Что делать, если закупка не состоялась

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если закупка не состоялась». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все причины для признания тендера по 223 ФЗ несостоявшимся по закону нужно предусмотреть заранее и перечислить возможные причины в положении о закупке. В нормативно-правовых актах нет прямого указания действий заказчика при несостоявшихся торгах, а определение несостоявшейся закупки из Гражданского кодекса подходит только к аукционам и конкурсам, где принял участие единственный поставщик.

Какие последствия для электронного аукциона

В случае с аукционом порядок действий заказчика зависит от основания, по которому торги признали несостоявшимися:

  1. Если поступило только одно предложение — действуйте в соответствии с ч. 2 ст. 52 Федеральной контрактной системы. То есть надо обработать документы от оператора, составить и опубликовать итоговый протокол, заключить госконтракт с единственным поставщиком.
  2. Если только одна заявка соответствует требованиям извещения, то заключите контракт с таким участником как с единственным поставщиком (ч. 5 ст. 42 ФКС).
  3. Если на аукцион не подали ни одного предложения или же комиссия отклонила все заявки, то проведите новую закупку или заключите контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы (ч. 8 ст. 52). И обязательно сформируйте итоговый протокол, в котором признайте аукцион несостоявшимся. Отправьте протокол оператору электронной площадки для размещения в ЕИС. Точно так же действуйте, если все участники уклонились или вы сами отказались от заключения контракта с единственным допущенным исполнителем.

Как действовать единственному поставщику

Если всем требованиям гостендера соответствует заявка от единственного поставщика или он его единственный участник, после объявления итогов закупки этот контрагент обязан заключить контракт с организатором-заказчиком. Единственный победитель тендера должен соблюдать сроки подписания контракта, чтобы не попасть в РНП.

Если во время электронных торгов в формате аукциона никто не подал других ценовых предложений, у поставщика появляется право подписать контракт по предельной цене.

Если поставщик оказался в роли единственного участника тендера, вторая часть заявки которого соответствует всем требованиям, ему можно предложить свою цену контракта.

Если несостоявшаяся закупка проводилась по 223 ФЗ, заказчик может действовать в рамках его положения о закупках.

В январе 2022 года вступят в силу изменения в отношении оснований признания закупок несостоявшимися:

  • допущено или подано единственное предложение поставщика;
  • предложения отсутствуют совсем или поданы, но отклонены в полном объеме;
  • заказчик сам отказал единственному поставщику в подписании контракта;
  • всех участников тендера признали уклонившимися от заключения контракта;
  • если не состоялась совместная конкурсная закупка, каждый из заказчиков должен по отдельности согласовать контракт с органами контроля.

Контрольный орган принимает решение о согласовании или отказ в согласовании обращения

Контрольный орган обязан рассмотреть поступившее обращение в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления. По результатам рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки контрольный орган принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом либо об отказе в таком согласовании (ч.8 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Если контрольный орган принял решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, он размещает в ЕИС соответствующее решение и направляет заказчику уведомление о размещении (подпункт “в” п.11 Правил №961).

Контрольный орган вправе согласовать заключение контракта, одновременно выдав предписание о внесении изменений в проект контракта (п.2 ч.9 ст.93, п.4 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ). В этом случае, заказчик вносит требуемые изменения и направляет проект контрагенту, с которым заключается контракт (п.2 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Контрольный орган может отказать в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом по основаниям, перечисленным в п.13 Правил №961. В случае получения решения об отказе, заказчик, при необходимости, вносит изменения в план-график, осуществляет новую закупку в соответствии с Законом №44-ФЗ (ч.10 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Если контрольный орган согласовал обращение, заказчик заключает контракт со своим контрагентом

В силу ч.4 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 №360-ФЗ до 1 апреля 2023 года контракт с единственным поставщиком в рассматриваемом случае заключается без использования ЕИС и электронной площадки.

Минфин России в в п.1 письма от 18.03.2021 №24-04-07/19432 представляет порядок заключения контракта на основании п.25 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ при необходимости согласования с контрольным органом следующим образом:

Читайте также:  Увольнение при истечении срока трудового договора

1) заказчик направляет без своей подписи проект контракта на подпись участнику закупки до получения решения о согласовании;

2) участник подписывает указанный проект контракта в том числе до получения заказчиком решения о согласовании, т. е. вне зависимости от получения заказчиком такого решения;

3) заказчик подписывает контракт после получения заказчиком решения о согласовании в срок, предусмотренный п.3 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ.

Основание 1. Заказчик получил одну заявку или не получил ни одной

Если заявку подал только один претендент, аукцион не состоится, потому что нельзя проводить торги с единственным участником. Получите у оператора обе части заявки и документы участника. Оператор отправит их не позднее следующего рабочего дня после того, как закончится срок для подачи заявок. В этот же срок оператор уведомит участника.

В течение трех рабочих дней рассмотрите обе части заявки и направьте оператору протокол с подписями членов аукционной комиссии. Разместите протокол в ЕИС. В документе укажите решение комиссии и каждого члена о том, отвечает или нет заявка Закону № 44-ФЗ и документации об аукционе. Протокол направьте оператору электронной площадки и разместите в ЕИС.

Допустим, заявка участника отвечает требованиям закона и документации. Тогда заключите контракт с едпоставщиком по правилам аукциона. Основание – пункт 25.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Согласовывать контракт с контрольным органом не нужно.

Пример: заявку подал только один участник

Заявку единственного претендента, которая не отвечает требованиям закона или документации, отклоните, измените план-график и проведите другую закупку.

Если никто не подаст заявку на аукцион, закупка тоже не состоится. Составьте протокол, пусть его подпишут все члены комиссии, которые присутствуют на заседании. Протокол направьте оператору электронной площадки и опубликуйте в ЕИС не позднее даты, когда закончится срок рассмотрения первых частей заявок. Измените план-график и проведите другую закупку.

Такой порядок описан в части 7 статьи 67 и в части 1 статьи 71 Закона № 44-ФЗ.

Ситуация: признать ли аукцион несостоявшимся, если заявки подали несколько участников, а цену предложил только один

Ситуация: направить ли сведения в реестр недобросовестных поставщиков, если ни один участник не подал предложение о цене контракта

Основание 4. Комиссия одобрила вторую часть заявки только одного участника или отклонила все заявки

Электронный аукцион прошел, и оператор направил заказчику вторые части заявок. После этого аукционная комиссия в течение трех рабочих дней проверяет вторые части и решает, отвечают ли они документации. Допустим, комиссия одобрила заявку только одного участника. Тогда заключите контракт с едпоставщиком. Если комиссия отклонила все заявки, измените план-график и проведите повторную закупку.

Решение комиссия оформляет протоколом подведения итогов аукциона. Документ подписывают все члены комиссии, которые рассматривали заявки. Если отклоняете заявку, в протоколе укажите причину. Опубликуйте протокол на электронной площадке и в ЕИС. Сделать это необходимо в течение рабочего дня после даты подписания протокола.

Такие правила описаны в части 8 статьи 69 и части 3.1 статьи 71 Закона № 44-ФЗ.

Порядок отмены аукциона по 44-ФЗ для заказчика

Для отмены аукциона по 44-ФЗ в 2020 году заказчику нужно действовать в следующем порядке:

  1. Проанализировать создавшиеся обстоятельства, установить причину, которая будет достаточной для отмены электронного аукциона по 44-ФЗ ввиду его нецелесообразности.
  2. Проверить, сколько времени остается до конечной даты подачи заявок. Если в распоряжении заказчика не менее 5 дней, то можно выносить решение и отменять процедуру. Если же времени недостаточно, то можно внести изменения в аукционную документацию, выбрав для этого достаточно вескую причину. Это можно сделать не позже 2 дней до окончания приема заявок (ч. 6 ст. 63 44-ФЗ). В результате такого шага у заказчика будет еще как минимум два дня, в течение которых можно завершить процедуру отмены, потому что перенести дату окончания подачи предложений можно на 7 дней и более.
  3. Оформить документы: решение об отмене аукциона по 44-ФЗ и соответствующий приказ. Иногда заказчики составляют только один из данных документов, но поскольку любые действия находятся под пристальным вниманием контролирующих органов, лучше оформлять бумаги в полном объеме.
  4. Разместить в Единой информационной системе информацию относительно отмены закупки. Это должно быть сделано в тот же день, когда принимается решение. В обязанности оператора электронной площадки входит донесение данной информации всем участникам электронного аукциона. Как только заказчик принял решение отменить процедуру и опубликовал извещение, он не может получить доступ к заявкам участников.
  5. Внести корректировки в план-график. На это заказчику дается один рабочий день после того, как принято решение об отмене электронного аукциона.

Контрольный орган принимает решение о согласовании или отказ в согласовании обращения

Контрольный орган обязан рассмотреть поступившее обращение в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем его поступления. По результатам рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки контрольный орган принимает решение о согласовании заключения контракта с единственным контрагентом либо об отказе в таком согласовании (ч.8 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Если контрольный орган принял решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, он размещает в ЕИС соответствующее решение и направляет заказчику уведомление о размещении (подпункт “в” п.11 Правил №961).

Читайте также:  Минимальный размер алиментов на двух детей

Контрольный орган вправе согласовать заключение контракта, одновременно выдав предписание о внесении изменений в проект контракта (п.2 ч.9 ст.93, п.4 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона №44-ФЗ). В этом случае, заказчик вносит требуемые изменения и направляет проект контрагенту, с которым заключается контракт (п.2 ч.9 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Контрольный орган может отказать в согласовании заключения контракта с единственным контрагентом по основаниям, перечисленным в п.13 Правил №961. В случае получения решения об отказе, заказчик, при необходимости, вносит изменения в план-график, осуществляет новую закупку в соответствии с Законом №44-ФЗ (ч.10 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Если аукцион призван несостоявшимся по 44 ФЗ

Причин почему закупки признаны несостоявшимися огромное количество. Из-за этого действия участников тендера меняются. Рассмотрим возможные варианты событий:

· Лишь одна организация соответствует условиям технического договора. В этом случае заказчику передается информация по первой части заявки, если требования совпадают, оператор аукциона передает вторую часть. Участник тендера аналогично получает уведомление о соответствии первой части и передачи второй. Федеральный Закон регламентирует срок рассмотрения – 3 рабочих дня. Если все требования соблюдены, технические характеристики совпадают, противоречий между сторонами нет, то с этим контрагентом заключается договор.

· Несколько организаций представило заявки. В этом случае контракт заключают с участником, который это сделал раньше других.

· Нет организаций, возможности которых совпадают с требованиями заказчика. В этом случае необходимо поменять график и план закупок и организовать тендер заново.

Три статуса закупки, которые нужно различать

Закупка может быть признана не только несостоявшейся, но и недействительной или отмененной – это не одно и то же.

Статус несостоявшейся присваивается открытой конкурентной закупке с учетом норм, установленных в ч.1 ст.52 44-ФЗ, о них расскажем ниже. В некоторых случаях заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком, а в некоторых – это его право. Случаи признания несостоявшимися закрытых конкурентных процедур указаны в ч.1 ст.77 44-ФЗ.

Недействительной признается процедура по вине заказчика, если он в ходе проведения нарушил гражданское законодательство, закон о контрактной системе 44-ФЗ или закон о закупках отдельными видами юрлиц (223-ФЗ).

Заказчик вправе отменить закупку, если у него есть на то причины или предписание вынесло надзорное ведомство.

Сроки несостоявшегося аукциона

Когда не подается ни одной заявки на аукцион или они не носят соответствие закону, то заказчику не с кем будет заключать контракт. Но заказчик может не проводить повторной закупки, об этом гласит ч 4 ст 74, на основании этого имеется возможность на изменение процедуры торгов и он может провести запрос предложений. Но предмет закупки должен остаться прежним. Сроки осуществления аукциона и цену менять не желательно. Заказчик направляет приглашение на участие только участникам, с которыми возможно последующее заключение контракта.Одним из самых главных требований будет являться наличие положительного опыта сотрудничества по итогу проведенных закупок. Чтобы избежать возникновения признания аукциона несостоявшимся рекомендуется обратиться за комплексным сопровождением. Наш “Центр” предоставляет услугу по комплексному сопровождению и помогает при участии в аукционах на всех этапах, от поиска интересной закупки, передачи всей необходимойаукционной документации на ЭТП для принятия участия в закупке и до одержания победы в ней.

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Несостоявшийся в связи с отсутствием допущенных участников что это значит

С 01.01.2022 ст. 71 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ).

Статья 71. Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

1. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем:

Читайте также:  450 тысяч на ипотеку за третьего ребенка: как получить государственную поддержку

1) оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также информацию и электронные документы, предусмотренные частью 11 статьи 24.1, частью 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомление участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в таком аукционе;

3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:

а) решение о соответствии участника такого аукциона, подавшего единственную заявку на участие в таком аукционе, и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии данного участника и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует единственная заявка на участие в таком аукционе;

б) решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии участника такого аукциона и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии указанного участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе;

4) контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 67 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником:

1) оператор электронной площадки в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 6 статьи 67 настоящего Федерального закона, обязан направить заказчику вторую часть заявки на участие в таком аукционе, поданной данным участником, а также информацию и электронные документы данного участника, предусмотренные частью 11 статьи 24.1, частью 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомление единственному участнику такого аукциона;

3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком второй части этой заявки единственного участника такого аукциона и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает данную заявку и указанные документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения заявки единственного участника такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:

а) решение о соответствии единственного участника такого аукциона и поданной им заявки на участие в нем требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии этого участника и данной заявки требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием указанного решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует эта заявка;

б) решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии единственного участника такого аукциона и поданной им заявки на участие в нем требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии этого участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе;

4) контракт с единственным участником так��го аукциона, если этот участник и поданная им заявка на участие в таком аукционе признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...