Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила монетизации льгот в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Россияне, сочетающие пенсию и активную трудовую деятельность, теряют право на многие льготы. При этом закон гарантирует им право получить у работодателя дополнительные дни отпуска «за свой счет» в любое время.
Особенности монетизации
Процесс замены преференций на денежные выплаты имеет ряд условий и особенностей. Они представлены в таблице:
№ | Регламент | Разъяснение |
1. | Региональный характер монетизации | Перечень оказываемых и подлежащих замене льгот закрепляется на местном уровне соответствующими законодательными актами. |
2. | Отличающийся размер выплат | Сумма компенсации определяется на региональном уровне. Федеральное законодательство определяет минимально допустимый размер. |
3. | Постоянная индексация | Размер выплат ежегодно обновляется согласно уровню инфляции. |
4. | Способ оформления и необходимые документы | Алгоритм оформления и перечень необходимой документации может отличаться в зависимости от субъекта РФ и предоставляемых льгот. |
Компенсация стоимости коммунальных услуг
Пенсионерам, не входящим ни в одну из категорий федеральных льготников, преференции набора социальных услуг недоступны. Они могут претендовать только на компенсацию части стоимости жилищно-коммунальных услуг, а именно на взносы на капитальный ремонт жилья.
Эта мера поддержки доступна для пенсионеров по всей территории России. Она оформляется единожды и предоставляется всегда. Принцип действия льготы: гражданин уплачивает взнос на капитальный ремонт согласно квитанции, после чего в течение нескольких дней ему компенсируется часть суммы. Возвращаемый процент зависит от возраста:
- от 70 лет – 50%;
- от 80 лет – 100%.
На уровне субъектов данная льгота может дополняться субсидиями на оплату:
- услуг стационарной телефонной связи;
- отопления и воды;
- газа и т.д.
На 2018 год, правительство РФ не проводит никаких значительных изменений в законодательной базе по монетизации льгот. С 01.02.2018 года была проведена индексация выплат ЕДВ, с учетом того, что инфляционный процесс повлиял на стоимость социальных услуг, которые входят в пакет НСУ.
Монетизация предоставленных льгот НСУ в 2016 году | монетизация НСУ в денежном эквиваленте ежемесячных выплат составляла 995 рублей 23 копейки |
---|---|
Монетизация предоставленных льгот НСУ в 2018 году | сумма компенсирования услуг НСУ в денежной форме — 1048 рублей 97 копеек |
Назначат ли выплаты на детей к Новому году 2023 – последние новости
В настоящее время нет сведений о государственных пособиях на детей в канун Нового года 2023. Как правило, о таких выплатах становится известно в последние недели декабря.
Также о выплатах на детей к Новому году могут заявить и региональные власти. Так, в преддверии 2023 года некоторые области учредили компенсации для семей мобилизованных. Например, в Адыгее, Башкортостане и Краснодарском крае детям мобилизованных предоставят единовременную выплату в 20 тысяч рублей.
В некоторых регионах страны в системе социального обеспечения существует традиция дарить подарки на Новый год детям из семей с низким доходом или больших семей, а также детям-инвалидам. Эти подарки обычно не являются денежными и поэтому не могут быть названы выплатами.
Будет ли тринадцатая пенсия в декабре 2022 года
На данный момент никаких предложений о выделении федеральных средств пенсионерам на предстоящий в 2023 году Новый год не поступало. Ранее внесенное депутатами Государственной Думы предложение о предоставлении ежегодной тринадцатой пенсии в канун Нового года не было принято.
На заседании правительства 8 декабря предложенный закон о 13-й пенсии не был одобрен. Было объявлено, что план по назначению дополнительной ежегодной пенсии с декабря этого года отклонен в связи с его несоответствием российскому пенсионному законодательству.
Напомним, в декабре 2021 года ЛДПР внесла в государственную думу законопроект, выступающий за ежегодную выплату пенсии перед Новым годом. Авторы предложили, чтобы эта предновогодняя пенсия была равна «размеру пенсии, получаемой гражданином на момент ее назначения».
Хищение средств и коррупция
В качестве обоснований реформ власть указывала на значительные нарушения законодательства госорганами. Например, в сфере снабжения медикаментами активно действовали каналы, через которые проходило получение государственных средств за бесплатное предоставление лекарств льготникам. Реальный же отпуск препаратов производился на гораздо меньшие суммы. В транспортной сфере установились достаточно высокие цены на услуги. Причиной этому стала коррупция. Высокая стоимость услуг оправдывалась заинтересованными чиновниками необходимостью обслуживать льготников. Имели место и злоупотребления в сфере санаторно-курортного лечения. Рядовым ветеранам приходилось находиться многие годы в очередях, чтобы воспользоваться возможностью бесплатно посетить профилактические учреждения. Монетизация льгот, по мнению правительства, могла устранить все эти нарушения.
Итоги проведения реформы по монетизации
Монетизация воспринималась раньше как руководство к действию. В 2022 году граждане вольны выбирать — получать выплату деньгами или взять пакетом соцуслуг. Выбор всегда лучше безоговорочных указаний, поскольку предполагает собственное решение и не оставляет повода оправданиям.
Закон № 122 за 13 лет выдержал 67 переизданий. Поправки вносились по нескольку раз в год. Это свидетельствует о провальном старте монетизации и готовности правительства к диалогу с народом.
Постепенно политики и экономисты избавились от сделанных в начале реформы ошибок. Однако главная проблема до сих пор не решена. Размер региональной компенсации Ветеранам труда не превышает 700 рублей. ЕДВ по-прежнему не поспевает за ростом цен в России.
Причины появления законопроекта
Недостаточное финансирование федерального бюджета повлияло на решение о принятии законопроекта об отказе предоставления льгот. На заре 2000-х появилось большое количество «фальшивых льготников». Люди покупали удостоверения и пользовались привилегиями наравне с их законными владельцами. К тому же, в то время процветал нелегальный бизнес по продаже гуманитарных лекарственных средств.
Общественный транспорт стал нерентабельным, поскольку больше половины пассажиров оказывались льготниками. А люди, проживающие в сельской местности, и вовсе не могли воспользоваться большей частью предоставляемых услуг, поскольку, к примеру, общественный транспорт в деревнях отсутствовал, а выезд в санаторий нельзя было осуществить в виду большого количества работы в летний и осенний период.
Монетизация – процедура перевода права на льготу в денежный эквивалент.
На практике встречаются случаи, когда ветеран труда не имеет возможности воспользоваться предлагаемыми ему государством льготами в полном объеме, по не зависящим от него причинам (проживание в селе и отсутствие необходимости в использовании общественного транспорта). Чтобы восстановить баланс интересов и справедливость, законодатель дает право монетизировать неиспользуемые меры социальной поддержки.
Получить компенсацию можно при отказе от:
- Бесплатного проезда в общественном транспорте;
- Льготного предоставления лекарственных препаратов;
- Ежегодной путевки на санаторно-курортное лечение.
Причины провала реформы
В первую очередь монетизация является достаточно сложной, с технической точки зрения, процедурой. Многие регионы и отдельные чиновники оказались просто не готовы к таким масштабным преобразованиям. В результате действия управленцев не были продуманы. Вместе с этим монетизация предполагалась как инструмент для ликвидации коррупции. В этой связи определенная часть госаппарата была не заинтересована в реформе. При планировании монетизации не был принят во внимание разрыв между периодом получения выплат (конец января 2005 г.) и тем фактом, что отмена льгот была введена в начале месяца.
Несмотря на то что средства были перечислены заранее, продолжительные новогодние каникулы и действовавшая система перечисления не позволили донести их до граждан своевременно. Не всегда выплаты могли компенсировать отмену льгот. В целом реформа помогла бы гражданам, однако, в связи с неравномерным распределением потерь и выгод, она провалилась. Особенно пострадали обычные пенсионеры. Решение вопроса по этим гражданам было отнесено к компетенции регионов. В федеральном же законодательстве об этих льготниках не сказано. Одни регионы смогли решить вопрос, а другие – нет ввиду отсутствия достаточных средств.
На 2021 год, правительство РФ не проводит никаких значительных изменений в законодательной базе по монетизации льгот. С 01.02.2018 года была проведена индексация выплат ЕДВ, с учетом того, что инфляционный процесс повлиял на стоимость социальных услуг, которые входят в пакет НСУ.
Монетизация предоставленных льгот НСУ в 2021 году | монетизация НСУ в денежном эквиваленте ежемесячных выплат составляла 995 рублей 23 копейки |
Монетизация предоставленных льгот НСУ в 2021 году | сумма компенсирования услуг НСУ в денежной форме — 1048 рублей 97 копеек |
На 2021 год правительство планирует создать и запустить в действие информационную систему по услугам социального обеспечения.
В данной системе будет полная база всех граждан льготных категорий, которым положены льготы. Будут указаны, какие льготы положены человеку, и в каком объеме.
Согласно информации из Приказа министерства здравоохранения и социального развития России №328 от 29 дек. 2014 г. «Об утверждении порядка предоставления НСУ», все льготы или компенсации, заменяющие их, назначаются на основании справка из Пенсионного Фонда РФ. За ее получением следует обращаться в местное отделение ПФР по месту регистрации с:
- паспортом или любым другим документом, способным идентифицировать личность заявителя;
- удостоверением или свидетельством, подтверждающим право на получение набора социальных услуг (удостоверение ветерана труда, заключение медико-социальной экспертизы о присвоении группы инвалидности и т.д.).
Компенсация стоимости коммунальных услуг
Пенсионерам, не входящим ни в одну из категорий федеральных льготников, преференции набора социальных услуг недоступны. Они могут претендовать только на компенсацию части стоимости жилищно-коммунальных услуг, а именно на взносы на капитальный ремонт жилья.
Эта мера поддержки доступна для пенсионеров по всей территории России. Она оформляется единожды и предоставляется всегда. Принцип действия льготы: гражданин уплачивает взнос на капитальный ремонт согласно квитанции, после чего в течение нескольких дней ему компенсируется часть суммы. Возвращаемый процент зависит от возраста:
- от 70 лет – 50%;
- от 80 лет – 100%.
На уровне субъектов данная льгота может дополняться субсидиями на оплату:
- услуг стационарной телефонной связи;
- отопления и воды;
- газа и т.д.
Когда и как подавать заявку
Обращаться в ПФР для получения набора социальных услуг или денежной выплаты за него следует до 31 декабря текущего года. В таком случае гражданину будут предоставляться льготы в следующем году.
Подавать заявление с документами следует в местное отделение ПФР по адресу регистрации. Это можно сделать следующими способами:
- посредством личного обращения;
- через многофункциональные центры (МФЦ оказывают разные услуги населению, перед подачей документов следует удостовериться в том, что в отделении можно подать заявление);
- с помощью услуг почтовых отделений;
- дистанционно через государственный интернет-портал Госуслуги или официальный сайт Пенсионного Фонда России (возможность действует не во всех регионах).
Монетизация льгот в Украине началась с октября этого года
3202просмотра
С октября 2019 года в Украине стартует монетизация льгот. Об этом сообщает Министерство социальной политики.
Тем льготникам, которые желают получать свою субсидию наличными, нужно до 15 октября обратиться в управление социальной защиты, написать заявление, в котором указать реквизиты банковского счета или пожелания получать средства через «Укрпочту». После этого льготу будут выплачивать наличными.
Монетизация субсидии не повлияет на размер предусмотренных законом социальных гарантий и позволит экономить средства на экономном потреблении жилищно-коммунальных услуг и использовать их на собственные нужды льготника.
С 1 октября 2019 года стартовал новый механизм выплаты льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. При этом порядок назначения выплат остается почти неизменным.
Новый механизм дает два варианта получения помощи:
- безналичная монетизация – когда Ощадбанк автоматически создает учетную запись получателя льгот, на который начисляются средства, а по итогам отопительного сезона – сэкономленные деньги можно снять по итогам отопительного периода (раз в год). В этом случае льготник не предпринимает никаких усилий, за него все сделают органы соцзащиты;
- наличная монетизация – когда получатель льготы может открыть счет в одном из 38 уполномоченных банков (или через выплатные объекты «Укрпочты») и каждый месяц получать «живые» деньги.
Получатель субсидии теперь сможет самостоятельно выбирать, куда будут перечисляться средства: один из уполномоченных банков или выплатные объекты «Укрпочты» (кассы в отделениях или доставка почтальоном на дом).
Ранее Ощадбанк был единственным учреждением, куда перечислялись субсидии. Теперь получатель пособия может выбрать другой банк (для смены банка нужно подать соответствующее заявление в орган социальной защиты).
- Большинству получателям субсидий, которым помощь была переназначен по итогам предыдущего отопительного сезона – субсидия будет пересчитана автоматически.
- В министерстве обратили внимание, что внутренне перемещенным лицам, арендаторам жилого помещения, а также домохозяйствам, которым было назначена субсидия на фактически проживающих, и которые в мае текущего года не обратились в управление соцзащиты – нужно сделать это до 15 декабря.
- Домохозяйствам, которые по итогам предыдущего отопительного сезона получили отказ в продлении программы субсидий из-за долгов (их насчитывается около 200 000 из общего количества почти 4 млн домохозяйств) предлагается несколько вариантов:
- обратиться к предприятию-поставщика услуг с просьбой провести реструктуризацию долга (особенно актуально в случае значительной задолженности);
- погасить задолженность перед поставщиком услуг и обратиться за субсидией (актуально в случаях небольшой задолженности);
- в исключительных случаях, когда у человека нет возможности ликвидировать задолженность, но есть острая потребность в субсидии – она может обратиться в специальную комиссию при местных органах власти, которая, в случае обоснованной позиции, может назначить субсидию.