Работа ликвидационной комиссии юридического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Работа ликвидационной комиссии юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законодательство устанавливает короткий период на уведомление налоговиков о создании ЛК. На это действие отводится всего 3 рабочих дня с момента принятия соответствующего решения.
Просрочка передачи в этот период Р15001 в инспекцию обойдется в 5000 рублей по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ (некоторую вероятность отделаться предупреждением в расчет не принимаем).
Необходимо понимать, что в процессе деятельности ЛК форма Р15001 подается дважды.

Административная ответственность за нарушение срока уведомления налоговой

Второй раз она представляется при утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Как следствие, второе нарушение будет «стоить» еще 5000 руб.

В отличие от предыдущей формы, сроки для подачи «окончательной» Р16001, необходимой для получения листа записи об исключении Общества из ЕГРЮЛ и уведомления о снятии с налогового учета, вообще не установлены. Как следствие, нет и штрафа за опоздание с ее представлением.

Но не стоит забывать и о третьей возможности получить штраф. Если ЛК по какой-либо причине не представит в ИФНС форму Р15001, то последует привлечение уже по ч.4 ст.14.25 КоАП РФ, которая предусматривает штраф до 10000 руб.

Помимо общения с налоговиками, ЛК ожидает встреча с сотрудниками государственных архивов в целях передачи на хранение документации ООО. Игнорирование необходимости этого действия с некоторой вероятностью может повлечь штраф в размере от 100 до 300 рублей по диспозиции нормы 13.20 КоАП РФ за нарушение правил хранения и комплектования архивных документов. В рамках данной нормы (с учетом положений ст.2.4 КоАП РФ) ликвидатор в качестве должностного лица не рассматривается, поэтому наказывается как гражданин.

По мнению некоторых юристов, данное нарушение может повлечь привлечение по ст.13.25 КоАП РФ за нарушение установленного порядка и срока хранения документов.

Однако такая позиция представляется необоснованной, что подтверждается и судебной практикой. Так, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа отметил, что в связи с ликвидацией ООО права и обязанности прекращаются, в том числе прекращается и необходимость хранения документов (Постановление № Ф02-7094/2016 от 20.12.2016 г. по делу № А33-16475/2014).

Помимо вышеизложенного, ликвидатор может быть обвинен и в других административных правонарушениях, допущенных в рамках управления фирмой в качестве ЕИО. Ему может грозить и уголовное разбирательство. К примеру, в случае неправомерных действий, совершенных при наличии признаков банкротства в целях его сокрытия (отчуждение имущества, фальсификация документов и др.), ему грозит привлечение по ст.195 УК РФ.

Увольнение ликвидационной комиссии предприятия

Со всеми работниками, независимо от их социального статуса, в случае ликвидации юридического лица расторгаются трудовые договора. Это может произойти раньше, чем компания окончательно будет исключена из реестра юридических лиц. Трудовой кодекс не фиксирует тот момент, когда должно происходить увольнение. Главное, чтобы сотрудники были проинформированы за два месяца до сокращения.

С членами ликвидационной комиссии обязательно заключаются трудовые или гражданско-правовые договора. Без них работа состава комиссии не является легальной. В ходе проверки компанию могут заставить доплатить налоги и отчисления во внебюджетные фонды за неоформленных членов комиссии. Помимо этого, начисляются штрафы и пени.

Штатные работники могут продолжать трудиться в комиссии в рамках действующих трудовых договоров. Издавать дополнительные приказы или заключать допсоглашения не требуется.

Трудовое законодательство не содержит каких-либо особенных условий увольнения для членов ликвидационной комиссии. Они также подписывают приказ об увольнении: в их трудовой делается специальная отметка, в последний день производится окончательный расчет.

Чем грозит банкротство учредителя или руководства юридического лица?

Если физическое лицо занимало определенную должность в компании за последние 3 года (кроме генерального директора, это может касаться топ-менеджеров, учредителей и даже главного бухгалтера), его потенциально могут привлечь к субсидиарной ответственности. Чем это грозит на практике? Если по заявлению кредиторов или арбитражного управляющего (случается, что даже налоговая привлекает к субсидиарной ответственности) арбитражный суд принимает решение о том, что конкретное лицо имеет отношение к доведению компании до банкротства путем неграмотного управления, заключения рискованных сделок и т.д., на него будет переложена часть долга компании. Речь идет о разнице между оставшимися активами компании (остатки на счетах, недвижимость, транспорт, техника, оборудование и т.д.) и общим размером задолженности. В некоторых случаях размер долга может быть гигантским, и выплатить его человеку не под силу. В таких случаях действуют обычные процедуры по взысканию задолженностей: арест имущества, продажа его на торгах и возмещение кредиторам.

Читайте также:  Выплаты за 3 ребенка в 2023 году: что положено в России?

Неподача заявления о банкротстве

Игнорирование требования об инициировании процедуры банкротства должником – одно из оснований, при котором привлечение контролирующих лиц должника к субсидиарной ответственности фактически неизбежно. Эта норма распространяется не только на руководителя, но и на лиц, которые должны были исполнить такую обязанность и созвать заседание управленческого органа для утверждения соответствующего решения. При этом такие лица несут субсидиарную ответственность не по всем долгам компании, а ограничиваются только обязательствами, возникшими после конечного срока, отведенного на созыв и проведение заседания. Срок подачи заявления составляет один месяц с момента, когда стали очевидными признаки финансовой неплатежеспособности. Для ликвидаторов и членов ликвидационной комиссии он сокращен до 10 дней. Два ключевых основания – наличие совокупного долга с истекшими сроками исполнения в сумме 300 тысяч рублей и просрочка платежей минимум три месяца. Главные признаки банкротства – имущественная несостоятельность и финансовая недееспособность.

Возможное освобождение от ответственности

Отсутствие причинной связи между нарушением контролирующими должника лицами обязанности инициировать банкротство и фактом невозможности выплатить долги кредиторам исключает привлечение к субсидиарной ответственности. Другие основания освобождения:

  • у должника не было состояния объективного банкротства, несмотря на наличие признаков финансовой неплатежеспособности;
  • действия руководителя были добросовестными и нацеленными на преодоление финансовых трудностей в установленный срок;
  • приложены максимально возможные в конкретной ситуации усилия для превенции банкротства;
  • бывшим руководителем опубликована информация о том, что наступила обязанность обращения в суд (освобождение по долгам, возникшим после этой публикации).

Акт решения при завершении ликвидации предприятия

Все решения, которые принимались в ходе работы ликвидационной комиссии, должны быть оформлены должным образом. При их принятии участники должны следовать определенной процедуре, что позволит гарантировать действительность решений.

Решения принимаются в ходе заседания, проводимого в очном или заочном формате. Такие встречи проводятся по мере необходимости. Их итоги оформляются в виде протокола заседания и акта, в котором фиксируются наиболее важные положения. Оба документа подписывают все члены: в них содержится повестка дня, состав участников, явка.

Решения утверждаются простым большинством голосов, при поименном голосовании или поднятием руки присутствующими.

Последнее решение фиксируется в акте об окончательной ликвидации ООО и АО. В нем указывается на то, что комиссия проверила финансовую деятельность компании, согласовала ликвидационный баланс, кредиторская задолженность не была выявлена или была погашена. В связи с этим компания полностью прекращает свое существование.

Кто может привлечь представителей должника к субсидиарной ответственности?

Внимание: исключительное право подавать иск о привлечении к субсидиарной ответственности имеет сопровождающий банкротство арбитр.

Поэтому кредитору крайне желательно первым инициировать банкротство, чтобы дело вел арбитр, не связанный интересами с должником.

Если же должник опередил кредитора и получил на руки все козыри для «игры в банкротство» по заведомо неравным правилам, ситуация может оказаться безвыходной. Но не настолько, чтобы в ней не смог разобраться сильный и непредвзятый антикризисный специалист.

Кредиторы имеют право самостоятельно выступить с инициативой привлечения представителей должника к ответственности, но уже по окончании банкротной процедуры и только тогда, когда соответствующее заявление не предъявлялось управляющим.

Инструкции, утвержденнойпостановлением Минтруда России от 10 октября 2003 г. № 69). Если сотрудник был уволен в связи с ликвидацией, организация обязана выплатить ему выходное пособие. Кроме того, за сотрудником сохраняется средний заработок на период трудоустройства.
Об этом сказано в части 1 статьи 178 Трудового кодекса РФ. Сотруднику, уволенному раньше установленного срока, помимо выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства, полагается дополнительная компенсация. Ее размер равен среднему заработку, рассчитанному за время со дня фактического увольнения до дня, ранее указанного в уведомлении о ликвидации организации.
Это следует из положений части 3 статьи 180 Трудового кодекса РФ.
При этом если у организации есть задолженность перед залогодателями, погасите ее после расчетов по первым двум очередям (или до них, если эта задолженность по времени возникла раньше). Затем погасите задолженность по обязательным платежам в бюджет. Не удовлетворенные за счет средств от продажи предмета залога обязательства перед залогодателями погасите в обычном порядке (в четвертую очередь).

Назначение ликвидационной комиссии

Обязанностью учредителей, которые приняли решение о ликвидации организации, является назначение ликвидационной комиссии (п. 3 ст. 62 ГК РФ), при этом состав комиссии законодательством не регламентирован. Может быть назначен как единственный ликвидатор, так и несколько человек во главе с председателем. В полномочия председателя ликвидационной комиссии, в частности, входят:

  • уведомление о ликвидации, в том числе публикация информации в «Вестнике госрегистрации»;
  • розыск кредиторов и дебиторов и проведение расчетов;
  • увольнение работников;
  • составление промежуточного, а затем ликвидационного балансов;
  • распределение имущества между учредителями;
  • завершение процедуры ликвидации, подача пакета документов для регистрации факта ликвидации.

При этом председатель ликвидационной комиссии подписывает документы, выступает в суде от имени организации, участвует во всех мероприятиях, связанных с ликвидируемой компанией. Например, в случаях выездной налоговой проверки он будет представлять интересы компании.

Законодательство не ограничивает количественный состав комиссии и не указывает, какие должности должны занимать члены комиссии. Руководить ликвидацией может и учредитель, и независимое лицо, и любой из работников — директор, бухгалтер. Но желательно не возлагать обязанности дополнительным соглашением к трудовому договору, так как в этом случае увольнение в связи с ликвидацией организации будет затруднено, ведь все расчеты надо провести до ликвидации, а ликвидационная комиссия работает до ликвидации.

Кроме широкого круга полномочий на ликвидаторов возлагается обязанность возместить убытки, причиненные кредиторам или учредителям (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ). Если установлено, что процедура ликвидации проведена с нарушениями, то существует возможность взыскания убытков с ликвидатора, который допустил это нарушение.

Административная и уголовная ответственность

Т.к. ликвидатор является высшим должностным лицом закрываемой компании, то он отвечает за нарушения по аналогии с обычным директором.

При ликвидации обычно возникают нарушения в следующих сферах:

  • связанные с порядком уведомления регистрирующего органа (ст. 14.25 КоАП);
  • неуплата налогов и других обязательных платежей (ст. 15.11 КоАП РФ и ст. 199 — 199.4 УК РФ);
  • невыплата заработной платы (ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 145.1 УК РФ);
  • уклонение от уплаты кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);
  • нарушения при банкротстве (ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ и ст. 195 — 197 УК РФ).

Ответственность ликвидатора

Основная функция ликвидатора — правильно провести всю процедуру, соблюдая гражданские, трудовые и административные нормы законодательства. Он обязан провести всю процедуру поэтапно, отвечая за своевременность предоставления всех необходимых документов.

Какая ответственность ликвидатора при ликвидации ООО бывает за нарушение процедуры:

  • Уголовная. Это означает, что если ликвидатором скрываются какие-либо сведения об имеющемся имуществе общества, либо документы, его могут привлечь к уголовной ответственности.
  • Субсидиарная ответственность ликвидатора ООО наступает, когда появляются новые долги. Если в процессе ликвидации общества появляются признаки несостоятельности, он должен сообщить об этом в суд в 10-дневный срок, иначе понесет вышеуказанную ответственность.
  • Административная. Если ликвидатор не соблюдает правильность выполнения всей процедуры поэтапно, тогда он может понести административную ответственность в виде штрафа от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Кто может быть ликвидатором ООО?

Стоит отметить, что законодательством четко не установлены лица, которые могут быть ликвидаторами, поэтому в случае, если производится добровольная ликвидация организации, то существует несколько кандидатов: либо это участник (физическое/ юридическое лицо), либо орган, который принял решение о ликвидации, либо любое другое лицо.

Следующая ситуация – когда ООО ликвидируется в связи с банкротством. В таком случае назначается арбитражный управляющий, который состоит в СРО.

На практике, очень часто учредители прибегают к услугам сторонних организаций, которые помогают им в ликвидации ООО, в такой ситуации, ликвидатором может стать лицо, которое сотрудничает с ликвидируемым предприятием на основании договора.

В общем, это может быть практически любой человек. Ликвидатор или состав ликвидационной комиссии определяется в зависимости от того, по чьей инициативе начинается процедура ликвидации предприятия.

Обязанности ликвидатора

Ликвидатор ООО осуществляет следующие действия, входящие в его обязанности:

  • разрабатывает план реализации ликвидации ООО;
  • направляет уведомления в инспекцию ФНС о ликвидации предприятия и прекращении хозяйственной деятельности (п. 3 ст. 20 Закона от 08.08.2001 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);
  • размещает сообщение в источниках СМИ о том, что начата процедура ликвидации предприятия;
  • при наличии кредиторов у данной организации ликвидатор оповещает их письменно о принятом решении о ликвидации предприятия;
  • осуществляет формирование балансов (промежуточного и ликвидационного) на основе результатов инвентаризации имущества и обязательств;
  • организует погашение имеющихся у ликвидируемого предприятия задолженности и обязательств в законодательно определенной очередности;
  • осуществляет уведомление работников ликвидируемого предприятия об их увольнении;
  • если возникают признаки несостоятельности ликвидируемого предприятия, то инициирует процедуру банкротства.

Понятие ликвидационной комиссии на основании правоприменительной практики

На основании имеющейся правоприменительной практики можно сделать вывод о том, что под ликвидационной комиссией следует понимать специально созданную группу лиц, в том числе из числа сотрудников ликвидируемого юридического лица, которая принимает на себя обязательства по проведению ликвидационной процедуры.

На время проведения ликвидационной процедуры на такую комиссию возлагаются обязанности по реализации всех необходимых мероприятий, а также по осуществлению временного руководства деятельностью организации.

В том случае, если штат организации немногочислен, нет необходимости создавать целую комиссию – можно обойтись выбором единственного ликвидатора. Однако следует понимать, что на него будет возложено достаточно большое количество обязанностей, что может стать причиной выбора определенного круга помощников в проведении ликвидационной процедуры.

Ликвидационная комиссия или единоличный ликвидатор выполняет свои непосредственные обязанности до момента исключения организации из Единого государственного реестра юридических лиц.

Это связано с тем фактом, что на такую комиссию возлагается ключевая обязанность – по осуществлению руководства организацией до момента ее полного закрытия.

Приказ о создании ликвидационной комиссии оформляется следующим образом:

  • данные о той организации, для ликвидации которой создается ликвидационная комиссия;
  • дата издания приказа, а также его номер;
  • основание, по которому было произведено издание такого приказа. При этом потребуется не только указать основание («принятие решения о ликвидации юридического лица»), но также и реквизиты того правового акта, который ложится в основу вынесенного решения (дата и номер протокола собрания, на котором оформлено решение о ликвидации);
  • перечень членов ликвидационной комиссии, который также должен быть утвержден на специальном собрании учредителей или акционеров юридического лица;
  • дополнительно указывается срок функционирования созданной комиссии, а также порядок, который должен быть соблюден для того, чтобы в полном объеме исполнить возложенные на него обязательства;
  • перечень лиц, на которых возлагаются обязанности по контролю за работой такой ликвидационной комиссией, а также за исполнением приказа;
  • сведения о том лице, который издал приказ о создании ликвидационной комиссии, а также о том, кто подписал данный приказ (как правило, это одно и то же должностное лицо в организации);
  • дополнительно в рамках приказа должен быть сформирован лист согласования и лист ознакомления. В листе согласования должны быть указаны сведения о тех лицах, с которыми происходило согласование данного приказа (как правило, это руководители юридической, финансовой и кадровой служб). В листе ознакомления обязаны ставить свои подписи те лица, которые включены данным приказом в состав ликвидационной комиссии.

Образец приказа о создании ликвидационной комиссии можно посмотреть по ссылке.

Приказ должен иметь указание на то, когда именно он вступает в силу (чаще всего речь идет о дате подписания приказа как дате вступления его в силу).

Состав ликвидационной комиссии при ликвидации организации. Сколько человек должно в ней состоять?

Вопрос ликвидации организации входит в компетенцию общего собрания либо единственного учредителя. В случае добровольного прекращения деятельности основополагающим документом будет решение участников общества, которое должно содержать дополнительно условие о создании комиссии. Состав ликвидационной комиссии при ликвидации юридического лица прописывается в приказе о создании данного органа.

Законодательством не установлено требований к наличию определенных навыков, опыта и уровня профессионального образования членов комиссии. Это означает, что учредители и руководитель организации самостоятельно принимают решение о составе ликвидационного органа.

Подпишитесь на рассылку

Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

Вместе с тем в случае ликвидации отдельных видов организаций и предприятий специальными нормативными актами могут быть установлены определенные требования к составу комиссии. В частности, в случае если организация учреждена Российской Федерацией, ее субъектом либо органом местного самоуправления, в состав комиссии, в соответствии с п. 4 ст. 57 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ, должен входить представитель федерального органа, органа субъекта РФ или муниципалитета.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...