Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за нарушение ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Инспектор ГИБДД на месте происшествия примерно определяет для себя, кто что нарушил. Это не значит, что он априори прав, и его версию нельзя будет оспорить. Работа инспектора заключается в том, чтобы составить схему ДТП и вынести постановление о нарушении правил дорожного движения. Если есть погибшие, материалы сразу передают в следственные органы для возбуждения уголовного дела. Если кто-то пострадал и попал в больницу, ждут заключения медиков.
Что имеет значение при дорожно-транспортном происшествии
Условия наступления уголовной ответственности при нарушении ПДД:
- Нарушение водителем ПДД.
- Наличие причинно-следственной связи между нарушением ПДД и последствиями в виде тяжкого вреда здоровью или смерти участника, или участников ДТП. К ним относятся пассажиры, пешеходы, водитель машины, с которой произошло столкновение — то есть все, кто как-либо был задействован в происшествии. Если во время аварии никто не пострадал, это административное нарушение, и уголовная ответственность за него не предусмотрена.
- Наличие установленной технической возможности водителя предотвратить столкновение с другим участником движения либо препятствием. Что это такое? Здесь нам на помощь приходит Постановление Пленума Верховного Суда «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения». В пунктах 6 и 7 этого постановления указано следующее: уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь. При решении вопроса о технической возможности предотвращения ДТП судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей ДТП. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.
Таким образом, в сфере уголовного права пункт правил дорожного движения, который гласит, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства, действует следующим образом:
- Определяется, с какого момента возникла опасность для движения (об этом поговорим ниже).
- С помощью формулы определяется, была ли техническая возможность избежать ДТП при условии, что водитель применил экстренное торможение с момента возникновения опасности.
- Если техническая возможность избежать ДТП имелась, то п. 10.1 ПДД нарушен. Если техническая возможность избежать ДТП отсутствовала, то п. 10.1 ПДД не нарушен.
Важно: водитель не подлежит уголовной ответственности, если не нарушал правила дорожного движения. На месте ДТП следователь первым делом устанавливает факт нарушения именно ПДД. Если этот факт установить не удалось или доказательства следователя получилось оспорить, обвинить человека по статье невозможно.
Первостепенное значение имеет схема происшествия: расположение автомобиля, расстояние от края дороги, от другой машины, от тела, положение тела и подобные детали. Абсолютно все нюансы крайне важны. С помощью схемы эксперты, привлеченные к делу, устанавливают, как все было на самом деле. Схему составляют на месте ДТП, участники происшествия подписывают ее, тем самым подтверждая свое согласие со схемой.
Важно: нельзя сразу давать показания и какие-либо объяснения. Необходимо ссылаться на плохое самочувствие, шок, невозможность адекватно мыслить. Важно подготовиться с адвокатом и экспертом по ДТП, а уже потом разговаривать со следователем.
Гражданская ответственность
Автомобиль, согласно Гражданскому кодексу, относится к источникам повышенной опасности. Когда автоводитель наносит вред вследствие управления транспортом, наступает гражданская ответственность по статье 1079 ГК РФ. Избежать ответственности при ДТП по данной статье может водитель, который докажет свою невиновность.
Например, если автомобиль угнали или машиной управлял человек по доверенности, владельцу авто придется доказать, что на момент происшествия за рулем был не он. Или причиной ДТП послужили непреодолимые обстоятельства: пешеход выбежал на дорогу на красный свет или на город обрушилось цунами. Согласитесь, избежать ДТП при таком раскладе непросто даже опытному водителю.
Собственнику автотранспорта, который не докажет свою невиновность при ДТП, избежать ответственности будет затруднительно. Согласно статье 15 ГК РФ, виновник несет ответственность и должен возместить вред, нанесенный при ДТП. Сюда входит и оплата лечения, и компенсация заработка пострадавшему за его время, проведенное на больничном, и ремонт (оплата) имущества, которое пострадало при аварии. Избежать материальных затрат при ДТП в случае наступления гражданской ответственности, поможет страховка ОСАГО.
Административная ответственность за нарушение ПДД
Административные правонарушения в области дорожного движения влекут за собой ответственность по соответствующим статьям гл. 12 КоАП РФ. Нарушителей «отлавливают» не только сотрудники ГИБДД, но и камеры фиксации нарушений ПДД. К ответственности привлекаются водители ТС, также административная ответственность за нарушение ПДД установлена для пешеходов и пассажиров (ст. 12.29, 12.30).
За административные правонарушения, предусмотренные гл. 12 КоАП РФ, применяются в основном следующие санкции:
- предупреждение;
- штрафы за нарушения ПДД;
- административный арест;
- лишение водительских прав.
Какие новые штрафы ГИБДД будут в 2022 году
Согласно распространяющейся в сети информации от официальных источников, в 2022 году водителей ожидает целый ряд санкций, которые пополнят новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях.
Таблица новых штрафов 2022 за нарушения ПДД
Нечитаемые, грязные номера (повторное) | 500 рублей | Штраф 5 000 рублей, либо альтернатива в виде лишения прав до 3 месяцев |
Повторная езда с чрезмерной тонировкой | 500 рублей | 3 тысячи рублей |
Езда без прав при отсутствии права управления (повторно) | 5 000 – 15 000 рублей | Увеличенный штраф от 20 000 до 30000 рублей, либо альтернативное наказание – обязательные работы от 40 до 60 часов |
Езда будучи лишенным прав | 30 тысяч рублей, арест до 15 суток, обязательные работы до 200 часов | Остаётся штраф 30 тысяч, а обязательные работы сокращаются до 60 часов |
Управление автомобилем в статусе временно ограниченного в правах (судом) | нет наказания | 1 000 – 3 000 рублей |
Нетрезвое вождение при наличии несовершеннолетнего пассажира (до 16 лет) в машине | 30 тысяч рублей + лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет | Повышенный штраф 50 000 рублей + увеличение срока лишения водительских прав до 3 лет |
Превышение скорости на 60-80 км/ч | 2 000 – 2 500 рублей, либо лишение до шести месяцев | Новый штраф 5 000 рублей, лишение остаётся тем же |
Совершение 3-х грубых нарушений ПДД в течение года | отсутствует | 10 000 – 30 000 рублей, либо лишение в/у на срок до 1,5 лет |
Перевозка ребёнка без детского кресла | 3 тысячи рублей | Расширение штрафного «коридора» до 5 000 рублей |
Опасное вождение | отсутствует | 3 тысячи рублей |
Стоянка или мойка машины на газоне | наказания устанавливают регионы | Федеральный штраф от 1 000 до 3 000 рублей |
Остановка в не предусмотренных для этого местах, езда на тихоходе | 1 000 рублей | Увеличение до 3 000 рублей |
Выезд на дороги общего пользования на мотоблоке, снегоходе и др. | нет | 1 000 – 2 000 рублей |
Сброс мусора из автомобиля | отсутствует | 2 000 – 3 000 рублей |
Можно ли пожаловаться анонимно
И да, и нет. В данном случае всё зависит от того, что понимать под анонимностью и какую цель преследовать, а также от дальнейшего хода дела:
- фактически при онлайн-жалобе на нарушение ПДД Вы обязаны заполнить только ФИО и адрес электронной почты, и если Ваша цель – чтобы нарушитель не нашёл Вас, то Вы её достигаете;
- но при дальнейшем рассмотрении дела Вас могут вызвать как заявителя для дачи показаний (даже в присутствии нарушителя), что чаще всего и происходит; либо по телефону попросить дать показания (редко, чаще вызывают лично), где без персональных данных Вы не сможете дать такие показания, а без них дело остановят и никого не привлекут к ответственности.
Если пострадал пассажир в машине виновника?
Обратите внимание, что уголовная ответственность может начать действовать не только в случаях, когда водитель своими виновными действиями столкнулся с другим автомобилем, где был ранен или погиб другой человек, и не только при наезде на пешехода. Даже если у нарушителя ПДД в машине сидел пассажир, то водитель может понести ответственность. И, если в случае с машиной такси, к примеру, это логично и закономерно, то в случае, когда рядом на пассажирском сиденье сидит супруг или супруга, например, уже не настолько.
Тем не менее, это так! Даже если пострадал только автомобиль виновника ДТП (например, при столкновении с деревом), а также получил тяжкий вред здоровью или погиб пассажир, то водитель понесёт уголовную ответственность.
От ответственности освобожден! Битый перед битым невиновен?!
Оказывается и такое бывает. Мы, кстати, уже рассмотрели некоторые случаи освобождения владельца от ответственности по причине непреодолимой силы или угона.
Между тем, в ДТП могут быть виновны не только водители. А, например, дорожные службы, которые старательно вырыли на дороге яму, а предупреждающие знаки должным образом выставить позабыли. А еще, причиной ДТП может послужить неисправность светофора или несвоевременное устранение рытвины на дороге.
Иски, предъявленные дорожным службам, в нынешнее время не редкость. Да и сотрудники ГИБДД не застрахованы от ошибок, которые могут привести к ДТП с участием водителей автомобилей.
ДТП также может произойти по причине бракованной детали или некачественного ремонта. В этом случае есть вероятность того, что виновным в ДТП признают автосервис или производителя некачественных комплектующих (а может быть даже автопроизводителя).
Для обращения в суд вам обязательно потребуются: наличие чека организации, производившей ремонт, или магазина, продавшего некачественную деталь, а также много терпения, нервов и времени.
Доказать виновность перечисленных лиц и организаций бывает крайне и крайне сложно. Но это не значит, что нужно сложить руки и не отстаивать свою правоту. Хотя, конечно, по-разному бывает: иногда овчинка действительно не стоит выделки.
ДТП с участием несовершеннолетних
К большому сожалению, в Российской Федерации ежегодно погибает огромное количество несовершеннолетних, которые стали или непосредственными участниками/виновниками ДТП, или жертвами. В основном это случается из-за низкой правовой культуры граждан, в особенности это касается подрастающего поколения их родителей, которые приобретают своим детям мопеды, скутеры и мотоциклы, предварительно не позаботившись о необходимости привития навыков вождения и понимания действующих законных норм. Безусловно, и несовершеннолетние лица должны и будут нести подобающую ответственность за несоблюдение правил дорожного движения, но в силу приведённых выше возрастных ограничений, круг квалификационных норм ограничен. К примеру, это может быть квалификация по статье 12.7 Административного кодекса о правонарушениях и назначение штрафа от 5000 до 15000 рублей.
В каких случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование на состояние опьянения?
1. | ? | Только при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. |
2. | ? | Только при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. |
3. | ? | Только при наличии достаточных оснований полагать, что водитель находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. |
4. | ? | Во всех перечисленных случаях. |
В соответствии с частью 1 статьи 27.12 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ — во всех перечисленных случаях водитель направляется на медицинское освидетельствование, а транспортное средство задерживается.
У водителя, совершившего административное правонарушение, влекущее лишение права управления транспортными средствами, водительское удостоверение изымается:
1. | ? | Немедленно после вынесения постановления о лишении права управления транспортными средствами. |
2. | ? | После истечения срока обжалования постановления о лишении права управления транспортными средствами, если оно не было обжаловано или опротестовано. |
3. | ? | При выявлении и пресечении правонарушения. |
С 01.09.2013 водительское удостоверение изымается после истечения срока обжалования постановления о лишении права управления транспортными средствами, если оно не было обжаловано или опротестовано.
Как выявляется состояние пострадавшего
Степень причиненного вреда человеческому здоровью определяется исключительно судебным медицинским экспертом. Он, в свою очередь, основывается на проведённом им осмотре самого пострадавшего и длительности восстановительного периода в результате проведения лечения.
Признаки и классификацию степеней тяжести наглядно можно посмотреть в нижеприведённой таблице.
Таблица. Возможные последствия травм для каждой степени тяжести причинённого вреда здоровью участника движения
Степени тяжести | Признаки | Результат |
Легкая | Восстановление более на 95% и более |
|
Средняя |
|
|
Тяжёлая |
|
|
Кто будет привлечен к ответственности за повторное нарушение, если первое нарушение зафиксировала автоматическая камера?
Выше в данной статье рассматривалась ситуация, когда один и тот же водитель дважды допустил одно и то же нарушение правил дорожного движения. Однако на практике можно встретить и более сложные случаи.
В описанной ситуации к ответственности привлекается не водитель, а собственник транспортного средства (часть 1 статии 2.6.1 КоАП):
1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
То есть, нарушение, зафиксированное автоматической камерой, является первым для собственника автомобиля, а не для человека, который фактически находился за рулем.
Если через несколько месяцев Олег допустит превышение скорости на 60-80 км/ч, то для него это нарушение будет считаться повторным и его ждет лишение прав. При этом фактически нарушение будет первым.
Именно так происходит по умолчанию. И многие владельцы автомобилей, доверяющие управление другим лицам, попадают в подобную неприятную ситуацию.
На практике существует возможность исправить эту ситуацию, то есть «переписать» штраф на водителя, который фактически находился за рулем. Однако позаботиться об этом нужно заранее. Обратимся к части 2 статьи 2.6.1 КоАП:
2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Итак, если автовладелец получил штраф за нарушение правил и понимает, что в момент нарушения за рулем находился не он, то нужно сделать следующее:
1. Нужно подать жалобу в подразделение ГИБДД, сотрудники которого наложили штраф.
2. В тексте жалобы нужно указать, что в момент нарушения за рулем автомобиля находился другой водитель.
3. К тексту жалобы имеет смысл приложить документы, подтверждающие право другого водителя на распоряжение транспортным средством (полис ОСАГО, в который вписан этот водитель, доверенность, договор аренды и т.п.).
4. Водитель, который находился за рулем, должен подтвердить сотрудникам ГИБДД, что за рулем был именно он.
Если все сделать правильно, то штраф «перепишут» с автовладельца на водителя.
И за нарушение, которое Олег допустил позже, он был бы привлечен к ответственности, как за первое, а не как за повторное.
Как считается повторность, если авто принадлежит юридическому лицу
Если нарушение фиксирует дорожная камера, штраф приходит собственнику автомобиля (ч.1 статьи 2.6.1 КоАП).
Нарушение считается повторным именно для собственника машины. Если машина принадлежит юрлицу, два одинаковых нарушения ее машин по закону считаются повторными.
Допустим, компании принадлежит 10 машин, две из них превысили скорость на 40 км/ч. Второй штраф вынесут с учетом повторности. Для камеры фотофиксации нарушитель был один — компания-собственник, чьи данные были в базе ГИБДД. Это подтверждает судебная практика (Решение № 12-11/2019 12-147/2018 от 30 января 2019 г. по делу № 12-11/2019). То же правило работает, если одной машиной организации управляли разные водители.
Если организация установит виновника и предоставит в ГИБДД доказательства, что машиной управлял конкретный водитель, административное дело в отношении юрлица прекратят. Штраф вынесут на водителя. Следующее нарушение для компании повторным считаться не будет.
Как ещё водитель может ответить перед законом?
Помимо административной ответственности за нарушение правил поведения на дорогах существует также дисциплинарная, уголовная и гражданская. В зависимости от характера проступка и тяжести последствий водитель по-разному должен будет отвечать перед законом.
Ответственность водителя может наступить не только в случае, когда вас остановит инспектор ГИБДД на дороге и выпишет штраф, но и когда нарушение зафиксируют видеорегистраторы, которые могут быть установлены на дороге или в любом общественном месте. В этом случае квитанция с требованием заплатить штраф придет по почте, а водителя идентифицируют по номерам машины.
Ситуации, когда при нарушении правил не наступает вообще никакая ответственность, также периодически случаются, но с каждым годом все реже и реже. Даже если рядом нет сотрудников ГИБДД, потерпевшие водители обычно вызывают их сами, привлекают страховщиков, свидетелей и экспертов, так что уклониться от компенсации ущерба довольно сложно.
Ответственность за нарушение ПДД
Соблюдение установленных нормативов дорожного движения — это основная обязанность автолюбителей. При нарушении их предусмотрена ответственность от предупреждения до лишения свободы. Все зависит от последствий. Ответственность за нарушение ПДД определяется инспектором ГИБДД, уголовная и гражданская ответственность определяется в судебном порядке.
Правила дорожного движения — это сборник нормативных актов, регулирующих поведение участников дорожного движения, пешеходов и водителей, и требования к транспортным средствам. Нарушение правил дорожного движения — это несоблюдение норм действующего законодательства, способное спровоцировать ДТП и повлечь причинение материального ущерба, ущерба здоровью и смерти человека.
Наказания за нарушение правил дорожного движения зависят от тяжести преступления. Последствия нарушения могут быть от минимального ущерба до причинения смерти человеку или нескольким лицам.
Ответственность за нарушение ПДД
- Нас с детства учат тому, что запрещено переходить дорогу на красный светофор или вне пешеходного перехода.
- Очевидно, что и водитель может быть подвергнут штрафу в случае управление неисправным автомобилем, например.
- Нужно учитывать и то, что пассажир, если он не был пристегнут ремнем безопасности , а конструкция авто это предусматривает, тоже заплатит определенную сумму на нарушение.
- Можно сказать, что субъектами нарушения ПДД могут быть не только водитель, пешеход, но и в отдельных случаях –пассажир.
Ответственность за нарушение ПДД бывает трех видов: гражданская, административная и уголовная. Ранжирование происходит исходя из тяжести совершаемого правонарушения.
Гражданская ответственность за нарушение ПДД
Заключается в обычном возмещении вреда и убытков, причиненных пострадавшему. Обычно наступает, если водитель причиняет вред имуществу другого лица, например, при аварии, если виновником является вышеуказанный водитель.
Однако, бывают ситуации, когда возмещать денежные средства будет не один водитель, а несколько лиц. Речь идет о регрессных обязательствах.
Пострадавший же может требовать возмещения:
- Расходов, понесенных на ремонт машины.
- Реального ущерба.
- Упущенной выгоды ( когда вследствие аварии он недополучил доходы).
Нужно помнить, что субъектом всегда является лицо, из-за вины которого произошло нарушение. То есть, если Вашу машину угнали и данное лицо стало участником ДТП, то Вашей вины здесь не будет и ответственности, соответственно, тоже.
Не будет ответственности и вследствие нарушения ПДД при непреодолимой силе. К последней относят обычно наводнение, пожар и так далее.
Административная ответственность за нарушение ПДД
Эта ответственность является часто применимой. Составы правонарушений предусмотрены в специальном законе.
Водителя машины могут привлечь к ответственности, если другому гражданину причинены незначительного рода ушибы, синяки.
Правонарушитель может быть привлечен к таким видам наказания, как:
- Предупреждение.
- Штраф.
- Лишение права управления автомобилем.
- Административный арест.
- Конфискация орудия нарушения.
Предупреждение по общему правилу является альтернативной санкцией штрафу.
Арест уже является более серьезным видом наказания. 10-15 суток предусмотрено для водителей, управлявших машиной в нетрезвом состоянии, например.
Конфискация средств совершения деяния является редкой мерой. Чаще всего конфискации подвергаются незаконно установленные приспособления: знак такси, «мигалки» и иные.