Актуализация учетной политики на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Актуализация учетной политики на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п. 32 ФСБУ 6/2020 сумма амортизации объекта ОС за отчётный период определяется таким образом, чтобы к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной его ликвидационной стоимости.

Признание актива основным средством

Объект должен соответствовать одновременно всем нижеуказанным критериям:

  • иметь материально-вещественную форму

  • быть предназначенным для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для охраны окружающей среды, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд

  • быть предназначенным для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев;

  • иметь способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана).

Ликвидационная стоимость ОС

Ликвидационной стоимостью объекта ОС считается величина, которую организация получила бы в случае выбытия данного объекта (включая стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия) после вычета предполагаемых затрат на выбытие.

Начисление амортизации по основным средствам приостанавливается, если ликвидационная стоимость объекта оказывается равной или превышает его балансовую стоимость. Если впоследствии ликвидационная стоимость будет меньше балансовой стоимости объекта ОС, начисление амортизации возобновляется (п. 30 ФСБУ 6/2020). Аналогичная норма отражена в п. 54 МСФО (IAS) 16.

П. 31 ФСБУ 6/2020 предусмотрено, что ликвидационная стоимость объекта ОС считается равной нулю, если:

1) не ожидаются поступления от выбытия объекта основных средств (в том числе от продажи материальных ценностей, остающихся от его выбытия) в конце срока полезного использования;

2) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта основных средств не является существенной;

3) ожидаемая к поступлению сумма от выбытия объекта ОС не может быть определена.

В п. 53 МСФО (IAS) 16 отмечено: амортизируемая величина актива определяется за вычетом его ликвидационной стоимости. На практике ликвидационная стоимость часто составляет незначительную величину и, следовательно, является несущественной при расчёте амортизируемой величины.

На что могут обратить внимание надзорные органы

Эксперты отмечают, что при согласовании отчётности с надзорными органами могут возникнуть споры по налогу на имущество.

Дело в том, что в ФСБУ 6/2020 содержатся прямые отсылки к IFRS 13 «Оценка справедливой стоимости», IAS 36 «Обесценение активов» и т.д. А указанные стандарты основаны на профессиональном суждении при принятии решений.

В то же время профессиональное усмотрение противоречит требованию формальной определённости налогов (п. 6 ст. 3 НК РФ).

Обратите внимание, если организация готовит отчётность по МСФО, ФСБУ 6/2020 не позволит применить данные этой отчётности для РСБУ без внесения корректировок.

ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»

Этот стандарт применяется не всеми компаниями. Изначально нужно определить, если у них объекты, которые подпадают под определение «объекты учета аренды». При этом по объектам можно определить:

  • срок аренды, при этом нужно обращать внимание не на формальный срок, а на действительные намерения арендодателя и арендатора (зачастую срок договора бывает меньше 12 мес., чтобы не регистрировать его);
  • предмет аренды. Если его невозможно идентифицировать, то не надо применять к договору ФСБУ. Например, заключен договор на аренду автомобиля, но каждый раз предоставляются разные транспортные средства (какие свободные). В такой ситуации нет возможности конкретизировать конкретный арендуемый предмет;
  • арендатор получает выгоду при использовании арендуемого предмета;
  • арендодатель контролирует использование предмета, например, определяет, какую деятельность можно вести в сданном в аренду помещении.

ФСБУ 25/2018 можно не использовать, когда:

  • срок договора меньше 12 месяцев;
  • рыночная стоимость предмета не больше 300 тыс. руб.;
  • компания вправе вести вести упрощенный учет и решает не использовать этот стандарт, указав это в учетной политике.

ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»

Изменения при применении этого ФСБУ связаны только с капитальным ремонтом, модернизацией и реконструкцией. ФСБУ 26/2020 применяется вместе с ФСБУ 6/2020 «Основные средства». Второй стандарт определяет, что самостоятельные инвентарные объекты — это в том числе и существенные по величине расходы на проведение ремонта, техосмотра, техобслуживания ОС с частотой больше 12 мес. или больше обычного операционного цикла, который превышает 12 мес.

Этот подход корректнее применять по отношению к дорогостоящим основным средствам с дорогостоящими запчастями и ремонтом, к примеру, к авиатранспорту.

Если компания производит обычный текущий ремонт, то в такой ситуации не появляется никакого самостоятельного объекта учета капитальных вложений. Соответственно, эти расходы учитываются в текущих затратах.

Важно! Заключение о том, какой ремонт произведен (текущий или капитальный) выдают технические специалисты, прилагая к нему подтверждающие документы.

Как устранить расхождения в бухгалтерском и налоговом учете малоценных ОС

Выше уже были перечислены некоторые способы устранения расхождений в налоговом и бухгалтерском учетах. В данном разделе систематизируем информацию:

  • Амортизация. В учетной политике рекомендуется прописать и для налогового и для бухгалтерского учета использование линейного метода начисления амортизации.
  • Первоначальная стоимость. В учетной политике для целей бухучета рекомендуется использовать нормы формирования первоначальной стоимости аналогичные используемым в налоговом учете.
  • Минимальная стоимость. Данное расхождение можно устранить, только если предприятие применяет ОСНО. В этом случае можно в учетной политике для налогового учета предусмотреть списание отдельных групп материальных расходов в течение нескольких отчетных периодов. Упрощенцам это расхождение устранить не получится.

Критерии отнесения к основным средствам

В ФСБУ в части критериев законодатели добавили наличие материально-вещественной формы, ранее в ПБУ такого критерия не было.

В качестве одного из критериев добавили, что основным средством считается также актив, предназначенный для предоставления в аренду. Ранее активы для предоставления в пользование ПБУ 6 относил к доходным вложениям в материальные ценности. В новом ФСБУ указано, что предметы договоров аренды должны учитываться в соответствии с ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды) (п.8 ФСБУ 6/2020).

Законодатель убрал критерий, который предусматривал, что для признания объектом основных средств актив не должен быть предназначен для продажи. Обратите внимание, ФСБУ не распространяется на такой вид актива, как «долгосрочные активы к продаже». Данный вид актива вводится в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» с 1 января 2021 года. Долгосрочные активы к продаже – это объект основных средств или других внеоборотных активов (за исключением финансовых вложений), использование которого прекращено в связи с принятием решения о его продаже и имеется подтверждение того, что возобновление использования этого объекта не предполагается (принято соответствующее решение руководства, начаты действия по подготовке актива к продаже, заключено соглашение о продаже, другое) (п. 10.1 ПБУ 16/02).
Таблица 1. Критерии отнесения к основным средствам

ПБУ 6/01, пункт 4 ФСБУ 6/2020, пункт 4
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия: объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта; объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем Для целей бухгалтерского учета объектом основных средств считается актив, характеризующийся одновременно следующими признаками: имеет материально-вещественную форму; предназначен для использования организацией в ходе обычной деятельности при производстве и (или) продаже ею продукции (товаров), при выполнении работ или оказании услуг, для предоставления за плату во временное пользование, для управленческих нужд либо для использования в деятельности некоммерческой организации, направленной на достижение целей, ради которых она создана; предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев; способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем (обеспечить достижение некоммерческой организацией целей, ради которых она создана)
Читайте также:  Условия применения ЕНВД и ограничения по выручке

Срок полезного использования

В новый ФСБУ в качестве критерия для определения срока использования основных средств было добавлено такое определение, как моральное устаревание, планы по замене ОС (включающие модернизацию, реконструкцию, техническое перевооружение), а также ограничения, которые накладываются договорными отношениями и намерениями руководства.
Таблица 3. Срок полезного использования

ПБУ 6/01, пункт 20 ФСБУ 6/2020, пункт 10
Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из: ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью; ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта; нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды). В случаях улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту Срок полезного использования объекта основных средств определяется исходя из: ожидаемого периода эксплуатации с учетом производительности или мощности, нормативных, договорных и других ограничений эксплуатации, намерений руководства организации; ожидаемого физического износа с учетом режима эксплуатации (количества смен), системы проведения ремонтов, естественных условий, влияния агрессивной среды и иных аналогичных факторов; ожидаемого морального устаревания, в частности, в результате изменения или усовершенствования производственного процесса или в результате изменения рыночного спроса на продукцию или услуги, производимые при помощи основных средств; планов по замене основных средств, модернизации, реконструкции, технического перевооружения

Определяем сумму амортизационной премии.

Расчет амортизационной премии довольно прост.

Напомним, что для целей налогообложения ОС учитывается по первоначальной стоимости, которая согласно п. 1, 2 ст. 257 НК РФ определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов. Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение[1] увеличивают первоначальную стоимость.

Согласно абз. 1 п. 9 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со ст. 257 НК РФ. При этом делается оговорка «если иное не предусмотрено настоящей главой».

06 апреля Организация ввела в эксплуатацию автомобиль Ford Mondeo. Срок полезного использования установлен в размере 50 месяцев.

В результате отражения расходов на приобретение ОС в БУ и НУ сформировалась первоначальная стоимость в размере 674 850 руб.:

  • 02.04.2018 — приобретение автомобиля 672 000 руб.;
  • 04.04.2018 — пошлина за регистрацию автомобиля в ГИБДД в сумме 2 850 руб.

В соответствии с учетной политикой:

  • амортизация по БУ и НУ начисляется линейным методом по всем объектам основных средств;
  • в НУ по автомобилям начисляется амортизационная премия в размере 30%.

Расходы на амортизацию будут включаться в состав общехозяйственных расходов по БУ и в состав косвенных расходов по НУ.

Налоговый учет: когда включать в расходы

Право на использование амортизационной премии предусмотрено п. 9 ст. 258 НК РФ. При постановке на учет основного средства в расходы можно включить до 10 процентов его первоначальной стоимости, а для ОС, которые относятся к 3-7 амортизационной группе, – до 30 процентов. В таком же порядке можно уменьшить затраты на достройку, реконструкцию, модернизацию.

Сначала разберемся с амортизационной премией по приобретенным ОС. Амортизационная премия по ним признается в косвенных расходах того налогового периода, на который приходится дата начала амортизации (п. 3 ст. 272 НК РФ).

Амортизировать объект можно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ОС было введено в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Значит, амортизационная премия, применяемая в отношении затрат по приобретению ОС, включается в налоговые расходы в месяце, следующем за месяцем ввода ОС в эксплуатацию.

Теперь, что касается достройки, модернизации, реконструкции. Как сказано в п. 2 ст. 257 НК РФ, в случаях достройки, дооборудования, модернизации, частичной ликвидации первоначальная стоимость ОС изменяется. В соответствии с п. 3 ст. 272 НК РФ расходы в виде амортизационной премии признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который приходится дата изменения первоначальной стоимости основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

Амортизационная премия по капитальным вложениям в уже имеющиеся ОС учитывается в периоде изменения первоначальной стоимости ОС. При этом датой изменения первоначальной стоимости ОС является дата окончания соответствующих работ, подтвержденная документом, который оформлен согласно требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 20.08.2014 № 03-03-06/1/41628). Такую же позицию высказал Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (постановление от 18.08.2014 по делу № А75-4980/2013).

Сколько лет вы амортизируете машины и оборудование?

Трехлетний Имущество (включая тракторы, определенные производственные инструменты и некоторый домашний скот) Имущество с пятилетним сроком действия (включая компьютеры, оргтехнику, автомобили, легкие грузовики и активы, использованные в строительстве) Имущество со сроком действия семь лет (включая офисную мебель, бытовую технику и имущество, не был помещен в другую категорию)

то Каков срок полезного использования офисной мебели? Напротив, IRS назначает офисной мебели срок полезного использования семь лет.

Сколько лет вы амортизируете мебель и сантехнику? Чтобы узнать, как долго вы можете амортизировать активы, ознакомьтесь с публикацией IRS 946 «Как амортизировать имущество». Вот некоторые общие сроки амортизации имущества: компьютеры, офисное оборудование, транспортные средства и техника: на пять лет. Офисная мебель: На семь лет.

Льготный порядок списания расходов на капитальные вложения является правом, а не обязанностью организации. Данное утверждение прямо следует из формулировки абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ: налогоплательщик имеет право…

Во избежание споров с налоговыми органами возможность применения этой льготы и ее конкретный размер целесообразно закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Вместе с тем арбитры неоднократно отмечали, что отсутствие соответствующего положения в учетной политике не препятствует налогоплательщику воспользоваться амортизационной премией (Постановления ФАС ЦО от 28.10.2009 N А62-5702/2008, ФАС МО от 30.11.2009 N КА-А40/12576-09, ФАС УО от 17.06.2008 N Ф09-4302/08-С3 и др.).

Размер социальных пособий

В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.

Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:

  • по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
  • по беременности и родам – ​360 164 рубля за 140 дней;
  • по уходу за ребенком до полутора лет – ​31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.

Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).

Что нового в условиях получения универсального пособия с 1 января 2023 г.

— Единое пособие с 1 января 2023 года будет выплачиваться и работающим (официально трудоустроенным), и неработающим, потому что основные критерии для назначения этого пособия предусматривают возможность не работать (не иметь официальных доходов), если на это есть уважительные причины.

Ольга Баталина:

Будет ли оно [единое пособие] выплачиваться и работающим, и неработающим? Да, потому что основным критерием назначения единого пособия является следующее.

  • Во-первых, это низкий уровень дохода семьи. Доход семьи не выше одного прожиточного минимума в среднем на душу населения, в том регионе, где семья живет.
  • Далее, есть набор требований по имущественной обеспеченности. Они не новые для нашей социальной практики, потому что ровно такой же набор требований предъявляется сегодня при назначении выплат семьям с детьми в возрасте от 3 до 8 лет (или до 7 лет включительно) и от 8 до 17 лет. То есть точно такие же требования. Внутри этих требований есть еще и ограничения по процентам от вкладов, которые имеются в распоряжении семьи.
  • И третья группа требований — это условия о занятости родителей, или так называемые правило нулевого дохода. И здесь предусмотрено, что родители могут (трудоспособные родители в семье) могут работать, или они могут не работать. Но если они не работают, то на это должны быть уважительные (или объективные) причины.

[…]

Поэтому, как видите, родители могут работать или же не работать, но иметь на это уважительные причины. И напомню, что оценка работы или не работы, периода дохода производится за 12 месяцев.

  • Соответственно, если родитель в течение 12 месяцев вообще не работал ни дня, ни месяца, в этом случае […] Социальный фонд будет анализировать — если в течение 12 месяцев родитель вообще не работал, были ли на это уважительной причины? […] Таким набором разных уважительных причин должны быть закрыты не менее 10 месяцев из 12-ти.
  • А если человек в течение этих 12 месяцев хотя бы месяц работал, если Федеральная налоговая служба предоставит по запросу Социального фонда хоть какие-то сведения о полученных им доходах от трудовой деятельности, предпринимательской, самозанятости, то тогда правило нулевого дохода в принципе к такому человеку не применяется. Если за 12 месяцев есть хоть какой-то доход.
Читайте также:  Санаторий многодетным семьям: как получить бесплатно, малоимущим 2022.

— В правилах назначения единого пособия с 1 января 2023 года будет расширена уважительная причина отсутствия заработка, которая предусматривает непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев. Раньше эта причина распространялась на прохождение лечения только самим заявителем или трудоспособными членами его семьи, а теперь она будет распространяться также на ситуации, когда заявитель или один из членов его семьи осуществляли уход за ребенком, который проходил непрерывное лечение более 3 месяцев.

Ольга Баталина:

Один из вопросов, который поступал к нам при выплатах на детей от 8 до 17 лет — не была учтена в таком непрерывном лечении возможность ухода за больным ребенком. О чем идет речь?

В случае, когда сама мама, подавшая заявление на пособия, не менее 3 месяцев находится на непрерывном лечении, эти 3 месяца учитывались в качестве уважительной причины. Но вот если мама не болела, но у нее болел ребенок, и мама была вынуждена все эти не менее трех месяцев за ним ухаживать в больнице, естественно, не имея возможности работать, то в этом случае такого рода 3 месяца непрерывного лечения в праве нулевого дохода не учитывались.

Вот сейчас при назначении единого пособия это также планируется учесть. То есть и 3 месяца непрерывного лечения самого заявителя, мамы или отца, или же 3 месяца непрерывного лечения ребенка, в течение которых родитель был вынужден, естественно, за ним ухаживать.

— В правилах получения единого пособия изменяется порядок определения расчетного периода для оценки нуждаемости.

Ольга Баталина:

Период оценки доходов […] выглядит следующим образом.

От месяца подачи заявления откладывается назад — сейчас 4 месяца, а с 1 января будет откладываться всего 1 месяц, т.е. мы еще ближе стали к оценке текущего финансового состояния семьи — […] это так называемый «слепой период» (период, за который налоговая служба просто еще не видит отчетности работодателя), а потом после этого 1 месяца будет взято 12 календарных месяцев, в течение которых будут анализироваться все доходы.

Но что важно — все доходы за эти 12 месяцев просуммируются, разделятся на 12, чтобы понять, каким доходом в среднем в месяц располагает семья, и разделятся на количество членов семьи.

— Если при оформлении единого пособия подается одно заявление сразу всех детей в семье в возрасте от 0 до 17 лет, то им выплаты будут назначены в одинаковом размере (на каждого ребенка), при этом ранее назначенные выплаты не будут учитываться при оценке доходов.

Ольга Баталина:

И еще раз многократно обращаю внимание, если в семье несколько детей, и все они по возрасту подходят под условия выплаты от 0 до 17 лет, то в заявлении нужно указывать всех детей. В этом случае это выгодное для семьи решение. Потому что в этом случае размеры выплат на всех детей будут назначены одинаковые, и при подаче заявления на детей, на них не будут учитываться ранее назначенные выплаты.

— Подавать заявление на получение универсального пособия с 1 ��нваря 2023 года нужно будет в объединенный Социальный фонд России (СФР). Сделать это можно будет через Госуслуги.

Ольга Баталина:

Новая выплата — единое пособие, как я уже говорила, — будет назначаться Социальным фондом России. Именно так у нас с Нового года называется объединенный фонд.

Вот мы сейчас с вами в конце года живем еще в ситуации с двумя внебюджетные фонды — один фонд называется Пенсионный фонд [ПФР], а второй — Фонд социального страхования [ФСС]. Вот эти два фонда с 1 января следующего года объединяются в один фонд, который будет называться Социальный фонд России [СФР].

То есть чисто территориально, если вы раньше приходили, предположим, в клиентскую службу Пенсионного фонда, и вы планируете подать заявление в следующем году в бумажном виде, по каким-то причинам у вас нет личного кабинета на портале Госуслуг, то вы придете в ту же самую клиентскую службу. Но называться это будет уже клиентская служба Социального фонда России.

— При подаче заявления на единое пособие Социальный фонд будет действовать в интересах семьи и не будет назначать новое пособие, если совокупный размер выплат на всех детей будет получаться меньше, чем то, что семья уже получает в виде старых выплат.

Ольга Баталина:

  • Если Социальный фонд (мы предусматриваем это специально в правилах предоставления единого пособия) при назначении выплаты увидит, что совокупный размер выплат, который получается к расчету, больше, чем тот, который вы получаете сейчас, то вам будет назначено единое пособие. В этом смысле мы будем действовать в интересах семьи.
  • Если же уже при расчете будет видно, что размер выплат в силу разных причин (мы же говорим о ситуации, когда ситуация финансовая в семье ухудшилась, а она может и улучшиться, ситуация может быть очень разная). Так вот, если в момент расчета Социальный фонд увидит, что новый размер выплат в совокупности на детей будет меньше, чем тот, который семья получает сейчас, то Социальный фонд не будет выносить такого решения, чтобы не ухудшить положение семьи. У семьи будет в этом случае возможность продолжать получать ранее назначенные выплаты.

То есть если в этом случае Социальный фонд выносит решение об отказе в назначении, потому что это невыгодно семье, только в этом причина отказа (а не потому, что семья не соответствует требованиям — она им соответствует), то предыдущие выплаты, ранее назначенные, они не прервется, они будут продолжать выплачиваться до истечения полного, собственно говоря, периода.

Как изменится пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет с 1 января 2023 года

— Даже если ребенок родится в 2023 году, работающие мамы смогут получать и пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет из средств страховых взносов, и единое пособие, если она пройдет по его критериям нуждаемости.

Ольга Баталина:

Первая типовая жизненная ситуация — мама во время беременности работала официально, оформила отпуск по беременности и родам (декретный, как говорят, отпуск). И, собственно, эта мама относится к категории застрахованных — за нее работодатель все это время платил страховые взносы. Поэтому после рождения ребенка такая мама, которая у нас оформила декретный отпуск с работы, будет получать пособие по уходу за детьми до полутора лет из средств страховых взносов — из средств Фонда, который сегодня называется социального страхования, а завтра будет называться Социальный фонд. И это пособие будет в размере 40% заработка, который у нее был, но не выше максимальной величины. Она сейчас будет составлять порядка 30 000 рублей. Это одна жизненная ситуация.

[…]

Если мама работающая (напоминаю, она у нас получает пособие из средств страховых взносов), и она, оформив это пособие (оно оформляется работодателем, собственно, и фондом), подаст заявление на единое пособие, если она пройдет по критериям единого пособия, то такая работающая мама будет получать одновременно, естественно, оба пособия — они разные. И пособие до полутора лет за счет средств страховых взносов и, собственно, единое пособие, если она будет соответствовать его условиям.

— Неработающие родители смогут получать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет только в том случае, если ребенок родился до 1 января 2023 года. Исключение — если мама обучается по очной форме (в этом случае правила не меняются, и можно будет оформить или пособие по уходу за ребенком, или единое пособие).

Ольга Баталина:

Вторая жизненная ситуация — на момент беременности, рождения ребенка, мама в силу разных причин не работала. У нее не было никакого работодателя, кто платил бы за нее страховые взносы, и поэтому у нее пособие до полутора лет из средств, собственно, страховых взносов не положено. Ей такое пособие будет выплачиваться из средств бюджета.

Читайте также:  Как написать заявление о невыплате зарплаты в прокуратуру - образец бланка

И вот здесь уже у такого пособия, во-первых, фиксированный размер. Сейчас оно составляет в месяц 7677 рублей. С 1 февраля следующего года оно будет увеличено на размер фактической инфляции за 2022 год. Мы его пока, понятно, знать не можем, но предположительно, по прогнозам Министерства экономического развития, это 12,4%. Соответственно, мы можем предполагать, что с 1 февраля размер этого пособия составит порядка 8600 рублей.

Для вот таких не застрахованных, неработающих мам, оно [пособие до полутора лет] тоже с 1 января объединяется в единое пособие, но сейчас такое пособие есть. Поэтому:

  • Если ребенок родился в 2022-м году (до 31 декабря текущего года включительно), то мама имеет право оформить пособие до полутора лет, если ей это удобно и выгодно. Там нет никаких требований сегодня с точки зрения уровня дохода или имущественной обеспеченности. Но и размер, как вы видите, фиксированный. Подать такое заявление она сможет в следующем году, вплоть даже до достижения этим ребенком возраста двух лет. То есть там такой достаточно длительный дан период для подачи заявления на это пособие.
  • Если же ребенок родится после 1 января следующего года, то пособие сохраняется, но условия этого пособия меняются:
    • Если мама, о которой идет речь, обучается по очной форме (в научной организации, в системе высшего образования, среднего профессионального образования), то условия пособия до полутора лет для нее не изменятся. Они будут такими же, как и в этом году. То есть без каких-то особенных критериев и требований. Она сможет такое пособие оформить.
    • Если же мама не относится к категории обучающихся по очной форме обучения, то тогда условия получения этого пособия — они будут, по сути, аналогичными условиям единого пособия. То есть точно так же среднедушевой доход не выше одного прожиточного минимума, имущественная нуждаемость (обеспеченность) и, собственно, правило нулевого дохода. Соответственно, такой маме, как мне представляется, целесообразно попробовать и подать все-таки заявление на единое пособие, потому что размер единого пособия, очевидно, выше (он в максимальном размере — это 100% прожиточного минимума на детей).

Одновременно получать и пособие по уходу за ребенком (опять мы говорим только о неработающих мамах), и единое пособие не получится, пособие будет какое-то одно. То есть если сначала будет оформлено, например, пособие по уходу, а потом мама подаст заявление на единое пособие, то с момента назначения единого пособия другое пособие, пособие до полутора лет, оно прекратится. Поэтому здесь, собственно, семья и мама принимает решение сама.

— Почему взят такой большой расчетный период для оценки доходов — 12 месяцев? Если мое материальное состояние ухудшилось сейчас, а год назад финансовое состояние было неплохим — это значит, что я сейчас не нуждаюсь в пособии? То есть почему нуждаемость смотрят по прошлом году, если проблемы с доходами возникли сейчас?

Ольга Баталина:

Раньше все документы для назначения детских пособий нужно было самому собирать по разным ведомствам, инстанциям, и приносить в орган социальной защиты. Конечно, было огромное количество ошибок (не там поставили печать, печать не поставили вовсе, не тот документ заверили, а нужно принести еще какой-то документ). Понятно, что родители тратили огромное количество времени, отпрашиваясь с работы, собирая эти документы, справки, пытаясь уложиться там в приемные часы, бухгалтерии не всегда работают, здесь, приходя в органы соцзащиты не в то время, когда они работают. В общем, все это было достаточно хлопотно и неудобно. И много раз […] семьи говорили: слушайте, нас так отпугивает необходимость этого сбора документов, что проще вообще уже ни за какой поддержкой к государству не обращаться.

Вот сейчас действуют все новые на принципах социального казначейства, и не нужно приносить никаких документов, справок о доходах. Вообще сейчас почти 95% заявлений не требуют вообще предъявления никаких бумажных документов. Только в исключительных случаях оставшиеся 5% приносят некоторые справки, как например справка из военкомата, которой нет в электронном виде, поэтому ее нужно будет принести. А откуда же берутся тогда эти сведения о доходах? Что же их, не проверяют? Проверяют, но только они теперь получаются из Федеральной налоговой службы. Поэтому [берется такой] период оценки доходов для того, чтобы семьям не приходилось на бумаге приносить каких-либо документов.

[…] [Еще] дело в том, что у нас людей, которые ритмично, ежемесячно получают одну и ту же заработную плату, не так много. Вообще очень у многих есть еще дополнительные выплаты в течение года — у кого-то это премии, какие-то дополнительные бонусы, какие-то стимулирующие выплаты. Потом у нас много людей занято в сельском хозяйстве — у них сезонная занятость, они не получают ритмичный доход в течение всего года. Есть люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью — тем более у них нет доходов каждый месяц, но зато в течение года у них может быть несколько периодов по результатам сделок или удачно проведенной работы с получением этого дохода. И если мы у семьи будем брать более короткий период — например, 3 месяца, как, положим, говорят об этом наши семьи, то не факт, что эти 3 месяца будут ровно того периода, когда этих доходов практически не было. Это могут быть как раз периоды высокого дохода. И понятно, что семья, зарабатывая эти деньги за эти 3 месяца, не живет на них только 3 месяца — она их равномерно распределяет в течение всего года.

И поэтому период 12 месяцев как раз наиболее выгоден для семьи, потому что он позволяет посмотреть, а каким доходом в среднем обладает семья, и не отказывать семье из-за вот этих вот месяцев каких-то крупных доходов — премий, выплат, каких-то поступлений, доходов от бизнеса и много многого другого. Поэтому поверьте, хоть и кажется, что вроде бы какое-то старое финансовое состояние семьи измеряется. Нет, только равномерное распределение расчетных доходов по году позволяет большему количеству семей претендовать на меры поддержки.

— Если у семьи отличается место регистрации и место фактического проживания (например, если семья проживает с детьми и временно зарегистрирована в Южно-Сахалинске, а постоянная прописка в Краснодарском крае), то по прожиточному минимуму какого региона должно будет начисляться универсальное пособие?

Ольга Баталина:

Если у семьи одновременно есть постоянная прописка и временная прописка, то семья сама принимает решение, какую из этих прописок указать в заявлении. Когда семья подает заявление на портале Госуслуг, она указывает в данном случае один регион — Краснодар или Южно-Сахалинск.

Конечно, я всем рекомендую указывать ту прописку того региона, где семья реально фактически живет. Почему?

  • Вы не можете заранее знать, точно ли вы не в тех 5%, которым нужно будет принести какой-то бумажный документ. Если вы, проживая в Южно-Сахалинске, укажете прописку Краснодара, то приглашать вас будут в клиентскую службу Социального фонда Краснодара, что будет, наверно, вам не очень удобно. Это раз.
  • Во-вторых, в Краснодаре и Южно-Сахалинске совсем разные величины прожиточного минимума. Поэтому оптимально подавать заявление опять в том же регионе, где вы реально проживаете (по временной или постоянной прописке) с тем, чтобы прожиточный минимум, который вам будет назначен, отражал особенности региона, где вы живете.

А так главное, чтобы какая-то из прописок в дальнейшем была подтверждена органами МВД, что вы подали реальные, достоверные сведения.

Как классифицировать объекты с учетом понятия существенности

Получается, что с учетом понятия существенности и требования рациональности классификация материальных объектов в бухгалтерском учете может выглядеть следующим образом (п. 7.4 ПБУ 1/08, п. 3 ФСБУ 5/2019, п. 5 ФСБУ 6/2020):

И тут настало время ввести понятие «Малоценное оборудование и запасы» — так мы будем называть объекты, признанные несущественными в бухгалтерском учете.

Что может попадать в эту категорию? Большинство из того, что ранее было спецодеждой и спецоснасткой, а также мебель, оргтехника, компьютеры, электроинструмент, огнетушители и пр.

Как правило, такие объекты требуют дополнительного контроля, то есть оперативного учета — кому, когда и сколько выдали (п. 8 ФСБУ 5/2019, п. 5 ПБУ 6/01, п. 5 ФСБУ 6/2020).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...