СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Деятельность органов финансового контроля в РФ осуществляется в соответствии с установленными нормами права, основными источниками которого являются: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.)- В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», другими федеральными законами.

Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности и др. Счетная палата РФ также осуществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, проводит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.

На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осуществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступлением средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью.

Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функциями функцию контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утверждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.

Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ» осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Министерство финансов РФ и Федеральные службы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства финансов РФ, соответствующими Положениями.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Служба проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; осуществляет надзор за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; осуществляет контроль за проводимыми в РФ (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютными операциями, а также за соблюдением требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, организует проверки полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям; организует формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 «О Федеральной службе страхового надзора» осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др. Данная служба осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобщением практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

Пути совершенствования финансового контроля в России

Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. В связи с этим большое значение приобретает необходимость совершенствования финансового контроля с целью повышения его действенности и эффективности, т.е. увеличения адекватности достигнутых в процессе осуществления контроля положительных результатов намеченным целям с одновременным учетом произведенных затрат (времени, материальных и денежных средств, трудовых ресурсов и т.д.).

Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Создание методологических основ финансового контроля в РФ как важнейшей составляющей общенационального контроля позволит всем субъектам контроля и субъектам хозяйствования получить четкие ориентиры в процессе определения и реализации своих задач, функций, полномочий, а также определить цели, задачи, принципы, этические нормы финансового контроля и т.п. Следует также законодательно определить: виды финансового контроля, субъекты и объекты финансового контроля, разделить сферы внешнего и внутреннего финансового контроля. Отсутствие общих подходов к классификации финансового контроля, единой терминологии в части определения таких ключевых понятий, как вид, форма, методы контроля, создает трудности в разработке и применении нормативно-правовых актов (методических документов контролирующих органов и т.п.), способствует возникновению ряда спорных ситуаций, например, в отношении мер ответственности за финансовые нарушения. Необходимо также завершить разработку единой кодифицированной системы стандартов финансового контроля, используя опыт Счетной палаты РФ.

В вопросах совершенствования финансового контроля большая роль принадлежит различным профессиональным ассоциациям, объединениям органов финансового контроля, деятельность которых позволит решать, как отдельные вопросы осуществления того или иного вида финансового контроля в РФ, так и ключевые вопросы методологии финансового контроля.

Читайте также:  Отпуск за свой счет на несколько часов: как оформить

Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.

В современных условиях отсутствует механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля и законодательной (представительной) и исполнительной власти, разработка которого является ключевым вопросом организации государственного финансового контроля в РФ. Важным вопросом является также определение органа, обладающего статусом высшего контрольного органа. Кроме того, необходимо четко определить статус органов государственного финансового контроля по отношению к органам аудиторского контроля, законодательно закрепив их приоритет в вопросах методологии финансового контроля. До сих пор не решен вопрос о необходимости разработки основополагающих правовых актов, таких как Федеральный закон о государственном финансовом контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных органов.

В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования. В настоящее время отсутствует единая методика проведения аудита эффективности государственных расходов, не определены критерии и показатели эффективности использования государственных средств. Требует завершения работа по конкретизации и законодательному закреплению критериев неэффективного использования бюджетных средств, распоряжения государственной собственностью, а также ответственность за их неэффективное использование.

Значительную долю в общем объеме финансовых нарушений, выявляемых в ходе осуществления финансового контроля, является нецелевое использование бюджетных средств. При этом недостаточно четко определены основания, по которым использование бюджетных средств может трактоваться как нецелевое, а также отсутствуют правовые механизмы, которые должны быть направлены на усиление мер ответственности за нецелевое и неэффективное расходование государственных средств.

Важной проблемой осуществления контроля является низкий процент возврата бюджетных средств по результатам проведенных ревизий и проверок. В связи с этим необходимо принять комплекс мер: по повышению уровня результативности контрольных мероприятий, направленных на уточнение ответственности государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов и о распоряжении государственной собственностью; по повышению ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Контрольных органов; по установлению правовых норм, закреп-Яйощих механизм возврата бюджетных средств и ответствен-Н0сти должностных лиц за предоставление необеспеченных бюд-явегных кредитов и ссуд и т.п.

Для повышения эффективности проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности как одного из основных методов финансового контроля необходимо в законодательном порядке закрепить основы проведения ревизии, определив цель и задачи ревизии, порядок ее проведения; состав органов, имеющих Право на проведение ревизии, их права и обязанности; определить права и обязанности ревизуемых организаций и т.п.

Важным вопросом совершенствования контроля является исключение дублирования действий контрольных органов, заключающееся в совершении различными органами своих функций в отношении одних и тех же объектов контроля, — Министерства финансов РФ, органов федерального казначейства, Счетной палаты РФ, контрольных органов, созданных главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств при осуществлении последующего финансового контроля.

Органы налогового и таможенного контроля должны более тесно взаимодействовать с контрольными органами исполнительной власти, прежде всего с органами федерального казначейства и Счетной палатой РФ. Кроме того, повышению эффективности налогового контроля будут способствовать: решение задач, связанных с разработкой форм и методов контрольной работы в отношении налогоплательщиков, представляющих «нулевые балансы» или не представляющих налоговую отчетность; дальнейшее развитие налогового администрирования, и в первую очередь для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для данного региона направлениях деятельности; введение системы косвенного контроля, в основу которой положена оценка риска неуплаты налогов и других обязательных платежей; расширение направлений взаимодействия с общественными организациями налогоплательщиков; совершенствование программного обеспечения процедуры камеральных проверок, а также стандартизация процедуры выездных и встречных проверок и др.

Формы и методы проведения финансового контроля

Определение 1

Предварительный контроль — это контроль, проводимый на стадии подготовки проектов формирования/использования средств государства (составление, рассмотрение, утверждение таких проектов).

Такой контроль имеет превентивный характер и его целью является недопустимость незаконного, неэффективного или нерационального применения финансовых и материальных ресурсов, выделяемых государством.

Определение 2

Текущий контроль ведется в процессе выполнения хозяйственных/финансовых операций, направленных на формирование или использование средств, выделяемых государством, которое осуществляется государственными органами, различными организациями или гражданами.

Базой для этого служат первичные документы, оперативный бухучет, данные инвентаризации и визуальное наблюдение.

Замечание 1

Последующий контроль осуществляется на основании итогов хозяйственных операций, проводимых со средствами, выделяемыми государством.

На основании данных последующего контроля составляются акты, которые обладают юридической силой.

Для реализации этого применяются конкретные формы и методы финансового контроля на государственном уровне, они проводятся соответствующими органами. Эти органы государственной власти, согласно своей компетенции, осуществляют проверки, экспертизы, ревизии и обследования.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Основные виды финансового контроля

Систематизировать все виды финансового контроля можно по разным критериям.

По времени осуществления финансовый контроль бывает текущим, предварительным и последующим. Контролирующие органы занимаются всеми этими видами.

Кроме того, финансовый контроль бывает обязательным и инициативным. Обязательный осуществляется:

  • когда это установлено законодательными актами;
  • если государственные органы требуют его проведения.

Можно классифицировать виды финансового контроля и иначе. Например, по субъектам, которые его проводят, финансовый контроль бывает:

  • президентским;
  • ведомственным, внутрихозяйственным;
  • общественным;
  • аудиторским;
  • контролем законодательных и местных органов власти;
  • контролем исполнительных органов власти общей компетенции.

Развитие местного самоуправления требует выделения самостоятельного вида финансового контроля – проверки исполнительных и представительных органов.

Государственный контроль – прерогатива различных органов законодательной и исполнительной власти РФ (федеральных и специализированных). Государственный финансовый контроль ведется в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».

Внутренний (внутрисистемный) вид финансового контроля должен осуществляться в органах исполнительной власти и различных общественных организациях, религиозных объединениях и т. д. Его проводят руководители специальных контрольно-ревизионных подразделений, учреждаемых данными органами. Эти должностные лица находятся в прямом подчинении у главы организации: комитета, министерства и т. д.

Читайте также:  Правила перемещения беспилотных летательных аппаратов

Виды контроля по сфере деятельности

Финансовый контроль в зависимости от сферы деятельности разделяется на шесть категорий.

Бюджетный. Это самый важный вид из списка. Производится во время составления, рассмотрения и утверждения бюджета. Задача – проверка полноты использования денежных средств доходной доли казны.

Также контролируется целесообразность финансирования разного рода затрат, своевременность выделения средств из бюджета, эффективное и целевое их использование.

Налоговый. Цель этого вида контроля – мобилизация доходов от налогов всех уровней российской бюджетной системы.

Таможенный. Главная задача – обеспечить своевременность и полноту уплаты таможенных сборов в бюджет.

Кредитный. Такого рода контроль осуществляется при выдаче и взыскании ссуд, проверке их обеспеченности.

Валютный. Главная цель – обеспечение своевременного и полного поступления валютной экспортной выручки в РФ. А также подтверждение обоснованности платы за импорт иностранной валютой.

Страховой. Это надзор за правильным проведением страховых процедур. Цель – обеспечение стабильного развития рынка данных услуг.

Завершаем рассматривать виды, формы и методы финансового контроля. К последним относятся проверки, ревизии, надзор, обследования, наблюдения, анализ деятельности. Подробнее рассмотрим их.

Проверки. Касаются первичной документации, бухгалтерской отчетности, регистров бухучета. Проверки позволяют проводить статистические наблюдения, выявлять отдельные вопросы финансовой и хоздеятельности, намечать способы устранения недостатков.

Подразделяются на:

  1. Выездные (документальные) – непосредственно в организациях при должностных лицах.
  2. Камеральные – в месте нахождения контрольного органа на основе предоставленных документов, имеющейся информации.

Обследование. Это личное знакомство контролеров на месте с отдельными аспектами деятельности организации. Включает в себя следующие инструменты:

  • анкетирование;
  • контрольные замеры;
  • инспекция на месте;
  • опросы.

Надзор. Производится контролирующей структурой за деятельностью субъектов, которые получили лицензию на определенный вид работ, услуг. Цель – контроль за соблюдением нормативов, правил. Их нарушение ведет к отзыву лицензии.

Экономический анализ. Это детальное изучение финансовой и бухгалтерской отчетности. Проводится для оценки хоздеятельности, финансового состояния.

Наблюдение (или мониторинг). Это систематически совершаемые контрольные действия. Цель – определение текущих изменений в деятельности объекта.

Ревизия. Это самый главный, всеохватывающий и глубокий метод финансового контроля. Он помогает убедиться в эффективности, обоснованности и целесообразности использования денежных средств, финансовой дисциплине, правильности ведения отчетности. Цель – выявление и предотвращение нарушений.

Внутри себя ревизии подразделяются на несколько групп:

  1. Комбинированные, сплошные и выборочные.
  2. Фактические и документальные.
  3. Частичные и полные.
  4. Внезапные и плановые.
  5. Тематические и комплексные.

Проверка как метод осуществления финансового контроля: классификация по БК РФ

Ревизию, которая является методом финансового контроля, считающимся основным, так или иначе следует рассматривать как частный случай проверки. По сути, это комплекс нескольких проверок.

В соответствии с БК РФ (интересно, что эта же классификация применяется налоговиками) проверки подразделяются:

  1. По месту проведения:
    • на камеральные;
    • выездные.

  2. Камеральные проверки осуществляются главным образом на территории нахождения проверяющего лица и предполагают прежде всего изучение им различных документов, предоставленных контролируемым субъектом в плановом порядке или по запросу.

    Выездные проверки, в свою очередь, предполагают визит проверяющего лица (лиц) на территорию контролируемого объекта. В рамках такой проверки изучаются не только документы, но и фактическое состояние дел (к примеру, физическое наличие материальных ценностей).

    Подпишитесь на рассылку

    Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

  3. Степени связанности контролируемого субъекта с основной задачей проверяющего лица:
    • на прямые;
    • встречные.

  4. При прямой проверке основная задача проверяющего связана непосредственно с деятельностью контролируемого субъекта. Истребуются документы и исследуются факты, позволяющие проверяющему получить представление в первую очередь о самом субъекте.

    При встречной проверке конечная цель проверяющего связана с деятельностью другого контролируемого субъекта. Основным смыслом такой проверки будет сопоставление одних и тех же фактов, учтенных у основного субъекта проверки и у проверяемого контрагента. Встречка проводится в целях подтверждения или опровержения тех данных, что были получены при проверке основного субъекта.

Ревизия является основным методом государственного контроля

В научной литературе именно ревизия часто именуется основным методом финансового контроля. Это объясняется тем, что:

  1. Ревизию, как правило, проводят наиболее компетентные и имеющие наибольший объем полномочий лица.
  2. Ревизия, как правило, предполагает изучение не только внутренних источников информации проверяемого субъекта, но и внешних. Например, может предусматриваться встречная проверка контрагентов.
    Также наряду с изучением документов предполагается фактическая проверка наличия (комплектности) активов (пассивов), отраженных в этих документах. Например, при инвентаризации — составляющей ревизии — происходит физический пересчет ТМЦ.
  3. Ревизия позволяет оценить деятельность проверяемого объекта в целом.

Говоря о форме финансового контроля, мы должны ответить на вопрос, как он выглядит. Внешнее выражение контроля в основном зависит от способа его осуществления.

В наиболее общем виде формы финансового контроля следующие: 1) непосредственный контроль; 2) опосредованный контроль.

Непосредственный контроль характеризуется тем, что, во-первых, проверка ведется на самом объекте контроля (на предприятии, в учреждении и т. д.); во-вторых, проверяющие лица изучают и анализируют первичную документацию (счета, бухгалтерские проводки, платежные поручения, ведомости начисления заработной платы и т. п.), производят перерасчет денег, товарно-материальных ценностей, заслушивают личные объяснения работников проверяемой организации, осуществляют осмотр помещений и территорий. Иначе говоря, имеет место непосредственное контактирование субъекта и объекта контроля.

Эта форма финансового контроля наблюдается при таких методах его осуществления, как ревизия, инвентаризация и во всех других случаях, когда проверка совершается с так называемым «выездом на место».

На практике такой контроль называют «выездная финансовая проверка».

Опосредованный контроль характеризуется, во-первых, тем, что субъект и объект контроля пространственно разобщены, т. е. проверка носит заочный характер. Во-вторых, проверяющие лица имеют дело главным образом с отчетной или плановой финансовой документацией (финансовые планы, отчеты об их исполнении, справки, балансы, статистические и другие отчетные сведения и т. п.).

На практике такой контроль называют «камеральная финансовая проверка»

Разумеется, указанные формы финансового контроля не существуют как нечто изолированное друг от друга. Материалы, полученные в процессе одной формы финансовой проверки, могут использоваться для другой формы контроля. Скажем, изучение налоговой декларации, осуществляемое в процессе камеральной финансовой проверки, может явиться причиной для направления проверяющих лиц непосредственно к налогоплательщику, т. е. опосредованный финансовый контроль меняется на непосредственный контроль. И наоборот, акт ревизии, составленный в ходе осуществления непосредственного финансового контроля, направляется в вышестоящий орган хозяйственного руководства, где рассматривается и анализируется, т. е. контроль принимает опосредованные формы.

Вневедомственный финансовый контроль

Одним из видов государственного финансового надзора является вневедомственный или внешний контроль. Особенность данного подвида государственного надзора заключается в организации контрольно-ревизионных мероприятий специальными финансово-кредитными организациями, которые не связаны с их ведомственной принадлежностью.

Примером внешнего общегосударственного контроля могут быть камеральные проверки Налоговой инспекции по своевременной уплате налоговых обязательств и предоставления отчетности.

Внешний госконтроль имеет систематический, повседневный и регулярный характер, то есть осуществляется постоянно, независимо от ведомственной принадлежности, объемов и методов ведения учета, организационно-правовой формы, статуса и прочих факторов.

Цели и задачи контроля

Сущность контроля отражена в поставленных перед ним задачах:

  • проверка исполнения принятых обязательств перед государством либо региональными властными структурами, либо компаниями и частными лицами;
  • проверка целевой направленности используемых организациями фондов и ресурсов, принадлежащих компании или управляемых ею;
  • ревизия соблюдения установленных правил ведения финансовой политики и требований сохранности денежной наличности;
  • выявление скрытых внутренних резервов компании;
  • установление нарушений действующего законодательства в вопросах финансово-правовой деятельности, их пресечение и устранение.

Действенность контроля базируется на ответственности за установленные проверками нарушения в использовании финансовых ресурсов, предусматривающей различные меры воздействия: от дисциплинарных взысканий и возмещения ущерба до административно-уголовного преследования. Реализуют поставленные цели проведением проверок, представляющими собой различные виды контроля. Он может быть государственным, внутрифирменным или независимым (аудитом). Все зависит от органа, который проводит проверку и от оснований, которыми она вызвана.

Основные методы финконтроля

Выделяют пять основных групп:

  1. Ревизия, как основной метод финансового контроля, подразумевает осуществление контрольных мероприятий на месте с детальным изучением регистров учета и отчетности, фактического наличия денежных средств, своевременности и правильности отражения операций, целевого использования средств.
  2. Метод документального контроля — это подробное изучение первичной документации, журналов и регистров учета, статистической, налоговой и бухгалтерской отчетности, а также прочей документации. Позволяет определить правильность ведения бухучета и достоверность составления отчетности.
  3. Метод фактического контроля основан на сопоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрационной документации, с фактическими показателями (ревизия кассы, ревизия основных средств и материальных ценностей, прочее). Позволяет выявить расхождения между данными бухучета и фактическими показателями хозяйственной деятельности экономического субъекта.
  4. Расчетно-аналитический основан на определении причинно-следственных взаимосвязей между событиями (явлениями) и плановыми, учетными и отчетными показателями деятельности. Позволяет определить правильность применения расчетных методов путем проведения анализа и сравнения действий экономического субъекта в рамках финансово-экономических отношений.
  5. Информативный метод — это способ получения информации из дополнительных источников, которые позволяют более точно классифицировать размер нарушения, наличие умысла, а также выявить иные обстоятельства правонарушения. Примерами являются объяснительные письменные разъяснения сотрудников или ответственных должностных лиц, а также свидетелей, соответствующие справки и выписки.

Финансовый контроль – неотъемлемая составная часть процесса управления финансами, которая обусловлена важнейшими функциями финансов: распределительной и контрольной.

Процесс распределения и перераспределения стоимости ВВП должен сопровождаться контролем денежных потоков в экономике.

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров-аудиторов, которые следят за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины экономическими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Таким образом, финансовый контроль не ограничивается правовой и количественной сторонами и имеет аналитический аспект.

Исторически финансовый контроль возник как государственный, его появление было связано с необходимостью контроля за расходованием средств из государственной казны. Затем, помимо государственного финансового контроля, осуществляемого специально созданными контрольными органами исполнительной власти, возник парламентский финансовый контроль, а также аудиторский (негосударственный) финансовый контроль, осуществляемый на коммерческих началах.

Государственный финансовый контроль – это комплексная система экономико-правовых действий отдельных органов власти и управления, которая базируется на конституции и других законах государства.

Он необходим для отслеживания стоимостных пропорций распределения валового национального продукта. Государственный финансовый контроль распространяется на все пути движения денежных ресурсов, связанных с формированием государственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.

Главная цель государственного контроля – максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Государственные контролеры прежде всего проверяют соблюдение финансовой дисциплины, т. е. неукоснительность исполнения всех установленных предписаний государства в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства центрального банка, органов местного самоуправления и т. д.

Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов, таких как налогообложение, пользование государственными ресурсами. Негосударственный финансовый контроль включает внутрифирменный (корпоративный) и аудиторский внешний) контроль. Задача негосударственного контроля – повышение эффективности использования вложенных средств за счет снижения издержек, включая и налоговые платежи в пользу государства.

Органы финансового контроля

Система органов финансового контроля в экономически развитых странах в целом однотипна и включает следующие элементы:

1) ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с подчинением непосредственно парламенту или президенту страны. Цель этого ведомства – контроль за расходованием государственных средств и государственного имущества;

2) налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо министерству финансов, контролирующее поступление налоговых доходов в государственную казну;

3) контролирующие структуры в составе государственных ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

4) аудиторские фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности финансовых операций;

5) службы внутреннего контроля (внутренний аудит), основная задача которых – снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли. В государствах тоталитарного типа (с преобладающей государственной собственностью) государственный финансовый контроль носит глобальный административный характер, преследуя в основном фискальные цели.

Переход к рыночной экономике в России привел к появлению новых учреждений контроля: налогового ведомства (Министерства РФ по налогам и сборам), Департамента страхового надзора Министерства финансов РФ, института счетных палат при федеральном и региональных органах власти, органов Казначейства, аудиторских фирм.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» к органам контроля также отнесены Центральный банк РФ, Государственный таможенный комитет РФ и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю.

По мере укрепления основ рыночного хозяйствования организация финансового контроля приобретает все более правовой характер и приближается к западной модели, по оценкам специалистов, доказавшая свою эффективность.

Развитие демократии и парламентаризма вызывает необходимость более строгого контроля за исполнительной властью и повышения профессионального уровня контрольных служб. Рыночная конкуренция заставляет фирмы совершенствовать методы внутреннего контроля, а также привлекать специалистов специализированных консультационных и аудиторских фирм.

Принципы организации финансового контроля

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации финансового контроля, к реализации которых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство.

Эти принципы изложены в Римской декларации ИНТОСАИ, в их числе такие универсальные, как независимость и объективность, компетентность и гласность.

Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контролирующего органа, более длительными, по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государственного контроля, а также их конституционным характером.

Объективность и компетентность подразумевают обязательное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы на основе установленных стандартов проведения ревизионной работы.

Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Существуют и другие принципы, носящие более прикладной характер, в том числе:

1) результативность контроля;

2) четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;

3) неподкупность субъектов контроля;

4) обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий;

5) превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений;

6) презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

7) согласованность действий различных контролирующих органов и др.

Каждый институт и разновидность контроля имеет свой регламент, т. е. порядок и последовательность контрольных действий.

Например, общепринятый регламент проведения комплексной ревизии хозяйствующего субъекта включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

1) инвентаризацию наличия и сохранности товарно-материальных ценностей, объектов незавершенного производства либо строительства, полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

2) визуальную проверку правильности оформления документов, полноты и достоверности заполнения реквизитов, соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам, выявление некачественных документов, арифметический подсчет итогов, их данных;

3) проверку полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций, а также правильности и полноты отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;

4) проверку правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов, процентов за кредит и т. д.);

5) проверку правильности составления отчетности – бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой, предусмотренной действующим законодательством страны.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...