Основные вопросы по лицензированию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные вопросы по лицензированию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

1.1. Действие положений настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» лицензирования космической деятельности.

2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:

  • 1) использования атомной энергии;
  • 2) производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • 3) деятельности, связанной с защитой государственной тайны;
  • 4) деятельности кредитных организаций;
  • 5) деятельность по проведению организованных торгов;
  • 6) видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • 7) деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
  • 8) деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • 9) деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
  • 10) клиринговой деятельности;
  • 11) страховой деятельности;
  • 12) утратил силу. — Федеральный закон от 15.04.2019 N 54-ФЗ;
  • 13) репозитарной деятельности.
  • 14) утратил силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ;
  • 15) пользования недрами.

3. Лицензирование указанных в части 2 настоящей статьи видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Ответственность за работу без лицензии

За нарушение законов о лицензировании предусмотрена административная ответственность:

  • за деятельность без лицензии по статье 14.1 (2) КоАП РФ: штраф для организаций от 40 до 50 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 5 тысяч рублей, при этом допускается конфискация продукции, орудий производства и сырья;
  • за деятельность с нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (3) КоАП РФ: штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для ИП – от 3 до 4 тысяч рублей;
  • за деятельность с грубым нарушением условий выданной лицензии по статье 14.1 (4) КоАП РФ: штраф для организаций от 100 до 200 тысяч рублей, для ИП – от 4 до 8 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если при этом деятельность без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям, государству или принесла доход в крупном размере (более 1,5 млн. рублей), то возможно привлечение и к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ – штраф до 300 тысяч рублей или арест до шести месяцев.

Федеральным законодательством определено: при изменении какой-либо информации, следует обратиться в лицензирующий орган для переоформления разрешения. Его необходимо осуществить при:

  • изменении названия организации и ее юр. адреса;
  • смене адреса, по которому осуществлялся бизнес, подлежащий лицензированию;
  • создании новой организации через реорганизацию ранее действующего юр. лица;
  • смене места жительства бизнесмена, а также изменении персональных данных.

Если не соблюден порядок получения лицензии или при осуществелении деятельности подлежащего лицензированию могут быть выписаны штрафы.

  1. Нарушение требований при выдаче разрешения:
    • для организаций: 30 000 – 40 000 рублей;
    • для предпринимателей: 3 000 – 4 000 рублей.
  2. Существенные отступления от условий выдачи лицензии:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей (приостановление работы на период, не превышающий 90 дней).
  3. Отсутствие разрешения:
    • для организаций: 40 000 – 50 000 рублей;
    • для предпринимателей: 4 000 – 5 000 рублей.

    Помимо всего прочего может быть изъяты продукция, сырье, материалы и оборудование.

  4. Отсутствие разрешения при изготовлении (реализации) алкогольной продукции: 200 000 — 300 000 рублей.

    Могут изъять сырье, полуфабрикаты, товары, оборудование, транспорт или другие предметы, которые применялись для производства и реализации.

На кого не распространяется?

Действие данного закона никак не распространяется на проведение внешнеторговой и таможенной деятельности. Кроме того, он не имеет отношения к деятельности, связанной с охраной окружающей среды и применением природных ресурсов. Также этим законом не контролируются отношения, которые возникают в связи с применением результатов интеллектуальной деятельности. К лицензирующим органам относят органы исполнительной власти субъектов России, которые действуют на основании настоящего Федерального закона (МВД России, МЧС России, Роспром, ФСБ России, ФМС России, Минфин России, Роспотребнадзор).

Читайте также:  Кто будет иметь право на пониженные тарифы в 2023 г.

К лицензируемым видам относят деятельность, осуществление которой может повлечь за собой причинение ущерба правам, а, кроме того, законным интересам, граждан, их нравственности и здоровью, а также обороне страны наряду с безопасностью государства.

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Список лицензируемых видов деятельности

Если предприятие не осуществляет выбранную деятельность, штрафные санкции к нему не будут применяться. Верно и обратное: если компания предоставит клиентам услугу, не внесенную в перечень видов ее деятельности, наказания не последует. Исключение составляют только те случаи, когда предприниматель без разрешения государства занимается такой деятельностью, которая требует лицензирования. Лицензированию подлежат 49 видов деятельности.

Их полный список по ОКВЭД представлен в Законе № 185-ФЗ от 02. 07. 2013. В основном, они связаны с информационной, экологической, пожарной безопасностью, с производством фармакологических препаратов и химических веществ, с энергетикой, связью, охраной здоровья, экспертной деятельностью, сферой транспортировок.

Лицензирование в области пожарной безопасности

Лицензирование в области пожарной безопасности — мероприятия, связан­ные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности ли­цензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением дей­ствия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицен­зиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных тре­бований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Правительством РФ полномочия по осуществлению лицензированию в области пожарной безопасности следующих видов деятельности: дея­тельности по предупреждению и тушению пожаров; производства работ по монтажу, ремонту и об­служиванию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; эксплуатации пожа­роопасных производственных объектов (совместно с Госгортехнадзором России) — возложены на МЧС России, которое, в свою очередь, ответственными за обеспечение работы, связанной с лицензированием, опре­делило УГПН МЧС России и государственное учреждение «ЦОД ФПС МЧС России». Деятельность по предупреж­дению и тушению пожаров включает в себя организацию и осуществление профилактики пожаров, ор­ганизацию и осуществление действий, направленных на спасание людей, имущества и ликвидацию по­жаров.

Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безо­пасности зданий и сооружений включает в себя: осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожа­ротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожар­ных занавесов и завес, заполнений проёмов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубопечных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.

Под пожароопасными производственными объектами понимаются такие, на которых:

  • ис­пользуются (производятся, хранятся, перерабатываются) ЛВЖ (ГЖ) и трудногорючие жидкости, твёр­дые горючие и трудногорючие вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом;
  • ведутся подземные и открытые горные работы по добыче и пере­работке полезных ископаемых, склонных к самовозгоранию, а также работы на других горных объектах, технология которых предусматривает ведение пожароопасных работ, в том числе не связанных с добычей по­лезных ископаемых.

Общие лицензионные требования и условия, предъявляемые при лицензировании:

  • наличие у руководителя юри­дического лица (руководителя структурного подразделения, осуществляющего или намеревающегося осуществ­лять лицензируемую деятельность), индивидуального предпринимателя и специалистов (состоящих в штате или привлекаемых на законном основании) необходимого образования, первоначальной подго­товки, документов о повышении квалификации, стажа работы в лицензируемой области;
  • наличие у со­искателя лицензии (лицензиата) необходимых зданий, помещений, пожарной техники, оборудования, инструмента, средств связи, снаряжения, нормативных документов по пожарной безопасности и соот­ветствующей нормативным требованиям регламентной документации;
  • выполнение требований НПА и НТД, регламентирующих лицензируемую деятельность, а также использование продукции, со­ответствие которой нормативным требованиям подтверждено декларацией о соответствии или серти­фикатом соответствия, и наличие системы контроля качества лицензируемой деятельности, в случаях, предусмотренных нормативными документами, регламентирующими лицензируемую деятельность.
Читайте также:  Проверка действительности страхового медицинского полиса по номеру

Особенности лицензионных производств, осуществляемых органами внутренних дел

На органы внутренних дел возложены функции по лицензированию таких видов деятельности, как частная детективная деятельность и деятельность по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

Лицензионная деятельность органов внутренних дел связана с регулированием особых общественных отношений, участие в которых требует соблюдения комплекса мер по обеспечению безопасности. Таким образом, деятельность органов внутренних дел в сфере лицензирования — это комплексная правонаделительная деятельность, имеющая своей целью, с одной стороны, содействие заявителям в реализации их прав и свобод, предусмотренных действующим законодательством, а с другой стороны, недопущение в случаях, предусмотренных правовыми нормами, выдачи лицензий субъектам, действия которых могут причинить ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Государственно-властный характер лицензионно-разрешительной деятельности органов внутренних дел выражается в том, что органы и должностные лица, осуществляющие лицензирование, действуют от имени и по поручению государства, выполняют публичные задачи, принимают у заявителей документы о лицензировании и разрешении, устанавливают личность заявителя, а также обладают правом истребовать у него документы, подтверждающие возможность соблюдения лицензионных требований и условий и т. д.

Юридическая природа лицензионной деятельности органов внутренних дел заключается в достижении юридического результата, который оформляется в виде правового акта уполномоченного органа (должностного лица) органов внутренних дел, о котором говорят нормы права. Эти правовые акты являются юридическим основанием оформления органами внутренних дел тех лицензий, которые они обязаны выдавать на основании статьи 12 Федерального закона «О полиции».

Следует отметить, что специальное правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по лицензированию с разной степенью детализации закрепляет общие положения лицензионного производства (его цели, задачи, признаки и принципы), а также определяет специфику его разновидностей (производства по лицензированию деятельности по оказанию услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и производства по лицензированию частной детективной (сыскной) деятельности).

Среди особенностей лицензионного производства, осуществляемого органами внутренних дел, следует отметить, наличие в установленных законом случаях срока действия лицензии. В отличие от общих правил предоставления лицензий, установленных положениями части 4 статьи 9 Закона о лицензировании, выдаваемая органами внутренних дел лицензия на осуществление частной детективной деятельности действует не бессрочно, а в течение 5-ти лет. При этом зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя гражданину Российской Федерации, получившему лицензию, одновременно с предоставлением лицензии на срок её действия выдаётся удостоверение частного детектива. Бланки лицензий и удостоверений являются полиграфической продукцией с уровнем защиты от подделки соответственно класса «Б» и класса «В», имеют серию, номер и изготавливаются централизованно.

Кому нужно получать лицензию?

В статье 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ приводится перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии. Всего их 51, среди них:

  • деятельность, связанная с шифрованием и защитой информации;
  • деятельность, связанная с оружием и военной техникой;
  • производство лекарств и медтехники;
  • охранная и детективная деятельность;
  • оказание услуг связи, телевидение и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных и фонограмм на любых носителях;
  • образовательная деятельность;
  • фармацевтическая и медицинская деятельность;
  • перевозки водным и воздушным транспортом;
  • перевозки железнодорожным транспортом пассажиров и опасных грузов;
  • перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

Как получить лицензию на алкоголь?

Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво — это достаточно популярный вид деятельности наших пользователей, поэтому расскажем подробнее, как получить лицензию на алкоголь. Регулирует лицензирование этого вида деятельности специальный закон № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года. Сначала внесем ясность в вопрос продажи пива (а также пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи).

Пиво является алкогольной продукцией, но его реализацию регулируют отдельные положения закона. На продажу пива не распространяются особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции, указанных в статье 16 закона № 171-ФЗ, и для продажи пива не нужна лицензия .

С 2013 года продавать пиво можно лишь в стационарных объектах (магазинах), но к их площади нет определенных требований, как для реализации другой алкогольной продукции. В городских поселениях для продажи пива необходимо применять кассовый аппарат даже на режимах ЕНВД и ПСН. И еще одно отличие пива от другого алкоголя — его могут реализовывать не только организации, но и индивидуальные предприниматели.

Читайте также:  Законные причины отмены алиментов: список, аргументация и нюансы процедуры

Что касается алкоголя в целом, то получение лицензии на его производство и оборот кроме закона № 171-ФЗ регулирует еще и специальный Административный регламент. Документы для получения лицензии на производство алкоголя отличаются от тех, что подают на получение лицензий для других видов деятельности. В нашей статье мы рассмотрим лицензионные требования только к розничной продаже алкоголя , т.к. требования к его производству, хранению и оптовому обороту имеет смысл рассматривать отдельно.

Для получения лицензии соискатель должен:

  • быть юридическим лицом (ИП продавать алкоголь, кроме пива, не могут);
  • иметь в собственности или долгосрочной (от года) аренде стационарные торговые объекты и складские помещения;
  • общая площадь таких помещений для розничной продажи алкоголя должна быть не менее 50 кв. м в городских поселениях и не менее 25 кв. м в сельской местности;
  • при продаже алкоголя в городских поселениях лицензиат должен применять кассовый аппарат, даже если он является плательщиком ЕНВД;
  • иметь уставный капитал определенного размера (требование устанавливают региональные лицензирующие органы), но не более 1 млн. рублей.

Региональные лицензирующие органы могут устанавливать и другие дополнительные требования, поэтому прежде чем собирать необходимые документы и оплачивать госпошлину, обратитесь за подробной информацией в соответствующее окружное управление Росалкогольрегулирования. Их контакты, так же как и форму заявления на лицензию вы можете найти в Административном регламенте.

Статья 8. Срок действия лицензии

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;

2) лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа;

3) лицензируемый вид деятельности — вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности;

4) лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование;

5) соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии;

6) лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;

7) лицензионные требования — совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования;

8) место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее — место осуществления лицензируемого вида деятельности), — объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...