Как соболезновать тому, кто потерял близкого человека?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как соболезновать тому, кто потерял близкого человека?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По законам шариата траур по усопшему с момента кончины соблюдается только 3 дня. В предании ислама сохранилось изречение пророка Мухаммеда, что женщине-мусульманке, которая верует в Пророка и в Последний день, также запрещено носить на себе траур более 3-х дней. Только вдове можно соблюдать траур по умершему мужу в течение 4-х месяцев и 10-ти дней.

Устраивают ли мусульмане поминки?

В странах, где преобладают мусульманские традиции, поминки принято проводить на 3-й, 7-й день, а также на 52 день после смерти.

В дальнейшем после похорон мусульманские традиции рекомендуют поминать умерших родственников и близких людей чтением молитв и раздачей милостыни каждый год по праздникам:

  • Ураза-байрам. Пост (Ураза) в 2022 году начнется 1 апреля и завершится 1 мая. «Праздник прекращения поста» (араб. Ид-аль-Фитр), или Байрам, наступит 2 мая и продлится до вечера 3 мая.
  • Курбан-байрам в 2022 году предварительно назначен на 9 июля.
  • Навруз — праздник весеннего равноденствия, в 2022 году прошел 21 марта.

С точки зрения психологии:

По всей видимости, труднее всех в данной ситуации Вашему среднему брату. Именно на нём лежит вся тяжесть общего неблагополучного положения. С одной стороны – это непреходящее чувство вины за то, что именно по его неосторожности случилась трагедия, с другой стороны, это молчаливые упрёки в смерти матери от других братьев и сестёр.

Именно на это и стоит ориентироваться при выборе стратегии взаимодействия со всеми близкими родственниками. Оставлять ситуацию в таком виде, в каком находится она сейчас, недопустимо, поскольку каждый день такого прессинга очень сильно может истощить психику вашего брата, что на этой почве могут начаться серьёзные проблемы не только с психологическим, но и физическим здоровьем.

Не нужно ждать, пока наступит лето, и все соберутся, проблему нужно решать уже сейчас. То обстоятельство, что другие родственники упрекают брата в том, что он не чувствует своей вины, может быть следствием защитной реакции на происходящее самого брата. Ведь если посмотреть на всё его собственными глазами, то, что мы можем увидеть – это необходимость жить с чувством вины, постоянным терзанием самого себя за то, что недоглядел, не был внимательным и т.д. Это крайне тяжело, учитывая ещё и то, что всё время ощущаешь на себе упрёки других, пытаешься помогать им, чтобы хоть как-то заслужить уважение. Психика в таких случаях не выдерживает и начинает защищать саму себя, а защита эта может проявляться в формировании чёрствости, нелюдимости и замкнутости. Со стороны же это может восприниматься совсем иначе, его поведение могут истолковывать по-разному, в том числе и приписывать ему то, что он вовсе не сожалеет.

Вот Вы сами подумайте, может ли человек всё время быть грустным, всё время плакать и т.п. Не может. В этом случае такой человек просто «тронется умом» и начнёт путать реальность с воображаемым, а это уже прямой путь к самому настоящему сумасшествию.

Вы, как старшая сестра, поговорите с ним, обсудите то, что он может чувствовать. Не стоит бояться поднимать с ним этого вопроса. Вы сами можете избегать подобных разговоров из-за опасения причинить боль брату, нежелание напоминать ему о случившемся, как говорится, не давать зажить ране. Однако надо руководствоваться совсем другой установкой, а именно той, что если брат не говорит с Вами об этом, то это вовсе не означает, что он об этом не думает. Как раз таки, наоборот, видя, что Вы избегаете с ним обсуждения случившегося, он может предположить, что Вы тоже вините его в смерти матери, из чувства жалости не говорите ему этого и именно поэтому избегает.

Выведите его на разговор, дайте ему возможность полностью раскрыться, выговориться. Пусть он в самом деле почувствует Вашу поддержку, вживую ощутить, что его понимают, что хотят ему помочь. Если он немного разберётся в себе, то сможет быть более уверенным, и, как следствие, сможет нормально общаться с другими родственниками.

Также есть смысл отдельно с каждым из близких родственников поговорить о происходящем, выслушать их доводы, понять ход их мыслей. Самое главное, это выяснить, что именно они чувствуют к брату, что именно они не договаривают, но чувствуют. Так Вы сможете лучше понять их, что в свою очередь заметно поможет Вам в оказании помощи брату и налаживанию добрых отношений между родственниками. Исходите из постулата о том, что тот вопрос, обсуждения которого все избегают, является ключевым и обязательно требует обсуждения.

Кто из людей заслуживает наилучшего отношения?

Однажды с таким вопросом к пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) подошел мужчина. На что посланник Аллаха ответил: «Твоя мать». «А затем кто?» — опять спросил мужчина. И снова ответом было: «Твоя мать». Мужчина спросил: «А кто же потом?» — «Твоя мать». В четвертый раз задав тот же вопрос, мужчина получил ответ: « А затем – твой отец». (Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим).

Даже двух хадисов достаточно, чтобы понять всю важность роли матери в исламе. К сожалению, меркантильность сегодняшнего мира часто вынуждает нас закрыть глаза на наш долг перед родителями, особенно – матерями. Бывает, мы и не заметим, как пожалуемся на них, или даже скажем грубое слово. Такое поведение идет вразрез с законами ислама.

Господь напоминает нам о пророке Йахйе (Иоанне Крестителе), его преданности, любви и подчинении воле родителей:

«О Йахйа! Крепко держи Писание. Мы одарили его мудростью, пока он был еще ребенком, а также состраданием от Нас и чистотой. Он был богобоязнен, почтителен к родителям, и не был гордецом и ослушником» (Коран 19:12-14)

Пророк Иса (Иисус) говорит о покорности Богу вместе с почитанием своей матери Марии:

«Воистину я раб Господа. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать молитву, раздавать милостыню, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери, и не сделал меня надменным и несчастным» (Коран 19:30-32)

Какой бы напряженной ни была наша жизнь, нельзя забывать о прекрасном примере пророков и праведных предшественников в отношении их родителей.

Бурная, а временами безумная жизнь двадцать первого века иногда заставляет позабыть о нравственности и порядочности, предписанной исламом. Но доброе отношение к родителям – обязанность, возложенная на нас Богом, и каждый мусульманин должен стараться следовать примеру праведных предшественников. Они высоко ценили родителей, любили и уважали их, как требовал Господь, они всегда помнили, что Рай – у ног матерей. Это не просто слова, это – ключ к вратам Рая.

Из хадисов пророка Мухаммда (мир ему и благословение Аллаха) мы узнаем о встрече Абдуллы Ибн Умара с бедуином. На пути в Мекку Абдулла увидел бедуина, поприветствовал его, пожелав мира, оказал почести и подарил свой тюрбан. Друзья Абдуллы удивились такому вниманию к простому бедуину, а Абдулла объяснил: «Отец этого человека был близким другом моего отца, а я слышал как посланник Аллаха говорил: «Лучший способ почитать родителей – поддерживать связь с их друзьями».

Читайте также:  Что делать, если угрожают коллекторы?

Ислам подчеркивает важность семейных уз, хороших и любящих отношений между детьми и родителями. После Господа, именно родители заслуживают нашей благодарности и послушания. Только если они требуют приобщить кого-либо к Богу или совершить нечто запрещенное исламом, мы можем и должны не подчиниться их воле, но всё же оставаться любящими и заботливыми детьми.

Дела приносящие награду после смерти

Не только дуа за умершего принесет пользу самому покойному, но другие поступки могут принести ему пользу. Самую большую пользу приносит умершему то, что он совершил при жизни — его деяния, результат от которых продолжает приносить свои плоды (садака аль джария). Как говорил Анас ибн Малик, Посланник Всевышнего ﷺ рассказывал, что за покойным на кладбище последует трое – его члены семьи, имущество, которым он владел, а также его дела, которые он совершил при жизни. Назад с кладбища после похорон вернутся только двое: члены семьи его и его имущество, а дела, которые он сотворил, останутся с ним. Этот случай приводится в хадисе, переданном Муслимом и Бухари. Те благодеяния, которые совершает праведный ребенок покойного родителя будут приносить умершему саваб, причем награда самого ребенка не уменьшится от этого, потому что ребенок – это то, что приобрели родители. Как сказал Пророк Мухаммада ﷺ в достоверном хадисе, переданном Абу Даудом, из всего, что использовал человек, лучшим является все, что он заработал, а ребенок тоже относится к тому, что он приобрел.

Что означает смерть для мусульман. Последние минуты жизни умирающего

Коран подробно описывает процесс перехода нетленной оболочки между мирами. Смерть – важный этап существования человека, причем на умершем сказывается даже малейшее отступление от веры в Ахират (загробную жизнь). Причина такого подхода заключается в том, что путь души в вечности – это основа Имана или мусульманской веры.

Столь строгое выполнение правил религии обусловлено тем, что каждый, кто почитает Коран, всегда помнит о смерти и о том, что ожидает нетленную оболочку: возмездие или награда за совершенные при жизни поступки.

Считается, что душу после того, как перестает существовать физическая оболочка, забирает Ангел смерти.

Когда умирает мусульманин, присутствующие помогают ему принять правильную позу, которая поспособствует более быстрому и легкому переходу бестелесной оболочки в мир иной. Правила:

  • умирающего размещают так, чтобы его лицо было направлено в сторону Киблы (ориентация, направление на Каабу – это главная святыня мусульманской веры);
  • верующий должен при этом лежать на правом боку;
  • когда нет физической возможности повернуть человека в нужном направлении, его просто укладывают в ту позу, которая будет наиболее удобной;
  • умирающий должен произнести свои последние слова –Шахада, термин означает свидетельство о вере в Единого Бога, после этих слов нельзя ничего говорить;
  • дают чистую воду;
  • читают 36-ю суру.

Когда и как проходят поминки у мусульман: правила по Шариату

По правилам Шариата траурными являются только первые 3 дня с момента смерти, но не 7, 40 или 52. Отмечать их не рекомендуется. Ранее считалось, что дома у покойного родственники не должны вкушать пищу в течение 3 дней, но это несколько преувеличенное требование, основанное на необходимости больше молиться. Другие правила:

  • приглашают всех родных, которые должны обязательно приходить на подобные мероприятия, отказ возможен в крайних случаях;
  • пока не пришел имам, Коран читает самый старший мужчина среди членов семьи;
  • женщины и мужчины собираются в разных помещениях;
  • во время поминальной трапезы нельзя разговаривать.

Нужно помнить, что правилами Шариата не предусмотрено поминовение посредством трапезы. Правила об этом отсутствуют, как нет и запрета на совершение подобных действий. Но современные мусульмане все чаще выступают за проведение поминок.

Дуа за умершего родственника

(СУРА ФАТИХА)

Аґузу билляхи минаш-шайтанир-раджиим.
Бисмилляхир-рахманир-рахиим.
аль-Х̣амду ли-Лля̄хи Раббиль-‘а̄лямин
ар-Рах̣ма̄ни р-Рах̣им
Ма̄лики йаўми д-дин
Иййака на‘буду ва-иййака наста‘ин
Ихдина̄ с̣-с̣ира̄т̣а ль-мустак̣им
С̣ира̄т̣а ль-лязина ан‘амта ‘аляйхим г̄айри ль-маг̄д̣ӯби ‘аляйхим ва-ля д̣-д̣а̄ллин

(СУРА ИХЛЯС)

Бисмилляхир-рохмаанир-рохиим.
1). Кульху Аллаху ахад.
2). Аллаху с-сомад.
3). Лям ялид уа лям юуляд.
4). Уа лям якулляху куфуан ахад.

(СУРУ ИХЛЯС ЧИТАЕМ ТРИ РАЗА ПОЛНОСТЬЮ)

Затем поднимаем руки и делаем дуа за умершего родственника

Альхамду лилляхи роббиль ґалямин уассаляту уассаляму ґаля расулина Мухаммадин уа ґаля алихи уа сахбихи аджмаґин!

О, Аллах! Прими прочитанные мною суры и аяты, вознаграждение за них передай нашему пророку Мухаммаду (саллалаху алейхи уа саллам) его семье и его сподвижникам и всем мусульманам.

О, Аллах! Передай вознаграждение за чтение сур всем моим покойным родственникам. Особенно …… (называем имя того, кто снится, например Абдулле сыну Ибрагима, Фатиме дочери Ибрагима итд…)

Прошу простить им все грехи, умножить благие деяния и сделать их из числа обитателей Рая.

О Аллах! Прости меня, моих родителей и всех верующих в тот день, когда будет представлен счет
Раббанагьфирли уали уалидаййа уалиль му’минийна йаума йакумуль-хисааб!

«Не говорите в адрес родителей слово “уф”»

— Инсаф хазрат, что говорится в Коране о правах матери? В каких сурах отдельно упоминаются права матерей?

Во-первых, хочу поздравить наших дорогих, глубокоуважаемых матерей с этим прекрасным днем. Пусть Всевышний Аллах одарит всех матерей счастьем в обоих мирах, защитит их от бед и горестей.

В Коране права матерей и должное отношение детей к матерям упоминается в таких сурах, как «Аль-Хакка», «Ан-Ниса», «Аль-Ахкаф», «Лукман», «Аль-Анкабут», «Аль-Исра», и других. Как видите, Всевышний Аллах в нескольких сурах Священной Книги говорит о правах наших матерей и отцов. Приведу вам в пример один из аятов. «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям». То есть важнейшее предписание в исламе — это поклонение Всевышнему, признание абсолютного приоритета Аллаха во всем и всегда. Мы, мусульмане, верим в Единственного и Единого Господа и поклоняемся Ему. Вторым Всевышний указал права наших родителей. Их права упомянуты после имени Аллаха. Поэтому Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Довольство Аллаха — в довольстве родителей. Гнев Аллаха — в гневе родителей».

У матери больше прав, чем у отца?

Пожалуй, неправильно ставить вопрос таким образом. Потому что права родителей ставятся выше многого. Все же Аллах наделил матерей большими правами, нежели отцов. В одном из хадисов сказано вот как.

«(Как-то раз) один человек пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он сказал: «Твоя мать». (Этот человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек) спросил: «А кто потом?» Он сказал: «Твоя мать». (Человек снова) спросил: «А кто потом?» (И тогда) он сказал (ему): «Твой отец». Здесь не сказано, что права отцов ставятся ниже прав матерей, нет. Здесь говорится о том, как высоко оцениваются в исламе права матерей.

«Решил твой Господь, чтобы поклонялись только Ему и родителям своим делали хорошее. Если в старости один из них или оба будут рядом с тобой, ты не говори им (даже) “уфф”, не повышай на них голос, говори с ними нежно и почтительно, покрывай их сердечной лаской и милостью, говори: “Господи, будь милостив к ним, так как они воспитывали меня маленьким”», — говорит Аллах Всевышний в Священной Книге.

Читайте также:  Можно ли списать старые долги ЖКХ

О воспитании дочек Пророк Мухаммад Мустафа (мир ему и благословение Аллаха) сказал следующее: «Кто воспитывает дочерей, делая это благородно и терпеливо, того Аллах введет в рай». Когда девочка станет праведной женой, то это половина имана. А когда девочка станет матерью — то Рай под ногами матерей». ислам превозносит, возвышает женщину. В Священном Коране есть сура «Ан-ниса», то есть сура «Женщины». Но в Книге нет отдельной суры о мужчинах и их правах. Этот факт так же свидетельствует о том, насколько высоко ценятся женщины в исламе.

Какие наказания ждут в материальном мире и загробном мире тех, кто не исполняет права матерей?

Грехи, которые могут быть прощены Всевышним только после искреннего раскаяния — тауба, — это самые большие грехи. Это не только искреннее раскаяние в совершенном грехе, но и отказ от того, чтобы совершать такой грех когда-либо еще. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), обращаясь к сподвижникам, трижды сказал: «Поведать ли Вам о самых больших грехах?» Сподвижники ответили: «Конечно». Посланник Аллаха продолжил: «Это придание сотоварища Аллаху и ослушание родителей».

В этом случае речь идет не только о плохом отношении к родителям, о рукоприкладстве. Все люди, наделенные умом, прекрасно понимают, что такое отношение неприемлемо к кому бы то ни было. Даже животные, лишенные ума, не относятся к своим родителям плохо, на это может пойти только человек. К словам, сказанным в Коране, также относится непослушание родителей, сердиться на них и даже неполучение их напутствия, отправляясь куда-либо в дорогу. А также не читать дуа, молитвы своим родителям. Пока родители живы и здоровы, дети должны просить Всевышнего в своих дуа о здоровье, благосостоянии, безопасности и счастье своих родителей. Когда родители умирают, дети обязаны просить Аллаха простить их грехи, наградить их Раем. Не читать дуа о своих родителях также считается неуважением к ним и даже причинением зла.

Посланник Аллаха Пророк Мухаммад Мустафа (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что такие люди получат наказание немедленно, при жизни. Никогда не останутся без ответа слезы матерей, которые они проливают из-за своих детей. Наши мамы любят нас самой нежной, заботливой и искренней любовью. Человек, наоборот, должен стремиться к тому, чтобы получить довольство матери, стремиться получить ее довольство.

Место захоронения и могила

Правоверных хоронят только на мусульманских кладбищах или на специально выделенных участках других погостов. Запрещено погребение на мусульманских кладбищах усопших, принадлежавших к другим конфессиям. Категорически недопустимо кремировать тела тех, кто верит в Аллаха.

Глубина захоронения должна быть такой, чтобы скрыть человека с поднятыми руками, ширина же примерно 80 см. В могиле (кабр) обязательно устраивают нишу со стороны Мекки. Покойника нужно уложить на правый бок лицом к Кибле, желательно, чтобы щекой он прижимался к земле.

Надгробие не должно возвышаться больше, чем на пядь (так сказано в Сунне), не допускаются никакие изображения и фотографии. Нельзя приносить или высаживать на могиле цветы (искусственные растения тоже под запретом).

Правила поминания по Шариату

По закону Шариата траур соблюдается только 3 дня после кончины. Порядок особо отмечать 7, 40 и 52-й дни порицается, потому что он не является ни обязательным, ни рекомендованным. Особенно не поощряется проведение поминок на сороковой и седьмой день (обычай позаимствован у соседей не мусульман).

Считают, что когда плоть отделяется от костей, мусульманин сильно мучается и страдает. По поверью, это происходит на 52-й день, и поэтому в это время необходимо особое поминовение. В Шариате нет никак указаний на этот счет, значит не стоит так поступать.

Дольше всех должна скорбеть жена, траур по мужу длится 4 месяца и 10 дней.

Отпускание бороды, связанное непосредственно со смертью, также не допускается. В Шариате сказано, что недопустимо в связи со смертью делать что-то в дополнение к тому, что совершали до нее.

اللهُـمِّ اغْفِـرْ لَهُ وَارْحَمْـه ، وَعافِهِ وَاعْفُ عَنْـه ، وَأَكْـرِمْ نُزُلَـه ، وَوَسِّـعْ مُدْخَـلَه ، وَاغْسِلْـهُ بِالْمـاءِ وَالثَّـلْجِ وَالْبَـرَدْ ، وَنَقِّـهِ مِنَ الْخطـايا كَما نَـقّيْتَ الـثَّوْبُ الأَبْيَـضُ مِنَ الدَّنَـسْ ، وَأَبْـدِلْهُ داراً خَـيْراً مِنْ دارِه ، وَأَهْلاً خَـيْراً مِنْ أَهْلِـه ، وَزَوْجَـاً خَـيْراً مِنْ زَوْجِه ، وَأَدْخِـلْهُ الْجَـنَّة ، وَأَعِـذْهُ مِنْ عَذابِ القَـبْر وَعَذابِ النّـار

Перевод смысла: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!

Как выражать соболезнование?

Когда умерли мои родители (да будет милостив к ним Всевышний Аллах), самой большой проблемой для меня оказались люди, которые не умеют как положено выражать соболезнование. В Исламе для всех ситуаций есть свои нормы и правила этикета, которые входят в служение Творцу, и нарушение которых карается.

Ислам запрещает языческие пережитки, и если женщина-плакальщица умрет, не раскаявшись в своем грехе, то в судный день она воскреснет в одеянии из жидкой смолы. Тот дом, в котором причитает плакальщица, покидают ангелы милости. Радания над покойным указывают на неверие этих женщин. Особенно ненавистны те, которые рыдают для того, чтобы вызвать слезы других.

Важно помнить, что смерть может застать и нас в любой миг нашей жизни, и то, что случилось, является напоминанием об этом.

Здесь же надо сказать и о том, что некоторые женщины считают себя мусульманками, но ничего не соблюдают, зато хотят посещать могилы своих близких. В прозрачных одеждах, полуобнаженные они приходят на кладбище, сидят возле могил и плачут. В этом нет утешения ни для них, ни для их покойных родственников. Женщинам дозволено посещать кладбище с условием, что они будут одеты, как положено по шариату женщинам-мусульманкам, то есть покрытыми полностью одеждой, кроме лица и кистей рук. А также желательно, чтобы они находились в состоянии ритуального омовения и имели цель не рыдать над могилой, а просто посетить покойного, прочитать молитвы, сделать ду’а и увидеть места, в которых и мы окажемся в определенный для нас час.

Самое главное, чтобы женщины не смешивались на кладбище с мужчинами. Само кладбище должно находиться в окрестностях города, если же ваш родственник похоронен в другом городе, то надо ехать вместе с вашим махрамом или мужем.

Дуа за умерших немусульман

Всевышний говорит о дуа за того, кто умер многобожником, такие слова в Коране: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли, будучи нечестивцами!» (сура Ат-Тауба (Покаяние), 84-й аят). Из этих слов следует, что если умерший был неверным, и даже если он был родственником, мусульманин не имеет права возносить над ним молитву, читать дуа и испрашивать прощения. Приводятся слова Всевышнего Аллаха о том, что Пророку Мухаммаду ﷺ и верующим мусульманам для многобожников испрашивать прощения и читать дуа, если они узнали, что они являются «обитателями Огня», не разрешалось.

В хадисе, переданном Муслимом от Абу Хурайры, говорится, что Пророк ﷺ обращался за разрешением к Господу испрашивать для своей матери прощения и читать дуа. Но Всевышний запретил ему это делать. Но разрешил ему посещать могилу матери.

Читайте также:  Минимальная пенсия в 2023 году

Вопросы, связанные с соболезнованием

Вопрос:
Бывают ситуации, когда сообщают о смерти кого-либо и призывают выразить соболезнования родственникам покойного и при этом смотрят на реакцию. Можно ли выражать соболезнования по поводу смерти родственникам покойного, если родственники и покойный кафиры? если родственники мусульмане, а покойный кафир? если родственники кафиры, а покойный мусульманин?
Ответ:

Когда умер Абу Талиб, ‘Али пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал:
“Поистине, твой заблудший дядя Абу Талиб умер, кто его закопает?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Иди и закопай его». Когда же Али вернулся к пророку (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему: «Соверши полное омовение!» ан-Насаи 1/110, Абу Дауд 9/32.
Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Из этого хадиса следует:1. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выразил соболезнование Али, и как говорил шейх аль-Альбани: соболезнование не выражается мусульманину, у которого умер родственник неверный. Также и не выражается неверному, у которого умер родственник мусульманин. Соболезнование выражается только мусульманину, у которого умер мусульманин!2.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не велел его искупать!3. Не сказал завернуть его в саван.4. И сказал Али искупаться после погребения трупа неверного, что является желательным, но не обязательным. Выражать соболезнование даже мусульманину, у которого умер близкий родственник мусульманин, является желательным, но никак не обязательным.

Сообщается, что когда умер Абу Талиб, ‘Али пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “Поистине, твой заблудший дядя Абу Талиб умер. Кто его закопает?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Иди и закопай его»

. ан-Насаи 1/110, Абу Дауд 9/32. Хадис достоверный.

Шейх аль-Альбани сказал: “В этом хадисе указывается на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не выразил соболезнование ‘Али в связи со смертью его отца – многобожника. И это является доказательством на недозволенность выражения соболезнования мусульманину, у которого умер близкий родственник – неверный, ибо нет в шариате указаний на дозволенность этого.

А в отношении соболезнования неверному в связи со смертью неверного, этот аргумент можно применить тем более!” См. “Ахкамуль-джанаиз” 169. Имам ан-Науауи сказал: “Молитва джаназа над неверным и мольба о прощении для него – запрещены Кораном и единогласным мнением общины мусульман (иджма’)”. См. «аль-Маджму’» 5/144.

Аль-Фадль ибн Зияд рассказывал: “Как-то я спросил Абу Абдуллаха: «Как соболезновать христианину?», на что он ответил: «Не знаю. А зачем ему соболезновать?»”

аль-Халляль в “аль-Ахкам” 637.

Для пользы:

Соболезнование мусульманам – Сунна

Что же касается соболезнования мусульманам в связи со смертью мусульманина, то это является Сунной! Къурра ибн аль-Мазани (да будет доволен им АЛлах) рассказывал: “Когда умер малолетний ребенок одного из сподвижников, пророк (мир ему и благословение Аллаха), встретив его, выразил ему свое соболезнование”. Ахмад 5/35, аль-Хаким 1/384. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

За соболезнование мусульманам полагается огромная награда

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Каждого правоверного мусульманина, выразившего соболезнование своему брату (в Исламе) в его несчастии, Аллах, Свят Он и Велик, обязательно оденет в одеяния благочестия в День воскрешения»

. Ибн Маджах 1601, аль-Байхакъи 4/59. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 195.

Наилучшие слова для соболезнования

А что касается лучших слов утешения при соболезновании, то об этом говорится в известном хадисе: Усама ибн Зайд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “В свое время Зайнаб дочь пророка (мир ему и благословение Аллаха) послала к нему так как ее сын находился при смерти.

Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) отослал человека обратно, велев ему приветствовать их и сказать: “Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха”

.

Однако через некоторое время она снова послала за ним, заклиная его прийти к ней, и тогда он пошел к ней, и вместе с ним пошли Са‘д ибн ‘Убада, Му‘аз ибн Джабаль, Убайй ибн Ка‘б, Зайд ибн Сабит и некоторые другие люди.

В доме дочери посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передали мальчика, который уже начал хрипеть, и тогда глаза пророка (мир ему и благословение Аллаха) наполнились слезами. Увидев это, Са‘д спросил: “О посланник Аллаха, что это?” Он ответил: “Это — милосердие, вложенное Аллахом в сердца Его рабов, и Аллах помилует только милосердных из числа рабов Своих”»

. аль-Бухари 1284, Муслим 923.

إِنَّ لِلَّهِ مَا أَخَذَ، وَ لَهُ مَا أَعْطَى وَكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بِأَجَلٍ مُسَمَّى…فَلْتَصْبِرْ وَالْتَحْتَسِبْ/Инна ли-Лляхи ма ахъаза, уа ляху ма а’та уа куллю шей ин ‘индаху би аджалин мусамма. Фаль-тасбир уаль-тахтасиб/.

Саляф форум

Вопрос:Можно ли проявлять сочувствие или жалость из-за смерти неверных?

Ответ:

Шейх Альбани сказал: “Запрещено молиться по кафирам, запрещено просить для них прощения, и запрещено сожалеть о них, о кафирах и лицемерах, в соответствии со словами Аллаха:
«Никогда не совершай намаз по кому-либо из них и не стой над его могилой, ведь они не уверовали в Аллаха и Его Посланника и умерли нечестивцами»
(Ат-Тауба, 84)” Сказал выдающийся ученый Абдуррахман бин Насыр аль-Баррак, да сохранит его Аллах: “Необходимо знать, что не разрешена жалость к погибшим кафирам или многобожникам, и ее проявление может привести даже к испрашиванию прощения для них, а Аллах предостерег Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и остальных мусульман, от испрашивания прощения для многобожников.

Сказал Аллах: «Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями ада»

(Ат-Тауба,113)Кто умер неверующим (кафиром) – того не простит Аллах. Сказал Всевышний Аллах:
«Воистину, Аллах не простит тех, которые не уверовали и сбивали других с пути Аллаха, а потом умерли неверующими»
(Мухаммад, 34)

Так же сказал Всевышний Аллах: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех.»

(Ан-Ниса,48)

Тот из мусульман, кто сожалеет о Папе Римском, или любом другом, кто умер на неверии – тот сам становится кафиром, если считал что они на правильной религии, которая принимается Аллахом.

А если не считал, что они на правильной религии, то будет ослушником, совершающим преступление от которого предостерег Аллах, как испрашивание прощения для многобожников.

Обязательно для каждого мусульманина беречься от всего, в чем есть ослушание Аллаха, а особенно того, что приводит к вероотступничеству.

Как, например, обязательно мусульманам проявлять непричастность к кафирам и их религии, в соответствии с тем, что сказал Всевышний Аллах о своем Возлюбленном (Ибрахиме), алейхи ссалям: «Прекрасным примером для вас были Ибрахим (Авраам) и те, кто был с ним.

Они сказали своему народу: «Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха» (Аль-Мумтаханна, 4)” (Конец слов шейха Абдуррахмана Аль-Баррака)

Аллах знает лучше.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...