Новый порядок сноса объектов капитального строительства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый порядок сноса объектов капитального строительства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Деревянные дома, которые когда-то придавали Архангельску особое очарование, со временем стали одной из главных его бед. В последние годы их активно расселяли в рамках вышеупомянутой программы. Опустевшие строения оставались без присмотра и в лучшем случае превращались в свалку, а в худшем — горели, угрожая всей округе. Их оккупировали подростки и люди без определенного места жительства. Мимо накренившихся домов было опасно даже просто пройти, не говоря уже об эстетической стороне дела.
Самый очевидный выход — нанять подрядчика, чтобы зачистил территорию. Конечно, снести дом дешевле, чем его построить, но для городского бюджета сумма в 250-400 тысяч рублей — именно столько стоит ликвидация одной по-стройки в Архангельске — весьма ощутима. А в Нарьян-Маре, к примеру, первоначальная цена контракта на снос ветхого дома достигала 658 тысяч рублей. Всего в столице НАО, по данным ее администрации, до конца сентября будет снесено восемь аварийных построек: три — за счет города, остальные — в основном на средства окружного бюджета.

Чем аккуратнее, тем больше

Город ставит подрядчикам два условия: безопасность при проведении работ и зачистка площадки от строительного мусора. Если объект расположен возле дороги или тротуара, надо установить ограждение. У рабочих должны быть каски и другие средства защиты во избежание несчастных случаев. После завершения работ территорию нужно оставить чистой, а при необходимости — добавить грунта.

А вот к методу сноса требований нет. По словам Владимира Шадрина, подрядчики сами понимают: чем аккуратнее они разберут дом, тем больше материала им достанется.

Казалось бы, кому нужны старые доски? Во-первых, прогресс еще не убил деревянное строительство — годный брус охотно покупают дачники. Во-вторых, в Архангельске остается немало домов с печным отоплением. Кубометр «новых» березовых дров обойдется в две тысячи рублей, а использованные доски — дешевле.

Конечно, многое зависит от степени сохранности дома. Если он пережил три пожара или уже полуразобран предприимчивыми гражданами, никакой подрядчик им не заинтересуется. Такой объект либо предложат в нагрузку к целому, либо будут убирать с лица земли за счет бюджета.

Найти исполнителей на такие работы не так-то просто. Прежде всего потому, что предпринимателей и организаций, специализирующихся на сносе домов, очень мало. Еще недавно их не было вообще, но родился спрос — и появилось предложение. По словам одного из подрядчиков, на демонтаж дома и приведение площадки в порядок уходит до 25 дней, а пиломатериалы реализуются населению.

Ростехнадзор разъясняет: Строительный контроль

Относятся ли к области строительного контроля хранение и складирование материалов и изделий, предназначенных для производства строительно-монтажных работ?

Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора дан ответ на данный вопрос.

Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на её основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Пунктом 3 Положения установлено, что строительный контроль проводится:

  • лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком);
  • застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлечённой заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).

Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает в себя, в том числе, проверку соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции.

В функции строительного контроля, осуществляемого заказчиком, входят, в том числе, проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов и проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на её основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов.

У кого есть разрешение на подписание документов строительного контроля

В соответствии с ч.4 ст.53 ГрК РФ, а также п.п. 5 и 6 постановления Правительства №468 стройконтроль включает в себя освидетельствование скрытых работ, промежуточную приемку готовых ответственных конструкций и участков инженерных сетей. Проведение и результаты контрольных мероприятий фиксируются в журнале работ и соответствующих актах, которые подписываются представителями заказчика или подрядчика.

Согласно ч.ч.1,5 ст.55.5-1 ГрК РФ организация и проведение строительного контроля относятся к должностным обязанностям специалиста по организации строительства — главного инженера проекта, сведения о котором включены в национальный реестр.

Таким образом, исполнительную документацию имеет право подписывать специалисты по организации строительства, выполняющие функции стройконтроля по договору с техническим заказчиком, подрядчиком или подрядчиком (если он самостоятельно выполняет работы по возведению, реконструкции или капремонту). В соответствии с письмом Ростехнадзора № 09-02-05/15110 к исполнительной документации относятся и акты приемки ГРО и разбивки осей.

Объекты федерального государственного строительного надзора

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору на основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), за исключением тех объектов, в отношении которых осуществление государственного строительного надзора указами Президента Российской Федерации возложено на иные федеральные органы исполнительной власти, и объектов федеральных ядерных организаций.

Положениями пункта 5.1 статьи 6 ГрК РФ определено, что к указанным объектам относятся объекты, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (включая осуществляемую на территории одного субъекта Российской Федерации реконструкцию объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации), посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, объектов капитального строительства инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и объектов капитального строительства инфраструктуры воздушного транспорта (в случае строительства данных объектов в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, предусматривающих возникновение права собственности Российской Федерации на данные объекты), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта), указанных в статье 48.1 ГрК РФ особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, используемых для обезвреживания и (или) захоронения отходов I — V классов опасности, иных объектов, определенных Правительством Российской Федерации.

Статья 54 ГрК РФ. Государственный строительный надзор

1. Государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является модифицированной проектной документацией;

2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

2. Предметом государственного строительного надзора является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса.

3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

Читайте также:  Медицинская справка водителей на права для ГИБДД в 2022 и 2023 году

3.1. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

3.2. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

4. Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.

5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:

1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;

2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:

а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;

б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;

в) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;

3) основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в пункте 1 настоящей части, является:

а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора;

б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) выездная проверка по основанию, указанному в подпункте «б» пункта 2 настоящей части, может быть проведена органом государственного строительного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

5) предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию, указанному в подпункте «б» пункта 2 настоящей части, не требуется;

6) в приказе (распоряжении) органа государственного строительного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.

6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Обобщенные ответы управления на вопросы 29 сентября 2017 года

1. В правилах безопасности при ведении горных работ и переработки полезных ископаемых есть пункт 24: «Проектные организации обязаны осуществлять авторский надзор за выполнением проектных решений». Какая предусмотрена ответственность эксплуатирующей и проектной организаций за неисполнение данного пункта Правил?

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработки твердых полезных ископаемых» (далее — Правила) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на объектах ведения горных работ и переработки негорючих, твердых полезных ископаемых.

В соответствии с п. 24 Правил «Проектные организации обязаны осуществлять авторский надзор за выполнением проектных решений».

С целью уточнений положений данного пункта следует обратиться к Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», определяющего правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасности эксплуатации опасных производственных объектов. Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор.

В соответствии с пунктом 7.4 раздела 7 «СП 48.13330.2011. Свод правил.
Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004», утвержденного приказом Минрегиона РФ от 27 декабря 2010 г. №781: «При строительстве опасных производственных объектов, а также особо опасных технически сложных и уникальных объектов осуществляется авторский надзор проектировщика. В остальных случаях он осуществляется по решению застройщика (заказчика)».

Порядок осуществления и функции авторского надзора, в том числе и при обнаружении отклонений от проектной документации, устанавливаются «СП 11-110-99. Авторский надзор за строительством зданий и сооружений», одобренного Постановлением Госстроя РФ от 10.06.1999 г. № 44 (далее – СП
11-110-99).

В соответствии с пунктом 4.1 СП 11-110-99: «Авторский надзор
осуществляется на основании договора (распорядительного документа)
и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода
в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости и начального периода его
эксплуатации».

Таким образом, при строительстве опасных производственных объектов, регламентируется обязательный характер авторского надзора. При этом, проектные организации не вправе уклоняться от заключения договора, т.к. обязательность его заключения предусмотрена законом.


Ст. 222 ГК РФ относит к незаконно возведённым объектам те, на которые не были получены соответствующие разрешения, расположенные на участках, не предназначенных для этого и построены с нарушением норм права.

Ярким примером незаконной постройки является приобретение гражданами земель с/х назначения и строительство на них домов, предназначенных для ИЖС, не оформляя никаких разрешений или перевода земель. До определенного времени они живут в доме, не прописываясь в нем; но когда приходит проверка, факт самовольности вскрывается и, уполномоченный орган вправе принять решение о сносе объекта.

Важно! Нормы права, устанавливающие требования к участку, необходимым разрешениям на строительство и т. д., должны быть актуальны на момент признания постройки незаконной. Но если собственник сооружения не мог знать о наличии каких-либо требований, здание не может быть признано самовольно возведенным.

Законодатель не разрешает оформить право собственности в отношении сооружения, которое было признано в установленном порядке построенным незаконно. Исключение – признание судом (иными уполномоченными органами) права собственности за гражданином, который является собственником участка под зданием или владеет им на праве постоянного бессрочного пользования. Должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

  1. Гражданин оформил надлежащим образом разрешительную документацию на строительство.
  2. На день подачи иска сооружение соответствует всем требованиям закона.
  3. Сохранение постройки в первоначальном виде не будет нарушать ничьи права и законные интересы.

Снос ОКС: новые правила регулирования

С августа 2018 года действуют обновленные правила выполнения сноса объектов капитального строительства. Градостроительный кодекс, статья 6.4, разъясняет актуальные требования к организации процесса сноса зданий и сооружений в РФ.

Разрешение на строительство требуется получить в установленном порядке только в случае, если снос объекта капитального строительства выполняется для последующего строительства нового здания на этом кадастровом участке. В иных случаях получение разрешения на строительство не требуется.

Основанием для демонтажа может являться решение собственника о сносе здания или в некоторых случаях решение местной администрации или судебной инстанции о необходимости демонтажа.

Читайте также:  Что делать при отказе УК передать документацию на МКД или ее часть

Новый порядок сноса объектов капитального строительства

Рассматриваемый порядок сноса объектов капитального строительства введен в ГрК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 №340-ФЗ и не распространяется на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Порядок включает семь пунктов:

  1. обследование объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.
  2. подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования, на основании результатов и материалов обследования объекта. Проект не требуется, если работы по сносу такого объекта начаты до 04.08.2018, а также не требуется для сноса гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или сноса на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, для сноса строений и сооружений вспомогательного использования.
  3. отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения (подтверждается актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения) и вывод объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
  4. направление уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства — осуществляется не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства (уведомлять о начале работ по сносу не требуется, если работы по сносу объекта капитального строительства начаты до 04.08.2018). Сведения, которые должно содержать уведомление, перечислены в ч. 9 ст. 55.31 ГрК РФ. К уведомлению должны быть приложены результаты и материалы обследования объекта капитального строительства, а также проект организации работ по сносу объекта капитального строительства (в случае, если предусмотрена необходимость подготовки таких документов, см п.2).
  5. заключение договора подряда только с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства (до 01.01.2019 не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства в части жилых и садовых домов, строящихся, реконструируемых на садовых участках, жилых домов и строений, строящихся и реконструируемых на дачных и садовых земельных участках; др случаи перечислены в ч. 6 ст. 55.31 ГрК РФ).
  6. снос объекта капитального строительства.
  7. направление уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта капитального строительства.

Все уведомления подаются:

  • на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства, или в случае, если такой земельный участок находится на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр;
  • посредством почтового отправления или единого портала государственных и муниципальных услуг в соответствующий орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления, в который поступили уведомления, в течение семи рабочих дней со дня поступления таких уведомлений обеспечивает их размещение в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора.

Необходимо отметить, что единых форм уведомлений пока нет. Минстрой подготовил проект приказа об утверждении форм уведомлений для сноса объекта капитального строительства. Публичное обсуждение завершается 6 сентября 2020 года.

Что же такое «снос зданий» в нормативно-правовых актах?

Выдержка из Закон № 300-З Республики Беларусь от 05.07.2004 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»:

Снос зданий – освобождение строительной площадки от находящихся на ней объектов недвижимого имущества, а также незаконсервированных не завершенных строительством объектов, осуществляемое путем демонтажа конструкций в целях их дальнейшего использования и (или) с применением разрушающих технологий при нецелесообразности или невозможности их дальнейшего использования.

Но, отметим, что если целостность конструкций не нарушается, то такие работы по разборке здания называют «демонтажем» согласно ТКП 45-1.03-186-2009 «Изделия, материалы и оборудование. Правила повторного использования».

Снос зданий в соответствии с ТКП 45-1.03-312-2018 «Снос зданий и сооружений» может осуществляться:

  1. По желанию собственника;
  2. На основании решения местного исполнительного и распорядительного органа или судебного постановления,
  3. Если продолжение строительства экономически нецелесообразно.

При сносе зданий необходима разрешительная документация, которая состоит из:

— Решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении сноса объекта с указанием в таком решении необходимости разработки проектной документации и согласование с местным исполнительным и распорядительным органом способа сноса, порядка обращения с материалами и отходами, образующимися при сносе, и порядка восстановления плодородия нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот – для неиспользуемых объектов;

— Решения местного исполнительного и распорядительного органа о разрешении проведения проектных и изыскательских работ, сноса объекта, включающее информацию об отключении объекта от инженерной инфраструктуры – для иных объектов.

В качестве заявителя на получение разрешительной документации может выступать:

  • заказчик;
  • застройщик;
  • генеральный подрядчик;
  • инженер (инженерная организация).

Комментарий к ст. 54 ГрК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает случаи, когда осуществление государственного строительного надзора является обязательным. Законодатель определяет, что такими случаями являются строительство или реконструкция объектов капитального строительства. Основным критерием отграничения поднадзорных объектов является обязательность проведения экспертизы их проектной документации.

Суды, рассматривая вопрос о необходимости осуществления государственного строительного надзора, как правило, выясняют два обстоятельства:

— во-первых, является ли строящийся или реконструируемый объект объектом капитального строительства. ГрК РФ определяет, что объект капитального строительства — это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1 ГрК РФ). При этом понятие объекта капитального строительства не тождественно понятию объекта недвижимости. Существенными признаками первого является то, что он не носит вспомогательного по отношению к другому главному объекту характера, а также не является временной постройкой, а предназначен для длительного использования в хозяйственной деятельности. Объект недвижимости характеризует его неразрывная связь с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба его назначению. Так, например, достаточно спорный вопрос об отнесении антенно-мачтовых сооружений для сотовой связи с расположенными на них средствами, линиями и сетями связи к объектам капитального строительства судами решается положительно, поскольку они отвечают всем признакам таких объектов (см. решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 10 апреля 2015 г. по делу N А01-280/2015; решение Краснодарского краевого суда от 25 сентября 2014 г. по делу N 12-2862/2014);

— во-вторых, суды выясняют, имеется ли необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации, по которой осуществляется строительство или реконструкция. ГрК РФ в ч. 2 ст. 4 содержит закрытый перечень объектов капитального строительства, в отношении которых не проводится государственная экспертиза. Соответственно, все иные случаи требуют проведения такой экспертизы. Указанный вывод подтверждает судебная практика (см. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 3 октября 2013 г. по делу N 33-15009/2013; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29 сентября 2015 г. по делу N 325/2014).

Необходимо отметить, что в отношении модифицированной проектной документации также не проводится экспертиза проектной документации (ч. 3 ст. 49 ГрК РФ). Модифицированной проектной документацией является документация, в которую после получения положительного заключения экспертизы проектной документации внесены изменения, не затрагивающие конструктивных и других характеристик безопасности объекта капитального строительства. В настоящее время необходимость осуществление государственного строительного надзора в таких случаях оговорена специально, поскольку с 1 сентября 2016 г. вступили в силу изменения в комментируемую часть, внесенные Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 368-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ».

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет предмет государственного строительного надзора, то есть конкретную область градостроительной деятельности, которая подвергается проверке. Проверка осуществляется с помощью визуального осмотра строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства, а также изучения различных строительных и разрешительных документов.

2.1. Проверке подлежат процесс выполнения и результаты строительных работ, а также применяемые строительные материалы. В этом случае оценивается соответствие требованиям технических регламентов, проектной документации, энергетической эффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. По результатам проведенной проверки составляется акт проверки, являющийся в случае выявления нарушений основанием для выдачи предписания об устранении нарушений. Кроме того, органы, осуществляющие государственный строительный надзор, имеют право привлечь нарушителей к административной ответственности по ст. 9.4 КоАП РФ «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)». Санкцией этой статьи предусмотрена ответственность для юридических лиц в виде денежного штрафа в размере до 600 000 рублей, а при повторном совершении правонарушения до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности юридического лица на срок до 90 суток.

Читайте также:  Как индивидуальному предпринимателю получить декретные выплаты

Суды при рассмотрении жалоб на постановления о назначении административного наказания по ст. 9.4 КоАП РФ определяют наличие состава вменяемого административного правонарушения, объективную и субъективную сторону.

Обязательны ли для учета выполненных работ журналы КС-6, КС-6а и РД-11-05-2007

В информации Минфина РФ от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 приведено мнение ведомства со ссылкой на новый закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ о том, что унифицированные формы первичной документации с 2013 года применять необязательно.

К таковым формам, с одной стороны, относятся формы КС-6 и КС-6а. С другой — нет никаких критериев, позволяющих отнести к унифицированным форму РД-11-05-2007. Какой же тогда документ для учета работ должны использовать российские строители?

В данном случае правомерно говорить о необходимости корректного сопоставления юридических норм и правоприменительной практики.

Что касается первого аспекта, положения подп. «б» п. 13 постановления Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 предписывают органам строительного надзора так или иначе проверять наличие общего журнала работ. С одной стороны, законодатель не конкретизирует его форму, с другой — в том же подп. «б» п. 13 постановления № 54 вводит норму, по которой порядок ведения соответствующего журнала устанавливает Ростехнадзор. Поскольку данное ведомство издало документ РД-11-05-2007, то можно сделать вывод о том, что форма журнала учета работ на строительстве должна, в первую очередь, соответствовать той, что утверждена в РД-11-05-2007.

Однако, как показывает практика, во многих регионах РФ органы строительного надзора в силу сложившейся правовой традиции требуют ведения журнала по форме КС-6. Бывает, запрашиваются сразу обе формы.

Более того, в среде юристов распространена точка зрения, по которой первичной по отношению к другим журналам является как раз форма № КС-6а, даже в тех случаях, когда объект недвижимости — единственный на площадке. Ее (либо аналогичную), поскольку унифицированные формы применять необязательно, орган строительного надзора вполне может запросить.

Таким образом, на практике может потребоваться предоставить органу строительного надзора все 3 рассмотренных нами документа:

  • форму КС-6;
  • форму КС-6а;
  • форму РД-11-05-2007.

Все зависит от политики региональных государственных структур, осуществляющих надзор в сфере строительства. Но очень часто государство ограничивается запросом документа, утвержденного в порядке РД-11-05-2007 — возможно, в силу того, что необходимость в его заполнении становится очевидной при буквальном прочтении положений Постановления Правительства от 01.02.2006 № 54.

О том, как осуществляется охрана труда при строительных работах, читайте в материале «Правила по охране труда в строительстве».

  • Организация, занимающаяся демонтажом объектов строительства, должна иметь соответствующее разрешение на снос, а также допуски и сертификаты, позволяющие выполнять этот вид работ.
  • Для управления спецтехникой, используемой при демонтаже, работникам требуется соответствующая квалификация, подтвержденная документально.
  • Если необходимо произвести демонтаж отдельных элементов строительной конструкции, проектная документация составляется для каждого из них отдельно. В проекте перечисляют этапы работ, способы демонтажа, площадь опасной зоны и т. д. Исходя из этого, разрабатывают меры безопасности, мероприятия, обеспечивающие устойчивость конструкции, снимающие и перераспределяющие нагрузки.
  • При демонтаже объектов строительства первоочередное значение имеет безопасность выполнения работ. Нарушение установленных требований и нормативов может стать причиной повреждения рядом расположенных домов, причинения вреда здоровью людей. Поэтому важно проводить снос зданий с привлечением спецтехники и высококвалифицированных специалистов.
  • Самовольный демонтаж объектов строительства недопустим ввиду сложности и опасности работ, которые требуют соответствующих согласований с компетентными органами и ведомствами, привлечения спецтехники. Снос строений следует поручать профессионалам.
  • Для рабочих должен проводиться инструктаж по технике безопасности работ, они должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты.
  • Техника безопасности запрещает одновременное проведение работ на разных этажах одной вертикали строения, а также нахождение рабочих на нижних этажах при проведении демонтажа верхних конструкций.
  • Если работы проводятся на высоте более 1,3 м, рабочее место должно быть оборудовано перилами высотой 1,1 м. При невозможности установки перил рабочие должны пользоваться предохранительными поясами и страховочными стропами.
  • Трапы и мостки должны быть не уже 0,6 м, стойки поручней обязаны располагаться на расстоянии не более 2 м друг от друга.

В соответствии с частью 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

В соответствии с частью 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-гео­логических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.

Под техническим регламентом, указанным в п.5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации в первую очередь следует понимать Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 6 и 15) и «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» (утвержден постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (с изм. от 20.01.2017)).

Для подготовки проектной документации линейного объекта выполняются инженерно-геодезические, инженерно-геологические и инженерно-гидрометеорологические изыскания (в случае пересечения с водными объектами) в соответствии с СП 47.13330.2012 (16) «СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения».

Дата подготовки отчетной документации по результатам инженерных изысканий должна содержать число, месяц и год.

С 1.06.2017 для газопроводов с проектным рабочим давлением не более 0,6 МПа, когда протяженность от существующих сетей газоснабжения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений, а также для сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона, не требуется подготовка документации по планировке территории. Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, утвержден постановлением Правительства РФ от 7.03.2017 № 269.

В соответствии с п.5.4 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» квартал (микрорайон) – основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га.

В соответствии с частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, если планируется строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).

Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, включены (п.6) в «Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (с изм. на 30.06.2018). Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 3.12.2014 № 1300.

В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (редакция действует на 01.09.2018) выдача разрешения на строительство не требуется в случае пп. 4.4 «строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно».

С 1.09.2018 вступил в силу Федеральный закон от 3.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части упрощения размещения линейных объектов».


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...