§ 3. Розыск лиц, пропавших без вести

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «§ 3. Розыск лиц, пропавших без вести». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).

Розыск подозреваемых и обвиняемых в Российской Федерации, что это и как работает. Часть 2

Продолжим наш разговор.

Формально процедура объявления в розыск подозреваемого или обвиняемого заключается в вынесении следователем постановления об объявлении в розыск и направлении данного постановления для исполнения в оперативное подразделение соответствующего правоохранительного органа (МВД РФ, ФСБ РФ).

Следователь выносит и направляет постановление о розыске в оперативное подразделение в трёхдневный срок с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Розыск может быть объявлен как во время производства следствия, так одновременно с приостановлением следствия.

Если следователь объявляет обвиняемого или подозреваемого в розыск одновременно с приостановлением предварительного следствия, то он вправе не составлять отдельное постановление об объявлении в розыск: в этом случае выносится единое постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении в розыск.

Для исполнения поручений следователя о розыске обвиняемых и подозреваемых в системе оперативных подразделений МВД РФ и ФСБ РФ созданы специальные розыскные подразделения, сотрудники которых после получения постановления об объявлении в розыск заводят розыскное дело на разыскиваемое лицо и принимают меры к установлению местонахождения последнего. Как правило, розыскное дело заводится по истечении 10 дней со дня поступления постановления следователя об объявлении обвиняемого или подозреваемого в розыск.

В течении указанных 10 дней оперативными сотрудниками проводятся первоначальные действия по установлению местонахождения разыскиваемого лица, и, если эти действия не дали результата, заводится розыскное дело.

Однако в случаях, не терпящих отлагательств, когда имеются сведения о том, что без проведения всего комплекса розыскных мероприятий обвиняемого не обнаружить, например, имеются сведения о том, что обвиняемый покинул пределы России, розыскное дело заводится сразу после объявления лица в розыск. О заведении розыскного дела выносится отдельное постановление, одновременно разрабатывается план розыскных мероприятий, который утверждается руководителем розыскного подразделения.

После заведения розыскного дела оперативный сотрудник незамедлительно заполняет на разыскиваемое лицо розыскную карточку в двух экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку установленной формы, которая направляется для постановки разыскиваемого на учёт в федеральных и региональных информационных центрах (ГИЦ МВД РФ, ЗИЦ ГУ МВД РФ и по всем субъектам федерации, также при необходимости в информационных центрах ФСБ и иных правоохранительных органов).

Также на разыскиваемое лицо заполняются опознавательные карты, которые хранятся в материалах розыскного дела, а по истечении гола направляются в информационные центры для проверки по картотекам неопознанных трупов (на без вести пропавших опознавательные карты направляются не позднее одного месяца).

О розыске информируется подразделение МВД РФ по месту выдачи паспорта, также органы ЗАГСа по месту получения свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака (делается это на случай обращения разыскиваемым за получением нового паспорта, за сменой фамилии, получением паспорта и др.).

В ходе розыска опрашиваются соседи, родственники и знакомые разыскиваемого лица, изымаются образцы почерка, фотографии и образцы для сравнительного исследования, подготавливаются и направляются в вышестоящие и иные подразделения органов внутренних дел, ФСБ РФ, в частности по месту возможного местонахождения разыскиваемого лица розыскные задания и ориентировки, информация для помещения сведений о разыскиваемом лице в оперативные сводки и ориентировки.

Анализ современной следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев следствие в один и тот же день выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, постановление о приостановлении следствия и объявлении лица в розыск.

Данная практика заочного предъявления обвинения в целях объявления лица в розыск уходит своими корнями в советскую эпоху, однако в современных условиях ее законность при рассмотрении во взаимосвязи действующих процессуальных норм вызывает сомнения, так как, к примеру, не позволяет уведомить лицо о предстоящей процедуре предъявления обвинения.

Итак, объявление в розыск в связи противоправным поведением лица возможно только в отношении подозреваемого или обвиняемого. С формальной точки зрения для объявления гражданина в розыск помимо факта наличия возбужденного уголовного дела должно быть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • уголовное дело должно быть возбуждено в отношении разыскиваемого лица;
  • в отношении разыскиваемого лица должно быть вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • разыскиваемое лицо должно было быть ранее допрошено по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • разыскиваемое лицо задерживалось ранее по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • в отношении разыскиваемого лица применялась мера пресечения до предъявления обвинения;
  • разыскиваемое лицо уведомлялось о подозрении в совершении преступления при производстве расследования по уголовному делу в форме дознания.

Именно наличие одного из перечисленных обстоятельств подтверждает статус лица по делу как соответственно подозреваемого или обвиняемого.

Условия признания безвестно отсутствующим

Жена может подавать в суд заявление о признании безвестно отсутствующим, если муж:

  • Не появляется по месту жительства и прописки больше 1 года;
  • Никак не проявляет своё присутствие: не пишет, не появляется в соцсетях, о нём ничего неизвестно коллегам, друзьям, родственникам. Сведения о нём никак невозможно получить никакими способами.
  • Его местонахождение не может установить ни полиция, ни служба судебных приставов (если он числится алиментоплательщиком).

Дополнительные основания для признания безвестно отсутствующим, которые принимает во внимание суд при вынесении решения:

  1. Никто не может подтвердить, что пропавший собирался сменить место жительства, переехать.
  2. Пропавший не забрал из дома или с работы ценные вещи и документы перед тем, как исчезнуть.
  3. Он уехал на своём автомобиле.
  4. Он не конфликтовал ни с кем, не имел проблем с законом, не преследовался коллекторами.

Куда еще обратиться за помощью

Куда еще можно обратиться при пропаже человека:

  • к представителям волонтерских поисковых отрядов;
  • в крупные городские паблики в соцсетях;
  • в интернет-сообщества и группы для поиска людей.

В перечень официальных волонтерских организаций для поиска людей входят:

  • Лиза Алерт (общефедеральный поисковый отряд);
  • Союз добровольцев России (Крым);
  • «Василиса», «Надежда», «След» (Татарстан);
  • молодежный центр «Виктория» (Краснодарский край);
  • «Поиск пропавших детей — Красноярск»;
  • ПСО «Волонтер» (Нижегородская область);
  • ПСО «Белая сова — Тюмень» и др.

Первой проблемой, с которой сталкиваются граждане, подающие заявление о признании, является нехватка доказательной базы. Причем они должны быть фактическими, объективными, неоспоримыми. Доказательную базу поможет подготовить юрист. Но есть множество примеров, когда признание оформляется без особых препятствий, как в случае когда гражданка Никонова Е.А. проводила мужа, который уехал к родственникам, но в пункт назначения не прибыл. Предоставлены билеты на самолет, и сотрудники полиции установили, что на борт Никонов. В.Ф. поднялся. После посадки о нем нет никаких сведений уже год.

У родственников он не появился, в соцсети не заходил, телефон отключен. Правоохранительными органами произведены мероприятия по розыску. Оказалось, что ни в моргах, ни в больницах гражданина Никонова нет. Паспорт был найден третьим лицом, который принес его в райотдел полиции города, куда прилетел пропавший. Суд произвел дополнительные проверки, на основании которых вынес решение о признании Никонова безвестно отсутствующим, и огласил соответствующий вердикт. Теперь его жена может развестись и получить деньги на потерю кормильца.

Читайте также:  Как перевеcти квартиру в нежилое помещение в 2021 году. Инструкция

Разновидности розыска

Розыскные мероприятия представляют собой целый комплекс мер, направленных на обнаружение лиц, пропавших без вести, или же людей, скрывающихся от правосудия. Нередко человек пускается в бега без видимых на то причин. Такими людьми движет чувство страха или нежелание общаться с родственниками. Если же попытки скрыться от следствия предпринимаются подозреваемым, то этот факт будет учет при вынесении приговора.

Различают несколько видов розыска:

  1. Местный. Такие мероприятия проводятся в районе проживания пропавшего гражданина или в его населенном пункте.
  2. Региональный. Предполагает более широкую зону поиска. Человека ищут в пределах края, области, округа.
  3. Федеральный. В этом случае пропавшего ищут по всей стране. Кроме того, в федеральный розыск могут объявить автомобили, участвовавшие в авариях со смертельным исходом.
  4. Международный. При наличии информации о том, что преступник пересек границу, его могут разыскивать по всему миру. Правоохранители направляют ориентировки в различные страны, подключая к поискам таможенную службу. В международный розыск попадают только те злоумышленники, которые совершили громкие и крупные преступления. К ним относятся политики, хакеры, террористы.

Ст 315 ук рф основания розыска

Основания розыска В соответствии со статьей 210 УПК РФ, если местонахождение обвиняемого неизвестно, следователь поручает производство розыска органам дознания. Об этом поручении указывается в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносится отдельное постановление. Розыск обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. К постановлению о розыске прикладывается справка о личности разыскиваемого обвиняемого с указанием всех его анкетных данных, если имеется – то и фотография или дактокарта.

Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, из-под конвоя подразделений уголовно-исполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ – после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания. При наличии оснований, перечисленных в ст. 97 УПК РФ (основания избрания меры пресечения), в отношении разыскиваемого обвиняемого может быть избрана мера пресечения. В случае, если обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ, либо им нарушена ранее избранная мера пресечения, или обвиняемый скрылся, в качестве меры пресечения может быть избрано заключение под стражу. По приостановленному в связи с розыском обвиняемого делу следователь регулярно направляет запросы органу, которому поручено производство розыска, о результатах предпринятых розыскных мероприятий, осуществляет координационную работу по направлению розыска. Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней (после вынесения постановления) передается через канцелярию в розыскное подразделение правоохранительного органа. При получении материалов объявления обвиняемого в розыск, сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав правоохранительного органа о личности и приметах разыскиваемого, включая сведения об уклонении в суточную сводку о происшествиях и преступлениях. По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску. В оперативно-розыскные органы, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки. Если первоначальные проверочные мероприятия не дали результатов, по истечении 10 суток принимается решение о заведении розыскного дела (ст. 10 ФЗ об ОРД). При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска. В плане работы формулируются розыскные версии о предполагаемом месте пребывания разыскиваемого, указываются необходимые общепоисковые мероприятия и конкретные мероприятия по проверке каждой выдвинутой версии. Если местный розыск не дает результатов, объявляется федеральный розыск. Сроки объявления федерального розыска скрывшихся преступников зависят от тяжести совершенных ими преступлений. Лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, побег из исправительных учреждений и следственных изоляторов, вооруженные огнестрельным оружием либо взрывчатыми веществами, разыскиваемые за причастность к террористическим актам, члены террористических организаций, организованных преступных групп и сообществ объявляются в федеральный розыск немедленно после принятия процессуального решения о производстве розыска. Обвиняемые, совершившие преступления небольшой или средней тяжести, объявляются в федеральный розыск по истечении трех месяцев со дня объявления местного розыска. Этих лиц разрешается объявлять в федеральный розыск ранее этого срока, если имеются достаточные данные полагать. Что меры местного розыска полностью исчерпаны. Если имеются основания полагать, что разыскиваемое лицо выехало за пределы данной страны в страну СНГ, объявляется межгосударственный розыск. На территории Российской Федерации объявление межгосударственного розыска происходит одновременно с объявлением лица в федеральный розыск без вынесения специального постановления. Международный розыск объявляется в том случае, если в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы РФ, либо достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации, либо получена информация о намерении разыскиваемого выехать за рубеж с деловой или другой целью. Предварительное следствие возобновляется по мотивированному постановлению следователя после того, как: 1) отпали основания для его приостановления; 2) возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия обвиняемого. Приостановленное предварительное следствие может быть возобновлено также постановлением прокурора либо начальника следственного отдела в связи с отменой постановления следователя о приостановлении, в связи с его необоснованностью либо преждевременностью. О возобновлении предварительного следствия сообщается обвиняемому, защитнику, потерпевшему, его представителю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям, а также прокурору (ст. 211 УПК РФ). Если известно, что в отношении вашего мужа возбуждено уголовное дело и объявлен розыск, то необходимо явиться к должностному лицу, в производстве которого находится уголовное дело. Если считаете, что уголовное дело возбуждено незаконно и необоснованно, то вы вправе постановление о возбуждении дела обжаловать в прокуратуру или суд, в порядке ст.ст. 124, 125 УПК РФ. В жалобе излагаются основания, по которым, по вашему мнению, указанное постановление должно быть отменено. Такие же действия могут быть совершены и по отношению к постановлению об объявлении розыска. Поскольку, как указано выше, преступление, предусмотренное ст. 315 УК РФ, является преступлением небольшой тяжести, то избрание меры пресечения в отношения вашего мужа в виде заключения под стражу – маловероятно. В этом случае учитывается также те обстоятельства, что обвиняемый имеет постоянное место жительства, ранее не привлекался к какой-либо ответственности, положительно характеризуется по месту жительства, а также иные обстоятельства, положительно характеризующие его личность.

Как правильно составить заявление

Чтобы подать заявление, его необходимо правильно оформить. Документ должен писаться на листе формата А4, при этом сверху указывается, кому и от кого подается заявление. Изначально пишется Ф. И. О. начальника ОВД, потом — полное наименование учреждения, куда подается бумага, Ф. И. О. заявителя с его адресом и номером телефона. Далее посередине пишется слово «Заявление».

В основной части документа необходимо будет дать полное описание проблемы, которая возникла, описать просьбу заявителя о том, чтобы полиция приняла меры и помогла в поиске пропавшего. Заявитель должен изложить абсолютно всю информацию о пропавшем, указать последнее место его пребывания и то, где и кто мог его видеть.

Внизу ставятся дата и подпись.

Работник пропал без вести: как поступить?

Вы здесь «Кадровик. ру», 2011, N 12 РАБОТНИК ПРОПАЛ БЕЗ ВЕСТИ: КАК ПОСТУПИТЬ?

Сотрудник внезапно исчез, перестал появляться на работе, не отвечает на телефонные звонки — ситуация не рядовая, но вполне вероятная.

И, разумеется, назвать ее простой нельзя. Что в таком случае предпринять кадровой службе и руководителю организации? Попробуем решить эту проблему вместе. Сотрудник не появился на своем рабочем месте без всякого предупреждения. Произойти это могло по совершенно разным причинам, но работодателю о них ничего неизвестно.

Читайте также:  Как получить развод при наличии ребенка до 1 года

Поэтому в первую очередь необходимо выяснить причину отсутствия работника.

Для начала нужно попытаться связаться с ним, используя все имеющиеся контактные данные, — в личной карточке сотрудника должны быть указаны его телефон и домашний адрес. Если получить ответ от работника не удалось, следует по возможности обратиться к его родственникам.

Если к концу

Розыск скрывшихся преступников

Под скрывшимися преступниками понимаются обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от следствия и суда; совершившие побег из ИВС, из-под конвоя милиции, из исправительных и воспитательных колоний, тюрем, лечебных исправительных учреждений, СИЗО, из-под конвоя подразделений уголовноисполнительной системы, а также уклонившиеся от исправительных работ — после принятия судом решения о замене исправительных работ другими видами наказания.

Розыск скрывшихся преступников начинается с проведения первоначальных проверочных и поисковых мероприятий, направленных на обнаружение и физическое задержание разыскиваемых.

В зависимости от категории разыскиваемых и обстоятельств их сокрытия от правоохранительных органов первоначальные мероприятия по розыску могут осуществляться в безотлагательном либо обычном порядке.

Организационное обеспечение неотложных действий при побеге задержанного или арестованного из ИВС или от конвоя милиции возложено на дежурные части и оперативные подразделения органов внутренних дел.

Они организуют преследование бежавших по горячим следам; поиск на местности; выставление постов, заслонов на маршрутах наиболее вероятного движения и засад в местах возможного появления разыскиваемых; ориентирование на розыск по приметам личного состава; использование в розыске средств массовой информации.

В случае побега особо опасных преступников (обвиняемых в бандитизме, умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, вооруженных разбойных нападениях, хищениях в особо крупных размерах, вооруженных огнестрельным оружием особо опасных рецидивистов) по решению руководителя органа внутренних дел может вводиться в действие специальный план по розыску под условным наименованием «Сирена».

Этот план включает в себя предварительный расчет сил и средств, необходимых для проведения широкомасштабной операции по задержанию преступников, а также порядок оповещения, сбора и расстановки личного состава.

В нем с учетом особенностей местности устанавливаются конкретные места для выставления постов, заслонов и засад, позволяющие надежно блокировать территорию административного района; определяется состав поисковых групп и групп захвата; разрабатываются функциональные обязанности участников операции и предусматриваются меры по организации устойчивой связи между ними.

Планы розыскных операций «Сирена» имеются в каждом территориальном органе внутренних дел, они органически взаимосвязаны с аналогичными планами в масштабе республики, края, области и скоординированы с соответствующими планами соседних органов внутренних дел, в том числе и на транспорте.

В необходимых случаях они могут вводиться на территории нескольких административных образований либо на территории субъекта Федерации в целом.

В обычном порядке осуществляются первоначальные мероприятия по розыску обвиняемых, скрывшихся от следствия, в отношении которых была избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы.

Этот порядок предполагает активное участие в розыске следователей и дознавателей, в производстве которых находится уголовное дело.

При этом следует иметь в виду, что неявка обвиняемого по вызову или отсутствие его по месту постоянного проживания еще не являются основанием для вывода о сознательном уклонении от следствия или суда.

В таких случаях необходимо удостовериться, что отсутствие обвиняемого вызвано умышленным уклонением от привлечения к уголовной ответственности.

При подтверждении факта уклонения от следствия и неизвестности местонахождения обвиняемого следователь (дознаватель) проводит необходимые следственные действия, направленные на его обнаружение (допросы близких родственников и сослуживцев, обыски и осмотры его жилища, контроль и запись телефонных переговоров); накладывает арест на его почтово-телеграфную корреспонденцию; обобщает и анализирует имеющиеся в уголовном деле сведения о личности скрывшегося преступника, собирает дополнительные данные о его возможном местонахождении.

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством при наличии оснований принимается процессуальное решение об объявлении розыска обвиняемого.

Розыск может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Постановление об объявлении в розыск, с приложением копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения, справки о личности разыскиваемого не позднее трех дней передается через канцелярию в розыскное подразделение органа внутренних дел.

Поручение розыска розыскному подразделению не освобождает следователя (дознавателя) от процессуального участия в розыске обвиняемого.

При получении материалов объявления обвиняемого в розыск сотрудник розыскного подразделения информирует личный состав ОВД о личности и приметах разыскиваемого.

По месту жительства и работы разыскиваемого, а также в местах его вероятного нахождения выявляются лица, которым могут быть известны сведения о местонахождении обвиняемого либо иные данные, способствующие розыску.

В органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемого, и по маршрутам его возможного передвижения, направляются розыскные ориентировки.

Кроме того, следует провести проверку по учетам лиц, содержащихся в ИВС, СИЗО, спецприемниках для административно арестованных, а также по учетам неопознанных трупов и лиц, по состоянию здоровья не могущих сообщить о себе сведений.

После проведения первоначальных проверочных мероприятий не позднее 10 суток с момента поступления в розыскное подразделение постановления о розыске обвиняемого кроме случаев, не терпящих отлагательства, принимается решение о заведении розыскного дела.

Розыскное дело является одним из видов дел оперативного учета, заведение которых предусмотрено ст. 10 Закона об ОРД.

Оно служит для накопления информации о ходе и результатах розыска, ее анализа, систематизации, планирования работы, а также контроля за ее законностью и эффективностью.

В нем сосредоточиваются уголовнопроцессуальные документы, являющиеся юридическим основанием для объявления розыска и осуществления оперативно-розыскных мероприятий; общие планы работы по розыскному делу и частные планы решения отдельных тактических задач; справки об их выполнении; материалы служебной переписки и другие оперативно-служебные документы.

О заведении розыскного дела выносится постановление, которое утверждается руководителем правоохранительного органа.

Одновременно заполняются предусмотренные ведомственными нормативными актами учетно-регистрационные документы на разыскиваемое лицо, включающие в себя статистическую и розыскную карточки, информационно-поисковую и опознавательную карты, а также сторожевой листок.

Все учетно-регистрационные документы направляются в информационный центр МВД, УВД субъекта Федерации, а сторожевые листки помещаются в картотеке адресного бюро паспортно-визовой службы.

При заведении розыскного дела составляется план мероприятий, являющийся организационной основой работы в период местного розыска.

План розыскных мероприятий утверждается руководителем правоохранительного органа.

Сроки осуществления федерального розыска

Сведения о лицах, незамедлительно объявленных в федеральный розыск, информационными центрами МВД, УВД также срочно передаются в ГИЦ МВД РФ по каналам шифрованной связи, с последующим направлением постановления об объявлении федерального розыска.

Лица, пропавшие без вести, в федеральный объявляются по истечении трех месяцев со дня начала местного.

Решение об объявлении в федеральный розыск лиц ранее установленных сроков может принимать начальник органа внутренних дел, если есть достаточные основания считать, что меры местного розыска исчерпаны.

Таким образом, сроки осуществления розыска лица объявленного в федеральный розыск зависят от произошедших обстоятельств, от трех месяцев до незамедлительного объявления. Решение об объявлении в федеральный розыск принимает начальник ОВД.

«Победа в бою куется до боя» (с).

Здесь приведены несколько простых действий способных многократно упростить жизнь в случае наступления личного «П». Близкие — в случае чего к ним придут обязательно.

Соответственно они должны быть заранее проинструктированы примерно в таком духе: Если в дверь звонят люди в сером — сначала позвони предупреди меня (если не дозвонилась — пришли sms) и только потом открывай дверь.

Пропажа человека за рубежом

Посещая другое государство, люди часто забывают о безопасности, могут просто заблудиться, стать жертвой какого-либо происшествия или нападения. Большинство путешественников, особенно их дети, не знают дорог, языка.

Многие люди не понимают, что делать, куда идти, если человек исчез за границей. Кто-то обращается в туристическое агентство, что неправильно.

Сначала необходимо посетить российское консульство, работники которого обратятся в местную полицию, организуют поиски.

Читайте также:  О мерах социальной поддержки семьям, имеющим статус многодетных

Не стоит предпринимать какие либо самостоятельные меры. Вас сначала вежливо предупредят об их невозможности, а потом могут изолировать на несколько суток до окончания официального поиска.

Правовое регулирование розыска лиц без вести пропавших

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Принцип — это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности. Принципы ОРД — это руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД.

Значение принципов ОРД состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность этого вида государственной юридической деятельности. Причем определение данных принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение9. В ст. 3 ФЗ «Об ОРД» закреплены четыре основных принципа оперативно-розыскной деятельности. Первым двум из них законодатель дал определение конституционных, т. е. основанных на конституционных нормах, развивающих и конкретизирующих их.

Что будет, если не сказать нотариусу о других наследниках и забрать все наследство себе

«Хочешь рассорить родню — оставь им наследство». Чем больше сталкиваешься с наследственными делами, тем чаще убеждаешься в истинности этих слов.

Порой Открытие наследства сопровождается весьма жесткой игрой «на выбывание»: ведь чем меньше наследников, тем больше достанется. Поэтому далеко не многие заинтересованы помогать своим «конкурентам», сообщая о них нотариусу.

Хитрость проста: даже когда наследник имеет все законные основания получить наследство, он все равно останется ни с чем, если не успеет принять его в течение 6-ти месяцев со дня открытия. Восстановить этот срок очень сложно: нужно привести весьма уважительные причины, из-за которых он был пропущен.

А что, если не сказать нотариусу о других наследниках? В таком случае вырисовывается весьма заманчивая перспектива: забрать себе все наследство в обход остальных родственников.

По закону Нотариус, открывший наследственное дело, обязан известить всех наследников — обратите внимание — о месте жительства или работы, которых ему известно.

А откуда он может узнать такую информацию, если никто не обязывает его проводить розыск наследников? Конечно, прежде всего, от тех наследников, которые уже обратились к нему. Поэтому именно от них фактически зависит то, получат ли наследство остальные.

Предусматривает ли Закон какую-то ответственность за то, что наследник умолчит о других известных ему родственниках наследодателя? Этот вопрос недавно был на рассмотрении Верховного суда (дело 5-КГ18-268).

Ушел из жизни мужчина. Жил он одиноко в последнее время, общался только с сестрой. Из наследников первой очереди была родная дочь, но сестра не сообщила ей о смерти отца.

Как позже выяснилось, молчание хранилось не просто так: сестра обратилась к нотариусу и подала заявление о принятии наследства. Завещания не было, а по закону сестра относится ко второй очереди наследников.

Это значит, что она может наследовать лишь в том случае, если никто из наследников первой очереди не заявит о своих правах. Нотариус, как и полагается, спросил у нее, были ли у брата другие близкие родственники. Но та ответила, что ничего не знает о них.

Прошло 6 месяцев, никто к нотариусу больше не обратился, и он выдал сестре свидетельство о праве на наследство — она стала единственной наследницей квартиры, дома с участком и банковского вклада.

А примерно год спустя дочь стала интересоваться судьбой отца, выяснила, что его уже нет, и стала добиваться наследства. Разумеется, она обвинила тетю в том, что та специально не сказала нотариусу о том, что у брата была дочь, — иначе наследства бы ей никогда не видать.

Мосгорсуд признал, что сестра поступила недобросовестно, умолчав о наследнике первой очереди.

Расценив такое поведение как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ), суд отменил свидетельство о праве на наследство, выданное сестре, и восстановил срок на принятие наследства дочери.

То есть фактически на наследника возложили ответственность за то, что он не сообщил о других известных ему родственниках.

Но дело дошло до Верховного суда, и там оно приняло совсем иной поворот. Здесь суд не усмотрел нарушений со стороны сестры.

Действительно, нигде в законе на наследников не возлагается обязанность сообщать нотариусу о том, что есть еще другие Наследники. А раз такой обязанности нет — значит, нельзя и нести ответственность за ее неисполнение.

То, что дочь не знала о смерти своего отца, — исключительно ее вина. Она не поддерживала с ним общение, ссылаясь на сложные взаимоотношения. Но это не уважительная причина для того, чтобы восстанавливать ей срок для принятия наследства.

Иными словами, вердикт такой: наследник имеет полное право умолчать о других известных ему претендентах на наследство и забрать все себе. В делах наследства каждый сам за себя.

Процедура признания человека умершим

Признание человека умершим также осуществляется в суде, путём подачи заявления и представления документации, подтверждающей наличие оснований для принятия судом соответствующего решения. Опирается на положения статьи 45 ГК РФ. В отличие от признания лица без вести пропавшим, где срок принятия решения устанавливается в 1 год, здесь сроки могут быть различными. Всё зависит от того, при каких обстоятельствах произошло исчезновение человека. В стандартных случаях исчезновения, признать человека умершим можно через 5 лет. Эта процедура происходит по алгоритму, аналогичному признанию без вести пропавшим. И обычно следует за ней с разницей в 4 года. Суду следует представить доказательства того, что в течение этого времени человек так и не давал о себе знать.
Иногда проводится ускоренная процедура, допускающая такого признания через полгода. Это случаи, когда человек не вернулся из экспедиции, дальнего плавания или полёта. При условии, что выживание в условиях, в которых он оказался, практически невозможно.

Например, если:

• произошло кораблекрушение;
• крушение самолёта;
• катаклизмы природного или техногенного характера.

То есть это такие случаи, когда поиск тела затруднён или невозможен. В этом случае потребуются дополнительные свидетельства наличия смертельно опасного риска для исчезнувшего человека. Например, представление следующей документации:

• доказывающей, что он отправился в экспедицию, которая не вернулась;
• билет на корабль или самолёт, потерпевший крушение;
• доказывающей его нахождение в месте, где разыгрались природные стихии или произошла техногенная катастрофа.

Если военнослужащий пропал без вести во время проведения боевых действий, таким сроком считается два года с момента их прекращения. Доказательством будет служить документ об участии военнослужащего в боевых действиях.

После представления суду оснований, подтверждающих факт предполагаемой смерти, и подачи заявления, заинтересованному лицу придётся выступить в суде. Там нужно подтвердить заявленное им, в присутствии суда, скрепив свои доказательства свидетельскими показаниями. После вынесения судом положительного решения, в течение трёх дней выдаётся выписка из принятого решения.

Последствия признания человека умершим

Датой гибели гражданина считается дата вступления решения суда в законную силу. Но в решении может быть указана конкретная дата. В ситуации, когда человек исчез при обстоятельствах, угрожавших его жизни, суд может установить датой смерти день исчезновения.

С этого момента наступают последствия, аналогичные последствиям биологической смерти:

  1. Открывается наследство.
  2. Имуществу назначается доверительный управляющий (при необходимости).
  3. Ребенок устраивается под опеку или в приемную семью (если второй родитель отсутствует).
  4. Назначается пенсия по потере кормильца (по заявлению иждивенца или его законного представителя).
  5. Брачный союз считается прекращенным.
  6. Гражданин снимается с регистрационного учета (по заявлению наследников или собственника квартиры).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...