Можно ли заменить поставщика по 44-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли заменить поставщика по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перемена исполнителя (подрядчика, поставщика) контракта может допускаться лишь в том случае, если новый исполнитель (подрядчик, поставщик) является правопреемником прежнего в результате реорганизации юрлица в форме слияния или присоединения. Например, компания «Вакх» в результате слияния компаний «Бахус» и «Дионис» станет поставщиком алкогольной продукции в сеть ресторанов «Вкусноесть» в связи с тем, что ранее по этому контракту поставкой занималась компания «Бахус» (п. 5 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

Возможна ли переуступка оплаты при смене поставщика

Когда поставщик по государственному контракту в полной мере выполнил взятые на себя обязательства, закон предоставляет ему возможность делегировать третьему лицу право требования оплаты по госконтракту. Такую точку зрения высказал Верховный суд в Определении № 307-ЭС16-19959 от 2017 года. Это связано с тем, что важность личности исполнителя уже стала неактуальной, поскольку все обязательства по контракту исполнены, соответственно, ничто не мешает производить оплату в пользу третьего лица.

Причем подрядчик может еще до начала работ в рамках госзаказа и до подписания контракта уступить право требования оплаты третьему лицу (ст. 388.1 Гражданского кодекса РФ, абз. 13 п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 120). На позицию покупателя это никак не влияет, ему лишь придется по факту исполнения перечислять деньги на счет сторонней компании.

Также за подрядчиком остается право направить причитающиеся ему по договору средства на счета нескольких субъектов, то есть при оплате за выполненную поставку у заказчика будет несколько получателей (ст. 384 Гражданского кодекса РФ).

Чтобы соблюсти все нюансы процедуры переуступки, заказчику следует придерживаться 5 правил:

  1. От заказчика не требуется согласие на переуступку. Если исполнитель контракта предоставил уведомление о цессии, то заказчик без дополнительных подтверждений должен отправить платеж по указанным реквизитам.
  2. Договор цессии заключается между поставщиком по госконтракту и его контрагентом – третьим лицом. Заказчику этот документ не предоставляется, и требовать его не следует (ст. 385 Гражданского кодекса РФ).
  3. Договор цессии никак не влияет на условия государственного контракта, права и обязанности сторон остаются прежними, исполнитель также не меняется, он в прежней степени несет ответственность по гарантийным обязательствам и по фактам нарушения положений контракта (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 120). Поэтому нет необходимости в заключении дополнительного соглашения между сторонами госконтракта после подписания подрядчиком договора цессии.
  4. Переуступка подрядчиком своих прав требования оплаты для заказчика меняет только одно – реквизиты в платежном поручении при оплате за выполненную работу. Если же качество товара (услуги) заказчика не устраивает, то принимать и оплачивать он его не обязан (ст. 386 Гражданского кодекса РФ).
  5. Если требование на оплату к заказчику поступает от нового получателя, то необходимо запросить подтверждение цессии от фактического исполнителя по госзаказу. Переводить деньги на счет третьего лица можно только после того, как исполнитель предоставил доказательства переуступки прав (абз. 2 п. 1 ст. 385 Гражданского кодекса РФ).

Допускается ли перемена заказчика при исполнении контракта

Законодательство о контрактной системе ограничивает только возможность смены поставщика по госконтракту. Тогда как сменить заказчика по нему допускается, но только если вторая сторона является заказчиком в понимании 44-ФЗ (в частности, пп. 4-7 ст. 3 ч. 6 ст. 95 44-ФЗ). В 44-ФЗ не предусмотрены конкретные ситуации, при которых допустима смена заказчика, законодательно просто прописана подобная возможность.

Смена заказчика производится через подписание дополнительного соглашения, если это возможно. Но для этого данный госконтракт должен продолжать действовать.

Согласно ч. 6 ст. 95 44-ФЗ, при перемене заказчика его права и обязанности переходят к новому. С учетом п. 7 ст. 3 44-ФЗ заказчик выступает государственным или муниципальным органом на основе ч. 1 ст. 15 44-ФЗ. На основании п. 5 ст. 3 ФЗ-44 госзаказчик – это государственный орган или госкорпорация, которые проводят закупки от лица РФ или региона. По п. 6 данной статьи заказчиком выступают муниципальный орган или муниципальное образование, которые наделены правом закупочной деятельности.

Таким образом, законодательство допускает заменять поставщика только в случае замены его на правопреемника при реорганизации юрлица в форме преобразования, присоединения или слияния. В остальных ситуациях замена поставщика при исполнении государственного контракта запрещена по 44-ФЗ. Перемена поставщика производится через подписание дополнительного соглашения к госконтракту. Если законная перемена невозможна, то сторонам следует подписать допсоглашение о расторжении контракта из-за невозможности его исполнения по нормам ст. 416 Гражданского кодекса.

Что относится к существенным условиям

С существенным условиям относятся положения, которые обязательно должны быть в контракте в силу прямого указания закона.

В п. 1 ст. 432 ГК указано, что договор не заключается, если не достигнуто согласие по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Читайте также:  Информация для льготных категорий граждан

В ст. 34 44-ФЗ в контракте обязательно нужно отразить такие условия:

  • порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
  • цена контракта;
  • итоговая цена каждого этапа;
  • ответственность заказчика и поставщика;
  • порядок и срок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
  • уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы должен уплатить заказчик;
  • обеспечение исполнения контракта и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
  • порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
  • предоставление нового обеспечения исполнения контракта, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, отозвали лицензию.

В 2022 году заказчики, которые получают деньги из федерального бюджета, в случаях, которые указаны в Федеральном законе № 459-ФЗ от 29.11.2018, обязаны включать в контракт условие о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.

Суть изменений:

Федеральным законом № 502-ФЗ от 27 декабря 2018 г. с 27.12.2018 г. изменена редакция пункта 1 части 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ о контрактной в части дополнения случаев, когда не требуется проведение т.н. «внешней» экспертизы (привлечение сторонних экспертных организаций, экспертов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по контрактам, заключенным по результатам несостоявшихся электронных процедур.

С указанной даты (27.12.2018 г.) в перечень исключений входят закупки по пунктам 25.1 – 25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Практические последствия изменений:

Суть изменений:

Федеральным законом от 03.08.18 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сбора» с 01.01.2019 г. для большинства товаров, работ, услуг ставка НДС увеличена с 18 % до 20 %.

В связи с этим возникла ситуация, грозящая возникновением массовых судебных споров между заказчиками и поставщиками (подрядчиками, исполнителями), по так называемым «переходящим» контрактам, то есть контрактам, заключённым до 01.01.2019 г., но исполняемым в 2019 году со ставкой НДС – 18 %, указанной в контрактах.

Сравнение оснований изменения контракта в части количества (объема) закупаемой продукции между собой

Указанные выше случаи имеют и другие очень важные отличия между собой. Чтобы сократить написание долгого про них текста приведем их в виде следующей таблицы (см. внимательно):

Основание пп.“б” п.1 ч.1 ст.95 пп.“в” п.1 ч.1 ст.95 п.10 ч.1 ст.95 ч.18 ст.34
Оформляется ли изменение дополнительным соглашением к контракту? да да да нет
Что должно выступать предметом контракта? любой предмет, кроме строительства, реконструкции, капитального ремонта, реставрации, сноса ОКС (например, при текущем ремонте применяется) только строительство, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация, снос ОКС (например, при текущем ремонте не применяется) любые товары, работы, услуги только поставка товара (при закупках работ, услуг — не применяется!)
Пределы изменения объема (количества) 10% от первоначально установленного (в момент заключения контракта) объема, в том числе в пределах 10% от объема, предусмотренного по каждой позиции спецификации (при ее наличии) ограничены только 10% от цены контракта, сам изменяемый объем работ — не ограничен без ограничений без ограничений, но не более НМЦк при сохранении единичных цен, полученных по результатам закупки
Можно ли частично изменить количество (объем) (например, только по одной позиции спецификации, а не весь предусмотренный контрактом объем)? да да да да
Направление изменения объема (количества) Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения Только в сторону увеличения
По результатам каких закупок должен быть заключен контракт, чтобы можно было изменить количество (объем) продукции? конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме и признанные несостоявшимися, а также при осуществлении закупки у единственного поставщика (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации) только прямо предусмотренные основания у единственного поставщика (например, не применяется при заключении контракта (договора) до 300 т.р. по п. 4 ч. 1 ст. 95) конкурс, аукцион, запрос предложений, в том числе проводимые в электронной форме (не применимо при проведении заказчиком запроса котировок, т.к. в данной процедуре нет документации).
Применяется ли к закупкам с “неопределенным объемом”? нет нет нет нет
Условие о праве изменить количество(объем) должно быть предусмотрено: в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) в контракте (если условие в документации есть, а в контракте нет — то неприменимо) в контракте в документации о закупке

Ни гражданское законодательство, ни 44-ФЗ не дают определения несущественных условий. Однако, опираясь на гл.28 ГК РФ, можно сказать, что несущественные условия — это положения договора, которые не являются существенными для данной сделки и не требуют согласия каждой из сторон. Изменение несущественных условий по 44-ФЗ не влияет на результат исполнения обязательств.

Что можно изменить в договоре, не меняя ключевые положения?

  1. Платежные реквизиты. В ходе работ стороны вправе корректировать расчетные и корреспондентские счета, менять банк для перечисления денег.
  2. Местонахождение компаний. Адрес, контактные данные (телефон, электронная почта) можно менять, не уведомляя другую сторону.
  3. Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в названии организации, в ФИО сторон, ошибочные расчеты в спецификации, не совпадающие с суммой договора.
Читайте также:  Компенсация за задержку заработной платы в 2020 году

Для разных этапов закупки (заключение и исполнение) характерны свои особенности внесения изменений.

Продление строительных госконтрактов

Когда во время стройки возникают непредвиденные обстоятельства, закон №44 допускает внесение изменений в условия договора в виде соглашения, которое подписано заказчиком и подрядчиком. Ст. 95 ФЗ №44 разъясняет, в каком случае возможно продление сроков выполнения работ по 44-ФЗ в 2020 году:

  1. Длительность стройки увеличена не более чем на 30% (п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае понадобится положительное решение от органов власти.
  2. Подрядчик затянул сдачу работ, и у него на это были основания. Например: выявлены скрытые работы или необходимо внести корректировку в проект. Срок сдачи работ сдвигают однократно при том, что новый срок не превышает предыдущий. Это основание применяем только в случае, когда подрядчик не является должником перед заказчиком по выплате неустойки (п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).

Случаи из судебной практики

В практике российских судов имеется большое количество дел, касающихся неправомерного заключения дополнительного соглашения между сторонами.

Показательным стало дело за номером А07-6590/2016, которое рассматривалось в 2016 году в Арбитражном суде Республики Башкортостан. Между заказчиком и подрядчиком был заключен контракт на возведении автодороги. Он предусматривал поэтапное исполнение обязательств обеими сторонами. В процессе его реализации было сокращено бюджетное финансирование. Стороны заключили дополнительное соглашение об изменение цены контракта и сроков оплаты. При этом вносить данные о корректировке сроков выполнения работ заказчик отказался. В судебном порядке действия заказчика были признаны неправомерными. Суд обязал скорректировать сроки выполнения работ и внести соответствующие правки в контракт.

На основании решений суда по делам Ф09-6545/15, Ф07-4109/15, А58-619/2016 и многих других можно сделать однозначный вывод, что заключение дополнительного соглашения об изменении сроков признается незаконным.

Дополнительное соглашение о замене заказчика в муниципальном контракте

Закона № 44-ФЗ, и ФАС России, давая разъяснения по применению данной нормы, указала, что вопрос перемены лица в контракте регулируется нормами законодательства РФ, регламентирующего соответствующие правоотношения (см. тему 3 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2012 года). Перемена лиц в обязательстве регулируется гл. 24 ГК РФ. Исходя из п. 1 ст. 382 ГК РФ, она происходит либо по закону (в результате наследования, реорганизации юридического лица, регресса, суброгации и т.п.), либо по договору уступки права требования, перевода долга.

В связи с изменением юридического адреса «Заказчика», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от № (Приложение № 1 к Соглашению), внести изменения в Раздел «Адреса и банковские реквизиты сторон» Договора № от « » 2012 г., в части «Заказчик», и считать юридическим адресом: 2. Настоящее Соглашение является неотъемлемой частью Договора № от « » 2012 г.3. Во всем остальном, что не оговорено настоящим Соглашением, стороны руководствуются положениями договора № Договора № от « » 2012 г.4. Настоящее Соглашение составлено в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон.5. Подписи сторон: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ К ДОГОВОРУ О СМЕНЕ АДРЕСА ОРГАНИЗАЦИИСКАЧАТЬДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № к договору № от « » 20 г. г. « » 20 г.

Важно

Общество с ограниченной ответственностью « », именуемое в дальнейшем ИСПОЛНИТЕЛЬ, в лице Генерального директора, действующего на основании Устава, с одной стороны, и, именуемый(ая) в дальнейшем ЗАКАЗЧИК, с другой стороны, вместе именуемые в дальнейшем СТОРОНЫ, заключили настоящее дополнительное соглашение к договору № от 20 г. (далее по тексту — ДОГОВОР) о нижеследующем: 1. СТОРОНЫ пришли к соглашению считать ДОГОВОР расторгнутым со всеми его условиями с 20 г.2. ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется вернуть (выплатить) ЗАКАЗЧИКУ денежные средства в полном обеме, ранее оплаченные последним ИСПОЛНИТЕЛЮ в рамках ДОГОВОРА, в сумме () рублей коп.3.

ИСПОЛНИТЕЛЬ обязуется в срок до 20 г. перечислить денежные средства, согласно п. 2 настоящего дополнительного соглашения, по следующим реквизитам ЗАКАЗЧИКА: Р/счет: в К/счет БИК ИНН / КПП ОГРН 4.

  • по решению местной администрации, когда исполнение муниципального контракта сроком на 1 год и более по цене свыше 500 млн.руб. без изменения его условий невозможно.

Практическое применение Госзаказчики неизменно прописывают в контракте условие твердой цены, изменение которой оговаривается в двух случаях:

  1. Есть право снизить цену контракта без изменения его объема, качества.
  2. Возможно уменьшение (увеличение) количества продукции не более чем на 10%, при этом позволительно пропорциальное изменение цены контракта, но не более (не менее) чем на 10%.

Описанный выше пример – распространенный случай скорректировать цену вполне законно, ведь возможность изменения уже упомянута в контракте. Другим частым случаем является расторжение контракта (например, когда не выбран весь объем), которое тоже оформляется дополнительным соглашением.
Существенные условия контракта Поскольку в Федеральном законе 44-ФЗ не присутствует определение существенных условий, следует вспомнить, что считается таковыми в соответствие с нормами ГК РФ:

  • предмет договора;
  • объем (количество);
  • сроки поставки;
  • цена.

Внимание: необоснованное изменение существенных и иных условий неизбежно грозит штрафом должностным лицам (20 тыс.руб.), и юридическим (200 тыс.руб.) – ч.4 ст.7.32 КоАП РФ. Законное изменение условий контракта П.1 ст.451 КГ РФ декларирует общую норму для любых договоров – изменение или расторжение возможно, если обстоятельства, на которых строилось соглашение, существенно изменились и иной порядок действий не был предусмотрен документом. Например, приостановлен монтаж металлоконструкций из-за ухудшения погоды.

Читайте также:  Что делать если исполнительное производство по алиментам прекращено

Можно ли внести изменения в муниципальный контракт, заключенный по итогам электронного аукциона (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ), если в аукционной документации содержится возможность изменения цены в размере 10% от цены контракта, а в контракте содержится только следующая формулировка: «изменение контракта возможно в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ»?

Нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ

Как для поставщика, так и для Заказчика нарушение СУК может обернуться штрафными санкциями (штрафы и пени), либо может и вовсе привести к расторжению договора. Штрафы и пени для Заказчиков и поставщиков рассчитываются в соответствии с требованиями ПП РФ № 1042 от 30.08.2017 г.

Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе Заказчика может привести еще к более серьёзным последствиям — включению информации о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Согласно ч.4 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 20 000 рублей; на юридических лиц — 200 000 рублей.

Согласно ч.5 ст.7.32 КоАП РФ изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

Как вы понимаете, изменение и нарушение условий, указанных в договоре, дело очень серьезное. Поэтому к решению таких вопросов нужно подходить с большой ответственностью.

Нарушение условий контракта по 44-ФЗ заказчиком

Поставщик может расторгнуть контракт со своей стороны, если заказчик не раз срывал сроки оплаты, отказывался от приемки без объяснения причин. Если основанием для одностороннего расторжения стало неисполнение контракта по 44-ФЗ заказчиком, поставщик направляет ему уведомление об отказе. Госучреждению дается 10 дней на устранение нарушений. В обратном случае контракт расторгается.

Зачастую подрядчики выясняют, что объем работ гораздо больше того, что прописал заказчик в документации. А иногда приходится остановить ремонт, чтобы не разрушить здание. В такой ситуации важно четко и грамотно выстроить свою позицию. Пойдете у заказчика на поводу и начнете работать сверх нормы — рискуете не только остаться без оплаты, но и потерять деньги, которые потратили на материалы. В этом деле подрядчик не растерялся и смог доказать заказчику и судьям , что не обязан работать бесплатно на объекте, который находился в аварийном состоянии. Знакомим с ценным опытом коллег, который пригодится в повседневной работе.

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

Существенные условия контракта — это те пункты, при отсутствии которых документ считается недействительным. Их перечень содержится в ГК РФ. Сюда относятся цена, срок действия, период выполнения обязательств, предмет (наименование и количество), порядок оплаты, ответственность поставщика и заказчика. В Законе № 44-ФЗ дополнительно говорится о том, что в контракт стоимостью более 100 млн руб. и сроком исполнения больше 3 лет, необходимо внести график выполнения работ, оказания услуг или поставки товаров. В числе существенных условий также можно назвать возможность отказа в одностороннем порядке.

Существенные условия контракта в общем случае менять нельзя. Однако в исключительных случаях это разрешено. Например, если изменились условия финансирования из бюджета или заказчик может сэкономить, уменьшив стоимость контракта без изменения объема.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Претензия на невыполнение условий договора: образец по 44-ФЗ

Первый шаг пострадавшей от нарушения обязательств стороны — это направление официального требования контрагенту. Это следует сделать тем способом, который согласован в контракте — обычной или электронной почтой, факсом и т.д. Лучше всего использовать тот вариант, который позволит подтвердить получение претензии адресатом.

Включите в претензию о невыполнении условий контракта по 44-ФЗ следующую информацию:

  • наименования сторон;
  • реквизиты контракта;
  • причины направления претензии с указанием конкретных фактов;
  • доказательства, ссылка на подтверждающие документы;
  • максимальный срок устранения недостатков (ответа на претензию);
  • уведомление о том, что сторона вправе обратиться в суд;
  • расчет пени или штрафа;
  • требование уплатить неустойку;
  • реквизиты;
  • перечень документов, приложенных для подтверждения правомерности требований.

От того, насколько корректно составите претензию, зависит, решите конфликт мирно или пойдете в суд. Унифицированной формы для претензии нет, как и универсального шаблона, – однотипных ситуаций мало. Мы выбрали часто повторяющиеся проблемы и подготовили шаблоны претензий , каждую ситуацию объяснили на примере – переделывать общий бланк под себя не придется. А чтобы разрешить спор между сторонами было еще проще, рассказали, какие формулировки для претензионного порядка включить в контракт.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...