Архимандрит Исаакий II (Бобраков)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Архимандрит Исаакий II (Бобраков)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Оптину пустынь установили в этом чудесном месте по промыслу Божьему, к сожалению, у нас не сохранилось подлинных сведений о первом создателе монастыря. Сохранилось лишь несколько легенд, одна из которых касается разбойника по имени Опта, который жил неправедной жизнью, но потом с ним что-то произошло, он принял монашеский постриг с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.

Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.

Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Ясно одно: в этих прекрасных уединенных и живописных местах все располагало к монашеской жизни.

В разные времена монастырю жилось очень тяжело. В начале VI века, при игумене Серии в монастыре была единственная деревянная церковь и всего шесть келий, братия состояла из двенадцати монахов, а во главе братии стоял иеромонах Федор. В 1689 году бояре Шепелевы построили Введенский собор. В годы правления Петра I Оптина пустынь платила огромный оброк, практически непосильный для обители. В казну были отобраны рыбная ловля, мельница и другое имущество, приносившее Оптиной пустыни хоть какой-то доход. Со временем Оптину пустынь упразднили, назвав «малобратным монастырем». Восстановить Оптину пустынь удалось благодаря ходатайству стольника Андрея Шепелева в 1726 году. Монахам даже удалось вернуть мельницу.

Старцы и новомученики Оптиной пустыни

На иконе «Собор Преподобных Оптинских старцев» традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841, Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860, Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862, Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865, Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873, Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891, Иеросхимонах Анатолий (Зерца-лов) 1824–1894, Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894, Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911, Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913, Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922, Иеросхимонах Нектарий Оп-тинский 1853–1928, Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931, Архимандрит Исаакий II (Бобраков) 1865–1938. Молитва старцев имеет благодатную силу, поэтому так важно для многих попасть в Оптину, чтоб поклониться святыням.

Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских – 24 октября.

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. А в 1993 году Россию потрясло убийство трех Оптинских монахов на Пасху: иеромо-наха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пуш-карева). Книга Нины Павловой «Пасха красная» повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании.

Откуда взялись старцы на Руси

В X веке вместе с христианством Русь восприняла и тот духовный опыт древних египетских пустынников, который 1000 лет преумножало византийское монашество. Но к XVI столетию в силу внешних и внутренних причин эта духовная школа стала постепенно забываться. А в XVIII веке благодаря указам Петра І, Анны Иоанновны и Екатерины II монастыри вообще обезлюдели. В них доживали свой век дишь старики и больные, а бывало и вовсе все «разбродились розно» и монастырь закрывался.

Читайте также:  Соседская собака прокусила лапу той-терьеру.

В одном синодальном донесении говорилось: «В монастырях монахов весьма недостаточно, в числе же наличных многие к употреблению в священнослужение и прочие монашеские послушания совершенно неспособные». Настоятели смотрели на свою должность, как на источник дохода, общим бичом стало пьянство…

Чудеса Оптиной пустыни и другие интересные факты

Главная ценность монастыря не сооружения или реликвии, а старцы, создавшие один из самых ярких очагов духовности. Архимандрит Моисей – третий наместник монастыря – славился заботой о людях. При нем монастырь кормил бедных и помогал всем, кто обращался за помощью.

Свою деятельность как настоятель Моисей начал с монастырской казны объемом в 15 рублей. Под его руководством численность братии увеличилась в несколько раз. Расширились территории, принадлежавшие обители. Создали монастырскую библиотеку. Построили 2 церкви, трапезную, гостиницу, конный и скотный дворы, посадили сад. Монастырь начал строительство 2 заводов. Вокруг архитектурного комплекса выстроили знаменитую белую ограду.

Часто очередное строительство начиналось почти без денег. Когда кто-то говорил об этом Моисею, то старец отвечал: «Верно, что у меня денег нет. Но про Бога ты забыл. У него есть. Вот он и даст». И действительно, всегда появлялись благодетели, спонсировавшие новое строительство.

В монастырской гостинице не брали плату за постой. Постояльцам полагалось заплатить кто сколько может.

По легенде, когда преподобный Моисей отошел в мир иной, Антоний, убирая в столе настоятеля, нашел закатившийся гривенник. Он улыбнулся и сказал: «Эх, не увидел батюшка гривенник, а то бы и его истратил на бедных».

Оптина пустынь: питание

Паломничество подразумевает, что гастрономические приоритеты в этой поездке отходят на второй план. И Оптина Пустынь в этом смысле не оставляет вам выбора.

Все, что нужно знать о питании в Оптиной Пустыни, можно уместить в следующие тезисы.

  1. Вы можете питаться за небольшую плату в паломнической столовой. Но это 2 раза в день (после поздней Литургии и после Вечерней службы) и только то, что вам дадут — а размер порций и их состав довольно скудны.
  2. Вы можете есть столько, сколько хотите, и так часто, как хотите в так называемой «чайной». Там есть чай, кофе, разнообразные (но день ото дня неизменные) рыбные блюда. Пирожки. В непостные дни — яйца.
  3. Ближайшее кафе — в Козельске в нескольких километрах.

Петровские реформы не лучшим образом отразились на судьбе обители. Монастырь должен был платить оброк государству. Средства необходимы были для строительства новой столицы и войны со шведами. Ко второму десятилетию XVIII века обитель оказалась в бедственном положении. В 1724 году была упразднена. Деревянные постройки, находившиеся на ее территории, пришли в негодность.

Восстановление началось в 1741 году. Здесь построили деревянную колокольню и новый храм с двумя приделами. В 1764 году по приказу Екатерины Великой обитель вошла в число заштатных монастырей Крутицкой епархии. Спустя пять лет завершилось строительство соборного храма. Согласно историческим документам, в семидесятые годы здесь было всего два монаха.

Положение Оптины пустыни начало меняться к концу XVIII столетия, когда на монастырь обратил внимание митрополит Московский. Уже в 1797 году здесь было 12 монахов. В 1799-м обитель вошла в состав Калужской епархии.

Современное состояние монастыря

Введенский собор

Сразу после передачи обители церкви, началось ее восстановление. Возглавил работы старец Илий. Речь шла не только о возвращении храмам их первоначального вида, но и о духовном возрождении обители, о возвращении Оптиной ее значения как важнейшего центра православия.

Сегодня на территории располагается 8 действующих церквей в прекрасном состоянии. Восстановлены, помимо храмов, и другие постройки:

  • Введенский собор является главным храмом монастыря. Рака со святыми мощами преподобного Амвросия расположена в северном пределе, рака со святыми мощами о. Нектария — в трапезной;
  • Владимирский храм был построен заново на месте не сохранившегося больничного храма. Этот храм-усыпальница семи великих старцев обители: Льва, Макария, Илариона, Анатолия, Иосифа, Варсонофия, Анатолия;
  • Восстановлен и скит, где жили оптинские старцы. Но доступ в него закрыт для всех, кроме иноков, служащих богослужения день и ночь;
  • Лазаретная башня соседствует с больничным корпусом. Здесь на сегодняшний день открыта гостиница для паломников.
Читайте также:  Насколько ограничено строительство на сельхозземлях?

А как же старцы? Есть ли они сегодня в обители?

Что обязательно нужно посетить и увидеть

Мощи о. Амвросия и о. Нектария

К сожалению, из-за трагической истории монастыря старых построек на его территории почти не осталось. Все пришлось восстанавливать заново, практически из руин. И все же здесь есть очень много важных святынь, посмотреть на которые будет полезно и интересно даже неверующему человеку.

Монахи обители сделали очень много для возвращения духовности этому святому месту. Это чувствует любой человек, независимо от веры, оказавшийся здесь.

Итак, что же стоит посетить:

  • Приехав в обитель, надо обязательно побывать на службе в главном Введенском соборе. Особенно торжественны службы во время церковных праздников, а также в Дни памяти великих оптинских старцев. В храме можно поклониться мощам о. Амвросия и о. Нектария, помолиться, просто постоять или поставить свечку у чудотворной иконы Казанской Божьей матери, которая находится справа от алтаря;

Имейте в виду: территория скита закрыта для посетителей, но пройти дорогой, по которой старцы ходили на молитву, значит какой-то степени проникнуть в их мир.

Владимирская церковь

  • За Введенским собором расположена Владимирская церковь с маленьким синего цвета со звездами куполом. Здесь находятся мощи шести великих старцев Оптиной;
  • Святые монастырские источники славятся многочисленными исцелениями и чудесами. Три источника Оптиной не исключение:
  • Один из них, самый знаменитый, расположен на территории обители, в честь Пафнутия Боровского Чудотворца;
  • Источник в честь о. Амвросия находится недалеко от скита;
  • Третий источник в честь Сергия Радонежского — сероводородный. Он был недавно вновь открыт монахами. Здесь есть купальня, погружение в воды которой дает необыкновенный прилив сил.

Реликвии Оптиной пустыни

Прихожане посещают Введенский собор, чтобы прикоснуться и помолиться иконе Казанской Божией Матери. Из почитаемых святынь здесь хранятся мощи оптинских преподобных — Амвросия и Нектария. В храме проводят ранние литургии, полунощницы, панихиды, молебен с акафистом преподобному Амвросию. В храме, посвящённом Казанской иконе Божией Матери, хранятся мощи преподобных Антония, Моисея и Исаакия I.

В гранитных раках Владимирского храма хранятся с 1998 года мощи преподобных старцев пустыни. В их числе останки Макария, Льва, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иллариона и Иосифа. Верующие стремятся посетить их и совершить поклон. Часть храма Марии Египетской занимает иконописная мастерская. В храме Преображения Господня сохранены мощи исповедника и преподобного Рафаила (Шейченко).

В разных храмах монастыря сохранились и восстановили множество настенных фресок. Яркие красочные сюжеты нанесены на стены и потолки внутреннего убранства обители. Среди них многие посвящены Иисусу Христу и Пресвятой Богородице. Интересны для прочтения фрески «Сретение Господне», «Исцеление слепорожденного», «Снятие со креста», «Гефсиманское моление», «Чудо исцеления глухонемого», «Суд над праведной душой» и др.

Оптина пустынь сегодня

Только в 1987 году Советское правительство передало монастырь в распоряжение РПЦ. С этого момента началось активное восстановление монастыря – как материальное, так и духовное. Идеолог и координатор восстановления монастыря Оптина пустынь – старец Илий. Именно благодаря этому человеку обитель вновь обрела славу крупнейшего центра православия и паломничества. Ее уникальная энергетика и красота храмов привлекает тысячи паломников и туристов со всего мира. На территории монастыря располагаются 7 действующих храмов:

  • Введенский собор – главный храм обители;
  • Храм Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту;
  • Храм прп. Илариона Великого;
  • Храм Казанской иконы Божией Матери;
  • Храм Владимирской иконы Божией Матери;
  • Храм Преображения Господня;
  • Храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».

Расписание Богослужений

пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
Читайте также:  Нужна ли замена загранпаспорта при смене фамилии после свадьбы

Кто такие Оптинские старцы

Духовная жизнь — нелегкий процесс. Иные люди считают, что достаточно соблюдать Божьи заповеди, чтобы душа пребывала в благости. Но чтить эти наставления можно по-разному. Одно дело сознательно ограничивать себя в желаниях, страстях, искушениях, другое — ощущать в ограничениях радость жизни, великий дар свыше, возможность приблизиться ко Спасителю.

Законы Правды не в насильственном воздействии на личность, а во внутренней потребности к Истине. Такие духовные правила и раскрывали простым людям Оптинские старцы. Каждый из них приходился духовным руководителем сотням мирян, обращавшихся за советом, помощью, поддержкой.

Житие Оптинских старцев — наглядный пример превосходства духовности над физическими потребностями. Быт монахов был прост, пища однообразна. Молитва, труд, помощь ближним — составляли единственную потребность обитателей обители.

Оптина и интеллигенция

В XIX – начале XX в. в монастырь часто ехали представители образованного сословия. Здесь бывали братья Киреевские, философ Константин Леонтьев (впоследствии монах Климент), Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, П.И.Чайковский, браться Аксаковы, А.С. Хомяков, историк С.М.Соловьев, великий князь Константин Романов (известен как поэт под псевдонимом «К.Р.») и многие другие.

Монастырь тогда играл для интеллигенции миссионерскую роль. С XVIII в. оторванные от родных корней, получившие европейское образование представители интеллектуальной элиты пребывали в духовном вакууме. Духовные поиски привели к распространению оккультных практик, увлечению масонством. Пример живой святости, явленный оптинскими старцами, часто переворачивал весь мир российского интеллектуала.

Так случилось с Н.В.Гоголем, К.Н.Леонтьевым, Ф.М.Достоевским. Но немало было и тех, для кого встреча со старцем ничего не меняла. О Л.Н.Толстом, приезжавшем к прп. Амвросию, старец с сокрушением говорил: «Какой гордый человек!»

Старец Илий: биография

Родился Илий (в миру — Алексей Афанасьевич Ноздрин) в 1932 году в многодетной крестьянской семье в поселке Становой Колодезь Орловской области. Его отец, Афанасий, во время Отечественной войны в 1942 году был тяжело ранен и скончался в госпитале. Мать, Клавдия Васильевна, в одиночку воспитывала четверых детей. Окончив школу в 1949 году, Алексей прошел срочную службу в армии. В 1955 году поступил учиться в Серпуховский механический техникум, а после его окончания в 1958 году по распределению был направлен в Волгоградскую область для строительства хлопчатобумажного комбината в г. Камышин. Но не найдя себя в профессии строителя, решил посвятить свою жизнь Богу, поступив учиться в Духовную семинарию города Саратова. В 1961 году, в связи с хрущевскими гонениями и давлением на церковь, семинария была закрыта, а Алексей был вынужден переехать в Ленинград, где продолжил учебу в духовной академии и принял постриг инока с именем Илиан.

Детство будущего святого

Мальчик Саша Гренков родился в 1812 году в одном из сел Тамбовской губернии. В младенчестве принял Святое Крещение с именем Александр, в честь благоверного князя Александра Невского (именно в день рождения младенца — 23 ноября — совершается его память).

Отец Саши служил дьяконом в местной церкви, а мать занималась воспитанием восьмерых детей.

Резвый и веселый Александр любил шумные игры, он постоянно выдумывал детские забавы для себя и друзей, ему никак не сиделось дома. Случалось, что получив работу или поручение, он, едва начавши, бросал дело и убегал гулять с многочисленными друзьями во двор.

Родители Александра, в том числе и дед с бабушкой, были глубоко верующими людьми, и их благочестие внесло особую атмосферу в уклад семейства.

К шалостям мальчика, даже незначительным, домочадцы относились как к значительным проступкам. В результате неуемной энергии парнишки, отношение семейства к нему было достаточно холодным — его братьев и сестер, имеющих спокойный нрав, любили больше и относились к ним с особой теплотой.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...