Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мы посчитали, сколько в России депутатов в Государственной думе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Состав Госдумы – 450 депутатов. Российский парламент состоит из двух частей – нижней и верхней палаты. Так вот, верхняя палата – Совет Федерации, в свою очередь, состоит из двух депутатов от каждого региона России, экс-президентов России и назначенных главой государства. «Вместимость» СФ не может превышать 200 парламентариев-сенаторов (после внесения изменений в Конституцию России).
Количество парламентариев в областях России
Теперь попробуем подсчитать, сколько депутатов в областях России.
- Амурская область – 38 депутатов, при 798 424 чел. населения коэффициент – 21 011 чел.
- Архангельская область – 71 депутат, при 1 155 028 чел. населения коэффициент – 16 268 чел.
- Астраханская область – 57 депутатов, при населении 1 017 514 чел. коэффициент – 17 851 чел.
- Белгородская область – 47 депутатов, при населении 1 549 876 чел. коэффициент – 32 976 чел.
- Брянская область – 62 депутата, при населении 1 210 982 чел. коэффициент – 19 531 чел.
- Владимирская область – 38 депутатов, при населении 1 378 337 чел. коэффициент – 36 272 чел.
- Волгоградская область – 38 депутатов, при населении 2 521 276 чел. коэффициент – 66 349 чел.
- Вологодская область – 36 депутатов, при населении 1 176 689 чел. коэффициент – 32 685 чел.
- Воронежская область – 56 депутатов, при населении 2 333 768 чел. коэффициент – 41 674 чел.
- Ивановская область – 24 депутата, при населении 1 014 646 чел. коэффициент – 42 276 чел.
- Иркутская область – 44 депутата, при населении 2 404 195 чел. коэффициент – 54 640 чел.
- Калининградская область – 39 депутатов, при населении 994 599 чел. коэффициент – 25 502 чел.
- Калужская область – 40 депутатов, при населении 1 012 156 чел. коэффициент – 25 303 чел.
- Кемеровская область – 46 депутатов, при населении 2 694 877 чел. коэффициент – 58 584 чел.
- Кировская область – 54 депутата, при населении 1 283 238 чел. коэффициент – 23 763 чел.
- Костромская область 33 депутата, при населении 643 324 чел. коэффициент – 19 494 чел.
- Курганская область – 34 депутата, при населении 845 537 чел. коэффициент – 24 868 чел.
- Курская область – 45 депутатов, при населении 845 537 чел. коэффициент – 18 789 чел.
- Ленинградская область – 50 депутатов, население при этом, 2 097 843 чел. коэффициент – 41 956 чел.
- Липецкая область – 56 депутатов, при населении 1 150 201 чел. коэффициент – 20 539 чел.
- Магаданская область – 21 депутат, население — 144 091 чел. коэффициент – 6 861 чел.
- Московская область – 50 депутатов, население — 7 503 385 чел. коэффициент – 150 067 чел.
- Мурманская область – 32 депутата, население — 753 557 чел. коэффициент – 23 548 чел.
- Нижегородская область – 50 депутатов, население — 3 234 752 чел. коэффициент – 64 695 чел.
- Новгородская область – 31 депутат, население — 606 476 чел. коэффициент – 19 563 чел.
- Новосибирская область – 76 депутатов, население 2 788 849 чел. коэффициент – 36 695 чел.
- Омская область – 44 депутата, население 2 788 849 чел. коэффициент – 63 382 чел.
- Оренбургская область – 47 депутатов, население 1 977 720 чел. коэффициент – 42 079 чел.
- Орловская область – 50 депутатов, население 747 247 чел. коэффициент – 14 944 чел.
- Пензенская область – 36 депутатов, население 1 331 655 чел. коэффициент – 36 990 чел.
- Псковская область – 44 депутата, население — 636 546 чел. коэффициент – 14 466 чел.
- Ростовская область – 60 депутатов, население — 4 220 452 чел. коэффициент – 70 340 чел.
- Рязанская область – 36 депутатов, население 1 121 474 чел. коэффициент – 31 152 чел.
- Самарская область – 50 депутатов, 3 193 514 чел. населения коэффициент – 63 870 чел.
- Саратовская область – 45 депутатов, 2 462 950 чел. населения коэффициент – 54 732 чел.
- Сахалинская область – 28 депутатов, 490 181 чел. населения коэффициент – 17 506 чел.
- Свердловская область – 49 депутатов, 4 325 256 чел. населения коэффициент – 88 270 чел.
- Смоленская область – 40 депутатов, 949 348 чел. населения коэффициент – 23 733 чел.
- Тамбовская область – 50 депутатов, 1 033 552 чел. населения коэффициент – 20 671 чел.
- Тверская область – 40 депутатов, 1 283 873 чел. населения коэффициент – 32 096 чел.
- Томская область – 42 депутата, 1 078 280 чел. населения коэффициент – 25 673 чел.
- Тульская область – 37 депутатов, 1 491 855 чел. населения коэффициент – 40 320 чел.
- Тюменская область – 48 депутатов, 3 692 400 чел. населения коэффициент – 76 925 чел.
- Ульяновская область – 35 депутатов, 1 246 618 чел. населения коэффициент – 35 617 чел.
- Челябинская область – 60 депутатов, 3 493 036 чел. населения коэффициент – 58 217 чел.
- Ярославская область – 50 депутатов, 1 265 684 чел. населения коэффициент – 25 313 чел.
ГД РФ представляет собой федеральный орган, палату ФС, то есть парламента державы. В настоящее время Конституцией декларировано, что в составе ГД 450 человек. У госинстанции есть право решать специфические вопросы, основным нормативным актом – Конституцией – отнесенные к области ее ведения. Есть специальные ФЗ (конституционные), в которых также регламентируют полномочия Государственной думы Российской Федерации.
Все основные аспекты рабочего процесса ГД перечислены в Конституции нашей державы. Дополнительно информацию относительно процедур, особенностей их реализации можно найти в ФЗ. Принят специальный регламент, где четко указаны термины, расшифровки, определения, правила, подчиняющие себе рабочий процесс ГД РФ. Держава управляется с учетом идей политмногообразия, а основной принцип построения ГД – многопартийность. Одновременно декларированы свобода обсуждения целевых вопросов, принятия решений по вынесенным на дискуссию темам коллективно. Это делает важным понятие форума, кворума. Некоторые вопросы обсуждаются только конкретным количеством участников, процент присутствующих относительно общего состава определяется нормативными актами.
Нельзя ответить на вопрос, сколько палат в Государственной думе: это образование просто не делится на такие категории, ГД фактически сама является одной из двух палат ФС наряду с Советом Федераций. Для подразделения ГД на категории введены другие понятия. Выше уже были рассмотрены комитеты, но это не единственный способ разбиения 450 депутатов на отдельные небольшие формирования, эффективно решающие вопросы и продвигающие сходную политику. Их принято называть фракциями. Сколько в Государственной думе таких образований, в каждом конкретном случае необходимо проверять: количество меняется. Так, на момент написания статьи действовало четыре фракции и некоторые депутаты, объединенные в одну группу, не принадлежали ни к одному из этих образований – фактически они составляли пятую группу.
Как начинался российский парламентаризм
Первая Государственная Дума была учреждена в Российской Империи в 1905 году. Это стало началом истории представительного законодательного органа государственной власти в стране. Места в ней распределились следующим образом:
- 16 октябристов;
- 179 кадетов;
- 97 трудовиков;
- 105 беспартийных;
- 63 представителя национальных окраин;
- 18 социал-демократов.
Полномочия их были весьма ограничены – земельный вопрос был главным в работе. Политические реформы, которые пытались проводить депутаты, оставались безуспешными. Они ратовали за прекращение репрессивных мер против революционеров 1905–1907 гг., и тоже безрезультатно. Срок полномочий госдумы: 27 апреля – 8 июля 1906 года. Николай II распустил ее. «Дума народного гнева» – таковой она осталась в истории.
Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (единственную сессию). В думе 222 человека, из них:
- социал-демократов 65;
- трудовиков 104;
- эсеров 37.
Она также была распущена указом Николая II от 3 июня (Третьеиюньский переворот).
В 2018 году в Госдуме работает четыре фракции, сформировавшиеся по одноименным партиям.
Таблица 2. Численность и руководство фракций Госдумы
№ п/п | Фракция | Руководитель | Численность, человек |
1 | «Единая Россия» | Неверов С. И. | 336 |
2 | «КПРФ» | Зюганов Г. А. | 43 |
3 | «ЛДПР» | Жириновский В. В. | 39 |
4 | «Справедливая Россия» | Миронов С. М. | 23 |
Комментарий к Статье 96 Конституции РФ
1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает важный принцип функционирования Государственной Думы — периодическое обновление ее состава. Данный принцип обусловлен демократической природой государства. Формируя представительные органы, граждане реализуют право на участие в управлении делами государства. В результате регулярной периодичности выборов основой органов власти является свободная воля народа. Периодическая смена состава парламента призвана отражать происходящие социально-политические изменения в стране, обеспечивает подтверждение соответствия депутатского мандата сложившейся ситуации и является своеобразным мерилом качества и эффективности работы парламентариев.
Обязательность периодического проведения выборов предусмотрена Всеобщей декларацией прав человека (ст. 21) и Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 25), Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ст. 3 Протокола N 1). Данный принцип наряду с другими закреплен в Декларации о критериях свободных и справедливых выборов*(992), принятой в 1994 г. Советом Межпарламентского союза; отнесен Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ 2002 г. к числу таких стандартов.
В мире установлены различные сроки легислатур, как правило, в пределах четыре — шесть лет, хотя встречаются как более короткие сроки (например, Палата представителей Конгресса США — избирается на два года), так и более длинные (сенаторы во Франции избираются на девять лет).
Со второго по пятый созыв Государственная Дума избиралась на основе всеобщего избирательного права сроком на четыре года, как, например, в Австрии, Болгарии, Германии, Польше, Швеции. Первые выборы Государственной Думы 12 декабря 1993 г. проходили на двухлетний срок. Это обстоятельство нашло свое закрепление в п. 7 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции.
Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы»*(993), инициированным Президентом РФ Д.А. Медведевым, срок полномочий Государственной Думы новых созывов увеличен до 5 лет, как, например, у Палаты общин в Канаде, палат парламента Италии, Венесуэлы, Турции. Данное новшество связано с тем, чтобы избранный всенародно высший институт государственной власти имел достаточно времени, чтобы все заявленное в предвыборных обещаниях провести в жизнь и результаты своей работы показать народу, отчитаться перед избирателями, перед страной*(994).
Срок полномочий Государственной Думы может быть прерван ее досрочным роспуском на основании ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117.
2. Конституция в самых общих чертах определяет порядок формирования палат Федерального Собрания, оговаривая, что Государственная Дума избирается, а Совет Федерации формируется из представителей субъектов Федерации (по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти), предоставляя право законодателю самому определять порядок формирования Совета Федерации (не исключая прямые выборы в этот орган) и порядок выборов в Государственную Думу.
Зарубежный опыт показывает, что отражение федеративной природы государства является доминирующей, но не общей чертой, характерной для «верхних» палат парламентов федераций. В связи с этим нельзя выявить и какую-либо специфичную для федераций модель формирования этих палат, наоборот, можно констатировать их многообразие. Так, члены Совета Кантонов Швейцарской Конфедерации и Сената Конгресса США избираются населением кантонов и штатов непосредственно. В Германии членов Бундесрата назначают правительства земель. Члены Федерального Совета Австрии избираются региональными законодательными собраниями (ландтагами). Сложная комбинация прямых и непрямых выборов при наличии этно-языкового квотирования существует в Бельгии.
В целом действующие парламентские системы используют различные схемы формирования «верхних» палат высших представительных и законодательных органов: избрание прямыми выборами (сенаты Польши, Румынии, Чехии, Палата советников Японии), косвенные выборы избирателями территорий более низкого уровня (Сенат Франции), косвенные выборы профессиональными группами (Сенат Ирландии), назначение (Сенат Канады), передача по наследству (Палата лордов Великобритании до реформы 1999 г., Сенат Лесото) и др.*(995)
Законодательно установленный порядок формирования Совета Федерации прошел несколько этапов. Первый связан с функционированием Совета Федерации в период с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Согласно п. 7 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Совет Федерации первого созыва, как и Государственная Дума первого созыва, избирался сроком на два года. Положение о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания РФ в 1993 г., утвержденное Указом Президента РФ от 11.10.1993 N 1626, предусматривало, что депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин РФ, достигший 21-летнего возраста. Депутаты Совета Федерации избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным (один округ — два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов РФ. При выборах в Совет Федерации каждый избиратель подавал голос за двух кандидатов.
Второй этап начался с введения в действие Федерального закона от 05.12.1995 N 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Согласно этому Закону в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ его представитель определялся совместным решением обеих палат. Такой способ формирования палаты был недостаточно корректен по отношению к закрепленному Конституцией принципу деятельности Федерального Собрания как постоянно действующего органа, поскольку члены Совета Федерации — главы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации в силу своих должностных обязанностей большую часть времени вынуждены находиться на местах. Уязвимым с точки зрения действия конституционного принципа разделения властей было и вхождение в состав палаты руководителей исполнительных органов субъектов РФ*(996). Исходя из этого Федеральное Собрание поддержало инициативу Президента РФ по профессионализации палаты и приняло федеральный закон, определяющий иной порядок формирования Совета Федерации.
Кому за что досталось
В этом году выборы прошли по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе. А это значит, что были возвращены одномандатные округа: 250 членов нижней палаты были избраны по конкретному округу. С одной стороны, это дало возможность отдельным представителям малых партий пройти в Госдуму, например председателям партий «Родина» и «Гражданская платформа». А с другой — увеличило представительство «Единой России». Из возможных 450 депутатских мест партия власти получила 343 мандата, образовав конституционное большинство.
Что касается сформированных фракций, то по сравнению с прошлым созывом мало что изменилось. 225 партийных мандатов разделили между собой четыре партии: «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия». Разница только в количестве занимаемых кресел. Здесь тоже абсолютное большинство получили единороссы — 140 мандатов.
В целом «Единая Россия» разместилась на 343 креслах. Следом идёт КПРФ, которая заняла второе место, получив по партийным спискам 42 мандата. На третье место вышла ЛДПР, которая яростно боролась за победу и чуть не вырвала серебро у коммунистов. Соратников Владимира Жириновского в седьмом составе будет 39 человек. 34 по партийным спискам и 5 одномандатников.
Для более детального ознакомления с депутатами Госдумы седьмого созыва Лайф представляет «интерактивную» Думу.
Власти РФ хотят ввести выплаты по 5 тысяч рублей на детей
Нина Останина, глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, предложила выдавать пособие в размере 5000 рублей детям, которые не получат универсального пособия на Новый год. Депутаты называют эту выплату «веерной».
«Но мы сейчас вносим предложение, чтобы на Новый год вот это «веерное пособие», мы так между депутатами его называем, на новогодние подарки всем детям, которые оказались обделены универсальным пособием, в размере пяти тысяч рублей, …выделить детям тех семей, которые не получили универсальное пособие, по пять тысяч рублей на новогодние праздники», — пояснила Останина.
Конкретные данные о том, кто может получить выплату в размере 5000 рублей и на какую возрастную группу распространяется пособие, пока не объявлены.
Глава Якиманки в конце января заявил, что местный совет депутатов выступает против нового федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в единой системе публичной власти». Депутаты района обратились с предложением в Государственную Думу, Совет Федерации и Президенту РФ его не поддерживать.
«В Москве ввели зависимость от количества избирателей, причём теперь в некоторых районах один депутат будет представлять 14 166 избирателей. Насколько это эффективно, можно только догадаться. С моей точки зрения, это очередной шаг к превращению местного самоуправления в Москве в красивую витрину, без полномочий», — заявил Морев.
Примечательно, что именно этот совет изменил в своём районе норму представительства с 10 до 21 депутата, введя смешанную систему выборов два года назад.
Однопартиец Морева Кнопкина убеждена, что «сокращение количества депутатов в представительных органах местного самоуправления снижает доступность органов публичной власти для граждан».
Мандат депутата Государственной думы РФ
Депутатский мандат — это официальный документ, который удостоверяет законные полномочия депутата. Однако также, этот термин имеет еще два традиционных значения, признанных в отечественной науке:
- это совокупность прав и обязанностей, а также привилегий и иных элементов правового статуса депутата;
- это форма взаимоотношений между депутатом и избирателем, в основе которой определение политико-правовой природы деятельности депутата.
Виды мандатов:
- Для депутатов Государственной Думы Российской Федерации в большей степени характерно наличие свободного мандата, который подразумевает, что его обладатель является представителем всего народа, не может быть связан наказами свих избирателей и не может быть отозван ими, если не оправдал их доверия.
- Для депутатов-представителей органов муниципальных образований также характерен императивный мандат, который подразумевает представительство избирателей своего избирательного округа и ответственность перед избирателями.
Сбежавших от частичной мобилизации IT-шников не будут строго наказывать
Наказывать сотрудников, занятых в сфере IT и уехавших из страны в период частичной мобилизации, не будут. Минцифры РФ выступило против предложения запретить удаленную работу для данных граждан. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.
«Введение тотального запрета может привести к снижению темпов развития цифровых платформ и решений, что в итоге может негативно сказаться на их конкурентоспособности», — говорится в сообщении.
Конечные решения по формату и нагрузке на сотрудников, находящихся сейчас за рубежом, должны принимать только руководители компаний.
«Наша задача — использовать весь доступный интеллектуальный потенциал разработчиков для внедрения новых цифровых сервисов. В конечном итоге победит тот, кто сможет привлечь самые талантливые кадры, которые, в том числе, находятся и за границей», — отмечается в сообщении ведомства.
Напомним, что ранее депутаты Государственной Думы РФ предложили запретить работу сотрудников сферы IT, которые уехали за границу во время частичной мобилизации.
Будет ли вторая волна мобилизации
О проведении второй волны мобилизации говорят постоянно. Россияне не уверены в том, что мобилизационные мероприятия завершились насовсем.
Между тем, в Кремле опровергают то, что скоро призыв на военную службу возобновится. Официальный представитель Президента РФ Дмитрий Песков неоднократно говорил о том, что вопрос о повторе мобилизации не обсуждается.
Мнения о том, что мобилизационных мероприятий пока не планируется придерживаются и эксперты. Они считают, что сегодня в этом нет необходимости, но вполне допускают возобновление призыва в будущем, например, если российская армия понесет колоссальные потери.
Таким образом, в настоящий момент россиянам не стоит опасаться возобновления мобилизации. Если она и повторится, то уже в будущем году.
Работа депутата является не такой уж и простой, как кажется
Депутатская зарплата считается высокой частично, такое мнение сложилось у людей из-за навязанных стереотипов об их службе. На деле же, стать депутатом сложно, но возможно — для этого необходимо соответствовать большому количеству параметров. В первую очередь это отсутствие судимости — любое незаконное действие, совершенное ранее, рано или поздно может всплыть, и о политической карьере можно будет уже не мечтать. Также необходимо подтвердить состояние психического здоровья, получить высшее образование и быть не моложе 21 года.
Неспроста с законодательной точки зрения были выбраны такие ограничения — депутаты являются олицетворением власти, и помимо хорошего образования, должны уметь находить подход к гражданам, решать проблемы любой сложности, охватывать все слои населения своей работой. Достаточно часто реальный доход депутатов сильно отличается от цифр, указанных на бумаге — это связано с тем, что реальный месячный доход слуг народа складывается из ряда других параметров.
Николай Алексеевич Хомяков
родился в Москве в 1850 году, в семье потомственных дворян. Его отец, Хомяков А.С., был известным славянофилом. В 1874 году он окончил физико-математический факультет Московского университета. C 1880 года Хомяков Н.А., был Сычевским уездным, а в 1886–1895 годах Смоленским губернским предводителем дворянства. В1896 году директор Департамента земледелия министерства земледелия и государственного имущества. С 1904 член сельскохозяйственного Совета министерства земледелия. Участник земских съездов 1904–1905 годов октябрист, с 1906 член ЦК «Союза 17 октября». В 1906 избран членом Государственного совета от дворянства Смоленской губернии. Депутат 2-й и 4-й Государственных Дум от Смоленской губернии, член Бюро парламентской фракции «Союза 17 октября». С ноября 1907 по март 1910 – председатель 3-й Государственной Думы. В 1913–1915 годах председатель петербургского Клуба общественных деятелей. Умер в 1925.