Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госзакупки: Пять актуальных вопросов по приказу №126н». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Цель заключается в поддержке экономических и производственных интересов страны, укреплении и мотивации внутреннего рынка, обозначении преимущественного положения российского производителя. Реализация осуществляется через применение национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ (ст. 14 закона о контрактной системе № 44-ФЗ). Часто используется равнозначный термин импортозамещение. Суть метода в том, чтобы предпринять меры по введению запретов или ограничений на ввоз ряда иностранных товаров, создать благоприятные условия допуска российских аналогов. Основанием для включения продукции в перечень российских товаров является заключение Минпромторга (ПП РФ № 719 от 17.07.2015).
Пример закупки товаров по преференциям организации инвалидов и УИС по 44-ФЗ
Списки постановлений содержат коды по классификатору ОКПД-2, для которого разработана специальная структура (пример ее приведен ниже для класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Льготами могут пользоваться производители любых товаров из структуры кода.
Структура ОКПД2:
13 Класс «Текстиль и изделия текстильные» |
||||||
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие» |
||||||
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)» |
||||||
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства» |
||||||
13.92.12 Вид «Белье постельное» |
||||||
13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей» |
||||||
13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей» |
Что такое национальный режим
Государственный орган, ответственный за импортозамещение, — это Министерство финансов (ч. 3, 4 44-ФЗ). Ранее национальный режим курировало Министерство экономического развития (МЭР). Минфином и Минэкономразвития разработаны дополняющие закон нормативно-правовые акты (НПА) с перечнями конкретной продукции и с указанием условий ее использования. Нацрежим в госзакупках выражается в форме запретов, ограничений и условий допуска иностранной продукции. С 2020 года правила применения национального режима сильно изменятся.
Как действовать заказчику, чтобы не нарушить национальный режим
Заказчику необходимо предусматривать и отражать ограничения при поставках в закупочной документации. С этой целью проводить мониторинг изменений и дополнений действующих НПА по национальному режиму на предмет наличия в них интересующей его продукции. В ситуации невозможности провести закупку из-за отсутствия необходимого товара на территории РФ достоверность факта заказчику придется подтвердить с обоснованием в Единой информационной системе.
Определение страны происхождения продукции для любой закупки производится в соответствии с законодательством. Заказчику необходимо учитывать, что применение перечня по национальному режиму при осуществлении закупок по 44-ФЗ действует как в отношении товаров, так и для работ и услуг. Установленный национальный режим и режим наибольшего благоприятствования отечественной продукции и государств — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обуславливает случаи, когда заказчик при исполнении контракта не допускает замену товара или страны происхождения (ч. 7 ст. 95 44-ФЗ).
Как работают условия допуска национального режима
Условия допуска иностранной продукции — это специальные правила реализации зарубежных товаров. По сути, предоставление преференций для российской продукции. Заказчик рассматривает все поступившие заявки. Ценовое преимущество отдается той, в которой предложено наибольшее количество составляющих отечественного производства.
Заказчику особенно важно подчеркивать в своей документации необходимость для участника декларировать страну происхождения и нести ответственность за достоверность указанных сведений.
При поставке товаров из стран ЕАЭС преференции определяет приказ Минфина России № 126н от 04.06.2018. Вот на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим:
- из Белоруссии;
- Казахстана;
- Армении;
- Киргизии.
Участникам с товарами ЕАЭС предоставлено преимущество по цене контракта в размере 15 процентов в случае подтверждения документом страны происхождения. При наличии нескольких участников в закупке с одинаковыми условиями заказчик заключит контракт с тем из них, который вправе получить преференцию. Контракт с победителем, который не предложил поставку из ЕАЭС, заключается при возможности снижения цены на 15% от заявленной.
Если победитель в своей заявке не указал соотношение долей товаров, которые произведены как в иностранном государстве, так и в странах ЕАЭС, такая доля товара исчисляется заказчиком по цене за единицу из обоснования НМЦК. Приказ действует в совокупности с ПП РФ № 925 от 16.09.2016. Постановление определяет приоритет товаров, работ и услуг российского происхождения к иностранной продукции.
С 12.11.2019 перечень товаров, на которые распространяются условия допуска национального режима, обновился. Вышел приказ Минфина РФ № 165н от 14.10.2019, который дополнил действующий норматив 126н. В перечень включены новые коды продукции по видам экономической деятельности ОКПД2. Среди них:
- 08.1 — камень, песок, глина;
- 17.12.14.160 — бумага для аппаратов и приборов;
- 19.20.29.119 — моторные масла, которые не включили в другие группировки;
- 20.41.32.119 — моющие средства (прочие);
- 26.40.20.110 — цветные телевизоры с устройствами записи и воспроизведения звука и изображения;
- 31.0 — мебель (есть исключения).
Преференции организациям инвалидов
Если такого рода предприятия принимают участие в закупке, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе заказчик обязан предоставить им предпочтение. А именно в отношении предлагаемой цены в размере 15%.
Подробнее раскрывает преференции инвалидам по 44 ФЗ Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341. Этим нормативным правовым актом закреплен перечень товаров, работ или услуг, при закупке которых предоставляются льготы. К примеру, речь идет о приобретении постельного белья, бумаги и картона, соков из фруктов и овощей. При этом условия о предоставлении исключительного права должны быть обозначены заказчиком в извещении о проведении тендера. Необходимо учесть, что, если победителем признают организацию инвалидов, контракт заключается по предложенной статье с учетом преимущества. Однако, чтобы подтвердить, что организация относится к этой категории и имеет право на «бонус», необходимо представить подтверждающую декларацию, которая составляется в произвольной форме.
При закупке радиоэлектронной техники:
— Годовой или разовый сертификат СТ-1,
— Уведомление Минпромторга с подтверждением статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения,
— Подтверждение Минпромторга о том, что товар произведен на территории РФ.
— СПИК.
В закупках продуктов питания обычно требуется декларация о стране происхождения товара в свободной форме или декларация о производителе товара.
При поставке товаров легкой промышленности заказчик может потребовать декларацию страны происхождения товара и материалов, полуфабрикатов, использованных для производства товара.
В случае закупки программного обеспечения- потребуются название программного продукта и декларация о стране происхождения товара в свободной форме.
Бывают закупки, в которых заказчик не прописывает обязательное требование предоставления сертификата СТ-й, и тогда участник закупки сам определяет способ подтверждения страны происхождения товара, сертификатом СТ-1, декларацией, или каким либо, другим документом из указанных выше.
Согласно приказа Минэкономразвития России №155 от 25.03.2014 г, продавец или изготовитель, могут самостоятельно составить декларацию, сообщающую где, был произведен товар.
Если товаров несколько, к заявке крепится таблица с наименованиями товаров, и страной происхождения каждого из них. При этом страну происхождения товаров, требуется указать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК. Отмечаем что согласно классификатора, нет страны РФ, а есть Российская Федерация или Россия.
КАК ДОЛЖЕН РЕАГИРОВАТЬ ЗАКАЗЧИК НА НЕУКАЗАНИЕ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА.
Если в документации имеется запрет на закупку иностранного товара, то заявка в которой отсутствуют подтверждающие документы, должна быть отклонена.
Если в документации установлена ценовая преференция для товаров российского производства, а запрета нет, то заявка будет рассмотрена, как предлагающая товары иностранного производства.
В случае аукциона участнику придётся заключить контракт с ценой на 15%, меньше предложенной, а в других конкурентных закупках, заявка не получит снижающий коэффициент, при оценке заявок.
В том случае, когда в закупочной процедуре действует принцип «третий лишний», том в случае если на закупку подали документы минимум два участника, подтвердившие российское происхождение товара, вашу заявку, заказчик рассмотрит, как заявку с иностранным товаром и отклонят.
Что такое «преференция» в контрактном законодательстве?
Государство оказывает поддержку определенным участникам торгов, которая изложена в виде, так называемых, преференций в тексте 44-ФЗ. Причем, отдельной статьи в Федеральном законе, в которой были бы собраны все виды преимуществ для всех групп участников, не существует.
Льготные условия положены 3 группам участников, требования к которым указаны в разных положениях 44-ФЗ:
1-я группа (ст.30 44-ФЗ) — субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНКО);
2-я группа (ст.28 44-ФЗ) — структуры уголовно-исполнительной системы (УИС);
3-я группа (ст.29 44-ФЗ) — союзы инвалидов.
Разберем глубже, какими преференциями могут пользоваться участники из названных групп.
Преимущества для СМП и СОНО
Заказчики обязаны закупать у малых и некоммерческих предприятий не менее 15% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ). В первую очередь, нужно правильно определить этот объем. Если ошибиться в расчетах или не выдержать этот лимит, то можно получить штраф в размере 50 000 рублей.
Формула расчета СГОЗ:
СГОЗ= | Стоимость контрактов, заключенные в предыдущих финансовых годах, в части, которая оплачивается в текущем финансовом году | + | Стоимость контрактов, заключаемых, исполняемых и оплачиваемых в текущем финансовом году | + | Стоимость контрактов, заключенных в текущем финансовом году, исполнение которых будет перенесено на следующие годы, в части, подлежащей оплате в текущем году |
На основании каких нормативов работает нацрежим
Правила применения национального режима по 44 фз определены в правительственных актах с реестрами товаров, на которые распространяет действие спецрежим. Документы диктуют условия допуска к госторгам, лимиты, устанавливают запреты.
Когда объект госзакупки относится к продуктам производства, для которых применим национальный режим, в закупочной документации нужно указать следующее:
- Документ, нормирующий национальный режим.
- Список подтверждающей документации, что товар (объект закупки) произвели в одной из стран-участниц экономического Евроазиатского союза.
- Данные об ответственности поставщика за ложные данные о происхождении объекта госзакупки.
Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ
С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.
Если только один участник аукциона снизил цену контракта, то аукцион признается завершенным (ч. 11 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). Никакие галочки убирать не нужно. Заказчик не может вносить правки в заявку.
Если речь идёт о галочке при заключении контракта, тогда нужно учитывать следующее.
В данном случае, преференции можно не применять, если аукцион будет признан несостоявшимся по ч. 3.1. ст. 71 Закона № 44-ФЗ. Также, если участник с российским товаром не вышел на аукцион и заказчик рассматривал только заявки с иностранным товаром, Приказ № 155 не применяют.
Исключения в предоставлении преференции по 223-ФЗ
Как и в 44 ФЗ, для закупок по 223-ФЗ существуют исключения, в которых условия приоритета для российских ТРУ не применяется:
Закупка признана не несостоявшейся (договор заключается с единственным поставщиком).
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ российского происхождения.
В заявке на участие не содержится предложение ТРУ иностранного производства.
В заявке на участие в конкурсе (или подобном способе закупки) предлагаются ТРУ как российского производства, так и иностранного, где стоимость первых составляет менее 50% . Т.е. в случаях, когда большая часть ТРУ в заявке иностранного производства — приоритет для них не предоставляется.
В заявке на участие в аукционе (или аналогичной форме закупки) предлагаются одновременно ТРУ российского и иностранного производства, и стоимость российских товаров (работ или услуг выполняемых российскими лицами) составляет более 50% . Если выиграет поставщик с таким предложением, то контракт будет заключен по предложенной стоимости, без уменьшения стоимости на 15%.
Приоритет товаров Российского происхождения устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле и Договора о Евразийском экономическом союзе.
Таким образом, преференции как в 44 ФЗ, так и в 223 ФЗ направлены на поддержание российских производителей (а также стран ЕАЭС) и развитие российской экономики. Подобные условия позволяют получить значительные льготы при продаже отечественных товаров государственным заказчикам.
ООО МКК «РусТендер»
Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ
По закону о контрактной системе в сфере закупок ряду организаций предоставляются определенные льготы. Если обратиться к толковому словарю, то преференция определяется как предпочтение или особые условия пользования чем-либо. В то же время, преимущество можно обозначить как выгоду либо превосходство, исключительное право на что-нибудь. Это и есть ничто иное, как преимущества определенным участникам, обозначенные Законом. Таким образом, оба понятия являются аналогичными.
Итак, в отношении каких категорий организаций 44-ФЗ предусмотрел льготы:
- организации уголовно-исполнительной системы РФ (необходимо в заявке указать требование о предоставлении привилегий на основании Постановления Правительства);
- организациям инвалидов (нужно направить декларацию в произвольной форме);
- малые предприятия или, так называемые, субъекты малого предпринимательства (также необходимо декларирование);
- некоммерческие организации — СОНКО (требуется направить декларацию о принадлежности к данной категории).