Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методика расчета минимальной стоимости услуг по охране». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В учреждении дополнительного образования (спортивная школа единоборств) по штатному расписанию 3 ставки сторожа, занятые тремя сотрудниками. По графику работы получается, что в некоторых месяцах у двоих сторожей недоработка часов до планового баланса, а у одного — переработка. Например, при норме 151,2 часа в марте двое отработали по 144 часа, а один 156 часов. На тот момент региональным соглашением минимальный размер оплаты труда был установлен в размере 15390 (республика Саха). Должен ли бухгалтер сделать доплату до МРОТ тем двоим, у кого недоработка часов. (Вроде как работники не виноваты, что так получилось по графику, пропусков по болезни или отпуска не было). И как оплатить часы третьему работнику часы сверх нормы 4,8 часа (156-151,2). Если как сверхурочные, то никакого фонда зарплаты не хватит. Например, в детских садах при имеющихся в штатном расписании 3,5 ставок фактически работают трое. При любом графике у каждого переработка бывает и по 60 часов. Как такую переработку правильно оформлять документально и как платить, ведь количество сверхурочных часов ограничено трудовым кодексом, а у работника за год отработанных сверх нормы часов получается гораздо больше, чем 120 часов.
Системы оплаты труда работников учреждений
В разделах, посвященных системам оплаты труда работников федеральных, государственных и муниципальных учреждений, главные изменения касаются учета требований применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов. Это необходимо учитывать при установлении окладов (должностных окладов), ставок заработной платы (пп. «е» п. 7, п. 11), при формировании фонда оплаты труда (пп. «и» п. 7).
Системы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров существенных изменений не претерпели.
При формировании системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений стоит обратить внимание на корректировку пп. «е» п. 32 Рекомендаций по системам оплаты труда. При введении новых систем оплаты и их изменении (совершенствовании) сумма выплат работнику: по должностному окладу, доплат и надбавок, установленных в процентном отношении к должностному окладу, фиксированных ежемесячных выплат, установленных в абсолютном размере, не может быть в абсолютном выражении меньше суммы аналогичных выплат в действующих системах оплаты труда при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей и выполнения работ той же квалификации. Иными словами, если система оплаты труда меняется, но объем работы и трудовые обязанности – нет, то сумма выплат работнику не может быть уменьшена.
Правила оплаты труда при переработке рабочего времени
Также просто в порядке ст.152 ТК РФ будет осуществить и расчет размера доплаты, учитывая, что при обычном графике, как правило, используется окладная система. То есть для начала во исполнение норм Письма Минтруда №1202-21 нужно всего лишь рассчитать стоимость одного часа, а затем помножить на часы занятости с установленным коэффициентом.
При обычном графике работник выполнит норму труда в любом случае, учитывая, что трудиться он будет на протяжении четырех недель по 40 часов, а вот при сменном, количество часов занятости может варьироваться. То есть в первом месяце норма может быть превышена, а во втором наоборот, но в целом за квартал работник все же отработает норму, установленную законом.
Оплата переработки при сменном графике работы
Суммированному учету отработанного времени посвящена ст. 104 Трудового кодекса, которая определяет такой метод как подсчет рабочего времени совокупно в течение заранее выбранного периода. То есть трудовые смены в разные дни по времени могут быть неодинаковыми и выходить за рамки установленных законом предельных нормативов. Также могут быть неодинаковыми и выходящими за пределы максимальной продолжительности трудовой деятельности и рабочие недели. При этом суммировано за месяц (квартал, полугодие, год) временной норматив длительности исполнения рабочих обязанностей должен соблюдаться и соответствовать определенному в ТК РФ. Факт применения суммированного способ учета и отчетный период устанавливаются внутренней документацией организации.
Это интересно: Как Купить Удостоверение Ветерана Труда Федерального Значения
Согласно п. 4 ст. 91 Трудового кодекса, каждое предприятие обязано производить учет времени, отработанного членами трудового коллектива. При этом кодекс определяет предельные нормы длительности времени работы, которые в стандартном варианте равняются 40 часам в неделю (по 8 часов в день) при трудовой 5-дневке. Для некоторых категорий сотрудников, определяемых законодательно, временной рабочий норматив сокращен и составляет 24, 35 или 36 часов.
Минимальная зарплата в 2022 году: размер и правила расчёта
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее -учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление являющихся минимальными гарантиями фиксированных размеров оплаты труда минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп), либо иным группам в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации требованиями к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. № 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 23 июня 2021 г. № 525, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. № АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. № 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2022 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоупр��вления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2022 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2021 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).
Определять предельную долю расходов на оплату административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.
С 2022 года повышен МРОТ: на что следует обратить внимание?
Предприятие должно обязательно регламентировать условия организации и начисления вознаграждения за труд в неурочное время. Это должно быть осуществлено в таких локальных актах:
- в положении об оплате труда (общем или изданном специально для ночных часов);
- в коллективном договоре (нужен учет мнения профсоюзного органа)
- в трудовом договоре с отдельно взятым работником;
- в приказе о привлечении сотрудника к работе в указанные часы (если это делается разово либо привлекают работника из особого контингента).
ВАЖНО! Приказ необходим только в особых случаях, при постоянном графике с ночными сменами достаточно закрепить порядок оплаты в Положении.
Определенные категории сотрудников не имеют права трудиться в ночные смены, без учета их мнения по этому поводу. Другой перечень определяет круг работников, которые могут быть привлечены к ночному труду, если выразят свое согласие.
Запрещено работать ночью:
- женщинам, ожидающим прибавления;
- несовершеннолетним трудящимся, кроме особых категорий, предусмотренных ТК РФ и отдельными федеральными законами, например, занятых в спектаклях или иных мероприятиях.
Можно работать ночью при письменном согласии:
- матерям малолетних чад (до 3 лет);
- инвалидам любой группы;
- сотрудникам, на чьем попечении находятся инвалиды;
- работникам, ухаживающим за нездоровыми членами семьи (по заключению медиков);
- родителям-одиночкам, имеющим детей до 5 лет;
- опекунам малышей до 5 лет.
К СВЕДЕНИЮ! Сотрудник, принадлежащий к этой категории, должен быть письменно предупрежден о том, что он имеет право отказаться работать в ночные часы, и в свою очередь, завизировать свое согласие.
Закон устанавливает повышенную по сравнению с дневными часами оплату за каждый отработанный ночной час. Размер этого повышения зависит от нескольких важных нюансов:
- минимального размера платы за ночной труд, установленного государством;
- цифр, закрепленных в соответствующем локальном акте (обычно доплата – это процент от дневного оклада или тарифа);
- количества ночных часов, в течение которых сотрудник был занят.
Размер доплаты за каждый ночной час труда не может быть меньше пятой части обычного дневного оклада (ст. 154 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 554).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сменный график или обычный график принят в организации, ночные часы оплачиваются по одинаковому принципу – с доплатой.
Одно дело, когда ночные часы предусмотрены графиком работы, и немного другая ситуация, когда они получаются отработанными сверх нормы, даже при сменном графике. Как производить оплату в таких случаях?
Нужно применить и доплату за ночь, и коэффициент сверхурочности, который составляет 1,5 за первые два часа переработки и 2 – за последующее время.
Сотрудник Поливанов К.И. с окладом 25 тыс. руб. в мес. работает по сменному режиму 5 дней в неделю (с понедельника по пятницу). Его вечерняя смена – с 20:00 до 04.00. За месяц по графику у него 10 таких смен. Локальным актом предприятия установлена 20% доля доплаты за работу в неурочное время. Рассчитаем сумму доплаты.
За учетный месяц Поливанов К.И. полностью отработал часовую норму, соответствующую производственному календарю (170 часов). На ночные часы каждую смену приходится по 6 часов (с 22: 00 до 04:00), за месяц это составит 6 х 10 = 60 часов. Нам нужно найти среднечасовую тарифную ставку: 25 000 / 170 = 147 руб. Вычислим сумму ночной доплаты за каждый час: 147 х 0,2 = 29,4 руб. За 60 неурочных часов нужно будет доплатить к окладу 60 х 29,4 = 1764 руб.
Производственный календарь за учетный месяц предусматривает 172 отработанных часа, а сотрудник Бельченко Л.А. отработал 176. При этом у Бельченко сменный график работы с почасовым окладом в 100 руб. за час, при котором на ночное время ежесменно выпадает 3 часа. В учетном месяце у Бельченко было 12 смен. «Ночной» коэффициент, принятый на фирме, стандартный – 20%. Рассчитаем доплату.
Найдем количество ночных часов за данный месяц: умножаем количество смен на количество неурочного времени – 12 х 3 = 36 часов.
Найдем, сколько времени переработано сверх нормы: 176 – 172 = 4 часа.
За ночные часы работы положена надбавка 36 х 100 х 0,2 = 720 руб.
За сверхурочные: за первые два часа в полуторном размере 100 х 1,5 х 2 = 300 руб.; за остальные два часа 100 х 2 х 2 = 400 руб. Итого 300 + 400 = 700 руб.
В дополнение к обычному дневному заработку Бельченко Л.А. должен получить 720 + 700 = 1420 руб. доплаты.
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:
- госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
- работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.
По ��риблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:
- школ;
- детских садов;
- средних и высших учебных заведений;
- медицинских учреждений;
- библиотек, музеев и других культурных учреждений;
- научных институтов.
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.
Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.
Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в 2012 году, майские указы президента о повышении зарплаты медработникам и другим бюджетникам — это всего один основной документ — (указ президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.
Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие указов президента:
- от 07.05.2012 № 597;
- от 01.06.2012 № 761;
- от 28.12.2012 № 1688.
Повышение является поэтапным. В конце концов:
- у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
- у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.
К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).
Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» | Категории сотрудников бюджетных организаций, которые не попали под действие «майских указов» |
---|---|
Педагоги детских садов и общего образования Педагоги дополнительного образования Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования Преподаватели вузов Врачи Средний и младший медицинский персонал Социальные работники Работники культуры Научные сотрудники Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей |
Специалисты по кадрам Специалисты по комплексной реабилитации Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений Социальные психологи Юристы Бухгалтеры и экономисты Инженеры Программисты |
Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% | Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 3,7% |
Утвердили рекомендации по оплате труда в учреждениях на 2022 год
- работа в ночное время оплачивается в повышенном размере, установленном законодательством о труде: за каждый час работы в ночное время или ночную смену при сменном режиме работы производятся доплаты в размере, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, нанимателем, но не ниже 20 % часовой тарифной ставки (оклада) работника;
- в Положении об оплате труда определяется конкретный размер доплаты (например, 30 % часовой тарифной ставки (оклада) работника за каждый час работы в ночное время);
- сверхурочной считается работа, превышающая установленную законодательством продолжительность рабочего времени.
Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Подобным методом производят начисление зарплаты всех работников, к которым используется повременная оплата труда. Для корректного расчета работодатель обязан правильно вести учет дневного и ночного времени работы сотрудника. Тогда считать в табеле различные периоды работы будет намного проще.
Нет, не зависит. Доплата должна начисляться всем без исключения сотрудникам, часть ежедневной деятельности которых относится к временному промежутку от 22 до 6 часов. При этом несущественно, работают они в часы, укладывающиеся в рабочие нормативы, или находящиеся за их пределами. А также не имеет значения, выполняет работник действия, прописанные в трудовом соглашении или нет.
Если работник постоянно трудится по ночам, достаточно умножить оклад, начисляемый за аналогичную деятельность в дневное время суток, на повышающий коэффициент и впоследствии выплачивать сотруднику именно эту сумму. Это позволяет сократить временные затраты на определение размера надбавки и снизить нагрузку на работников расчетных отделов предприятия.
Что касается смен сторожа, лучше всего, если они не будут составлять 24 часа: в неделю любой сотрудник не должен работать больше 40 часов. Всего две смены по 24 часа уже превышают указанный предел, поэтому придётся доплачивать за переработку, а это уже перерасход бюджетных средств.
Как правило, режим рабочего времени и времени отдыха сторожей отличается от общих правил, действующих в учреждении. Соответственно, информация об установленном режиме рабочего времени (продолжительности рабочей недели, рабочей неделе с предоставлением выходных дней по скользящему графику, работе с ненормированным рабочим днем, продолжительности ежедневной работы (смены), времени начала и окончания работы, времени перерывов в работе, чередовании рабочих и нерабочих дней) должна содержаться в трудовом договоре с работником (ст. 57 ТК РФ). Часто сторожам устанавливается сменная работа (ст. 103 ТК РФ), они могут работать в ночное время (ст. 96 ТК РФ).
Как сделать доплату до МРОТ — пример Допустим, оклад работника составляет 8 000 руб., размер премии — 20 % величины оклада. Работник отработал положенное время, выплата других надбавок не планируется. Регионального соглашения о МРОТ в данном регионе нет, поэтому используется федеральный показатель.
— Второе важное изменение коснётся удалённых сотрудников. С 1 января 2022 года вступают в силу поправки в Трудовой кодекс, которые регулируют дистанционную работу. В пандемию появился ряд проблем. Например, не было механизмов электронного взаимодействия сотрудника и работодателя. Поправки дают право проводить как постоянный, так и временный (до шести месяцев) перевод на дистанционный труд. К тому же можно использовать смешанный вариант, — рассказал председатель комиссии по социально-трудовым спорам Московского отделения Ассоциации юристов России Павел Андреев.
- сдельщикам — не меньше двойных сдельных расценок;
- тем, чей труд оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — не ниже двойной дневной или часовой тарифной ставки;
- «окладникам»:
- не ниже одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа осуществлялась в пределах месячной нормы рабочего времени;
- в размере не ниже двойной дневной или часовой ставки сверх оклада — при работе сверх месячной нормы рабочего времени.
За учетный период работник отработал сверх нормы 18 часов (472 ‑ 454). Соответственно, за первый и второй месяцы отчетного периода он должен получить по 11 280 руб., за третий месяц – гарантированную заработную плату в размере 11 280 руб. плюс оплату сверхурочной работы (работы в праздничные дни).
2.3. Размеры окладов (должностных окладов) работников Учреждений устанавливаются руководителями Учреждений на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и на основании отнесения занимаемых ими:
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, а также нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Таким образом, в случае если заработная плата работника за январь 2022 года без учета оплаты сверхурочных часов и праздничных дней меньше установленного МРОТ (11 280 руб.), ему должен быть начислен МРОТ и поверх него должна быть произведена оплата сверхурочных часов работы и работы в выходные.
Если сотрудник ушел на больничный в конце 2021-го, а закроет листок он только в 2022 году, то учитывать минимальный размер оплаты труда необходимо в таких ситуациях так:
- на момент начала болезни стаж гражданина составляет менее полугода;
- больной нарушил режим лечения;
- выплата в расчете за календарный месяц оказалось меньше МРОТ.
Индексация бюджетникам
Важно! Владимир Путин потребовал от правительства подготовить все необходимое для проведения индексации зарплат бюджетников РФ уже с 01.01.23. Таким образом, уже в начале 2023 года все работники бюджетной сферы получат повышенный оклад. Правда президент не озвучил в своем обращении, каким именно должен быть коэффициент индексации. Вероятнее всего этот параметр мы узнаем после анализа инфляции за весь 2022 год.
Напомним, что ранее Минфин планировал увеличить федеральный заработный фонд бюджетной сферы более чем на 1 триллион рублей в период с 2023 по 2025 год:
Год | Увеличение фонда |
2023 | 104,7 млрд. |
2024 | 359 млрд. |
2025 | 541,7 млрд. |
Депутат озвучил, что нужно сделать для повышения заработной платы
За последние восемь лет заработная плата россиян значительно снизилась. Олег Шеин, депутат Государственной Думы и вице-президент Конфедерации труда России, считает, что если все пойдет по плану, то неравенство в доходах исчезнет не раньше 2040 года.
«Очевидно, что в настоящее время зарплаты ниже, чем в 2014 году. в этом году провал по заработной плате составил примерно 8%, так что, исходя из имеющихся на данный момент данных, при столь «аккуратном» подходе уровень заработка россиян должен вернуться к норме только к 2040 году», – считает парламентарий.
Олег Шеин сообщил, что стоимость товаров и услуг в текущем году выросла на 13%, в то время как зарплаты в бюджетной сфере выросли не более чем на 2%. Это аналогично ситуации с зарплатами в предыдущие годы.
«Если средняя заработная плата в реальном секторе экономики снижается и отстает, понятно, что и в бюджетном секторе средняя зарплата тоже будет снижаться. Сейчас индексация заработных плат – это просто попытка догнать рост цен», – уверен Шеин.
Политик уверен, что единственный способ добиться значительного повышения заработной платы — это создание работающими гражданами профсоюзов, которые будут настойчиво агитировать за улучшение оплаты труда.
Режим труда и отдыха.
Как правило, режим рабочего времени и времени отдыха сторожей отличается от общих правил, действующих в учреждении. Соответственно, информация об установленном режиме рабочего времени (продолжительности рабочей недели, рабочей неделе с предоставлением выходных дней по скользящему графику, работе с ненормированным рабочим днем, продолжительности ежедневной работы (смены), времени начала и окончания работы, времени перерывов в работе, чередовании рабочих и нерабочих дней) должна содержаться в трудовом договоре с работником (ст. 57 ТК РФ). Часто сторожам устанавливается сменная работа (ст. 103 ТК РФ), они могут работать в ночное время (ст. 96 ТК РФ).
Так, при сменной работе сотрудник должен выполнять работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (доводится до сведения работников не позднее чем за один месяц до его введения в действие). По общим правилам при работе в ночное время (с 22 до 6 часов) продолжительность работы (смены) сокращается на один час без последующей отработки. Однако в случае, если работник принят специально для работы в ночное время, продолжительность его работы (смены) в ночное время не сокращается.
При составлении графика работы нужно учитывать требования ст. 110 ТК РФ, в соответствии с которой продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.
Суммированный учет рабочего времени установлен.
В соответствии со ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) в учреждении в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и др.) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период устанавливается работодателем самостоятельно. Он не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, – три месяца.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
На практике по должности сторожа часто устанавливается именно суммированный учет рабочего времени. В этом случае нормальное число рабочих часов за учетный период распределяется по месяцам или неделям на основании графика сменности, который разрабатывается таким образом, чтобы не была допущена переработка. Обратите внимание, в разные недели (месяцы) работник может отработать различное количество часов, главное, чтобы он выполнял норму труда за учетный период. Следует учитывать, что сверхурочные часы в повышенном размере оплачиваются работникам, которым установлен суммированный учет рабочего времени, по итогам расчетного периода. Рассмотрим конкретные примеры.
Пример 1
Сторожу установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период – месяц. В январе он отработал 152 часа. Оклад сторожа – 10 000 руб.
В январе работник отработал сверхурочно 16 часов (152 ‑ 136). Поскольку заработная плата за норму часов рабочего времени ниже МРОТ, работнику должна быть начислена заработная плата в сумме 11 280 руб. (в размере МРОТ), а сверх нее должна быть произведена доплата за сверхурочную работу (работу в праздники).
Пример 2
Сторожу установлен суммированный учет рабочего времени. Учетный период – квартал. В январе согласно утвержденному графику он отработал 152 часа, в феврале – 148 часов, в марте – 152 часа (итого за расчетный период – 452 часа). Его оклад – 10 000 руб.
Продолжительность рабочего времени при 40‑часовой рабочей неделе в I квартале 2019 года составляет 454 часа:
Месяц |
Количество часов |
---|---|
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Итого |
В рассматриваемом случае за учетный период у работника не было переработки, соответственно, за каждый месяц отчетного периода он должен получить заработную плату в размере 11 280 руб. В случае если работник отработал все часы по графику, при этом они меньше нормы рабочего времени, оплата труда производится в размере, как если бы работник полностью отработал месячную норму труда. То есть тот факт, что в I квартале работник отработал на 2 часа меньше нормы (454 ‑ 452), не влияет на порядок оплаты его труда. Оплачивать в январе часы, отработанные сверхурочно, сверх МРОТ нет оснований.
Как составить тарифную сетку: пример
Согласно трудовому законодательству 18 разрядная сетка для учителей в 2022 году не действует, ее отменили еще в 2008 году. Если для должности работника бюджетной сферы не установлен конкретный оклад по межотраслевому положению или региональному постановлению, то за месячную (базовую) тарифную ставку принимают текущий размер МРОТ. С 1 января 2022 года его планируют увеличить до 13 890 рублей в месяц.
Примерная таблица с тарифной сеткой бюджетников на 2022 год в России выглядит так:
Разряд | Тарифный коэффициент, % | Месячная ставка, руб. |
---|---|---|
1 | 1,00 | 13 890,00 |
2 | 1,10 | 15 279,00 |
3 | 1,23 | 17 084,70 |
4 | 1,36 | 18 890,40 |
5 | 1,51 | 20 973,90 |
6 | 1,67 | 23 196,30 |
7 | 1,84 | 25 557,60 |
8 | 2,02 | 28 057,80 |
9 | 2,22 | 30 835,80 |
10 | 2,44 | 33 891,60 |
11 | 2,68 | 37 225,20 |
12 | 2,89 | 40 142,10 |
13 | 3,12 | 43 336,80 |
14 | 3,36 | 46 670, 40 |
15 | 3,62 | 50 281,80 |
16 | 3,90 | 54 171,00 |
17 | 4,20 | 58 338,00 |
18 | 4,50 | 62 505,00 |
Когда на предприятии устанавливается сменный режим, состоящий из двух, трёх или четырёх смен, то те из них, которые полностью или в части совпадают с временным промежутком, длящимся от 10 вечера до 6 утра, принимаются как ночные. Хотя ТК РФ не вменяет в обязанности руководителям компаний делать дополнительную оплату за все ночные смены, таковая возлагается на него опять же «советским» циркуляром. Это Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 № 194.
Таким образом, п. 9 Постановления № 194 действует и сегодня. При этом Верховный суд исходил из широкого толкования сферы применения указанной нормы. Но некоторые работодатели могут ссылаться на принадлежность их предприятий к другим отраслям, не указанным в Постановлении № 194, и не производить доплат. Из этого следует наличие пробела трудовом праве, которое делает интересы лиц, работающих ночью в несколько смен, незащищёнными.
- минимального размера платы за ночной труд, установленного государством;
- цифр, закрепленных в соответствующем локальном акте (обычно доплата – это процент от дневного оклада или тарифа);
- количества ночных часов, в течение которых сотрудник был занят.
Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.Статья 154.
Сотрудник Поливанов К.И. с окладом 25 тыс. руб. в мес. работает по сменному режиму 5 дней в неделю (с понедельника по пятницу). Его вечерняя смена – с 20:00 до 04.00. За месяц по графику у него 10 таких смен. Локальным актом предприятия установлена 20% доля доплаты за работу в неурочное время. Рассчитаем сумму доплаты.
Из-за специфики работы представителей этой категории не может соблюдаться еженедельное количество рабочих часов. Как начислить заработную плату сторожу в таком случае? В 61-ой статье КЗоТ указан выход: необходимо суммировать учет рабочих часов, благодаря чему в неделю охранник может работать и больше указанной нормы, но так, чтобы за месяц количество рабочих часов не превышало установленную норму. Этот пункт должен быть внесен в трудовой договор на стадии его заключения.
Осуществление оплаты ночных часов по ТК РФ в 2019 году, пример расчета
Таким образом, если наибольшая часть рабочего времени сотрудника попадает в диапазон указанных часов, считается, что работа осуществляется в ночное время. Согласно указанной статье, продолжительность рабочей смены в ночное время должна быть на час меньше, нежели в дневные часы.
Если дневное рабочее время составляет 8 часов, для ночных работ допустимо устанавливать семичасовой рабочий график без необходимости отработки недостающего часа. В отдельных случаях может не происходить убавление рабочих часов в ночное время, когда:
- Работник изначально был нанят для работы в ночь.
- Сотрудники задействованы в сменном режиме с предоставлением одного выходного дня в неделю.
- Сотрудник задействован с учетом уменьшенной продолжительности рабочего времени.
В правовых актах определены категории лиц, которых запрещено привлекать к трудовой деятельности в ночное время суток.
Расчет зарплаты, онлайн калькулятор
Трудового кодекса. В соответствии с указанной статьей работа в выходной и нерабочий праздничный день оплачивается: · сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам; · работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; · работникам, получающим оклад (должностной оклад), — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Согласно статьям 136 и 137 Трудового кодекса право на выходные дни имеют все работники и могут использовать их по своему усмотрению. При пятидневной рабочей неделе предоставляются два выходных дня каждую календарную неделю. При шестидневной рабочей неделе предоставляется один выходной день. Общим выходным днем для всех является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности), если иное не определено по соглашению сторон. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
Кроме того, инструкцией определено, что конкретный размер компенсаций, а также порядок и условия их выплаты устанавливаются локальным нормативным правовым актом организации в размере, не превышающем размер суточных, установленных законодательством при направлении в командировку как в пределах Республики Беларусь, так и за границу.