Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Могут ли ГИБДД останавливать где угодно?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.
Платных парковок станет больше
Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.
В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.
Комментарии к пункту 2.1.1 ПДД
Итак, начнём с того, как именно необходимо предъявлять документы на проверку инспектору ГИБДД. Их нужно передать для проверки – так прямо написано в пункте 2.1.1. Это значит, что недостаточно их просто показать – необходимо их дать сотруднику в руки, чтобы тот их изучил.
В 90% всех случаев водителю требуется передать всего 3 документа:
- действующее водительское удостоверение (абзац 2 пункта 2.1.1 Правил дорожного движения),
- свидетельство о регистрации транспортного средства (абзац 3 – это и есть единственный регистрационный документ на 2022 год),
- полис ОСАГО (абзац 6).
Имеются некоторые правила, которым при общении с водителями должны следовать сотрудники ГАИ. Остановка для проверки документов разрешается только при наличии веских оснований. При этом учитываются требования:
- автоинспектор должен самостоятельно подойти к водителю и представиться, причем сообщить он должен не только ФИО, но и должность;
- оговаривается причина остановки машины: проверка документов или нарушение водителем ПДД;
- излагается требование автоинспектора о передаче документов;
- передаются бумаги на машину вместе с водительским удостоверением должностному лицу;
- после их изучения сотрудник ГИБДД должен отдать документы водителю и попрощаться.
Если же процедура затягивается по разным основаниям, то важно поинтересоваться о причинах у автоинспектора. При отсутствии внятного ответа можно позвонить по телефону доверия или непосредственно в дежурную часть для получения консультации относительно дальнейших действий.
Как себя вести при остановке?
Каждый водитель должен знать, могут ли в ГАИ останавливать для проверки документов машины. Если останавливается авто без веских оснований, то владельцы транспортного средства должны вести себя в соответствии с определенными правилами и рекомендациями:
- на основании знака, подаваемого автоинспектором, необходимо остановить машину на обочине;
- водитель может не выходить из своего автомобиля;
- первоначально важно убедиться, что соблюдаются автоинспектором основные правила общения с водителем, например, он обязан поздороваться и представиться;
- желательно потребовать у сотрудника ГИБДД служебное удостоверение;
- надо поинтересоваться, в чем причина остановки;
- если у автоинспектора нет оптимального ответа на этот вопрос, то желательно позвонить по телефону дежурной части, чтобы сообщить о нарушении со стороны работника ГИБДД;
- если должностное лицо начинает настаивать, что остановка связана с выявленным нарушением, то водитель может потребовать предъявления доказательств своей вины;
- если настаивает сотрудник ГИБДД на составлении постановления, то автовладелец должен потребовать формирования протокола;
- в документе указывается, что шофер не согласен с предъявляемыми обвинениями;
- водитель может требовать копию протокола, причем в этом документе должны иметься подписи свидетелей;
- если автоинспектор желает произвести досмотр машины, то выполняется эта процедура только в присутствии двух понятых, а также с одновременным составлением соответствующего протокола;
- если работник ГИБДД обвиняет водителя в том, что он находится в состоянии опьянения, то нельзя отказываться от процедуры освидетельствования, проводимой на месте с использованием алкотестера;
- если имеются подозрения, что показания прибора являются ложными, то надо настаивать на проведении медицинского освидетельствования.
При общении с автоинспекторами не допускается грубить или оскорблять инспекторов, так как это может стать причиной для задержания и назначения административного ареста на срок до 15 суток.
Что делать водителю в случае назначения штрафа за отсутствие аптечки или огнетушителя?
Для гарантированного избегания штрафа за отсутствие аптечки или огнетушителя в 2022 году стоит приобрести необходимые вещи и забыть о проблемах с досмотром. Однако, если наказание неизбежно следует помнить о возможности уговорить инспектора на более мягкие санкции – предупреждение. Подобным случаем можно воспользоваться, если убедить сотрудника ГИБДД, что недостающие части бинтов или пластырей были только что использованы для помощи мальчику-велосипедисту, упавшему на ваших глазах и разбившему колени. А вот при обнаружении просроченной аптечки можно сказать инспектору о том, что как раз за аптечкой вы в данный момент и направляетесь.
Наличие пройденного технического осмотра будет являться гарантией защиты от дополнительных проверок на отсутствие аптечки и огнетушителя. Следует также помнить, что запрос на предоставление вышеуказанных предметов правомерен только в период техосмотра, а его проведение инспектором ГИБДД на дороге является незаконным.
Проверка документов вне стационарного поста ДПС
Инспектор ГИБДД получил право проверить документы у любого человека, находящегося в салоне транспортного средства. Нормы, которые связаны с запрещением эксплуатации автомобиля, а также с изъятием водительского удостоверения были исключены (меры обеспечения производства по делу о правонарушении административного характера).
Для того чтобы обеспечить безопасность движения на дороге, работники ГИБДД теперь смогут применять технические средства измерения, которые не принадлежат структурам внутренних дел.
Действия процессуального характера, которые проводятся без понятых, теперь можно будет записывать с помощью средств видео-фиксации.
«В приказ МВД № 185, который утвердил административный регламент, вносится ряд изменений. Самое главное, о чём давно говорили – возможность остановки водителей сотрудниками ДПС вне стационарных постов.
В соответствии с ныне действующим регламентом, это возможно только на стационарных постах», — рассказала Татьяна Суслова, начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Радикальных изменений в поведении сотрудников ГИБДД на дороге после вступления документа в силу не произойдет. Многие новшества носят технический характер и вызваны изменением за последние годы ПДД и КоАП.
Зачем инспектор ГИБДД просит показать паспорт: в чем подвох
Недавно моего друга остановил автоинспектор и при проверке документов спросил его паспорт. Его у него с собой не оказалось. Но по закону мой друг и не должен предъявлять этот документ, так как в российском праве четко регламентирован перечень обязательных бумаг для предъявления сотрудникам ГИБДД.
К счастью для моего друга, такая проверка закончилась для него только дополнительной проверкой его в базе должников по штрафам. Хорошо, что мой друг смог доказать инспектору о том, что тот действует незаконно и не имеет права требовать от него паспорт. Поэтому я решила сегодня поговорить о том, как надо вести себя водителю в подобных ситуациях.
ПДД устанавливает строгий перечень документов, которые должен иметь при себе водитель. К ним относятся:
- удостоверение, дающее ему право управлять данным видом транспортного средства;
- СТС, этот документ представляет собой розовую ламинированную карточку, в которой содержится информация о регистрации данного ТС;
- полис ОСАГО, являющийся подтверждением об обязательном страховании ответственности водителя перед другими участниками движения на дороге.
В качестве дополнительных обязательных бумаг могут выступать:
- путевой лист, если транспорт везет определенный груз;
- документы на груз, подтверждающие основание для транспортировки данного груза от собственника к третьему лицу.
Из перечисленных бумаг следует, что паспорт не является обязательным для водителя. Поэтому его требовать автоинспектор не имеет право. А сам водитель может не иметь его при себе.
Но есть обстоятельства, при которых сотрудники полиции имеют право проверить паспорт. К ним относятся следующие основания:
- подозрение человека в совершении им преступного деяния;
- нахождение водителя в розыске;
- возбуждение ранее административного правонарушения, если водитель уклоняется от явки для дачи объяснений;
- управление автотранспортом по доверенности, в этом случае водитель должен подтвердить свою личность;
- при оформлении ДТП, от человека потребуются паспортные данные, но их можно указать и без его предъявления.
Противоречия и нормативные коллизии
Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п. 106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.
Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?
Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.
Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.
Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.
На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.
Разрешена ли проверка документов вне стационарного поста ДПС?
Новая редакция регламента позволяет сотрудникам ДПС осуществлять остановку ТС вне стационарного поста для проверки документов. Теперь сотрудники имеют право останавливать машины для проверки документов в любом месте.
Но место выбирается не по желанию сотрудника, а по приказу руководства. Остановка автомобиля сотрудником ДПС вне стационарного поста во многом обусловлена резким сокращением постов за последнее время.
Как и остановка, проверка документов сотрудниками ДПС также может осуществляться вне стационарного поста. Статья 106 документа регламентирует следующие основания для проверки документов:
- инспектор выявил признаки нарушения ПДД;
- есть ориентировки или другие сведения, которые свидетельствуют о причастности автомобилиста или ТС к совершению аварии, преступления, правонарушения, об использовании автомобиля в противоправных целях, если есть основания предполагать, что машина в розыске;
- в рамках специальных мероприятий по предупреждению аварий и снижению тяжести последствий ДТП.
Главное изменение, касающееся темы данной статьи, заключается в том, что теперь сотрудники ГИБДД могут проверять документы водителей в любом месте, а не только на стационарных постах. Но помимо этого в документе ввели множество других изменений, касающихся обязанностей и полномочий инспекторов, а также технологий, методов фиксации нарушений. Количество пунктов Приказа увеличилось с 270 до 344.
Приказ №664 запрещает инспекторам препятствовать водителям ознакомляться с ориентировками или документами, подтверждающими проведение спецмероприятий. Однако это не значит, что сотрудник ГИБДД обязан предоставлять данные документы, если у него их просто нет. Они могут находится в стационарном посту ДПС или отделении ГИБДД. А ориентировки и вовсе могут быть получены в устной форме от другого наряда ДПС.
У лиц, не имеющих гражданства, либо иностранных водителей могут проверить:
- Паспорт личности, другой аналогичный документ.
- Миграционные документы, иностранную визу.
- Водительские права.
- Документация на автомобиль, таможенные бумаги при ввозе ТС из-за границы.
- Полис страхования, либо другой документ, который аналогичен ОСАГО по международным правилам.
- Документы для въезда, разрешения.
У иностранца, который является пассажиром, пешеходом, либо не имеет гражданства, могут проверить миграционную карту, визу, паспорт, въездные документы, разрешения на посещение региона.
Нельзя останавливать машины на участках дорог, где это запрещено ПДД (исключение: остановка произошла в связи с необходимостью пресечь преступление, правонарушение, предотвратить реальную угрозу причинении вреда жизни и т.д.).
Приказ №664 запрещает инспекторам препятствовать водителям ознакомляться с ориентировками или документами, подтверждающими проведение спецмероприятий. Однако это не значит, что сотрудник ГИБДД обязан предоставлять данные документы, если у него их просто нет. Они могут находится в стационарном посту ДПС или отделении ГИБДД. А ориентировки и вовсе могут быть получены в устной форме от другого наряда ДПС.
- оформление совершенного водителем нарушения ПДД (оно может быть установлено визуально самим инспектором или быть зафиксировано с помощью какого-либо прибора);
- наличие информации о причастности данного автомобиля, его водителя или пассажиров к ДТП или какому-либо правонарушению (информация может быть в виде официальной ориентировки, а может быть передана инспекторам устно от другого наряда ДПС);
- наличие информации о нахождении автомобиля в розыске;
- опрос водителя или пассажиров в качестве свидетелей какого-либо происшествия, привлечение их в качестве понятых, привлечение их для оказания какой-либо помощи, необходимость воспользоваться остановленным ТС;
- приостановление движения всех участников дорожного движения или обеспечение беспрепятственного проезда ТС спецназначения;
- проведение мероприятий, предупреждающих ДТП;
- устранение угрозы безопасности водителя и пассажиров останавливаемого автомобиля или угрозы безопасности, создаваемой ими;
- проверка документов.
Главное изменение, касающееся темы данной статьи, заключается в том, что теперь сотрудники ГИБДД могут проверять документы водителей в любом месте, а не только на стационарных постах. Но помимо этого в документе ввели множество других изменений, касающихся обязанностей и полномочий инспекторов, а также технологий, методов фиксации нарушений. Количество пунктов Приказа увеличилось с 270 до 344.
Таким образом, останавливать машину для проверки документов только лишь потому, что так захотелось инспектору – незаконно. Каждая остановка должна иметь конкретное обоснование. Впрочем, как показывает практика, перечень этих оснований настолько широк и расплывчат, что любому инспектору не составит труда аргументировать свои действия тем или иным пунктом приказа.
На сегодняшний день, главным документом, в котором прописан исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства, является Административный регламент ГИБДД по осуществлению работы в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России № 664 от 23 августа 2021 года.
- Установленные нарушения ПДД;
- Наличие оснований подозревать причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления;
- Наличие данных об использовании ТС в противоправных целях о его нахождении в розыске;
- Необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП или иного происшествия, если они были его очевидцами;
- Привлечение водителя в качестве понятого;
- Для использования ТС в экстренных целях;
- Для ограничения или запрещения движения ТС (например, если дорога перекрыта);
- Для обеспечения свободного проезда спецавтомобилей или ТС специальных и экстренных служб;
- Для привлечения водителя или пассажиров для оказания необходимой помощи;
- В рамках проведения различных спецопераций (должны быть утверждены документально);
- При наличии угрозы безопасности движения, обусловленной любыми факторами;
- Проверка документов на управление и пользование ТС, а также документов на груз;
- Проверка документов о личности водителя и пассажиров (только при наличии конкретных данных или ориентировок);
Основания для осмотра и досмотра
Смоделируем ситуацию: вас остановили на штатном посту ГАИ для проверки документов. Вы приоткрыли окно, сотрудник поздоровался с вами, представился и попросил показать документацию на автомобиль и ваше ВУ. После проверки документов, вместо ожидаемой фразы «Счастливого пути!», вы услышали требование открыть багажник. Как вы поступите? Скорее. Вы выйдете из авто, чтобы удовлетворить требования инспектора, и будете не правы.
Открывать багажник при осмотре не обязательно. Сотрудник, действующий в рамках закона, не имеет права требовать от вас такого действия. Он может лишь сквозь окно заглянуть в авто, обойти и осмотреть технику взглядом со всех сторон, попросить вас открыть капот.
Почему же капот открывать законно, а багажник нет? Ответ на вопрос кроется в законных основаниях для проведения осмотра. Чтобы просто визуально осмотреть транспортное средство, сотрудник должен исходить из следующих оснований.
Новый приказ даёт следующие права для сотрудников ГАИ:
- останавливать автотранспорт для обеспечения безопасности движения;
- проверка документов на право водителя управлять автотранспортным средством;
- проверять документы на груз и автотранспортное средство;
- проверять наличие полиса обязательного страхования;
- задерживать автотранспортное средство, которое возможно находится в розыске;
- производить осмотр подозрительных автотранспортных средств, грузов;
- ограничивать или запрещать движение на автодороге;
- производить освидетельствование водителя на состояние опьянения и направлять в медучреждение.
Инспектор ГИБДД не может сам выбрать место своего дежурства на автодороге. Зона дежурства выбирается вышестоящим начальством. При этом 106 пункт приказа говорит, что проверка документов и остановка автотранспортного средства может осуществляется только при наличии оснований. А основание может быть и устная ориентировка на автотранспортное средство.
При этом после остановки автотранспортного средства инспектор обязан пояснить на каких основаниях произвёл остановку. Остановка же может осуществляется не только на постах ДПС, но и на автодороге в зоне своего дежурства.
При остановке автотранспортного средства водитель должен знать некоторые особенности поведения при общении с сотрудников правоохранительных органов.
- Самое главное — не паниковать, и быть вежливым и внимательным.
- Если сотрудник не может сформулировать причину останови и проверки документов, то это уже нарушение закона. Потребуйте назвать номер документа, на который он ссылается.
- Уточните у инспектора какое правило нарушено, и что будет вписано в протокол.
- Потребуйте предоставить удостоверение сотрудника ГИБДД в развёрнутом виде. Можно уехать с места остановки, если сотрудник ГИБДД не предъявил удостоверение или всего лишь показал справку или выписку.
- Водитель имеет право фиксировать все действия инспектора на фото-видео-аудио аппаратуру.
Также разрешено законом не останавливаться по требованию сотрудника, если водитель считает эти требования безосновательными, тоже самое касается и проверки документов. Но после отказа, водитель должен передать данную информацию на ближайший пост ДПС или позвонить на горячую линию МВД.
Новый вариант закона дает право инспектору ГИБДД останавливать на дороге водителя автомобиля не на стационарном посту, а в любом месте, чтобы проверить документы. Однако такое место инспектор не может выбирать самостоятельно, для этого нужен приказ начальства. Данные изменения, касающиеся остановки вне стационарного поста, сделаны из-за большого сокращения постов ДПС. Это в свою очередь обусловлено массовым сокращением сотрудников Государственной автоинспекции.
На деле инспекторам и раньше можно было останавливать транспорт в любых местах, если проводятся спецмероприятия. Поэтому новый порядок почти ничего не изменил, особенно в городских условиях. Причину остановки инспекторы найдут без труда, а водители обычно не спорят с ними. Ведь проще достать и показать права, полис ОСАГО, чем вступать в споры с полицией, себе дороже обойдется.
Участки несения службы для инспекторов устанавливают, анализируя аварийность в данной местности, выявляя опасные места, сложные дорожные условия, оперативные сводки. Регламент запрещает инспектору курить во время общения с водителем, обязывает не грубить, быть вежливым, воздерживаться от дискриминации разного рода. Нельзя предъявлять неправомерные обвинения, оскорблять.
Останавливать можно по следующим основаниям:
- Нарушение ПДД, которое зафиксировано техническими средствами или визуально.
- Получены данные ориентировки о причастности водителя или пассажиров к преступлению, ДТП.
- Имеются данные об угоне или розыске автомобиля.
- Водитель является свидетелем ДТП, преступления, остановлен для дачи показаний.
- Участие понятым.
- Сотрудникам полиции срочно потребовался автомобиль.
- Запрещение или ограничение движения транспортных средств.
- Обеспечение беспрепятственного и безопасного проезда автомобилям спецслужб.
- Оказание помощи водителем другим участникам движения, либо полиции.
- Проведение мероприятия, исполнение по специальным распоряжениям.
- Плановая проверка. Проверяется автомобиль на предмет нахождения в розыске, транспортировку запрещенных веществ, людей в розыске.
- Угроза безопасности движения из-за поломки технических средств, дорожными работами, аварией техногенного характера, стихией, ЧС.
- Для проверки документов: водительского удостоверения, на транспортировку груза.
- Подозрения на розыск, участие водителя в преступлении.
Теперь нет пункта, по которому документы можно было проверять на стационарных постах. Поэтому инспектор может останавливать ТС для проверки документов в любом месте. Но это должно происходить при наличии основания проверки.
Отличие между двумя Приказами 185 и 664 состоит в том, что до этого были указаны основания остановки. Это было неправильно. Но первый пункт – признаки нарушения по подозрениям инспектора служат показания свидетелей, ориентировки. Если ему на дороге пришла ориентировка, что некоторый автомобиль участвовал в преступлении, то инспектор на полных основаниях остановить его.
Специальные мероприятия тоже являются веским основанием для остановки ��е на стационарном посту. Это относится к мероприятиям: «трезвый водитель», «безопасность детей» и другим.
У лиц, не имеющих гражданства, либо иностранных водителей могут проверить:
- Паспорт личности, другой аналогичный документ.
- Миграционные документы, иностранную визу.
- Водительские права.
- Документация на автомобиль, таможенные бумаги при ввозе ТС из-за границы.
- Полис страхования, либо другой документ, который аналогичен ОСАГО по международным правилам.
- Документы для въезда, разрешения.
У иностранца, который является пассажиром, пешеходом, либо не имеет гражданства, могут проверить миграционную карту, визу, паспорт, въездные документы, разрешения на посещение региона.
Сотрудники ГИБДД не могут останавливать водителей без причины, однако даже простая проверка документов может стать ею. Особые распоряжения руководителей ведомства или ориентировки не нужны: по закону наличие таких документов считается отдельным основанием.
При остановке сотрудники ДПС должны соблюдать ряд законов, но и автовладельцам нужно знать свои права и обязанности. Предъявление особых распорядительных документов или ориентировок водителям по закону не предусмотрено, но в некоторых случаях они могут понадобиться в ходе рассмотрения дела по КоАП РФ.
Инспектор должен подойти к машине и представиться: уточнить должность, назвать фамилию, имя, отчество, разъяснить причину остановки. Сотрудник предлагает водителю покинуть авто для устранения неполадок ТС или исправление нарушенного правила транспортировки груза.
При выявлении признаков употребления алкоголя (наркотиков), инспектор предлагает осуществить освидетельствование. Сотрудник ДПС сверяет сведения в регистрационном документе с номерами основных узлов ТС.
После оформления протокола (постановления) о выявленных нарушениях, инспектор при отсутствии оснований отстранения водителя от управления авто, может позволить продолжить движение.
- Сообщить служащему ДПС, что он не разъяснил права остановленного автовладельца. Указать это в протоколе;
- Если не прописана схема движения, делается приписка: «схема не оформлена» или «расстояние указано не правильно, масштабирование не проведено». Это защитит от дописок «задними числами» и обвинения в отказе подписать протокол;
- При отсутствии свидетелей, сделать прочерк в графе. Если представитель ДПС не вписывает пассажиров, указать сведения о них в разделе «пояснения»;
- Перед подписанием Протокола, следует внимательно прочесть его текст и проставить прочерки в незаполненных графах.
На обжалование Протокола предоставляется десятидневный срок. Поэтому обязательно следует зафиксировать в Протоколе свое несогласие до его подписания.
Ответ на поставленный вопрос однозначен – да, обязан!
В соответствии с пунктом 89 Административного регламента ГИБДД, инспектор, остановивший ТС, обязан представиться по установленной форме и кратко сообщить водителю причину остановки.
Что делать водителю, если сотрудники ДПС остановили его без причины? Для начала следует попросить инспектора внятно обосновать причину остановки, а также позвонить в дежурную часть местного отдела полиции, сообщив о нарушении со стороны сотрудника полиции. В дальнейшем, на инспектора, нарушившего закон, можно написать жалобу в вышестоящее подразделение ОВД или в прокуратуру.
Нужна консультация квалифицированного автоюриста? Обращайтесь к онлайн-консультанту «Автоправоведа» прямо сейчас. Это бесплатно!
Главное изменение, касающееся темы данной статьи, заключается в том, что теперь сотрудники ГИБДД могут проверять документы водителей в любом месте, а не только на стационарных постах. Но помимо этого в документе ввели множество других изменений, касающихся обязанностей и полномочий инспекторов, а также технологий, методов фиксации нарушений. Количество пунктов Приказа увеличилось с 270 до 344.
- Автокредитование
- Все о ОСАГО
- Все о КАСКО
- Автострахование
- Налоги на авто
- ДТП — что делать?
- Все о каршеринге
- Штрафы
- Регистрационные действия
- Общение с ГИБДД
- В помощь водителям
- Рассчитать транспортный налог
- Рассчитать ОСАГО
- Рассчитать КАСКО
- Рассчитать автокредит
- Рассчитать расхода топлива
- Калькулятор растаможки авто
Таким образом, в случае остановки авто водителю не следует забывать о своих законных правах и обязанностях. В числе ошибок, которые чаще всего совершают водители, значатся:
- Выходят из машины, когда инспектор об этом их не просил.
- Не пользуются своим законным правом на проведение аудио- и видеосъемки.
- Не интересуются основанием для остановки транспортного средства.
- Забывают проверить удостоверение в развернутом виде.
- Открывают багажник по первой просьбе.
- Хамят или заискивают с инспектором.
- Отвечают на все вопросы инспектора.
Нельзя останавливать машины на участках дорог, где это запрещено ПДД (исключение: остановка произошла в связи с необходимостью пресечь преступление, правонарушение, предотвратить реальную угрозу причинении вреда жизни и т.д.).
Приказ №664 запрещает инспекторам препятствовать водителям ознакомляться с ориентировками или документами, подтверждающими проведение спецмероприятий. Однако это не значит, что сотрудник ГИБДД обязан предоставлять данные документы, если у него их просто нет. Они могут находится в стационарном посту ДПС или отделении ГИБДД. А ориентировки и вовсе могут быть получены в устной форме от ��ругого наряда ДПС.
- оформление совершенного водителем нарушения ПДД (оно может быть установлено визуально самим инспектором или быть зафиксировано с помощью какого-либо прибора);
- наличие информации о причастности данного автомобиля, его водителя или пассажиров к ДТП или какому-либо правонарушению (информация может быть в виде официальной ориентировки, а может быть передана инспекторам устно от другого наряда ДПС);
- наличие информации о нахождении автомобиля в розыске;
- опрос водителя или пассажиров в качестве свидетелей какого-либо происшествия, привлечение их в качестве понятых, привлечение их для оказания какой-либо помощи, необходимость воспользоваться остановленным ТС;
- приостановление движения всех участников дорожного движения или обеспечение беспрепятственного проезда ТС спецназначения;
- проведение мероприятий, предупреждающих ДТП;
- устранение угрозы безопасности водителя и пассажиров останавливаемого автомобиля или угрозы безопасности, создаваемой ими;
- проверка документов.
Главное изменение, касающееся темы данной статьи, заключается в том, что теперь сотрудники ГИБДД могут проверять документы водителей в любом месте, а не только на стационарных постах. Но помимо этого в документе ввели множество других изменений, касающихся обязанностей и полномочий инспекторов, а также технологий, методов фиксации нарушений. Количество пунктов Приказа увеличилось с 270 до 344.
Таким образом, останавливать машину для проверки документов только лишь потому, что так захотелось инспектору – незаконно. Каждая остановка должна иметь конкретное обоснование. Впрочем, как показывает практика, перечень этих оснований настолько широк и расплывчат, что любому инспектору не составит труда аргументировать свои действия тем или иным пунктом приказа.
На сегодняшний день, главным документом, в котором прописан исчерпывающий перечень оснований для остановки транспортного средства, является Административный регламент ГИБДД по осуществлению работы в области безопасности дорожного движения, утвержденный Приказом МВД России № 664 от 23 августа 2021 года.
- Установленные нарушения ПДД;
- Наличие оснований подозревать причастность ТС к ДТП, совершению правонарушения или преступления;
- Наличие данных об использовании ТС в противоправных целях о его нахождении в розыске;
- Необходимость опросить водителя или пассажиров об обстоятельствах ДТП или иного происшествия, если они были его очевидцами;
- Привлечение водителя в качестве понятого;
- Для использования ТС в экстренных целях;
- Для ограничения или запрещения движения ТС (например, если дорога перекрыта);
- Для обеспечения свободного проезда спецавтомобилей или ТС специальных и экстренных служб;
- Для привлечения водителя или пассажиров для оказания необходимой помощи;
- В рамках проведения различных спецопераций (должны быть утверждены документально);
- При наличии угрозы безопасности движения, обусловленной любыми факторами;
- Проверка документов на управление и пользование ТС, а также документов на груз;
- Проверка документов о личности водителя и пассажиров (только при наличии конкретных данных или ориентировок);
Для проверки документов — водительского удостоверения, бумаг на автомобиль, страховки, удостоверения личности водителя и пассажира — автомобиль могут остановить исключительно на стационарном посту ДПС. Не передвижном, а именно стационарном — см. пункт 63 Административного регламента ГИБДД (утвержден приказом МВД от 02.03.2009 г. № 185). На дороге инспектор вправе остановить вас только по следующим причинам: если нарушили ПДД, или есть информация (например, от других водителей) о нарушении ПДД, или машина проходит по одной из розыскных баз ГИБДД.
Еще могут остановить, чтобы привлечь водителя в качестве понятого или при необходимости оказать помощь пострадавшему. Иногда инспектору срочно нужно поехать по служебной надобности, а машины своей нет… И последнее основание (им довольно часто пользуются инспекторы ДПС для обоснования остановки и досмотра автомобилей прямо на дороге) — проведение специальных мероприятий. Но такие мероприятия (в обязательном порядке!) должны проводиться на основании распоряжения, которое отдает руководитель подразделения органа внутренних дел. Понятно, что у инспектора на руках может не быть письменного приказа его начальника осматривать все проезжающие «вольво» для розыска сбежавшего преступника N. Но он обязан сослаться на это самое распоряжение и назвать фамилию и должность руководителя, который его отдал.
Если вас тормознули в чистом поле, ссылаясь на некую операцию «Перехват», тут же сообщите об этом по телефону доверия (он, как правило, указан на автомобиле ДПС) и продублируйте звонок по номеру экстренных служб 112 или 02. А дальше действуйте в соответствии с ПДД.
Перед тем как потребовать документы, инспектор ДПС обязан представиться и показать свое служебное удостоверение (пункт 2.4 ПДД). Водитель должен иметь с собой (и по требованию предъявить полицейскому) водительское удостоверение, документы на автомобиль, страховой полис (пункт 2.1.1 ПДД). В принципе, сотрудник полиции может еще потребовать паспорт. Если водитель не нарушил ПДД, не совершил ничего противозаконного, его обязаны сразу отпустить. Если же инспектор интересуется, что у вас в карманах, в багажнике, в салоне, под капотом, то это уже личный досмотр или досмотр транспортного средства, а его проведение строго регламентируется.
Личный досмотр проводят в соответствии с требованиями статьи 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Досматривает только лицо одного пола с водителем, в присутствии понятых того же пола. Если, к примеру, инспектор решил досмотреть водителя-женщину, то ему придется вызвать на место инспектора-женщину и понятых-женщин. Иначе личный досмотр проводить нельзя! Исключение составляют случаи, когда достоверно известно о наличии у водителя оружия или орудия преступления. О проведении личного досмотра обязательно составляется протокол, копию вручают водителю.
Бывает, что инспектор — особенно после того, как выслушает замечание особо умного водителя, — занимает выжидательную позицию. Иные начинают суетиться, зачем-то предлагают добровольно показать офицеру все вещи, а то и вовсе договориться… Зачем? Достаточно напомнить инспектору о статье 12.35 КоАП РФ. По ней за незаконное ограничение права на управление транспортным средством должностному лицу, то есть инспектору ДПС, грозит штраф — 20 000 рублей!
И то, что инспектор ограничивает движение автомобиля без законных оснований, можно (и нужно!) зафиксировать на диктофон, камеру телефона или видеорегистратор. В соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ такие записи являются доказательствами и будут использованы при рассмотрении жалобы на действия инспектора.
Для них подойдут любые носители. Жалобу направляем в вышестоящее подразделение ГИБДД или в прокуратуру по месту остановки транспортного средства. И лучше продублировать ее на сайте ГАИ… Но, надеюсь, в большинстве случаев до этого не дойдет. По своему опыту могу сказать: спокойствие водителя, основанное на знании нормативных актов, остудит излишне ретивых инспекторов ДПС.
Во-первых, остановка автомобиля будет являться правомерной не зависимо от способа фиксации нарушения. Как правило, визуально фиксируются такие нарушения, как не пристёгнутый ремень, отсутствие детского кресла при перевозке ребенка, движение без регистрационных знаков и другие нарушения, которые техническим способом зафиксировать невозможно (но это дело времени и технического прогресса). С помощью средств фото-видео фиксации в основном регистрируется превышение скорости. Однако имеются такие нарушения правил дорожного движения, которые фиксируются и с помощью средств фото-видео фиксации и визуально, например, выезд на встречную полосу.
Ориентировка представляет собой документ, в котором имеется описание лица или группы лиц (возраст, рост, внешность, одежда и прочее).
Данное основание отличается от предыдущего объектом розыска. В первом случае это физические лица, во втором – транспортные средства. Ориентировка на автомобиль содержит имеющуюся информацию о нем (марка, модель, гос номер). В требовании предъявить ориентировку сотрудником ГИБДД может быть также отказано.
В данном случае водитель будет выступать в качестве свидетеля (очевидца) ДТП, административного правонарушения или уголовного преступления.
Может ли водитель или пассажиры отказаться от опроса? Нет, не могут. Обязанность дачи показаний предусмотрена ч. 6 ст. 25.6 КоАП и ч. 6 ст. 56 УПК, а ответственность за отказ от дачи показаний – ст. 17.7 КоАП, ст. 308 УК. Как видно, обязанность и ответственность предусмотрена административным и уголовным законодательством и зависит о�� случившегося события.
Ответ на поставленный вопрос однозначен – да, обязан!
В соответствии с пунктом 89 Административного регламента ГИБДД, инспектор, остановивший ТС, обязан представиться по установленной форме и кратко сообщить водителю причину остановки.
Что делать водителю, если сотрудники ДПС остановили его без причины? Для начала следует попросить инспектора внятно обосновать причину остановки, а также позвонить в дежурную часть местного отдела полиции, сообщив о нарушении со стороны сотрудника полиции. В дальнейшем, на инспектора, нарушившего закон, можно написать жалобу в вышестоящее подразделение ОВД или в прокуратуру.
Нужна консультация квалифицированного автоюриста? Обращайтесь к онлайн-консультанту «Автоправоведа» прямо сейчас. Это бесплатно!
Как и остановка, проверка документов сотрудниками ДПС также может осуществляться вне стационарного поста. Статья 106 документа регламентирует следующие основания для проверки документов:
- инспектор выявил признаки нарушения ПДД;
- есть ориентировки или другие сведения, которые свидетельствуют о причастности автомобилиста или ТС к совершению аварии, преступления, правонарушения, об использовании автомобиля в противоправных целях, если есть основания предполагать, что машина в розыске;
- в рамках специальных мероприятий по предупреждению аварий и снижению тяжести последствий ДТП.
Постановление Правительства России № 716 от 19.08.2013 года прописывает условия и алгоритм остановок автомобилей, права и обязанности властных структур, наделенных этим полномочием, во сколько осуществляется пересменка работников ДПС, а также правовая защита лиц, управляющих ТС.
Итак, транспортное средство вправе остановить:
- Регулировщик;
- Представитель Федеральной службы по надзору за транспортом;
- Инспектор ГИБДД;
- Полицейский.
Для остановки должен быть весомый повод – одной проверки документов недостаточно.
Остановить ТС без причины представитель властных структур не вправе. Это прямое нарушение нормы закона. Сотрудник, остановивший машину, обязан разъяснить автовладельцу основание для остановки транспортного средства. В это время водитель вправе не выходить из салона авто (статья 67 Приказа МВД №185).
Законные причины остановки:
- Нарушение ПДД (Правил Дорож��ого Движения);
- Подозрения о нахождении в государственном (или международном) угрозыске водителя или его пассажиров;
- Подозрение на то, что машина числится угнанной;
- Водителя (пассажира) просят засвидетельствовать ДТП или нарушения ПДД;
- Если действует «план-перехват», в связи с побегом осужденного из колонии.
Все остальные аргументы считаются остановкой без причины.
Инспектор должен подойти к машине и представиться: уточнить должность, назвать фамилию, имя, отчество, разъяснить причину остановки. Сотрудник предлагает водителю покинуть авто для устранения неполадок ТС или исправление нарушенного правила транспортировки груза.
При выявлении признаков употребления алкоголя (наркотиков), инспектор предлагает осуществить освидетельствование. Сотрудник ДПС сверяет сведения в регистрационном документе с номерами основных узлов ТС.
После оформления протокола (постановления) о выявленных нарушениях, инспектор при отсутствии оснований отстранения водителя от управления авто, может позволить продолжить движение.
- Сообщить служащему ДПС, что он не разъяснил права остановленного автовладельца. Указать это в протоколе;
- Если не прописана схема движения, делается приписка: «схема не оформлена» или «расстояние указано не правильно, масштабирование не проведено». Это защитит от дописок «задними числами» и обвинения в отказе подписать протокол;
- При отсутствии свидетелей, сделать прочерк в графе. Если представитель ДПС не вписывает пассажиров, указать сведения о них в разделе «пояснения»;
- Перед подписанием Протокола, следует внимательно прочесть его текст и проставить прочерки в незаполненных графах.
На обжалование Протокола предоставляется десятидневный срок. Поэтому обязательно следует зафиксировать в Протоколе свое несогласие до его подписания.
Новый приказ даёт следующие права для сотрудников ГАИ:
- останавливать автотранспорт для обеспечения безопасности движения;
- проверка документов на право водителя управлять автотранспортным средством;
- проверять документы на груз и автотранспортное средство;
- проверять наличие полиса обязательного страхования;
- задерживать автотранспортное средство, которое возможно находится в розыске;
- производить осмотр подозрительных автотранспортных средств, грузов;
- ограничивать или запрещать движение на автодороге;
- производить освидетельствование водителя на состояние опьянения и направлять в медучреждение.
Инспектор ГИБДД не может сам выбрать место своего дежурства на автодороге. Зона дежурства выбирается вышестоящим начальством. При этом 106 пункт приказа говорит, что проверка документов и остановка автотранспортного средства может осуществляется только при наличии оснований. А основание может быть и устная ориентировка на автотранспортное средство.
При этом после остановки автотранспортного средства инспектор обязан пояснить на каких основаниях произвёл остановку. Остановка же может осуществляется не только на постах ДПС, но и на автодороге в зоне своего дежурства.
Любой автомобилист должен знать, что может проверить инспектор при остановки автотранспортного средства.
Знак аварийной остановки, аптечка и огнетушитель. Эти предметы должны быть в каждом автотранспортном средстве. Проверить их инспектор может, но вот отсутствие их в автомобиле совсем не причина для определения правонарушения. Водитель вполне может заявить, что некоторое время назад использовал один из данных предметов или несколько из них для обеспечения безопасности и сейчас как раз отправляется за покупкой новых.
При остановке автотранспортного средства водитель должен знать некоторые особенности поведения при общении с сотрудников правоохранительных органов.
- Самое главное — не паниковать, и быть вежливым и внимательным.
- Если сотрудник не может сформулировать причину останови и проверки документов, то это уже нарушение закона. Потребуйте назвать номер документа, на который он ссылается.
- Уточните у инспектора какое правило нарушено, и что будет вписано в протокол.
- Потребуйте предоставить удостоверение сотрудника ГИБДД в развёрнутом виде. Можно уехать с места остановки, если сотрудник ГИБДД не предъявил удостоверение или всего лишь показал справку или выписку.
- Водитель имеет право фиксировать все действия инспектора на фото-видео-аудио аппаратуру.
Также разрешено законом не останавливаться по требованию сотрудника, если водитель считает эти требования безосновательными, тоже самое касается и проверки документов. Но после отказа, водитель должен передать данную информацию на ближайший пост ДПС или позвонить на горячую линию МВД.
Что могут сотрудники ДПС и как вести себя при остановке на дороге
Сотрудники ГИБДД не могут останавливать водителей без причины, однако даже простая проверка документов может стать ею. Особые распоряжения руководителей ведомства или ориентировки не нужны: по закону наличие таких документов считается отдельным основанием.
При остановке сотрудники ДПС должны соблюдать ряд законов, но и автовладельцам нужно знать свои права и обязанности. Предъявление особых распорядительных документов или ориентировок водителям по закону не предусмотрено, но в некоторых случаях они могут понадобиться в ходе рассмотрения дела по КоАП РФ.
Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого. 84.6. Необходимость использования транспортного средства. 85.7. Необходимость временного ограничения или запрещения движения транспортных средств.
- Когда автомобилист нарушил ПДД.
- Выявлении признаков подделки документов личности или перевозимого груза.
- Когда автомобилист необходим в качестве понятого.
- Автомобилист подходит под описание правонарушителя или находящегося в розыске.
Сотрудник ГИБДД может предъявить требование открыть багажник, чтобы проверить состояние газового оборудования. Если такового нет, осмотр должен быть прекращен. Инспектор не имеет право перекладывать вещи, открывать сумки для проверки технического состояния автомобиля.
Инспектор ДПС имеет полное право остановить автомобиль, если у него есть подозрения, что водитель, который находится за рулем, пьян. Затем сотрудник потребует пройти освидетельствование.
●зафиксированные визуально или с помощью приборов нарушения в области дорожного движения; ●достаточные основания полагать, что машина причастна к ДТП, с которого водитель скрылся; ●достаточные основания полагать, что автомобиль находится в розыске; ●опрос показаний водителя или пассажиров, если они были свидетелями ДТП, или привлечение в качестве понятого; ●остановка для регулирования дорожного движения (например, когда инспектор останавливает целые потоки автомобилей при сломанном светофоре, выполняя функции регулировщика); ●если требуется использовать автомобиль сотрудником ГИБДД; ●для оказания помощи другим участникам дорожного движения; ●проверка водителя, пассажиров или грузов в рамках спецмероприятий. В этом списке фигурируют такие фразы как «достаточные основания полагать» и «спецмероприятия».
- признаки нарушения ПДД (в том числе установленные визуально),
- ориентировки на водителя или автомобиль,
- необходимость опроса водителя и/или пассажиров о ДТП, если они являлись его очевидцами,
- необходимость привлечения в качестве понятого водителя и/или пассажиров,
- необходимость использования машины,
- для регулировочных действий (если требуется остановить все автомобили),
- для обеспечения проезда организованной колонны со спецсигналами,
- если это необходимо для проезда автомобиля скорой помощи и других оперслужб,
- необходимость помощи другим лицам,
- проведение разного рода мероприятий (спецмероприятий) по безопасности дорожного движения (например, «трезвый водитель», «безопасность ребёнка» и тому подобные),
- если автомобиль неисправен и при этом создаёт угрозу безопасности дорожного движения,
- проверка документов.
Вас могут остановить в том случае, если инспектор смог установить визуально или зафиксировать при помощи специальных технических средств признаки нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Другими словами, если вы, к примеру, совершили обгон там, где это запрещено, то вы подвергли опасности не только себя, но и других участников движения. Соответственно увидев это, или зафиксировав при помощи камеры или радара, сотрудник ГИБДД имеет право остановить вас.
Действительно, мы видим двойные стандарты. С одной стороны, причины для остановки строго регламентированы в приказе МВД. С другой же стороны, сама формулировка о «подозрении» является довольно размытой. Подозревать, как говорится, можно любого из нас, причем в чем угодно.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
- опьянения;
- досмотра авто;
- потребности в экстренном устранении недостатков транспортного средства;
- необходимости быть понятым, давать свидетельские показания, оказывать помощь другим участникам дорожного движения;
- обязанности предоставить авто для неотложных нужд ГИБДД, это:
- Доставка инспектора до места, где случилось ДТП или стихийное бедствие.
- Транспортировка пострадавших в медицинские организации (вместе с медиками).
- Преследование нарушителей и их доставление в отделение полиции.
- В случае остановки грузового транспорта – перевозка поврежденных авто.
- Самое главное — не паниковать, и быть вежливым и внимательным.
- Если сотрудник не может сформулировать причину останови и проверки документов, то это уже нарушение закона. Потребуйте назвать номер документа, на который он ссылается.
- Уточните у инспектора какое правило нарушено, и что будет вписано в протокол.
- Потребуйте предоставить удостоверение сотрудника ГИБДД в развёрнутом виде. Можно уехать с места остановки, если сотрудник ГИБДД не предъявил удостоверение или всего лишь показал справку или выписку.
- Водитель им��ет право фиксировать все действия инспектора на фото-видео-аудио аппаратуру.
Технические средства используются, если есть следы внешнего воздействия на маркировку, документы, если имеются расхождения в записях с данными централизованных оперативно-справочных и других органов внутренних дел.
Общие обязанности водителей2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:— водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;— регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа — и на прицеп;— документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа — и на прицеп — в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;— в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;— страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Сначала разберёмся с предысторией вопроса. В 2009 году был принят Административный регламент ГИБДД (Приказ МВД от 02.03.2009 N 185), обрадовавший многих водителей, как профессионалов, так и обычных автовладельцев. Согласно п. 63 старого Регламента, остановка транспортного средства для проверки документов могла быть осуществлена только на специально оборудованных постах. Такое решение было принято в рамках проведения антикоррупционных мероприятий в системе МВД.
Тем не менее регламентом установлены некоторые ограничения. Не допускается останавливать машины (п. 88 регламента) в местах, где остановка запрещена ПДД. Из общего правила сделаны исключения и остановка разрешена в запрещённых местах:
- если это связано с пресечением преступления или правонарушения;
- при осуществлении регулировочных мероприятий (например, регулирование пробок);
- если это связано с предотвращением угрозы жизни и здоровью, имуществу участников движения;
- если место остановки обозначено патрульной машиной с включённым спецсигналом.
В отделах ГИБДД разрабатываются схемы расстановки патрульных машин. В течение служебной смены места, в которых сотрудники останавливаются для наблюдения за движением, меняются. Экипажи постоянно перемещаются. Имеются участки, на которых ГИБДД любит устраивать засады. В основном это делается на небольших отрезках дорог, где наиболее часто происходят аварии или допускаются нарушения.
Проверка документов — дежурная процедура, активно используемая сотрудниками ГИБДД в целях выявления и предотвращения уголовных и административных правонарушений. Согласно п. 2.1.1 Правил дорожного движения, водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
- документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак «Инвалид»;
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
Отсутствие документов повлечёт за собой составление протокола или вынесение постановления на месте и назначение штрафа. Размеры штрафа могут быть внушительными. Если речь идёт об отсутствии полиса ОСАГО, то это безобидные 500 рублей. А вот неоформление путевого листа обойдётся организации или ИП уже в 20 000 рублей.
При проведении проверки сотрудник может не ограничиться визуальным изучением бумажного документа. У каждого полицейского есть доступ в специальную базу данных. Проверяется наличие ограничений на управление машиной, наличие полиса ОСАГО, действительность водительского удостоверения, другие обстоятельства. Результатом проверки может стать пожелание доброго пути, а может и отправка транспорта на штрафстоянку. Бывают случаи, что человек добросовестно не знает о наличии ограничений. В такие ситуации часто попадают неплательщики алиментов, в отношении которых приставы выносят постановление об ограничении права на управление. В связи с большой загруженностью приставов и банальным отсутствием денег на почтовые пересылки, неплательщику копия постановления не высылается, и изъятие машины становится для них полным сюрпризом.
Ещё одной целью проверки на дороге является выявление лиц, находящихся в розыске. Более того, опытные сотрудники умудряются даже выявлять преступления при проведении проверки. Нетипичное поведение водителя и пассажиров, необычные предметы в автомобиле могут вызвать подозрения и повлечь применение в отношении автовладельца других мер, в частности, осмотр автомобиля. Парадоксально, но у сотрудников ГИБДД даже существует определённый план по раскрытию преступлений, не связанных с ДТП. Обычно это преступления, связанные с перевозкой наркотиков, незаконного оружия и тому подобное.
У опытных сотрудников ГИБДД вырабатывается своего рода чутьё на нарушителей. Малейшая нетипичность ситуации повлечёт остановку транспортного средства и проверку документов.
Ранним утром возвращались с женой из аэропорта, машину вела жена. На первом же посту нас остановил гаишник. Представили документы, он долго разглядывал и нас, и их. Затем нагнулся, заглянул в машину через окно, пытаясь унюхать алкоголь. В результате усмехнулся и спросил, кто же из нас накануне выпивал. Естественно, никто. Я долго не мог понять, чем мы вызвали его подозрение. Уже дома догадался, ему показалось подозрительным, что в выходной день рано утром по трассе машину ведёт женщина, а мужчина сидит рядом. По всей видимости, сотрудник подумал, что возвращаемся с отдыха, муж выпивал, жена, значит, тоже пригубить могла, надо проверить.
Порядок, цели и правила досмотра и осмотра регулируют такие нормативно- правовые акты:
- Кодекс об административных правонарушениях.
- Административный регламент МВД.
В соответствии с данными актами, сотрудники полиции имеют право проводить досмотр и осмотр транспортного средства, личный досмотр, досмотр пассажиров и личных вещей. Основная цель этих действий — обеспечение безопасности дорожного движения.
Многие водители не различают осмотр и досмотр, но это совершенно разные понятия. Инспекторы могут злоупотреблять своими полномочиями, а водитель просто не заметит, что произошло что-то незаконное.
Осмотр, в данном случае — это визуальное обследование автомобиля и груза, который перевозится. При этом инспектор не может открывать дверь и разглядывать, что находится в салоне автомобиля.
Осмотр может проводиться в таких случаях:
- В процессе спецоперации.
- Для сверки номеров из ПТС и специальных маркировок.
- В случае обнаружения автомобильных неисправностей, когда дальнейшая эксплуатация автомобиля запрещена.
- При несоответствии груза, который перевозится, сведениям о нем в сопровождающих документах.
При осмотре машины, водитель даже не должен покидать салон.
Досмотр — это совершенно другое. Осуществляя его, инспектор проводит фактический контроль содержимого авто. Данная процедура включает и досмотр груза в нем.
Без серьезных оснований досмотр будет считаться незаконным. А если они все-таки имеются, то важно не препятствовать проведению досмотра в пределах допустимого для сотрудника ДПС.
Главное отличие осмотра от досмотра — это прикосновение к автомобилю или любым вещам внутри него.
При осмотре инспектор может просто визуально осматривать машину, заглядывать в салон через окна, изучать взглядом фары, задние фонари, бампер, но не касаясь авто и его содержимого.
Когда сотрудник ДПС остановил авто и требует проведения осмотра, первое, что должен сделать водитель — попросить документы у инспектора и записать личные данные для удостоверения.
После этого, следует уточнить цель досмотра. Для этого должны быть веские основания, а именно:
- Наличие ориентировки.
- Отказ водителя или граждан, сопровождающих грузы, от проведения осмотра автомобиля и груза, который перевозится.
- Проверка обоснованного предположения о наличии в авто оружия, боеприпасов, взрывных устройств, наркотических или психотропных веществ и других вещей, на владение которыми требуется специальное разрешение.
- Обоснованная проверка наличия в транспортном средстве орудий совершения или предметов административного правонарушения.
Бывают ситуации, когда сотрудник ГИБДД остановил машину, пригрозил досмотром и забрал документы, а кроме этого больше никаких действий с его стороны не происходит. Тогда водитель вправе позвонить по номеру 02. Так как такие действия инспектора не являются законными.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, должностное лицо карается штрафом до 20000 рублей за незаконное ограничение права на управление транспортным средством.
Если инспектор потребует открыть багажник, чтоб взглянуть на аптечку, огнетушители знак аварийной остановки, водитель обязательно должен поинтересоваться основанием для досмотра. Так как открытие багажника уже досмотр, на котором по закону должно присутствовать двое понятых.