Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индивидуальные предприниматели». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эти прав присущи физическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, в силу того, что они после регистрации в качестве предпринимателей не теряют тех прав, которые они имеют как граждане Российской Федерации. Помимо прав и обязанностей, отнесенных к другим типам, к этим относятся нижеследующие.
Основные права и обязанности индивидуального предпринимателя
Граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, имеют права и обязанности.
Права ИП:
-
Возможность выбора видов деятельности, разрешенных законом.
-
Право нанимать работников.
-
Свобода выбора партнеров и товара. Предприниматель сам определяет сегмент рынка, на котором он будет развивать свое дело.
-
Право самостоятельного определения стоимости предлагаемых товаров и услуг.
-
ИП сам решает, как и сколько платить своим работникам.
-
Предприниматель вправе как угодно распоряжаться полученной прибылью.
-
ИП имеет право выступать в суде в качестве истца и ответчика.
Права и обязанности ИП как работодателя
Деятельность предпринимателя может осуществляться как с привлечением наёмной трудовой силы, так и самостоятельно. Но не секрет, что используя чужой труд, можно заработать гораздо больше, чем если работать в одиночку. Но статус работодателя налагает на индивидуального предпринимателя гораздо больше обязанностей, чем если бы он занимался деятельностью в одиночку.
Вот только несколько основных прав предоставляемых индивидуальному предпринимателю законодательством, как работодателю:
- пользоваться наемным трудом других физических лиц, как на основании трудовых договоров, так и на основании договоров гражданско-правового характера,
- применять к работникам меры дисциплинарной ответственности и материального воздействия в случае ненадлежащего исполнения ими трудовых обязанностей,
- увольнять работников в случаях, предусмотренных трудовым законодательством,
- требовать возмещения ущерба, причиненного работниками.
К основным обязанностям индивидуального предпринимателя в сфере трудовых отношений относятся следующие:
- вести кадровый учет работников, а также учет их рабочего времени и иных трудовых показателей,
- вступать в коллективные переговоры с работниками или их представителями в случае их инициативы,
- своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату работникам, осуществлять в их адрес другие предусмотренные законодательством выплаты,
- рассчитывать и удерживать из заработной платы работников подоходный налог, то есть выступать налоговым агентом,
- соблюдать требования воинского учета военнообязанных работников.
Кто такой индивидуальный предприниматель
Сегодня, чтобы заниматься бизнесом, необязательно создавать свою компанию с внушительным уставным капиталом. Можно открыть свое дело, оформив статус индивидуального предпринимателя. Такая возможность есть у любого жителя города, даже иностранца, за исключением несовершеннолетних и судимых.
В Москве такая форма ведения бизнеса популярна из-за простоты оформления и ведения документооборота. Чтобы начать свое дело, нужно заполнить заявление, затем получить свидетельство в налоговой службе. После этого можно приступать к работе.
Индивидуальные предприниматели могут заниматься практически любой деятельностью, кроме ряда исключений. Например, производством и продажей алкоголя, им запрещено создавать финансовые организации, организовывать авиаперелеты и телевещание, а также вести некоторые другие виды бизнеса. Все варианты прописаны в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности.
Уполномоченный по правам предпринимателей
С 2012 года в России появился новый институт, в задачи которого входит защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Им стал уполномоченный по соответствующим правам или как его называют омбудсмен. На сегодняшний день им является Титов Борис Юрьевич.
Действия этого должностного лица строго регламентированы законодательством. В соответствии с существующими нормативными актами уполномоченный по правам предпринимателей может производить следующие операции:
- направлять в органы всех уровней власти запросы, связанные с правами ИП;
- проводить встречи с подозреваемыми, а также осужденными по соответствующим делам;
- участвовать в обсуждении и принятии законодательных актов, направленных на регулирование деятельности предпринимателей.
Из полномочий этого должностного лица видно, что деятельность омбудсмена по правам предпринимателей направлена на оказание помощи бизнесменам, которые оказались в непростой ситуации, защиту их прав. Однако это лицо призвано не только защищать ИП, но и создать конструктивное общение бизнеса и властей, достичь взаимопонимания между этими структурами. Кроме того, в задачи омбудсмена входит развитие объективного применения действующей законодательной базы.
Однако в России сегодня институт защиты прав индивидуального предпринимателя не достаточно развит. Количество омбудсменов еще очень мало, поэтому должность эта пока носит скорее имиджевый характер, чем функциональный. Такое положение дел приводит к тому, что уполномоченный принимает участие в громких резонансных процессах. В прочих ситуациях привлечь его бывает достаточно сложно.
Таким образом, в России механизм защиты юридических прав предпринимателей уполномоченными представителями недостаточно развит. Тем не менее, принятие соответствующего закона, а также появление этой должности характеризует улучшение отношений между властью и бизнесом. В случае дальнейшего развития должности существуют реальные перспективы дальнейшего улучшения ситуации.
Большинство экспертов в государственном праве, сходятся во мнении, что закон «об ИП и предпринимательской деятельности» является одним из наиболее важных и значимых в РФ. Частное предпринимательство должно отвечать второй статье Кодекса и характеризуется такими показателями:
- представленный вид работы выполняется самостоятельно, основываясь на личной воле человека;
- выполняется на собственный страх и риск;
- вся ответственность за выполненную работу и полученные результаты лежит только на самом человеке;
- получение дохода, приобретение имущества, его использование, покупка или продажа изготавливаемых, или перепродаваемых продуктов, оказание услуг, выполняется только при условии обязательства зарегистрировать деятельность;
- ИП, как физические лица, несут такую же ответственность, как и прочие частные компании, которые относятся к юридическим лицам.
Права и обязанности ИП – не единственный свод правил и ограничений, которые должен знать любой бизнесмен. Исходя из характера нарушения, индивидуальный предприниматель может понести уголовную, материальную, административную и гражданско-правовую ответственность.
Хотя реализацию своих обязанностей и прав индивидуальный предприниматель может доверить своему представителю путем нотариально заверенного документа, все же в случае неисполнения законодательных требований ответственность понесет лично сам владелец компании.
Вот лишь несколько общих, но весьма распространенных положений, которые государственные органы не обойдут стороной, если их не соблюсти:
- Объявление себя банкротом с целью не выплачивать задолженностей перед государственными структурами (ФНС, ПФР, ФСС), кредитными организациями, поставщиками и партнерами.
- Указания недостоверных сведений на афишах и этикетках, в рекламных роликах о товаре или услуге.
- Клевета на конкурентов и партнеров с целью их очернения и нанесения урона бизнесу.
- Невыполнение своих обязательств перед работниками и партнерами.
- Осуществление деятельности без патента или разрешения соответствующих органов.
- Кончились финансовые средства, поэтому бизнесмен отказался от выполнения своей части договора.
Существует только одна причина, почему бизнесмен может без серьезных для себя последствий уклониться от исполнения своих обязанностей – возникновение непредвиденных и независящих от него обстоятельств, например стихийное или техногенное бедствие.
Индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, ведущее предпринимательскую деятельность без Гражданин официально является индивидуальным предпринимателем и может работать в этом статусе только после завершения регистрации в государственных органах.
Таким образом, любой человек может стать ИП и заниматься коммерческой деятельностью. Для этого достаточно осуществить регистрацию по официальному месту жительства. При этом не надо иметь офис.
ИП действуют согласно законам, которые регулируют их коммерческую деятельность. Но на них также распространяются многие права, которыми наделены юридические лица.
Индивидуальные предприниматели РФ обязаны соблюдать правила Гражданского кодекса, обозначающие деятельность юридических лиц, кроме тех случаев, когда для них созданы отдельные нормативные акты.
Ликвидация индивидуального предпринимателя термин некорректный. Предпринимателя нельзя ликвидировать без нарушения УК.
Закрытие ИП происходит в следующих случаях:
- в связи с принятием индивидуального предпринимателя решения о прекращении деятельности;
- в связи со смертью лица, зарегистрированного в качестве ИП;
- по решению суда: в принудительном порядке
- в связи с вступлением в силу приговора суда лишения права заниматься предпринимательской деятельностью;
- в связи с аннулированием документа (просрочкой), подтверждающего право данного лица проживать на территории России;
- в связи с принятием судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).
Тема 2. Правовой статус предпринимателя
Занятие предпринимательской деятельностью является выражением свободы предпринимательства как одного из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина.
Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч.1 ст.34 Конституции РФ).
Осуществление предпринимательства является также результатом реализации более общего права граждан на труд, т.е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст.37 Конституции РФ).
Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг.
Гражданин может специализироваться по любому виду деятельности.
Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе.
Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст.55, 74 Конституции РФ, ст.1 ГК РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.
Право на занятие предпринимательской деятельностью является составляющей частью правоспособности гражданина (ст.18 ГК РФ). Правоспособность — это возможность иметь гражданские права и нести обязанности.
Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин.
Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.
Требование государственной регистрации распространяется как на коммерческую организацию, так и на гражданина (ст.23 и 51 ГК РФ). Государственная регистрация необходима для ведения учета предпринимателей, контроля за их деятельностью и обеспечения интересов их кредиторов.
Законодательство о государственной регистрации коммерческих организаций состоит из ГК РФ, Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных актов (например, форма заявления о регистрации, утверждаемая Правительством РФ).
Регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба в составе Министерства финансов.
При создании коммерческой организации государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа коммерческой организации на основании решения о создании (в форме единоличного решения, протокола учредительного собрания и/или договора о создании), учредительных документов и заявления о регистрации. Индивидуальные предприниматели регистрируются по месту жительства. Документы, требуемые для регистрации: заявление, копия паспорта. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 дней с момента представления указанных документов и уплаты государственной пошлины.
Такая процедура государственной регистрации представляет собой максимально либерализированный вариант явочно-нормативного способа создания юридического лица. Акт государственной регистрации означает факт внесения определенных сведений о коммерческой организации в государственный реестр.
Таким образом, Закон о регистрации юридических лиц освобождает регистрирующий орган от необходимости проверять факты соответствия учредительных документов требованиям законодательства и соблюдения учредителями установленного порядка регистрации. Следовательно, и отказ в регистрации в соответствии со ст.23 указанного Закона возможен лишь в случае непредставления необходимых документов.
Первоочередной обязанностью предпринимателя является необходимость его регистрации в налоговом органе и при наличии изменений в персональных данных своевременно уведомлять о них для обновления данных в ЕГРИП. Основные права и обязанности предпринимателя и юридического лица совпадают и распространяются на порядок соблюдения финансовой дисциплины и норм налогового законодательства. ИП должны оформлять допуски и лицензионную документацию при начале работы в отдельных сферах деятельности.
Предприниматели выполняют обязательства, оговариваемые гражданским правом, наравне с другими физическими лицами и дополнительно обременяются функциями субъекта коммерческого хозяйствования. Ему надлежит производить платежи в бюджет, фонды страхования, подавать отчетную документацию и проходить проверки контролирующих организаций. Для деятельности ИП характерно соблюдение деловой этики, они обязаны осуществлять сделки с контрагентами в строгом соответствии правовому полю РФ. При наличии наемных работников предприниматель предоставляет сотрудникам полный спектр социальных гарантий, выплачивает заработную плату, перечисляет за них налог и страховые взносы.
Отличие ИП от других организационно-правовых форм
Очень важно понимать, что индивидуальный предприниматель — это физическое лицо, а не юридическое. Тем не менее, форма позволяет вести свой бизнес и является наиболее привлекательной для начинающих своё дело.
Что касается ООО, то здесь может быть несколько учредителей, присутствует более сложная система ведения учёта, однако юридические лица являются более авторитетными и весомыми игроками на рынке и пользуются большим доверием.
Другие формы (такие как акционерные общества) — это удел больших предприятий, например сетевых магазинов, банков, производств, нефтяных компаний и крупных застройщиков. Они являются самыми авторитетными участниками экономических взаимоотношений. Однако управлять такими компаниями намного сложнее, в них есть множество аспектов, которые могут вызвать трудности даже у опытных предпринимателей.
На 01 января 2017 года в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей зарегистрировано 3 584 178 предпринимателей с индивидуальным статусом[33].
Приобретение физическим лицом статуса субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица является одной из наиболее значимых процедур, непосредственно влияющих на экономику государства. Действительно, уровень экономического развития страны в некотором роде зависит от характерных для этой страны требований к субъекту хозяйственной деятельности, наличия административных барьеров, призванных упорядочивать их организацию.
Следует заметить, что законодательство развитых стран Запада обычно не предусматривает требование о регистрации индивидуальных предпринимателей, воспринимая такое требование как дополнительное ограничение прав предпринимателей. Не случайно требование о регистрации отсутствует в отношении лиц свободных профессий (врачи, юристы, аудиторы, архитекторы). Вместо этого такие лица получают право практиковать на территории государства только в случае успешной сдачи квалификационных экзаменов в профессиональной ассоциации. Именно знания и признание коллег, а не регистрация являются гарантией защиты потребителей указанных услуг. Такого рода тенденции наблюдаются и в нашей стране (в риелторской деятельности, деятельности аудиторов, адвокатов, арбитражных управляющих кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, главных бухгалтеров коммерческих организаций).
Таким образом, зарубежное законодательство о предпринимательской деятельности регулирует бизнес с позиций экономической целесообразности.
Следует отметить, что анализ норм отечественного гражданского законодательства позволяет сделать вывод, что в гражданском праве используются различные виды государственной регистрации.
В основе классификации государственной регистрации в гражданском праве мы используем функции, которые она осуществляет. Выделяются общие и специальные функции государственной регистрации.
К общим функциям государственной регистрации относятся следующие:
1) регулятивная. Процесс государственной регистрации упорядочивает отношения между субъектами гражданского права и регистрирующими органами;
2) контролирующая. С помощью государственной регистрации государство ведет учет и контроль за определенными субъектами гражданских правоотношений (субъектами предпринимательской деятельности, субъектами малого предпринимательства, собственниками недвижимого имущества и др.);
3) информационная (коммуникативная). Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральным законодательством. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами;
4) охранительная. Охранительная функция направлена на борьбу и вытеснение вредных и опасных для общества вариантов поведения, охрану и защиту от нарушений прав личности и других субъектов права. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном.
К специальным функциям государственной регистрации относятся следующие:
1. Создание нового субъекта гражданского оборота (ст. 51 ГК РФ «Государственная регистрация юридических лиц»).
2. Гарантия прав на принадлежащее недвижимое имущество, в том числе придание законной силы правоустанавливающим документам (ст. 131 ГК РФ «Государственная регистрация недвижимости»).
3. Реализация механизма правостимулирования индивидуального предпринимателя как субъекта малого предпринимательства (ст. 8 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[34]). Законодательством о малом и среднем предпринимательстве предусмотрено правило о прохождении регистрации хозяйствующим субъектом для получения определенного вида государственной поддержки.
Таким образом, в гражданском праве виды государственной регистрации выделяются в зависимости от выполняемых ими специальных функций.
Следует отметить, что вопрос о функциях государственной регистрации затрагивался в юридической науке. Так, в диссертационном исследовании А.Г. Демиевой отмечается, что государственная регистрация является институтом, выполняющим учетно-контролирующие и легализующие (правообразующие) функции[35].
Гражданин приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации. Лица, желающие осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, «должны в обязательном порядке пройти необходимую для легитимного статуса субъекта предпринимательской деятельности государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя»[36].
Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя представляет собой, во-первых, законодательно определенную процедуру признания его индивидуальным предпринимателем. Во-вторых, государственная регистрация — это необходимое условие осуществления гражданами права на предпринимательскую деятельность. С.М. Чаплыгина подчеркивает, что «государственную регистрацию следует рассматривать как юридически обязательное условие реализации субъектом предпринимательства своего права на ведение предпринимательства в результате общего конституционного дозволения»[37]. В-третьих, государственная регистрация представляет собой юридический факт, влекущий возникновение у гражданина субъективных прав и обязанностей индивидуального предпринимателя. Так, К. Тотьев указывает, что гражданин должен приобрести субъективное право на предпринимательскую деятельность, которое возникает только при наличии особого юридического факта — государственной регистрации[38].
Очевидно, что государственное регулирование предпринимательской деятельности в большинстве случаев происходит в рамках определенного юридического процесса или юридических процедур. Это позволяет предпринимателю иметь четкое представление о том, какие действия, в какое время и в какой последовательности он может совершать.
С процедурным средством получения статуса индивидуального предпринимателя тесно связан вопрос взаимодействия частного и публичного права.
С одной стороны, индивидуальный предприниматель является необходимым субъектом ряда специальных правоотношений (например, отношения с потребителями по розничной купле-продаже); с другой — приобретение гражданином статуса предпринимателя происходит в результате осуществления ряда юридических процедур, которые имеют явно выраженный публичный характер (государственная регистрация, получение лицензии). К тому же и сама деятельность индивидуального предпринимателя подлежит контролю со стороны государства[39].
По этому поводу А.Ф. Ноздрачев считает, что государственная регистрация — это «юридически регламентированный порядок признания (подтверждения) факта образования предпринимателя в любой организационно-правовой форме с целью учета и контроля за законностью возникновения, реорганизации и ликвидации»[40].
Правительство РФ делает всё возможное, чтобы способствовать развитию малого бизнеса. Процедура подачи документов стала проще с 2011 года, то же касается и прекращения предпринимательской деятельности.
К основным преимуществам ИП относится:
- упрощение регистрации;
- упрощение процесса ликвидации бизнеса;
- возможность распоряжаться своей прибылью;
- печать ставится только на документах строгой отчётности и в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов;
- освобождение от уплаты налогов на коммерческое имущество;
- упрощённый хоз. учёт;
- упрощение подачи внешних отчётов;
- предприниматель сам принимает все решения;
- можно открывать подразделения без регистрации в ФНС;
- выручка не облагается налогом;
- возможность вести дела с безналичным счётом;
- при уплате налогов по системе ЕНВД предприниматель вправе не отчитываться в своих доходах.
Почему нельзя заниматься коммерческой деятельностью, если вы не ИП?
Потому что это незаконно. Если вы получаете прибыль от своей деятельности, будьте добры заплатить налог. Как это отслеживается налоговой? Через декларации и проверки, которые сдают и проходят предприниматели. А чтобы неповадно было не сдавать вовремя отчёты о своей прибыли, коммерческую деятельность без статуса ИП (мы не говорим сейчас об ООО) сделали вне закона. Всё просто.
Более того, получая зарплату, вы тоже получаете прибыль. И тоже платите налоги. Только не сами. Самим сложно. За вас это делает ваш работодатель. Правда не просто так. Деньги на налог за вас, он вычитает из вашей зарплаты. А индивидуальные предприниматели платят сами, вычитая у самого себя.
Индивидуальный предприниматель тоже может нанимать сотрудников. Так, наш Иван Иванович, чтобы продавать больше картошки нанял грузчика Виктора. Иван Иванович платит ему зарплату. А за то, что Виктор получает свою прибыль в виде зарплаты, государство берёт с него налог. Этот налог платит Иван Иванович – работодатель Виктора. Он отнимает сумму налога от зарплаты сотрудника и выдаёт ему оставшуюся часть. А остальное – отдаёт государству. Всё в рамках закона. Все довольны (почти).
Правовой статус ИП-работодателя
Согласно положениям Гражданского кодекса (далее – ГК), право на занятие предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ООО, ОАО и т.д.) возникает у граждан только после их государственной регистрации как индивидуальных предпринимателей в специально созданном реестре – ЕГРИП. Исходя из положений ст. 23 ГК, к деятельности, осуществляемой такими гражданами, применяются все положения, установленные законодательством в отношении организаций. Более того, Федеральный закон № 90-ФЗ, внесший в 2006 году ряд изменений в трудовое законодательство РФ фактически приравнял трудо-правовой статус ИП к положению работодателей – юридических лиц. Таким образом, российские предприниматели, в случае набора сотрудников для осуществления своей профессиональной деятельности, имеют одинаковый правовой статус, а следовательно, и обязанности с работодателями-организациями. Однако с учетом специфики их деятельности, главой 48 ТК, предусмотрены также и некоторые особенности трудовых взаимоотношений.
Законное урегулирование проверок
В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя.
Кроме того, проверки подразделяются на:
- Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.
Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки).
- Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это:
- поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
- поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
- уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
- невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
- нарушение прав потребителей;
- нарушение требований к маркировке товаров;
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия.
В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:
- отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- отсутствие оснований для проведения проверки;
- не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
- осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
- предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
- проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля.
По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней.
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают:
- обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
- презумпцию добросовестности:
- возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
- возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
- запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
- возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
- возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
- финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
- запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.