Унитарное предприятие — проблемный контрагент

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Унитарное предприятие — проблемный контрагент». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для квалификации сделки как крупной необходимо одновременное наличие у сделки на момент ее совершения двух признаков: количественного и качественного (п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» (далее — постановление Пленума ВС РФ № 27), п. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), п. 1 ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО).

Что такое крупная сделка?

Крупной считается сделка, которая одновременно соответствует двум критериям.

  1. Количественный критерий. Сумма сделки 25% и более балансовой стоимости активов. Балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности компании на последнюю отчетную дату. Другими словами, это дата бухгалтерского баланса, который компания подготовила и сдала перед заключением договора.
    Сделка может быть связана с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения компанией имущества. Также договор может предусматривать обязанность общества передать имущество во временное владение или пользование или предоставить право использования объектов интеллектуальной собственности на условиях лицензии. К таким договорам, например, относятся аренда, прокат, простая и исключительная лицензии.
  2. Качественный критерий. Означает, что сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности.

Есть ли перечень видов договоров, которые могут относиться к крупным сделкам?

Нет, такого перечня нет. Крупной можно признать практически любую сделку, если она соответствует этим критериям. Распространенные примеры — договоры поставки, купли-продажи, аренды, займа, приобретения определенного количества акций, кредитный договор. В перечисленных случаях приобретение и отчуждение по сделкам прямое. Но оно может быть и косвенным. Например, по договорам залога и поручительства. Дело в том, что при заключении таких договоров отчуждение имущества произойдет, только если обязанное лицо не исполнит обязательство, которое ими обеспечено (например, кредит).

Трудовые договоры можно признать крупными в части выплаты «золотых парашютов» при увольнении либо иных выплат в других обстоятельствах (подп. 1 п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28).

Унитарные предприятия

Как установлено п. 1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ), для унитарного предприятия крупной признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

О том, что такое взаимосвязанные сделки, мы уже говорили выше.

В данном определении пояснения, на наш взгляд, требует формулировка «прямо или косвенно». Совершение сделки с имуществом напрямую означает, что целью сделки является именно приобретение или отчуждение имущества. Косвенное приобретение или отчуждение имущества может иметь место в случаях, когда сама по себе сделка не имеет непосредственной целью возникновение соответствующих правовых последствий, но при определенных, установленных законом или соглашением сторон условиях приобретение или отчуждение имущества может состояться (например, при залоге имущества целью сделки является обеспечение исполнения обязательства, но в случае неисполнения обеспеченного залогом обязательства требования кредитора-залогодержателя могут быть удовлетворены, в том числе путем передачи предмета залога в его собственность (п. 2 ст. 28.1 Закона РФ от 29.05.1992 N 2872-1 «О залоге»)).

Поскольку для унитарного предприятия критериями крупности сделки являются процентное отношение стоимости имущества, являющегося объектом сделки, к уставному фонду предприятия, либо кратное превышение такой стоимости минимального размера оплаты труда (МРОТ), следует обратить внимание на нижеследующее.

Библиографический список

  1. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.: Госкомиздат, 1950.
  2. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции: монография. М.: Волтерс Клувер, 2006.
  3. Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут, 2005.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Д.В. Ломакина «Крупные сделки в гражданском обороте» включена в информационный банк согласно публикации — Юрист, 2001.

  1. Ломакин Д.В. Крупные сделки в гражданском обороте // Законодательство. 2001. N 3.
  2. Фомичева Н.В. Правовое регулирование создания и деятельности акционерных обществ: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  3. Юридические лица в российском гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации) / отв. ред. В.Н. Литовкин, О.В. Гутников. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2011.

Определение Размера Крупной Сделки В Бюджетном Учреждении На 2021 Год

Ключевые показатели и параметры ООО АО публичное

Если нужен более тщательный контроль финансовых потоков, то МУП лучше преобразовать в муниципальное бюджетное учреждение.

При этом может потребоваться дополнительное финансирование из местного бюджета.

Также возникает риск субсидиарной ответственности собственника муниципального имущества по обязательствам учреждения, которому это имущество передали на праве оперативного управления. Характеристики МБУ — в таблице 2.

Ключевые показатели и параметры ООО

Возможно, часть МУПов в вашем муниципальном образовании несет убытки и не соответствует требованиям, установленным для реорганизации в ООО или АО. Такие унитарные предприятия рекомендуем ликвидировать. Первые кандидаты на ликвидацию — МУПы, которые не осуществляют какой-либо профильной деятельности кроме сдачи разнородного имущества в аренду.

На реорганизацию и ликвидацию МУПов, а также постановку на кадастровый учет земельных участков после ликвидации предприятий регионы получат деньги из федерального бюджета. Порядок распределения этих межбюджетных трансфертов примет Правительство. Каждый регион распределит финансирование между муниципальными образованиями в соответствии со своим законом.

Порядок заключения особо крупных сделок бюджетными учреждениями

Крупная сделка , совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта , может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя , если будет доказано , что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения*.

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок , связанная с распоряжением денежными средствами , отчуждением иного имущества ( которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии , что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения , определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату , если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Когда нужно одобрение крупной сделки в закупках

Решение об одобрении крупной сделки (далее – Решение) нужно, чтобы пройти регистрацию в Единой информационной системе (ЕИС). Юрлица всегда должны прикладывать его к заявке на регистрацию и в специальном поле указывать максимально возможный размер сделки, который они одобряют. Без указания этой информации нельзя зарегистрироваться в ЕИС.

Исключение составляют только ИП, которые не должны одобрять сделки самим себе.

Госзаказчики по 44-ФЗ требуют включать Решение во вторые части заявок при проведении:

  • открытых конкурсов,
  • электронных аукционов,
  • закрытых аукционов.

Решение автоматически переносится из ЕИС в личный кабинет каждой федеральной электронной торговой площадки (ЭТП), а оттуда ЭТП направляет его заказчику вместе с заявкой участника. Операторы площадки не проверяют текст документа. Если оно составлено некорректно, то вы узнаете об этом не при регистрации в ЕИС, а на этапе рассмотрения вторых частей заявок, когда заказчик отклонит заявку.

Поэтому важно сразу оформить документ без ошибок.

В 223-ФЗ заказчик может потребовать приложить к заявке один из трех вариантов:

  • решение об одобрении крупных сделок,
  • информационное письмо о том, что сделка для участника не является крупной,
  • документ об одобрении конкретной сделки, которая будет совершена по итогам тендера.
Читайте также:  Как выйти из СНТ и чем это грозит, законодательная процедура

Внимательно ознакомьтесь с документацией, чтобы приложить нужный документ.

Заказчики по 223-ФЗ могут требовать Решение от индивидуальных предпринимателей. Есть риск, что вашу заявку отклонят, если проигнорируйте этот пункт документации. Заявку не отклонят, если вместо Решения приложить письмо о том, что вам как ИП не требуется одобрение сделок.

Письмо можно написать в свободной форме.

Что такое депозит и вправе ли УП его открывать?

По договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором (п. 1 ст. 834 ГК РФ).

Банк выплачивает вкладчику проценты на сумму вклада в размере, определяемом договором банковского вклада (п. 1 ст. 838 ГК РФ). Проценты начисляются со дня, следующего за днем поступления в банк суммы вклада, до дня ее возврата вкладчику включительно, а если ее списание со счета вкладчика произведено по иным основаниям – до дня списания включительно (п. 1 ст. 839 ГК РФ).

Вправе ли УП заключать сделку по размещению денежных средств на депозите?

Виды сделок для ООО, которые считаются крупными в 2021 году

В случаях изменения в течение года валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, изменение типа учреждения, изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности и др.), следует применять показатель актива баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее — сведения (ф. 0503773)) (Письма Минфина России от 14.05.2015 N 02-07-07/27504, от 25.03.2016 N 02-07-10/17076). В соответствии с нормами п. 72 Инструкции N 33н информация в сведениях (ф. 0503773) содержит обобщенные за отчетный период данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения. Сведения (ф. 0503773) формируются по деятельности с целевыми средствами, деятельности по государственному заданию, приносящей доход деятельности. Периодичность представления — годовая. Однако в случае реорганизации учреждения эта форма составляется на дату проведения реорганизации в составе пояснительной записки (ф. 0503760) и представляется органу исполнительной власти, выполняющему функции и полномочия учредителя.
Напомним, что особенности формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации или ликвидации учреждения установлены п.

Обратите внимание! При рассмотрении предложения руководителя учреждения о совершении крупной сделки положения п. 6 ст. 12 Федерального закона N 174-ФЗ о том, что уставом автономного учреждения может быть установлена возможность учета при определении наличия кворума и результатов голосования представленного в письменной форме мнения члена наблюдательного совета, отсутствующего на заседании по уважительной причине, а также возможность принятия решений наблюдательным советом путем проведения заочного голосования, применены быть не могут.
Принятое наблюдательным советом решение является обязательным для руководителя автономного учреждения (п. 5 ст. 11 Федерального закона N 174-ФЗ).

С 01.01.2021 государственные (муниципальные) учреждения вступили в долгосрочный период реформирования бюджетного (бухгалтерского) учета. Он продолжается и в текущем 2021 году. Новшества в учете затрагивают смежные вопросы. Так, крупная сделка рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности. А поскольку поменялись формы бухгалтерской отчетности, то и порядок расчета размера крупной сделки тоже изменился.

Это отчасти подтверждается и тем, что счет 21006 «Расчеты с учредителем» теперь перенесен в раздел III «Обязательства» пассива баланса, и станет балансовым. Напомню, что пока этот счет находится в активе баланса, но при подсчете валюты баланса не учитывается. Такие изменения уже нельзя считать случайными. Даже в проекте Сведений ф. 0503768 о движении нефинансовых активов нет раздела о недвижимом и особо ценном имущества учреждения. Но, видимо, на этапе редактирования, случайно, в проекте Сведений ф. 0503768 сохранились строки 081-083 к счету 107Х1 «Основные средства в пути», в которых требуется указывать недвижимое, особо ценное движимое и иное имущество.

Федеральный Закон № 7 от 12.01. 1996г. дает определение понятию крупная сделка для бюджетных организаций. Таковой она признается при условии, что в ней оперируют денежными средствами или имуществом на сумму, превышающую 10 % от балансовой стоимости активов этого учреждения. Определяются они, исходя из бухгалтерских отчетов за последнюю отчетную декаду. Исключениями будут ситуации, при которых Устав организации позволяет признать крупной сделку при меньших суммах.

Порядок ее составления должен знать каждый главный бухгалтер. Документ в обязательном порядке заверяется подписями руководителя ООО и главбуха. После получения справку, как правило, предоставляют в Росреестр, чтобы зафиксировать факт передачи имущества и прав на него.

Как было указано выше, для совершения крупной сделки бюджетному учреждению нужно получить одобрение (согласование) учредителя.
Так, к примеру, балансовая стоимость активов на отчетную дату может составлять 500 000 рублей, а следовательно, для этого учреждения крупным будет считаться любой договор стоимостью 50 000,01 рублей и выше. Иными словами, такой организации придется согласовывать с учредителем буквально каждый шаг.

Хозяйственные образования — холдинги, корпорации, фирмы, объединения, предприятия, организации, учреждения совершают огромное количество сделок, удовлетворяющих потребностям граждан.
С 01.01.2021 государственные (муниципальные) учреждения вступили в долгосрочный период реформирования бюджетного (бухгалтерского) учета. Он продолжается и в текущем 2021 году. Новшества в учете затрагивают смежные вопросы. Так, крупная сделка рассчитывается по данным бухгалтерской отчетности. А поскольку поменялись формы бухгалтерской отчетности, то и порядок расчета размера крупной сделки тоже изменился.
Он определяет, что в данном случае таковой может считаться сделка, при которой приобретается или отчуждается имущество общества на сумму не менее 25 % от общей балансовой стоимости активов. Ее вычисляют по бухгалтерским отчетам за последний отчетный период. К видам таких сделок могут относиться займы, кредиты и пр.
Решение об одобрении или о совершении крупной сделки 44-ФЗ — это особый документ, обязательный при проведении закупочных процедур, в определенных условиях. Разберемся, когда он нужен бюджетной организации, а также приведем актуальный образец, который поможет не только составить, но и проверить предоставленный поставщиком документ.

Действующее законодательство в сфере закупок идет по пути постоянного сокращения возможных рисков для государственных и муниципальных заказчиков в случаях, если речь идет о совершении сделок крупного масштаба.

Одним из направлений, которое реализуется на территории всей Российской Федерации с целью защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков, следует считать введение обязательного требования о необходимости предоставления потенциальным исполнителем документов, подтверждающих возможности проведения крупных сделок. Такие документы относятся к группе документов, одобряющих крупную сделку.

Кроме того, у учреждений, получающих имущество на основании договоров аренды и (или) безвозмездного пользования, показатель актива баланса может увеличиться на показатель остаточной стоимости прав пользования активами (показатель счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» за минусом показателя счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»).

Таким образом, с 01.01.2021 при определении размера крупной сделки бюджетные (автономные) учреждения используют показатель строки 350 графы 10 Баланса (ф. 0503730). При этом уставом учреждения может быть определен меньший размер крупной сделки.

Специалисты финансового ведомства до 01.01.2021 указывали, что показатель балансовой стоимости активов бюджетного (автономного) учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 410 в графе 10 Баланса (ф. 0503730)*(3). Этот показатель до появления обновленных форм бухгалтерской отчетности представлял собой итоговый показатель актива баланса на конец отчетного периода, включая данные расчетов с учредителем.

Под крупной сделкой понимается сделка, для совершения которой требуется одобрение совета директоров или собственников имущества, поскольку стоимость имущества, которое отчуждается или приобретается по ней, превышает определенный размер.

  • для акционерных обществ – в статье 78 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • для обществ с ограниченной ответственностью – в статье 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • для бюджетных учреждений – в пункте 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
  • для унитарных предприятий – в статье 23 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Крупные сделки определяются исходя из показателя 10 процентов балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений регулируется Инструкцией № 33н*(2).

Отчетность за 2019 год бюджетные (автономные) учреждения представляли по обновленным формам. В частности, изменилась и форма Баланса (ф. 0503730). Соответственно, показатель строки 410 графы 10 Баланса (ф. 0503730) с 01.01.2019 уже не является контрольной цифрой для расчета размера крупной сделки.

Читайте также:  В России появятся больничные для самозанятых. Как получить выплаты

Итог актива Баланса (ф. 0503730) теперь формируется в строке 350 графы 10. Поскольку законодательством не установлено иное, то с 01.01.2019 расчет крупной сделки определяется исходя из этого показателя.

Отметим, что с 01.01.2019 расчеты с учредителем (счет 0 210 06 000) отражаются в пассиве Баланса (ф. 0503730). То есть, в силу закона с 01.01.2019 расчет крупной сделки должен осуществляться с учетом стоимости недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, которым учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно.

Обновленные отчетные формы Инструкции № 33н [1] , в числе которых баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее – баланс (ф. 0503730)), вызвали ожидаемый поток вопросов о порядке расчета размера крупной сделки в 2021 году. Что следует принять во внимание, расскажем в статье.

Обратим также внимание на то, что с 01.01.2021 вступил в силу Стандарт «Доходы»*(4). С учетом положений данного Стандарта у учреждений может значительно увеличиться показатель дебиторской задолженности, учитываемой на счете 0 205 00 000 «Расчеты по доходам». Ведь теперь многие доходы (в частности, доходы в виде субсидий) подлежат учету в качестве доходов будущих периодов.

В случае, если бюджетное (автономное) учреждение не выполнит требования по согласованию (одобрению) крупной сделки, то такая сделка может быть признана недействительной по иску учреждения или его учредителя. Для признания сделки недействительной нужно будет доказать, что другая сторона о сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения (одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения).

Кроме того, у учреждений, получающих имущество на основании договоров аренды и (или) безвозмездного пользования, показатель актива баланса может увеличиться на показатель остаточной стоимости прав пользования активами (показатель счета 0 111 00 000 «Права пользования активами» за минусом показателя счета 0 104 40 000 «Амортизация прав пользования активами»).

  • Доходы будущих периодов (040140000), Резервы предстоящих расходов (040160000) в раздел III «Обязательства»;
  • Расходы будущих периодов (040150000) в раздел I «Нефинансовые активы».

Знаменательным событием можно считать появление в Справке по заключению счетов бюджетного (бухгалтерского) учета отчетного финансового года (ф. 0503110 и ф. 0503710) нового раз��ела 1.1 «Бюджетная деятельность. Расшифровка суммы фактических расходов, фактической себестоимости выполненных работ, в части отнесения на уменьшение финансового результата текущего года». До начала глобального реформирования бухгалтерского учета в бюджетной сфере показатели фактических расходов в разрезе КОСГУ были одними из важнейших. При наличии несложных аналитических навыков путем сопоставления сведений о фактических расходах с данными о полученных лимитах и произведенных кассовых расходах можно получить очень полезную информацию о качестве принятых управленческих решений в течение отчетного периода.

Это отчасти подтверждается и тем, что счет 21006 «Расчеты с учредителем» теперь перенесен в раздел III «Обязательства» пассива баланса, и станет балансовым. Напомню, что пока этот счет находится в активе баланса, но при подсчете валюты баланса не учитывается. Такие изменения уже нельзя считать случайными. Даже в проекте Сведений ф. 0503768 о движении нефинансовых активов нет раздела о недвижимом и особо ценном имущества учреждения. Но, видимо, на этапе редактирования, случайно, в проекте Сведений ф. 0503768 сохранились строки 081-083 к счету 107Х1 «Основные средства в пути», в которых требуется указывать недвижимое, особо ценное движимое и иное имущество.

В настоящее время таким сроком следует считать один год с момента его вынесения и фиксации такого факта в тексте специально составленного протокола собрания учредителей или участников юридического лица.

Автономные учреждения вправе совершать крупные сделки только с предварительного одобрения наблюдательного совета учреждения. Это происходит следующим образом. Руководитель автономного учреждения направляет предложение о совершении крупной сделки председателю наблюдательного совета автономного учреждения. А наблюдательный совет рассматривает поступившее предложение в течение пятнадцати календарных дней с момента его поступления, если уставом не предусмотрен более короткий срок.

Для определения размера крупной сделки в 2021 г. следует от показателя, отраженного в строке 410 «Баланс» графы 10 «Итого» баланса (ф. 0503730), исчислить 10% (за исключением случаев, когда уставом учреждения установлен меньший процент для определения размера крупной сделки). Полученная цифра является контрольной величиной, необходимой для определения размера крупной сделки. Поэтому если цена сделки или нескольких взаимосвязанных сделок ниже определенной расчетным путем контрольной величины, то такая сделка крупной не является и не требует предварительного согласования с органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя.

Приказом Минобрнауки России от 18.11.2021 N 1188 утвержден Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, крупных сделок (Приложение 1) (далее — Порядок N 1188).
При этом ограничение размера крупной сделки не распространяется на заключение договоров по оказанию учреждением за плату работ (услуг) в рамках разрешенных учреждению видов деятельности.

  • сделки, что совершаются при ведении обычной хозяйственной деятельности;
  • сделки, при которых размещаются обычные акции предприятия;
  • сделки, при которых размещают эмиссионные ценные бумаги, что конвертируемые в обыкновенные акции.
  • мелкие сделки являются однородными;
  • они совершаются одновременно или через короткие временные промежутки;
  • участниками таких сделок являются одни и те же субъекты, одни и те же приобретатели;
  • сделки проводятся с единственной целью.
  • Если в процессе присоединяется или отчуждается имущество в результате реорганизации ООО. Например, при слиянии или присоединении.
  • Когда в момент совершения сделки к обществу переходят доли или части доли его уставного капитала.

Судебное оспаривание сделок – это не редкость. В таких ситуациях при рассмотрении дела судья обязан рассмотреть все первичные бухгалтерские документы общества и назначить необходимую экспертизу. С этой целью в бухгалтерии общества запрашивается справка о крупности сделки.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Учет в учреждении» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),свидетельство о регистрации ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2021. По установленному п. 13 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» совершение крупной сделки возможно бюджетным учреждением лишь по предварительному согласию соответствующего органа, который осуществляет функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения [6].

Как рассчитать балансовую стоимость активов автономного учреждения, определяемую по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату? Является ли этой цифрой 10% от величины строки 410 Баланса государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730)? Выделять ли величину крупной сделки исходя из того, к какому виду финансового обеспечения (деятельности) автономного учреждения она относится?

Правила, определяемые уставом общества

1) Устав регулирует ежедневную хозяйственную деятельность общества. В нём также могут быть определены низший и высший пороги крупных договоров, или вообще упразднена процедура таких процессов. При наличии какой-либо из ступеней порога, цифры минимальной и максимальной величины порога должны быть выражены в процентах. Решение принимается общим собранием либо советом директоров.

2) Обычно решение о соглашении принимается общим собранием участников общества. Но, когда образовывается совет директоров, все функции передаются ему. Изменения должны быть отражены в уставе.

3) Новые правила, регулирующие процесс соглашений, определяют новый порог по крупности. Если раньше порог составлял не более 25 процентов, то сейчас эта норма выросла от 25 процентов и больше.

4) Устав ООО теперь предусматривает другие виды и размер крупных сделок. К этим видам относятся: привлечение заёмных средств и сделки с недвижимостью. Порог в таких договорных соглашениях может превышать установленный.

Правила, определяемые уставом общества

1) Устав регулирует ежедневную хозяйственную деятельность общества. В нём также могут быть определены низший и высший пороги крупных договоров, или вообще упразднена процедура таких процессов. При наличии какой-либо из ступеней порога, цифры минимальной и максимальной величины порога должны быть выражены в процентах. Решение принимается общим собранием либо советом директоров.

2) Обычно решение о соглашении принимается общим собранием участников общества. Но, когда образовывается совет директоров, все функции передаются ему. Изменения должны быть отражены в уставе.

3) Новые правила, регулирующие процесс соглашений, определяют новый порог по крупности. Если раньше порог составлял не более 25 процентов, то сейчас эта норма выросла от 25 процентов и больше.

Одобрение крупной сделки в АО

Крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров (п. 1 ст. 79 Закона об АО).

Читайте также:  Как получить разрешение на строительство дома в 2022 году

В отношении имущества стоимостью от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества, являющегося предметом крупной сделки, решение об ее одобрении принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества единогласно (п. 2 ст. 79 Закона об АО). При этом голоса выбывших членов этих советов при подсчете не учитываются.

К сведению. В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 48 Закона об АО выбывшими являются члены совета директоров (наблюдательного совета), чьи полномочия прекращены досрочно решением общего собрания акционеров.

Если единогласие между членами этих советов не достигнуто, вопрос об одобрении крупной сделки может быть вынесен на решение общего собрания акционеров. В таком случае решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием акционеров большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

По имуществу стоимостью более 50% балансовой стоимости активов общества решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров (п. 3 ст. 79 Закона об АО).

Данными нормами не регламентирован момент одобрения крупной сделки (только до ее совершения либо после ее совершения). В п. 1.2 гл. 6 Кодекса корпоративного поведения рекомендовано обществам одобрять крупные сделки до их совершения, обосновав это тем, что отсутствие одобрения крупной сделки делает ее оспоримой, что, в свою очередь, создает риск признания сделки недействительной и порождает нестабильность в отношениях общества с контрагентами.

Утвержден Распоряжением ФКЦБ России от 04.04.2002 N 421/р.

Крупная сделка, в отношении которой имеется заинтересованность

Если крупная сделка одновременно является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, к порядку ее совершения применяются только положения гл. XI Закона об АО (п. 5 ст. 79 данного Закона).

Напомним, что таковыми в силу п. 1 ст. 81 Закона об ООО признаются сделки, если имеется заинтересованность:

  • члена совета директоров (наблюдательного совета) общества;
  • лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего;
  • члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20% и более голосующих акций общества;
  • лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

Эти лица признаются заинтересованными в совершении обществом сделки в случаях, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица:

  • являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% и более акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;
  • в иных случаях, определенных уставом общества.

Данные факты эти лица должны довести до сведения совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора общества (ст. 82 Закона об АО).

Нормы, касающиеся сделок с заинтересованностью, в соответствии с п. 2 ст. 81 Закона об АО не применяются:

  • к обществам, состоящим из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа;
  • к сделкам, в совершении которых заинтересованы все акционеры общества;
  • при осуществлении преимущественного права приобретения размещаемых обществом акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции;
  • при приобретении и выкупе обществом размещенных акций;
  • при реорганизации общества в форме слияния (присоединения) обществ;
  • к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами РФ и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством РФ, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Сделки с заинтересованностью должны быть одобрены до их совершения советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с порядком, установленным ст.

83 Закона об АО, а при нарушении установленных требований в силу ст. 84 Закона об АО они могут быть признаны недействительными по иску общества или его акционера (Постановление ФАС ВВО от 11.03.2012 N А28-269/2011).

Крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет определенный законом размер. Например, для общества с ограниченной ответственностью, это двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности предприятия.

Существует неполный перечень видов сделок, которые могут считаться крупными. В основном они включают процессы по договору займа, залогу, покупке, кредиту или поручительству. Разъяснения по данному вопросу содержит Постановление Пленума ВАС РФ № 28 от 16 мая 2014 года, а также аналогичное толкование от ВС РФ № 27 от 26 июня 2021 года.

В этих документах указан исчерпывающий список всех сделок, которые в условиях акционерного общества считаются крупными и требуют присутствия всех директоров (владельцев). При этом важно помнить следующее. Крупной сделкой для АО не считаются финансовые процессы, относящиеся к обычной хозяйственной деятельности предприятия.

К этому относится покупка сырья для производства, продажа изготовленной продукции, получение кредитов для оплаты торговых операций. В любом из этих случаев не требуется присутствие владельцев, а большая часть сделок проходит в рабочем порядке.

К крупным относятся следующие процессы:

  • купля-продажа вторичной продукции (техника, здания, территории);
  • погашение долга;
  • кредит;
  • дарение;
  • залог на имущество;
  • мена;
  • поручительство.

Кроме того, сюда входят все сделки, которые имеют косвенное отношение к передаче зданий, техники или территории другой компании.

Если стоимость превышает 25 % от балансовой суммы, тогда одобрение крупной сделки в АО проводится в обязательном порядке со всеми владельцами компании.

Для акционерного общества действуют особые правила, которые отличают эту форму организации от других. В первую очередь это касается людей, которые могут принимать решение касательно реализации крупных сделок, стоимость которых составляет от 25 до 50 % денежного баланса предприятия. В основном одобряет или отвергает предложение совет директоров или собрание акционеров.

Учитываются голоса только тех лиц, которые оставили за собой право управления компанией и не находятся в статусе наблюдателей. То есть некоторые члены совета директоров общим решением могут быть отстранены до согласования сделки, а значит, они не имеют право высказывать свою позицию. Таким образом, протокол одобрения сделки АО работает в рамках установленных правил.

Порядок принятия решения о проведении крупной сделки и получения согласия на ее осуществление (одобрения)

Для совершения крупных сделок для АО требуется принять решение об этом и получить согласие совета директоров акционерного общества или общего собрания (п. 1 ст. 78 ФЗ № 208).

ВАЖНО! Решение может быть принято как до, так и после заключения сделки. В соглашении также может быть указано на то, что оно исполняется лишь после получения одобрения (абз. 7 п. 4 ст. 79 ФЗ № 208).

Порядок принятия решений следующий:

  • Определяется стоимость предмета договора (п. 1 ст. 77 ФЗ № 208).
  • Инициируется общее собрание либо заседание совета директоров. Общее собрание должно разрешить вопрос в случае, если в АО нет совета директоров либо если данный орган передал вопрос для разрешения общего собрания в порядке, установленном абз. 2 п. 2 ст. 79 ФЗ № 208. Кроме того, если цена договора составляет более 50% от стоимости активов АО, решение принимается исключительно общим собранием.
  • Производится голосование по данному вопросу и принимается решение о согласии или несогласии на заключение соглашения. При этом члены совета директоров должны проголосовать единогласно. Если вопрос разрешается на общем собрании, то при цене сделки от 25 до 50% от активов АО должны проголосовать за более 50% участников, а при цене сделки более 50% — 75% участников.

Решение оформляется в виде протокола (ст. 181.2 ГК РФ). В нем указываются (п. 4 ст. 79 ФЗ № 208):

  • контрагент;
  • выгодоприобретатель;
  • цена договора;
  • предмет договора;
  • существенные условия;
  • иные условия, которые являются важными для той или иной сделки.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...