Сведения об образовательной организации

Как привить ребенку вкус к хорошей музыке


Большинство мам хочет привить своим детям вкус к хорошей музыке. Делать это нужно с раннего возраста, лучше всего еще с беременности, поскольку доказано, что ребенок, находясь в животе, отлично воспринимает музыку. Но, не поздно начинать слушать хорошую музыку и после рождения.
Родителям чаще всего рекомендуют включать детям классическую музыку. В основном речь идет о Чайковском, Григе, Гайдне, Шопене и Моцарте. Принято особо выделять произведения Моцарта, чьи тональные и ритмические соотношения и интересная мелодическая структура идеально согласуются с человеческими биоритмами, что благотворно сказывается и на восприятии музыкальных произведений детьми.
Нужно сказать, что помимо классической музыки, ребенку можно давать слушать мягкий блюз, джаз и даже рок-баллады, в которых нет агрессивного ритма. Не приучайте ребенка к какой-то абстрактной хорошей музыке, ставьте ему своих любимых исполнителей, вы тоже должны получать удовольствие от прослушивания любимых композиций и песен.
Важно слушать с ребенком музыку, которая вам нравится. Обратите внимание, на какие мелодии и композиции он реагирует положительно, попробуйте ставить их чаще. Не зацикливайтесь на каком-то одном стиле, ребенку полезно слушать самую разную музыку, поскольку это способствует его развитию. Народные мотивы, хоровая музыка, кантри, джаз-рок, даже немного хард-рока пойдут на пользу вашему ребенку.
Если ваш ребенок отличается спокойным характером, сходите с ним на концерт. Даже самого маленького ребенка можно взять послушать органную музыку в церкви или филармонии. В этом случае, выбирайте места у прохода и поближе к выходу: если ребенок закапризничает или расплачется, вы сможете просто уйти, чтобы не доставлять окружающим людям беспокойства. Не волнуйтесь, если ребенок уснет, убаюканный спокойной музыкой, это пойдет ему на пользу.
Когда ребенок подрастет, походите с ним на музыкальные фестивали и праздники, объясните ему, что музыка бывает разной. Живые исполнители разнообразной музыки привлекают внимание даже самых маленьких детей, вызывая живой интерес.
Вместо ярких механических игрушек с громкими искусственными звуками купите своему ребенку какой-нибудь простой музыкальный инструмент — небольшой бубен, дудочку, маракасы. Поговорите с ним, знает ли он, как использовать такие инструменты, попробуйте вместе с ним устраивать музыкальные импровизации.
Очень часто в своем стремлении привить ребенку музыкальный вкус родители, несмотря на сопротивление малыша, отдают его в музыкальную школу, что в итоге часто приводит к неприятию классической музыки, а иногда даже ненависти к ней. Если вашему ребенку совсем не нравится учиться игре на музыкальных инструментах или пению, не стоит его заставлять, иначе в будущем это может привести к проблемам в ваших взаимоотношениях. Всем детям нравится музицировать – петь, играть на инструментах. И, если поначалу малыш отказывается от ваших предложений, не торопите его. Нужно дать время ребенку понять – что его привлекает, что ему нравится слушать. Главное – не упустить момент формирования вкуса и предпочтений.
Начните с прослушивания сборников музыки для детей. Туда включают известные всем с детства песни из мультиков или сказочных фильмов. Такие подборки можно приобрести в любом музыкальном магазине. Продвинутые родители могут воспользоваться интернетом и скачать детские песни со специальных сайтов. Это будет вдвойне удобно, потому что тогда подборку можно составить самостоятельно. И слушать совместно те песни, которые вы выбрали сами.
Включайте музыку во время игры. Если ребенок занят какой-то подвижной игрой, ставите более динамичные композиции. Если он возится с игрушками (собирает конструктор, играет в машинки или в куклы) включайте более лиричные, сдержанные по темпу песни.
Ставьте музыку, когда ребенок занимается каким-то творческим трудом. Например, рисует. Музыка будет стимулировать его фантазию. Можете даже попросить его нарисовать мелодию, которую он слышит. Или образ, который рождает у него данная композиция.
Дайте ребенку понять, что музыка является самостоятельным видом искусства, поэтому требует особого отношения. Поэтому учитесь слушать музыку. Для этого откладывайте все дела в сторону, садитесь поудобнее (можно даже прилечь на диван или на ковер) и включайте музыку.
Старайтесь погрузиться в музыку. Просите ребенка следить за движением мелодии. Научите его различать инструменты. Для этого перед прослушиванием расскажите и покажите ему, как инструменты выглядят, какой примерно звук они издают (картинки и звуки можете скачать в интернете). Поговорите с ребенком, спросите, с какими музыкальными инструментами он уже знаком, поинтересуйтесь, где он уже о них слышал (расспрашивайте ребенка о музыкальных занятиях – одно то, что вы внимательно слушаете малыша, способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету – музыке), похвалите ребенка за его осведомленность.
Обязательно разговаривайте с ребенком о музыке. Рассказывайте о том, какая музыка нравится вам, поясните, чем именно она вас заинтересовала. Находите музыкальные композиции, которые понравятся и ребенку, и вам.
Музыка способствует гармоничному развитию вашего малыша. Приучите его слушать произведения русских и зарубежных классиков, музыкальные сказки, и вы увидите, как эмоционально растет ваш ребенок.
Начните собирать лучшие музыкальные произведения, которые послушает ваш ребенок. Включите в фонотеку музыкальные сказки и записи песен из детских кинофильмов, классические произведения, записи народного творчества, джазовые композиции.
Включайте каждый день музыку как фон. Сначала ваш ребенок может не замечать ненавязчивого музыкального сопровождения. Однако потом он начнет прислушиваться. Далее у него начнут развиваться собственные предпочтения.

Ходите вместе с малышом на детские музыкальные спектакли. Когда музыку сопровождает зрительный ряд, ребенок лучше ее воспринимает.
Смотрите детские фильмы или мультики, в которых герои много поют. Дети любят пересматривать понравившиеся сказки и подпевать персонажам.


Как научить ребенка слушать музыку


Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать. Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке от самого начала до самого её завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.
На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь, навык слежения слухом за звуками еще не выработан, и внимание не достаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.
Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.
Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
В инструментальной музыке слов нет, но от этого она не становится менее интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и, даже, сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя.

В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие» возможно, кого-нибудь даже чуть-чуть напугает. А произведения композитора С. Майкопара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.
Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».
Хорошо постараться сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех.
Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит, чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать записи этого произведения, прочитать информацию о композиторе, о судьбе, истории создания данного произведения. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы – либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.

Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.