Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Презентация на тему «Трудовые отношения в семье» 8 класс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Современные родители очень часто недооценивают воспитание трудом. Жалея своих малышей, они оправдывают свои действия тем, что их чада еще наработаются в зрелом возрасте. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладывается отношение человека к труду, основные трудовые навыки.
Трудовое воспитание в семье
Трудовое воспитание в семье.
Труд — важнейшее средство воспитания в семье, в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.
Труд детей является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно. Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.
Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.
Как ребенка приобщить к труду?
Отношения между поколениями при ведении совместного хозяйства
Существует временной диссонанс между поколениями в семье. Так, например, в дореволюционной России хозяином в семье считался мужчина (исключительно мужчина). Он наследовал всё от своего отца, наследовал семейные традиции, обычаи и принятые условия жизни. Преимущественно все семьи жили по принципу патриархата. В связи с этим каждый отец семейства был обязан возложить на свои плечи ответственность за жизнь в своей семье. На матери были вспомогательные функции (как правило, связанные с ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей). Всё остальное лежало на отце. При этом его слово было абсолютным законом, решительным вердиктом, в котором не принято было сомневаться.
Сегодня ситуация во многом изменилась и хозяином чаще всего является не кто-то конкретный в семье. Как правило, муж и жена (мама и папа) – это люди, нашедшие между собой компромисс. Поэтому в современной семье хозяевами могут быть одновременно все члены семьи. Это также объясняет, почему все совместные дела настолько важны внутри семьи.
Модели отношений в семье
Давайте остановимся на моделях отношений внутри семьи, которые выделил в отдельную группу Д. Р. Олсон.
- Традиционная: члены придерживаются норм, общепринятых в обществе. В целом, отношения между людьми благоприятные, нацеленные на сохранение семейных ценностей.
- Сбалансированная: члены семьи имеют разные договорённости, касающиеся разных сфер жизни, что исключает возникновение конфликтов.
- Гармоничная: предполагает наличие полного понимания между членами пары, распределение ролей.
- Полноценная: отличается полным совпадением мыслей и движений супругов во всех направлениях.
- Безжизненная: не отличается благополучием, супруги имеют трудности в самореализации, построении карьеры. Такая модель развивается при ранней женитьбе, скором рождении первенца, при котором члены семьи ещё не успели получить образование или выстроить карьеру.
- Конфликтная: отличается наличием постоянных споров в паре, возникающих по разным поводам. Причина возникновения такой ситуации заключается в постоянно растущем раздражении друг к другу, агрессии, недовольстве по отношению к партнёру.
- По расчёту: семья создаётся в целях материальной заинтересованности.
Как подготовиться к семейной жизни
Если люди решили жить вместе, строить семью, значит, они что-то значат друг для друга. К принятию такого решения пара приходит совместно, ожидая от будущей жизни чего-то волшебного. Однако такой вариант развития событий нельзя назвать распространённым, гораздо чаще, начинаются конфликты на бытовом уровне, ссоры, обиды на пустом месте.
Чтобы не допустить такого развития ситуации, следует начинать совместную жизнь только после того, как вы присмотрелись ко второй половинке, узнали её с разных сторон. Нужно обязательно выяснить правила совместного проживания, прояснить непонятные моменты, не откладывая их обсуждение на потом. Иногда можно составить своеобразный договор семейных отношений, в котором закрепить все самые важные моменты.
Рассмотрим шесть основных функций семьи, которые часто упоминаются в учебниках психологии и социологии.
- Репродуктивная. Основная функция семьи была и остаётся продолжение рода.
- Воспитательная. Тесно связана с предыдущей. В задачи входит воспитание новых членов общества, а также передача им опыта, традиций, знаний прошлого.
- Эмоциональная. Для большинства людей семья равна дому, а дом – это место, где можно найти покой, отдых, поддержку и помощь.
- Финансово-экономическая. Семейная ячейка – это своего рода сокровищница, где совместными усилиями накапливаются материальные блага и улучшается личное благосостояние каждого члена ячейки в отдельности.
- Досуговая. Гармония достигается, в том числе из-за совместного времяпрепровождения. Родители проводят время с детьми, путешествуют, учатся, приобщаются к культурным и эстетическим ценностям.
- Реактивная. Заключается в охране здоровья, в организации их отдыха, снятия с людей стрессовых состояний.
Заключение: роль семьи в жизни человека
Огромное влияние семейная ячейка оказывает на детей, ведь в ней будущее поколение имеет возможность формирования нравственных и моральных ориентиров, жизненных ценностей, представлений о мире.
Основной морально-нравственный «скелет» закладывается у ребёнка именно в семье, хотя существуют другие общественные и образовательные институты (детский садик, школьные учреждения или различные творческие секции). Играют роль не только базовые знания, которые закладывают мама и папа в ребёнка, важны и отношения между самими родителями.
Проповедование любви, уважения, поддержки, дружбы, верности должно подкрепляться личным примером. Только так появится возможность сформировать целостную личность ребёнка.
И родители, и родители родителей способны оказать на формирование личности ребёнка огромное влияние. Они закладывают следующие умения и ценности:
- умение любить и принимать любовь от других;
- понимание традиций, обычаев;
- навыка общения и взаимодействия с противоположным полом;
- умение оказывать и принимать помощь;
- принципы поведения в обществе, умение выстраивать в нём гармоничные отношения.
Только в окружении близких и родных людей человек может чувствовать себя в безопасности. Он понимает, что он нужен, а это рождает уверенность в себе. А уверенный в себе человек способен справиться с любыми трудностями, преодолеть все неудачи.
» Трудовое воспитание в семье»
Трудовое воспитание в семье
Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых. Но для того, чтобы ребенок активно включался в трудовую деятельность, важно привить ему трудовые навыки и умения, желание и стремление трудиться самостоятельно.
Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Важно организовать труд детей родителями таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Для успешного осуществления трудового воспитания в семье родители могут руководствоваться следующими рекомендациями:
-
Приобщить ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
-
Закрепить за дошкольником постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
-
Не допускать отступлений от принятых взрослыми требований, иначе ребенок будет уклоняться от выполнения своих обязанностей;
-
Не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
-
Учить ребенка трудиться, прививая ему элементарные навыки культуры трудовой деятельности: рациональные приемы работы, правильное использование орудий труда, планирование процессы труда, завершение труда;
-
Не давать ребенку непосильных поручений, но поручать работу с достаточной нагрузкой;
-
Не торопить, не подгонять ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
-
Не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от него особых стараний;
-
Сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду.
Статья по теме: Трудовое воспитание в семье
Трудовое воспитание в семье.
Учитель начальных классов Кирсанова В.Л.
МБОУ школы – интерната №8 г. Саяногорска
«Самое воспитание, если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья,
а приговорить его к труду жизни».
К.Д. Ушинский
Постоянная занятость ребенка, увлечённость его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.
Трудовое воспитание в семье закладывает у детей основу их будущей праведной жизни. У человека, неприученного трудиться, один путь – поиск «лёгкой» жизни. Оканчивает он, как правило, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь устраниться от трудового воспитания.
Какому родителю не польстят слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети такие трудолюбивые». Кому из них не хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, труду, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени. Но для этого нужно долго и упорно трудится на ниве воспитания. Важнейшее место в семейном воспитании занимает – трудовое воспитание.
Задачей трудовой деятельности ребёнка в семье является развитие в нём нравственных, физических и умственных качеств, развитие его личности, приобщение к труду.
Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребёнка является трудолюбие.
Трудолюбие – моральное качество, выражающее положительное отношение к труду, проявляющееся в трудовой активности и старании. Труд — одно из средств самоутверждения личности. Заниматься спортом – это тоже труд, и просто физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы и здоровье, повышает жизненную энергию. Неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества – зрение, осязание, развиваются пальцы и т.д. Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии ребёнка. Труд развивает умственные способности, его сообразительность, творческую смекалку.
Одним из важных условий трудового воспитания в современной семье является систематическая трудовая деятельность ребёнка дома. Она будет способствовать развитию в нём самом, такие личностные качества, как ответственность, аккуратность, уважение к чужому труду, которые разовьют в нём трудовое сознание, будут способствовать появлению трудолюбия, и как следствие, умений и навыков, необходимых в дальнейшей трудовой деятельности.
Макаренко А.С. о трудовом воспитании детей в семье считал, что следует давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы для того, чтобы они длительное время несли ответственность за порученную им работу, а как они это будут делать – предоставьте решать и отвечать за решение им самим. Этим вы поставите перед детьми задачу организационную. Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении. Например: можно на долгое время поручить ребёнку следить за чистотой в определённой комнате, поливать цветы в комнате или во всей квартире, накрывать на стол перед обедом, следить за письменным столом отца, производить уборку в комнате, обрабатывать определенный участок семейного огорода или цветника и ухаживать за ним и т. п.
Большую воспитательную роль играет коллективные трудовые дни семьи и совместная деятельность. Во время труда происходит интенсивное общение, дети становятся откровеннее, а это помогает родителям лучше понять и помочь им. Труд вместе с взрослыми позволяет детям усвоить навыки правильной организации своего рабочего места, рациональные приёмы работы, правило техники безопасности. Можно привлекать детей к благоустройству квартиры, созданию условий для наиболее полноценного отдыха. Наконец, всегда есть потребность в благоустройстве своей улицы, своего квартала, где можно организовать коллективные дела совместно с соседями. Нет совместной деятельности – нет ни повода, ни возможности для общения.
Родители должны помнить, что ребёнок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие — к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и, особенно, с раннего детства, когда ребёнка приучают убирать свои игрушки, вещи, книжки; прививают навыки самообслуживания, ведь это тоже труд. Всё нужно делать с удовольствием, правильно относиться к труду и получать радость от него – это тоже зависит от родителей. Любой труд способствует нравственному и духовному воспитанию.
Труд – главный воспитатель. Необходимо помочь ребёнку увидеть в нём источник развития своих способностей, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии (сюжетно-ролевые игры, наблюдения за работой врача, продавца, кондуктора и т.д.). В процессе трудового воспитания, познаёт окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, он расширяет свой кругозор, становится в будущем более прилежным в учёбе, которая тоже является трудом.
Труд всегда был источником красоты, а трудовое воспитание в семье позволит ребёнку непосредственно воспринять красоту труда, почувствовать его преобразующую силу, его привлекательность. Задача трудового воспитания в семье – сделать труд ребёнка нравственно значимым.
Очень важна подготовка ребёнка к труду в коллективе, объединяющего интересы, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество в труде, устанавливать взаимозависимость и согласованность в труде, атмосфера высокой моральной и материальной ответственности, критики и самокритики.
Таким образом, трудовое воспитание ребёнка в семье должно быть правильно и педагогически целесообразно организовано.
Для чего необходима семья
Психология человека такова, что один он не может, ему обязательно нужны близкие люди, которые любят его и которых любит он.
Семья, как уже, говорилось выше – ячейка общества, его структурная единица. Её роль – удовлетворение потребностей человека, не только в материальном и физическом планах, но и в духовном.
При образовании новой пары, духовная составляющая находится на первом месте, так как два человека влюблены, им нравится проводить время друг с другом, делиться своими мыслями и переживаниями. В таком союзе человек получает любовь, понимание, поддержку, без которой жить в обществе тяжело.
Эмоциональная составляющая ячейки общества состоит из чувств. У одних преобладают любовь и взаимопонимание, у других главенствуют негативные эмоции – упреки, обиды, злость и прочее.
Считается, что все союзы проходят разные этапы своего существования – влюбленность, притирку, этап терпимости. Зрелые пары, прожившие много лет вместе, и пережившие все этапы приходят к настоящей любви. Многие распадаются на этапах притирки, когда возникает много конфликтов.
Через год-другой непрерывной работы в семье условные границы стираются, и человек начинает ощущать себя своим. Но у всего есть обратная сторона. Не надо стремиться стать членом семьи, советуют профессиональные психологи. Нет, попить чайку с хозяйкой совсем даже не возбраняется, но упаси вас боже давать ей советы.
Есть еще одно соображение, касающееся дистанции. Если вы стали в семье чуть ли не родным человеком, вам гораздо сложнее будет говорить о прибавке к жалованию за дополнительный объем работы. Какие могут быть счеты между своими?!
Некоторые приходят в чужую семью с тайной мыслью решить таким образом личные проблемы. Увы, романы со счастливым концом между гувернанткой и хозяином встречаются только в книгах. Если вы вдруг вообразите себя Джейн Эйр, такие отношения скорее принесут вам больше разочарований и неприятностей, чем счастья. Знайте, хозяйка, видя перед собой девушку значительно моложе и привлекательнее себя, скорее всего подсознательно почувствует в вас соперницу. Следовательно, каждый ваш шаг будет подвергаться двойной или тройной проверке.
Гдз Боголюбов Л.Н. к учебнику по обществознанию 7 класс Параграф 14
8. Прочитай краткие характеристики домашнего хозяйства известных персонажей произведений Н. В. Гоголя. Насколько рационально велось хозяйство? Мог бы ты предложить какие-нибудь усовершенствования? Свои выводы объясни.
A. «Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении и варении бесчисленного множества фруктов и растений. Её дом был совершенно похож на химическую лабораторию».
Б. «Чичиков ушёл в комнату одеться и умыться. Когда после того вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор… В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щётка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна была даже на скатерти».
B. «У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у другого столько хлеба… у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин… высушенными рыбами и всякой овощью… наготовлено было на запас всякого дерева и посуды… Не довольствуясь сим, он ходил каждый день по улицам своей деревни… и всё, что ни попадалось ему… тащил к себе».
А) Хозяйство Пульхерии Ивановны велось рационально, запасливо. Это рационально, поскольку Пульхерия Ивановна использует ресурсы для создания пропитания на тяжелые времена или же для того, чтобы порадовать себя и семью заготовками зимой. Такое хозяйство не пропадет и тяжелые времена не наступят. Что касается рекомендаций, то, как правило, запасливые люди упускают момент наслаждения тем, что вот-вот пропадет. И если когда-то «черный день» наступит, то все запасы уже будут не нужны.
Б) Чичиков был человеком неряшливым, и, скорее всего, праздным. Он вел диаметрально противоположный образ жизни, нежели Пульхерия Ивановна. Рационально ли это? Ни в коем роде. Рекомендации тут могут быть одни – образумиться и запасаться, привести дом, а соответственно, жизнь в порядок.
В) Сий чиновник жадный, вероятно, он давно занимает свой пост. Кроме того, у него, вероятно, развитая клептомания, когда он несет себе в дом все, что плохо лежит. Подобное ведение хозяйства не рационально и опасно. В первую очередь, он тратит слишком много энергии на то, что ему не нужно, это лишь удовлетворение жадности. Кроме того, его должность и богатства так и склоняют к благородным делам, а он лишь собирает все в кладовых. Рекомендации: остановиться и потратить накопленное (награбленное) на социальные нужды.
1) запрет на применение труда женщин на определенных работах (ст. 253 Трудового кодекса РФ);
Важно! Запрещен труд женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимы нормы (кроме женщин-спортсменов во время их участия или подготовке к спортивным мероприятиям, если это не запрещено женщине по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением).
Предельно допустимые нормы установлены постановлением Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.
Важно! Запрещено применение труда женщин в возрасте до 35 лет, а беременных женщин любого возраста в растениеводстве, животноводстве, звероводстве, с применением ядохимикатов, пестицидов, дезинфицирующих средств (постановление ВС РСФСР от 01.11.1990 № 298/3-1).
2) ограничение применения труда женщин на определенных работах (ст. 253 Трудового кодекса РФ);
Важно! Работодатель не вправе применять труд женщин на работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, за исключением нефизических работ, работ по санитарному и бытовому обслуживанию, обучения и прохождения стажировки.
Перечень таких работ утвержден приказом Минтруда России от 18.07.2019 N 512н.
3) установление сокращенной продолжительности рабочего времени;
Важно! Сокращенное рабочее время — менее 40 часов в неделю — работодатель обязан установить женщинам, работающим в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к ним (ст. 320 Трудового кодекса РФ), являющимися медицинскими работниками (ст. 350 ТК РФ), а также женщинам, работающим в сельской местности (ст. 263.1 ТК РФ).
Указанная продолжительность рабочей недели устанавливается, если по характеру работы для женщины не предусмотрена меньшая продолжительность рабочей недели.
Важно! Работодатель обязан оплачивать труд женщин при сокращенной рабочей неделе как при полной (нормальной) 40 часовой рабочей неделе.
При любом режиме рабочего времени женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, имеют право на дополнительные перерывы для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ).
4) установление неполного рабочего времени
Работодатель не вправе отказать в установлении неполного рабочего времени следующим категориям работников по их просьбе (ст. ст. 93, 256 ТК РФ):
- беременным женщинам;
- одному из родителей (опекуну, попечителю), имеющему ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);
- лицу, воспитывающему детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет) без матери. Подробнее о том, кто относится к лицам, воспитывающим детей без матери, см. п. 4 настоящего материала;
- лицу, осуществляющему уход за больным членом семьи в соответствии с выданным в установленном порядке медицинским заключением;
- женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, отцу ребенка, бабушке, деду, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком, при их желании работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия.
Проблемы молодой семьи
В конфетно-букетный период супругам может показаться, что в их молодой семье, где нет разлада, ссор и скандалов, проблемы отсутствуют. Они уверенны в том, что им повезло встретить свою идеальную вторую половинку. Адекватно воспринимать ситуацию они смогут лишь спустя некоторое время, когда розовая дымка рассеется, жизнь внесёт свои коррективы в их мировосприятие и расставит всё по своим местам.
Основные проблемы современной семьи можно разделить на два блока: социально-психологический и социально-экономический.
- Бич нашего времени жилищная проблема. Лишь некоторые молодожёны могут рассчитывать на помощь родителей в этом вопросе. К сожалению, далеко не все получают такой шикарный подарок к свадьбе. Основная часть останавливается на съёмном варианте жилья или приобретении его в кредит. Безденежье заставляет молодых жить под одной крышей с родителями.
Около 40% молодожёнов планируют жить после свадьбы с родителями, что говорит об их социальной незрелости и экономической зависимости.
- Низкая заработная плата и безработица вызывают проблемы с трудоустройством. Молодые относится к наиболее уязвимой группе в силу отсутствия профессионального и социального опыта, что делает их менее конкурентоспособными на рынке трудовых ресурсов. Неудовлетворение заработком вынуждает искать лучшей доли в других городах, что негативно отражается на стабильности брака. Женщинам, имеющим маленьких детей, довольно трудно устроиться на престижную высокооплачиваемую работу. Если это и случается, то работодатель, опасаясь выплат по больничным листам или декретному отпуску, использует различные внеправовые меры воздействия. Такое положение вещей ставит под угрозу существование молодой семьи.
- Психологическая адаптация в молодой семье проходит без опоры на какие-либо законы и знания. Отсутствие опыта осложняет формирование стереотипов общения, типа взаимоотношений, который удовлетворил бы обоих. Порядка 20% молодых семей нуждаются в помощи психологов. Обращаются к ней лишь единицы.
- Ранние браки бывают хрупкими в силу незрелости молодых людей. Поспешность их решения проявляется в неготовности брать на себя ответственность за членов семьи, принятии на себя новых обязанностей. Психологические проблемы появляются там, где нет стремления и умения преодолевать препятствия, искать выход из сложных жизненных ситуаций, обеспечивать комфортную атмосферу.
- Большинство молодых семей сталкиваются с материально-бытовыми проблемами. Именно они нередко становятся сдерживающим фактором в вопросе деторождения и пусковым механизмом в бракоразводных процессах.
Более 90% молодых семей в нашей стране отмечают рост материальных проблем после появления ребёнка. Половина из них относится к категории нуждающихся и лишь порядка 10% не испытывают материальных затруднений.
Проявления тирании в семье могут быть различными. Для того чтобы получить контроль, подчинить жертву своей воле, используют физическое, сексуальное, экономическое и эмоциональное насилие.
Чтобы оградить себя от тирании в семье, следует с особой тщательностью подходить к выбору избранника. Распознать угнетателя и мучителя можно по следующим признакам:
- Тотальный контроль каждого шага женщины, ревность к любому, даже абсолютно незнакомому представителю противоположного пола.
- Психологическое давление, занижение самооценки женщины. Тиран самоутверждается за счёт более слабых людей, находящихся в его зависимости. Это выражается в колких высказываниях, насмешках, оскорблениях, зачастую в присутствии других. Он не связывается с теми, кто сильнее его.
- Абсолютная власть в семье, непринятие мнения других её членов. Смысл имеет только то, что думает и говорит он. Убедить его считаться с высказываниями других членов семьи невозможно.
- Физическое насилие – главный признак тирании. Если мужчина однажды позволил себе поднять руку на женщину, это обязательно повторится вновь.
Деспот может прикрываться благими намерениями, говорить своей жертве о том, что на самом деле он её очень сильно любит, именно поэтому не смог сдержаться. Не стоит идти у него на поводу. Семейная тирания направлена на уничтожение личности человека. Если не выйти из этой ситуации вовремя, деструктивные изменения могут стать необратимыми.
Что такое семья для детей?
Значение семьи для человека меняется на разных стадиях жизни. Семья для ребёнка — это среда, где он растёт и развивается в физическом и эмоциональном смысле. Семья для малыша — это место, где он начинает познавать мир и делать первые шаги.
Вспомните себя маленьким или задумайтесь, наблюдая за своим ребёнком, что такое семья глазами детей. Сразу после рождения малыш беспомощен, его жизнь зависит от тех, кто рядом, от членов семьи. Через год-два ребёнок уже осознаёт своё положение в семье и чувствует, как к нему относятся мама и папа. Для нормального развития и душевного комфорта детям очень важно ощущать, что они любимы и значимы для других членов семьи. В этот момент у маленького человечка закладывается основа для будущих отношений с людьми. Добрые отношения с мамой и папой формируют развитие в ребёнке высокой самооценки и делают его открытым в общении с другими людьми.
Бывает и так, что в семье присутствует буквально «культ» ребёнка, и все члены семьи сосредоточены вокруг малыша. В этом случае семья глазами ребёнка выглядит как мир, который вращается исключительно вокруг него, даёт чувство безопасности и повышает самооценку. В подобных случаях семья своим отношением влияет на то, что ребёнок перестаёт чувствовать интересы других людей, таким детям бывает сложно вписаться в нормы общепринятого социального поведения.
Детские психологи считают, что детям нужно рассказывать о том, что мама, папа, бабушка, дедушка — это самые близкие для него люди, семья — это надёжное пристанище, а дом — это место, где человека всегда ждут. Родителей интересует, как объяснить ребёнку, что такое семья. Можно это сделать на примере книг, заостряя внимание на описании семьи.
Например, большая итальянская семья Чиполлино, где у лукового мальчика были мама, папа и семь братьев, и все в этой большой семье заботились друг о друге. Или русская сказка «Три медведя», где все и всё на своих местах: у папы самая большая кровать и ложка, у мамы-медведицы — поменьше, а у маленького Мишутки — и кроватка, и ложечка были совсем маленькие, как и сам Мишутка. Но бывает и другой формат семьи, и о нём тоже нужно говорить. У Буратино был только папа Карло, а у Красной Шапочки — мама и далеко живущая бабушка.
Любое стихотворение о маме, папе, бабушке или дедушке не только тренирует память, но и помогает объяснить ребёнку, что такое семья, на примере. Полезно рассказывать детям об истории вашей семьи: как все радовались появлению малыша, кем работала бабушка, где познакомились мама и папа, какие успехи у старших братьев и сестёр. Можно вместе с детьми создать своеобразное портфолио семьи — генеалогическое дерево с фотографиями родственников.