Структура государственного сектора экономики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура государственного сектора экономики». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Сектор «Нефинансовые предприятия» охватывает институциональные единицы, основной функцией которых является производство продуктов и нефинансовых услуг для реализации по ценам, возмещающим издержки производства (хозрасчетные единицы), хотя в ряде случаев часть издержек может покрываться за счет субсидий и дотаций из госбюджета. Ресурсы этих единиц формируются в основном за счет поступлений от реализации продукции.

Какое определение можно дать нефинансовым произведенным активам и какие, например, объекты входят в их состав?

Производственные активы формируются благодаря осуществлению производственной деятельности. В их состав входят:

К основным фондам относятся производственные объекты, создание которых обусловлено производственными процессами, а их использование осуществляется неоднократно или постоянно в неизменной натурально-вещественной форме. При этом стоимость указанных объектов со временем утрачивается.

Запасы в отличие от основных фондов используются в производственном процессе однократно, при этом они полностью переносят свою стоимость на продукцию или услуги за один производственный цикл, видоизменяя свою натурально-вещественную форму.

К ценностям относят непотребляемые дорогостоящие активы: драгоценные металлы, камни, произведения искусства и т. д., а также те НА, которые нельзя отнести к другим видам непроизведенных активов.

Изменения в порядке применения КОСГУ

С 01.01.2019 вступил в силу порядок, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н), в соответствии с которым статьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ детализированы подстатьями, оканчивающимися на следующие коды:

Код Тип расчетов Что к нему относится
1 Расчеты с участниками бюджетного процесса К участникам бюджетного процесса относятся (п. 1 ст. 152 БК РФ, п. 13.5.1 Порядка № 209н):
  • Президент РФ;
  • высшее должностное лицо субъекта РФ, глава муниципального образования;
  • законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;
  • исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
  • Центральный банк РФ;
  • органы государственного (муниципального) финансового контроля;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
  • главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
  • главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
  • получатели бюджетных средств;
  • государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения в части выполнения полномочий соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
  • иные получатели бюджетных средств, которые имеют право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств бюджета.

Пример: расчеты с ФНС, казенными учреждениями, ФСС, ФОМС, главными распорядителями бюджетных средств и т.п.

2 Расчеты с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее – Закон № 7-ФЗ).

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ).

3 Расчеты с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора К организациям государственного сектора относятся (п. 9.5 Порядка № 209н):

Пунктами 13.6, 14.6 Порядка № 209н предусмотрено исключение, позволяющее в некоторых расчетах не детализировать коды 560, 660 КОСГУ. К таким расчетам относятся:

  • расчеты по доходам (поступлениям) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от уплаты налогов, государственных пошлин, сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;
  • платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • взносов, взимаемых в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц;
  • поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • недоимки, пени и денежных взысканий (штрафов) по указанным платежам, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации;
  • невыясненных поступлений.

По экономическому смыслу перечисленные расчеты соответствуют описанию кодов 110, 145, 181 КОСГУ. Эти коды применяются администраторами кассовых поступлений по доходам бюджета. Вести расчеты по каждому контрагенту при таких расчетах трудоемко.

Разъяснения в письме ��инфина России от 06.09.2019 № 02-07-10/68989 также подтверждают, что детализация кодов 560, 660 КОСГУ исключается в отношении расчетов по определенным доходам (поступлениям) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе от иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации.

В отношении кодов 730, 830 КОСГУ Порядком № 209н исключений не предусмотрено. Эти коды всегда применяются в детализированном виде.

Понятие общественных финансов. Общественные (государственные и муниципальные) финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Сферой финансов является совокупность операций с доходами, их распределением и перераспределением в процессе общественного воспроизводства. В рамках процесса производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта образуются и расходуются фонды денежных средств субъектов хозяйствования. Эти денежные средства, рассматриваемые в процессе их образования и движения, образуют финансы субъектов экономической деятельности, обеспечивающие для них возможность нормального функционирования. Внутренняя экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется, как уже говорилось, на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые корпорации; государственное управление; частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К каждому из этих секторов относятся соответствующие субъекты хозяйствования (институциональные единицы).

Финансовый сектор или сектор финансовых корпораций включает и себя следующие основные сектора и подсектора:

Подсектора Индекс
Финансовые корпорации S12
Центральный банк S121
центральный банк S1211
валютное правление S1212
правительственное агентство S1213
Другие депозитные корпорации S122
Другие финансовые корпорации S123
Финансовые вспомогательные единицы S124
Страховые корпорации и пенсионные фонды S125
Другие финансовые посредники кроме страховых корпораций и пенсионных фондов S126

Детализация статей 560, 660, 730, 830: выбираем тип контрагента

(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.11.2018 N 246н, от 13.05.2019 N 69н, от 29.09.2020 N 222н)

В соответствии со статьями 18, 23.1 и 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; N 45, ст. 5424; 2010, N 19, ст. 2291; 2013, N 19, ст. 2331; N 52, ст. 6983; 2014, N 43, ст. 5795; 2016, N 27, ст. 4278; 2017, N 14, ст. 2007; N 30, ст. 4458; N 31, ст. 4811) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок применения классификации операций сектора государственного управления (далее — Порядок).

2. Установить, что Порядок применяется при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2019 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, начиная с отчетности за 2019 год, за исключением положений подпунктов 13.4.9, 13.6.9, 14.4.9, 14.6.9, 15.3.9, 16.3.9 Порядка, которые применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2020 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, начиная с отчетности за 2020 год, а также положений подпунктов 11.5.2, 11.5.3, 12.5.2 Порядка, которые применяются при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2021 года, составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, начиная с отчетности за 2021 год. (в ред. Приказа Минфина РФ от 13.05.2019 N 69н)

Министр
А.Г. СИЛУАНОВ

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 29.11.2017 N 209н

(в ред. Приказов Минфина РФ от 30.11.2018 N 246н, от 13.05.2019 N 69н, от 29.09.2020 N 222н)

Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…

Для того чтобы обеспечить полноценное функционирование предприятия необходимо:

  • Обеспечить вложения в нефинансовые активы в определенном порядке. Естественно, что для каждого случая последовательность шагов будет своя. Но существует общая определенная закономерность, которой придерживаются собственники.
  • Для начала составляют инвентарный список нефинансовых активов в последовательности их необходимости. Для этого у уже действующего предприятия необходимо провести инвентаризацию и определить все инструменты, машины, типы оборудования, которое действуют и те, которые уже стали внеоборотными.
  • Составить список, а точнее, оборотную ведомость по нефинансовым активам, с выделением первоочередных пунктов, требующих инвестиции.
  • Рассчитать свободные средства, которые могут быть выделены на инвестиции в непроизводственные нефинансовые активы и расписать календарный план для того, чтобы определить, что уже находится в пути, а что можно отсрочить по покупке и выплатам.

Прежде, чем проводить комиссии по инвентаризации и анализировать необходимость в поступлении нефинансовых активов, следует четко представлять себе структуру, списки и обязательства по степени ликвидности. Они разделяются на:

  • Быстрореализуемые денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
  • Медленно реализуемые активы в форме запасов.
  • Средние по длительности, так называемые дебиторские задолженности. Сюда же относятся и труднореализуемые активы во внеоборотной форме.
  • Второй раздел — это пассивы, в которых стоит выделить срочные обязательства перед кредиторами: краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, постоянные пассивы в фиксированном виде.

Учитывая эту особенность можно грамотно распределить финансы и совершить правильные вложения.

Методическими указаниями № 173н утвержден перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств, в том числе инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф. 0504031),записываются только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности (два-три наиболее важных для данного объекта качественных показателя, исключая дублирование данных имеющейся в организации технической документации на данный объект). Как показали результаты проверки, в нарушение указанного нормативного документа в некоторых учреждениях имели место случаи, когда вышеуказанный раздел не заполнялся. С целью устранения данного нарушения следует заполнить этот раздел инвентарных карточек учета объекта основных средств.

Учет имущества, принятого на хранение

Нарушение. В ходе проведения контрольных мероприятий было выявлено, что учреждением согласно договору ответственного хранения, заключенному с ООО, приняты на хранение материальные ценности в количестве 17 штук (оборудование для пользования Интернетом). В нарушение п. 335 Инструкции № 157н вышеуказанное имущество не отнесено на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение». Согласно нормам п. 335 на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» ведется учет следующих материальных ценностей:

  • принятых учреждением на хранение, в переработку;
  • полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения их в собственность государства и (или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника (имущество, полученное в качестве дара, бесхозяйное имущество и т. п.);
  • изъятых в возмещение причиненного ущерба, за исключением материальных ценностей, являющихся согласно законодательству РФ вещественными доказательствами и учитываемых обособленно, материальных ценностей, изъятых (задержанных) таможенными органами и не помещенных на склад временного хранения таможенного органа.

Таким образом, имущество, находящееся в учреждении на хранении, следует принять к учету. В этом случае нарушение будет устранено.

Классификация институциональных единиц по секторам

Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица – хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства и являются хозяйствующими субъектами. Относящиеся к каждому сектору хозяйствующие субъекты имеют сходные цели, функции и источники финансирования, обуславливающие их сходное экономическое поведение.

Основными видами институциональных единиц внутренней экономики в соответствии с определениями, принятыми в СНС-93, являются:

— корпорации (нефинансовые и финансовые),

— квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),

— некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),

Корпорация – институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.

Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия.

Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО) – институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования.

Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т. е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т. д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.

Институциональный сектор экономики – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Выделяются следующие сектора внутренней (национальной) экономики: «Нефинансовые предприятия», «Финансовые учреждения», «Органы государственного управления», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства».

В сектор «Нефинансовые предприятия» (НФП) включаются корпорации, которые производят товары и нефинансовые услуги для продажи их на рынке по экономически значимым ценам. В этот сектор входят частные и государственные корпорации, совместные предприятия, а также предприятия, полностью находящиеся под контролем иностранного капитала.

Сектор «Финансовые учреждения» (ФУ) включает банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Последнее состоит в том, чтобы находить на финансовом рынке свободные денежные средства, аккумулировать их, перерабатывать в форму, удобную для инвесторов, и предоставлять инвесторам по ценам (ставкам), складывающимся на рынке. Финансовые учреждения финансируют свои издержки главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор «Органы государственного управления» (ОГУ) включает бюджетные государственные учреждения, главной функцией которых является перераспределение национального доходов и национального богатства, а также предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и его отдельным членам. Эти функции государственные учреждения осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и пр.), а также с целью недопущения чрезмерных разрывов в уровнях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, но также частично за ��чет доходов от собственности, которой они располагают.

Сектор «Домашние хозяйства» (ДХ) включает домашние хозяйства, т. е. единицы в основном потребительского характера, и мелкие некорпорированные предприятия, владельцами которых выступают домашние хозяйства (мелкие фермы, небольшие магазины, рестораны, мастерские и т. д.). В этот же сектор включаются лица свободных профессий. Предполагается, что они являются собственниками некорпорированных предприятий, состоящих из одного лица.

К сектору домашних хозяйств относятся также собственники жилья, в котором они сами проживают. Платная наемная прислуга (садовники, шоферы, повара) рассматриваются как члены тех домашних хозяйств, где они работают.

Свои издержки единицы, входящие в сектор домашних хозяйств, финансируют за счет оплаты труда, доходов от собственности, перераспределительных поступлений (пенсий, пособий), а также за счет выручки от реализации продукции некорпорированных предприятий, которые входят в этот сектор.

Сектор «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства» (НКО) включает общественные, политические, профсоюзные, религиозные организации, главная функция которых состоит в оказании нерыночных услуг членам этих организаций. Единицы, входящие в этот сектор, фи­нансируют свои издержки за счет взносов, доходов от собственности и пожертвований.

В финансово-промышленных группах (ФПГ), представляющих собой группу предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, при секторной группировке каждый участник ФПГ должен рассматриваться как отдельная институциональная единица и относиться к соответствующему сектору при всех способах формирования группы (путем передачи ее участниками находящихся в их собственности пакетов акций входящих в группу предприятий и финансово-кредитных учреждений в доверительное управление одному из участников группы, путем приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы и т. п.).

В холдингах, представляющих собой группы предприятий, в которых материнская корпорация контролирует несколько дочерних корпораций, каждая отдельная корпорация, за исключением вспомогательных, рассматривается при секторной группировке как самостоятельная институциональная единица.

Ответ недели: выбираем тип контрагента для последующей детализации КОСГУ

  • Постановление Правительства РФ от 01.04.2020 N 402

    «Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше»

  • Поручение Правительства РФ от 31.03.2020

    «О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»

  • Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 N 374

    Организации государственного сектора

    — государственные (муниципальные) учреждения;

    — органы местного самоуправления;

    — органы управления государственных внебюджетных фондов;

    — органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

    Такое обособление сделано, по-видимому, в целях выделения группы субъектов бюджетной сферы, в отношении которых применяются специальные правила.

    Например, для организаций государственного сектора в соответствии с бюджетным законодательством РФ устанавливаются:

    — формы первичных учетных документов (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ);

    — регистры бухгалтерского учета (ч. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ);

    — состав бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 4 ст. 14 Закона N 402-ФЗ).

    В определение «организации государственного сектора» не включены такие субъекты, как государственные корпорации, коммерческие организации (унитарные предприятия), созданные на базе государственного (муниципального) имущества, некоммерческие организации, учредителями которых являются публично-правовые образования (в частности, автономные некоммерческие организации), частные некоммерческие организации, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления, хозяйственные общества с долей участия РФ (субъекта РФ, муниципального образования) в уставном капитале, государственные компании.

    Рассмотрим подробнее субъектов, подпадающих под понятие «организации государственного сектора».

    Государственные и муниципальные учреждения могут быть следующих типов (п. 1 ст. 123.22 ГК РФ):

    Правовое положение государственных учреждений определяется нормами:

    — Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

    — Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

    2. Государственными академиями наук являются :

    Российская академия наук (РАН);

    Российская академия образования;

    Российская академия архитектуры и строительных наук;

    Российская академия художеств.

    Это некоммерческие организации, созданные в форме федеральных государственных бюджетных учреждений. Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук от имени РФ осуществляются Правительством РФ. Отдельные функции и полномочия учредителя и собственника имущества могут быть переданы уполномоченным федеральным органам исполнительной власти (п.п. 1 и 5 ст. 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

    1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

    В основу классификации институциональных секторов экономики положены общие принципы, критерии и понятия СНС-2008, адаптированные к условиям организации экономики Российской Федерации с учетом национального законодательства.

    Понятия и определения, приведенные ниже, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определяются исключительно в целях статистики и применения настоящего Приложения.

    Понятия и термины, используемые в настоящем Приложении, по которым не установлены определения, применяются в том значении, в каком они используются в гражданском, бюджетном и других отраслях законодательства Российской Федерации.

    Критерии отнесения институциональных единиц к тому или иному институциональному сектору экономики определяются Федеральной службой государственной статистики по данным об их экономической деятельности за каждый отчетный год и применяются с учетом их сохранения в течение трех лет подряд.

    Классификация институциональных секторов экономики (КИСЭ) представляет собой стандартное инструментальное средство систематизации и структурирования информации в соответствии с международными правилами и является составной частью нормативно-справочной информации, в том числе для использования в системе государственной статистики.

    Основанием для разработки КИСЭ являются:

    а) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.12.2013 N 2242-р о разработке, принятии и введении в действие приложения к Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм, содержащего классификацию институциональных секторов экономики;

    Международные договоры, регламентирующие представление согласованных данных по СНС-2008:

    — Меморандум о взаимопонимании между Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Директоратом статистики Организации экономического сотрудничества и развития о направлениях совместной деятельности (Москва, 22.10.2001);

    — Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации и Европейской комиссией (Евростат) по обмену статистическими данными (Нью-Йорк, 27.02.2013).

    В экономическую территорию Российской Федерации входят также острова, воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, в отношении которых распространяется юрисдикция Российской Федерации, «территориальные анклавы» в странах остального мира, т.е. четко очерченные части территорий других стран, используемые Правительством Российской Федерации на условиях аренды или права собственности для дипломатических, военных, научных или других целей с официального политического согласия органов государственного управления страны, на территории которой они фактически расположены. На них размещаются и осуществляют свою деятельность посольства, консульства, торговые и другие представительства Российской Федерации за рубежом.

    1.2 Институциональная единица относится к резидентам Российской Федерации, если преобладающий центр ее экономических интересов находится на экономической территории Российской Федерации, т.е. когда она в течение года и более осуществляет свою экономическую деятельность на экономической территории Российской Федерации.

    Фактическое или предполагаемое место пребывания в течение одного года используется в качестве практического правила; выбор одного года в качестве критерия является условным, он принят для того, чтобы содействовать достижению международной согласованности.

    Определение резидента Российской Федерации соответствует Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», за исключением определения резидентства филиалов единицы-нерезидента.

    Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, а также субъекты хозяйственной деятельности (хозяйствующие единицы), которым соответствует форма собственности «Собственность российских граждан, постоянно проживающих за границей», осуществляющие свою экономическую деятельность в Российской Федерации, относятся к резидентам Российской Федерации.

    Типами институциональных единиц являются:

    — нефинансовые корпорации (включая квазикорпорации);

    — финансовые корпорации (включая квазикорпорации);

    2) органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения;

    3) домашние хозяйства;

    4) некоммерческие организации (НКО), за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами:

    — нефинансовые рыночные НКО, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами;

    — финансовые рыночные НКО, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами;

    — нерыночные НКО, контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления;

    — нерыночные НКО, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ), включая подразделения корпораций, оказывающие услуги социального характера своим работникам, не контролируемые органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоупра��ления, органами управления государственными внебюджетными фондами.

    — некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ).

    Каждый сектор является частью экономики Российской Федерации и имеет характеристики, отличающие его от других секторов. Секторы подразделяются на подсекторы, а затем на более детальные составляющие (субподсекторы), характеризующиеся по мере дальнейшего дробления все большей степенью однородности.

    Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).

    В зависимости от видов экономической деятельности корпорации могут быть финансовыми и нефинансовыми.

    1.7 Финансовые корпорации представляют собой институциональные единицы, которые в основном заняты оказанием финансовых услуг, включая услуги финансового посредничества или вспомогательную финансовую деятельность.

    1.8 Нефинансовые корпорации представляют собой институциональные единицы, основной функцией которых является производство товаров, работ и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство возмещаются в основном из выручки от реализации.

    — корпоративные юридические лица, владельцем более 50 процентов акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения (за исключением корпоративных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления);

    — унитарные юридические лица, полномочия собственника которых осуществляют юридические лица, включаемые в сектор государственного управления (за исключением унитарных юридических лиц, являющихся институциональными единицами сектора государственного управления).

    В государственный сектор включаются единицы сектора государственного управления и финансовые и нефинансовые корпорации, соответствующие установленным выше критериям.

    1.10 Государственное (муниципальное) учреждение

    Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, финансируемая и контролируемая органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

    1.12.1 Рыночные производители относятся, в соответствии с характером их деятельности, к сектору нефинансовых корпораций или к сектору финансовых корпораций, а также могут быть отнесены к сектору домашних хозяйств.

    Первые финорганизации появились в США после Второй мировой войны, когда народ активно начал покупать товары в кредит. Спустя несколько десятков лет они появились в Японии и Западной Европе. Сегодня они достаточно популярны и в Украине. Это обусловлено наполнением потребительского рынка услугами и товарами, а также наличием конкуренции между ними. С одной стороны такие компании способствуют улучшению культуры обслуживания, наличию честной конкуренции и уменьшению проявления монополизма, а с другой стороны способствуют использованию в этой сфере инноваций.

    Эксперты даже утверждают, что финорганизации являются важным инструментом продвижения на рынок товаров длительного потребления в условиях экономического кризиса или падения спроса. В частности, речь идёт о продаже автомобилей, который в западных странах чаще всего приобретаются населением в кредит. К примеру, большинство автомобильных концернов создают дочерние финансовые компании и таким образом быстро сбывают выпущенную продукцию.

    Составные элементы народнохозяйственного комплекса могут быть сгруппированы по различным экономическим признакам. В зарубежных исследованиях на основании системы национальных счетов для обобщающей характеристики экономических процессов выделяют крупные секторы экономики.

    Сектор экономики — это совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели, функции и поведение. К их числу обычно относят:

    • сектор предприятий,
    • сектор домашних хозяйств,
    • сектор государственных учреждений
    • внешний сектор.

    Сектор предприятий обычно подразделяется на сектор финансовых и сектор нефинансовых предприятий.

    Сектор нефинансовых предприятий объединяет предприятия, занимающиеся производством товаров и услуг с целью получения прибыли, и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за их деятельностью, они, в свою очередь, подразделяются на государственные, национальные, частные и иностранные нефинансовые предприятия.

    Сектор финансовых предприятий охватывает институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством.

    Что такое организации государственного сектора

    Установлены единые правила признания затрат по государственным и муниципальным долгам публично-правовых образований и заимствованиям бюджетных и автономных учреждений. Определены общие требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской отчетности.

    Затраты по долговым обязательствам бюджетных и автономных учреждений по новому ФСБУ делятся так:

    • процентные расходы по долгосрочным обязательствам;
    • прочие затраты по долговым обязательствам.

    Расходы учитывают обособленно по каждой категории. Изначально прочие затраты признаются в составе расходов будущих периодов — по счету 0 401 50 000. Затем их включают в состав капитальных вложений или относят к расходам текущего периода.

    Новые стандарты затрагивают финансовые инструменты бюджетных учреждений. Под финансовым инструментом понимают договор, в результате заключения которого у одной стороны появляется актив, а у другой — финансовое обязательство перед другой стороной или увеличиваются чистые активы. ФСБУ определяет порядок учета:

    • денежных средств;
    • дебиторской задолженности;
    • долговых требований;
    • активов до погашения (деньги на депозитах от трех месяцев, долговые ценные бумаги);
    • активов для перепродажи (акции, облигации, векселя);
    • активов для получения доходов от участия (акции с целью владения, доли в уставных капиталах, участие в учреждениях).

    В составе финансовых обязательств учитывают кредиторскую задолженность и долговые обязательства.

    Этот ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий такого характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения этой информации в отчетность организации.

    Ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить собственные исключительные правила. Новые ФСБУ эти разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты отражаются в учете только согласно обозначенным нормам и никак иначе.

    Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта отражается в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют ФСБУ.

    Новый стандарт устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.

    Кроме государственных нефинансовых организаций выделяют коммерческие. С ними простые граждане сталкиваются намного чаще в своей повседневной жизни:

    Банки — кредитные организации, которые предлагают своим клиентам (юридическим и физическим лицам, ИП, государству) различный перечень продуктов и услуг, связанных с деньгами, ценными бумагами. Например, кредит, ипотека, расчетно-кассовое обслуживание, корпоративное обслуживание, доверительное управление. привлечение средств во вклады, брокерское обслуживание и т.д.

    КПК (кредитный потребительский кооператив граждан) — это своего рода объединение физических и юридических лиц в одну организацию по какому-то признаку и с целью взаимовыгодной финансовой помощи. То есть, КПК создается по какому-то принципу (например, территориальному или профессиональному, когда объединяются только врачи или строители, адвокаты или работники конкретного предприятия и т.д.) для возмездного кредитования вступивших пайщиков.

    МФК и МКК — это микрофинансовые и микрокредитные организации, основная цель которых заключается в предоставлении краткосрочных и долгосрочных займов, которые призваны удовлетворить основные потребности и желания потенциального заемщика.

    В большинстве случаев займы выдаются без залога, поручительства и обеспечения, справок с работы. Кроме выдачи займов такие организации могут привлекать денежные средств граждан во вклады.

    У ИТ-компаний и маркетплейсов нет достаточного опыта работы на финансовом рынке, поэтому стать полноценным конкурентом крупным универсальным банкам они пока что вряд ли смогут. Однако их приход на финансовый рынок — это вызов для малых и средних банков, которым и без этого непросто конкурировать с банками из первой десятки.

    «Конкурировать с крупнейшими банками ИТ-компаниям и маркетплейсам будет крайне тяжело из-за развитой инфраструктуры у кредитных организаций, наличия соответствующих компетенций и обладания обширной клиентской базой», — говорит управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов.

    С ним соглашается и Налютин. Он предупреждает, что финансовая отрасль функционирует в рамках сложной регуляторной среды, а соответствие требованиям требует специализированной квалификации и внедрения соответствующих механизмов.

    Конкурентным преимуществом BigTech является то, что они владеют большим набором данных о клиентах: их предпочтениях и вкусах, поездках на транспорте, походах в кино и так далее. «Благодаря этому ИТ-компании могут лучше формировать профиль клиента, а значит точнее предугадывать его потребности и делать более выгодные персонализированные предложения, в том числе финансовых у��луг», — уверен Ломов из «Ассоциации ФинТех».

    Массовая покупка ИТ-компаниями и маркетплейсами кэптивных банков (банки, созданные для обслуживания одной или нескольких компаний. — РБК Тренды) станет стимулом для традиционных банков развивать партнерские отношения с крупными игроками:

    • предлагать клиентам более выгодные условия;
    • создавать совместные площадки;
    • развивать ко-брендинг финансовых и нефинансовых продуктов.

    Ломов приводит пример США, где такие гиганты как Amazon предлагают своим клиентам банковские карты (выпускаемые в партнерстве с банками), цифровые кошельки (Amazon Pay), а также выдают кредиты (Amazon и Bank of America).

    Нефинансовые показатели деятельности предприятия – это показатели, значение которых выражено в натуральных единицах, долях или процентах. При расчете не используются показатели, оцененные в денежных единицах. Зачастую нефинансовые показатели являются базой для расчета финансовых, так выручка – это стоимость всех проданных товаров, а проданные товары выражены в натуральных единицах, то есть являются нефинансовым показателем.

    Одна из задач анализа деятельности предприятия с использованием нефинансовых показателей – убрать влияние денежного фактора при сопоставлении. К примеру, трудовые ресурсы в Москве, заведомо дороже, чем в Воронеже, и сравнивать ФОТ двух городов нет смысла. Рентабельность тоже: в Москве будут выше продажи, но дороже ресурсы; стоимость привлечения клиентов будет выше в миллионнике, чем в периферийном муниципалитете. Если мы в разных регионах, согласно стратегии, используем разную ценовую политику, то эффективность менеджмента стоит оценивать не по выручке, а по количеству проданных товаров.

    Другая задача, которая стоит перед нефинансовыми показателями, – дополнить информацию, выраженную в деньгах, показать иной разрез. Например, один продавец дает десяток мелких продаж в месяц, другой несколько, но крупных, третий меньше, чем первый, но его покупатели становятся постоянными клиентами и возвращаются за новыми покупками. Как видим, только суммы продаж на человека для анализа работы сотрудников продаж будет мало.

    Нефинансовые показатели отражают суть процессов, состояние ресурсов, интенсивность их использования. Часто они оказываются опережающими показателями достижения целей, выраженных финансовыми. Например, прибыль будет ниже ожидаемой, если мы уже сейчас видим что упали продажи на человека в день, упала загрузка мощностей, вырос процент брака и т.п.

    Нефинансовые показатели отражают суть процессов, состояние ресурсов, интенсивность их использования.

    Логичным признаком классификации для нефинансовых показателей является функция или группа процессов предприятия, которая с их помощью анализируется.

    • производство;
    • снабжение;
    • продажи;
    • логистика;
    • продвижение.

    Производство характеризуют такие показатели, как:

    • выход готовой продукции;
    • процент брака;
    • выработка на человека;
    • время, затраченное на единицу продукции;
    • число и время простоев;
    • время на переналадку;
    • план-фактный анализ расходов ресурсов (электричества, сырья, воды, человеко-часов);
    • число рекламаций.

    Для сферы снабжения важны показатели своевременности и полноты выполнения заявок, оборачиваемость запасов в днях, качество поставляемых материально-технических ресурсов и, соответственно, число возвратов и рекламаций поставщикам.

    Нефинансовые показатели для функции «Продажи» – это число и динамика покупателей, позиций в чеке, дополнительных продаж, повторных продаж, число продаж на одного продавца, на метр квадратный торговой площади, на погонный метр полки и т.п.

    Интернет экономика дала нам ряд дополнительных показателей для анализа продаж, объединенных термином – Unit-экономика: число привлеченных пользователей, конверсия из пользователя в покупателя, число платящих клиентов, среднее число платежей или покупок на клиента.

    Для анализа логистики используются такие нефинансовые показатели, как процент загрузки транспорта, степень удовлетворенности заказчика, срок доставки, число задержек, порча товара при доставке и т.п.

    Нефинансовые показатели – такая же часть информационно-аналитической среды предприятия, как и финансовые. Они друг друга взаимно дополняют и обогащают, являются опережающими и объясняющими для других, результирующих, целевых. Поэтому выделять и строить отдельно систему нефинансовых показателей нет смысла, оба типа показателей должны находиться в единой системе и информационной среде, чтобы всегда можно было получать всестороннюю аналитику и информацию.

    Задача сводится к формированию сбалансированного подхода, согласованию целей отчетности и затрат при разработке системы показателей, чтобы стоимость ведения создаваемой отчетности не выходила за рамки разумного. Показатели должны охватить важнейшие аспекты деятельности предприятия, при этом и операционного и стратегического масштаба.

    Найти среди собственных сотрудников того, кто готов был бы сформировать подобную систему сложно. Таким специалистом должен быть менеджер с глубоким погружением в операционную деятельность, внутренние процессы компании и одновременно обладающий стратегическим видением. Хорошим вариантом будет нанять внешнего консультанта, который обладает высокими компетенциями в реализации подобных проектов, так как, несмотря на индивидуальность показателей каждой конкретной компании, общие принципы и методы формирования системы – общие.

    Есть известная и хорошо проработанная методология – система сбалансированных показателей (ССП, balanced scorecard, BSC), разработанная Р. Капланом и Д. Нортоном.

    Классическая структура ССП, которую предложили Нортон и Каплан, разделена на четыре составляющие:

    1. Финансы.
    2. Клиенты.
    3. Внутренние процессы.
    4. Обучение и рост.

    Ключевые показатели деятельности, сгруппированные в соответствии с этой структурой, показывают степень успешности указанного направления, которые в свою очередь отвечают за достижение стратегических целей. Причем нефинансовым показателям деятельности в этом подходе зачастую отдается приоритет.

    ССП – хорошо проработанная технология с большим числом внедрений, но и она не является эталоном, можно и нужно применять творческий подход и использовать собственное стратегическое видение для формирования собственной уникальной системы показателей деятельности.

    Объекты нефинансовых активов являются ресурсами предприятия, которые им используются с целью обеспечения производственного процесса, но при этом в долгосрочной перспективе не могут быть реализованы. С их помощью предприятие может получить выгоду. Активы подразделяются на произведенные и непроизведенные, а движение по ним в ракурсе создания, получения или передачи фиксируется в первичных документах.

    Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…

    В условиях нарастания действия рыночных механизмов в переходной экономике, усиления фактора спроса и предложения в регулировании деятельности предприятия все его виды циклов становятся более идентичными сложившейся в мире системе деловых циклов.

    Для регулирования развития государственного сектора экономики в современных условиях требуется изучение циклов в их совокупности, начиная с краткосрочных циклов, характеризующих деятельность одного или нескольких предприятий, выявления механизма инвестиционных и воспроизводственных циклов на разных уровнях отраслевого и территориального управления и кончая изучением общенациональных долгосрочных циклов, связанных с проблемами приоритетных направлений научно-технического прогресса и структурной перестройки экономики на систему рыночных отношений.

    При этом следует учитывать кардинальные изменения в структуре воспроизводства, связанные с социально-политической ориентацией и конверсией на рыночные методы работы государственного и коммерческого секторов, увеличением производства товаров народного потребления всеми отраслями экономики России. Для этих прогнозов рекомендуется использовать многомерную модель воспроизводства, позволяющую увязать детализированную схему подразделений с воспроизводством ресурсов и воспроизводственными циклами.

    В современном прогнозировании необходимо дать последовательное объяснение изменений траектории и темпов экономического роста под воздействием различных по своей природе циклических колебаний, провести сущностный анализ того, как ведут себя основные параметры экономической динамики в условиях, когда ее факторы, находящиеся в тесном взаимодействии, флуктуируют с определенной периодичностью и регулярностью.

    Прогнозирование явлений экономической цикличности в их взаимосвязи должно сопровождаться изучением конкретных форм проявления всех видов циклов применительно к условиям современной переходной экономики. Это позволит воспользоваться определенными преимуществами прогнозирования с учетом взаимодействия циклов и регулируемых государством процессов государственного и коммерческого секторов экономики.

    Государственный сектор – часть экономики, полностью контролируемая государственными органами, и находящаяся в собственности государства.

    Государственный сектор и государственная собственность – разные понятия и различна их роль в системе регулирования.

    Важнейшая роль государственного сектора – аккумуляция и перераспределение значительных денежных средств на социальные и экономические цели согласно концепции определенной модели экономики.

    План государственного сектора – документ, отражающий развитие всей совокупности государственных предприятий и организаций. Он является составной частью комплексного плана развития национальной экономики.

    Государство владеет большим объемом собственности: унитарными предприятиями и учреждениями, акциями различных компаний (в том числе с контрольным пакетом акций), недвижимостью в России и за рубежом. Собственность должна эффективно использоваться, служить источником поступления средств в бюджет для решения социальных и экономических задач.

    Ответ недели: выбираем тип контрагента для последующей детализации КОСГУ

    • Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79

      «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций»

    • Указ Президента РФ от 25.02.2022 N 78

      «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 24.02.2022 N 74

      «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 213 «Вопросы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации»

    • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 244

      «О создании на территориях муниципальных образований «город Железногорск» и «Железногорский район» Курской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа»

    • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 236

      «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385»

    • Постановление Правительства РФ от 26.02.2022 N 239

      «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы»

    ЦБР разрешит нефинансовым организациям оказывать платежные услуги и переводы

    В зависимости от экономической системы институциональные единицы формируются в институциональные секторы. В общей сложности выделяют шесть секторов: сектор нефинансовых (производственных) корпораций, сектор финансовых организаций (посредников), сектор домашних хозяйств, сектор некоммерческих организаций (НКО), сектор государственных учреждений и сектор «остальной мир» (внешнеэкономические связи).

    К нефинансовому сектору относятся организации, созданные с целью получения прибыли или иной денежной выгоды от операций по производству товаров или оказанию любых услуг на платной основе, кроме финансовых посреднической функции. Основным видом деятельности нефинансовых организаций является производство товаров или оказание услуг исключительно на возмездной основе.

    Этот сектор представляет собой отдельных лиц и их группы как потребителей, а также предпринимательскую деятельность резидентов страны по производству товаров и услуг. Особенностью такой деятельности является тот факт, что она не может быть отделена от домашнего хозяйства его владельца ни с юридической, ни с экономической точки зрения.

    Данный сектор состоит из институциональных единиц, осуществляющих финансовые операции на коммерческой основе (коммерческие кредитные организации), и производит страховые операции (страховые организации) независимо от их формы собственности.

    Нефинансовые активы – это вся совокупность объектов определенного предприятия, организации, частной фирмы, бюджетного учреждения, которые относятся к имущественной категории и призваны помогать получать прибыль. Таким образом, становится понятно, что они связаны с процессом производства – являются его неотъемлемой частью. Именно поэтому они должны участвовать в бухгалтерском бюджетном учете.

    Рассматривая структуру, можно выделить следующие виды:

    • Первая категория – это произведенные ресурсы. Для того чтобы воспользоваться ими, индивидуальный предприниматель должен приложить определенные усилия для их получения. К ним относятся – все сооружения и недвижимость в распоряжении собственника (жилая и нежилая); машины и оборудование для производства и оказания услуг; живые организмы, выращивание которых необходимо для производства; любое программное обеспечение и прописанные коды для функционирования оборудования и совершения определенных действий в производственном цикле; произведения искусства; процесс разведки полезных ископаемых и все, что привлекается для получения этого результата; все запасы, которые используются для производства или оказания услуг; любые объекты, представляющие ценности для предприятия.
    • Непроизведенные нефинансовые активы включают в себя – землю независимо от ее площади; недра и полезные ископаемые; любые биологические ресурсы, которые используются для получения выгоды; водные ресурсы с учетом ограничений по законодательству; патентные документы, которые помогают запустить производство и наладить выпуск той или иной продукции; репутация организации, включая бренд, слоган, девиз. А также ряд других нефинансовых активов у организаций как государственного, так и частного сектора, включая часть имущества казны, на которую они могут рассчитывать в ходе участия в различных грантовых программах.

    Изменения в порядке применения КОСГУ

    Сегодня многие налогоплательщики по-прежнему ограничивают процедуры проверки контрагентов сбором базовой информации, которая доступна в открытых источниках.

    Например, есть целый набор бесплатных ресурсов ФНС для поиска контрагента по ИНН, проверки задолженности по уплате налогов, выявления адресов массовой регистрации, поиска людей в реестре дисквалифицированных лиц и др. Также уже не первый год работает сервис «Прозрачный бизнес», с помощью которого можно получить комплексную информацию о налогоплательщике. В рамках этого ресурса ФНС открывает всё больше полезных данных, которыми можно воспользоваться, чтобы минимизировать риски.

    Но, к сожалению, использования только открытых источников для проверки контрагента сегодня недостаточно.

    Все данные о контрагенте в один клик: поиск связанных организаций, участие в госконтрактах, финансовое состояние и многое другое

    Важно, чтобы подход компаний к проверке своих деловых партнеров основывался:

    • на требованиях законодательства;
    • на судебной практике;
    • на разъяснениях регулятора.

    Сегодня разумный подход заключается в выстраивании определенной системы мер, которая должна включать не только сбор и анализ общедоступной информации, но и доказательств того, что деловой партнер располагает достаточным количеством ресурсов, у него есть квалифицированные сотрудники и т.д.

    В рамках анализа необходимо ответить на ряд вопросов. Привлекает ли ваш контрагент для выполнения своей задачи других контрагентов? Осведомлены ли вы о всей цепочке поставок? Уплачивает ли контрагент налоги и какими документами вы можете это подтвердить, не нарушая коммерческой тайны?

    Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.

    Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…

    Под финансовыми активами (ФА) понимаются права организации на доходы от функционирования реальных активов. Инвестиционные вклады в ФА предоставляют учреждению возможность дальнейшего получения прибыли от приобретенных за счет инвестиций реальных ресурсов.

    К финансовым активам относятся следующие категории:

    • наличные и безналичные денежные средства;
    • акции и иные ценные бумаги;
    • дебиторская задолженность;
    • различные финансовые вложения;
    • расчетные документы в пути и проч.

    Оценка финансовых активов — это определение величины денежных ресурсов, в которую могут быть переведены ФА. Оценка проводится для мониторинга текущего материального состояния и уровня платежеспособности организации.

    Оценка проводится в несколько этапов:

    1. Исчисление установленного и ожидаемого денежных потоков, анализ вероятности получения организацией определенных материальных средств.
    2. Выявление надлежащей процентной ставки дисконтирования потока.
    3. Вычисление фактической стоимости ФА.

    Понятие нефинансового актива относится к категории бухгалтерской терминологии. Оно не используется в других сферах функционирования компании и в других областях. Простыми словами, нефинансовый актив интерпретируется как материальный или нематериальный ресурс, который находится в распоряжении субъекта хозяйствования более одного года и может стать источником получения в текущем времени или в будущем периоде финансовой выгоды. Основными его признаками являются:

    • нахождение в собственности субъекта предпринимательства;
    • использование объекта;
    • получение прибыли, которая может быть выражена в денежном эквиваленте.

    К категории таких объектов не относятся ресурсы, которые при соответствующих описанию параметрах не могут принести прибыль. Пока собственность не станет ее источником, она не может быть отнесена к категории активов. Доход может быть получен субъектом в результате владения объектами, распоряжения ими или пользованием.

    Отличие нефинансовых от финансовых активов заключается в невозможности свободного обращения первых между несколькими предпринимательскими субъектами. На момент получения прибыли объекты должны находиться в собственности предприятия. При их продаже они вносятся покупателем в свой список аналогичных объектов и удаляются из списка продавца. Активы, имеющие нефинансовый характер, классифицируются по источнику возникновения. Они могут быть производственными или непроизводственными.

    • драгметаллы, камни, которые предприятие не использует в качестве ресурсов в производственных целях;
    • произведения искусства, антиквариат;
    • ценности, которые не входят в другие категории, – ювелирные изделия, изготовленные из драгметалла и камней.

    Непроизведенные имущественные объекты представляют собой виды активов, чье происхождение не связано с процессом производства. Они могут быть материальными и нематериальными.

    Рассматривая структуру, можно выделить следующие виды:

    • Первая категория – это произведенные ресурсы. Для того чтобы воспользоваться ими, индивидуальный предприниматель должен приложить определенные усилия для их получения. К ним относятся – все сооружения и недвижимость в распоряжении собственника (жилая и нежилая); машины и оборудование для производства и оказания услуг; живые организмы, выращивание которых необходимо для производства; любое программное обеспечение и прописанные коды для функционирования оборудования и совершения определенных действий в производственном цикле; произведения искусства; процесс разведки полезных ископаемых и все, что привлекается для получения этого результата; все запасы, которые используются для производства или оказания услуг; любые объекты, представляющие ценности для предприятия.
    • Непроизведенные нефинансовые активы включают в себя – землю независимо от ее площади; недра и полезные ископаемые; любые биологические ресурсы, которые используются для получения выгоды; водные ресурсы с учетом ограничений по законодательству; патентные документы, которые помогают запустить производство и наладить выпуск той или иной продукции; репутация организации, включая бренд, слоган, девиз. А также ряд других нефинансовых активов у организаций как государственного, так и частного сектора, включая часть имущества казны, на которую они могут рассчитывать в ходе участия в различных грантовых программах.

    Методическими указаниями № 173н утвержден перечень унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств, в том числе инвентарная карточка учета объекта основных средств (ф. 0504031),записываются только основные качественные и количественные показатели основного объекта, а также относящиеся к нему важнейшие пристройки, приспособления и принадлежности (два-три наиболее важных для данного объекта качественных показателя, исключая дублирование данных имеющейся в организации технической документации на данный объект). Как показали результаты проверки, в нарушение указанного нормативного документа в некоторых учреждениях имели место случаи, когда вышеуказанный раздел не заполнялся. С целью устранения данного нарушения следует заполнить этот раздел инвентарных карточек учета объекта основных средств.

    Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует д��нный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.

    Что это такое? Непроизводственные нематериальные нефинансовые активы — это юридические формы, которые образуются в процессе производства и способны переходить от одних единиц (институциональных) к другим. К их числу относят документы, разрешающие владельцу заниматься конкретной деятельностью. При этом они исключают из этого функционирования другие единицы (институциональные), кроме как по разрешению собственника.

    В состав этих активов входят:

    1. Договоры об аренде и различные соглашения с правом передачи (приобретенный гуд-вилл — условная оценочная стоимость репутации).

    2. Объекты патентования — новейшие изобретения, которые характеризуются технической новизной, которым предоставляется судебная защита на основе закона.

    Рассмотрим, более детально, что значит активы нефинансовые. Нефинансовые произведенные активы появляются в итоге производственных процессов и включают три главных элемента:

    • основные фонды (функционируют в отраслях, которые производят товары и оказывают услуги);
    • запасы оборотных материальных средств;
    • ценности.

    Главными фондами называются произведенные активы, которые созданы в процессе производства, которые продолжительное время постоянно или неоднократно в неизменной вещественной натуральной форме применяются для производства товаров, оказания нерыночных и рыночных услуг, утрачивая постепенно собственную стоимость.

    Запасы материальных оборотных средств — оборотные средства (фонды) — важная часть национального богатства страны. Они используются однократно в производственном процессе и переносят полностью свою стоимость на услуги или продукцию за один производственный цикл, изменяя собственную вещественную и натуральную форму при производстве.

    ОПИСАНИЕ РИСКА

    УЯЗВИМОСТИ

    ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ РИСКА

    К некредитным финансовым организациям и нефинансовым предприятиям и профессиям относятся страховые компании, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, микрофинансовые организации, операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, профессиональные участники рынка ценных бумаг и организации федеральной почтовой связи.

    Анализ данного способа перемещения денежных средств через указанные организации показал, что указанный способ в сравнении с другими наименее востребован, так как требует дополнительных действий со стороны террористов.

    Однако необходимо отдельно выделить операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

    Возможность использования номеров мобильных телефонов как инструмента, на котором могут аккумулировать денежные средства с последующим их перемещением.

    •Усиление мер внутреннего контроля операторов связи путем создания инструкций со стороны уполномоченных органов. •Внесение изменений в Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» с учетом существующих положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

    Институционные единицы на макроуровне группируются в сектора экономики. Деление на сектора необходимо для того, чтобы узнать в какой мере они участвуют в процессе экономического развития страны. Например, сектор «домашние хозяйства» какую извлекает пользу из экономической политики или как на него влияют меры правительственной политики.

    Сектора представляют собой группы институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых ими функций в экономическом процессе и способа финансирования затрат.

    Банк России предложил определение финансовых холдингов с НФО

    Нефинансовые активы – это вся совокупность объектов определенного предприятия, организации, частной фирмы, бюджетного учреждения, которые относятся к имущественной категории и призваны помогать получать прибыль. Таким образом, становится понятно, что они связаны с процессом производства – являются его неотъемлемой частью. Именно поэтому они должны участвовать в бухгалтерском бюджетном учете.

    Для того чтобы обеспечить полноценное функционирование предприятия необходимо:

    • Обеспечить вложения в нефинансовые активы в определенном порядке. Естественно, что для каждого случая последовательность шагов будет своя. Но существует общая определенная закономерность, которой придерживаются собственники.
    • Для начала составляют инвентарный список нефинансовых активов в последовательности их необходимости. Для этого у уже действующего предприятия необходимо провести инвентаризацию и определить все инструменты, машины, типы оборудования, которое действуют и те, которые уже стали внеоборотными.
    • Составить список, а точнее, оборотную ведомость по нефинансовым активам, с выделением первоочередных пунктов, требующих инвестиции.
    • Рассчитать свободные средства, которые могут быть выделены на инвестиции в непроизводственные нефинансовые активы и расписать календарный план для того, чтобы определить, что уже находится в пути, а что можно отсрочить по покупке и выплатам.

    Прежде, чем проводить комиссии по инвентаризации и анализировать необходимость в поступлении нефинансовых активов, следует четко представлять себе структуру, списки и обязательства по степени ликвидности. Они разделяются на:

    • Быстрореализуемые денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
    • Медленно реализуемые активы в форме запасов.
    • Средние по длительности, так называемые дебиторские задолженности. Сюда же относятся и труднореализуемые активы во внеоборотной форме.
    • Второй раздел — это пассивы, в которых стоит выделить срочные обязательства перед кредиторами: краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, постоянные пассивы в фиксированном виде.

    Учитывая эту особенность можно грамотно распределить финансы и совершить правильные вложения.

    Понятие общественных финансов. Общественные (государственные и муниципальные) финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Сферой финансов является совокупность операций с доходами, их распределением и перераспределением в процессе общественного воспроизводства. В рамках процесса производства, распределения и перераспределения валового внутреннего продукта образуются и расходуются фонды денежных средств субъектов хозяйствования. Эти денежные средства, рассматриваемые в процессе их образования и движения, образуют финансы субъектов экономической деятельности, обеспечивающие для них возможность нормального функционирования. Внутренняя экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется, как уже говорилось, на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые корпорации; государственное управление; частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К каждому из этих секторов относятся соответствующие субъекты хозяйствования (институциональные единицы).

    Организации государственного сектора — государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

    Термин «Организации государственного сектора» определен в пункте 9 статьи 3 Федерального закона N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» следующим образом: Организации государственного сектора — государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

    Исходя из этого определения, к организациям государственного сектора не относятся, к примеру, государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы).

    Такой подход обусловлен тем, что бухгалтерский учет организаций государственного сектора отличается от учета в иных организациях (в том числе и от ГУПов и МУПов). Такие организации, к примеру, пользуются планом счетов бухгалтерского учета, отличающегося от плана счетов для иных организаций.

    Государственное учреждение — учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

    Муниципальное учреждение — учреждение, созданное муниципальным образованием.

    Организации государственного сектора – все организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом; бесприбыльные организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством.

    Организации государственного сектора – государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов (п. 9 ст. 3 Закона № 402-ФЗ).

    Финансовый сектор или сектор финансовых корпораций включает и себя следующие основные сектора и п��дсектора:

    Подсектора Индекс
    Финансовые корпорации S12
    Центральный банк S121
    центральный банк S1211
    валютное правление S1212
    правительственное агентство S1213
    Другие депозитные корпорации S122
    Другие финансовые корпорации S123
    Финансовые вспомогательные единицы S124
    Страховые корпорации и пенсионные фонды S125
    Другие финансовые посредники кроме страховых корпораций и пенсионных фондов S126


    Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...