Когда ставить зимнюю резину по закону в 2022 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда ставить зимнюю резину по закону в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Прежде всего ориентируйтесь на ТР ТС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств”. Пункт 5.5 допускает “ношение” летнего комплекта с марта по ноябрь, если нет других распоряжений от органов местной власти. Последнее примечание связано с разнообразием погодных условий на огромной территории РФ. В центральной полосе России негласно днем перехода на “лето” считается 15 марта, но это очень условно. Обязательно нужно дождаться среднесуточной температуры +15 градусов Цельсия.

Нужно ли выполнять замену зимних шин на летние по закону?

Если вы не знаете, когда меняют зимнюю резину на летнюю в России по закону, стоит заранее поинтересоваться такой информацией. Это поможет не только избежать неприятных ситуаций на дороге, но и даст возможность не получить штраф. Ответ на вопрос о том, когда можно менять резину на летнюю по закону, является достаточно многогранным. Использование зимней резины запрещено в летние месяцы, но так же важно обратить внимание на глубину протектора шин и степень их износа, которая не должна превышать 50% от первоначальной высоты рисунка. Кроме того, с 1 января 2015 года действует Технический регламент Таможенного союза, где указаны ограничения по минимально допустимой глубине протектора летней шины (1,6 мм.). В регионах с ярко выраженной зимой нужно быть готовым к оперативной смене нужного комплекта резины.

Вопрос о том, когда менять резину на летнюю по закону РФ, проясняется Техрегламентом ТС «О безопасности колесных транспортных средств». Запрет распространяется на шипованные покрышки и не позволяет пользоваться ими в июне, июле и августе. Так как климатические условия в разных регионах страны могут отличаться, нужно заранее узнать, когда по закону меняют зимнюю резину на летнюю именно в вашем регионе.

В ПДД подробно разъясняется, какая резина относится к категории летней и зимней, а какая может считаться всесезонной. Однако законопроект не может действовать в полную силу, так как конкретное время эксплуатации тех или иных шин не обозначено. Автовладельцы будут нести ответственность только за использование шипованных покрышек в летние месяцы. Что касается других шин, глубина их протектора должна соответствовать обозначенным стандартам.

С 4 апреля 2017 года изменения вступили в силу, поэтому водителю не только придется клеить опознавательный знак «Шипы» (буква «Ш» в треугольнике), но и снять такие шины к летнему сезону. За несоблюдение закона придется заплатить административный штраф в размере 500 рублей. Зимние покрышки обычно уместны с конца октября до середины апреля. Также можно ставить летнюю резину в марте, если сделать это позволяют условия вашего региона.

Действующее законодательство

Последние правки в законодательство и технический регламент Таможенного союза вносились в 2015 году, если говорить о вопросе эксплуатации сезонных покрышек. Потому в 2021 и в 2021 году никаких нововведений не было.

Если изучить этот документ, можно сделать несколько основных выводов.

  • Лето. Подразумеваются летние месяцы с июня по август. По правилам на автомобиле в это время не должна присутствовать зимняя шипованная резина. Это запрещено. Тут будет логично вспомнить о материале, где я обсуждал шипы и липучки ;
  • Зима. Это период с декабря по февраль. Водители обязаны использовать только зимние покрышки, имеющие маркировку M S, а также значок, на котором изображена снежинка;
  • Местные власти. Нельзя всех водителей в России подводить под одним правила. Ведь в Крыму и в Краснодарском крае, к примеру, погодные условия отличаются от тех, которые наблюдаются в Спб, в Ростовской области, в Оренбургской области или в Волгограде, к примеру. На местном уровне принимаются свои решения касательно продления срока эксплуатации разных видов шин. Это обусловлено различием в климате. При этом областное руководство может только продлевать период. Но уменьшать общепринятые нормы они не могут.

Зимняя липучка или шипованная резина должна применяться в тот период, когда летние покрышки не способны справиться с возможным обледенением дорожного покрытия. Не менее важно качество выбираемого комплекта. Тут хочу напомнить вам про материал о китайских шинах .

Какой закон регламентирует замену резины?

Особенности использования и замены резины закреплены в приложении №8 к техническому Регламенту таможенного союза. Он действует с 01.01.2015. Нормативно-правовой акт фиксирует требования к безопасному использованию автомобиля. После принятия Регламента, автовладельцы в обязательном порядке должны производить смену летней резины на зимнюю и наоборот.

Положения нормативно-правового акта касаются легковых автомобилей. Особенности замены покрышек на автобусах или грузовом транспорте в Регламенте не закреплены. Норма не фиксирует штрафов за несоблюдение требований. Эксперты рассматривают нормативно-правовой акт, как перечень рекомендаций. Наказать за их несоблюдение не удастся.

Зачем менять шины на транспортном средстве

Автолюбители знают, насколько важно переобуваться при наступлении летнего или зимнего сезона. Согласно действующему законодательству, такая процедура не только необходимость, но и прямая обязанность владельцев. Однако встречаются автолюбители, которым непонятно, для чего нужно сменять покрышки при смене погоды. Отметим основные причины, для чего это нужно делать.

Читайте также:  Льготы инвалидам 3-й группы в 2021 году

Менять зимние покрышки на летние и наоборот важно из-за отличий рисунка протектора. Производители, подстраиваясь под погодные условия, изготавливают модели, сильно отличающиеся друг от друга. Резина для лета имеет глубокие продольные канавки, предназначенные для отведения воды и грязи из-под пятна контакта. Они эффективно выводят влагу, предотвращая аквапланирование. Зимние модели традиционно оснащаются глубокими канавками, которые имеют крупные блоки. С их помощью образуется качественная дренажная система, способная справляться с рыхлым и укатанным снегом.

Летняя резина также отличается более жестким материалом, который не деформируется при высокой температуре, и имеет низкую вязкость. Состав защищает шины от преждевременного износа из-за езды по горячему асфальту. Он отличается свойствами, которые обеспечивают хорошее сцепление с дорогой и низкое сопротивлению качению. Такие характеристики помогают добиться экономии потребления топлива. Несмотря на достоинства покрышек для лета, в условии низкой температуры они «дубеют» и демонстрируют слабую устойчивость на дороге. Автомобиль на таких покрышках будет неуправляемым при езде по наледи.

Нужно ли менять зимнюю резину на летнюю

Теоретически можно оставаться в “зиме”, но это крайне нежелательно.

Приведем аргументы технического характера:

  • снижение безопасности (материал меняет свойства в зависимости от погодных условий, неподходящие шины не способны проявить весь требуемый функционал);

  • увеличение расхода горючего примерно на 10% (мотор тратит больше мощности из-за расплавившегося материала);

  • износ протектора (зимний комплект в тепле становится мягким и быстрее теряют рельефность);

  • понижение комфорта;

  • сокращение эксплуатационного срока ходовой части автомобиля.

Когда пора ставить зимнюю резину

Определить, когда менять летнюю резину на зимнюю, непросто. Ждать до декабря порой рискованно, особенно если выдалась холодная осень. Традиционно крайним сроком считается 15 ноября, но в нынешних климатических условиях трудно понять, пришла зима окончательно или только «прощупывает почву». Эксперты рекомендуют исходить из дневной температуры. Если в течение 5–7 дней она не поднимается выше 7 °C, шины лучше поменять. В таких условиях они теряют свои свойства, и проблемы могут возникать даже на сухом асфальте.

Зимняя резина имеет маркировку в виде горы с 3 пиками, внутри которой располагается снежинка, и знаками М+S, M S или M&S. От летней она отличается углубленным протектором с мощными грунтозацепами и обилием ламелей. Ответ на вопрос, когда менять резину в 2022, зависит и от того, какой тип шин используется.

Когда ГИБДД начнет штрафовать за отсутствие зимних шин на авто — МК

На днях вступили в силу поправки в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», согласно которому водители обязаны в зимний сезон ездить исключительно на зимних же шинах. Какие санкции ждут нарушителей в случае невыполнения этого требования и когда ГИБДД начнет массово выписывать штрафы, выяснил портал «АвтоВзгляд».

Правительство страны в очередной раз решило подкинуть проблем российским автомобилистам. Мало было абсурдного введения обязательной оклейки машин на шипованных покрышках стикерами с буковкой «Ш».

Ведь, напомним, практически все эксперты были против этой новации, да и ГИБДД, признав в конце концов ошибку, выступила с заявлением об отмене безумного требования.

Правда, штраф за отсутствие наклейки «Шипы» на корме автомобиля так никуда и не делся.

Теперь же в Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» вошли поправки, обязывающие водителей менять летнюю «резину» на зимнюю.

Речь идет об автомобилях массой до 3,5 тонны, которые — вне зависимости от погоды и региона — должны быть обуты в зимние покрышки с декабря по февраль включительно.

Более того, теперь нельзя устанавливать на одну ось шины разных технических показателей и моделей. Какая же ответственность предусмотрена за езду на машине с шинами, не соответствующими сезону?

Во избежание шумихи ГИБДД поспешила заявить, что никаких санкций за подобное нарушение в КоАП нет, а значит, у ее сотрудников нет оснований выписывать какие-либо штрафы. Да и Административный кодекс в принципе не содержит ни единой отсылки к Техническому регламенту по этому поводу.

Однако подобная практика противоречит самой логике законотворчества: ведь если не преследовать цели сделать норму права изначально мертворожденной, то следует сразу же предусмотреть какие-либо санкции за ее нарушение.

Таким образом, еще на стадии принятия техрегламента правительство должно было озаботиться соответствующими поправками в КоАП. Но почему-то этого не сделало.

Впрочем, рискнем предположить, что в Госдуме уже в самое ближайшее время приступят к обсуждению поправок в КоАП, вводящих соответствующее наказание для нарушителей «шинных норм» техрегламента. Тем более что ранее этот вопрос в нижней палате парламента уже поднимался, и даже озвучивалась сумма подобного штрафа — 2000 рублей, но дальше разговоров дело не пошло.

В том числе и потому, что, как объяснил порталу «АвтоВзгляду» председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов, подобные инициативы были и остаются совершенно бессмысленными, ведь в разных регионах России — различные климатические условия. В ряде провинций не видят не то что снега: температура воздуха — и та не опускается ниже нуля.

По словам г-на Нилова, целесообразнее всего отдать принятие подобных решений местным властям, а не принимать федеральные законы. Другое дело, подчеркнул он, что у региональных законотворцев (как и у местных правительств) нет подобного права, и они могут выносить по данному вопросу только решения рекомендательного характера.

Тем не менее нельзя исключать, что Правительство РФ, соблюдая нормы международного права, не станет превращать Технический регламент Таможенного союза в пустую бумажку и все же внесет в Госдуму законопроект, подкрепляющий документ теми или иными санкциями за его неисполнение. Однако, как показывает практика, одни только процедурные вопросы займут не меньше двух-трех месяцев.

Читайте также:  Есть ли закон о явке в военкомат без повестки: только факты

Иначе говоря, даже если соответствующий законопроект появится в Думе на следующей неделе, раньше чем к весне он законом не станет. Другими словами, если вы сами не хотите думать о собственной безопасности и безопасности окружающих — эту зиму можете попытаться отъездить на летней резине, не боясь быть наказанным. Только вот в гости к Богу не бывает опозданий.

Когда менять шины по закону

Мало кто из автомобилистов знает, что с 1 января 2015 года в России действует Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».

Согласно этому регламенту на всей территории России в зимние месяцы (декабрь, январь и февраль) на автомобилях должны быть установлены зимние шины. Дословно пункт 5.5 приложения 8 к «Регламенту» гласит:

Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.

Таким образом, на всей территории России и стран Таможенного союза зимние шины обязательны с 1 декабря и по 28 (29) февраля, но местные органы управления могут изменять эти сроки в сторону увеличения, согласно климатическим условиям своего региона. В то же время шипы запрещены с 1 июня и по 31 августа.

Через сколько сезонов нужно менять зимнюю резину

Покупая новую резину для зимы, следует учитывать ее срок эксплуатации. Брендовая липучка при умеренном использовании откатается 3-4 сезона, после чего даже при небольшом износе пойдет на утилизацию по причине пересыхания резиновой смеси.

Шипованную модель также не получится растянуть на 10 лет. По времени модификация служит 2-3 года. Затем большая часть шипов вылетает, и колесо теряет изначальный зацеп, устойчивость на дороге. Дополнительно истирается сам протектор. В крайнем случае, можно пополнить отсутствующие металлические вставки, но сам протектор восстанавливать не рекомендуется.

Бюджетная резина по времени выдерживает 1-2 сезона интенсивной эксплуатации. При этом ценник отличается в два и более раза.

Существует установленный порог, когда нужно заменить зимнюю резину новым комплектом. Остаточная высота протектора должна составлять не менее 4 мм по требованиям ПДД – это не касается моделей покрышек с установленными индикаторами износа. Элементы могут быть на большей высоте, что объясняется специфическим составом резины или конструкцией протектора. Некоторые автомобилисты пренебрегают метками и продолжают ездить дальше, но стоит ли рисковать на заснеженной дороге – однозначно нет.

Как выглядят индикаторы износа можно посмотреть на фото.

Маркировка зимних шин

Законом о зимней резине регулируются допуски по эксплуатации транспортных средств. Основное нововведение коснулось глубины протекторов шин, если отсутствует индикатор износа на поверхности указанного изделия. При наличии заводского индикатора износа степень пригодности изделий устанавливается согласно индикатору. Постановлением указывается маркировка зимней резины, вводится пиктограмма, имеющая снежинку по центру. Из указанных документов можно сделать следующие обобщенные выводы:

  1. Летом недопустимо ездить на шипованных покрышках. Зимние ошипованные изделия, имеющие маркировку «М+S», допускается применять с наступлением осени и до окончания весны. Т.е. в июне, июле и августе можно ездить только на летней, всесезонной или липучке без шипов.
  2. Зимой разрешено ездить только на зимней резине. Допускается ставить шипованные, нешипованные шины, имеющие соответствующую пиктограмму, маркированные «М+S», «M&S» или «M S». Оговорено: нешипованные изделия допустимо использовать круглый год. Остаточная глубина протектора должна быть не менее 4мм.
  3. Всесезонные покрышки, как правило, используются круглый год, если есть в наличии на их поверхности маркировки: «М+S», «M&S» или «M S». Без указанных обозначений изделия нельзя применять зимой.
  4. Указывается возможность местными органами управления продлевать сроки эксплуатации определенного типа шин. При этом уменьшать установленный законом срок власти регионов не могут.

Рекомендуем: Замена антифриза на ВАЗ 2107: инструкции и фото

Период, когда нужно производить смену резины смотрите в таблице 1.

Таблица 1. Сезонность различных типов шин

Сроки использования (месяцы) Летняя резина Зимняя резина (если присутствует соответствующая маркировка)
ошипованная неошипованная
декабрь-февраль + +
март-май + + +
июнь-август + +
сентябрь-ноябрь + + +

Из данных таблицы видно, когда нужно переходить на новый тип покрышек, в зависимости от сезонности изделия.

Правовое регулирование в сфере установки и использования на транспортных средствах шин в летний период осуществляется следующими законодательными актами:

  • Техрегламент ТР ТС 018/2011 – в части сроков замены зимних шин.
  • Приложение 1 к Постановлению Правительства № 1008 от 5-го декабря 2011-го года – о том, каким критериям должны удовлетворять покрышки, чтобы владелец автомобиля успешно прошел техосмотр.
  • Раздел 5 “Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС”, содержащимся в Постановлении Правительства № 1090 от 23-го октября 1993-го года – о том, при несоответствии резины каким параметрам запрещается эксплуатировать машину.
  • Глава 12 КоАП – об ответственности за несоблюдение законодательства об использовании шин.

Готовится важное изменение ПДД

Если быть грамотнее, то это поправки не в Правила, а в отдельный нормативный акт, являющийся приложением к ПДД – Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей.

Собственно, такой перечень работает и в 2021 году, но в нём список всех неисправностей устарел – документу уже порядка нескольких десятков лет, и в нём, например, нет таких условий, как неработоспособность ABS, ESP и других систем.

Читайте также:  Созаемщик по ипотеке в 2020 году - все что вы хотели знать

Суть новых поправок заключается в том, что большой перечень таких неисправностей может перекочевать в приложение к ПДД, в том числе и запрет использование летней резины в зимнее время. Ранее мы писали об этом изменении в законодательстве.

Обратите внимание на официальную формулировку по новому закону:

Транспортные средства категорий M1 и N1не укомплектованы зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль). Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сроки, определяющие летний и зимний период, могут быть изменены в сторону увеличения.

И вот в этом случае уже будет наказание, потому что Административный кодекс по части нарушений Перечня неисправностей имеет вполне реальные меры ответственности.

Так, за общие нарушения этого правового акта установлено наказание по части 1 статьи 12.5 со штрафом в размере 500 рублей или вынесением предупреждения.

Однако, по состоянию на 26 Февраля 2021 года данные изменения в силу не вступили, и потому штрафа за езду на летней резине зимой нет. Данная информация актуальна именно на сегодняшний день. Мы ежедневно мониторим обновления, знаем, вступили ли в силу поправки и своевременно обновляем статью.

Есть только 2 тонкости в этом вопросе:

  • штраф будет законным, когда внесут новые изменения в ПДД,
  • если ваша резина не соответствует другим условиям Перечня неисправностей (о них мы поговорим ниже).

Давайте сравним, как законодательное регулирование вопроса штрафа за не соответствующие зимнему сезону покрышки работает до и после поправок.
Таблица сравнения старого требования зимней резины и нового штрафа

Как сейчас? Как станет после изменений?
Обязанность переобуваться и запрет летней резины зимой содержится только в Техрегламенте. Требование надевать зимние шины будет закреплено в Перечне неисправностей – приложении к ПДД.
Запрет летних покрышек актуален в декабре, январе и феврале. Всё останется также – будет запрещено в 3 зимних месяца ездить на летних покрышках.
Штрафа за летнюю резину в зимнее время нет, потому как нет наказания за нарушения регламента. Есть действующий штраф за нарушения Перечня неисправностей, а, так как, запрет летних шин пропишут прямо в этом правовом акте, то ответственность будет касаться и этого нарушения.

То есть фактически никакого нового штрафа ГИБДД введено не будет. Просто в списке, где перечислены запреты, будет включен и запрет водить авто на несоответствующих сезону шинах. А за нарушение этого списка наказание уже есть – 500 рублей, как мы указали выше.

Езда в летний период на резине, оборудованной шипами

В п. 5.5. Приложения 8 к Техрегламенту ТР ТС 018/2011 четко указано – нельзя управлять машиной летом (июнь, июль, август), на которой установлена резина, имеющая шипы противоскольжения.

Получается, что такие покрышки допускается эксплуатировать 9 месяцев в году – всю осень, зиму и весну. Крайний срок, отведенный автомобилистам для того, чтобы убрать зимние ошипованные колеса с машины в 2020-м году – это 31 мая.

Тем не менее, указанной даты ждать не стоит. Рекомендуется производить смену шин с шипами на летнюю, “всесезонку” или “липучку” тогда, когда среднесуточная температура в течение нескольких дней будет составлять от плюс 5 до 7 градусов по Цельсию и только после полного схода обледенелого и заснеженного покрытия с автомобильных дорог.

Различия отдельных типов шин

Прежде чем ответить на вопрос о сроках замены отработавших шин на новые покрышки, детальнее познакомимся с различными вариантами автомобильных шин. На рынке представлен широкий ассортимент моделей от разных производителей. Все варианты можно условно разделить на 3 основные категории:

  • зимние шины;
  • летние шины;
  • всесезонные.

Шины из первой группы еще подразделяются на шипованные и фрикционные (так называемые «липучки»).
Все шины отличаются по своим эксплуатационным свойствам, так как имеют различный рисунок протектора, особый состав резиновой смеси, соответствующий характеру эксплуатации. Например, зимой важно, чтобы автомобиль сохранял высокую проходимость по глубокому снегу, мог свободно проезжать по снежной каше и грязи, эффективно тормозил на льду и так же быстро разгонялся. В связи с этим шины, используемые в холодное время года, оснащаются следующими характеристиками:

  • крупные блоки и глубокий протектор;
  • большое число разнонаправленных ламелей в рисунке;
  • использование компаунда, сохраняющего эластичность при низких температурах.

Давление и балансировка

В случае, когда сменный комплект колёс надет на отдельные диски, проверьте давление в них до установки на машину. Если за время хранения шина сдулась, ищите причину — воздух не уходит просто так. Под весом машины утечка воздуха только усилится, и на следующее утро после «переобувки» вас будет ждать спущенное колесо, если не починить его заранее.

Не забывайте, что давление в шинах разного размера может отличаться — не накачайте старое, привыкнув к нему за полгода. Рекомендуемые показатели давления для разных размерностей шин ищите на стикере в дверном проёме.

Не забывайте о важности балансировки колёс: она обеспечивает равномерность вращения, отсутствие вибраций на руле и кузове, а также бережёт ресурс ступичных подшипников. Балансировка нужна каждому колесу машины, включая запасное — на случай аварийной установки в дороге, а также для плановой ротации шин.

Даже если вы используете два комплекта колёс на разных дисках, проверьте балансировку каждого из них перед установкой. За сезон протектор шины изнашивается (не всегда равномерно), а установленные грузы частенько отваливаются — в итоге балансировка колеса может быть нарушена.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...