. Сюда относится оборонная отрасль, континентальный шельф, бюджет страны.

Особенность государственного права владения заключается в возможности России, как субъекта, самостоятельно устанавливать собственные принципы регулирования отношений собственника на имущество и других лиц. Из оборота изымаются следующие виды собственности:

  1. Транспортные предприятия.
  2. Здания, где проходят заседания властей.
  3. Угледобывающие концерны.
  4. Нефтедобывающие предприятия.
  5. Газодобывающие заводы.
  6. Связные концерны.
  7. Промышленные организации.
Читайте также:  Льготные кредиты и субсидии на жильё

Управление федеральной собственностью

Управление федеральной собственностью относится к юрисдикции государственных структур. На федеральном уровне действуют органы власти, между которыми установлены взаимосвязи. На данном уровне осуществляет работу президент, правительство, ФС, субъекты РФ и т.д. В этой системе главная роль отводится президенту. Он согласовывает действия институтов власти путем издания распоряжений и приказов. На основании этих актов происходит управление федеральной собственностью. Все указы и распоряжения могут иметь многократное или постоянное действие.

Главная роль относительно решения вопросов касающихся государственного имущества принадлежит институтам власти. Правительственный аппарат осуществляет управление федеральной собственностью и координирует действия госпредприятий, учреждений и акционерных обществ.

В органах власти созданы министерства, в полномочия которых входит решение вопросов относительно государственного имущества. Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ, поэтому на данный институт возлагаются первоочередные задачи и большой объем работы. Эта структура в своей деятельности учитывает важность стабилизации и расширения производства на государственных предприятиях и применения антимонопольных мер.

1. Минэкономразвития. В задачи Минэкономразвития входит осуществление управления федеральной собственностью. Среди главных его функции можно отметить следующие задачи:

  • Разработка предложений по развитию и внедрение в действие госсектора экономики с дальнейшим прогнозированием развития совместно с другими подразделениями.
  • Составление планов реформирования и методического руководства для госпредприятий и взаимодействие с другими институтами власти в этой сфере.
  • Активное участие формирование приватизационной политики и управление госимуществом.
  • Прогнозирование объемов производства и формирование приватизационной политики.В процессе работы Министерство экономического развития тесно сотрудничает с другими министерствами.

2. Счетная палата. Обеспечивает постоянный финансовый контроль. Формируется по распоряжению Федерального собрания. Главная задача структуры – определение эффективности трат из бюджетных средств и использования госимущества.

3. Росимущество. Находится в распоряжении Минэкономразвития и работает в сфере земляных отношений и выполняет реализацию функций по предоставлению государственных услуг. Функции Росимущества:

  • Управление государственной собственностью и анализ деятельности, связанной с приватизацией и распоряжением им.
  • Анализ показателей активности работы госпредприятий по секторам народного хозяйства для повышения их количества и повышения конкурентоспособности.
  • Разработка и проведение земельных работ при участии заинтересованных исполнительных структур.
  • Проектирование законов и нормативных актов относительно владения, распоряжения, учета и контроля использования госимущества.
  • Подготовка предложений по разграничению госсобственности. Работа осуществляется при поддержке региональных и местных властей.

4. Территориальные подразделения. Входят в единую систему институтов управления государственной собственности. Территориальные подразделения наделяются правами и обязанностями для управления федеральной собственностью. Каждое территориальное подразделение контролирует:

  • Ведение учета материальных ценностей в конкретном регионе.
  • Учет акционерных обществ, появившихся при приватизации госпредприятий, находящихся на территории субъекта.
  • Составление отчетов о выполненной задаче относительно формирования бюджета и использования государственной собственности.
  • Учет арендных договоров федеральной собственности.
  • Согласование сдачи в пользование объектов в хозяйственном ведении.
  • Обеспечение сохранности и контроля целевого применения госимущества. Структура предпринимает соответствующие действия по выявлению нарушений правил эксплуатации объектов.
  • Осуществление оценочной экспертизы стоимости федеральной собственности.

Объекты федеральной собственности

Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ. К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся:

  • недра,
  • лесной фонд,
  • водные ресурсы,
  • ресурсы континентального шельфа,
  • территориальных вод и морской экономической зоны,
  • движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения,
  • предприятия по изготовлению государственных знаков,
  • железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов,
  • ядерного оружия и другое имущество.

Управление государственной собственностью

Наличие государственной собственности непременно порождает проблему эффективного управления. В настоящий период основным инструментом его осуществления является государственная корпорация. Деятельность части таких организаций регулируется законом «О некоммерческих организациях», однако его применение невозможно по отношению к ряду корпораций, к примеру, госкорпорация «Росатом» действует на основании отдельного закона, призванного осуществлять нормативно-правового регулирование использования атомной энергии.

При этом вопрос о том, к какой области права относится создание, и деятельность государственных корпораций остаётся дискуссионным. Кто-то считает их юридическими лицами публичного права, а кто-то заявляет об уникальности правого статуса таких структур.

Процессы регулирования вопросов управления госсобственностью и инвестирования в различные проекты, имеющие федеральное значение, постоянно меняются. Общий дефицит бюджета, образовавшийся в последние годы, приводит к тому, что от ряда начинаний, особенно связанных с долгосрочными вложениями, приходится отказываться. Однако основные правовые нормы, определяющие понятие государственной собственности и казны в последние десять лет не имели каких-то серьёзных изменений.

Важные аспекты государственной собственности

В России законодательным образом закреплено равенство всех участников гражданских отношений. Для государства в этом плане никаких исключений не делается. Об этом говорит статья 2 ГК РФ. При этом рассматриваются лишь экономические вопросы, а политическая составляющая исключается. Государственная собственность обосабливает имущество от частного владения и делает его принадлежащим всему народу. Однако процесс реформирования и разделения прав и обязанностей различных субъектов продолжается.

Характерно, что государственные предприятия отвечают только по своим кредитным обязательствам. Их активы не могут рассматриваться в качестве способа покрытия общего государственного долга.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...