Евросоюз 2022: Список всех стран, входящих в ЕС (+карта и история)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Евросоюз 2022: Список всех стран, входящих в ЕС (+карта и история)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.

Совокупное население государств–членов ЕС превышает 510 млн человек. Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.

Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:

  1. Европейский парламент.

  2. Европейский совет.

  3. Европейская комиссия.

  4. Совет Европейского союза.

  5. Суд Европейского союза.

  6. Европейская счетная палата.

  7. Европейский центральный банк.

Как связаны «шенген» и ЕС

Свободное перемещение людей между странами — одна из целей создания ЕС. Договор об отмене внутреннего погранконтроля был заключен в 1985 году в люксембургском Шенгене — отсюда и пошло название визы. Кроме снятия ограничений, соглашение накладывает на страны обязанности по охране внешних границ. Это значит, что при въезде в любую страну шенгенской зоны придется пройти одинаковую процедуру проверки.

Но Шенгенская зона не равна Евросоюзу: сейчас в нее входят 22 страны сообщества, а также Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн. Неформально к «шенгену» относятся также карликовые государства внутри территории ЕС — Монако, Сан-Марино, Андорра и Ватикан, хотя они соглашение не подписывали. По «шенгену» можно въехать в Ирландию, Боргарию, Кипр, Румынию и Хорватию — но получить такую визу в посольствах этих стран не получится.

Беглый экскурс по основным вехам истории ЕС

Изначальный Европейский союз не имел такого политического влияния, как сегодня, даже на своих членов. Его усиление происходило поэтапно на протяжении семи десятилетий. Ключевыми для интеграционных процессов в ЕС были следующие даты:

  1. 1951 – Парижское соглашение, фиксировавшее учреждение ЕОУС (Европейского объединения угля и стали) первыми шестью европейскими странами – Францией, Западной Германией, Бельгией, Италией, Нидерландами и Люксембургом;
  2. 1957 – Римский договор, регулирующий учреждение ЕЭС (Европейского экономического сообщества) теми же шестью странами и сообщества Евратом;
  3. 1965 – договор о слиянии, фиксирующий создание единого Совета и объединенной Комиссии для трех вышеперечисленных сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома);
  4. 1973 – первое присоединение новых членов (Великобритании, Дании, Ирландии);
  5. 1978 – создание Европейской валютной системы;
  6. 1979 – первые выборы в Европарламент, осуществленные на общеевропейской основе;
  7. 1985 – подписание Шенгенских соглашений;
  8. 1986 – первое реформирование Римского договора, создание Единого европейского акта (ЕЕА);
  9. 1992 – Маастрихтский договор, фиксирующий создание Евросоюза на основе ЕЭС;
  10. 1999 – введение единой валюты, создание еврозоны;
  11. 2002 – введение евро в наличное обращение;
  12. 2007 – Лиссабонский договор, заменивший собой Конституцию ЕС, которая так и не вступила в силу;
  13. 2020 – Brexit, Великобритания официально перестала быть членом Евросоюза.

Дизайн и флаг Европейского Союза

Флаг Европейского Союза отличается своими двенадцатью золотыми звездами, установленными на лазурно-синем поле.

Дизайн флага был одобрен и принят Советом Европы (СЕ) в 1955 году и с тех пор является символом, представляющим Европу в целом.

Совет призвал другие европейские организации принять его, и это привело к тому, что Европейские сообщества (ЕС) приняли его в 1985 году.

Европейский Союз (ЕС) после своего образования в 1993 году унаследовал флаг и его использование от ЕС.

В настоящее время флаг широко используется в официальной деятельности ЕС, а также Совета Европы.

Как сформировался (возник) ЕС

В 1945 году закончилась Вторая мировая война.

Многим лидерам в Европе и во всем мире стало очевидно, что это трагическое разрушение в значительной степени явилось результатом многовековых прецедентов укоренившейся ксенофобии и воинствующего национализма.

Действительно, и Муссолини в Италии, и Гитлер в Германии смогли увидеть, как их приход к власти осуществился только путем распространения страха и недоверия среди своих соотечественников по отношению к другим странам и даже к представителям не доминантных культур меньшинств в своей собственной.

В результате несколько национальных лидеров со всей этой новой Европы после Второй мировой войны начали работать вместе, чтобы найти решения, которые укрепили бы сотрудничество и доверие между другими европейскими странами.

Читайте также:  Выделение долей детям при использовании материнского капитала

В то же время, однако, Советский Союз и другие Социалистические республики по всей Европе и за ее пределами все больше выступали против капиталистических стран в новой «холодной войне», войне идеологий между рыночной экономикой и коммунизмом.

Быстрый рост членства

После Маастрихтского договора все больше и больше членов, включая ряд бывших контролируемых коммунистами стран, присоединялись к Европейскому Сообществу, что стало возможным благодаря усилению либерализации политики и стандартов, регулирующих такие новые вступления.

Австрия, Финляндия и Швеция присоединились в начале 1995 года, и в мае 2004 года последовала беспрецедентная волна из 10 дополнительных участников.

Еще недавно Европейский Союз (по сути, термин, используемый для описания нынешнего Европейского сообщества) добавил к в нее входят Болгария и Румыния в 2007 году и Хорватия в 2013 году.

Потенциальные кандидаты

Определение 1

В существующей законодательной базе часто употребляется понятие «потенциальные» кандидаты, обозначающее государства, в направлении которых ЕС на политическом уровне объявил о решении принять их в неизвестный промежуток времени в свой состав.

Для получения категории стран-кандидатов им будет необходимо реализовать важные экономические и политические реформы, после которых им можно будет приступить к основным переговорам по поводу вступление в ЕС. К такой группе ближе к концу 2011 г. относились страны Балканского полуострова:

  • Албания;
  • Босния-и-Герцеговина;
  • Сербия;
  • Черногория.

В разное время многие государства проявляли желание стать членами ЕС, такие, как Украина, Молдова, Грузия.

Нельзя сказать, что Россия имеет цель стать членом европейского союза, скорее она желает создать с ЕС «общие пространства» в различных сферах социальной жизни, что подразумевает провести слияние права ЕС с законодательством России.

В основных документах ЕС прописаны два аспекта первоочередных условий для присоединения стран к Евросоюзу (ст. 49 ДЕС):

  • во-первых, страна должна быть европейской, но не только с точки зрения местоположения на карте, но и с учетом государственных и правовых традиций;
  • во-вторых, страна, имеющая желание вступить в ЕС, обязано должна почитать ценности, на которых базируется Европейский Союз, а также пообещать воплощать их в жизнь. К такому рода ценностям относятся: уважение достоинства человека, свободы, демократии, равенства правового государства и соблюдения прав гражданина.

Таможенный союз, образованный странами Европейского союза (ЕС) в 1958 году, отменил таможенных пошлины и ограничения в торговых отношениях между странами — участниками. В рамках «общей торговой политикм» был установлен единый внешний тариф в отношении товаров, импортируемых из третьих стра. Прибыль от введения этого тарифа идёт в «общий котёл» Евросоюза.

В 1993 году все проверки и таможенные формальности на внутренних границах ЕС были отменены. Таможенные службы утратили часть своих полномочий: перестали взимать акцизные сборы, НДС и соответствующую статистику, в том числе — по международным перевозкам.
Заработал общий рынок.

Сгодня в Таможенный союз, помимо всех стран — членов ЕС, входят, государства Андорра, Монако и Сан-Марино, географически расположенные внутри границ Евросоюза. Также — Турция, на правах кандидата в члены ЕС. Кроме того, выходящая в 2020 году из ЕС Великобритания, сохранит членство в Таможенном союзе на условиях временного участия.

Хозяйственная жизнь Евросоюза формируется из экономик стран-участниц, что делает ее структуру неоднородной. Каждый из членов европейского объединения вносит свой вклад, формируя общий ВВП. В 2017 году показатель составил 15,5 трлн евро, что занимает 22% от мирового ВВП.

Экономика ЕС в разрезе отдельных наиболее значимых отраслей:

Промышленность составляет 80% европейского экспорта. На территории ЕС функционирует около 22 млн предприятий. На долю промышленного сектора приходится 19,5% ВВП Евросоюза. Наиболее развитые отрасли промышленности:

  • машиностроительная;
  • топливная;
  • черная и цветная металлургия;
  • химическая и нефтехимическая промышленность.

Сельское хозяйство — ведущая отрасль Европейского союза, которая в денежном выражении составляет 410 млрд евро.

В сельском хозяйстве задействовано около 40% всей территории ЕС. Благодаря благоприятным факторам (мягкий климат, эффективная организация производства, правильная государственная политика) Евросоюз длительное время сам обеспечивал себя продуктами питания.

В аграрном секторе ЕС ведущая роль отведена скотоводству, причем преимущество отдается молочному и мясному направлению.

Кандидаты в членство ЕС

Страна Столица Дата подписания соглашения
1. Албания Тирана 2009г.
2. Алжир Алжир 2005г.
3. Босния и Герцеговина Сараево 2008г.
4. Грузия Тбилиси 2014г.
5. Египет Каир 2004г.
6. Израиль Иерусалим 2000г.
7. Иордания Амман 2002г.
8. Канада Оттава 2013г.
9. Ливан Бейрут 2006г.
10. Македония Скопье 2001г.
11. Марокко Рабат 2000г.
12. Молдавия Кишинев 2014г.
13. Мексика Мехико 2000г.
14. Сербия Белград 2011г.
15. Тунис Тунис 1998г.
16 Турция Анкара 1963г.
17. Украина Киев 2014г.
18. Черногория Подгорица 2010г.
19. Чили Сантьяго 2003г.
20. ЮАР Претория 2000г.

Градация европейских стран по годам вступления в ЕС

Хорватию удалось сделать самым новым членом Европейского союза. Это случилось в 2013 году. За шесть лет до этого присоединение было успешно завершено Болгарией и Румынией. Они стали частью «пятого расширения», которое началось девятью годами ранее. Тогда ЕС пополнился Кипром, Мальтой, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, Венгрией, присоединились государства Прибалтики. Количество членов организации значительно увеличилось.

Читайте также:  Как оплачивается и оформляется декретный отпуск

В 1995 странам-основателям удалось привлечь Швецию, Австрию, Финляндию. Получилось объединиться с португальцами и испанцами в восемьдесят шестом. Уговорить Грецию в 1981 году. И приветствовать Великобританию, Данию, Ирландию в 1973.

Послевоенная Европа долго переживала трудности восстановления и взаимного недоверия. Но к 1957 году итальянцы, французы и немцы преодолели противоречия, забыли старые распри и положили начало новой истории Европы.

Люксембургу, Бельгии и Голландии также была отведена важная роль. Именно они стали ядром нового союза, который сложился в 1957 году после подписания в Риме межгосударственного договора. Он ознаменовал создание экономической организации, которая за свою более чем полувековую историю трансформировалось в современный нам Евросоюз. Его символом стал герб, изображающий 12 сверкающих звезд на голубом поле.

Единых вооруженных сил ЕС не имеет. В его рамках были созданы различные механизмы взаимодействия между военными национальных государств. Но в основном политика находится в рамках полномочий стран-участников ЕС.

Основным военным объединением в Европе на сегодня остается НАТО. В него входят 27 европейских государств, 22 из которых являются членами ЕС.

Тем не менее Договор о Европейском Союзе, новая редакция которого начала действовать с 2009 года, предусматривает существенное взаимопроникновение военных структур различных государств-членов ЕС. Но воинский контингент, подчиненный напрямую ЕС, практически отсутствует. Из-за разногласий в Европейском совете пока не найдена оптимальная форма военной интеграции.

(European Council) образован в 1974, а с 1986 его статус был официально закреплен в Едином европейском акте. В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии. По регламенту, Европейский совет заседает дважды в год, а фактически – четыре раза в год (по две встречи на каждое полугодовое председательство страны-члена). В ходе этих встреч обсуждаются общая ситуация и важнейшие политические проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера. В случае необходимости созываются также внеплановые заседания, посвященные, как правило, одному крупному вопросу, требующему принятия политического решения. Заседания происходят под председательством главы или премьер-министра того государства, которое в данное полугодие председательствует в Совете. Итоги дискуссий и принятые решения доводятся до всеобщего сведения в виде соответствующих политических заключений председательствующей стороны (Presidency conclusions). Формально, это политический документ, который в последующем трансформируется в правовые акты и решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС.

Совет ЕС (Совет министров) — (Council)высший законодательный орган ЕС.

– Функции. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов, осуществляет общее руководство бюджетом (совместно с Парламентом), заключает международные соглашения. Состоит из представителей государств-членов ЕС в ранге министров национальных правительств. Фактически существует более 25 различных отраслевых Советов.

– Организационная структура. Подготовка сессий Совета осуществляется в Брюсселе Комитетом постоянных представителей государств – КОРЕПЕР (COREPER) в составе глав национальных делегаций при Сообществе. КОРЕПЕР проводит предварительное обсуждение вопросов, выносимых на Совет, что обеспечивает непрерывность функционирования последнего. Генеральный секретариат, также работающий в Брюсселе, готовит решения Совета и следит за их выполнением.

Процессы принятия решений в ЕС.

Законотворческий процесс в ЕС проходит три этапа: внесение предложения, его обсуждение и принятие решения. Право законодательной инициативы принадлежит Комиссии. Именно она готовит проекты решений.

Для разных категорий законодательных и нормативных актов предусмотрены различный порядок принятия решений и, соответственно, различные процедуры взаимодействия между Комиссий, Советом и Парламентом.

Амстердамский договор закрепил четыре основные процедуры.

Процедура согласия парламента, т.е. одобрения или наложения вето на единогласно принимаемый Советом акт, применяется при решениях о приеме в ЕС новых государств-членов, определении задач и полномочий Европейского центрального банка (ЕЦБ), при заключении международных договоров и др.

Но есть случаи, например, при пересмотре цен на сельскохозяйственную продукцию, где единогласно принимаемое Советом решение не требует парламентского согласия. Тогда прибегают к процедуре консультации. При этом роль Парламента ограничивается принятием рекомендаций по законопроекту, которые Совет может проигнорировать.

По основной массе вопросов, которые Совет решает квалифицированным большинством, применяется процедура совместного решения Совета и Парламента. Она распространена на вопросы, касающиеся свободы передвижения рабочей силы и услуг, занятости, защиты прав потребителей, трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, образования, культуры, здравоохранения, охраны окружающей среды, общих принципов контроля за указанными вопросами. Суть данной процедуры, предусматривающей два парламентских чтения по законопроекту, сводится к тому, что Парламент имеет возможность окончательно отвергнуть абсолютным большинством голосов решение, сформулированное в Совете. Принять парламентские поправки к законопроекту Совет может, голосуя квалифицированным большинством (для принятия поправок, не получивших одобрения Комиссии, требуется единогласное решение). При отсутствии должного числа голосов в Совете в пользу парламентской поправки она не принимается.

Гораздо реже применяется процедура сотрудничества Совета с Парламентом. Она сохранена только для ряда вопросов, относящихся к функционированию Экономического и валютного союза. Как и процедура совместного решения, процедура сотрудничества предусматривает два парламентских чтения по законопроекту. В этом случае вето Парламента может быть преодолено единогласным решением Совета. Действуя единогласно, члены Совета могут отклонить как и поправки к законопроекту, сделанные в Парламенте, так и одобренные Комиссией. Но так как единогласие в Совете зачастую недостижимо, ему фактически проще принять парламентские поправки, чем настаивать на собственном варианте законопроекта.

Читайте также:  Досрочное увольнение при ликвидации предприятия

В ходе обсуждения проекта в ряде случаев Совет обращается за дополнительной консультацией в Экономический и социальный комитет и Комитет регионов.

Окончательное решение по большинству нормативных актов принимает Совет. Согласно Договору о ЕС, решения в Совете принимаются большинством голосов, однако на практике распространено голосование квалифицированным большинством. В последнем случае государства-члены имеют следующий вес: Германия, Франция, Италия, Великобритания – по 10 голосов, Испания – 8, Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия – по 5, Австрия, Швеция – по 4, Ирландия, Дания, Финляндия – по 3, Люксембург – 2. Итого – 87 голосов. Акты считаются принятыми квалифицированным большинством при условии, что они собрали по крайней мере 62 голоса «за».

Согласно Ниццской редакции Договора о ЕС, с 1 января 2005 при принятии решений голоса государств-членов в Совете будут иметь иной вес: Германия, Франция, Италия и Великобритания получат по 29 голосов, Испания – 27, Нидерланды – 13, Бельгия, Греция, Португалия – по 12, Австрия, Швеция – по 10, Дания, Ирландия, Финляндия – по 7, Люксембург – 4. Итого – 237 голосов. Акты будут считаться принятыми квалифицированным большинством при условии, что они собрали по крайней мере 169 голоса «за».

Когда число государств-членов ЕС достигнет 27 для принятия решения квалифицированным большинством потребуется 258 голосов «за» (вес голоса государств-членов в этом случае см. табл. 2).

Ниццский договор вводит в практику голосования в ЕС принцип двойного большинства, который позволяет сохранить за странами «большой четверки» (Франция, ФРГ, Великобритания, Италия) контроль над процессом принятия решений в расширяющемся на Восток Союзе. Он заключается в том, что в дополнение к перечисленным выше условиям голоса «за» должны представлять те государства-члены, суммарное население которых составляет по крайней мере 62% от общей численности населения ЕС.

Таблица 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ И ГОЛОСОВ ГОСУДАРСТВ В ОРГАНАХ ЕС после расширения до 25 членов в 2004
Таблица 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ И ГОЛОСОВ ГОСУДАРСТВ В ОРГАНАХ ЕС после расширения до 25 членов в 2004
Страна Совет Европейский парламент Экономический и социальный комитет Комитет регионов
Голоса Число мест Число мест Число мест
Германия 29 99 24 24
Великобритания 29 72 24 24
Франция 29 72 24 24
Италия 29 72 24 24
Испания 27 50 21 21
Польша 27 50 21 21
Нидерланды 13 25 12 12
Греция 12 22 12 12
Республика Чехия 12 20 12 12
Бельгия 12 22 12 12
Венгрия 12 20 12 12
Португалия 12 22 12 12
Швеция 10 18 12 12
Австрия 10 17 12 12
Словакия 7 13 9 9
Дания 7 13 9 9
Финляндия 7 13 9 9
Ирландия 7 12 9 9
Литва 7 12 9 9
Латвия 4 8 7 7
Словения 4 7 7 7
Эстония 4 6 7 7
Кипр 4 6 6 6
Люксембург 4 6 6 6
Мальта 3 5 5 5
Всего 345 732 344 344

Источник: European Union Treaty of Nice. Luxembourgh, 2001. P. 84–87.

Кто вышел из Евросоюза?

На сегодняшний день стран, вышедших из Европейского союза, нет. Однако впервые об этом намерении после многолетнего сотрудничества заявила Великобритания в 2016 году. Процесс выхода длительный и требует решения множества вопросов.

Сокращенно от названия Великобритании (Britain) и английского слова «exit» — выход, появилось название такое название процесса, как Брексит (Brexit). Официально Англия сможет считаться покинувшей организацию после ратификации соглашения о выходе.

Политологи прогнозируют скорый выход из Евросоюза и некоторых других государств:

  • Швеция. По причине того, что она является прототипом Великобритании в скандинавском мире и не согласна с некоторыми решениями ЕС. Кроме того, на ее территории единая валюта так и не была закреплена;
  • Дания. Так как в 2015 году там был проведен референдум по интеграции правового урегулирования. Однако народ проголосовал против большинством, что говорит о неготовности воссоединяться с организацией в целях предосторожности;
  • Греция, экономика которой находится не в лучшем положении, в связи с чем многие страны – участницы выступают за ее исключение из рядов членства;
  • Нидерланды, потому что многие жители по результатам соцопроса хотели бы покинуть ряды союза вслед за Великобританией;
  • Венгрия не согласна с политикой ЕС в отношении беженцев и готова решать на референдуме вопрос о подчинении ему в этом направлении;
  • Франция, а именно большинство ее населения считает виновником многих своих проблем именно ЕС, что позволяет говорить о евроскептицизме в рядах французов их их желании покинуть союз.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...