Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЕТКС «Специалист по охране труда»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Специалист по охране труда» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция специалиста по охране труда, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).
Единый тарифно-квалификационный справочник применяют для:
1. Присвоения тарифных разрядов рабочим и служащим (по принципу чем сложнее работа, тем выше разряд, статья 143 Трудового кодекса РФ);
2. Определения заработной платы госслужащих (статья 144 Трудового кодекса РФ);
3. Тарификации и учета профессий, по которым предусмотрены льготы и компенсации государства (статья 57 Трудового кодекса РФ).
Конечно, не только государственные структуры должны применять ЕТКС. Коммерческие организации должны использовать справочник профессий в своих целях.
Во-первых, с помощью справочника очень удобно прописывать должностные инструкции работников, т.к. в ЕТКС полностью описана профессия, что должен делать работник, какими знаниями и умениями должен владеть и т.д.
Во-вторых, руководителю предприятия очень удобно «раздать» квалификации всем сотрудникам, и выстроить на своем предприятии систему оплаты труда, исходя из квалификационного уровня каждого работника.
В-третьих, с помощью ЕТКС можно выстраивать трудовые отношения с государством, обосновывать перечисление налогов, получение гос. субсидий и проч.
Специалисту по охране труда ЕТКС нужен для того, чтобы привести свою должность в соответствие с законодательством РФ.
Наименования специалиста по охране труда в 2021 году
Согласно новому профстандарту мы можем называться:
- Младший специалист по охране труда (МСОТ).
- Специалист по охране труда (СОТ).
- Главный (ведущий) специалист по охране труда (ГВСОТ).
- Руководитель службы охраны труда (РСОТ).
- Начальник отдела охраны труда (НООТ).
- Начальник управления охраной труда (НУОТ).
- Эксперт по условиям и охране труда (ЭУОТ).
- Консультант по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками (КУОТ и УПР).
- Инструктор по условиям и охране труда (ИУОТ).
- Заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками (ЗРОУПР).
- Руководитель направления (подразделения) по управлению профессиональными рисками в организации (РНПУПРО).
На любой вкус и цвет.
Код специалиста по охране труда по ОКПДТР
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) — это нормативный документ, присваивающий каждой профессии, установленной ЕКС и ЕКТС, уникальный порядковый номер. Этот номер позволяет с легкостью идентифицировать наименование должности сотрудника вне зависимости от того, в каком регионе страны и на каком предприятии он трудится. Внедрение такого классификатора позволило упростить процедуру ведения учета и составления отчетности, начисления заработной платы и формирования пенсионных выплат, а также способствовало решению ряда других вопросов, возникающих при ведении кадровой политики.
В настоящее время в ОКПДТР специалист по охране труда имеет код 22659122149, где 2 — код должности, 2659 — серийно-порядковый номер, 1 — контрольное число, 22149 — код по ОКЗ.
ПКГ специалиста по охране труда
Понятие ПКГ (профессиональной квалификационной группы) установлено в ст. 144 Трудового кодекса РФ. Согласно положениям данной статьи, под этим понимается группа профессий рабочих и должностей служащих, формируемая с учетом особенностей сферы, в которой они ведут свою деятельность, а также требований к уровню квалификации, необходимому для полноценного выполнения установленных трудовых обязанностей.
Перечень ПКГ установлен приказом Минздравсоцразвития РФ «Об утверждении профессиональных…» от 29.05.2008 № 247н, в соответствии с которым специалист по охране труда отнесен к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня».
Понятие базового оклада, который отражает минимально возможную сумму заработка без учета компенсационных, стимулирующих и других надбавок, подлежащая выплате работнику, входящему в профессиональную квалификационную группу, при выполнении им установленной нормы рабочего времени устанавливает ст. 129 Трудового кодекса РФ.
Требования к квалификации
Руководитель должен иметь высшее образование по профилю «техносферная безопасность» или что-то близкое этому. При условии получения одного высшего образования, возможно прохождение профильных курсов.
Важно! У техносферной безопасности, как у специальности, выделяют несколько категорий.
Для первой категории нужна профильная подготовка по тому же направлению, что и для руководителя, либо любая специальность по обеспечению безопасности производства. Возможно прохождение профильных курсов.
Для второй категории предъявляются аналогичные требования. Третья категория предназначена для лиц без опыта работы. Для нее допускается средне-специальное образование с дополнительной переподготовкой.
Для перехода на другую категорию обязательно нужен стаж. Для перехода с третьей на вторую – не меньше 1 года, для получения первой – не меньше двух лет. Чтобы стать руководителем нужно проработать не меньше 5 лет.
Специалист по охране труда, квалификационные требования к которому достаточно высокие, должен постоянно подтверждать свои навыки. Своевременная аттестация позволяет ожидать от человека определенного набора знаний и умений. Именно это позволит ему эффективно выполнять обязанности и помогать в управлении организацией.
Важно! В документе указывается исключение для одной категории лиц. Это те, кто не имеет стажа и специальной подготовки, но которые могут выделиться большим практическим опытом работы. В таком случае аттестационная комиссия оценивает их уровень знаний и то, насколько правильно они исполняют обязанности. Комиссия делает характеристику работника и определяет можно ли его назначить на должность.
Применение справочников
Напомним, что ЕКС расшифровывается как единый классификационный справочник. Он представляет собой собрание методического материала для разработки должностных инструкций, создания программ обучения и переподготовки работников. По каждой должности в справочнике приводится подробная информация по трем направлениям:
- набор должностных обязанностей;
- необходимый минимум теоретической подготовки (какими знаниями должен обладать специалист, претендующий на конкретную должность);
- требования, предъявляемые к уровню квалификации сотрудника.
Кодовых обозначений должностей в ЕКС нет, они приведены в других справочниках, например, в ОКПДТР. Шифр по ОКПДТР может потребоваться при оформлении личной карточки Т-2, при заполнении отчетности в ПФР, составлении штатного расписания.
Отличительная особенность должности специалиста по охране труда в том, что она присутствует в ЕКС, но отсутствует в ОКПДТР. Проблема в том, что по нормам ЕКС и ТК РФ ответственным за безопасность труда назначается именно специалист, а в ОКПДТР наименование должности значится как «инженер по охране труда».
Система кодов по должности специалиста в области охраны труда состоит из следующих элементов:
- По ОКПДТР инженеру в сфере безопасности труда присвоен шифр 22659122149;
- С ОКПДТР связан классификатор ОКЗ. По нему определяются последние 5 цифр кода должности. Применительно к работнику службы по охране труда ОКЗ (код занятий) состоит из числовой комбинации 22149;
- По перечню ПКГ (профессиональная квалификационная группа) рассматриваемая должность причисляется к группе общеотраслевых служащих, которым присвоен третий уровень квалификации.
Кто такой специалист по охране труда и технике безопасности
Это работник, который следит за исполнением требований охраны труда (ОТ), отвечает за предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятии.
В каком случае в штате организации должен быть такой специалист? Если количество сотрудников превышает 50 человек (ст. 217 ТК РФ, письмо Минтруда от 10.06.16 № 15-2/ООГ-2136).
Пройти обучение и получить удостоверение специалиста по охране труда Подать заявку
При меньшей численности персонала директор организации или ИП может взять на себя функции специалиста по охране труда, доверить их другому сотруднику или воспользоваться услугами сторонних исполнителей.
Кто может работать специалистом по охране труда
Обязаны ли работодатели при приеме на работу специалиста придерживаться требований к квалификации, закрепленных в профстандарте? Да, обязаны. Но не всегда, а только в том случае, если такие же требования установлены еще и федеральным законом (ст. 195.3 ТК РФ).
Для должности «специалист по ОТ» закон устанавливает одно требование: наличие соответствующей подготовки или опыта работы в данной области (ст. 217 ТК РФ). Значит, претендовать на указанную вакансию может только человек, чье образование или опыт отвечают критериям профстандарта.
ВАЖНО. Если человек не соответствует профессиональному стандарту, но уже занимает должность специалиста по ОТ или ТБ, уволить его нельзя. Можно лишь уменьшить премию, отправить на курсы повышения квалификации и проч. Но, если это кандидат на должность, работодатель не вправе его принять. Такой вывод следует из пункта 6 информации Минтруда от 05.04.16 (см. «Профессиональные стандарты: когда и как их должны применять работодатели»).
Как при этом меняется роль специалиста по охране труда?
Кардинально. Сегодня это должен быть специалист нового уровня, обладающий непривычными для обычного специалиста по ОТ навыками, совершенно новыми знаниями.
Очевидно, что теперь он должен разбираться в управлении профессиональными рисками. Уметь идентифицировать опасности, оценить эти риски и разрабатывать мероприятия, которые наиболее экономично приведут к наилучшему эффекту. В первую очередь, должны устраняться те риски, которые причиняют вред жизни и здоровью в наиболее тяжелом и массовом масштабе. Часто они связаны с финансовыми вопросами и решаются также за счет правильного перераспределения финансов. Поэтому очень важно, чтобы специалист по ОТ ориентировался в вопросах бюджетирования (разбирался в бюджете организации). Он должен разбираться в финансах, бухучете.
Новые вызовы, связанные с пандемией Covid-19, диктуют новые подходы для развития отрасли охраны труда и повышенные требования к компетенции самих специалистов по ОТ. Прежде всего, это необходимость освоения и внедрения цифровых технологий: дистанционное ознакомление с различными документами, проведение инструктажей, показ обучающих видео и т.д. Главное при этом – соблюсти баланс удобства и качества: чтобы это было комфортно как для работодателя, так и для работника, а качество мероприятий – медицинских, обучающих, организационных – при этом не пострадало.
Где и кем применяется
Используется в производственной среде, везде, где принимаются в штат рабочие и служащие. Присваивают его сразу при приеме на работу. Код отражается в документах бухгалтерии и отдела кадров. Наиболее часто используют его в таких случаях:
- При составлении документов: трудового договора, личной карточки Т-2, приказа на увольнение, вступление в должность. В них вносится ОКПДТР.
- Для принятия решений о выплате компенсаций, применении льгот.
- Определение наименования будущей должности, исходя из ее характеристик.
- Занесение должности в штатное расписание.
- Предоставление отчетов о начислениях в пенсионный фонд.
- Назначение пенсии за выслугу.
Обязательно ли применять ОКПДТР
Необходимость применения классификатора относительно конкретной штатной единицы находится в прямой зависимости от условий, закрепленных в трудовом договоре. А обязательные составляющие этого вида договора регулируются нормами ст. 57 ТК РФ. В соответствии со статьей он должен включать сведения о трудовой функции работника:
- перечень конкретных задач, обязательных к выполнению на должности;
- работу, соответствующую штатному расписанию;
- специальность;
- профессию;
- квалификацию.
Если нормы федерального законодательства предусматривают льготные условия, компенсационные выплаты, ограничивающие факторы для определенной должности или профессии, их наименования должны использоваться в неизменном виде, в соответствии с ОКПДТР или иными справочниками и положениями Правительства РФ, содержащими стандарты. Обязательными условиями, например, могут быть:
- пенсия;
- наличие вредности или тяжелых работ;
- дополнительный отпуск;
- включение разряда по тарифам в отношении работников;
- применение тарифов относительно работ.
Случай из судебной практики
Господин Н. работал по трудовому договору механиком. В фирме произошли изменения, и по решению руководства отдел Н. переименовали, договоры с сотрудниками перезаключили. Н. был ознакомлен с новой должностной инструкцией под роспись, но не был согласен с нововведениями, касающимися его должности. Не устраивало то, что работая механиком, кроме прежних обязанностей, от него требовали выполнять еще и функции уборщика, охранника. Документально требования были зафиксированы в должностной инструкции. Выражал недовольство в устной форме. Начальство не приняло его точку зрения. Н. подал иск в суд, так как считал, что требования руководства не соответствуют установленным в ОКПДТР характеристикам по должности механика.
Суд не удовлетворил иск, объяснив это тем, что ст. 8 ТК РФ позволяет организациям самостоятельно разрабатывать внутренние нормативные документы.
Должностная инструкция относится к внутренним нормативным актам. Есть правила Госстандарта, на которые стоит опираться при создании документа. Но законодательством не установлено жестких правил ее разработки. Поэтому работодатель имеет право вносить нормы на свое усмотрение, с учетом специфики деятельности фирмы и требований к должности.
Стандарты ОКПДТР в ряде случаев имеют рекомендательный характер. Если исходя из особенностей деятельности нет в них необходимости, за неиспользование наказаний не предусмотрено. Моменты, при которых положения классификатора должны быть учтены обязательно, установлены законодательно на федеральном уровне.
ОКЗ — Общероссийский классификатор занятий
Руководители высшего звена, высшие должностные лица и законодатели разрабатывают и пересматривают стратегию развития, осуществляют планирование, непосредственную координацию и оценку общей деятельности предприятий, государственных структур и других организаций при поддержке других руководителей. Уровень компетенций большинства занятий, включенных в данную подгруппу, требует квалификации, соответствующей четвертому квалификационному уровню.
Задачи, выполняемые работниками данной подгруппы, обычно включают: руководство или участие в работе законодательных органов, советов директоров и комитетов; разработку и консультирование по вопросам бюджетной политики, законам и нормативным актам деятельности предприятий, государственных структур и других организаций; постановку целей для предприятий, государственных учреждений и ведомств, других организаций; разработку или утверждение и оценку программ, политики и процедур их реализации; обеспечение надлежащих систем и процедур, которые разработаны и реализуются для обеспечения контроля за исполнением бюджета; санкционирование объемов материальных, человеческих и финансовых ресурсов для реализации политики и выполнения программ; мониторинг и оценку деятельности организации или предприятия; подбор или утверждение подбора сотрудников высшего звена; выполнение церемониальных обязанностей и представление предприятия, государства и правительства, организации или сообщества на официальных мероприятиях и встречах, переговорах, собраниях и общественных слушаниях.
Занятия данной подгруппы подразделяются на следующие малые группы:
111 Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной, судебной и исполнительной власти, их аппаратов и иных органов
112 Руководители учреждений, организаций и предприятий
Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной, судебной и исполнительной власти, их аппаратов и иных органов определяют, формулируют, консультируют и непосредственно реализуют политику федеральных и региональных или местных органов власти или общин, а также общественных организаций. Они разрабатывают, ратифицируют, изменяют или отменяют законы, общественные нормы и правила, планируют, организуют, управляют, контролируют и оценивают общую деятельность министерств и ведомств, традиционных общин и общественных организаций.
Выполняемые обязанности работников данной малой группы обычно включают: руководство или участие в работе законодательных органов и административных советов правительств, законодательных собраний, органов местного самоуправления и общественных организаций; службу в государственных административных органах или официальных комитетах; расследование вопросов, касающихся интересов общества в целом и затрагивающих интересы избирателей; разработку и консультирование по вопросам проведения государственной политики, исполнения бюджета, законодательства и нормативного обеспечения, установление целей для организации и разработки или утверждения и оценки программ, политики и процедур по их реализации; рекомендации, анализ, оценку и утверждение документов, информационных записок и представленных докладов; обеспечение надлежащих систем и процедур, которые разработаны и реализуются для обеспечения контроля за исполнением бюджета; выделение для использования государственных земель и других ресурсов; выполнение церемониальных обязанностей и представительство от имени государства и правительства, организации или сообщества на официальных мероприятиях и встречах, переговорах, собраниях и общественных слушаниях.
Занятия данной малой группы подразделяются на следующие начальные группы:
1111 Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной власти, их аппаратов, депутаты законодательных собраний
1112 Руководители (представители) федеральных и региональных органов исполнительной и судебной власти и их аппаратов
1113 Руководители органов местного самоуправления
Контрольное число — 7, полный код — 11117. В форме СЗВ-ТД отражается через точку — 1111.7
Руководители (представители) федеральных и региональных органов законодательной власти, их аппаратов, депутаты законодательных собраний определяют и формулируют государственную политику, рассматривают и принимают в соответствии с установленными процедурами законодательные акты, а также международные соглашения.
В их обязанности входит:
— участие в заседаниях федеральных и региональных органов законодательной власти;
— рассмотрение проектов законодательных актов в работе комитетов и комиссий палат, в работе согласительных и специальных комиссий, а также рабочих групп;
— внесение парламентского запроса и депутатских запросов, обращение с вопросами к руководству исполнительных органов власти, контроль за исполнением ими законодательных актов;
— обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;
— изучение вопросов, представляющих интерес для общественности, и защита интересов избирателей, которых они представляют;
— исполнение представительских функций, проведение встреч, направленных на оказание услуг сообществу, изучение запросов различных групп населения, граждан;
— ведение переговоров с другими законодателями и представителями заинтересованных групп для примирения различных интересов, выработки политики и достижения общественного согласия.
Примеры занятий, отнесенных к данной начальной группе:
Депутат законодательного (представительного) органа государственной власти
Председатель законодательного (представительного) органа государственной власти
Контрольное число — 3, полный код — 11123. В форме СЗВ-ТД отражается через точку — 1112.3
Также к данной начальной группе относятся профессии:
Комендант (начальник военной комендатуры), также см. код 5153.1 в зависимости от характера деятельности
Руководители (представители) федеральных и региональных органов исполнительной и судебной власти и их аппаратов консультируют членов правительства по вопросам проводимой политики, осуществляют контроль за реализацией государственной политики и соблюдением действующего законодательства со стороны министерств и ведомств, представляют свою страну за рубежом и действуют от ее имени или выполняют аналогичные задачи в межправительственных организациях. Они планируют, организуют, направляют, контролируют и оценивают общую деятельность региональных или местных органов власти и управления, региональных правительственных министерств, советов, агентств и комиссий в соответствии с законодательством и политикой, установленной правительством и законодательными органами.
В их обязанности входит:
— разработка и контроль исполнения государственного бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
— разработка мер по проведению единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
— осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
— разработка стратегических целей для министерств и ведомств в соответствии с законодательством и реализуемой политикой, планирование, координация и контроль за их осуществлением;
— разработка, утверждение и оценка программ и процедур по реализации государственной политики в целом или в соответствии с предметом ведения;
— подготовка и утверждение ведомственных нормативных правовых актов, анализ, оценка и утверждение методических документов, информационных записок и докладов о ходе исполнения государственных, ведомственных и иных программ;
— обеспечение надлежащих систем и процедур, которые разработаны и реализуются для обеспечения контроля за исполнением бюджета;
— координация деятельности с другими высшими правительственными служащими и должностными лицами;
— надзор за реализацией государственной политики и соблюдением законодательства юридическими лицами и гражданами.
«Управление и Оптимизация Производственного Предприятия»
Три первые цифры вместе — малая группа. Они показывают глубокую специализацию. Например, для главного бухгалтера — 121 «Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью».
Для остальных работников нашего примера три первые цифры кода выполняемой функции смотрите в табл. 3.
Таблица 3. Три цифры кода выполняемой функции
Должность сотрудника |
Три цифры кода выполняемой функции |
Малая группа подгруппы основной группы занятий |
Главный бухгалтер |
121 |
Управляющие финансово-экономической и административной деятельностью |
Расчётчик зарплаты без высшего образования |
331 |
Средний специальный персонал в сфере финансовой деятельности, учёта и обработки числовой информации |
Менеджер по подбору персонала с высшим образованием |
242 |
Специалисты в области администрирования |
Специалист по охране труда |
214 |
Специалисты в области техники, исключая электротехников |
Сторож |
541 |
Работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности |
Кладовщик |
432 |
Служащие, занятые учётом материалов и транспортных перевозок |
Водитель |
832 |
Водители грузового и пассажирского транспорта легковых автомобилей, фургонов и мотоциклов |
Код специалиста по охране труда по ОКПДТР
Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) — это нормативный документ, присваивающий каждой профессии, установленной ЕКС и ЕКТС, уникальный порядковый номер. Этот номер позволяет с легкостью идентифицировать наименование должности сотрудника вне зависимости от того, в каком регионе страны и на каком предприятии он трудится. Внедрение такого классификатора позволило упростить процедуру ведения учета и составления отчетности, начисления заработной платы и формирования пенсионных выплат, а также способствовало решению ряда других вопросов, возникающих при ведении кадровой политики.
В настоящее время в ОКПДТР специалист по охране труда имеет код 22659122149, где 2 — код должности, 2659 — серийно-порядковый номер, 1 — контрольное число, 22149 — код по ОКЗ.