Проверка эксплуатации тахографов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверка эксплуатации тахографов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Карта водителя – это документ, содержащий информацию о режимах работы и отдыха (о соблюдении этих режимов). При ее отсутствии у водителя – сотрудник ДПС объявляет о нарушении той же статьи 11.23. Карта, это составляющая часть аппарата, а значит ее отсутствие может расцениваться как факт неработоспособности тахографа, что есть нарушением.

Что дает контроль тахографа?

Проверка цифровых контрольных устройств осуществляется с целью удостоверения проверяющего лица в его исправности и правильной эксплуатации. В процессе проверки тахографа инспектором ГИБДД устанавливается:

  1. Наличие самописца на транспорте, который по закону должен быть оборудован контрольным прибором.
  2. Соответствие типа устройства установленным нормативам (авто, выполняющие международные рейсы, должны быть оборудованы тахографами с ЕСТР, а машины для внутренних перевозок – аппаратами с СКЗИ).
  3. Наличие пломб на корпусе прибора, правильность установки.
  4. Наличие карты водителя у лица, управляющего машиной.
  5. Соблюдение/несоблюдение водителем норм РТО.

Каким способом можно обнаружить нарушения в распечатке

Перечень нарушений, которые отображаются в распечатке тахографа:

  1. Управление ТС без карты. Для обозначения этой проблемы используется специальная пиктограмма в виде знака вопроса. Информация выгружается из памяти прибора за любой промежуток времени, интересующий проверяющего.
  2. Просроченный НКМ (только для отечественных тахографов). Информация об этом модуле присутствует в каждой распечатке, здесь же указывается срок его действия.
  3. Ночёвка карты в тахографе. По правилам, время последней активности должно совпадать с временем изъятия карты из прибора. Если эти данные разнятся, то высока вероятность что водитель не вынул карту на ночь.
  4. Неисправность прибора или используемых карт. Эта информация (пять последних событий) отражается рядом с соответствующими пиктограммами. За выявление этого нарушения водителю грозит штраф до 5 тыс. рублей, а юридическим лицам – до 50 тыс. рублей.
  5. Превышение допустимого времени нахождения водителя за рулем. Для этого потребуется распечатка за последнюю неделю. Ежедневное и суммарное число рабочих часов в ней не должно превышать установленную норму (9 и 56 часов соответственно).
  6. Отсутствие перерыва от управления. Отдых, продолжительностью не менее 15 минут, должен быть отмечен в распечатке каждые четыре часа непрерывной работы.
  7. Сокращение отдыха между сменами. Его продолжительность напрямую зависит от графика работы и осуществления междугородних или городских рейсов. За нарушение этого требования предусмотрен штраф 5 тыс. рублей для водителей и до 50 тыс. рублей для организаций.

Хранение полученной информации

С вопросом как заполнять тахошайбу мы разобрались, теперь рассмотрим, как сохранять полученную информацию и нужно ли это делать вообще. Водитель должен помнить, что одного умения заполнять шайбу тахометра мало. Он должен обеспечить сохранность использованных шайб в кабине транспортного средства, в течение двадцати восьми календарных дней они должны оставаться в машине. Это необходимо для того, чтобы при необходимости их можно было предъявить по требованию, уполномоченному лицу. После прохождения двадцати восьми календарных дней шофер должен отдать их владельцу транспортного средства, у которого они должны храниться в течение одного года.

При проведении проверки предприятия, если проверяющие лица потребуют предъявить показания тахографа, а их нет на месте, то водитель будет оштрафован на сумму 3000 рублей. Но если утеря произошла по вине владельца машины или предприятия, то сумма штрафа будет составлять от пяти, до десяти тысяч рублей:

На фото видно, как на шайбе сохранилась информация о поездке автомобиля. Проверяющее лицо будет смотреть не только сохранность шайб, но и показания. Потом будет проводиться сверка с данными, имеющимися у предприятия или владельца транспорта.

При работе с тахографом лучше обезопасить себя и своё предприятие от лишних проблем. Для этого нужно к процессу эксплуатации подходить правильно, с соблюдением всех требования и норм. Тогда владелец машины сможет без труда защитить себя и своё предприятие от штрафов. Это поможет уберечь время и нервы при проведении проверки, главное, придерживаться требований.

Комбинации пиктограмм

Символ Разное
Пункт контроля
Время: с …
Время: до …
Пункт начала ежедневного периода работы
Пункт окончания ежедневного периода работы
Начало ситуации «Движение вне зоны действия»
Окончание ситуации «Движение вне зоны действия»
С транспортного средства
Символ Распечатка данных
Распечатка сохраненных на карте данных о деятельности водителя за сутки
Распечатка сохраненных в БУ данных о деятельности водителя за сутки
Распечатка сохраненных на карте данных о событиях и неисправностях
Распечатка сохраненных в БУ данных о событиях и неисправностях
Распечатка технических данных
Распечатка данных о превышениях скорости

Порядок действий при эксплуатации прибора

Правовое регулирование данных приспособлений отражено в Приказе Минтранса РФ №36 от 13 февраля 2013 г.

Это устройство, как и любое другое, требует к себе соблюдение правил его эксплуатации. Для того чтобы зарегистрированная им информация соответствовала действительности, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Тахограф должен быть сопровожден инструкцией и картой водителя.
  2. До установки устройства ознакомьтесь с инструкцией. Изучите подробно порядок работы. Требования к знанию всех нюансов работы аппарата предъявляются не только к механику работодателя, но и к водителю.
  3. Важно знать алгоритм извлечения из него записанной информации. При остановке водителя представителем закона, шофер должен по его требованию предоставить распечатку зафиксированной информации. В противном случае инспектор может это расценить как правонарушение и наложить штрафные санкции.
  4. Перед началом смены, работник должен вставить специальную персональную карту водителя в слот слева устройства. Затем ввести пинкод карточки. Правый слот предусмотрен на случай посменной работы со вторым водителем. Он активируется второстепенно.
  5. Далее регистрируется отправная точка маршрута. Если эта точка одна и та же каждый раз, то ее можно забить один раз, и она будет автоматически регистрироваться.
  6. По завершению смены аппарат запросит фиксацию окончания рабочего периода с указанием места остановки. После этих действий можно забрать карточку.

Водителям данных ТС запрещено:

  • вставлять неисправную, грязную карту в тахограф;
  • вытаскивать карту во время поездки из устройства.

ЗАПОМНИТЕ! Каждая карта имеет срок эксплуатации. Следите за данным сроком, так как по его истечению эксплуатация запрещена.

Также важно иметь сертификаты на установленный аппарат.

  1. Один из них должен подтверждать электромагнитную совместимость компонентов транспортного средства.
  2. Второй – соответствие техническому регламенту Таможенного Союза.
  3. Третий – калибровку (в нем указаны идентификационные данные относительно автомобиля, тахографа, мастерской, мастера, измерительного оборудования с действующим сроком поверки, погрешностей измерения времени, пробега и скорости, значений измеренных физических параметров).

Основные причины снижения функциональности цифрового тахографа

В 2021 году в транспортный устав были внесены поправки, согласно которым владельцам грузовиков необходимо заменить установленные ранее аналоговые устройства учёта на более современные цифровые модели. Они обладают большим объемом памяти, чем их предшественники, быстрее работают и надежнее.

Система криптозащиты информации не позволяет полностью удалить, частично почистить или иным другим способом фальсифицировать информацию о перемещениях транспортного средства, трудовом режиме водителя, количестве потраченного топлива, пройденном километраже и особенностях маршрута.

Бортовой измерительный прибор – дорогое приспособление, изначально защищенное от сбоев и поломок системой самодиагностики. Она выявляет неисправности и ошибки тахографов «Атолл», «Штрих-М», «Сатурн» вида СКЗИ и других популярных марок, указывает на несовместимость с другими приборами. Запустите эту программу, и вы узнаете, с какой неполадкой столкнулись.

Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!

Иногда ПО не показывает, что не так, но пользователь видит, что прибор функционирует неправильно. Тогда вам необходимо обратиться в сервисный центр. Техподдержка проведет комплексную диагностику, которая выявит причину сбоя. К самым популярным вариантам относятся:

  • Механические повреждения
    . Автомобиль сильно тряхнет на кочке, из-за удара отдельные детали установленного аппарата выйдут из строя, и общий ход работы будет нарушен. То же самое произойдет, если пролить на него какую-нибудь жидкости или уронить.
  • Загрязнение
    . Если вы не будете регулярно протирать и чистить устройство, чип покроется слоем пыли, начнет неправильно считывать информацию, и «глючить». Не доводите до этого. Если будете использовать неисправную карту, испортите тахограф, а его замена будет не только сложнее, но и дороже.
  • Неверное программное обеспечение
    . Заводской брак. В этом случае воспользуйтесь гарантийным обслуживанием и устраните его.
  • Воздействие прямых солнечных лучей
    . Владельцы часто крепят прибор на передней панели машины, где лобовое стекло. Ультрафиолет обесцветит специальные знаки и они откажутся функционировать.
  • Сломаны датчики устройства
    . Мы не рекомендуем чинить самостоятельно провода и дополнительное оснащение. Доверьте это профессионалам сервиса.
  • У блока, отвечающего за систему криптозащиты информации, истек срок годности
    . Обычно он работает исправно три года, после чего требует демонтажа и замены. Это самая распространенная причина появления ошибок.
Читайте также:  Как и куда обратиться с жалобой на работодателя

Тахографы – контрольные приборы учета данных о рабочих сменах водителей. Устройства фиксируют режимы труда и отдыха шофера, скорость и положение транспорта на маршруте, возможные нарушения ПДД.

Чтобы сохранять работоспособность в течение всего срока эксплуатации, контрольный прибор требует правильного и бережного обращения. Оно должно устанавливаться только в сертифицированных мастерских, где будет выполнена корректная настройка режимов работы.

Оснащается контрольными приборами, согласно приказу Министерства Транспорта РФ № 440 (и приложениям к нему), грузовой транспорт категорий N2, N3 и автобусы категорий М2, М3. Еще одно условие – перечисленные виды автомобилей используются в коммерческой деятельности.

Однако, если у водителя-одиночки в собственности есть грузовик или автобус, этот транспорт тоже должен быть оснащен контрольным прибором. Даже если автомобиль эксплуатируется только для собственных нужд.

Чтобы использовать автомобильный тахограф по назначению, шофер должен при себе иметь действующую личную карту. Это своеобразный уникальный идентификатор, который служит ключом для разблокировки некоторых функций устройства.

Если карточка вставлена в специальный считыватель, а работник подтвердил личность четырехзначным ПИН-кодом, прибор позволяет выбирать режимы движения, следить за соблюдением индивидуальных перерывов.

Двигаться по дорогам общего пользования на транспорте, подлежащем оснащению тахографом, но без установленного прибора и оформленной карты запрещается. За нарушение придется заплатить штраф в размере от 3000 рублей для частника и от 20 000 рублей для руководителя предприятия, которому этот автомобиль принадлежит (п. 2 ст. 11.23 КоАП РФ).

Водитель должен понимать, как выбираются режимы работы контрольного прибора, выводятся отчеты на печать, проводится расшифровка распечатки тахографа и используется личная карта.

Порядок работы с цифровым тахографом

Чтобы воспользоваться преимуществами бортовых самописцев и избежать штрафов, требуется знать, как работать с тахографом. Обучиться правилам эксплуатации регистратора не сложно, поскольку в комплекте с устройством идет сопроводительный документ, в котором указывается необходимая информация. Продублируем ниже, какие операции потребуется выполнить водителю:

  • в слот тахографа вставляется карта водителя таким образом, чтобы ее чип находился сверху. При правильной установке раздается характерный щелчок;
  • водитель набирает PIN-код при помощи виртуальной клавиатуры или путем выбора нужных цифр нажатием кнопок со стрелками. При неоднократном ошибочном вводе кода происходит блокировка тахографа, и разблокировка возможна только путем набора PUK-кода (выдается вместе с картой);
  • если вы все сделали правильно, на мониторе самописца отобразится имя водителя. Примечание: если на рейсе задействовано два водителя, то сменщик тоже должен вставить свою карту, но уже во второй слот самописца и ввести свой PIN-код;
  • после установки карты водитель определяет режим, в котором находится ТС до запуска двигателя: это может быть «Отдых» или «Работа». В более современных самописцах есть опция «Готовность»;
  • после включения зажигания регистратор самостоятельно переключается в режим «Вождение», который остается активным вплоть до отключения мотора;
  • при глушении двигателя тахограф переключается в режим «Отдых»;
  • по завершении смены карта вынимается. Карта всегда извлекается длительным нажатием на кнопку того слота, в котором она установлена. В большинстве случаев — необходимо нажать и держать кнопку «1».

Как обмануть тахограф и можно ли это сделать?

ОБМАНУТЬ без выявления последствий цифровой тахограф НЕВОЗМОЖНО!

Любое вмешательство:

  • Отключение питания от аккумулятора;
  • Отключение провода зажигания;
  • Отключение датчика скорости;
  • Установка магнита на датчик скорости;

В цифровых тахографах все записи информации ведутся во внутреннюю память тахографа. Блок СКЗИ обеспечивает неконтролируемость данных в тахографе.

Если у Вас установлен цифровой тахограф, Вы можете сами лично все это проверить, достаточно найти в меню тахографа пункт «События и ошибки» а затем распечатать их. На распечатке все четко прописано: когда отключали аккумулятор и на какое время, был ли отключен датчик скорости, двигалось ли тс без карты водителя и какое время, превышения скорости и режима труда.

Можно ли ездить на автомобиле с тахографом , но без карточки пока ее изготовят?

Нет. Эксплуатация тахографа без карты водителя запрещена. Но законодательством предусмотрены случаи, когда водителю можно продолжать рейс без карты водителя для тахографа.

Читайте также:  Финансовая сторона звания мастер спорта: сколько платят

Комбинации пиктограмм

Символ Разное
Пункт контроля
Время: с …
Время: до …
Пункт начала ежедневного периода работы
Пункт окончания ежедневного периода работы
Начало ситуации «Движение вне зоны действия»
Окончание ситуации «Движение вне зоны действия»
С транспортного средства
Символ Распечатка данных
Распечатка сохраненных на карте данных о деятельности водителя за сутки
Распечатка сохраненных в БУ данных о деятельности водителя за сутки
Распечатка сохраненных на карте данных о событиях и неисправностях
Распечатка сохраненных в БУ данных о событиях и неисправностях
Распечатка технических данных
Распечатка данных о превышениях скорости

Для чего нужен тахограф

В конце 20-х годов в Европе стали активно использоваться автомобильные перевозки. У владельцев транспорта появилась необходимость контролировать находящиеся далеко от предприятия, “орудия труда” и наемных работников. Так устройства получили толчок к развитию и стали постоянно совершенствоваться.

В России тахографы ввели с 1996 г. для международных перевозчиков. Для внутренних — с 2010 г. Это были аналоговые тахографы. Они записывали данные на бумажный носитель — тахограмму. Водитель ежедневно от руки заполнял сведения о пройденном пути на бумажном диске. Эти приборы были не способны сохранять историю передвижения, подробные изменения скорости и режим труда и отдыха водителя. Их легко было подделать. Поэтому со 2.03.2018 г. их заменили на цифровые тахографы с блоком криптографической защиты информации — СКЗИ. Эти приборы сохраняют в памяти любые манипуляции. Поэтому информация с такого устройства признается юридически значимой и может быть использована при выяснении обстоятельств ДТП и в суде.

Порядок действий при эксплуатации прибора

Правовое регулирование данных приспособлений отражено в Приказе Минтранса РФ №36 от 13 февраля 2013 г.

Это устройство, как и любое другое, требует к себе соблюдение правил его эксплуатации. Для того чтобы зарегистрированная им информация соответствовала действительности, необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Тахограф должен быть сопровожден инструкцией и картой водителя.
  2. До установки устройства ознакомьтесь с инструкцией. Изучите подробно порядок работы. Требования к знанию всех нюансов работы аппарата предъявляются не только к механику работодателя, но и к водителю.
  3. Важно знать алгоритм извлечения из него записанной информации. При остановке водителя представителем закона, шофер должен по его требованию предоставить распечатку зафиксированной информации. В противном случае инспектор может это расценить как правонарушение и наложить штрафные санкции.
  4. Перед началом смены, работник должен вставить специальную персональную карту водителя в слот слева устройства. Затем ввести пинкод карточки. Правый слот предусмотрен на случай посменной работы со вторым водителем. Он активируется второстепенно.
  5. Далее регистрируется отправная точка маршрута. Если эта точка одна и та же каждый раз, то ее можно забить один раз, и она будет автоматически регистрироваться.
  6. По завершению смены аппарат запросит фиксацию окончания рабочего периода с указанием места остановки. После этих действий можно забрать карточку.

Водителям данных ТС запрещено:

  • вставлять неисправную, грязную карту в тахограф;
  • вытаскивать карту во время поездки из устройства.

ЗАПОМНИТЕ! Каждая карта имеет срок эксплуатации. Следите за данным сроком, так как по его истечению эксплуатация запрещена.

Также важно иметь сертификаты на установленный аппарат.

Кто проверяет наличие тахографа в автомобиле

Проверить автомобиль на наличие тахографа и его соответствие установленным нормам могут сотрудники ГИБДД, а также Ространснадзора (п. 102 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утв. постановлением Правительства РФ 10 сентября 2009 г. N 720).

Проверять устройство необходимо не реже, чем один раз в два года.

Порядок проверки регулируется приложениями 3 и 5 Приказа Минтранса №36 от 13.02.2013.

Водитель обязан знать, как использовать тахограф, иметь к нему инструкцию. Если водитель не знает, как сделать распечатку данных с тахографа или по какой-либо причине не может ее предоставить, инспектор имеет право задержать водителя за нарушение правил эксплуатации устройства и наложить штраф. Нарушение требований к эксплуатации тахографов приравнивается к управлению ТС без тахографа. Размеры штрафов определены в ч. 1 ст. 11.23. КоАП.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...