ГИБДД обнародовала список болезней, за которые будут лишать водительских прав

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГИБДД обнародовала список болезней, за которые будут лишать водительских прав». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Апноэ во сне является распространенным заболеванием, которое вызывает остановку дыхания или делает его затруднительным во время сна. Когда ваш сон прерывается таким состоянием, вы быть уставшим в течение дня, что делает ваше состояние опасным для вождения.

При каких болезнях можно ездить?

А теперь давайте перечислим перечень заболеваний, о которых часто спрашивают водители и которых, тем не менее, нет в официальном списке ни в качестве противопоказаний, ни в качестве особых показаний или ограничений.

При следующих состояниях ездить точно можно:

  • экстрасистолия
  • болезнь Бехтерева,
  • ВИЧ (но зависит от его последствий),
  • гепатит,
  • киста головного мозга (если не влияет на психические отклонения),
  • лунатизм (если не сопровождается психическими отклонениями),
  • мигрень и любые головные боли,
  • неврозы сами по себе также не являются противопоказанием, но если они сопровождаются психическими расстройствами, то могут таковыми стать),
  • любая грыжа (позвоночника, паховая и другие),
  • остеохондроз,
  • реватоидный артрит,
  • синдром Туретта (могут быть особые показания при нарушениях двигательных функций),
  • синдром Фукса,
  • тахикардия,
  • тонус матки,
  • цирроз,
  • аппендицит,
  • ишемическая болезнь сердца,
  • инсульт (если нет опасных последствий),
  • пневмония,
  • гипотония,
  • варикоз,
  • грипп,
  • гастрит,
  • язва.

Концентрация, ясное сознание, пространственная ориентация — обязательные условия безопасного вождения. Пациенты с деменцией эти способности утрачивают, потому их включают в список тех, кому нельзя водить машину. Развивается заболевание постепенно, поначалу не вызывая особого беспокойства. Многие пожилые автовладельцы продолжают водить, игнорируя лёгкое нарушение когнитивных способностей. Однако по мере прогрессирования заболевания ситуация ухудшается, проявляются следующие симптомы:

  • рассеянность;
  • потеря кратковременной памяти;
  • замедленное принятие решений;
  • подозрительность, агрессивность;
  • бред, галлюцинации;
  • бесцельные передвижения, длительный поиск нужного маршрута.

С каким зрением нельзя водить машину

Многие автовладельцы посещают офтальмолога, только когда приходит время повторно сдавать экзамен в МРЭО. Врачи рекомендуют делать это гораздо чаще — хотя бы раз в пару лет. От остроты зрения зависит скорость реакции водителя, способность правильно оценивать расстояние до объектов, их габариты. 90% информации мы воспринимаем именно визуально. Конечно, необязательно иметь идеальное зрение, чтобы управлять транспортным средством. Многие автовладельцы носят очки либо контактные линзы — они не являются противопоказаниями к вождению. Офтальмолог проверяет, как автовладелец видит при помощи корректирующей оптики, иногда выписывает рецепт на более сильную. Существуют определённые ограничения по зрению для водителей. Причём требования отличаются для разных категорий:

  • B — минимальная острота зрения лучшего глаза выше 0,6, худшего –0,2.
  • С — показатель лучшего глаза от 0,8, худшего –0,4.

Допустимая оптическая сила корректирующих средств — до +8 или –8 диоптрий. Нужно учитывать разницу между правой и левой линзой. Она не должна превышать 3 диоптрий. Другие причины отказа в выдаче водительских прав:

  • сужение поля зрения более 20 градусов;
  • дальтонизм — допускается лишь лёгкая степень цветоаномалии, позволяющая правильно различить сигнал светофора;
  • тяжёлые заболевания глаз: глаукома, катаракта, отслоение сетчатки.

Что грозит нарушителю

Часто требования к условиям вождения накладываются сразу при первичной постановке диагноза заболевания, выявленного на обязательном для выдачи ВУ медосмотре. И зачастую, здоровье автолюбителя со временем ухудшается, при наличии удостоверения, разрешающего пользование ТС. В данной ситуации, то есть при возникновении заболевания, запрещающего эксплуатацию ТС, даже наличие ВУ не позволяет водителю управлять транспортом. Удостоверение перестает действовать в случае развития всех обозначенных патологий и заболеваний.

Последствия в отношении тех граждан, кто пренебрегает всеми противопоказаниями и ограничениями и продолжает пользоваться ТС, будут крайне серьезными. Как только данный факт будет обнаружен и установлен инспектором ГИБДД, водителя ждет серьезный штраф и санкции по статье отсутствия ВУ.

Очень важно продемонстрировать медицинским сотрудникам свое прекрасное самочувствие, параметры давления, работу слухового и зрительного органов для того, чтобы использовать ТС повышенной опасности. Такие водители вынуждены посещать врача чаще, а значит и более внимательно относиться к своему здоровью. Поэтому для того, чтобы иметь все законные основания пользования транспортом, важно не только знать ПДД и уметь водить ТС, но и доказать свою пригодность по здоровью.

Пиф-паф, ой-ой-ой! Получение разрешения на оружие

Более строго и придирчиво рассматривается вопрос о разрешении на хранение и ношение огнестрельного оружия – неважно, охотничье оно, травматическое, газовое или же то, что выдается охранникам, инкассаторам и прочим гражданам по долгу службы.

Регламентирующие документы в данном случае это:

1. Ст. 24 Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

Читайте также:  Рассказываем о региональном материнском капитале

2. Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров…», в которых законодательно закреплен перечень работ, при выполнении которых обязательны периодические медицинские осмотры работников.

3. Приказ Минздрава РФ от 6 февраля 2001 г. N 23, в котором упомянутый перечень дополнен новым п. 7, согласно которому работы в военизированной охране, службе спецсвязи, аппарате инкассации, банковских структурах, других ведомствах и службах, которым разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение, требуют обязательного прохождения 1 раз в год медицинских осмотров работников.

Почему я не могу получить справку, ведь я себя хорошо чувствую?

Многие люди, желающие попасть в ряды водителей, задаются вопросом: какую опасность я представляю на дороге, если я себя хорошо чувствую.

Поймите, сев за руль транспортного средства, вы несете ответственность не только за себя, но и за окружающих людей. Ведь последствия могут быть необратимы.

Бессонница, диабет, психические расстройства, эпилепсия могут не проявляться в течение долгого времени, но при ремиссии есть риск рецидивов, и это, к сожалению нельзя спрогнозировать.

Вы должны понимать, что любые патологии могут повлиять на вашу способность безопасно управлять автомобилем.

Но такие медицинские условия не всегда говорят о неспособности управлять автомобилем. От вас потребуется предоставить медицинское заключение, прежде чем вы сможете получить права.

Основные правила для более безопасного вождения

  • В салоне автомобиля всегда должны находиться под рукой глюкометр и тест-полоски, продукты питания и напитки, которые помогут быстро снять приступ гипогликемии (соки, сахар (рафинад), таблетки или гель с глюкозой с глюкозой).
  • Держите легкоусвояемые углеводы (сахар, сок или сладкий напиток) как можно ближе к себе – на центральной консоли или переднем пассажирском сидении. Не стоит хранить их в отделении для перчаток или багажнике.
  • Ваши постоянные спутники должны знать, где в машине можно найти легкоусвояемые углеводы.
  • Перед каждой поездкой обязательно измеряйте уровень глюкозы крови. При низких значениях гликемии (ниже 5,5-6 ммоль/л) съешьте любой разрешенный лечащим врачом продукт с «быстрыми» углеводами. Возите с собой небольшой «аварийный» запас, например, печенье или хлебцы.
  • Не стоит начинать движение, если вы чувствуете предвестники гипогликемии или только что ее купировали. Не выезжайте на трассу, пока глюкоза не придет в норму.
  • Во время поездки аккуратно соблюдайте привычный режим питания и введения инсулина, не пропуская ни одного очередного приема пищи.
  • Избегайте переутомления. Через каждые 1,5-2 часа езды желательно делать остановки, немного походить, перекусить и попить. Планируйте поездку так, чтобы вы могли большую часть пути преодолеть в светлое время суток. Старайтесь без крайней нужды не ездить ночью.
  • Желательно измерять уровень глюкозы во время остановок и записывать в блокнот показатели глюкометра. Нельзя проводить самоконтроль в процессе езды.
  • Не стоит садиться за руль, если у вас был длительный перерыв между приемами пищи и нет возможности измерить уровень глюкозы.
  • Соблюдайте осторожность за рулем в первые несколько дней после назначения нового лечения или препаратов (если вы сменили таблетированные препараты, перешли на инсулинотерапию или с 2 инъекций инсулина на 4-5 в день, или если врач изменил тип и дозу инсулина). Не садитесь за руль, пока не привыкнете к новым лекарствам.
  • Кроме удостоверения личности, водительских прав и документов на автомобиль, всегда имейте при себе карточку (удостоверение) диабетика и заряженный мобильный телефон.
  • Для дополнительной безопасности можно носить медицинский браслет/брелок/кулон с вашими данными и информацией о вашем заболевании
  • Никогда не оставляйте инсулин и тест-полоски в машине надолго. Помните, что они крайне чувствительны к высокой и низкой температурам. Всегда уточняйте информацию о хранении инсулина в руководстве пользователя.
  • Если вы неожиданно почувствовали себя плохо (слабость, головокружение), сразу же остановите машину в безопасном месте и выключите зажигание. Если вы оказались в городском трафике, прижмитесь к обочине или бордюру и включите аварийную сигнализацию. Сразу выпейте 200 мл сока или съешьте три-четыре кусочка сахара. После этого измерьте уровень глюкозы. Если вы убедились, что он низкий, дополнительно примите 10-12 грамм углеводов и через 15-20 минут повторите тест. Можно дополнительно съесть небольшой бутерброд или фрукт (яблоко) Подождите не менее 15 минут после исчезновения симптомов гипогликемии и убедитесь, что уровень глюкозы в норме и вы хорошо себя чувствуете, прежде чем вернуться на дорогу.
  • Если самочувствие не улучшается, звоните в «скорую» и дождитесь помощи. Или же обратитесь к сотруднику ДПС. Не скрывайте наличие заболевания, напротив, в первую очередь сообщите о том, что у вас диабет. Вам обязательно помогут.
  • Ну и, конечно, следует соблюдать общие правила безопасности на дороге.

Эпилепсия и водительское удостоверение

Как ни странно, но эпилепсия, относящаяся к категории психоневрологических патологий, сопровождающихся возникновением припадков, не является абсолютным противопоказанием для получения прав. Между тем во время таких припадков, спровоцированных неожиданным возбуждением некоторых участков мозга, больной не может контролировать своё состояние.

Перечислим исключения, позволяющие эпилептикам получить положительный результат при прохождении медосмотра:

  • последний эпилептический припадок зафиксирован свыше полугода назад;
  • эпилептические приступы наблюдаются исключительно во сне;
  • последний приступ спровоцирован отказом от курсового лечения;
  • если припадок не сопровождается нарушениями сознания и происходит без утраты двигательной активности;
  • если эпилептик прошёл курс лечения, включающий хирургическое вмешательство.
Читайте также:  Как правильно подать на развод в 2022 году?

Стоит отметить, что врачи крайне неохотно дают положительные оценки при этой патологии, поскольку эпилептические припадки возникают спонтанно, предугадать их возникновение невозможно, а последствия могут оказаться крайне отрицательные, как для самого больного, управляющего автомобилем, так и для окружающих.

Медицинские показания и ВУ

Под медицинскими показаниями следует понимать заболевания, наличие которых должно указываться в основном водительском документе в обязательном порядке (в виде отметки).

В законе чётко прописано, при наличии каких патологий допускается управление автотранспортом, и какие меры предосторожности должен соблюдать такой водитель. Так, ТС должно быть оснащено ручным управлением при следующих показаниях:

  • паралич НК;
  • культи голеней/бедер (включая двойственные);
  • деформации стопы.

Автоматическая трансмиссия должна присутствовать при:

  • отсутствии одной НК или стопы;
  • отсутствии нескольких пальцев/кисти/одной руки;
  • отсутствии обеих НК.

Нарушения слуха не являются препятствием для нахождения за рулём, если водитель пользуется слуховым аппаратом. Если у него отсутствует один глаз, автомобиль должен быть оснащён парковочной системой с акустическими средствами предупреждения.

Определение остроты зрения

Этот показатель специалист проверит в первую очередь. Проверка будет заключаться в чтении оптотипов (определенных символов) специальной таблицы с расстояния 5-ти метров. Сначала проводится исследование одного глаза, затем второго. В случае, когда человеку без проблем удается читать 10 строчку, диагностируют 100% зрение – все в порядке. Если десятую строчку прочесть не удается, острота зрения определяется путем дальнейшего прочтения 9,8, 7 и пр. строчек.

Стоит иметь в виду, что вождение автомобиля при нарушении остроты зрения, возможно лишь в очках либо контактных линзах. Поэтому, если у человека уже есть средства коррекции, исследование проводится с их использованием. Таким образом офтальмолог определит острота зрения и соответствие ее возможной для получения водительских прав и вождения автомобиля.

Очень часто потенциальные водители интересуются вопросом можно ли получить права, если глаза хамелеоны? Стоит сразу успокоить всех обеспокоенных данной проблемой: цвет глаз не может влиять на остроту зрения, а значит и на возможность получения водительского удостоверения.

Особенности профзаболеваний

Существует такое понятие как профзаболевания — профессиональные заболевания. Это патологии, которые развиваются вследствие многолетнего занятия какой-то деятельностью, включающей в себя негативные для здоровья факторы. При этом:

  • в большинстве случаев реальная вредоносность данных факторов проявляется только при регулярном длительном воздействии, т.е. за 1-2 года работы вряд ли получится заполучить «профзаболевание»;
  • наступление профзаболевания для каждого человека индивидуально в зависимости от состояния здоровья, иммунного статуса и т.д., если сопротивляемость организма сильная, то можно спокойно проработать не один год, выйдя «сухим из воды»;
  • наконец, вероятность наступления профзаболеваний варьируется от работы к работе, ни один врач не сможет дать гарантий, ни что заболеваний не будет, ни что они обязательно наступят через определенный промежуток времени.

Водители тоже имеют ряд своих профессиональных «болячек», связанных со спецификой многолетнего времяпрепровождения «за баранкой». Общие деструктивные факторы здесь можно выделить следующие:

  1. гиподинамия в сидячем положении, то есть малоподвижность, длительное время нахождения в одной позе — сидя;
  2. вдыхание выхлопных газов, которые содержат примерно 200 токсичных веществ (оксид азота NO, угарный газ CO, формальдегид, бензапирен, фенол, тяжёлые металлы и пр.);
  3. регулярные, длящиеся много лет стрессовые нагрузки — особенно это касается дальнобойщиков, тех, кто вынужден длительное время находиться в дороге без сна и отдыха.

Некоторые патологии органов оптической системы также являются противопоказанием для управления автомобилем. К таким заболеваниям относят отслойку сетчатки, катаракту и глаукому. При этом окончательное решение о годности человека к управлению автомобилем может принять только врач. Для этого он должен оценить результаты диагностического обследования и установить тяжесть заболевания.

В заключении, хочется отметить, что управлять автомобилем может не каждый человек. Основные ограничения связаны со снижением зрительной функции. Некоторые люди обманывают врача, заучивая таблицы. В результате создается повышенная опасность на дороге как для самого водителя, так и для других участников движения. В связи с этим, прежде чем получать права, нужно тщательно обследоваться у окулиста.

Медицинские противопоказания – что говорит закон?

В автомобильном праве 2020 года есть всего один настоящий закон, который регулирует возможность вождения в зависимости от наличия тех или иных болезней. Это Федеральный закон «О безопасности транспортных средств», конкретно, его статья 23. При этом, вы не найдёте в этой норме конкретных указаний на те или иные противопоказания – к примеру, диабет, эпилепсия, астма, состояния после инсульта, беременность и другие.

Закон ссылается на Перечень таких противопоказаний, но и там нет конкретных заболеваний, при которых нельзя водить машину. Есть общие классификаторы болезней по международному стандарту МКБ-10. Но ниже мы выясним, можно ли управлять автомобилем при конкретном заболевании, которое интересует вас.

Можно ли получить права с плохим зрением?

В случае, если человек пользуется оптическими приборами (очками и линзами), то, планируя пройти медосмотр, необходимо захватить их с собой. При оценке зрения офтальмолог будет исходить из того, что видит человек в очках, которые ему были выписаны ранее. Специалист, на основе проведенной диагностики, вынесет решение стоит ли сменить очки водителю для улучшения зрительного восприятия или оставить все как было. Если окулист заметит ухудшение зрения после тестовой проверки, то он выпишет рецепт на очки с другими диоптриями. Обходную карту подпишет только тогда, когда водитель приобретет новую оптику и продемонстрирует в них удовлетворительную остроту зрения.

Читайте также:  Армения для россиян 2022: все нюансы переезда

В начале проверки офтальмолог воспользуется буквенной таблицей, чтобы проверить остроту зрения. Затем перейдет на окружности и попросит сказать, какая из них не смыкается.

Все данные осмотра доктор занесет в медицинскую карту, где в специальной графе для отметок укажет, пользуется водитель линзами (очками) или обходится без них.

Осмотр окулиста при прохождении комиссии

Автовладелец может быть глухим или глухонемым, но водитель машину вслепую – нереально. Для обучения в автошколе, зрение должно соответствовать нормам, установленным законом РФ. Существует несколько случаев, когда человеку необходимо пройти автомобильную медкомиссию и посетить офтальмолога при получении прав:

  • Получение первой или новой категории водительских прав.
  • Замена прав, которая происходит после истечения срока действия старых. В России этот срок составляет 10 лет.
  • Возврат прав, если ранее водитель был лишен их. Данная обязанность наступает лишь после лишения по «пьяной» статье.
  • Появление внезапных отклонений по здоровью, в том числе, связанных со зрением.

При прохождении комиссии, врач оценивает зрение по следующим критериям:

  • острота;
  • кругозор;
  • наличие дальтонизма;

Чтобы проверить зрение врачи проводят ряд специальных тестов. К примеру, остроту зрения оценивают при помощи специальных буквенных таблиц. Они знакомы каждому водителю еще со школьной скамьи. Кандидат в водители должен закрыть один глаз и на расстоянии 5 метров должен прочитать самую нижнюю строчку вслух. Разумеется, если он не видит нижнюю, то может прочитать предпоследнюю. По способности различать буквы с большого расстояния врач проверяет остроту зрения. Стоит отметить, что нормальное зрение не у того, кто видит нижние строки, а у того, кто видит 3 строчку снизу. Поэтому не нужно стараться впечатлить врача и заучивать строчки наизусть. Достаточно видеть все, кроме крайних двух строчек.

Штраф за езду без очков или линз

Управление машиной или мотоциклом без средств коррекции зрения – является нарушением. Как было сказано ранее, такой водитель представляет собой опасность для других участников движения, поэтому за это ему полагается штраф.

Если в правах водителя указано, что езда допускается лишь со средствами коррекции зрения, а водитель находится за рулем без соответствующих очков или линз, то такая езда может быть приравнена к управлению ТС без права управления. За это автовладельцу выпишут штраф от 5 до 15 тысяч рублей. При этом машину могут забрать на штрафстоянку. Поэтому к штрафу добавится услуга по эвакуации и хранению автомобиля на специальной стоянке.

На деле, инспекторы редко привлекают к ответственности таких водителей. Редко случаются и подобные ситуации. Езда без очков – не настолько грубое нарушение, как, например, езда вообще без прав или пьяная езда. И все же, водителям следует внимательнее относиться к управлению автомобилем с плохим зрением. В противном случае, можно стать участником аварии.

Существует спорная ситуация, когда водитель использует контактные линзы. Проверить их на глаза сотрудник полиции не может, да и водитель не обязан снимать их, находясь возле инспектора. Это не самая приятная процедура, ведь потом эти линзы придется еще и одевать. В случае, если инспектор выписывает штраф и забирает машину, необходимо в комментариях указать, что с нарушением вы не согласны и управляли машиной в линзах. В данном случае закон будет на стороне водителя и штраф платить не придется. Если есть возможно, то перевозите контейнер для линз с собой и показывайте их полицейскому при проверке документов, как подтверждение ваших слов.

При каком зрении нельзя получить права?

Ранее было сказано, какие ограничения действует по остроте зрения, но ни слова ни указано о дальтонизме. Этот параметр тоже влияет на возможность стать счастливым обладателем удостоверения.

Дальтонизм не дает водителю различать цвета дорожных знаков, светофоров и прочих указателей. Если у водителя наблюдается легкая форма дальтонизма, то получить водительские права категории B он сможет. Однако о правах людям, чья деятельность связана с вождением машины, придется забыть. То есть водить грузовик, автобус или спецтранспорт будет уже нельзя. Решение о том, допускать водителя к вождению или нет, остается за врачом, проводящим осмотр.

Нарушение периферии зрения говорит о наличии серьезного заболевания глаз. В данном случае, водить машину категорически запрещено. Хороший угол обзора нужен водителю, чтобы уметь замечать все, что находится в зоне лобового стекла и на панели приборов без поворота головы.

Водителю, страдающему катарактой, также не дают водительские права. С большим минусом получить такой документ реально, а с косоглазием нет.

При таких нарушения зрения получить права не получится. Не стоит пытаться обмануть врачей и пытаться попасть за руль. Так вы можете навредить себе и окружающим.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...