Программа индивидуальна для каждой конкретной организации, учитывает потребности воспитанников, их родителей (законных представителей), общественности, социума.
Основное содержание работы определяется по основным направлениям развития воспитанников (образовательные области):
социально-коммуникативное;
познавательное;
речевое;
художественно-эстетическое;
физическое.
Содержание данных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности:
в младенческом возрасте – непосредственно эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами, восприятие музыки, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
в раннем возрасте – предметная деятельность, экспериментирование с материалами, общение со взрослыми, совместные игры со сверстниками, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
в дошкольном возрасте – активность игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный труд, изобразительная, музыкальная и двигательная деятельность.
ФГОС дошкольного образования изменяет подход к результатам освоения образовательной программы.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Однако, педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.