Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аналогичные рабочие места при проведении специальной оценки условий труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно статье 16 426-ФЗ предприятие, имеющее несколько одинаковых рабочих мест, имеет право проведения СОУТ только для 20% из них. При этом на все такие должности будет заполняться только одна карта СОУТ, а результаты, полученные в ходе выполнения измерений и анализа этих данных, будут распространены на все места, признанные аналогичными. Однако важно, что процедура проведения СОУТ в отношении идентичных должностей предусмотрена только при условии, что в результате организации замеров на 20% рабочих мест оценка будет осуществлена хотя бы на двух позициях. Это значит, что в полном смысле воспользоваться таким послаблением могут только компании, в которых количество идентичных позиций по СОУТ составляет не менее 10. Впрочем, если в организации существуют 8 или 9 должностей с одинаковыми характеристиками, провести СОУТ на двух из них тоже будет вполне достаточно.
Организация спецоценки на аналогичных рабочих местах
Что представляет собой спецоценка условий труда?
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.
- Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
- Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
- Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
- Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
- Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
- Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
- Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС
С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.
Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.
ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.
Почему не все рабочие места с одинаковым оборудованием считаются аналогичными?
Одинаково оборудованные рабочие места не всегда означают одинаковые производственные процессы.
Например, в одном помещении работают экономист, бухгалтер и кадровик. Все они обеспечены одинаковыми компьютерами, но их места не могут быть аналогичными, так как все должности разные. К тому же, оборудование должно полностью совпадать по таким параметрам как марка, модель и даже год выпуска.
В штатном составе предприятия числится пять водителей. За одним из них закреплен автомобиль Peugeot 2011 года выпуска, за вторым – Kia 2008 года, за тремя остальными — автомобили Škoda 2012 года. Работодатели считают такие рабочие места аналогичными и допускают ошибку.
Аналогичными будут только три рабочих места, которые занимают водители Škoda. Два других водителя работают на автомобилях разных марок с разными датами выпуска. Для успешной классификации рабочих мест следует также заранее подготовить сведения о категории транспортного средства и об используемой разновидности топлива.
Понятие специальной оценки труда
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
Вследствие проведения специальной оценки труда:
- работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
- проводятся предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
- рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на травматизм;
- подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников. Однако специальной оценке труда не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):
- надомников;
- дистанционных работников;
- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Кто проводит специальную оценку труда?
Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:
- она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
- в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
- организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.
Закон о спецоценке N 426-ФЗ от 28.12.2013 перечисляет признаки, по которым рабочие места могут быть объединены в категорию аналогичных.
Итак, данные рабочие места характеризует следующее:
- они находятся в одном помещении или нескольких однотипных помещениях, в которых созданы одинаковые условия с использованием однотипного оборудования (вентиляция, отопление, кондиционирование, освещение);
- эти места занимают работники одной профессии, специальности, должности, выполняющие одни и те же трудовые функции в том же режиме рабочего времени;
- работа на этих местах представляет собой однотипный процесс;
- в работе используются одинаковые оборудование, материалы, инструменты, средства защиты.
Рабочие места, подлежащие специальной оценке условий труда
Такое требование распространяется на большую часть рабочих позиций, созданных на предприятии. Однако из этого правила есть и отдельные исключения. Их список приведен в статье 3, 426-ФЗ. В этом разделе нормативного документа уточняется, что выполнение специальной оценки условий труда не осуществляется для следующих объектов:
Приведенный список будет исчерпывающим. Это значит, что других вариантов, когда компания вправе отказаться от проведения спецоценки, действующим законодательством не предусмотрено. При этом возможность избежать организации СОУТ распространяется только на перечисленные позиции. Если, например, в компании часть сотрудников работает в офисе, а другая часть работает в дистанционном режиме, не проводить спецоценку можно только на местах работников последней категории. Офисные позиции в этой компании обязаны будут пройти СОУТ в стандартном порядке. Также от проведения спецоценки не освобождаются места сезонного персонала, специалистов с разъездным характером работы и проч.
Согласна, что проведение СОУТ– это немалая головная боль и для работодателя и сотрудников, организующих этот процесс, потому что столько документов нужно подготовить, все учесть и не допустить промах. Но это на самом деле очень нужная задача, потому что не только защищает здоровье и жизни сотрудников, но и может снизить воздействие “вредностей”, которые их окружают в трудовых буднях.
В пошаговой инструкции проведения СОУТ, естественно, я не могла полностью охватить все тонкости и нюансы этой процедуры, даже просто по человеческому фактору, поэтому могут возникнуть дополнительные вопросы изложила лишь некоторые вопросы. Все сразу не охватить, но я буду над этим работать и помогать в свою очередь вам. Пишите свои вопросы, примеры и случаи из практики в комментариях, будем обсуждать.
На этом, пожалуй, всё, желаю вам безопасной и эффективной работы! Напишите, пожалуйста, в комментариях, как вам пришлась моя процедура проведения СОУТ, чтобы я понимала, что труды мои не напрасны 🙂
Шаг №2. Составить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ (ст. 9 426-ФЗ).
Комиссия по СОУТ обязана составить перечень рабочих мест, подлежащих спеоценке и указать аналогичные рабочие места. Аналогичные рабочие места — это места, которые расположены в однотипных помещениях (зонах), с однотипными температурными и иными условиями (освещенность, шум ит.д.). Рабочие места должны быть одной и той же профессии, должности, специальности, осуществлять одинаковые функции в одинаковом режиме рабочего времени. При работе должно использоваться одинаковое оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье, а также должны применяться одинаковыми средствами индивидуальной защиты (далее — СИЗ).
Правильный анализ штатного расписания на предмет аналогичности может значительно сократить расходы работодателя на проведение спецоценки, так как лишь 20% аналогичных рабочих мест подлежат измерениям. При этом проведена спецоценка будет на всех аналогичных рабочих местах и оформлена одна карта СОУТ.
Шаг №7. Подписать и утвердить отчет (ст. 15 426-ФЗ).
По результатам исследований (испытаний) и измерений экспертной организацией подготавливается отчет по спецоценке условий труда, состоящий из следующих разделов:
- Титульный лист отчета
- Заключение эксперта по идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
- Раздел 1. Сведения об организации, проводящей СОУТ.
- Раздел 2. Перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ.
- Раздел 3. Карты СОУТ на каждое рабочее место, а также протоколы исследований (испытаний) и измерений.
- Раздел 4. Оценка эффективности СИЗ (при наличии такой оценки).
- Раздел 5 таблица 1 и 2. Сводная ведомость рабочих мест.
- Раздел 6. План мероприятий по улучшению условий труда.
Если замечания по материалам СОУТ отсутствуют, то комиссией подписываются Разделы 2, 3 (Карты СОУТ), 4 (при наличии), 5, 6 и титульный лист отчета. Фактом утверждения отчета по спецоценки является подпись председателем комиссии титульного листа. Если же член комиссии не согласен с результатами СОУТ, то он может изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прикладывается к отчету.
Шесть токарей работают в две смены на трех станках в одном цехе. При этом в течение смены каждый работник поочередно работает на всех трех станках. В этом случае необходимо фиксировать три рабочих места. Однако в целях минимизации затрат данные рабочие места можно признать аналогичными в случае соответствия необходимым признакам, о чем будет рассказано далее.
Иногда для упрощения оформления перечня члены комиссии по проведению СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. В некоторых случаях это может быть оправданно, однако не будет правильным, например, при:
- использовании одним работником нескольких единиц оборудования;
- использовании одного и того же оборудования двумя или более одновременно работающими работниками.
Отметим, что с рабочими местами с территориально меняющимися рабочими зонами (т. е. нестационарными рабочими местами) используется тот же самый подход.
Неверно автоматически расценивать нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием как одно рабочее место.
Разобравшись с количеством рабочих мест, нельзя забывать и о наименовании рабочих мест в соответствии с законодательством. Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н, предписывает указывать наименование должности в материалах специальной оценки условий труда в строгом соответствии со штатным расписанием организации. Нередко экспертам организации, проводящей СОУТ, комиссия проведению СОУТ не предоставляет штатное расписание, руководствуясь соображениями коммерческой тайны, а предоставляет перечень, не соответствующий штатному расписанию. В дальнейшем, при применении результатов СОУТ, предоставлении гарантий и компенсаций и проверках контролирующими органами оказывается, что не все рабочие места организации оценены.
Понятие аналогичных рабочих мест
Критерии признания рабочих мест аналогичными, то есть имеющих совпадающие характеристики, приведены в ст. 9 ФЗ-426. В частности, к ним относятся следующие условия, причем соблюдение каждого из них в данной ситуации является обязательным:
- рассматриваемые рабочие места находятся в одном производственном или офисном помещении либо располагаются в помещения одинакового типа;
- рабочие места оборудованы идентичными или однотипными инженерными системами, включая системы освещения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
- в процессе трудовой деятельности работники руководствуются требованиями одинаковых технологических процессов, включая требования к применяемому оборудованию, технике, сырью и материалам;
- работающие на этих местах сотрудники имеют одинаковые профессии, специальности, должностные позиции и выполняют совпадающие трудовые задачи;
- работники трудятся в одинаковом режиме соотношения труда и отдыха;
- для целей обеспечения необходимого уровня безопасности трудовой деятельности работников применяются идентичные средства индивидуальной защиты.
…на взносах в ПФР по доптарифам
Компания уплачивает страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам, если работники заняты на вредных, тяжелых или опасных видах работ.
До 1 января 2015 г. такие виды работ были указаны в пп. 1 — 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
С 1 января 2015 г. вредные и опасные виды работ перечислены в п. п. 1 — 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ).
Размеры дополнительных тарифов страховых взносов установлены в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ).
Размер тарифа зависит от того, проводилась спецоценка или нет.
Примечание. Страховые взносы по дополнительным тарифам уплачивают без учета предельной величины облагаемой базы (ч. 3 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ).
Спецоценки не было. Если компания не проводила спецоценку, в 2015 г. она уплачивает взносы по фиксированному доптарифу в размере (ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ):
— 9% — если работник занят на видах работ, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ;
— 6% — если работник занят на видах работ, указанных в п. п. 2 — 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ.
Спецоценка проведена. Проведение спецоценки позволяет компаниям применять дифференцированные дополнительные тарифы страховых взносов (от 0 до 8%), установленные в ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ.
Применять их компания может с даты утверждения отчета о проведении спецоценки (Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113 и от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).
Примечание. По итогам аттестации условия на рабочих местах признаны вредными или опасными
Если у компании есть результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, которыми условия труда на рабочих местах признаны вредными и (или) опасными, компания вправе уплачивать взносы по дифференцированным доптарифам.
Такое право ей предоставлено до окончания срока действия результатов аттестации, но не более чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).
Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, размер доптарифа в ПФР составит 0% (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ).
Как действовать по итогам спецоценки
Организация, проводившая спецоценку, оформляет ее результаты в виде отчета. Его подписывают члены комиссии и утверждает работодатель. В отчет включают сведения об организации, проводившей оценку; перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка; карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах; заключение экс- перта и др. (ч. 1–4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета работодатель обязан ознакомить сотрудников под роспись с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Условия труда сотрудников признали вредными или опасными. В этом случае работодателю придется провести обязательные мероприятия. В частности, приобрести специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты (далее – СИЗ) и обеспечить ими работников. Организовать проведение обязательных медицинских осмотров и установить сотрудникам гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом (ч. вторая ст. 219 ТК РФ). Перечень мероприятий включают в отчет о проведении специальной оценки условий труда.
Сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда вне зависимости от их класса и степени, нужно установить повышенную оплату труда. Минимальный размер увеличения составляет четыре процента оклада или тарифной ставки, установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ч. первая, вторая ст. 147 ТК РФ).
Если условия труда отнесены к вредным 3-й или 4-й степени или опасным, то работникам, выполняющим работы на этих местах, необходимо установить сокращенную продолжительность рабочего времени. По общему правилу, не более 36 часов в неделю (абз. 5 ч. первой ст. 92 ТК РФ).
Работникам, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4-й степени или опасным, положен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Его минимальная продолжительность составляет семь календарных дней (ч. первая, вторая ст. 117 ТК РФ).
Условия труда признали оптимальными или допустимыми. В такой ситуации мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась спецоценка, не планируют. Все замечания устраняют в оперативном порядке, а рабочие места считают соответствующими государственным требованиям охраны труда.