Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «4.1.2. Выплата налогоплательщику процентов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ. Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.
Как вернуть проценты при излишнем взыскании налогов
По закону налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику в течение 10 дней со дня установления данного факта. Указанное сообщение передается руководителю организации, ИП, их представителям лично под расписку или иным способом (п. 4 ст. 79 НК РФ).
Но по своей собственной инициативе ИФНС не обязана возвращать излишне взысканные суммы налога. Поэтому возврат налога и процентов в подобных ситуациях также осуществляется в заявительном порядке. Для возврата потребуется подать заявление по форме, утв. приказом ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@.
Отдельного заявления о начислении процентов на сумму излишне взысканного налога подавать не требуется. Налог подлежит возврату с уже начисленными на него процентами.
При этом, в отличие от добровольной переплаты при излишнем взыскании налога, начисление процентов на его сумму не зависит от факта подачи заявления о возврате. Проценты в таких случаях начисляются не с момента окончания месячного срока с даты подачи в ИФНС заявления, а с момента самого взыскания налога.
Поэтому в принципе налогоплательщик может не заявлять о начислении и возврате процентов в ИФНС, а обратиться с исковым требованием напрямую в суд.
Возникновение права на компенсацию от ИФНС
Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ. Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.
Право на получение процентов на сумму излишне уплаченных/взысканных налогов возникает:
- по факту излишнего взыскания налогов по решению ИФНС
- при нарушении налоговиками сроков на возврат добровольно переплаченных сумм.
Досудебное урегулирование
Иски о взыскании процентов, начисленных на сумму несвоевременно возвращенных/взысканных налогов, носят имущественный характер. Поэтому на данные требования не распространяется порядок досудебного урегулирования споров с налоговыми органами, установленный ст. 138 НК РФ.
Напомним, согласно данной статье, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Поэтому если плательщик заявляет требование о взыскании с ИФНС процентов, об обжаловании решений и действий налоговиков речи не идет. Поэтому обжаловать в вышестоящий налоговый орган отказ ИФНС в возврате переплаченного налога и процентов не требуется. Плательщику достаточно заявить в суд иск о взыскании с ИФНС соответствующих сумм.
Верховный Суд РФ в Определении от 20.06.2016 № 304-КГ16-3143 прямо указал, что такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога/процентов являются независимыми.
Нормы НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафов и процентов. Указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов.
Куда обращаться за взысканием процентов с налоговой
НК РФ не устанавливает порядка подачи заявления о взыскании с ИФНС процентов, начисленных на сумму переплаченных налогов. Следовательно, порядок подачи такого заявления выбирает сам налогоплательщик.
За возвратом налога и процентов он может обратиться в ИФНС по месту своего учета (в рамках подачи заявления о возврате самого налога), а может подать соответствующее заявление непосредственно в суд.
Если плательщик решит действовать через суд, то в заявлении нужно указать обстоятельства образования переплаты по налогу, возникновения права на получение процентов, а также произвести расчет полагающихся процентов.
Проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, начисляются за каждый календарный день нарушения срока возврата. Проценты прекращают начисляться с момента возврата переплаты. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).
Как получить вычет по выплаченным процентам
Для основного и процентного вычета по ипотеке существует единая декларация 3-НДФЛ. Вернуть проценты по ипотеке можно и отдельно от основной суммы. Сделать это можно, как и в случае с основным вычетом, двумя способами: через налоговую и работодателя. В последнем случае документы стоит подавать сразу, не дожидаясь конца года. Работодатель не будет удерживать НДФЛ с зарплаты, пока не исчерпается весь полагающийся лимит компенсации.
Либо можно обратиться в налоговую инспекцию, дождавшись окончания года, в течение которого приобретено жилье. Такой способ подходит тем, кто хочет получить большую сумму сразу. Документы можно подать как в налоговой инспекции по месту регистрации, так и онлайн через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
Для получения вычета по процентам по ипотеке налогоплательщику необходимо:
1. Подсчитать сумму вычета и налога к возврату.
2. Подготовить необходимые документы:
- копию паспорта;
- справку по форме 2-НДФЛ;
- копию договора долевого участия или договора купли-продажи квартиры;
- выписку из ЕГРН;
- копию кредитного договора, по которому были выплачены проценты;
- справку из банка об уплате процентов по кредиту;
- заявление на получение налогового вычета.
Досудебное урегулирование
Иски о взыскании процентов, начисленных на сумму несвоевременно возвращенных/взысканных налогов, носят имущественный характер. Поэтому на данные требования не распространяется порядок досудебного урегулирования споров с налоговыми органами, установленный ст. 138 НК РФ.
Напомним, согласно данной статье, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
Поэтому если плательщик заявляет требование о взыскании с ИФНС процентов, об обжаловании решений и действий налоговиков речи не идет. Поэтому обжаловать в вышестоящий налоговый орган отказ ИФНС в возврате переплаченного налога и процентов не требуется. Плательщику достаточно заявить в суд иск о взыскании с ИФНС соответствующих сумм.
Верховный Суд РФ в Определении от 20.06.2016 № 304-КГ16-3143 прямо указал, что такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога/процентов являются независимыми.
Нормы НК РФ не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования споров о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафов и процентов. Указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов.
Правила расчета дней просрочки
В норме п. 10 ст. 78 НК РФ не установлено, включается ли в подсчет календарных дней просрочки день возврата переплаты.
Мнение Минфина РФ противоречиво:
- проценты за этот день не начисляются (письмо от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7);
- день возврата входит в расчетный период (письма Минфина России от 08.06.2015 № 03-04-07/33140 и ФНС России от 01.07.2015 № БС-4-11/11486@).
Президиум ВАС РФ (постановление от 21.01.2014 № 11372/13) придерживается точки зрения, что правила расчета процентов должны быть едиными, в т. ч. для начисляемых за несвоевременный возврат сумм НДС, подлежащего возмещению из бюджета, и других излишне уплаченных (взысканных) налогов. И заключаются они в следующем:
- период просрочки определяется фактическим количеством календарных дней просрочки с учетом дня фактического поступления денежных средств в банк, при этом согласно п. 10 ст. 78 НК РФ проценты начисляются за каждый календарный день просрочки (нарушения срока) возврата переплаты;
- расчет делается от фактического количества дней в году (365 или 366).
В связи с этим постановлением в соответствие с фактическим количеством дней в году приведена формула расчета, содержащаяся в п. 3.2.7 приказа ФНС России от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ (приказ ФНС России от 16.09.2016 № ММВ-7-8/494@).
Сроки камеральной проверки и зачисления денежных средств
Налоговая не возвращает вычет НДФЛ – куда жаловаться? Прежде чем задавать такой вопрос, необходимо точно знать, сколько проверяют документы, когда по закону должен поступить ответ. В течение какого срока Налоговая перечисляет вычет?
- декларация проверяется 3 месяца с момента принятия в ФНС, аналогичный срок рассмотрения 3-НДФЛ на возврат налога, поданной через Личный кабинет, здесь же его можно отследить;
- затем нужно подождать еще 1 месяц с момента подачи заявления на возврат или со дня окончания камеральной проверки в соответствии с п.6 ст.78 НК РФ;
- несколько дней требуется банку на то, чтобы обработать платеж и зачислить деньги на счет клиента.
Теперь посчитаем, как быстро ИФНС возвращает НДФЛ. Получается, что максимальный срок составляет 4 месяца + еще 1-2 рабочих дня. Указанная позиция подтверждается Письмом Минфина от 11.07.2014 №03-04-05/34120 и Письмом ФНС России от 26.10.2012 №ЕД-4-3/18162@.
Рассмотрим на примере, в какой срок Налоговая должна вернуть вычет за квартиру? Документы вместе с заявлением были поданы 22.03.2019, проверка завершится 23.06.2019, средства отправят до 24.07.2019. Соответственно, ожидать поступления излишне уплаченного налога нужно в течение пары рабочих дней.
Возникновение права на компенсацию от ИФНС
Сумма излишне уплаченного/взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. Общий порядок возврата налогов и страховых взносов, а также сроки возврата установлены ст. 78 и 79 НК РФ. Наряду с возвратом переплаченных налогов налоговики обязаны начислить и выплатить проценты, которые представляют собой денежную компенсацию за неправомерное использование денежных средств плательщиков.
Право на получение процентов на сумму излишне уплаченных/взысканных налогов возникает:
- по факту излишнего взыскания налогов по решению ИФНС
- при нарушении налоговиками сроков на возврат добровольно переплаченных сумм.
Момент, с которого начинают начисляться проценты, зависит от основания возникновения переплаты. Если переплата произошла по ошибке самого плательщика, проценты начисляются со дня нарушения ИФНС месячного срока на возврат налога.
Почему налоговая не перечисляет имущественный вычет в срок
Первые 3 месяца происходит проверка декларации, а последний, четвертый, проверка заявления.
В зависимости от ситуации необходимо отсчитать указанный срок, и если налоговая не выплачивает денежные средства, необходимо начинать действовать, причем как можно скорее.
Имущественный вычет – это постоянная, оговоренная в законе сумма, которая частично компенсирует сумму уже уплаченных налогов с доходов граждан в связи с приобретением ими объекта жилой недвижимости. Данная льгота распространяется как на приобретение объекта с привлечением собственных или заёмных частным образом денежных средств, так и после оформления целевого ипотечного кредита с целью приобретения жилья.
В первом случае максимальная сумма, предъявляемая к возмещению, составляет 13% от 2,0 млн руб. при подтверждении документально всех понесённых расходов в пределах этой суммы. Во втором случае физическому лицу предоставляется возврат процентов по ипотеке, который не может быть более 3,0 млн руб. за весь период кредитования, не более суммы уплаченных процентов по кредиту за текущий отчётный налоговый период и не более суммы уплаченных по факту за этот период подоходных налогов, согласно форме 2-НДФЛ.
Значимость проблематики института начисления и выплаты процентов за излишнее взыскание (несвоевременное возвращение) сумм налогов в условиях сегодняшнего дня обусловливается необходимостью сохранения финансового состояния налогоплательщика и обеспечения финансовой стабильности общества.
Возникновение у налогоплательщика права на проценты связывается с совершением налоговыми органами (их должностными лицами) деяний, в результате которых в бюджет излишне взыскиваются суммы налогов либо из бюджета несвоевременно возвращаются суммы налогов.
Соответственно, алгоритм начисления и выплаты процентов можно представить следующим образом: неправомерные деяния налогового органа — излишнее взыскивание (несвоевременное возвращение) сумм налогов — начисление и выплата процентов.
Нормы налогового права и бюджетного права, регулирующие правоотношения, возникающие при излишнем взыскании налога либо несвоевременном его возвращении, начислении и выплате налогоплательщику процентов, объединяются в институт финансового права, который можно определить, к примеру, через призму материально-правового и процессуально-правового смысла защиты прав налогоплательщиков.
Материально-правовой смысл защиты прав налогоплательщиков с учетом публичного характера правоотношений включает в себя закрепленные в нормативно-правовых нормах возможности защиты прав налогоплательщиков, среди которых представляется необходимым выделить основные:
- оперативные (направленные на пресечение, прекращение нарушения прав налогоплательщика):
- обжалование в установленном порядке актов налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействия) их должностных лиц (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ);
- невыполнение неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих Налоговому кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ);
- предупредительные:
- требование от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ);
- компенсационные (восстановительные):
- возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (пп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ);
- начисление и выплата налогоплательщику процентов за излишнее взыскание (несвоевременное возвращение) сумм налогов (ст. ст. 78, 79, 176, 176.1 НК РФ).
Можно было бы сделать вывод, что начисление и выплата налогоплательщику процентов является подчиненным обжалованию способом защиты прав налогоплательщика. Однако процессуально-правовой смысл защиты прав налогоплательщиков включает в себя возможность налогоплательщика обратиться к уполномоченным на то органам государственной власти (должностным лицам) для разрешения спора, в том числе за получением процентов.
Налогоплательщику принадлежит выбор способа защиты нарушенного права. Конечная цель налогоплательщика — восстановление нарушенных финансовых прав в виде получения процентов за счет средств бюджета, а не обжалование решений, действий (бездействия) налоговых органов (их должностных лиц). Соответственно, предварительное признание акта власти недействительным для удовлетворения исковых требований о процентах не требуется.
Таким образом, институт начисления и выплаты налогоплательщику процентов на излишне взысканные (несвоевременно возвращенные) суммы налогов вполне возможно отнести к самостоятельному институту финансового права, который, безусловно, нуждается в дальнейшем более глубоком исследовании.
В силу ст. ст. 78, 79 НК РФ налоговый орган принимает решение о возврате налогоплательщику суммы процентов, оформляет поручение на возврат суммы процентов и направляет его в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Анализ ст. ст. 78, 79 НК РФ позволяет сделать вывод, что отсутствует указание на бюджет, из которого налогоплательщику выплачиваются проценты на суммы несвоевременно возвращенного (излишне взысканного) налога.
Согласно ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казначейство осуществляет управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета, а также перечисляет излишне распределенные суммы, средства, необходимые для осуществления возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
К примеру, Приказом Казначейства России от 14.09.2009 N 210 утвержден Порядок управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета, Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н утвержден Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по его применения.
Как отмечено Е.В. Хазовой, реализация принципа единства кассы представляет собой зачисление всех бюджетных платежей по доходам на единый счет, что позволяет иметь полное представление о наличии финансовых ресурсов для обеспечения выполнения всех задач и функций государства согласно бюджетной классификации по расходам .
Как определить ставку рефинансирования
Для исчисления процентов применяется ставка рефинансирования Банка России, которая действовала в дни нарушения срока возврата переплаты (абз. 2 п. 10 ст. 78 НК РФ). Ставка рефинансирования (учетная ставка) до 2021 года устанавливалась Центральным банком Российской Федерации отдельно от ключевой ставки, введенной в сентябре 2013 года. С 2021 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке, и в связи с этим размер ее существенно вырос.
Информацию о размере ставки рефинансирования (ключевой ставки) можно узнать в справочной информации.
Обратиту внимание! Если за время нарушения срока возврата переплаты ставка рефинансирования изменялась, то за каждый период действия соответствующей ставки проценты рассчитываются отдельно.
Пример
Сумма переплаты по налогу на прибыль составляет 18 617 987,48 руб.
Организация написала в инспекцию заявление о возврате переплаты 11.01.2020.
Переплата возвращена с нарушением срока на 95 дней – с 12.02.2020 по 17.05.2020.
Куда жаловаться на нарушение сроков получения вычета
Если камералка была завершена с положительным ответом, и средства не поступили на счет в положенный срок, заявитель может предпринять следующие меры:
- Позвонить в территориальное отделение ИФНС и уточнить по какой причине не перечислены средства. Если объективных причин для отказа в перечислении вычета нет, и сотрудник утверждает, что платеж проведен, то можно приступать к следующему пункту.
- Составить письменное обращение о сложившейся ситуации в то отделение, куда подавались документы. Это можно сделать через личный кабинет на официальном сайте налоговой, отнести лично или отправить почтой (обязательно ценным письмом с уведомлением). Наиболее действенный способ, отвезти письмо лично, но при этом, взять 2 экземпляра: первый для налоговой, второй для себя, чтобы сотрудник ИФНС поставил отметку о получении. Если в течение недели деньги так и не поступили, остается третий вариант.
- Оформить жалобу в вышестоящее УФНС своего региона.