Обязанности и права военных в 2023 году: законы, статус, социальная защита

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности и права военных в 2023 году: законы, статус, социальная защита». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы узнать подробнее о статусе военнослужащего в 2022 году с последними изменениями и дополнениями, необходимо отслеживать все поправки в законодательстве, законопроекты и актуальные редакции законодательных актов.

Законы и НПА военного права

Если человек проходит службу в армии или является военным по профессии, его жизнь контролируют немного другие законы, нежели для гражданских. Праваграждан на военной службе указаны на страницах Конституции. Конечно, как уже говорилось, дополнительные нормы, которые должен соблюдать военнослужащий, имеются, но в основном они должны следовать основным предписаниям Конституции.

Таким образом, если военный и защищает отечество, он обязан это делать исключительно теми методами и в то время, как это указано в главном документе, регулирующем законодательство. О том, в какой форме и по какому порядку должен исполняться гражданский долг, указано сразу в нескольких законах. Это федеральные законы, где говорится «О статусе военнослужащего» и о воинских обязанностях в рамках прохождения службы. Первый документ рассказывается о том, какие общие права имеет военный как гражданин страны, но учитывая тот факт, что на данный момент он находится на службе военного толка. Кроме того рассматриваемый документ уточняет некоторые нюансы, что имеет военное дело для иностранцев.

Второй документ говорит о принятых формах и порядке, что предусматривает призыв и исполнение долга военного. Также в нем упоминается, что некоторые граждане обязаны вступать на воинскую службу, становится на учет, поступать в армию по определенному алгоритму.

Социальная защита военнослужащих и семьи

Прежде чем заговаривать о том, имеет ли правовоенный на что-то, следует разобраться в его обязанностях. Чтобы военные обязанности могли исполняться, государство дает военнослужащим социальную защиту, которая распространяется не только на самих военных, но и их семьи.

Обычно – это денежные выплаты, компенсации, поощрения. Например, беременные жены военных могут получить пособие, если у военного пока служба. Также военным дают страхование и другие льготы. В частности, жилье. Кроме того, на службе военный обязательно получает зарплату.

Если человек после призыва проходит службу в районах, что неблагоприятны для жизни (например, на Крайнем Севере), ему предложат дополнительные социальные гарантии и льготы. Можно даже ходатайствовать о переводе на службу в другую местность, если здоровье не позволяет постоянно находиться в критической ситуации, которыми «богато» военное бытие. Тогда служба причиняет вред.

Военнослужащий должен быть обеспечен медицинским страхованием, чтобы служба была безопаснее. Военноеправо в этом не отличается от гражданского. Если у контрактного военного возникнет желание застраховаться по расширенной программе, он может выбрать платный порядок.

Военное право предусматривает для контрактных военных довольно обширный список льгот, что дарит им служба. Определенная логика в этом есть – так государство компенсирует большое количество ограничений, что влечет за собой рассматриваемая деятельность. При этом права и свободы военных практически переплетены в неразрывном союзе. Поэтому помимо большого количества льгот, военноеправо не дает военным пользоваться благами во вред обществу.

Таблица увеличения окладов военнослужащих в 2022

Как могут измениться суммы окладов военнослужащих в зависимости от воинских званий получателей, если индексация в октябре составит 4% (коэффициент 1,04), покажет наша таблица.

Звание военнослужащего

Размер оклада до 01.10.2022, в руб.

Размер оклада после 01.10.2022, в руб.

(если индексация составит 4%)

Рядовой/матрос

5 810

6 042

Ефрейтор/старший матрос

6 391

6 647

Младший сержант/старшина 2-й статьи

6 973

7 252

Сержант/старшина 1-й статьи

7 856

8 170

Старший сержант/главный старшина

8 135

8 460

Старшина/главный корабельный старшина

8 716

9 065

Прапорщик/мичман

9 297

9 669

Старший прапорщик/старший мичман

9 878

10 273

Младший лейтенант

11 040

11 482

Лейтенант

11 621

12 086

Старший лейтенант

12 201

12 689

Капитан/капитан-лейтенант

12 782

13 293

Майор/капитан 3-го ранга

13 364

13 899

Подполковник/капитан 2-го ранга

13 944

14 502

Полковник/капитан 3-го ранга

15 107

15 711

Генерал-майор/контр-адмирал

23 240

24 170

Генерал-лейтенант/вице-адмирал

25 563

26 586

Генерал-полковник/адмирал

29 050

30 212

Генерал армии/генерал флота

31 374

32 629

Маршал РФ

34 860

36 254

Свидетельство о праве на субсидию

Государственное свидетельство для получения денежного довольствия выдается в зависимости от статуса граждан и места их расположения:

  • Федеральными отделениями исполнительной системы по месту осуществления деятельности.
  • Военным руководством города и космодрома Байконур. Этот населенный пункт относится к административной территории республики Казахстан, арендованный Российской Федерацией на срок до 2050 года.
  • Отдельными представителями органов федеральной власти по месту службы гражданина.
  • Руководством военных баз, дислоцируемых за рубежом.

Свидетельство выдается в период 10 суток с момента подписания приказа о выдаче материального довольствия. Сертификат имеет продолжительность действия:

  • Для предоставления кредитной компании – 60 дней.
  • Для подачи документов в банк о приобретении жилья – 32 недели.

В случае просрочки использования сертификата необходимо посетить региональное отделение федерального органа, выдавшего жилищные документы, и написать заявление о просрочке (не позднее 6 месяцев).

Обязательные данные, отображенные в документе:

  • Реквизиты получателя и его личные данные.
  • Размер денежной субсидии.
  • Классификация приобретаемого имущества.

Основные правила отсчета срока службы

Отсчет службы в армии происходит по определенным правилам и для призывников в 2023 году он происходит следующим образом:

  • Если призывник не находится в запасе, но призван на службу в армию, то срок отсчета для него начинается после присвоения звания рядового;
  • Если же гражданин числится в запасе и при этом имеет воинское звание, то отсчет службы в армии начинается с момента подписания приказа о направлении к запланированному месту прохождения службы;
  • Если прохождение службы будет происходить на основе контракта, то служба начинается с момента его подписания;
  • Если юноша не проходил службу в рядах российской армии, но поступил на обучение в высшее военное образовательное учреждение, то срок отсчета будет начат с момента зачисления его в образовательное учреждение.

Во время несения воинской службы в срок засчитываются все дни, даже праздничные и выходные. Также бывают и исключения из правил:

  1. Период нахождения военнослужащего в дисциплинарном батальоне. Но если во время его пребывания там к солдату не возникало никаких нареканий, то может быть принято решение о зачете данного периода в срок службы;
  2. Период, когда военнослужащий принял решение самовольно покинуть расположение части сроком более чем на 10 дней.

Закон «О статусе военнослужащего»

(В редакции федеральных законов от 31.12.1999 № 229-ФЗ, от 19.06.2000 № 82-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 26.07.2001 № 105-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 07.05.2002 № 49-ФЗ, от 21.05.2002 № 56-ФЗ, от 28.06.2002 № 75-ФЗ, от 27.11.2002 № 155-ФЗ, от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 26.04.2004 № 29-ФЗ, от 20.07.2004 № 71-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 22.04.2005 № 37-ФЗ, от 27.12.2005 № 190-ФЗ, от 27.12.2005 № 191-ФЗ, от 02.02.2006 № 20-ФЗ, от 04.05.2006 № 61-ФЗ, от 08.05.2006 № 66-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 17.10.2006 № 163-ФЗ, от 04.12.2006 № 203-ФЗ, от 30.12.2006 № 278-ФЗ, от 06.01.2007 № 1-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 16.03.2007 № 36-ФЗ, от 22.06.2007 № 113-ФЗ, от 22.06.2007 № 114-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 04.11.2007 № 254-ФЗ, от 01.12.2007 № 311-ФЗ, от 04.12.2007 № 324-ФЗ, от 11.06.2008 № 86-ФЗ, от 14.07.2008 № 111-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 27.10.2008 № 177-ФЗ, от 08.11.2008 № 203-ФЗ, от 01.12.2008 № 225-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 09.02.2009 № 1-ФЗ, от 14.03.2009 № 34-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 25.12.2009 № 339-ФЗ, от 22.07.2010 № 159-ФЗ, от 08.12.2010 № 342-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, от 28.12.2010 № 418-ФЗ, от 21.04.2011 № 74-ФЗ, от 08.11.2011 № 309-ФЗ, от 16.11.2011 № 318-ФЗ, от 12.12.2011 № 427-ФЗ, от 14.06.2012 № 80-ФЗ, от 25.06.2012 № 90-ФЗ, от 28.07.2012 № 137-ФЗ, от 30.12.2012 № 288-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 21.10.2013 № 277-ФЗ, от 02.11.2013 № 297-ФЗ, от 02.11.2013 № 298-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 28.12.2013 № 405-ФЗ, от 03.02.2014 № 7-ФЗ, от 04.06.2014 № 145-ФЗ, от 04.11.2014 № 342-ФЗ, от 24.11.2014 № 360-ФЗ, от 20.04.2015 № 97-ФЗ, от 13.07.2015 № 230-ФЗ, от 14.12.2015 № 370-ФЗ, от 15.02.2016 № 20-ФЗ, от 03.07.2016 № 227-ФЗ, от 03.07.2016 № 259-ФЗ, от 22.11.2016 № 394-ФЗ, от 03.04.2017 № 64-ФЗ, от 01.07.2017 № 148-ФЗ, от 29.07.2018 № 258-ФЗ, от 03.08.2018 № 307-ФЗ, от 03.08.2018 № 309-ФЗ, от 27.12.2018 № 545-ФЗ, от 06.03.2019 № 19-ФЗ, от 29.05.2019 № 118-ФЗ, от 03.07.2019 № 164-ФЗ, от 16.10.2019 № 339-ФЗ, от 02.12.2019 № 416-ФЗ, от 01.03.2020 № 29-ФЗ, от 08.06.2020 № 176-ФЗ, от 13.07.2020 № 201-ФЗ, от 31.07.2020 № 276-ФЗ, от 31.07.2020 № 287-ФЗ, от 27.10.2020 № 353-ФЗ, от 08.12.2020 № 429-ФЗ)

Читайте также:  Многодетные новосибирцы смогут получить деньги вместо земельного участка

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус военнослужащих

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее — граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей. (В редакции Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ; от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 04.06.2014 № 145-ФЗ)

Статья 2. Граждане, имеющие статус военнослужащих

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (В редакции Федеральных законов от 28.06.2002 № 75-ФЗ; от 04.12.2006 № 203-ФЗ)

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (В редакции Федеральных законов от 04.12.2006 № 203-ФЗ; от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 06.07.2006 № 104-ФЗ)

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (В редакции Федерального закона от 11.11.2003 № 141-ФЗ)

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 288-ФЗ)

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

  • супруга (супруг);
  • несовершеннолетние дети;
  • дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
  • дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
  • лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Порядок работы призывной комиссии, ее состав, полномочия

В Ярославской области с 01 апреля 2021 года сформированы и приступили к работе 21 призывная комиссия муниципальных образований и городских округов, а также призывная комиссия Ярославской области. Призывную комиссию Ярославской области возглавляет губернатор области. В составы призывных комиссий входят:

  • представители МВД;
  • департамента здравоохранения и фармации;
  • департамента образования;
  • департамента государственной службы занятости;
  • представители общественных организаций.

На призывную комиссию при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и принятия в отношении их одного из следующих решений:

  • о призыве на военную службу;
  • о направлении на альтернативную гражданскую службу;
  • о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
  • об освобождении от призыва на военную службу;
  • о зачислении в запас;
  • об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Права тех, кто несет военную службу

Президентское новшество имеет непосредственное отношение к тем офицерам, которые к началу 2021 года отслужили в рядах Вооружённых Сил России не меньше десяти лет. Поэтому у командира нет основания для увольнения военнослужащего без жилья.

По мнению одного из экспертов «АГ», законопроект устраняет грубую ошибку, допущенную при принятии существующей редакции Закона о статусе военнослужащих.

Федеральный документ состоит в постоянной доработке и практически ежегодно в него вносятся дополнения и замены. Связано это с тем, что военнослужащие имеют ряд ограничений, связанных с родом своего занятия.

По мнению одного из экспертов «АГ», законопроект устраняет грубую ошибку, допущенную при принятии существующей редакции Закона о статусе военнослужащих.

Права и свободы военнослужащих в ФЗ представлены рядом статей – от 5 до 25. Часть этих статей указано в основных моментах, так как, по сути, являются основополагающими нормативами для военнослужащих. Остальные пункты беспрекословно важны и требуют развёрнутого рассмотрения.

Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Минус 100 тыс. человек

Инициативы Минфина (копия документа есть в распоряжении «Известий») были направлены в Совет безопасности РФ в середине нынешнего месяца. Ведомство считает необходимым оптимизировать работу разных силовых структур, не только армии. Так, 16 октября «Известия» сообщали, что аналогичные меры разработаны для МВД, ФСИН, ГФС и ФССП. Тогда в аппарате Совбеза отказались от комментариев, не подтвердив, но и не опровергнув существование этого письма.

Читайте также:  Минфин предлагает три новых льготы по НДФЛ

Согласно документу, как минимум две позиции в «армейском» списке Минфина идентичны тем, что содержатся и в предложениях по МВД: оптимизация управленческого аппарата за счет приведения соотношения количества начальников к количеству подчиненных, а также создание единого расчетного центра и единой системы материально-технического обеспечения силового блока.

Положение о статусе военнослужащего по контракту 2021 года

При желании стать контрактником в ВУЗе проходится медкомиссия, сдаются нормы физподготовки. Получив диплом, выпускник получает повестку туда, где им будет проходиться служба, в соответствии с профессией ВУЗа и званием. Несение военной службы происходит уже с начислением полагающегося жалования.

В военном комиссариате весьма желательно принимают кандидатов закончивших ВУЗы, и желающих подписать контракт с армией. Происходит так не для всеобщего плана набора контрактников.

Очень важным считается, что приходит грамотный специалист, для освоения сложной техники, взятой на вооружение. К тому же, благодаря высокому уровню образования, человек скорее пройдет адаптацию, на фоне изменяющихся требований, и для быстрого решения задач.

Действующее Положение о прохождении воинской службы предусматривает два варианта – призывной и добровольный. Процедура их применения и осуществления в условиях мирного времени детально регламентирована законом №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и правовыми актами в сфере организации несения службы на контрактной основе.

В понятие «прохождение военной службы» включают не только службу в ВС РФ, но и связанные с этим иные аспекты деятельности:

Президентское новшество имеет непосредственное отношение к тем офицерам, которые к началу 2021 года отслужили в рядах Вооружённых Сил России не меньше десяти лет. Поэтому у командира нет основания для увольнения военнослужащего без жилья.

Теперь при выслуге от десяти лет им должна быть выделена квартира или предоставлены денежные средства в рамках субсидии для приобретения собственных квадратных метров. При этом допускается удовлетворение просьбы военнослужащего, уходящего в запас, о выделении ему квартиры в другом регионе, куда он планирует переехать по окончании несения службы.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

1.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

ФЗ «О статусе военнослужащих»: последняя редакция 2021 года

В Правительстве давно обсуждались вопросы, связанные с повышением выслуги лет. При этом для военнослужащих этот порог изменялся с существующих 20 лет до проектных 25. Такие нововведения касаются также сотрудников ФСИН и системы МВД.

Читайте также:  Платежное поручение по ЕНП в 2023 году — порядок заполнения и инструкция

Входит ли армия в пенсионный стаж

До 2021 вопросы повышения пенсионного возраста рассматривались, как предположения, но в июне начались активные действия правительственных комиссий. Проекты реформирования положения о пенсионном обеспечении военных разрабатывались на протяжении последних нескольких лет. И 14 июня 2021 произошло повышение пенсионного возраста для всех гражданских лиц РФ.

При расчете выплат учитывается множество разных факторов: звание, занимаемая должность, особые заслуги перед отечеством, безукоризненная служба, стаж и так далее.

К примеру, в 2021 году служащий вооруженных сил по контракту может значительно увеличить жалование за счет дополнительных выплат за ФИЗО.

Если сотрудник на момент проверок проявит хорошую физическую подготовку и документально подтвердит ее, то он может получить дополнительные премиальные выплаты.

Независимо от служебных показателей любой служащий вооруженных сил, имеющий трудовой стаж в вооруженных силах более двух лет, имеет право на надбавку за длительный срок службы. Она начисляется на основании распоряжения командира части ежегодно в начале календарного года.

Размер дополнительных выплат зависит от количества лет службы в армии. Если сотрудник отслужил больше двух лет – 10%, десять лет – 15%, больше пятнадцати лет – 20%, больше двадцати лет – 25%, двадцать пять лет – 30%, больше двадцати пяти лет – 40%.

Для летчиков, моряков, которые несут службу на АПЛ, и водолазов прибавка начисляется с учетом повышающего коэффициента. Он составляет 1,5.

В 2021 году правительство предполагает увеличить надбавку за выслугу лет. За каждый год службы в армии планируется добавить по 3% от оклада. А при службе в течение 25 и более лет будут положены ежемесячные премиальные выплаты до 70%.

Весенний призыв в армию в 2021 году также будет проходить с 1 апреля по 15 июля. Однако сроки весеннего призыва для некоторых категорий граждан могут быть немного смещены.

Так, жителям Крайнего Севера даётся право пойти в армию с 1 мая, то есть, через месяц после начала призывных мероприятий. То же самое касается и учителей – им так же даётся отсрочка месяц, чтобы преподаватели могли спокойно принять экзамены у своих учеников.

А вот для жителей сельской местности весенний призыв и вовсе отменили. Правительство РФ считает, что сельским жителям в весеннее время стоит заниматься домашним хозяйством, а уже осень, после сбора урожая, можно отправиться и в армию.

Помимо тех, кто не сможет отправиться в армию по состоянию здоровья, на военный призыв весной 2021 года также не будут призваны в армию следующие группы лиц:

  • работники МВД, МЧС или ФСБ;
  • граждане с непогашенной судимостью;
  • лица, находящиеся под следствием;
  • студенты высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме;
  • лица, находящиеся в браке и имеющие двоих или более детей;
  • отцы, в одиночку воспитывающие детей или имеющие под опекой престарелых родителей.

Право получить отсрочку имеют право:

  • юноши, чьи жёны находятся на 26 или позднее неделе беременности;
  • граждане, воспитывающие ребёнка-инвалида, не достигшего 3-х лет;
  • лица, оказывающие уход больному родственнику.

При этом, чтобы получить отсрочку одних слов недостаточно. Молодому человеку необходимо заранее обеспокоиться этим вопросом и собрать все необходимые справки.

Порядок обеспечения гарантиями и компенсациями

Преференции, которые предназначены для военнослужащих, определяются ФЗ. Из редакции норматива с последними изменениями можно выделить группу граждан, которым положены эти привилегии.

К категориям, подлежащим покрытию компенсациями, относятся:

  • Непосредственно воины ВС, а также их семьи. Под категорию семьи попадают супруги, несовершеннолетние отпрыски и другие лица, состоящие на иждивении у защитника-армейца.
  • Уволенные со службы в пограничных, железнодорожных и внутренних войсках, вооруженных сил СССР, войсках и органах государственной безопасности и других военных формирований.
  • Граждане, уволенные из ВСРФ, а также из других видов войск и воинских формирований. К этой категории относятся уволенные из Объединенных Вооруженных сил государств, являющихся участниками СНГ.
  • Ветераны ВОВ, а также участники БД, проходящих на территории других стран.
  • Лица, обучающиеся в профессиональных и общеобразовательных организациях, ориентированных на подготовку к военной службе и не достигшие совершеннолетия.
  • Военные, выполняющие свою повинность при вооруженных конфликтах, или же в условиях ЧП.

Все привилегии, предоставляемые военнослужащим, собраны в статье3 Федерального закона. Статьёй чётко предопределена ответственность государства за надлежащее соцобеспечение военных и их семей.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (76-ФЗ) 2021, 2020

Как рассчитывается ЕДВ, если военнослужащий расторгнул брак?

В расчет принимаются члены семьи, являющиеся таковыми на момент подачи заявления в уполномоченный орган на предоставление ЕДВ. Порядок признания членом семьи утвержден ст.

292 ГК РФ. В состав членов семьи входят совместно проживающие с военнослужащим лица.

Дети и родители, проживающие с военнослужащим, будут учтены. Если же они проживают отдельно, то учтены не будут.

Согласно ст. 31 ЖК РФ другие родственники (кроме родителей и детей) признаются членами семьи собственника (нанимателя) жилья в том случае, если именно в таком качестве они были вселены на данную жилплощадь.

Итак, при расчете ЕДВ разведенного военнослужащего будут учтены совместно проживающие с ним члены семьи. Если бывший супруг после развода покинул жилплощадь, то в расчете он учтен не будет.

Законы Российской Федерации предоставляют достаточно много видов социального и материального обеспечения военнослужащего. Журнал ПрофиКоммент уже рассказывал последние новости для защитников Отечества:

Однако кроме денежного довольствия и пенсионных выплат военнослужащие имеют право на получение жилья от государства. Основные нормы, регулирующие предоставление жилья военным, прописаны в законе 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Различают 3 вида жилых помещений для военных:

  1. Служебное жилье
  2. Постоянное жилье по избранному месту жительства
  3. Постоянное жилье по последнему месту несения службы

Разберём эти виды жилых помещений более подробно.

Чтобы получить служебное жилье, контрактник подаёт документы в Департамент жилобеспечения или территориальный отдел. Список документов для получения служебного жилья:

  • справка о прохождении военной службы;
  • копии паспортов военнослужащего и членов его семьи;
  • копии свидетельств о рождении детей (при наличии);
  • справка о составе семьи;
  • копия свидетельства о браке (при наличии официального брака);
  • копия свидетельства о расторжении брака (если имел место развод);
  • справка о сдаче служебного жилого помещения по прежнему месту военной службы;
  • заполненные по форме сведения о наличии (отсутствии) жилья, занимаемого по договору соцнайма или принадлежащего на праве собственности военнослужащему и членам его семьи по месту прохождения службы.

С момента сдачи документов военному присваивается статус нуждающийся в служебном жилье.

Затем в течение 3 месяцев Минобороны обязано предоставить сотруднику необходимое жилое помещение. При этом военнослужащий имеет право отказаться от предоставляемого жилья, если оно не подходит ему или членам его семьи по каким-то причинам и продолжить ожидать предоставления жилья лучшего качества.

Например, у офицера семья, состоящая из жены и двоих детей, а им предлагают комнату в общежитии – от таких условий, которые ухудшают социальные нормы проживания, военнослужащий вправе отказаться.

Федеральный закон N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в мае 1998 года. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, настоящий федеральный закон призван определить права, свободы, обязанности и ответственность лиц, находящихся в статусе военнослужащих, а также основы политики государства в области правовой и социальной защиты действующих служащих, граждан России, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Также читайте о ФЗ №79 в новой редакции здесь:

Структурно закон о статусе военнослужащих состоит из трех глав. Рассмотрим основные аспекты, прописанные в законе.

  • Общие положения: понятие статуса военнослужащих и лица, находящиеся в этом статусе. Гарантии государства в области правовой и социальной защиты семей военных. Правовая база данного статуса.
  • Права и свободы военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы: защита свободы, чести, достоинства. Право на свободное передвижение и выбор места жительства. Свобода слова, право участия в массовых мероприятиях (митинги, демонстрации). Свобода совести и вероисповедания. Порядок регулирования графика: служебное время и право на отдых. Денежное довольствие и отдельные выплаты. Проезд в транспорте и почтовые отправления. Обеспечение продовольствием, вещами и т.д. Право на жилье, медицинское обслуживание. Страховые гарантии. Право на образование и культурное просвещение. Возможность обжалования неправомерных действий и право на получение юридической помощи. Увольнение со службы. Право на труд и на трудоустройство. Социальная защита семей, потерявших кормильца, бывшего в статусе военнослужащего. Дополнительные социальные гарантии для военных, находящихся в «горячих точках» в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта.
  • Обязанности и ответственность. Производство, связанное с дисциплинарными проступками: общие и должностные обязанности, ограничения и запреты, связанные с военной службой. Ответственность. Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности. Права привлекаемого лица. Дисциплинарное взыскание и обстоятельства, учитываемые при его назначении. Сбор и оценка доказательств. Разбирательство. Исполнение взысканий.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...