Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные задачи и функции отдела опеки и попечительства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде
В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.
Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.
Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.
В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.
В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).
Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:
- ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
- ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
- ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.
Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.
Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.
К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.
Комментарий к ст. 34 ГК РФ
1. В комментируемой статье речь идет о правомочиях, правовом регулировании и функциях органов опеки и попечительства. Согласно п. 1 ст. 6 Закона об опеке и попечительстве органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке и попечительстве, законом субъекта Российской Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Таким образом, органами опеки и попечительства могут быть как органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, так и органы местного самоуправления муниципальных образований. В последнем случае законом субъекта Российской Федерации они должны быть наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами. Так, ч. 1.1 ст. 6 ФЗ от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с данным Законом, могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.
Помимо комментируемого ГК вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, регулируются и другими правовыми актами. В п. 1 комментируемой статьи указаны такие правовые акты, как Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный перечень не является исчерпывающим.
2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлена обязанность суда, который вынес решение о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.
После получения этой информации на органы опеки и попечительства возлагается обязанность по назначению опеки или попечительства. Так, согласно ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.
В случае, если лицу, нуждающемуся в установлении над ним опеки или попечительства, не назначен опекун или попечитель в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства по месту выявления лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. В отношении несовершеннолетнего гражданина орган опеки и попечительства исполняет указанные обязанности со дня выявления в соответствии со статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации факта отсутствия родительского попечения.
3. Статьей 24 ФЗ «Об опеке и попечительстве» и п. 3 комментируемой статьи на органы опеки и попечительства возложены функции по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей. В частности, Постановлением Правительства РФ N 423 утверждены Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, согласно положениям которого в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки.
Прекращение опеки и попечительства
Опека и попечительство прекращаются при следующих обстоятельствах:
- подопечный был признан полностью дееспособным;
- при самостоятельном решении ответственного лица;
- в случае с истечением срока действия соответствующего договора.
- при смерти опекуна (попечителя) или опекаемого;
- при законном отстранении от выполнения возложенных обязательств;
- в иных ситуациях, указанных в ст. 40 ГК РФ.
Полномочия органов опеки и попечительства достаточно обширны. Так, сотрудники данного ведомства могут воспользоваться возможностью отстранения опекуна. Обычно это актуально при следующих обстоятельствах:
- нарушены права и интересы подопечного;
- выявлены факты оформления опеки для реализации корыстных целей;
- подопечный был на длительный срок оставлен без присмотра;
- обнаружены случаи с несоблюдением положений законодательства или договора, которые касаются охраны и распоряжения имуществом подопечного.
Функции опеки и попечительства
Поскольку от качества исполняемых функций зависит жизнь граждан, оказавшийся в трудном и уязвимом положении, важно знать, по каким вопросам можно обращаться в ООП и каковы функции отдела опеки и попечительства.
В любой из следующих ситуаций граждане вправе обращаться в ООП и получить помощь уполномоченных государственных служащих:
- обнаружение фактов несоблюдения прав недееспособных;
- учет нуждающихся в опеке, включая сирот и детей, оставшихся без попечения;
- отслеживание судьбы несовершеннолетних;
- размещение нуждающихся в помощи граждан в специальных учреждениях и организация подбора опекунов, которые смогли бы взять на себя родительские и попечительские обязанности;
- участие в семейных спорах в качестве арбитра, решение конфликтов, в которые оказались вовлечены дети.
Независимо от причин, которые побудили родителей к подобным действиям, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по защите интересов и прав детей. В случае смерти родителей этот факт подтверждается официальным свидетельством о смерти. Началом утраты попечения родителей признается тот день, когда наступила смерть. Если родителей лишают законных прав, в таком случае точкой отсчета считают день, когда решение суда вступило в законную силу. При заключении под стражу родителей несовершеннолетнего именно с момента задержания появляются полномочия по опеке и попечительству. Осуществляют органы в подобных ситуациях заботу о детях, их здоровье и безопасности.
В неблагополучных семьях работа государственных структур осуществляется в тех ситуациях, когда от соседей поступают тревожные сигналы. После их проверки составляется акт обследования, делаются выводы о присутствии (отсутствии) факта утраты попечения родителей.
В акте о назначении попечителя или опекуна для несовершеннолетнего ребенка указывается срок полномочий.
Подводя итоги, отметим, что установление попечительства и опеки, подбор формы устройства лиц, которые нуждаются в поддержке и попечительстве, является обязанностью органа исполнительной власти.
Благодаря институту опеки и попечительства государство защищает и личные, и имущественные права граждан, которые не способны это выполнять самостоятельно. Также данные службы помогают устраивать детей в семью на воспитание. Нормы, которые направлены на достижение полноценного ухода за детьми, включены в Гражданский Кодекс РФ. Нормы, связанные с обеспечением воспитания несовершеннолетних, зафиксированы в Семейном кодексе РФ.
В виде социальной поддержки попечительство и опека представляют собой универсальную форму временного индивидуального устройства. Она способствует следующим факторам:
- регулировке норм разной отраслевой принадлежности;
- выполнению попечителем (опекуном) фактических и юридических действий в интересах опекаемого лица;
- опека или попечительство выполняется при материальной поддержке государства
В качестве основания для установления попечительства (опеки) над несовершеннолетними лицами выступает факт смерти родителей либо утраты ими родительских прав. В некоторых случаях родители сами обращаются в органы опеки, чтобы над их детьми установили попечительство. Например, основанием является вынужденная длительная командировка, в которую нельзя взять ребенка.
Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства в РФ
Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Этот закон регулирует отношения по оформлению, течению и прекращению опеки и попечительства над нуждающимися в этом людьми. В акте четко прописаны права, обязанности, задачи и полномочия этих организаций с целью исключения нарушения прав опекаемого.
На организации, в которые помещены недееспособные граждане, возлагаются обязанности по их обеспечению и защите интересов. Отношения, возникающие в момент установления, исполнения или прекращения опеки и попечительства, регулируются Гражданским, Семейным кодексами и другими документами, принятыми на их основании и определяющими правовой статус подопечных.
Полномочия органов опеки и попечительства
Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти. Например, они могут подавать заявления в суды о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).
Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.
Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..
Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей, проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.
Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.
В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.
Права органов опеки и попечительства и их обязанности включают в себя:
- определение и учет людей, которые нуждаются в опеке и попечительстве;
- подачу заявления в суд о признании гражданина недееспособным или о том, что его дееспособность имеет ограничения, а также заявления о возврате дееспособности человеку в случае утраты оснований, в силу которых он был лишен ее;
- установление попечительства и опеки;
- предоставление разрешений на совершение операций, сделок, связанных с имуществом подопечных;
- заключение договоров, касающихся доверительного управления имуществом подопечных;
- предоставление разрешений на раздельное проживание несовершеннолетних и их опекунов/попечителей;
- проверка условий, в которых проживают подопечные, контроль над исполнением опекунами и попечителями принадлежащих им обязанностей;
- защита интересов несовершеннолетних и недееспособных, представление их в отношениях с любыми лицами (органами власти), в случае если опекуны не производят необходимых аналогичных действий или их деятельность противоречит правам и интересам подопечных или законодательству РФ.
В отношении действующих опекунов и попечителей органы попечительства и опеки имеют право и должны:
- контролировать их деятельность, а также деятельность организаций, в которых находятся недееспособные люди или ограниченные в дееспособности граждане;
- освобождать и отстранять их от исполнения возложенных на них обязанностей согласно законодательству РФ;
- оказывать им содействие в воплощении и охране интересов и прав несовершеннолетних подопечных.
А также к полномочиям ООП относятся ведение учета, подбор, подготовка и информирование граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями. Сведения, которые имеют право предоставлять органы опеки и попечительства, могут касаться возможных видов устройств ребенка в семью и их особенностей, подготовки документов, которые нужны для оформления. Кроме того, ООП могут содействовать в подготовке указанных бумаг.
История органов опеки и попечительства
Своего рода органы попечительства и опеки стали появляться на Руси еще при правлении Владимира Святого, который наделил духовенство обязанностью общественного призрения.
Во времена Ивана Грозного эта функция уже была возложена на государство, а попечительством занимались монастырские общины и частные лица.
Но детские специализированные учреждения для сирот стали появляться только в 18-м веке, при Петре Первом. В это время они назывались воспитательными домами. Екатерина Вторая продолжила открывать такие приюты, а также утвердила законом право отдавать детей на воспитание в семьи.
Уже в конце 19-го века сформировались основные формы оказания помощи нуждающимся гражданам. Были созданы специализированные училища, лечебницы, дома-приюты для слепых и глухих детей и другие заведения социального характера.
Конечно, самое актуальное время работы органов опеки в нашей стране — это период ВОВ и этап после нее. В эти годы государство было заполонено бедными, нуждающимися в крове сиротами. После войны постепенно количество детских домов сокращалось, и упор делался на индивидуальное воспитание в приемных семьях.
Обязанности органов опеки и попечительства
Государственный орган имеет обширный спектр обязанностей, который можно разделить на три сектора.
Гражданские отношения | Имущественные | Семейные |
|
|
|
Обязанности органа в отношении имущества подопечных
Продажа жилья, одним из собственников которой считается малыш, может производиться лишь при наличии согласия организации в виде письма по защите юридических полномочий лиц, которые не достигли возраста 18 лет.
СПРАВКА! Уполномоченные работники должны требовать от законных попечителей малыша документальные доказательства того, что взамен реализуемого жилища покупается равноценное. Иначе работники органа попечительства должны отказывать опекуну в ходатайстве.
Рассматриваемой организацией Федерального масштаба обязан производиться контроль за наследством лица и за тем, как до достижения малышом возраста восемнадцати лет, этой собственностью распоряжается его законный опекун. Во время выявления определенных нарушений или несанкционированного растрачивания собственности малыша, опекунские органы должны вмешаться.
Обязанности органов опеки
Для достижения поставленных целей и результатов, перед каждым работником данного органа должны быть поставлены конкретные функциональные обязанности. За невыполнение которых, сотрудник может быть отстранен от работы.
Рассмотрим обязанности органов опеки и попечительства в соответствии с упомянутым ранее Федеральным Законом.
Обязанности сотрудников:
- Мониторинг жизни несовершеннолетних граждан, которые были приняты под опеку или на попечительство. Данная обязанность заключается в том, чтобы отследить факты насилия или ненадлежащего ухода за ребенком. Как правило, такие случаи не единичны;
- Защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Суть данной обязанности заключается в том, что работник должен понимать, что лучше для ребенка: изъятие из семьи или дальнейшее воспитание в ней. Лучше отдать воспитывать бабушке или дедушке или изъять в интернат и т. д. Другими словами, сотрудники всегда должны принимать решение: что лучше для малыша;
- Контроль над тем, чтобы мнение ребенка всегда учитывалось в случае, если ему исполнилось 14 лет. В органах опеки не всегда должны принимать решение самостоятельно, они также должны во внимание брать и мнение ребенка старше 14 лет;
- Предоставление услуг, обеспечивающих помощь в трудной ситуации. К таким услугам можно отнести психологическую помощь, медицинскую и другую. При этом, это не значит, что сами ООП оказывают такие услуги, они в этом не всегда компетентны. Просто они должны проследить за тем, чтобы они были оказаны: вызвать врача, психолога, отправить малыша на реабилитацию. В большинстве случаев органы опеки постоянно сотрудничают с местными властями, благотворительными фондами и другими организациями. Поэтому при необходимости у них есть такая возможность помочь.
Таким образом, рассмотрев данные обязанности, становится ясным, что такое опека и попечительство и чем занимаются органы опеки и попечительства.
Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.
Полномочия органов опеки и попечительства:
- Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
- Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
- Право на установление опеки ребенка. Установление попечительства с назначением попечителя ребенка;
- Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
- Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
- Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества, долей которого владеет ребенок;
- Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
- Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
- Проверка всех условий проживания детей в семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
- Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
- Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
- Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.
Деятельность органов попечительства и опеки, касающаяся вопросов правовой и социальной защиты нуждающихся граждан, несовершеннолетних, находящихся в сложных жизненных условиях, жестко регламентируется существующим законодательством. В нормативных актах установлен не только порядок организации работы этих служб, но и ответственность уполномоченных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них задач. Такой жесткий контроль обусловливается невозможностью нуждающихся категорий граждан самостоятельно обеспечить защиту своих прав и интересов. Особенно это касается несовершеннолетних, оставшихся без заботы родителей. Человек, согласно Конституции, выступает в качестве высшей ценности. В этой связи забота о нем, в частности в период до его совершеннолетия, должна стать задачей первостепенной важности для государства. Административная реформа, начатая в стране, указывает на то, что власть со вниманием относится к обеспечению гарантий, предусмотренных для граждан Конституцией.
Задачи правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства состоят в том, чтобы:
- закрепить правовое положение нуждающихся в попечении лиц,
- установить обязанности соответствующих органов государственной власти и управления по обеспечению их интересов,
- предусмотреть систему льгот и гарантий для тех лиц, которые добровольно взяли на себя заботу о других гражданах,
- обеспечить контроль за соблюдением прав и интересов подопечных граждан.
Прежде всего отношения в сфере опеки и попечительства регулируются нормами международного права. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
В современном международном праве действует целый ряд документов, направленных на охрану интересов детей, инвалидов, душевнобольных лиц и иных лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве. Основные из них:
- Декларация ООН «О правах умственно отсталых лиц» (принята 20.12.1971 Резолюцией 2856 (XXVI) на 2027-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
- Декларация ООН «О правах инвалидов» (принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
- Европейская конвенция «О признании и исполнении решений относительно опеки над детьми и восстановления опеки» (заключена в рамках Совета Европы в г. Люксембурге 20.05.1980).
- Декларация «О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях» (принята 03.12.1986 Резолюцией 41/95 Генеральной Ассамблеи ООН).
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов (принята 03.12.1982 Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН).
- Всемирная декларация «Об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (принята в г. Нью — Йорке 30.09.1990).
- Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (приняты 17.12.1991 Резолюцией 46/119 на 75-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
- Конвенция «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» (Гаага, 29 мая 1993 года) .
В данном соглашении Россия также не участвует, однако присоединение к нему ожидается в скором времени. См.: распоряжение Президента РФ от 26.06.2000 N 241-рп // Собрание законодательства РФ. 2000. N 27. Ст. 2844.
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты в г. Нью — Йорке 20.12.1993 Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН).
Перечисленные документы, за исключением Конвенций, не являются международными договорами, то есть не требуют присоединения к ним, однако являются общепризнанными нормами и принципами международного права, а потому требуют учета при правовом регулировании отношений в сфере опеки и попечительства на территории РФ.
Кого звать на помощь, и можно ли вести запись беседы?
Дома присутствовать при разговоре с сотрудниками органа опеки могут любые лица, которых законные представители ребенка сочтут нужным пригласить. Потому что это их дом. На территорию органа опеки провести большую «группу поддержки» не удастся.
Полезнее всего пригласить на встречу юриста, специализирующегося на вопросах семейного или имущественного права.
Если претензии органа опеки связаны с вопросами медицинского характера, можно попросить о поддержке лечащего врача ребенка.
Врач нужен еще и в тех случаях, когда состояние здоровья несовершеннолетнего может ухудшиться в момент общения с представителями органа опеки. Например, если у ребенка паллиативный статус.
Официальное общение родителей с сотрудниками органа опеки может быть запротоколировано.