В чем заключается общественный контроль за охраной труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем заключается общественный контроль за охраной труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Организация общественного контроля

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

В чем заключается общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ. Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы.

Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Работа таких органов регулируется положениями, которые утверждают, в свою очередь, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.

2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда непосредственно в организациях является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Процедура организации общественного контроля в сфере охраны труда состоит из следующих этапов, это:

  1. Возложение обязанностей по охране труда на определенных лиц либо создание отдельного органа. Как уже было сказано выше, таким органом может являться профсоюз. Помимо этого, обязанности по проведению мероприятий в сфере охраны труда могут быть выборочно возложены и на отдельных сотрудников.
  2. Составление планов и инструкций относительно дальнейших действий. В таких документах разрабатываются нормы по работе созданного органа, прописываются все действия, необходимые для обеспечения надлежащей охраны прав сотрудников и т.д.
  3. Выполнение поставленных задач на практике. Все мероприятия в сфере охраны труда, которые проводятся внутри конкретной организации, должны фиксироваться в письменной форме. Для этого работодателем должны вестись специальные журналы, а также иные необходимые документы.

Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст. 353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти. А вот Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 843 называет в качестве одного из инструментов, подлежащих использованию, создание и укрепление подразделения по ОТ. Эти подразделения являются ответственными за такие процессы:

  • анализ условий ОТ на предприятии;
  • причины травм и профзаболеваний;
  • расследование несчастных случаев и др.

Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:

  • изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
  • вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
  • помогать работе подразделения по ОТ;
  • помогать при инструктажах и проверке знаний;
  • доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
  • определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
  • принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.

Уполномоченные по охране труда

Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Ключевые задачи уполномоченных:

  • оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
  • представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
  • оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.

Надзор и контроль за охраной труда

Из этой статьи вы узнаете, какие существуют виды надзора и контроля за безопасностью труда, какие органы надзора и контроля за охраной труда в России их реализуют на практике, ознакомитесь с кратким перечнем их основных полномочий, узнаете, как проходит проверка по ОТ.
Организация безопасной работы, надзор и контроль в области охраны труда во всех подразделениях предприятия возложены на соответствующую службу. Для этого специалисты по безопасности труда:

1. Регулярно проводят проверки:

• состояния оборудования, территории, сооружений; • правильности ведения документации по ОТ; • наличия СИЗ и адекватного их использования работниками; • качества обучения по ОТ, применения работниками безопасных приемов труда;

Читайте также:  Как заполнять декларацию по налогу на имущество организаций с 2023 года

2. Анализируют существующие и возможные опасности, ведут учет НС и ПЗ, участвуют в аттестации и сертификации рабочих мест, оборудования, производственных процессов.

3. Составляют списки должностей, видов работ по подразделениям, на которые требуются инструкции по ОТ.

4. Разрабатывают мероприятия по предотвращению опасных ситуаций, снижению влияния на трудящихся производственных опасностей и вредностей.

5. Оказывают методическую помощь по ОТ подразделениям: снабжают их инструкциями, правилами, нормативами, журналами, помогают составлять списки на медосмотры, СИЗ, предоставляют льготы и др.

6. Организовывают обучение рабочих и ИТР, участвуют в комиссиях по проверке знаний.

7. Участвуют в подготовке документации: коллективного договора, приказов, распоряжений, согласовывают и визируют проекты, порядки и др.

8. Участвуют в работе комиссий по приемке оборудования из ремонта, введению в эксплуатацию законченных объектов строительства, приемке заказанных у поставщиков спецодежды и СИЗ, др.

9. Проводят вводные инструктажи.

10. Составляют и вовремя сдают отчетность по ОТ.

11. Курируют использование средств фонда ОТ организации.

12. Хранят документацию по ОТ.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

Длительное время функции государственного надзора и контроля за со­блюдением законодательства о труде и охране труда осуществляли профсою­зы, а также состоящая в их ведении инспекция труда.

В настоящее время в соответствии со ст. 22 «Закона об основах» общест­венный контроль в области охраны труда осуществляется профессиональны­ми союзами и иными уполномоченными работниками представительными органами, которые вправе создавать в этих целях собственные инспекции, а

также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсо­юзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодатель­ства об охране труда;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения без­ опасности работников организации;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их само­стоятельное расследование;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц ор­ганизаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных слу­чаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;

— осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению
представлений об устранении выявленных нарушений требований ох­
раны труда;

— осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обяза­тельств работодателей по охране труда, предусмотренных коллектив­ными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

— принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установ­ленном Правительством Российской Федерации порядке;

— обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с на­рушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмот­ренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изме­нениями условий труда.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.

Рекомендация такая:

  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Права уполномоченных по ОТ

Права, которыми наделены органы общественного контроля по охране труда, прописаны в статье 370 ТК РФ.

Они имеют право:

  • Контролировать выполнения законодательства по ОТ, как федерального, так и локального;
  • Инициировать и организовывать проведения экспертизы условий работы;
  • Участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев и профзаболеваний;
  • Получать от представителей работодателя всю информацию, касающуюся охраны труда в компании;
  • Принимать участие в разработке внутренних локальных актов в части, касающейся охраны труда;
  • Вносить предложения по улучшению качества охраны труда.

Для достижения оптимально эффекта выборные органы должны проводить работу совместно с работниками, занимающимися на предприятии организацией охраны труда.

Общественный контроль за охраной руда на предприятии представляет собой комиссию, состоящую из нескольких человек, либо одного уполномоченного, которые выбираются работниками организации. Они осуществляют независимый контроль качества охраны труда на предприятии. Работодатель не имеет права препятствовать работе органов общественного контроля и должен предоставлять им полную и достоверную информацию в части организации охраны труда.

Комиссия по охране труда

Служба создается с целью координировать действия работодателя и работников так, чтобы не нарушались права обеих сторон, а на рабочем месте были безопасные условия. Проще говоря, такая служба также выполняет функции общественного контроля по охране труда.

Подобные комиссии создаются по инициативе представительного органа, предприятий или трудящихся. Вот какие задачи выполняют подобные органы:

  1. Разрабатывают программы, направленные на предотвращение производственных травм и профессиональных заболеваний.
  2. Помогают провести инструктаж и проверку знаний.
  3. Информируют работников о состоянии условий труда, положенных компенсациях.
  4. Проверяют условия труда, а по результатам оценки разрабатывают предложения по улучшению.
  5. Содействует службе по охране труда на предприятии.

В состав комиссии входит председатель, заместители и секретарь. Комитет создается изданием соответствующего приказа.

Уполномоченные по охране труда

Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения. Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии. Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.

Читайте также:  Профессия без возраста: как стать агентом по недвижимости

Ключевые задачи уполномоченных:

  • оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
  • представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
  • оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.

Права уполномоченных по ОТ

Права, которыми наделены органы общественного контроля по охране труда, прописаны в статье 370 ТК РФ.

Они имеют право:

  • Контролировать выполнения законодательства по ОТ, как федерального, так и локального;
  • Инициировать и организовывать проведения экспертизы условий работы;
  • Участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев и профзаболеваний;
  • Получать от представителей работодателя всю информацию, касающуюся охраны труда в компании;
  • Принимать участие в разработке внутренних локальных актов в части, касающейся охраны труда;
  • Вносить предложения по улучшению качества охраны труда.

Организация общественного контроля

Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:

  • правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
  • уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
  • представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
  • уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.

Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым голосованием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.

На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:

  1. На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
  2. В отделах, участках и цехах.
  3. В целом по предприятию.

Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.

Общественный контроль за охраной труда

Права профсоюзных инспекторов труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов закреплены статьей 370 Трудового кодекса РФ и ст. 20 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дея­тельности».

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях;
  • защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении вы­явленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, вы­полнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и при­ему в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связан­ных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с измене­ниями условий труда;
  • принимать участие в разработке проектов федеральных за­конов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового нрава;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нор­мативных правовых актов, устанавливающих государственные норма­тивные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
  • обращаться в соответствующие органы с требованиями о при­влечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Общественный контроль за соблюдением
законных прав и интере­сов работников
в области охраны труда осуществляют в
соответствии со статьей 22 Основ
законодательства РФ об охране труда
профессио­нальные союзы в лице их
соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные
органы, которые могут созда­вать в
этих целях собственные инспекции.

Профессиональные союзы в лице их
соответствующих органов и иные
уполномоченные работниками представительные
органы имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями зако­нодательных и других нормативных актов по охране труда;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспече­ния безопасности работников предприятия;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев и про­фессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
  • предъявлять требования о приостановке работ в случаях непос­редственной угрозы жизни и здоровья работников;
  • осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотре­нию представлений об устранении выявленных нарушений законода­тельства об охране труда;
  • осуществлять проверку состояния условий охраны труда, пре­дусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчаст­ных случаев на производстве;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, уста­новленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.
Читайте также:  Бонус многодетной семье: как получить от государства 450 тыс. рублей на ипотеку

В связи с этой статьей Исполнительный
Комитет Генерального Совета Федерации
независимых профсоюзов (ФНПР) своим
постанов­лением от 16 июня 1994 г.

№ 5-5
утвердил Положение о технической
инспекции труда ФНПР, Типовое положение
об уполномоченном профсоюзного комитета
по охране труда и одобрил Рекомендации
по организации и осуществлению профсоюзами
контроля за соблюдением законодательства
по охране труда и окружающей среды на
предприя­тии.

Уполномоченные (доверенные) лица по
охране труда профессиональных союзов
или трудового коллектива действуют в
соответствии с Рекомендациями по
организации работы уполномоченного
(доверен­ного) лица по охране труда
профессионального союза или трудового
коллектива, утвержденными постановлением
Министерства труда РФ от 8 апреля 1994
года № 30.

При организации общественного контроля
за охраной труда на предприятии необходимо
принимать во внимание, что успешное
вы­полнение уполномоченными поставленных
задач и функций возможно при условии
оказания им необходимой помощи и
поддержки со стороны администрации
предприятия, профсоюзных и иных
уполно­моченных работниками
представительных органов, органов
государст­венного контроля и надзора,
инспекции профсоюзов. Правовые гарантии
для этого содержатся в Кодексе законов
о труде РФ, Основах законодательства
РФ об охране труда и других нормативных
правовых актах, регламентирующих
деятельность перечисленных органов.
Инс­титут уполномоченных создается
для организации общественного контроля
за соблюдением законных прав и интересов
работников в области охраны труда на
предприятиях всех форм собственности
независимо от сферы их хозяйственной
деятельности, ведомственной подчинен­ности
и численности работников. В зависимости
от конкретных усло­вий производства
в структурном подразделении может быть
избрано несколько уполномоченных.
Численность, порядок их избрания и срок
полномочий могут быть оговорены в
коллективном договоре или ином другом
совместном решении работодателя и
представительного органа работников.
Профсоюзы, иные уполномоченные работниками
пред­ставительные органы или трудовые
коллективы организовывают вы­боры
уполномоченных в структурных подразделениях
или на предприятии в целом. Выборы
уполномоченных рекомендуется про­водить
на общем собрании трудового коллектива
подразделения на срок не менее двух
лет. При наличии на предприятии нескольких
профсоюзов, иных уполномоченных
работниками представительных органов
— каждому из них должно быть предоставлено
право выдви­гать кандидатуры на выборы
уполномоченных. Уполномоченные могут
быть также избраны из числа специалистов,
не работающих на данном предприятии
(по согласованию с работодателем). Не
рекомендуется избирать уполномоченными
работников, которые по занимаемой
дол­жности несут ответственность за
состояние охраны труда на предпри­ятии.
Уполномоченные входят, как правило, в
состав комитета (комиссии) по охране
труда предприятия. Уполномоченные
организу­ют свою работу во взаимодействии
с руководителями производствен­ных
участков, выборными профсоюзными
органами или иными уполномоченными
работниками представительными органами,
со службой охраны труда и другими
службами предприятия, с государст­венными
органами надзора за охраной труда и
инспекцией профсою­зов. Уполномоченные
в своей деятельности должны руководствоваться
Кодексом законов о труде РФ, законодательными
и иными норматив­ными правовыми актами
по охране труда РФ, коллективным договором
или соглашением по охране труда,
нормативно-технической докумен­тацией
предприятия.

Уполномоченные периодически отчитываются
на общем собрании трудового коллектива,
избравшего их, и могут быть отозваны до
истечения срока действия их полномочий
по решению избравшего их органа, если
они не выполняют возложенных функций
или не прояв­ляют необходимой
требовательности по защите прав
работников на охрану труда.

В процессе своей деятельности
уполномоченные решают следую­щие
основные задачи:

  • содействие созданию на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствую­щих требованиям норм и правил по охране труда;
  • осуществление контроля за состоянием охраны труда на пред­приятии (в производственном подразделении) и за соблюдением за­конных прав и интересов работников в области охраны труда;
  • представление интересов работников в государственных и об­щественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связан­ных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договора­ми или соглашениями по охране труда;
  • консультирование работников по вопросам охраны труда, ока­зание им помощи по защите их прав на охрану труда.

Для выполнения возложенных на
уполномоченных задач им дол­жны быть
предоставлены следующие функции:

  • контролировать соблюдение работодателями законодательных и других нормативных правовых актов об охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением со стороны работ­ников их обязанностей по обеспечению охраны труда;
  • участие в работе комиссий (в качестве представителей работ­ников) по проведению проверок и обследований технического состо­яния здании, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуаль­ной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;
  • участие в разработке мероприятий по предупреждению несча­стных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда работников;
  • осуществление контроля за своевременным сообщением руко­водителем подразделения (работ) о происшедших несчастных случаях на производстве, соблюдением норм о рабочем времени и времени отдыха, предоставлением компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда;
  • участие в организации первой помощи (а после соответствую­щего обучения — оказание первой помощи) пострадавшему от несча­стного случая на производстве.

Работодатель обязан создавать необходимые
условия для работы уполномоченных,
обеспечивать их правилами, инструкциями,
другими нормативными и справочными
материалами по охране труда за счет
средств предприятия.

Уполномоченным
выдается соответствующее удостоверение
и для выполнения возложенных на них
функций реко­мендуется предоставлять
необходимое время в течение рабочего
дня, устанавливать дополнительные
социальные гарантии на условиях,
определяемых коллективным договором
или совместным решением работодателя
и представительных органов работников.

Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ. Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы. Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...