Что делать застройщику, чтобы дом не попал в реестр проблемных объектов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать застройщику, чтобы дом не попал в реестр проблемных объектов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По законодательству порядок аннулирования, замены или внесения корректировок в проектную документацию регулируется ДСТУ Б А.2.4-4:2009. В роли инициатора таких процедур выступает заказчик. Именно он принимает предварительное решение о необходимости корректировок по причине появления иных вариантов проектных решений или же в случае изменений в законодательном секторе. При этом внесение и оформление таких работ — задача проектировщика. После выполнения всех процедур вносятся соответствующие корректировки и в реестр.

Проектное сопровождение

Все ли изменения в проектной документации нуждаются в согласовании? Это не такой простой вопрос. В конечном итоге, все зависит от позиции органа государственного строительного надзора. Именно он выдает заключение о соответствии (ЗОС) построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации. Но руководствуются при выдаче ЗОС вполне конкретными требованиями ГрК РФ Статья 49:

3.8. Экспертиза проектной документации по решению застройщика может не проводиться в отношении изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, если такие изменения одновременно: 1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы; 2) не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов; 3) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта; 4) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий; 5) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. (часть 3.8 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

Меня интересует конкретный кейс — как заменить оборудование АУПС одного производителя на другого на этапе рабочей документации. В этом случае ГрК РФ Статья 49 сужается до простых пунктов:

  • изменения должны соответствовать заданию на проектирование;
  • изменения должны вписаться в смету;
  • изменения не должны нарушать технические регламенты.

«Подводные камни» внесения изменений в проект

Несмотря на прозрачность норм законодательств в сфере составления и утверждения проектной документации, вопросы, касающиеся изменений, все еще остаются. Главная причина — несовершенство в другом секторе (санитарном законодательстве). В связи с этим застройщик не всегда способен получить бумаги, подтверждающие соответствие отстроенного или реконструированного сооружения требованиям техдокументации и техрегламента.

В ГрК РФ (части 7, статье 52) оговорено, что параметры сооружения могут быть скорректированы только на основании изменений, внесенных в проектную документацию. При этом готовые документы должны быть утверждены заказчиком или застройщиком, ответственным за выполнение работ. Кроме того, внесенные правки не должны идти вразрез с действующими законодательными нормами, техрегламентом и существующими в сфере стандартизации документами.

Но случаи бывают разные. К примеру, внесенные в проектную документацию корректировки часто не нарушают требования, но приводят к проблемам в процессе ввода сооружения в работу. Такие случаи последнее время возникают все чаще и вызывают проблемы у заказчиков и застройщиков.

Как пример, стоит рассмотреть вариант со строительством котельной. По законодательству для таких сооружений площадь санитарно-защитной зоны не установлена. При этом монтаж таких сооружения производится только при наличии соответствующих обоснований. В частности, расчету поддается уровень загрязнения воздуха и общего влияния на атмосферу. В результате принимается решение об актуальности таких работ.

Допустим, застройщик получил на руки положительное решение экспертизы в отношении проектной документации и разрешение на возведение объекта, к примеру, крупной торгового объекта. В дальнейшем он решает изменить уже готовый проект и внести в него котельную, которая не была предусмотрена на начальном этапе. В этом случае застройщик ставит задачей снизить уровень затрат на эксплуатацию сооружения, поднять доход и уменьшить расходы на оплату за электроэнергию.

Первый этап при этом — визит проверяющего органа. Инспектор стройнадзора в процессе проверки выясняет, что вокруг вновь выстраиваемого объекта имеются жилые здания. Несмотря на тот факт, что у котельной нет собственной санитарной зоны, общая санитарно-защитная зона для возводимого объекта снижается. С этого момента начинаются проблемы для застройщика, который вынужден ходить по инстанциям и искать специалистов, готовых выполнить расчеты в отношении загрязнений окружающего воздуха.

Читайте также:  Оформление и получение паспорта в 14 лет

С одной стороны, требования законодательства соблюдены, а с другой — нет гарантий отсутствия негативного влияния вновь построенного сооружения на окружающую среду. В такой ситуации без проведения дополнительных расчетов и предоставления их соответствующим органам не обойтись.

Казалось бы, достаточно все учесть еще на стадии проектирования, и упомянутых проблем с разрешением и внесением изменений можно было бы избежать. Но мир настолько динамичен, что угнаться за новыми требованиями и нововведениями зачастую невозможно. Каждый день появляется нечто новое в секторе спроса, требований законодательства, предпочтений потенциальных клиентов и так далее. В связи с этим приходится вносить корректировки уже после прохождения экспертизы проектной документации и получения разрешений.

Рассмотренный пример — только один из вариантов. На практике таких ситуаций множество и при решении каждой из них требуется индивидуальный подход. Вот почему в процессе принятия решений о внесении изменений важно быстро принимать меры и учитывать требования законодательства. В идеале вносить правки желательно при оформлении проекта. Минус в том, что в реальности это не всегда удается.

В соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101-2013 внесение изменений допустимо в проектную документацию прошедшую экспертизу. Если есть экспертное заключение, подтверждающее основные показатели безопасности, то самостоятельно вносить коррективы непозволительно. Приступить к строительству нельзя до прохождения повторной экспертизы. При проведении реконструкции здания, меняются конструктивные параметры (увеличение/сокращение площади, этажей), необходимо согласование работ. Следует провести обследование, проектирование, подготовить экспертное заключение и оформить разрешение на строительство. Когда работы не влекут за собой изменение конструктивных решений объекта, возможно выполнять проводится модификацию документов. Результат заносится в лист изменений в проектной документации. Рассмотрим основные моменты корректировок.

Где заказать корректировку?

Группа компаний KTБ Железобетон имеет большой опыт в проектной деятельности, поэтому, корректировка проектной документации, в случае, если с такой задачей обращается Заказчик, не является проблемой.

Основными направлениями деятельности группы компаний является проектирование, инженерные изыскания, научные исследования, экспертная работа и строительство. Специализация Группы компаний KTБ Железобетон позволяет проводить технические обследования, мониторинг строящихся объектов, сопровождение проектов. Наши специалисты проанализируют документацию, определят объем корректировок и исправлений, предложат альтернативные и оптимальные решения, проведут корректировку проекта. Предлагаем заказать услугу, заполнив форму на сайте или подать заявку на консультацию.

Проблемные моменты и способы их решения

Основная сложность заключается в необходимости сбора положительных заключений от всех проверяющих служб, при отказе одного из членов комиссии ЗОС не выдается. Проблемы могут возникнуть:

• При любых отклонениях параметров постройки от разрешенных и жилых. Отклонение размеров дома от заявленных или проектных не должны превышать 10-15 см по длине и 5-10 см по высоте.

• При обнаружении признаков незавершенного строительства (вплоть до отсутствия отмостки, дорожки к дому при ведении работ в городской зоне, лесов или строительном мусоре на участке). Исключение допускается лишь при поэтажном вводе постройки в эксплуатацию, но в любом случае у инспекторов не должно быть поводов для придирки.

• При наличии в доме цокольного этажа или подвала с высотой стен более 2,1 м (этаж считается жилым со всеми вытекающими последствиями). Избежать нарушения в таких случаях помогает засыпка полов в подвале песком или грунтом.

• При отсутствии заземления у домов с металлической кровлей, актов обработки деревянных конструкций антипиренами или нарушениях в расстоянии между возгораемыми конструкциями и дымоходами и отопительными агрегатами. Единственным способом избежание проблемы считается соблюдение норм на этапе строительства и найм фирм, имеющих лицензию на противопожарную обработку.

Покупка квартиры со свободной планировкой

Если вам не хочется после покупки новой квартиры сносить стены и строить их заново, можно купить жилье со свободной планировкой.

Такие квартиры продаются без внутренних перегородок и ремонта. Но не поддавайтесь иллюзии, что в такой квартире можно делать любые перестройки без соответствующих разрешений. На самом деле в план квартиры уже внесены все несущие стены, расположение и размеры санузла и кухни, коридоров и комнат.

Дело в том, что не существует юридического понятия «свободная планировка». Поэтому застройщику, чтобы получить разрешение на возведение дома, нужно сделать проект квартир, в котором показаны все перегородки между помещениями.

Купив квартиру без внутренних стен, будет проще делать перепланировку. Вы сэкономите на демонтаже перегородок. Но чтобы расширить ванную комнату или увеличить кухню, придется получать те же разрешения в Жилищной инспекции, что и на перепланировку квартиры с завершенным ремонтом.

Когда требуется повторная экспертиза проектной документации?

Экспертный анализ проектной документации изначально проводится для того, чтобы получить разрешение на строительство объекта и начать фактическую стройку с выполнением всех законодательных и бюрократических требований.

Но бывают ситуации, когда после прохождения экспертного исследования требуется экспертиза повторная.

  1. В первую очередь такая ситуация возникает в случае получения отрицательного заключения по проекту. Цель при таком варианте проведения повторного экспертного анализа проекта очевидна – получение положительной резолюции для оформления разрешения на строительство. Поэтому заказчики заинтересованы в скорейшем внесении всех необходимых правок в проектную документацию, непременных для одобрительного заключения экспертов.
  2. Необходимость повторной экспертизы из-за изменений проектной документации в виде:
    • выработки дополнительных разделов;
    • корректировки или существенных дополнений;
    • значительных изменений в проекте.
Читайте также:  Выплаты за третьего ребенка в 2023 году

Когда вносятся экспертизы в проект

Изменения проектной документации не являются исключением из правил. Градостроительный кодекс нашей страны требует изменения документации в случае, если в процессе выполнения работ по возведению объекта были выявлены ее недостатки либо несоответствие указанных данных фактическим. Это требование отражено в ст. 52.

Тот же градостроительный кодекс указывает, что после внесения корректив в проект они должны быть проверены в процессе проведения экспертизы. Исключения из этого правила допускаются в двух случаях:

  • Если после внесения изменений уже проводилась экспертиза и специалист вынес положительное заключение;
  • Если вносимые изменения не касаются конструктивных характеристик объекта, которые влияют на его надежность и безопасность.

Внесение изменений в проект после прохождения первоначальной экспертизы требует повторной проверки и согласно Постановлению Правительства №145, принятому в 2008 году. Этот документ требует назначения экспертного исследования в случае, если ранее проверенный проект был изменен и правки коснулись технических решений, влияющих на надежность и безопасность.

Правила внесения изменений в проект

1.1 Изменение документа (в том числе его аннулирование) выполняют на основании разрешения на внесение изменений (далее — разрешение), составленного по формам 9 и 9а приложения Л.

Приложение Л, форма 9 — Разрешение на внесение изменений (первый лист):

Приложение Л, форма 9А — Разрешение на внесение изменений (последующие листы):

1.2 Разрешение утверждает руководитель организации-разработчика документа или другое уполномоченное должностное лицо.

Разрешение является основанием для получения подлинников документов и внесения в них изменений.

Допускается отправка заказчику вместе с копиями измененной документации
копии разрешения.

1.3 Изменения на каждый документ (например, основной комплект рабочих чертежей, спецификацию оборудования, изделий и материалов) оформляют отдельным разрешением.

Допускается составлять одно общее разрешение на изменения, вносимые одновременно в несколько документов, если изменения взаимосвязаны или одинаковы для всех изменяемых документов.

Возможно вас заинтересует: «Этапы проектирования в строительстве».

Разрешение на проектирование

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации.

Следует отметить, что в соответствии со статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она осуществлена без получения необходимых разрешений на строительство, является самовольным строительством. Такая деятельность влечет ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Так, согласно статье 21.12 КоАП самовольное строительство жилых домов, производственных, хозяйственных, культурно-бытовых или иных строений и сооружений влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин.

Таким образом, разрешительную документацию на строительство, реконструкцию (пристройку, надстройку, перестройку) капитального строения (здания, сооружения) необходимо получить до начала проведения проектировочных и строительных работ.

Состав, порядок подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство установлены Положением о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности» (далее — Положение № 223).

Состав разрешительной документации различается в зависимости от того, кто выступает заказчиком, застройщиком: гражданин либо юридическое лицо (индивидуальный предприниматель).

При возведении гражданами одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке разрешительная документация на строительство включает (подпункт 4.5 пункта 4 Положения № 223):

– решение исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома, нежилых построек на придомовой территории с прилагаемыми архитектурно-планировочным заданием и заключениями согласующих организаций;

– технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Для получения разрешительной документации на строительство гражданин должен обратиться в исполком с письменным заявлением, в котором указывается местонахождение земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем (при наличии таких объектов), а также планируемые параметры и технические характеристики объектов строительства (этажность, площадь и другое) и инженерно-технического оборудования (при необходимости получения технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта).

Образец и форма заявления должна находиться на информационном стенде соответствующего местного исполнительного комитета.

Дополнительно к заявлению необходимо представить письменное согласие всех собственников земельного участка, находящегося в общей собственности (подпункт 9.3.1 пункта 9.3 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» (далее – Положение № 200).

Читайте также:  Какие требования предъявляются к усыновителям в РФ?

Данная процедура осуществляется в течение одного месяца по заявительному принципу «одно окно» и является бесплатной (подпункт 9.3.1 пункта 9.3 Положения № 200).

Исполком самостоятельно запрашивает документы, удостоверяющие право на земельный участок, а также документы о государственной регистрации объекта недвижимости, расположенного на нем (при наличии такого объекта). Гражданин может представить такие документы самостоятельно.

Исполком в срок до 3 рабочих дней со дня подачи заявления при наличии документов, указанных выше, определяет перечень организаций, которые выдают заключения и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, поручает территориальному подразделению архитектуры и градостроительства подготовку проекта решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории, а также сбор заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Территориальное подразделение архитектуры и градо��троительства в течение 2 рабочих дней со дня получения поручения исполкома при необходимости запрашивает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта, которые представляются организациями в срок до 7 рабочих дней со дня получения запроса. Гражданин вправе самостоятельно получать заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта по перечню, определенному исполкомом.

В срок до 3 рабочих дней после получения заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта территориальное подразделение архитектуры и градостроительства подготавливает и передает в исполком архитектурно-планировочное задание, утвержденное главным архитектором города, района, и проект решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории, а также прилагает заключения согласующих организаций и технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта. После получения этих документов исполком в срок до 7 рабочих дней, но не позднее 1 месяца со дня подачи заявления принимает соответствующее решение и направляет гражданину:

– выписку из решения исполкома о разрешении проведения проектно-изыскательских работ и строительства одноквартирного, блокированного жилого дома и нежилых построек на придомовой территории;

– архитектурно-планировочное задание;

– заключения согласующих организаций;

– технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Далее на основании полученного разрешения вы приступаете к проектированию дома и согласованию этой проектной документации.

Что делать, если дом введен в эксплуатацию с дефектами и недоделками?

Если дольщик получил сообщение о готовности застройщика передать ему квартиру, – радоваться рано. На этапе приемки жилья участник долевого проекта может обнаружить дефекты и недоделки строителей. В этом случае не стоит подписывать акт приема-передачи до полного их устранения. Все замечания фиксируются в отдельном документе.

Порядок проведения повторной экспертизы

В соответствии с п. 44 Постановления № 145, повторная экспертиза может осуществляться неограниченное количество раз (2 и более). При этом, каждая последующая экспертиза проводится в том порядке, который предусмотрен законодательством для проведения первичной госэкспертизы. Между тем, оцениваться экспертами будет:

  • та часть проектных документов, в которую были внесены правки;
  • совместимость модифицированной части проекта с остальной проектной документацией, по которой ранее был проведен экспертный анализ.

Таким образом, для проведения повторной экспертизы заказчик должен предоставить пакет документов по списку, указанному в п. 13 Положения, утвержденного Постановлением № 145, в том числе:

  1. Заявление на экспертизу.
  2. Проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы ранее.
  3. Копию положительного заключения.
  4. Задание на внесение корректив в проектную документацию.
  5. Справку о внесенных в проект поправок.

Нужно иметь в виду, что проект может быть рассмотрен на повторной экспертизе целиком, если с момента первичной или прошлой повторной экспертизы в законодательство были внесены поправки, затрагивающие результаты госэкспертизы.

7.2.1. Изменение документа (в том числе его аннулирование) выполняют, как правило, на основании разрешения на внесение изменений (далее — разрешение). Разрешение выполняют на бумажном носителе по формам 9 и 9а (приложение Л) или как ДЭ.

Разрешение регистрируют в соответствии с ГОСТ Р 21.1003.

7.2.2. Разрешение утверждает руководитель организации — разработчика документа или другое уполномоченное им должностное лицо.

Разрешение является основанием для получения подлинников документов и внесения в них изменений.

7.2.3. Подлинники разрешений на бумажном носителе хранят в архиве организации.

7.2.4. Изменения в каждый документ (например, основной комплект рабочих чертежей, спецификацию оборудования, изделий и материалов) вносят на основании отдельного разрешения.

Допускается составлять одно общее разрешение на изменения, вносимые одновременно в несколько документов, если изменения взаимосвязаны или одинаковы для всех изменяемых документов.

Изменения в документы основного комплекта рабочих чертежей, оформленного отдельными документами (см. 4.2.5), а также в документы тома проектной документации вносят на основании одного общего разрешения.

7.2.5. При внесении изменений в ДЭ разрешение допускается не оформлять, если в САПР и СЭД ведутся учет и хранение версий документа и обеспечивается контроль доступа, исключающий возможность несанкционированного внесения изменений.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...