Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как зарегистрировать ранее учтенную недвижимость». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно части 1 статьи 6 Земельного Кодекса РФ части земельных участков являются объектами земельных отношений. Сведения о части объекта недвижимости — основные сведения об объекте недвижимости, которые вносятся в кадастр недвижимости (исключение – когда объектом недвижимости является объект незавершенного строительства).
Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости
Согласно пункту 4 части 3 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ (Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, на которую распространяются ограничения прав и обременения соответствующего объекта недвижимости, подлежащие в соответствии с федеральным законом государственной регистрации. Исключением является случай, предусмотренный пунктом 11 части 5 статьи 14 Закона о регистрации: в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута. При этом согласно части 2 статьи 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является в том числе межевой план (в отношении земельных участков), технический план (в отношении объектов недвижимости).
Особенности осуществления государственного кадастрового учета части объекта недвижимости и государственной регистрации обременений объекта недвижимости регулируются статьей 44 Закона о регистрации. Положениями Закона о регистрации предусмотрены следующие правила кадастрового учета части объекта недвижимости в целях государственной регистрации договора аренды. Согласно пункту 3 статьи 44 Закона о регистрации государственная регистрация договора аренды части земельного участка осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. В соответствии с пунктом 5 указанной статьи, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в ЕГРН (блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления. В случае передачи в аренду части здания или сооружения государственная регистрация прекращения права на здание или сооружение и снятие таких здания или сооружения с государственного кадастрового учета не осуществляются. Согласно пункту 2 указанной статьи в случае государственной регистрации прекращения обременения земельного участка или здания, сооружения, в связи с установлением которого была образована и поставлена на государственный кадастровый учет часть такого земельного участка или таких здания, сооружения, снятие с государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения при отсутствии сведений о том, что в отношении такой части земельного участка или такой части здания, сооружения зарегистрировано другое обременение. Для государственного кадастрового учета части земельного участка либо части здания, сооружения и государственной регистрации обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, если соответствующая часть ранее была снята с государственного кадастрового учета в связи с государственной регистрацией прекращения обременения соответствующих земельного участка или здания, сооружения, по заявлению заявителя орган регистрации прав использует межевой план или технический план, представлявшиеся ранее в отношении указанных части земельного участка или части здания, сооружения, если не изменилось местоположение границ указанных части земельного участка или части здания, сооружения.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 Земельного Кодекса РФ. Сведения о публичных сервитутах вносятся в ЕГРН. Часть земельного участка может быть объектом соглашения об установлении сервитута (ограниченного права пользования), при этом, согласно положениям статьи 39.25 Земельного Кодекса РФ, указанное ограничение устанавливается без регистрации сервитута как такового и без проведения кадастрового учета части земельного участка, в отношении которого он установлен. В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Закона о регистрации государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной р��гистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления.
Согласно пункту 6 статьи 44 Закона о регистрации государственный кадастровый учет части находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка, которая образуется в целях установления сервитута, осуществляется по заявлению одной из сторон соглашения об установлении сервитута. Также согласно пункту 1 статьи 44 Закона о регистрации государственный кадастровый учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в ЕГРН сведений о такой зоне в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Исключение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, о такой части земельного участка осуществляется без соответствующего заявления одновременно с внесением в ЕГРН сведений о прекращении существования такой зоны в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
В каких случаях применяются требования кадастрового учета
Законодательство предусматривает, что внесение данных в регистрационные и кадастровые документы возможно при соблюдении ряда условий.
- Заявитель может документально подтвердить приобретение земли или расположенного на ней объекта.
- Участок имеет определенное назначение — промышленное или сельскохозяйственное, под жилую застройку, ведение подсобных хозяйств и иные варианты.
- Имеется полное описание объекта, по которому можно установить его уникальные признаки и идентифицировать.
- Новый объект создан без нарушения законодательства и не является предметом спора, не создает конфликтной ситуации, не находится на чужой территории.
Новое в составе сведений ЕГРН и кадастра
ЕДИНЫЙ ГОСРЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ |
В ЕГРН вошли:
Теперь включают сведения о невозможности госрегистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок с/х назначения или его обременения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с ненадлежащим использованием. |
Уточнено, что в отношении предприятия как имущественного комплекса указывают кадастровые номера объектов недвижимости, которые предприятие использует на праве, отличном от права собственности (например, по договору аренды)
Сведения о решении об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд теперь вносят в кадастр недвижимости, а не в ЕГРН. |
Реестровые дела теперь ведут только в электронной форме.
С 2021 года в законе прописаны случаи, когда кадастровый учет и госрегистрацию прав проводят на основании техплана и акта обследования.
Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ
ВОПРОС |
НОВОЕ С 2021 ГОДА |
Регистрация объекта незавершенного строительства | Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать |
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома | Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
|
Новое в госрегистрации и постановке на кадастр по решению суда
С 2021 года закон прямо обязывает органы регистрации прав исполнять судебные решения, которые предписывают провести кадастровый учет. Ранее это только подразумевалось и по этой причине не всегда исполнялось на практике.
К примеру, теперь не нужно подавать вместе с судебным решением межевой, технический планы или акт обследования, если в судебном решении:
- есть основные сведения об объекте, которые нужны для внесения информации в ЕГРН, вкл. координаты характерных точек;
- эти сведения с точки зрения методики верны.
Кроме того, прописан порядок действий и определен круг заявителей в случае вынесения судом решения:
- о сносе или реконструкции самовольной постройки;
- признании объекта недвижимости или зарегистрированного права отсутствующими;
- признании объекта движимым имуществом.
Разрешение споров при согласовании местоположения границ участка.
В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.
В соответствии с п. 5 ст. 40 Закона № 221-ФЗ не урегулированные споры должны разрешаться в судебном порядке. Следует отметить, что осуществление кадастрового учета не является соревнованием, которое проводится по принципу «кто успел, тот и съел», поэтому постановка на кадастровый учет земельного участка смежного собственника и регистрация права собственности на него еще не свидетельствуют об определении смежной границы в окончательной форме.
Прежде всего нужно провести тщательную подготовку к предстоящему судебному разбирательству, в рамках которой необходимо осуществить следующие действия:
- Затребовать сведения о земельном участке заинтересованного лица (смежного собственника) из государственного кадастра недвижимости (благо, они носят открытый характер).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 221-ФЗ сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде:
- копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости (межевой план);
- кадастровой выписки об объекте недвижимости;
- кадастрового паспорта объекта недвижимости;
- кадастрового плана территории;
- в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Наиболее содержательными из перечисленных документов являются межевой план и кадастровая выписка о земельном участке. На наш субъективный взгляд, лучше всего затребовать кадастровую выписку, так как она отражает необходимые сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Сведения могут запрашиваться любым заинтересованным лицом, но следует помнить, что за их предоставление взимается плата.
- Потребовать от кадастрового инженера вынесения заключения о возможных причинах принятия решения о приостановлении кадастрового учета. В соответствии с п. 12 Приказа Минэкономразвития России № 412 раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
- в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на государственный кадастровый учет или для кадастрового учета изменений существующих земельных участков;
- имеются неснятые возражения по поводу местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения;
- в иных случаях, в том числе если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, раз-меры образуемых земельных участков).
При вынесении заключения кадастровый инженер должен сравнить координаты поворотных точек границы земельного участка смежного собственника, указанных в кадастровой выписке или межевом плане, с координатами поворотных точек, полученных им при осуществлении кадастровых работ по уточнению границ вашего земельного участка. Кроме того, он должен определить площадь наложения земельных участков.
Самыми существенными обстоятельствами, подтверждающими правоту кадастрового инженера, являются нарушения, допущенные при установлении местоположения границ смежного земельного участка. Поэтому нужно провести контрольный замер поворотных точек вашего и смежного земельного участков. Необходимо обратить внимание на природные или искусственного происхождения объекты, существующие на местности 15 лет и более и позволяющие определить местоположение границ земельного участка. Такими объектами могут быть забор (его остатки), столбы, пни, различные насаждения, деревья. Закон предписывает, что при отсутствии сведений о координатах границ в правоустанавливающих документах нужно определять местоположение границ только по этим объектам, а не произвольно.
Следует изучить правоустанавливающие документы на земельные участки. Ими могут быть выписки из похозяйственной книги, технические паспорта и другие документы, где были определены размеры земельных участков, которые можно сравнить с размерами, полученными при контрольном замере.
В заключении кадастрового инженера должен быть сформулирован вывод на предмет соответствия проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка требованиям законодательства РФ и возможных вариантов решения земельного спора.
- Подготовить исковое заявление об установлении местоположения границ земельного участка, в основу которого нужно положить заключение кадастрового инженера. Существует определенная сложность в формулировании исковых требований. В связи с тем что сведения о земельном участке включаются в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана (ч. 2 ст. 16 Закона № 221-ФЗ), исковые требования необходимо изложить следующим образом:
- признать местоположение смежной границы по координатам поворотных точек, указанных в межевом плане и кадастровой выписке о земельном участке заинтересованного лица, кадастровой ошибкой в сведениях;
- установить смежную границу между земельными участками в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в заключении кадастрового инженера (как правило, они совпадают с поворотными точками, указанными в межевом плане вашего земельного участка);
- обязать орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости (п. 4 ст. 28 Закона № 221-ФЗ).
- Подать исковое заявление в суд. В качестве ответчика следует привлечь смежного землепользователя. Также представляется необходимым привлечение в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, органа, осуществляющего кадастровый учет, а также кадастровых инженеров.
Границы смежных участков
Государственный кадастровый учет земельного участка, который совершался до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, признается юридически действительным. Такие участки считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре. Сведения о них могут отсутствовать в кадастре, так как в процессе первоначального учета данные по ним были недостаточны. Причем часто по вине пользователя земельного участка (см. решение ВАС РФ от 5 июня 2013 г. № ВАС-1294/13). Например, это касается участков, не стоящих на кадастровом учете, права на которые при этом зарегистрированы и действительны. Им присвоены условные номера в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», поэтому они (далее – участки с условными номерами) также считаются ранее учтенными участками.
Нередко в связи с отсутствием документов, подтверждающих установление границ земельного участка, приходится получать новый межевой план. Основной риск в этой ситуации – наложения границ участка на смежные земельные участки, образованные позже него, но поставленные на кадастровый учет в период с 1 марта 2008 года до подачи данного заявления о постановке на учет.
Проблема решается исходя из учета интересов всех «смежников» в каждом конкретном случае. Не рекомендуется пытаться аннулировать в кадастре сведения о кадастровом учете смежных участков (постановление Президиума ВАС РФ от 3 декабря 2013 г. № 8410/13). Собственнику или пользователю такого участка придется менять конфигурацию и даже иногда площадь земельного участка с учетом границ ранее учтенных смежных участков. Только уже после этого нужно обращаться с заявлением в порядке, описанном в статье 45 Закона о кадастре.
Как было указано ранее, собственники МКД имеют право общей долевой собственности на земельный участок под МКД и иные объекты недвижимого имущества, входящих в состав МКД, который им принадлежит в силу закона, как собственникам помещения в многоквартирном доме. То есть, права собственности на придомовую территорию собственники не приобрели в силу закона, а только на земельный участок под домом и (или) если есть таковые, иные объекты недвижимости, входящих в состав МКД.
Часто при выяснении правового положения земельных участков под МКД и придомовой территории после окончания строительства и ввода домов в эксплуатацию, возникает ситуация, когда, поставленные на кадастровый учет земельные участки, относящиеся к МКД, по факту не могут быть оформлены в органах Росреестра по причине того, что проведенное несколько лет назад межевание при постановке таких участков на кадастровый учет не позволит согласовать границы таких участков и уточнить их, согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, так как на указанных земельных участках нередко находятся и, по сути, включены в состав общего имущества МКД объекты, которые, априори, не могут к нему относиться исходя из смысла ст. 36 ЖК РФ: например, проезды, используемые жителями нескольких МКД, внутриквартальные пешеходные тротуары, спортивные площадки, также построенные для жителей квартала за счет финансирования из бюджетов различных уровней, и т.п. В результате такого положения дел возникает конфликт интересов собственников помещений МКД и собственниками других МКД, а также с муниципальным образованием.
Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:
«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.
В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.
При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости».
Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.
Кадастровый учет ранее учтенных земельных участков.
К другой категории земельных участков – ранее учтенных –можно отнести те земельные участки, которые подлежали кадастровому учету, однако границы таких земельных участков на местности не устанавливались или устанавливались таким образом, который не позволяет определить их местоположение с достаточной точностью.
В частности это могут быть случаи:
- отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границы земельного участка;
- когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
- когда содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).
Сведения, вносимые в ГКН, кроме кадастрового номера
При работе с земельными участками вносятся также:
- Индивидуальные характеристики (наименование, перечисление границ участка, в том числе указанием координат, а также площади, кадастровых номеров соседних объектов).
- Дополнительная информация:
- предыдущий номер, присвоенный до процедуры межевания;
- категория земель;
- адрес, если таковой имеется;
- сведения о составе собственников;
- указание инициалов и фамилии инженера, проводящего процедуру;
- определение оценки надела;
- а также сведения о сооружении, если таковое находится на территории (размеры, этажность, дата введения в эксплуатацию и т. д.)
Объекты, не подлежащие кадастровому учету
Кадастровому учету и последующей проверке не подлежат следующие виды объектов:
- здания временного назначения (состоят из достаточно легких конструкций, земля под них выдается на специально отведенный срок, как правило, это торговые павильоны, палатки и т. д.);
- объекты и постройки вспомогательного назначения (нет самостоятельного с/х назначения, созданы для вспомогательной функции, выступают примыкающим звеном к основному объекту, например, блочные конструкции при предприятии, заборы и пр.), которые находятся вблизи основного здания;
- участки недр, весь заповедный фонд;
- государственные владения и т. д.
Правила выполнения процедуры
Следующая информация содержит пошаговое описание, как поставить на учет в государственном кадастре интересуемый объект недвижимости.
Выполнить постановку могут только непосредственно заинтересованные лица:
- Собственник.
- Арендатор при наличии долгосрочной аренды сроком от 5 лет и более.
- При владении землей на правах бессрочного пользования – обращается землепользователь.
- Официальные службы и органы государственной власти.
Так как документы могут подаваться напрямую в Кадастровую Палату, либо в МФЦ, забрать готовый кадастровый паспорт можно по месту первичного обращения. Основанием считать постановку на учет завершенной станет выдача выписки, либо кадастрового паспорта.
Немного иначе действуют при выделении доли или разделе земельного надела. Изменяя границы и размеры участка, происходит формирование из единого объекта сразу нескольких участков. Чтобы получить кадастровый паспорт на одну из долей или один из участков, находившихся ранее в составе единого надела, постановка на учет производится по всем вновь образованным участкам одновременно.
Первичный учет не является постоянным, и после переоформления земли в собственность временное действие регистрации прекращается, производится постановка на постоянный учет. Следует учитывать, что временная регистрация допускается в течение 2-летнего периода, по истечении которых, при отсутствии завершенной законной регистрации прав собственника, первичный учет подлежит аннулированию.
Таким образом, получение кадастрового паспорта является лишь частью процедуры, организуемой Росреестром.
В дальнейшем должно быть получено новое свидетельство о собственности, для чего готовят новый пакет:
- заявление с просьбой произвести регистрацию и выдать новое свидетельство;
- последний оформленный кадастровый паспорт;
- план межевания;
- правоустанавливающий документ (им может являться купчая, соглашение о длительной аренде, свидетельство наследника, судебное постановление, иной акт, имеющий законную силу);
- квитанция о перечислении пошлины;
- если заявителем является организация – представляют уставную документацию, для физлиц достаточно предъявления гражданского паспорта.
Постановка недвижимости на кадастровый учет: стоимость и сроки в 2022 году
Постановка объекта недвижимости на кадастровый учет – это процедура Росреестра по включению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) информации с координатами и параметрами объектов недвижимости (зданий, помещений, домов ИЖС, участков, машино-мест и объектов незавершенного строительства.
На учет можно поставить обособленные и изолированные объекты, либо сформированные участки, у которых определены и установлены координаты. В исключительных случаях допускается учитывать на определённый отрезок времени — части строений и помещений.
Читайте в статье, что значит поставить на кадастровый учет, где и как проходит процедура, какую документацию нужно подавать в Росреестр, сколько составляет госпошлина.
Постановка земельного участка на кадастровый учет
Участок можно поставить на учет только после его образования (формирования) с определением координат границ. Особенности подготовки документов на землю перед обращением в Росреестр заключаются в следующем:
- участок может быть сформирован путем разграничения муниципальных и государственных земель, в ходе раздела, выдела или объединения;
- постановка земли на кадастровый учет осуществляется по информации из межевого плана;
- для изготовления межевого плана инженер проводит обследования и съемки, определяет координаты границ, описывает их в текстовой и графической форме;
- обязательным приложением межевого плана является акт согласования границ с владельцами близлежащих участков (соседями).
Условия постановки объекта (необходимые документы)
Для постановки земельного участка на кадастровый учет, в соответствующие органы следует подать заявку и весь пакет документов. К оформлению заявки предъявляются требования, утвержденные приказом Росземкадастра от 13.06.2001 года № П/115.
Необходимый набор документов утвержден приказом Росземкадастра от 02.10.2002 года № П/327.Для постановки ЗУ на учет, в уполномоченные органы следует предъявить следующее:
- Подтвержденное документально владение наделом, это может быть: акты госорганов, акты о приватизации, решения судебных органов, сделки касаемо недвижимости;
- Паспорт лица, которое обращается за проведением процедуры постановки на учет;
- Квитанция об оплате госпошлины;
- План межевания земельного участка;
- Заявление.
Что такое кадастровый учет?
Кадастровый учет – это действия уполномоченного госоргана, направленные на внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) информации об уникальных характеристиках объектов недвижимого имущества, на основании которых можно установить существование данных объектов имущества. Совокупность сведений об объектах недвижимости и составляет государственный кадастр недвижимости – своеобразный список всех существующих (поставленных на учет) объектов недвижимости по всей территории России. В соответствии с законом ГКН должен вестись по единой технологии на всей территории РФ. Сведения из него должны быть общедоступными и постоянно обновляться.
Ведение государственного кадастрового учета осуществляется уполномоченным органом государственной власти – в РФ таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенно Росреестр). Действует данная служба (орган кадастрового учета) на основании Положения, утвержденного постановлением российского Правительства № 457от 01.06.09г. [2].
Объектами недвижимости, которые подлежат кадастровому учету, являются:
1) земельные участки (доли земельного участка кадастровому учету не подлежат, они не имеют уникальных кадастровых номеров);
2) здания, сооружения, помещения (капитальные объекты, неразрывно связанные с землей);
3) объекты незавершенного строительства;
4) подземные сооружения.
Кадастровому учету не подлежат:
1) участки недр;
2) воздушные и морские судна;
3) судна внутреннего плавания;
4) космические объекты;
5) предприятия как целостные имущественные комплексы.
В ходе государственного кадастрового учета каждому объекту недвижимости присваивается уникальный, не повторяющийся во времени и по всей территории России, не изменяемый кадастровый номер, который дает возможность однозначно идентифицировать конкретный определенный объект недвижимости среди прочих объектов и удостоверить его существование.
Для земельного участка в ГКН кроме кадастрового номера вносятся сведения о таких основных уникальных характеристиках:
1) описание местоположения границ (поскольку земельным участкам не присваиваются адреса, то их местоположение указывается с отсылкой на субъект Российской Федерации, муниципальное образование, населенный пункт, на территории которых или рядом с которыми расположен данный земельный участок);
2) сведения о лесах, водных объектах и других природных объектах, расположенных в пределах земельного участка;
3) площадь земельного участка;
4) кадастровая стоимость;
5) категория земель;
6) вид разрешенного использования;
7) сведения о вещевых правах (зарегистрировано ли право собственности на участок, какая форма собственности);
8) сведения о правообладателе (фактический адрес проживания и адрес электронной почты);
9) сведения о кадастровом инженере;
10) сведения о земельном участке или земельных участках, из которых образован данный земельный участок;
11) сведения об обременениях или ограничениях использования;
12) отметка о наличии земельного спора о местоположении границ земельных участков.
Поводами для осуществления кадастрового учета земельных участков, то есть внесения новых сведений в кадастр недвижимости, являются:
1) образование нового земельного участка (в порядке раздела, объединения, перераспределения земельных участков, а также при выделе или при образовании земельных участков из земель или земельных участков в государственной или муниципальной собственности; земельный участок может быть также искусственно созданным). Суть процедуры кадастрового учета – постановка на учет;
2) прекращение существования земельного участка в случае раздела, объединения с другим земельным участком или перераспределения смежных участков. При этом суть процедуры кадастрового учета – снятие с учета.
3) изменение уникальных характеристик земельного участка (категории, вида разрешенного использования, кадастровой стоимости, смена формы собственности или правообладателя). Суть процедуры кадастрового учета – внесение изменений в ГКН.
В этой статье нас интересует именно порядок постановки земельного участка на кадастровый учет.
Для чего нужен кадастровый учет земельных участков?
На уровне государства кадастровый учет нужен для сбора, систематизации и анализа информации о всех наличных земельных ресурсах в стране. Кадастровый учет – чтобы обеспечить возможность государственной регистрации права собственности на земельные участки, а также для регистрации ограничений и обременений. Ведение ГКН дает возможность вести статистику использования земельных ресурсов и кому они принадлежат.
Увеличение процента размежеванных земельных участков с зарегистрированным правом собственности на них увеличивает налогооблагаемую базу налога на землю.
Важной частью государственного кадастра недвижимости являются сведения о прохождении Государственной границы, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия.
Для чего необходимо ставить объекты на кадастровый учет?
В этом случае рассмотрим, для чего необходимо ставить земельные участки на кадастровый учет гражданам и юридическим лицам? – Это необходимо с единственной целью: для последующей регистрации права собственности на землю. Ведь без межевания (определения границ) нельзя выделить отдельный земельный участок из общего массива земель, нельзя зарегистрировать право собственности на него.
Кадастровый учет – это систематизация сведений о конкретном земельном участке для его однозначного определения. Это подготовительный этап для регистрации права собственности на земельный участок.