Введение повышающего коэффициента с 01.07.2021.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Введение повышающего коэффициента с 01.07.2021.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Формулировка «применить повышающий коэффициент» уже устоялась, но все же стоит уточнить: применить в рассматриваемом нами случае — значит умножить. Умножать нужно норматив потребления той или иной КУ на повышающий коэффициент.

Можно ли начислять повышающий коэффициент, если срок поверки ИПУ истек?

Ответ зависит от даты истечения срока поверки ИПУ.
Если она наступила после 6 апреля 2020 года, то начислять повышающие коэффициенты нельзя. Такой запрет установили до 1 января 2021 года пунктом 1 постановления Правительства от 02.04.2020 № 424 (далее — Постановление № 424).
Если срок поверки ИПУ истек до 6 апреля 2020 года, то есть два возможных сценария расчета платы за КУ: формальный и тотальный.
Формальный сценарий подходит тем, кто готов отстаивать свою позицию перед ГЖИ и в суде, если придется. Дело в том, что обязанность принимать к расчетам показания ИПУ с истекшим сроком поверки возникла после официального опубликования Постановления № 424, то есть после 06.04.2020. Поэтому, формально следуя принципу «закон обратной силы не имеет», можно не применять нормы этого акта к отношениям, которые возникли до указанной даты.
Риск формального подхода сводится к тому, что действия управленца расценят как нарушение порядка расчета платы за коммунальную услугу (ч. 6 ст. 157 Жилищного кодекса). Наказание — перерасчет и штраф в пользу потребителя в размере 50 процентов от превышенной платы.
Тотальный сценарий предлагает применять нормы Постановления № 424 даже для тех случаев, когда срок поверки ИПУ истек еще до 6 апреля 2020 года. Такой вариант подойдет тем, в чьем регионе практика пойдет по потребительскому пути.
Дело в том, что Постановлением № 424 власти решали задачу упрощения самоизоляции граждан и помощи им в сложной ситуации. Следуя этой логике, необходимо принимать к расчетам показания даже тех ИПУ, срок поверки которых истек еще до 6 апреля 2020 года.
У тотального сценария тоже есть риск. Например, жители могут начать злоупотреблять и требовать от вас принимать показания ИПУ, срок поверки которых истек очень давно, но у жителей якобы нет возможности провести поверку или заменить ИПУ.

Независимые эксперты считают, что свобода маневра у правительства сегодня ограниченна. Аналитик Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Елена Киселёва напоминает: последний раз двузначный рост потребительских цен в России наблюдалась семь-восемь лет назад: в 2014 году – на 11,4%, в 2015 году – на 12,9%. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) для населения в то время не должны были повышаться более чем на 70% от уровня инфляции. То есть индексация не могла быть выше 7,89% и 9,03%, а в действительности составила 9,4% и 10,1%. Получается, что из правила допускаются исключения. Нечто подобное следует ожидать и сейчас, полагает Елена Киселёва.

По ее словам, удорожание ЖКУ всегда болезненно воспринимается населением. Правительству приходится это учитывать и реагировать соответствующим образом. Например, в феврале этого года увеличилась плата за отопление. В ряде случаев суммы в платежках выросли сразу на несколько тысяч рублей. «Граждане возмутились, и власти отказались от единовременного роста тарифа. Кроме того, надо понимать, что значительное повышение платы за ЖКУ в условиях падения реальных доходов населения чревато увеличением числа неплательщиков», – отмечает аналитик ИКСИ.

Повышающий коэффициент к коммунальным услугам в Москве, СПб, других городах

Размер квартплаты при отсутствии приборов учета зависит от установленных тарифов, умножаемых на ПК. Если коэффициент единый для всех субъектов, то тарифы в каждом регионе разные. Причем они еще и регулярно повышаются.

Самые высокие расценки традиционно в Москве. За электричество москвичи платят от 5 руб. 92 коп. за кВт/ч. За холодную воду 43 руб. 57 коп. за куб (по счетчикам, не считая водоотведение), за горячую – 211,67 руб. Кстати, если ежемесячно на квартплату уходит больше 10 % бюджета, то жители столицы имеют право на субсидию.

В Санкт-Петербурге в 2022 году жители СПб за холодную воду платят 33,68 руб., за горячую – 112,82. Электроэнергия в домах с газовыми плитами стоит 4,89 р. за кВт*ч.

Читайте также:  Какие пособия и выплаты от государства положены на третьего ребенка

И в других городах России ситуация не радужная. По информации Института естественных монополий из 15 городов-миллионников в 10 превышен предел для услуг ЖКХ. Во главе списка – Омск. Здесь во второй половине 2019 года тарифы выросли на 9%. Среди других городов в список вошли Ростов-на Дону, Воронеж, Екатеринбург.

Превышение не зафиксировано в 5 городах: Москва, СПб, Нижний Новгород, Пермь и Уфа.

Эти данные говорят о том, что Постановление Правительства о сокращении злоупотреблений и превышении предельных темпов роста за ЖКУ, принято очень вовремя.

За нанимателей жилых помещений заплатит администрация. Платежи за воду и электроэнергию без приборов учета

Определение Верховного суда №304-ЭС19-13264, в котором решался вопрос о судьбе платежей за водоснабжение и водоотведение в квартирах, которые на праве собственности принадлежат администрации города.

Изначально нижестоящий суд занял позицию нанимателей и освободил их от платы, рассчитанной с учетом повышающего коэффициента в связи с отстутсвтием индивидуального прибора учета.

Такое решение не понравилось местным властям и судам апелляционной и кассационной инстанций. Однако Верховный суд поставил в этом вопросе точку.

  • Полагая, что собственником не исполнена предусмотренная законом обязанность по оснащению находящихся в его собственности жилых помещений индивидуальными приборами учета, общество обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию о взыскании разницы между платой за холодное водоснабжение по нормативу потребления с учетом повышающего коэффициента и начисленной нанимателям платой, исходя из норматива.
  • Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, руководствовался положениями статей 126, 309, 310, 395 Гражданского кодекса, статьи 157 Жилищного кодекса, статьи 13 ФЗ №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства №354.
  • Суд указал, что при предусмотренной законодательством обязанности собственника помещений по установке в жилых помещениях ИПУ такие приборы учета холодной воды в названных помещениях отсутствуют.

Когда применяется повышающий коэффициент при расчете за воду

В соответствии с законом оплачивать за потребленный ресурс нужно по показаниям счетчика. Но если его нет, то применяется специальный норматив. Кроме этого добавляется повышающий коэффициент.

Значения указываются в нормативных актах для всех ресурсов отдельно по регионам. Например, в Москве норма холодной воды 6,935 и 4,745 кубов горячей. В других регионах значение может быть больше или меньше.

Повышающий коэффициент применяется только в том случае, если не установлен индивидуальный счетчик в квартире. Это необходимо для того, чтобы все владельцы жилых помещений установили водяные приборы учета.

Если установить счетчик не хочет собственник, а техническая возможность есть, то применяются повышающий коэффициенты на воду.

Если же произвести монтаж нельзя, то должно быть предоставлен документ подтверждающий это. В таком случае повышающий коэффициент не применяется, а расчет производится по установленному нормативу.

Недоиндексация в июле

Все уже привыкли к тому, что каждое лето первого июля увеличиваются тарифы на коммунальные услуги. В 2022-м среднее повышение — 4% (в каждом регионе цифра разная, речь идет о среднем показателе). Но в 2021-м индексация составила 8,4% (а индексация связана с инфляцией). Получается, что гражданам пошли навстречу и уменьшили индексацию на целых 4,4%.

А прогноз на 2023-й год — 16,5% роста. Вот и получается, что если суммировать июльскую “недоиндексацию” и прогнозируемую индексацию будущего года, получится 21%. Это пятая часть от нынешних сумм к оплате в квитанциях граждан! Представьте, что вы зимой заплатили 9000 рублей за ЖКУ, а в новом году вам пришел счет на 10890 рублей. Для многих это колоссальный рост цен. И это притом, что реальные заработные платы упали на 6,1% в годовом выражении. А что делать коммунальщикам, у которых огромный кассовый разрыв из-за разницы инфляции и индексации их услуг? Они потребуют “доплаты” из бюджетов регионов, которые ограничены в нынешних условиях.

Аналитик ИКСИ Елена Киселева рассказал о том, что если допустить двузначный рост стоимости ЖКУ, это приведет к народным волнениям и увеличению числа должников, которых и так уже насчитывается 4,6 миллионов россиян.

Повышающий Коэффициент На Воду Без Счетчика С 2021 Года Закон

Управляющая компания обязана обеспечивать многоквартирные дома общими приборами учёта тепловой энергии. При наличии счётчика отопления жильцы будут оплачивать не по нормативам, а по фактическому использованию.

В 2021 году повышающий коэффициент на теплоснабжение сохранился на уровне значения 1,1 и применяется только в отношении владельцев квартир и организаций, которые пользуются жилыми помещениями для социальных нужд.

Разумеется, потребителям не выгодно платить за воду и электричество с применением повышающего коэффициента, ведь это приводит к достаточно большой переплате за потреблённую услугу — примерно в полтора раза. Именно поэтому они постоянно выражают недовольство размером оплаты за ЖКУ и ждут их отмены или снижение коэффициента.

Читайте также:  Правила съема: как арендовать квартиру и не оказаться в суде

Разговоры об отмене коэффициентов ведутся постоянно. Законодатели неоднократно выходили с инициативой по внесению изменений в нормативный акт, касающийся повышенных тарифов за коммунальные услуги без приборов учёта. Но Постановление Правительство № 344 остаётся в силе и по сей день.

Так что рекомендация потребителям услуг ЖКХ только одна — установить счётчики и платить не по нормативам с повышающим коэффициентом, а за фактическое потребление ресурсов.

По данным профильных комиссий при Правительстве РФ существующая социально-экономическая ситуация в каждом регионе подталкивает поставщиков холодной воды предпринимать меры к увеличению тарифов на свои услуги. Инфляционный рост экономики сказывается на составляющих тарифа на воду, хотя нагрузка по оплате коммунальных услуг у населения очень большая.

В себестоимости оплаты за холодную воду заложена статья расходов на модернизацию и текущего ремонта подающих сетей. Увеличение цен на металлургическую продукцию и электроэнергию влечёт за собой либо уменьшение объёмов проводимых работ на сетях холодного водоснабжения, либо увеличение тарифной сетки услуги водоснабжения.

Изношенность сетей и оборудования большинства предприятий не позволяет уменьшать количество ремонтных работ. Так как это скажется на качестве питьевой воды, которое влияет на здоровье граждан и должно соответствовать [2]СанПин 2.1.4.1074.1 «Питьевая вода».

Большую роль в удельном весе стоимости услуги играет и количество потреблённой населением воды. Безучётное потребление ресурса очень влияет на экономические показатели себестоимость тарифа. Так как большее количество воды нуждается в больших количествах затрат на её добычу, приведению к соответствующим санитарным показателям и доставке потребителю.

Установив приборы учёта потребления холодной и горячей воды, граждане стремятся к экономии природного ресурса. Для покрытия неравномерного безучётного расхода воды по сравнению с количеством учтённого потребления в 2015году и был введён повышающий коэффициент для граждан, не имеющих индивидуальный прибор учёта в квартире.

Экономический эффект от ввода в расчёт оплаты повышающей надбавки за ресурсы был просчитан в 2011 году. Официально закреплено его принятие состоялось в 2013 году [3]Постановлением №344 Правительства РФ. Но в региональные тарифы этот показатель начал применяться лишь в 2015 году. Стартовал компонент повышения с цифры 1,1. Далее динамика увеличения шла следующим образом:

  1. С 1 января 2015 года плата с надбавкой увеличилась на 10%.
  2. С 1 июля и до конца 2015 года увеличение стало равным – 1,2.
  3. В первой половине 2016 года использовался множитель в 1,4.
  4. Во второй половине 2016 года надбавка увеличилась до 1,5.
  5. С 2017 года и по настоящее время коэффициент пересматривается, но в расчёты не вводится. То есть надбавка на уровне второго полугодия 2016 года и это означает, что расчёты за потреблённую воду жильцы ведут с увеличением оплаты на 50% от суммы, заложенной в формуле на оплату воды без водомера.

Неизвестны действия Правительства по вопросу увеличения повышающего коэффициента в дальнейшем.

Как применяется повышающий коэффициент

Согласно нормам действующего закона, повышающий тариф применяется для расчета оплаты за электроэнергию и водоснабжение для жильцов, не оборудовавших квартиры учетными приборами. Коэффициент также применяется в случаях, если счетчики расхода коммунальных услуг имеются, но неисправны.

Учитываются повышенные тарифы и для потребителей, не поменявших своевременно учетные приборы. В силу требований нормативов счетчики холодного водоснабжения рекомендовано менять каждые 6 лет, а ГВС – каждые 4 года. Приборы могут эксплуатироваться и больший срок, но предельный срок службы составляет не более 12-ти лет.

Применение коэффициента связано со следующими обстоятельствами:

  • обнаружение факта неустановки счетчика потребления холодной, горячей воды или электроэнергии;
  • истечение трех месяцев с того, дня как прибор учета сломался (и не был заменен или отремонтирован);
  • не подтверждение абонентом достоверности показаний счетчика и недопуск сотрудника управляющей компании (или ТСЖ) к его осмотру.

Использование воды без установки счетчиков

Если вы ещё сомневаетесь, ставить счётчик или нет, то учтите, что вы обязаны платить за воду ежемесячно, независимо от того, жили вы в это время в квартире или были в отъезде. После установки прибора вы будет платить за реально израсходованную воду. То есть за период, когда вас не было дома, вам не нужно платить. Единственное, что надо делать регулярно, – это сообщать данные о показаниях счётчика в водоканал.

Водоканал провёл исследования и установил, что одни человек в месяц в среднем потребляет 3 куба холодной воды и два куба горячей. В итоге получается, что в ситуации, когда у вас нет счётчика, вы переплачиваете за 6 кубов. Поэтому ваша сумма в квитанции в два раза больше реальных расходов. Получается, что выгоднее поставить прибор учёта.

Повышающие коэффициенты при отсутствии приборов учета

Глядя на такую ситуацию, граждане стали писать жалобы на коммунальщиков и их завышенные нормативы и коэффициенты. На что было получен разъяснительный ответ Минстроя России (№ 7288 – ач /04), касающийся вопросов, которые возникают у граждан по поводу начисления оплаты за услуги с применением повышающего коэффициента.

Читайте также:  Статья ТК РФ “утрата доверия”

Когда вышло постановление о правилах предоставления коммунальных услуг, уже тогда одним из дополнительных пунктов была рекомендация направлять те средства, которые можно получить как разницу по оплате с применением повышающего коэффициента, на различные мероприятия по сбережению энергии и улучшению энергоэффективности.

Применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления КУ

Традиционно любой вопрос сферы ЖКХ в России не обходится без проблем для правоприменителей, поскольку всегда либо законы не совершенные, либо жизненные ситуации сложнее и запутанней, чем это подразумевалось законами. Не исключение и ситуация, а точнее, проблема применения исполнителями коммунальных услуг повышающих коэффициентов при начислении платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета (индивидуальных и/или общедомовых). Попробуем разобраться в хитросплетениях закона и практики.

Правила 306 устанавливают непосредственно размер коэффициентов, а главное, устанавливают обязанность органов госвласти регионов утверждать норматив потребления того или иного коммунального ресурса с учетом коэффициента, т.е. власти должны утвердить норматив с повышением на коэффициент для тех домов и квартир, где есть техническая возможность установить прибор учета – индивидуальный (ИПУ) и/или общедомовой (ОПУ), но таковые приборы не установлены, и отдельно норматив для домов и квартир, где приборы не установлены по причине отсутствия технической возможности. Иными словами, для последних норматив не должен повышаться, поскольку сам по себе коэффициент является мерой воздействия и стимулирования потребителей устанавливать приборы учета на все виды ресурсов во исполнение законодательства об энергосбережении и энергоэффективности (ст. 11 – 12 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а отсутствие приборов учета при отсутствии технической возможности их установки не является виной потребителя в неисполнении закона.

Интересно почитать: Иск на обращение взыскания на недвижимое имущество

Использование воды без установки счетчиков

Если вы ещё сомневаетесь, ставить счётчик или нет, то учтите, что вы обязаны платить за воду ежемесячно, независимо от того, жили вы в это время в квартире или были в отъезде. После установки прибора вы будет платить за реально израсходованную воду. То есть за период, когда вас не было дома, вам не нужно платить. Единственное, что надо делать регулярно, – это сообщать данные о показаниях счётчика в водоканал.

Водоканал провёл исследования и установил, что одни человек в месяц в среднем потребляет 3 куба холодной воды и два куба горячей. В итоге получается, что в ситуации, когда у вас нет счётчика, вы переплачиваете за 6 кубов. Поэтому ваша сумма в квитанции в два раза больше реальных расходов. Получается, что выгоднее поставить прибор учёта.

Заявка на договор по вывозу ЖБО

Особенно животрепещущим является вопрос начисления платы за коммунальные услуги с повышающим коэффициентом. Такой порядок начисления с недавних пор существует при отсутствии в доме или квартирах счетчиков на воду, свет, газ и тепло. Давайте посмотрим, какие трудности возникают в этой сфере.

Настоящие тарифы на воду и нормативы разнятся для каждого субъекта Российской Федерации. Они устанавливаются властями на местах, исходя из региональных особенностей, показателя плотности населения и прочих причин.

С 2021 года повышающий коэффициент планируют увеличить до 1,6. Это говорит о том, что государство и дальше будет поднимать этот показатель. Поэтому собственникам жилых помещений, которые еще не установили ИПУ и имеют техническую возможность для этого, выгоднее купить водомер.

Очевидно, что семья из 2 человек в той квартире, где стоят приборы учёта водного ресурса, экономят в месяц более 200 рублей на плате за холодную воду. Поэтому установка счётчиков окупается довольно быстро!

  1. П – итоговая сумма к уплате по квитанции ЖКУ;
  2. КолП – количество людей, имеющих постоянную регистрацию в указанном помещении;
  3. Н – норматив потребления ресурса, установленный для подсчёта;
  4. КП – множитель повышения;
  5. Т – тариф.

Главный документ, регулирующий оказание услуг в сфере водоснабжения – это Постановление Правительства №354. В действующем своде правил содержатся формулы вычисления норматива использования ГВС и ХВС. Значения относятся к жилым помещениям с установленными счетчиками на воду и без них.

Потребление воды без счетчика значительно увеличивает сумму в квитанции. Особенно если учитывать, что стимулирующие меры будут постепенно ужесточаться. Связано это с тем, что государство стремиться минимизировать возможность различных манипуляций с оплатой использованного ресурса. Например, если по факту людей проживает одно количество, а прописанных гораздо меньше.

Повышающий коэффициент при отсутствии прибора учета стал причиной повышения итоговой суммы оплаты ресурсов в среднем на 50%. В каких случаях он применяется, как отражается на оплате коммунальных услуг и существуют ли исключения, обсудим далее.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...